Чем отличаются между собой фгос и фгт

Чем отличаются между собой ФГОС и ФГТ Слова ФГТ и ФГОС в последнее время часто на слуху. Чтобы понять, с чем их связывать, нужно сделать небольшую классификацию образования в России.

Чем отличаются между собой фгос и фгт

Чем отличаются между собой ФГОС и ФГТ

Слова ФГТ и ФГОС в последнее время часто на слуху. Чтобы понять, с чем их связывать, нужно сделать небольшую классификацию образования в России. Образование в России можно разделить на общее и профессиональное.

Общее образование – это следующие уровни:

  1. Дошкольное образование (детские сады, ясли).
  2. Начальное общее образование.
  3. Основное общее образование.
  4. Среднее общее образование.

Профессиональное образование идет по таким уровням:

  • Среднее профессиональное образование.
  • Высшее образование – степень бакалавра.
  • Высшее образование – магистратура.
  • Высшее образование – аспирантура (подготовка самых высококвалифицированных кадров).

Так вот, все эти буквы связаны с каждым из этих уровней образования.

Что же секретного скрывается за буквами ФГОС И ФГТ?

Для понимания значения этих букв нужно просто расшифровать аббревиатуру.
ФГОС – это федеральный государственный образовательный стандарт, применяемый для конкретного уровня образования.

ФГТ – федеральные государственные требования, предъявляемые ко всем уровням образования.

Стандарт сменил требования с сентября 2013 года, принеся много нового в сферу всех уровней образования. В сегодняшней России не один уровень образования. И в каждом из них, как и во всем образовании в целом, сделан упор и на уровень качества образования, и на самые различные варианты для получения образования. Ранее вся система образования на всех уровнях подчинялась требованиям. Теперь же для каждого уровня в образовании, в том числе и для дошкольного образования, разработан свой стандарт.

Почему отдельно говорят про дошкольное образование? Потому, что как уровень образования, он закреплен относительно недавно. С введением стандартов однозначно выиграли все уровни образования. Ведь каждый уровень образования стал рассматриваться, как отдельно взятый процесс. Так не только проще управлять каждым уровнем, но и быстрее можно увидеть результаты.

Чем отличается ФГОС от ФГТ?

Требования состояли из двух частей. В первом содержательном разделе были прописаны положения по структуре образовательной программы. Во втором разделе собраны требования к условиям реализации образовательной программы на практике (в процессе обучения).

Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел. В третьем целевом разделе образовательного стандарта прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Но помимо этого раздела с требованиями есть и другие отличия. Например, стандарты дают учащимся больше возможностей работать самостоятельно.

Требования предъявлялись к определенной группе учащихся, сформированной по критерию возраста. Стандарт же разрабатывался не только с учетом возрастного критерия, но и с учетом всех психологических факторов в возрастной группе обучающихся. В особенности много послаблений и дополнительных возможностей появилось в системе детских садов (дошкольного образования).

Именно стандарты разнообразили различные варианты домашнего и дистанционного обучения. В требованиях такого внимания домашнему и модному сегодня дистанционному обучению не уделялось, так как абсолютно для всех уровней любого образования они были едины. Цель стандартов – дать толчок к самостоятельному развитию, что важно для каждого уровня образования. Самообразование в любом варианте дисциплинирует. А путь к успешному усвоению образовательной программы начинается с дисциплины. Дисциплина способствует успеху в образовании. Это было известно еще без введения стандарта.

Образовательный стандарт никогда не будет столь категоричен, как требования. Со стандартом всегда есть выбор на любом уровне образования.А еще стандарты учат не только конкретным предметам и наукам. Стандарты учат быть людьми.

Маленькое заключение

Стало ли легче учиться, покажет время. Но появившийся выбор нужно ценить. О требованиях нельзя сказать ничего плохого. Они соответствовали своему времени. Но времена изменились. И им теперь во всем соответствует образовательный стандарт.

ФГОС и ФГТ

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от предыдущего федерального закона. На сегодняшний день Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит изменения в юридическую терминологию российского права.

Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий:

«образование» (единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).

«воспитание» (деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства).

«обучение» (целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни).

-«уровень образования» (завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований).

«качество образования» — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

«квалификация» (уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности).

направленность (профиль) образования» (ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы) и т. д.

Так же ФЗ «об образовании в РФ» 2012г. дает понятия ФГОС и ФГТ.

Федеральный государственный образовательный стандарт— совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются:

n Общего образования

n Начального профессионального образования

n Среднего профессионального образования

n Высшего профессионального образования (бакалавриат)

n Высшего профессионального образования (специалитет)

n Высшего профессионального образования (магистратура)

Каждый ФГОС включает 3 вида требований:

1. Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС –представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, реализуемых учебным заведением. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов(ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт. (ФГОС ДО)

Новый ФГОС Дошкольного Образования выдвигает три группы требований:

· Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

· Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

· Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.> представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями (далее – ОУ), имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС общего образования должен обеспечивать:

· единство образовательного пространства Российской Федерации;

· преемственность основных образовательных программ (далее – ООП) начального, основного и среднего (полного) общего образования.

ФГОС общего образования включает в себя требования:

· к структуре ООП общего образования;

Читайте также  Чем острый панкреатит отличается от хронического: признаки и отличия

· условиям реализации ООП общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным);

· результатам освоения ООП общего образования.

ФГОС является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» от 2012г. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Во-вторых, Закон меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». Закон РФ «Об образовании» разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.

Сравнение ФГТ и ФГОС

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

Введение ФГТ и ФГОС вызвало много противоречивых дискуссий, кто-то критикует, кто-то поддерживает, но во всём этом виден единственно верный и неоспоримый факт – это закон и его нужно выполнять. На сегодняшний момент ДОУ ждут стандарт, который разрабатывается на основе ФГТ с учетом корректировки спорных позиций.

Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО направлены на создание нормативной основы преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение – начальная школа, т.к. они устанавливают

  • Требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из ступеней,
  • Дают ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы,
  • Определяют условия, при которых эти программы будут реализованы.

ФГТ призваны обеспечивать преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, причем впервые в нормативном правовом документе установлен ряд концептуальных требований.

  • Соответствие принципам развивающего образования.
  • Интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному.
  • Использование адекватных возрасту форм работы с детьми.
  • Осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную).

Современные требования к обеспечению непрерывности дошкольного и начального образования предполагают решение следующих приоритетных задач. Задачи представлены в сравнении на слайде.

На дошкольной ступени В начальной школе добавляется
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
совершенствование достижений дошкольного развития,
специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста) умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания

Таким образом, мы видим, что выпускник ДОУ должен иметь определённые стартовые возможности для обучения в школе и выйти из ДОУ с определённой базой, соответствующей требованиям к выпускнику.

Реализация общей цели, на наш взгляд, и задач образования детей 3-10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий, представленных в обоих нормативных документах ФГТ и ФГОС.

Мы провели анализ текстов этих документов и определили, что ключевые слова в них – деятельность, развитие, формирование, воспитание.
В основании ФГТ и ФГОС, говоря доступным языком, лежит не учение, а умение учиться. Эта идея не нова, её культивировали многие мыслители.

Слайд 10

  • Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
  • Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. (Г. Зиммель)
  • Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. (А. Дистерверг)

Эти высказывания я привела не случайно, они помогают осмыслить суть вопроса.
Только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности – игра – как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в ДОУ.
ФГТ, утверждённые в ноябре 2009 г., с тех пор активно обсуждались в большинстве регионов России педагогами, анализировались авторами действующих дошкольных программ. В ходе этого анализа и обсуждений, попыток частичного внедрения, стали понятны как определённые конструктивные стороны ФГТ, так и очевидные проблемные стороны и явные недостатки.
Об этом в Министерство образования и науки РФ направлено письмо о необходимости внесения изменений в ФГТ .
Среди достоинств ФГТ можно выделить раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», представленный как перечень интегративных качеств ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Большинство же других разделов ФГТ настоятельно требуют переработки, некоторые – радикальных изменений. Например раздел «О системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования».
В этом письме предлагают прямо запретить использование «высоко формализованных способов мониторинга (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) развития детей как средства административной оценки показателей развития и обученности дошкольников, качества работы воспитателей и детских садов и т.п. Удалить соответствующий пункт из текста действующих ФГТ.
Но мы считаем, что отказываться от использования «высоко формализованных способов мониторинга» нельзя, так как любая траектория развития должна отслеживаться на определённых этапах для выявления проблем и нахождения путей их решения. Отказываться от мониторинга в ДОУ нельзя и потому, что через три недели обучения в 1 классе проводится мониторинг МЦКО, в котором проверяется уровень готовности первоклассника к обучению в школе. Для диагностики используется набор показателей, определяющих психофизиологическую, социальную и интеллектуальную зрелости первоклассников, а также сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребёнка учебных навыков, полученных до школы. Поэтому отслеживать уровень готовности ребёнка к школе, а именно сформированности его необходимых к обучению качеств в ДОУ в выпускных группах просто необходимо. И ответственность за результативность работы ДОУ также как и в ОУ должна быть.

Другие разделы ФГТ, требующие переработки:
Предлагают признать, что результаты освоения основной программы дошкольного образования, понимаемые как интегративные качества ребёнка, не должны рассматриваться только как результаты образовательной деятельности ДОУ – но и как итог общего развития ребёнка в том числе в семье и социуме.

При разработке возможных стандартов дошкольного образования не допускать смешения требований к результатам освоения основной программы дошкольного образования, формулируемых в ней – с требованиями к результатам образовательной деятельности конкретного детского сада.

Согласно ФГОС УУД – совокупность способов действия, благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Для нас базовый инструмент формирования умения учиться. Сбросить его со счетов не можем, т.к. это основное условие формирования познавательной мотивации, умения самостоятельно открывать новые знания.

  • познавательные и учебные мотивы
  • учебная цель
  • учебная задача
  • учебные действия и операции
Читайте также  Юбилей и круглая дата — чем они отличаются?

Новым подходом в образовательной программе ДОУ согласно ФГТ стала реализация содержания основной общеобразовательной программы на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет педагогу интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и в том числе, что позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения. (Ключевые слова.)

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Вывод: На ступени дошкольного образования, согласно ФГТ, формируются предпосылки познавательных логических универсальных учебных действий, коммуникативных УУД. Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня.

Сравним портреты выпускника ДОУ и ученика 1 класса, они во многом схожи, но результаты обучения в 1 классе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду. У первоклассников к концу первого года обучения должны быть сформированы УУД.

В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе можно выделить несколько интегративных качеств выпускника, которые позволяют ему успешно включиться в успешную деятельность:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Личностные результаты
Коммуникативные УУД

Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС четко вырисовывается преемственная связь.

Поэтому всем учителям и воспитателям стоит говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка и знания (именно они служат основой успешности школьного обучения). В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования не должна начинать работу с нуля, а должна подхватить достижения ребенка и организовать свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником потенциал. Только такое понимание преемственности позволит успешно реализовать непрерывность в образовании.

ФГТ И ФГОС: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИЯ М.М. Санникова, методист отдела общего и дополнительного образования Управления образования. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТатьяна Радищева

Похожие презентации

Презентация на тему: » ФГТ И ФГОС: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИЯ М.М. Санникова, методист отдела общего и дополнительного образования Управления образования.» — Транскрипт:

1 ФГТ И ФГОС: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИЯ М.М. Санникова, методист отдела общего и дополнительного образования Управления образования

2 О БЛАСТИ СРАВНЕНИЯ Нормативно-правовая основа Цели и задачи реализации Принципы реализации Требования к структуре образовательной программы Требования к содержанию образовательной программы Требования к результатам освоения.

3 Н ОРМАТИВНО — ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФГТ утвержены приказом министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г 655 Данный приказ утратил силу на основании приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребёнка В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные требования разработаны на основе: Стандарт разработан на основе:

4 Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интелектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Цели: 1. повышение социального статуса ДО 2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО 3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения 4. сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО Задачи: определены п.1.6. Стандарта их 9. ФГТФГОС ДО

5 П РИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ — принцип интеграции образовательных областей; — комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -принцип развивающего образования; -сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; — обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования — решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра). Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничество организации с семьёй. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Возростная адекватность дошкольного образования Учёт этнокультурной ситуации развития детей. ФГТФГОС ДО

6 Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа состоит из 2-х частей: — обязательной части (80%); — части, формируемой участниками образовательного процесса (20%). Объем обязательной части Программы должен составлять не менее: 60% от её общего объёма а части, формируемые участниками образовательных отношений- не более 40%. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления. ФГТ ФГОС ДО

7 Т РЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание дошкольного образования состоит из 10 образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому,социально-личностному,познавательно- речевому,хужожественно-эстетическому.. В основе содержания дошкольного образования деятельностный подход. Виды детской деятельности: — двигательная (активность) — игровая — трудовая — восприятие художественной литературы — коммуникативная — познавательно-исследовательская — конструктивная — музыкально-художественная — продуктивная Содержание Программы должно охватывать 5 следующих образовательных областей: — социально-коммуникативное развитие — познавательное развитие — речевое развитие — художественно — эстетическое развитие -физическое развитие; Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: двигательная (активность): игровая; трудовая; восприятие художественной литературы; коммуникативная; познавательно-исследовательская; конструктивная: музыкальная; изобразительная ФГТ ФГОС ДО

8 Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ Итоговый результат освоения Программы представляет собой совокупность интегративных качеств: Физически развитый, овладевший основными КГН; Любознательный, активный: Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные нормы и правила поведения; Способный решать интеллектуальные и (личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности- умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры (пункт 6): -ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность; — ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства, взаимодействует со сверстниками и взрослыми: — ребёнок обладает развитым воображением, умеет подчиняться правилам и социальным нормам: — ребёнок проявляет творческие способности; — у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими; — ребёнок хорошо владеет устной речью; — ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены и др. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. ФГТФГОС ДО

Читайте также  Чем отличаются белые яйца от коричневых

Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов

Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. В грядущем году нас ждёт обновление этого важного документа. Рассмотрим ожидаемые изменения во ФГОС и что они будут значить для школьников и их родителей.

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.

Какие бывают ФГОС

На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих?

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

‍«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны».

Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Другие грядущие изменения

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Резюме

ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость.

Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок шахмат. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: