Чем иудей отличается от еврея?
ЖИДЫ, ЕВРЕИ, ИУДЕИ… Путаница и путаники
Первое упоминание о жидах мы встречаем во Святом Евангелии. Наперсник Христов, св. апостол Иоанн говорит о «праздниках жидовских» (Иоан. 6,4), о том, что «жиды искали Его (Иисуса)», «жиды спорили между собой» (Иоан 7,11 и 6,52). В синодальном переводе с церковнославянского на русский эти места переведены с употреблением слова «иудеи», но это неверно, ибо апостол Иоанн сам использует слово «иудеи» наравне со словом «жиды», однако – с другим значением (см. например, Иоан. 7,15). Получается, что два разных понятия переведены на современный русский язык одним словом, что, согласитесь, вносит большую путаницу.
Также и святой первоверховный апостол Павел в послании к Галатам (Гал. 1, 13-14) говорит, что он «будучи в жидовстве, премного гнал Церковь Божию и разрушал ее», «преуспевал в жидовстве паче многих сверстников». И здесь опять на современный русский язык это переведено как «преуспевал в иудействе». Хотя апостол Павел тоже употребляет слова «иудеи» «иудейство», явно придавая им иной смысл, нежели «жидовству». Иначе зачем было богодухновенному автору использовать два разных термина там, где можно обойтись одним?
В многотомных «Житиях Святых» святителя Дмитрия Ростовского, изданных на русском языке в 1902-1910 годах и многократно переизданных уже в наши дни по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, мы встречаем ту же путаницу. Так, в житии преподобного Евстратия Постника, умученного от жидов (память 28 марта ст.ст.), читаем: «Богопротивный еврей начал принуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их голодом в оковах». И тут же: «Жидовин начал ругаться над святым Евстратием так же, как отцы его над самим Господом Иисусом Христом… Жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного… Тело святого мученика жидовин, сняв с креста, ввергнул в море».
Как видим, и здесь продолжается путаница, связанная с тем, что понятия «еврей» и «жид» употребляются в качестве синонимов. Справедливости ради скажем, что иудеи сами виноваты в ее возникновении. На протяжении долгих веков раввины утверждали, что еврей – это не только и не столько национальность, сколько религиозная принадлежность.
Они и сейчас так утверждают. Например, главный хасидский раввин, сатанист хабадец Берл Лазар девятого августа 2005 года в интервью «Газете.ru» так охарактеризовал известных российских евреев: «Березовский родился евреем, потом крестился. Отец Ходорковского – еврей. Но сам бизнесмен… евреем не является». Таким образом он жестко связал принадлежность к национальности с иудейским вероисповеданием. Ты не ходишь в синагогу, ты крестился – и ты уже не еврей. Твоя мать не еврейка (а законы иудаизма утверждают, что еврей – это человек, рожденный еврейкой) – ты тоже не наш…
Ещё более ясно выразился на эту тему президент Российского еврейского конгресса Владимир Слуцкер. Корреспондент «Комсомольской правды» спрашивает его:
– Евреи, как известно, бывают разные. В России много крещеных евреев. Религиозные еврейские организации их за своих не признают.
На это Слуцкер отвечает:
– И правильно делают. Слово «еврей» на иврите означает «иехуди». Это слово в еврейском языке имеет очень много смыслов, и если разбирать его по буквам оно означает «благословленный, представитель Творца в народах мира, тот, кто руководствуется волей Творца». А посему он не может не выполнять Его заветов, а их – 613. И выполнение этих заповедей называется иудаизмом. Тут кровь ничего не определяет. Тот, кто соблюдает меньшее число заповедей, называется по-другому. А тот, кто соблюдает заповеди по христианскому или какому-нибудь другому обряду, евреем не является».
Таким образом, основой всей той путаницы, которая царит вокруг понятий «жид», «еврей» и «иудей», являются сами жиды-евреи-иудеи, намеренно смешивающие национальность с религией. «Не подлежит сомнению, – пишет еврейский писатель Лео И. Леви, – что у евреев раса и религия настолько между собою спаяны, что никто не может сказать, где кончается одна и где начинается другая.
Вся жизнь еврея, весь его быт, определены до мельчайших подробностей национально-религиозным законодательством раввинизма. Каждый его шаг – от колыбели до гроба – нормирован законом. В этих законах вылилась душа еврейского племени, столь исключительная, столь непохожая и столь враждебная психологии других племен и народов, – эта исполненная страстной ненависти душа, не разгадав которой, невозможно разгадать и тайны исторической судьбы еврейства, и той роли, которую оно играло и играет в истории народов, среди которых живёт».
ТАЙНЫ «ЗАПРЕТНОГО» СЛОВА
Что касается слова «жид», то оно по каким-то таинственным причинам особенно сильно раздражает профессиональных «борцов с антисемитизмом». Причём, все их объяснения, что это, мол, бранная кличка, оскорбительное прозвище и т.д. не выдерживают никакой критики. В большинстве европейских языков (французском, английском, польском, немецком и т.д.) «жиды» – это исконное самоназвание евреев. Да и в русском языке слово «еврей» появилось только в XIX веке.
Но в России жидовствующие «правозащитники» почему-то с особым рвением стараются запретить русским людям пользоваться термином «жид». Даже требуют у прокуратуры возбуждать уголовные дела по пресловутой 282 статье УК РФ – «за разжигание» – против тех, кто осмеливается употреблять это «страшное» и «запретное» слово. Впрочем, пока у наших прокуроров хватает здравого смысла не карать российских граждан за то, что они пользуются родным языком в полном объеме Толкового словаря В.И. Даля.
Однако делают они это весьма неуклюже. Так, в мае 2005 года прокуратура Санкт-Петербурга отказала в возбуждении уголовного дела против главного редактора «Руси Православной» Константина Душенова, которого два жидолюбивых «правозащитника» – Линьков и Вдовин – призывали посадить в тюрьму за использование на страницах газеты «запретного» слова. Заместитель прокурора города А.Д.Корсунов тогда счел, что «слово «жид» и его грамматические модификации не являются официально признанным указанием на принадлежность к определённой религии». Как говорится, спасибо и на том. Но так и хочется спросить: а если бы и являлось, что тогда? Назвать жида жидом, мусульманина – мусульманином, а христианина – христианином, разве это оскорбление.
Почему же тогда слуцкеры, лазары и иже с ними рабиновичи так упорно стараются «запретить» неудобное слово? Да потому, что именно оно раскрывает всю их сатанинскую суть, ясно обозначает их дьявольскую, богоборческую, человеконенавистническую сущность. Митрополит Иоанн (Снычев) говорил об этом так: «“жидовство”, «жидовское иго» есть иго христопродавцев, которых следует вполне конкретно называть жидами, а не евреями, как иногда неправильно пишут. Нам надо не бояться называть вещи своими именами. Здесь борьба вероучений, а не национальные разногласия. Это надо чётко понимать».
Жиды – это сатанисты-христоненавистники, которым Сам Господь сказал: «Отец ваш дьявол» (Иоан. 8,44). Именно в таком смысле используют этот термин святые апостолы Иоанн и Павел, отличая таковых закоренелых злодеев от тогдашних, ветхозаветных иудеев, среди которых было много будущих христиан. Но после распятия Христа Спасителя богоубийцы и их потомки полностью перекроили иудаизм под свои черные нужды.
Сегодня они набрали такую силу, что пытаются стереть в народах даже самую память о своем страшном преступлении, хотят предстать перед нами в «цивилизованном» виде, стремятся замаскировать свою адскую сущность, лукаво жонглируя понятиями «еврей» и «иудей», путая и смешивая религиозные и национальные аспекты проблемы. Как же им не злобиться, когда – несмотря на все их усилия – кто-нибудь вдруг возьмет да и назовет их настоящим именем, несущем на себе неизгладимую печать богоотвержения и инфернальной злобы…
НАГЛАЯ И ТРУСЛИВАЯ ЖИДОВСКАЯ СВОЛОЧЬ
Подведем итог. С православной точки зрения понятие «жид» имеет вполне определённый смысл. Термин «жид» в церковном его понимании не является определением национальной принадлежности. Не все евреи – жиды. И наоборот, не все жиды – евреи. Есть, к сожалению, «жидовствующие» французы, китайцы, татары, калмыки…
«Жид» также не является определением религиозной, вероисповедной принадлежности. Не все иудеи – жиды (хотя, увы – большинство из них). И, опять жидовствующие вероотступники и среди православных, даже среди высокопоставленных наших иерархов…
Читатель, конечно, вправе спросить: тогда кто же они, эти таинственные «жиды»? С православной точки зрения ответ весьма прост: жиды – это потомки (и по крови, но главное – по духу, сатанинскому богоборческому духу) тех богоубийц, кто требовал распятия Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, кто кричал перед Пилатом на площади: «кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27,25). Это слуцкеры, лазары и им подобные. К другим евреям (например – к крещенным и искренне отвергшим сатанизм Талмуда и Шулхан-Аруха) у нас, православных, претензий нет…
Так что прокуратура напрасно так долго изучала этот простой вопрос и мучительно решала, есть ли в слове «жид» национальный или религиозный подтекст. И мы, православные русские люди, наконец-то можем в своей собственной стране безбоязненно, открыто и публично сказать, как презираем мы всю эту наглую и трусливую жидовскую сволочь, как – в полном соответствии с вероучением Святой Церкви – гнушаемся отвратительным жидовским нечестием, сатанизмом и дьяволопоклонством.
Чем отличается «еврей» от «иудея»?
Есть ли различие между евреем и иудеем? Таль
Отвечает рав Меир Мучник
Простой ответ на Ваш вопрос — нет различия.
В современном русском языке слово «еврей» обычно понимается как обозначение представителя национальности, то есть речь о крови, этнической принадлежности, а «иудей» — обозначение приверженца иудаизма как религии.
По идее, этническая принадлежность и религия — разные вещи: этническая принадлежность — биологическая данность, то, что мы наследуем и что невозможно изменить. Религия — идея и вера, которую можно принимать или отвергать и которая по наследству не передается (дети религиозных обычно сами религиозны в силу воспитания, а не генетики). Но в еврействе эти два момента как раз интересным образом совпадают.
Первым евреем стал Авраам — именно в силу того, что отверг господствующую тогда идею поклонения идолам и открыл для себя Единого Б-га, Стоящего над всеми силами, которых другие принимали за богов. Но потомки Авраама стали евреями уже «по наследству» — хотя Б-г и сказал, что они евреи потому, что будут воспитаны в духе идей Авраама. Также они были обязаны продолжать нести физический «знак» еврейской принадлежности на своем теле — обрезание. Хотя и тот, кто не сделал его, остается евреем.
В то же время, любому человеку была предоставлена возможность присоединиться к еврейскому народу, пройдя гиюр: физически — сделав обрезание, идейно — приняв еврейскую веру в Единого Б-га и все остальные данные Им принципы.
Обычную этническую принадлежность изменить невозможно. Англичанин не может стать французом, тем более — китайцем или чернокожим, операция по изменению формы глаз или цвета кожи в этом не поможет. Но он может стать евреем — и китаец тоже может!
Значит, еврейство — не физическая этническая принадлежность, а религия и идея. Ведь понятно, что и англичанин, и китаец могут стать христианами или коммунистами. Однако, став евреем, этот бывший англичанин или китаец передаст свое еврейство по наследству — хотя никуда не исчезает английская кровь или китайский разрез глаз. Что же такое еврейство?
Ответ таков: еврейство — это тип души. Авраам не просто выдвинул идею Единого Б-га и отверг идолопоклонство. Суть идолопоклонства — в отдалении человеческой души от Б-га до такой степени, что человек теряет с Ним прямую связь и начинает нуждаться в посредниках — ангелах, «звездах».
Именно до такого уровня опустилось человечество к тому времени, когда появился Авраам — и повернул процесс вспять: открыл для себя Б-га и приблизился к Нему настолько, что посредникам уже не было места. Так он связал свою душу с Б-гом напрямую. Эта непосредственная связь с Б-гом делает саму человеческую душу иной, и это ее свойство передается по наследству.
Ведь на самом деле и этнические признаки передается по наследству потому, что передается душа: мир создан Б-гом так, что физическое отражает духовное. Поэтому и представители других народов могут стать евреями, а затем передать еврейство по наследству: гиюр помогает изменить душу, связать ее с Б-гом, а затем эта связь уже передается по наследству.
Поэтому «иудей» и «еврей» — это одно и то же. Даже если считать, что «иудей» означает «приверженец религиозной веры», иудаизма, одной веры в единого Б-га недостаточно для того, чтобы присоединиться к Его народу, к духовным потомкам Авраама — для этого надо пройти гиюр, а тогда человек уже становится евреем в том плане, что передает это свойство души по наследству.
В любом случае, такое «удвоение» терминов существует далеко не во всех языках. В русском — да, но вот, например, в английском — нет. Там есть только одно слово — Jew, означающее и «еврей» и «иудей». Причем в англоязычном мире оно скорее понимается как обозначение религиозной принадлежности. («Национальность» — nationality — там и вовсе означает «гражданство». В знакомой мне религиозной еврейской семье из Англии, мать которой выросла в Дании, на вопрос: «Кто Вы по национальности?» она отвечала: «Датчанка», Danish, а по вероисповеданию — «иудейка», Jewish).
Поэтому на Западе у людей, недостаточно разбирающихся в теме, недоумение вызывает не то, что религиозные евреи дают возможность человеку любой национальности стать евреем с помощью гиюра, а, наоборот — что без правильного гиюра евреем может стать не кто угодно по собственному выбору, а только тот, кто родился от еврейской матери. Мол, как же так: ведь кто угодно может решить, что он христианин, почему же он не может решить, что он иудей? Но мы здесь и на этот вопрос дали ответ, см. выше.
Если же говорить об этимологии этих двух слов, «еврей» и «иудей», то они действительно различны:
Слово «еврей» — эквивалент слова иври на святом языке. Это слово означало «[стоящий] по ту сторону [реки]» и было, в свою очередь, образовано от слова авар — «перешел [на ту сторону]». Этим словом, иври, назван Авраам (Берешит 14:13), который отверг господствовавшее в мире идолопоклонство и приблизился к Единому Б-гу (см. выше): весь мир стоял на «одной стороне реки», а Авраам — на другой (мидраш Берешит Рабба 42). Так что это слово с самого начала означало идейный и душевный переход на «другую сторону», который совершил Авраам.
Но в дальнейшем еврейство передавалось по наследству, см. выше, и словом иври называются также потомки Авраама — представители произошедшего от него народа. Например, Йосеф говорит: «Ибо я был похищен из страны иврим» (Берешит 40:15), имея в виду Землю Израиля. Или, излагая законы о слугах, Тора называет нееврейского слугу кнаани — «кнаанским», а еврейского — иври.
Слово «иудей» же образовано от имени Йеуды, сына нашего праотца Яакова. Как и каждый из двенадцати сыновей Яакова, Йеуда стал родоначальником своего колена, и его потомки стали называться йеуди — то есть потомок Йеуды, представитель колена Йеуды. А представители других колен стали называться, соответственно, по именам их родоначальников, братьев Йеуды. Например, потомок Биньямина, представитель его колена назывался йемини.
Но со временем значение терминов несколько изменилось. После смерти царя Шломо единое еврейское царство раскололось: от колена Йеуды, к которому принадлежала династия Давида, откололись недовольные ее правлением десять других колен во главе с коленом Эфраима, потомками одного из сыновей Йосефа. Они образовали Израильское царство, а с коленом Йеуды осталось только колено Биньямина, и они образовали Иудею. Впоследствии Израильское царство первым пало под натиском врагов, и десять колен были уведены в изгнание ассирийским царем, в результате чего основная их масса пропала без вести.
А путь еврейского народа по истории продолжили оставшиеся в Иудее колена Йеуды, Биньямина и находившиеся среди них потомки их брата Леви — левиты и коэны.
До изгнания десяти колен весь народ Израиля иногда назывался «Эфраим» (см., например, Ирмияу 31) — по имени ведущего из десяти колен. Но после их изгнания ведущим становится колено Йеуды и слово йеуди начинает использоваться как обозначение любого еврея.
Так, уже после того, как пала и Иудея и еврейский народ оказался в изгнании, его ведущий мудрец Мордехай, происходивший из колена Биньямина и потому называвшийся йемини (Эстер 2:5), называется также йеуди (там же). Талмуд (Мегила 12 б) спрашивает: если он был йемини, то есть выходцем из колена Биньямина, почему он в то же время называется йеуди, то есть выходцем из колена Йеуды? И отвечает сначала, что его отец был из колена Биньямина, а мать — из колена Йеуды. Но потом дает другой ответ (там же 13а): Мордехай отказался поклоняться идолу — Аману. А всякий, кто отвергает идолопоклонство, называется йеуди — «иудеем», как написано о Ханании, Мишаэле и Азарии (Даниэль 3:12): «Есть мужи из иудеев, твоим богам они не служат и золотому идолу, которого ты поставил, не поклоняются».
Так слово йеуди — «иудей» — тоже стало обозначать не только происхождение из конкретного колена, но и вообще приверженность к еврейской вере в Единого Б-га и душевную связь с Ним. И, если в современном русском языке основным словом, обозначающим представителей нашего народа, является «еврей», произошедшее от иври, то во многих других языках преобладают слова, произошедшие от йеуди: немецкое jude, французское juif , английское Jew, ну и польское żyd — жид, которое только в русском обрело негативную коннотацию, а там было обычным обозначением еврея.
Так что все мы, представители нашего народа, и евреи, и иудеи, и жиды!
Чем иудей отличается от еврея?
Древняя святая земля, которая является прародителем трех мировых религий так же походная слов «евреи», «иудеи». Эти понятия имею долгую историю, в трактовке многих языков семантически не различимы. Многие не разделяют эти понятия и считают их сродными по своей сути. Во многом еврей и иудей могут быть восприняты как синоним, но у них есть отличительные аспекты.
В древности существовало два царства: Иудейское и Еврейское, которое занимало территорию семитского полуострова и исповедовало одну религию. После падения Иудейского царства национальности сроднились, а понятия стали отожествлять между собой. В прошлом эти названия свидетельствовали лишь о территориальном расположении двух племенных народов, которые пришли на новые земли и несут знание своих пророков полученных на горе Синай.
Каждый по национальной принадлежности еврей, исповедующий религию иудейство, может совмещать в себе сразу оба понятия. Иудей, который не является евреем по происхождению и получил права гражданина, формально не может являться евреем.
Особенности в определении понятия «еврей»
- Еврей – это национальная принадлежность этнической группы людей, которые населяют государство Израиль. Этнические группы, представители данного понятия существуют во всех странах мира.
- Евреем может считаться человек рождённый матерью еврейкой до третьего колена. По мужской линии еврейские корни сохраняться, только в прямом родстве, то есть от отца к ребенку и не дальше.
- Современные не ортодоксальные течения позволяют называть евреем, так же человека, который проживает на территории государства, принял гражданство. Хотя в официальных документах указывается «израильтянин» в быту слово «еврей» приемлемо.
- Статус «еврея» человеку может дать государство при наличии ряда документов, предоставленных в израильское консульство страны обитания.
- Несмотря на то, что Израиль сугубо религиозная страна, которая живет по Божественным канонам, не руководствуясь общепринятыми в мире конституциями, еврей не обязан ортодоксально исповедовать иудаизм или посещать синагогу. При этом они, как и все обязаны почитать праздники: Пурим, Ем Шавуот, Рош А Шана и другие.
- Еврей не обязан владеть ивритом, если он не занимает государственные должности. Большое количество переселенцев позволяет жителям страны спокойно разговаривать на других языках. Широко распространён русский. В быту люди могут общаться между собой на диалекте — идиш.
Отличительные черты «иудеев»
- Иудеи – это человек, который исповедует религию иудейство.
- Иудеем может называться человек, который был рожден евреем на святой земле или вне ее.
- Не обязательная принадлежность к нации евреев. Любой житель планеты может начать исповедовать религию Иудейства. В таком случае, доказав свою верность, пройдя обучение в общине, получив разрешение старшего раввина он сдает экзамен «ГИЮР» в ходе которого принимает данное вероисповедание и становиться иудеем.
- Обязательным для иудеев является соблюдение всех правил и канонов. Строгое соблюдение постов в праздники, регулярное посещение синагоги.
- Статус иудея может быть дан в религиозной общине, старшим раввином.
- Принимая иудейство человек, получает право на проживание в Израиле наравне с коренными жителями страны. Полный социальный пакет, гражданство страна предоставляет при сдаче экзамена по теоретической части истории становления религии и государства в целом, а так же обязательном для мужчин обрезании.
- Полноправный гражданин страны, по рождению или репатриированный не может называть себя иудеем, не исповедуя официальную религию страны.
- Обязательное знание иврита, государственного языка страны, для чтения молитв и священных писаний в оригинале.
Часто понятием «еврей» оперируют, желая назвать определённые черты, которые свойственны данной национальности. Предприимчивые по своей натуре, бережливые люди, которые ни каким образом не относиться к государству Израиль получают ярлык «еврей».
Сыны Израиля, евреи могут обладать реформистскими взглядами и не следовать слепо всем правилам, вносить новое. Это касается роли женщины в обществе, работы не только в средней ланки, но и в правительстве. Иудаизм запрещает женщинам заниматься любой мужской работой, участвовать в принятии важных решений, при этом превознося женщину как мать и хранительницу семейного очага.
Знаки, которые использует Израиль в качестве символов на флаге и гербе являются частью религиозного наследия иудеев, которые перенял современный социум. Пятиконечная звезда Давида – символ озарения, Менора – подставка для 7 свечей, каждая из которых зажигается в следующий день Хануки стали неотъемлемой частью современных государственных атрибутов и еще раз сроднят между собой понятия «еврей» и «иудей».
Евреи или иудеи?
18.01.2006
Редактировать статью
В последнее время стало модным обсуждать разницу между евреями и иудеями. Подразумевается, что эти два слова имеют разное значение: иудей — это человек, соблюдающий предписания иудаизма вне зависимости от своей исходной национальности, а еврей — это национальность независимо от исповедуемой религии. Мне бы хотелось не только осветить этот животрепещущий вопрос с позиций собственно иудаизма, но и слегка коснуться причин возникновения данной проблемы. Рассуждая на эту тему, неизбежно придется проанализировать побуждения и интересы, заставляющие некоторых заинтересованных лиц распространять на сей счет самые вздорные заблуждения.
Тонкость истории взаимоотношений иудаизма, христианства и ислама заключается в утверждении об избранности еврейского народа.
«Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением. А Я благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и благословляться будут тобой все племена земли» (Тора, Берейшит, 1-3).
Из Пятикнижия можно извлечь немало цитат, описывающих заключение союза (завета) с праотцами евреев Авраамом, Ицхаком, Яаковом и еврейским народом в целом. Общеизвестно, что христианство и ислам — это дочерние религии, возникшие из иудаизма. Обе они признают Пятикнижие святой книгой, полученной во время Синайского откровения Моисеем и еврейским народом.
И вот тут возникает некая двойственность. С одной стороны, в святой книге не раз упоминается богоизбранность евреев, их право на Святую землю — Эрец Исраэль, а с другой так и подмывает как-нибудь объявить эту деталь отжившей свой срок и устаревшей. Христиане, а вслед за ними и мусульмане, выдвигают поистине талмудический по своей ловкости аргумент: евреи провинились и лишились союза с Б-гом, и теперь этот союз перешел к христианам (мусульманам), признавшим истинного мессию (пророка).
Но одним из многих благословений и обещаний, данных Б-гом евреям, было то, что еврейский народ не исчезнет. Поэтому, по идее христиан и мусульман, самым лучшим доказательством истинности их религии был бы массовый переход евреев в христианство (мусульманство); на худой конец, хватило бы и простого растворения евреев среди других народов, как это произошло с ханаанеями, ассирийцами, греками, римлянами и многими, многими другими.
Однако, поскольку евреи ни добровольно, ни с чьей бы то ни было помощью, исчезать не собираются, потребовались дополнительные теории и пояснения. Например, что потомки Авраама, Ицхака и Якова благополучно исчезли, подобно другим древним народам, а современные евреи — это последователи их религии, перешедшие в иудаизм и не связанные с еврейским народом общими предками.
Именно так, к примеру, зародилась популярная теория о происхождении современных ашкеназских евреев от хазар…
«На самом деле, еврейские общины появились на территории Германии и Франции уже в начале новой эры. Как известно, именно Германия в еврейских источниках именуется “Эрец-Ашкеназ”, а хазары, даже по самым смелым теориям, не проникали на запад дальше Литвы, Польши или Венгрии, да и то, в крайне незначительных количествах. Малочисленные караимские общины, исповедующие “нетрадиционный иудаизм”, — это максимум того, что от них могло остаться. Именно из Германии в эпоху крестовых походов (XI – XIII вв.) большое количество немецких евреев (“ашкеназов”) двинулось на восток и обосновалось в Польше, где местные евреи говорили на немецко-еврейском языке (“идиш”)… В конце восемнадцатого века, после трех разделов Польши, около миллиона ашкеназских евреев стали подданными Российской империи…» («Хазары, убирайтесь из России » )
«…Что же произошло с хазарами, оставшимися в родных степях? Они частично смешались с захватчиками, а частично дали начало многим современным народам Северного Кавказа. При этом значительная масса хазар-христиан и хазар-иудеев приняла мусульманство. А как те, что сохранили свою веру?
Здесь историками были выдвинуты две гипотезы. Первая — о происхождении казаков, вторая — об этнических корнях восточноевропейских евреев. Известно, что первые казаки были тюркского, а не славянского происхождения. Потом к ним стали присоединяться русичи, бежавшие от своих собственных или иностранных угнетателей. По одним данным, новые пришельцы в конце концов стали количественно преобладать, по другим — казаки разрешали инородцам селиться рядом, принимали их для участия в военных действиях, но казаками не считали.
Даже в середине девятнадцатого века многие женщины-казачки, жившие в станицах на Дону и Северном Кавказе, предпочитали общаться на “татарском” языке (это упоминается и в повести Л. Н. Толстого “Казаки”). Мужчины говорили по-русски хорошо, так как проходили службу в русской армии. Предположение о том, что казаки обычно захватывали себе жен как пленниц во время набегов на татар и турок (так, например, считал Н. В. Гоголь), вряд ли является количественно верным. Захватить в плен татарку было совсем нелегко. Считается, что слово “казак” происходит от тюркского “вольный всадник”, однако, возможно, что говоря о “вольных всадниках” имели в виду степных хазар-христиан (монголы называли хазар “коза” или “коса”, а с другой стороны, тюркские христиане имели основание жить на воле, то есть отдельно от мусульманского большинства).
Гипотеза о хазарском происхождении восточноевропейских евреев выглядит гораздо менее вероятной. Сторонники этой версии полагают, что древние евреи, давшие миру Библию и Иисуса Христа, давно вымерли, а нынешние не имеют к “избранному Б-гом народу” никакого отношения. В качестве аргументов фигурируют некоторые общие термины (например, фамилии Каганович и Коган якобы могли иметь отношение к Хазарскому каганату) и внешний вид (среди евреев, как и среди древних хазар, немало рыжеволосых и голубоглазых). Конечно, возникает вопрос: куда делось богатырское сложение?
Очень важно и то, что идиш, возникший спустя несколько веков после крушения Хазарского каганата, имеет гораздо большее сходство с южногерманскими, чем с тюркскими, диалектами. Кроме того, число хазар-иудеев, и без того сравнительно малое, еще больше сократилось после перехода многих из них в мусульманство. Несколько тысяч караимов (тюрков, исповедующих религию близкую к иудейской) живет сейчас в Литве, Польше и Крыму. Возможно, что и небольшая часть евреев все-таки является потомками хазар (в конце концов, как сказал, кажется, Юлиан Тувим, родство евреев — не по той крови, что течет в жилах, а по той, что текла из жил), однако для распространения этой гипотезы на большинство восточноевропейских евреев нет никаких убедительных оснований…» ( « Хазары » )
Если мы вспомним о том, что христиане называют Евангелие Новым Заветом, а ТаНаХ — Ветхим, то в самом этом названии, возникшем очень давно, увидим замаскированное желание и надежду самим назваться «новым Израилем» и выглядеть хотя бы в своих собственных глазах преемниками столь заманчивых благословений.
Тут необходимо упомянуть, что с точки зрения иудаизма нет разницы между «иудеями» и «евреями». Эти слова-синонимы наряду со словом «исраэль» являются собственными названиями еврейского народа. Название «еврей» восходит к Аврааму, называемому Авраам ха-иври. Слово «иудей» происходит от имени Иегуды (лев), четвертого сына Яакова, благословленного умирающим Яаковом быть главой еврейского народа. Поскольку колено Иегуды после разрушения Первого храма (и исчезновения в изгнании десяти колен) стало количественно преобладающим, в «Мегилат Эстер» евреи впервые упоминаются под именем «иудеи». И, наконец, слово «исраэль», или «израиль», восходит к внуку Авраама, сыну Ицхака — Яакову, получившему это прозвище после ночной схватки с ангелом. «Не Яаков должно быть впредь имя твое, а Исраэль» (Берейшит, 32:29).
Видимо, многих далеких от еврейской традиции людей сбивает с толку то, что у евреев нет разделения на национальность и религию. Однако несмотря на это существуют совершенно четкие определения, кого можно и кого нельзя считать евреем. Евреем считается тот, кто рожден матерью-еврейкой или прошел полный обряд принятия иудаизма — гиюр. Евреи, не придерживающиеся никакой религии, а также их дети, являются полноправными евреями.
Евреи, перешедшие в христианство или мусульманство, имеют промежуточный статус. Заявления типа: я еврей, но верю, что Христос — мессия (или Магомет — пророк), являются заведомо ложными, поскольку человек, искренне и свободно исповедующий христианство (или мусульманство), теряет, с точки зрения еврейского народа, право называться евреем.
Создателям теорий совсем не мешают факты. Например, то, что многие евреи располагают родовыми книгами, подтверждающими их происхождение от Аарона, брата Моше, или от царя Давида. И новейшие исследования в области еврейской генетики (обнаружение общего для коhаним — потомков Аарона — гена их предка) их тоже не смущают. Конечно, к еврейскому народу на протяжении его долгой истории присоединялись представители других народов, многие из которых сыграли видную роль в еврейской истории, однако евреи даже в рассеянии сохранили свой этнический облик и свое культурное единство, во многом благодаря четкому законодательству, касающемуся вопроса, кого надо считать евреем.
Евреи
Евре́и (ивр. יְהוּדִים [йеhудим], идиш ייִדן/אידן [й/идн], сеф. ג׳ודיוס [джудиос]) – 1) Потомки Евера; 2) Потомки Авраама через Исаака и Иакова – родоначальника двенадцати колен Израилевых; 3) в период до разрушения Первого Храма, условно, евреем мог считаться человек, не имевший общего происхождения в генетическом отношении, но приобщенный к обществу Израиля в религиозно-культурном отношении, живший такой же жизнью, что и благоверный еврей по крови.
Чем слова «еврей» и «иудей» отличаются друг от друга?
Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. В современном русском языке еврей – это термин, указывающий на национальность, а иудей – термин, указывающий на религиозную принадлежность человека.
Каково происхождение слова «евреи»?
На иврите это слово произносится как עברי [иври́] и происходит от существительного עבר [э́вер] – «та сторона», например район Тель-Авива עבר הירקון [эвер ха-яркон] – «та сторона Яркона, Заярконье». Следовательно, «иври» – это прилагательное «потусторонний» либо «заречный», то есть «пришелец с той стороны (реки Евфрат)». Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана ( Быт.14:13 ).
Каково происхождение слова «иудеи»?
Изначальное название «йехуди» относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии – к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название йехуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
Кто в древности считался евреем?
В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу – даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 до Р. Х.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра и Неемия распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы ( 1Езд.9–10 ; Неем.10:30, 13:23–27 ). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введенный Ездрой и его соратником Неемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.
Был ли евреем Иисус Христос?
Иисус Христос воплотился в среде еврейского народа, и по родословной происходит от Девы Марии, которая принадлежала к этому народу. В Евангелии мы видим длинный список Его еврейских предков ( Мф.1:1–17 ). У кого-то может возникнуть вопрос: может ли у Бога быть национальность? Но Церковь учит, что Господь наш Иисус Христос обладает двумя природами – Он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек. Господь Иисус целиком и полностью Человек, из плоти и крови, Он принадлежит к человеческому роду, у Него есть определенные черты лица, Он родился от жены, в среде определенного народа, Он воспринял от Матери родной язык. Любой из нас, людей, имеет предков, родной язык, наша личная история всегда вплетена в историю нашего народа. Однако принадлежность к определенной национальности подразумевает определенного рода границы, специфическую ограниченность, отделяющую представителей одних национальностей от других. Господь же был совершенным Человеком. К тому же в Его родословной отмечены и представители языческих народов.
Есть ли вероятность, что евреи все же признают Христа Мессией?
Апостол Павел с уверенностью говорит об этом так: «Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:24–26 ). «Будет великое обращение общественное [евреев] вместо того, что прежде были только частные обращения, а масса Израиля оставалась в противлении. Но как сему быть, узнаем во время исполнения», – пишет свт. Филарет (Дроздов).
Во время своей земной жизни Иисус Христос сосредоточился на служении Израилю и требовал того же от Своих учеников ( Мф.10:5 ). Но это ограничение носило временный характер и было отменено Самим Иисусом ( Мф.28:19–20 ).