Чем культура общности отличается от культурного наследия

Культура

Культура (лат.- воспитание, образование, развитие; англ., culture, нем. Kultur) — 1. Любая человеческая деятельность, представленная артефактами (материальная культура) или верованиями (духовная культура),

которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность. В культуре воплощается пр.всего общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека детерминируется не столько природой, сколько воспитанием, культурой. Человек отличается от животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения — знаки, язык. Вне символических, культурных значений (обозначений) ни один предмет не м.б. включён в мир человека. Точно так же, как и ни один предмет не м.б. создан без предварительного «проекта» в голове человека. Мир человека — это культурно выстроенный мир, все границы в нём имеют социокультурный характер. Вне системы культурных значений нет разницы м.королём и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. Главная функция культуры — это внедрение и поддержание определённого социального порядка. Материальная культура (ценности) — развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др., т.е. всё то, что служит для продолжения жизни.

Духовная культура (ценности) — идеологические представления взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и др., т.е. всё то, что отражает окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, красоты, познания ценности всего многообразия мира. Обычно культура находится в рамках традиций, однако сравнительно быстро может происходить её смена в результате диффузии или местного развития без вмешательства извне. Общечеловеческая культура складывается из национальных культур, наследует всё ценное из прошлого развития человечества. Начиная с XVII в. вопрос о путях развития русской культуры был предметом острых дискуссий и борьбы в общественно-политической мысли. Значительное распространение приобрели идеи расширения культурных связей с Западной Европой как средство преодоления культурной отсталости России, сложившейся под влиянием неблагоприятных исторических обстоятельств. Эти взгляды нашли выражение в сочинениях Хворостинина И.А. и подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 бежал в Швецию и составил там своё знаменитое описание Московского государства.

За развитие русской культуры как части культуры общеславянской выступал публицист Юрий Крижанич. Противниками идеи приобщения к западноевропейской культуре выступали члены «кружка ревнителей благочестия» Степан Вонифатъев, протопоп Аввакум, Иван Неронов, выступившие как поборники старины и резко критиковавшие исправление церковных книг. Проблемами культуры и образования в международном масштабе занимается образованная 4 НЯ 1946 при ООН организация ЮНЕСКО. Культура отражает качественное своеобразие исторически конкретных форм жизнедеятельности людей на различных этапах исторического развития, в рамках различных эпох, общественно-экономических формаций, этнических, национальных и иных общностей. Культура характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах (политическая культура, экономическая культура, культура труда и быта, культура предпринимательства и т.п.), а также особенности жизнедеятельности социальных групп (класса, молодёжи и т.п.).

В то же время существуют культурные универсалии — некие общие для всего культурного наследия человечества элементы (возрастная градация, разделе ние труда, образование, семья, календарь, декоративное искус ство, толкование снов, этикет и др.). Современный смысл термин «культура» приобрёл только в XX в. Первоначально (в Древнем Риме, откуда пришло это слово) этим термином обозначали возделывание, «окультуривание» почвы. В XVIII в. термин приобрёл элитарный характер и означал цивилизованность, противостоящую варварству. Однако в Германии XVIII в. культура и цивилизация были противопоставлены др.другу — как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей, сфера индивидуального совершенства (культуры) и как нечто утилитарно-внешнее, «техническое», материальное, стандартизирующее человеческую культуру и сознание, угрожающее духовному миру человека (цивилизация). Такое противопоставление легло в основу концепции культурного пессимизма, или критики культуры, фактически — критики современности, якобы ведущей к распаду и гибели культуры (Тённис Ф., Ницше Ф., Шпенглер О., Маркузе Г. и др.).

В современной науке термин «цивилизация» остается многозначным. Термин же «культура» утратил прежний элитарный (и вообще любой оценочный) оттенок. С т.з. современных социологов, любое общество вырабатывает специфическую культуру, ибо может существовать лишь как общность социокультурная. Именно поэтому историческое развитие того или иного общества (страны) — это уникальный социокультурный процесс, который не м.б. понят и описан при помощи каких-либо общих схем. Поэтому и любые общественные изменения могут осуществляться лишь как социокультурные изменения, что серьезно ограничивает возможности прямого заимствования инокультурных форм — экономических, политических, образовательных и т.п. В др. социокультурной среде они могут приобрести (и неизбежно приобретают) совсем др. содержание и значение. Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели — эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Спенсер Г., Тейлор Э., Фрезер Дж., Морган Л., исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культуры.

Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение различных культуры как более или менее развитых, и выделение «эталонных» культур (европоцентризм и позже — американоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определённых фаз (этапов) изменения и развития определены, которые закономерно следуют одна за др. (по аналогии с человеческой жизнью — рождение, детство ит.д.), каждая культура рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, др.существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать культуру как примитивные или высокоразвитые — они просто др.. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших ещё в античности, стал Данилевский Н. («Россия и Европа», 1871). За ним следовали Шпенглер О., Тойнби А., Сорокин П.А., Гумилёв Л.Н. и др.

Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизируют лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания. Современная наука предлагает принципиально новые подходы (нар., волновая теория культуры, выдвинутая Тоффлером О.). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса. Нарождается принципиально новый тип культуры — культура постиндустриального, информационного обществапостмодернизма.

2. Если для определённой территории в данный период характерна какая-либо общность (группа), ограниченная во времени и пространстве, её называют культурой. Предполагается, что она представляет какое-либо человеческое общество. Исторически определённый уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. Нематериальные признаки имеют большое значение, хотя археологически фиксируются лишь материальные. Культура являются теми кирпичами, из которых строится «доистория», к сожалению, сведения, получаемые от них, часто ограниченны. Примеры эпохи письменных источников и этнографии показывают, что совпадение культуры и этноса не всегда точно. Проблема дефиниций постоянно возникает при выделении смежных и последовательных культур. 22 МЙ 1996 в России был принят закон о национально-культурной автономии.

Чем отличается культура общности от культурного наследия?

Культура от субкультуры отличается

Выберите один или несколько ответов:

Содержанием духовной культуры является:

Выберите один ответ:

нормы и правила поведения

Предметом культурологии является:

Выберите один ответ:

сумма культурного наследия человечества

духовная сфера человека

Выдающийся зодчий XVIII в в России был:

Выберите один ответ:

Представителем неофрейдистской концепции культуры является:

Выберите один ответ:

Культура включает в себя:

Выберите один ответ:

Коммуникация – это система …

Выберите один ответ:

знаков и их свойства

Стержнем Христианства является:

Выберите один ответ:

идея равенства людей перед Богом

учение о перевоплощении души

несовместимость с наукой

обретение покоя через медитацию

Выдающийся зодчий Москвы:

Выберите один ответ:

Выберите один или несколько ответов:

Читайте также  Чем отличается опера от оперетты

Древнегреческая культура достигает наивысшего расцвета:

Выберите один ответ:

в крито-микенский период

в архаический период

в классический период

в гомеровский период

Одним из основных направлений в искусстве XIX века является:

Выберите один ответ:

Аксиология – это наука о…

Выберите один ответ:

нормах и правилах

идеальных формах культуры

Глобальные проблемы современности связаны:

Выберите один ответ:

с увеличением роста развития массовой культуры

с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов

с развитием наркомании

с упадком нравственности

Великим представителем культуры Возрождения является:

Выберите один ответ:

Людвиг Ван Бетховен

Термин «норма» означает …

Выберите один ответ:

культурный механизм закрепления и контроля за выполнением определенных функций

систему образов, представление знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире

представления о том, что свято для человека, класса и общества в целом

совершенство, совершенный образ чего- либо, высшая цель стремлений

Выдающимся представителем французского Просвещения является:

Выберите один ответ:

Выберите один ответ:

К культурологическим концепциям XX века относится:

Выберите один ответ:

Глобальной проблемой современности является

Выберите один ответ:

проблема развития контркультуры

Выберите один ответ:

культуру Др. Рима

Культуру Др. Китая

культуру древних шумеров

культуру Др. Египта

Памятник культуры славянской древности – это:

Выберите один ответ:

Термин «ценность» означает…

Выберите один ответ:

культурный механизм закрепления и контроля за выполнением определенных функций

систему образов, представление знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире

представления о том, что свято для человека, класса и общества в целом

совершенство, совершенный образ чеголибо, высшая цель стремлений

Классицизм – это направление, которое сложилось:

Выберите один ответ:

во французской культуре

в английской культуре

в немецкой культуре

в русской культуре

Чем отличается культура общности от культурного наследия?

Выберите один или несколько ответов:

Государственная защита и признание

Устойчивость во времени

Передача следующему поколению

Закрепленность юридическими документами

Выберите один ответ:

культура шире понятия цивилизации

Родина романтизма – это:

Выберите один ответ:

Первым драматургом на Руси был:

Выберите один ответ:

Термин «идеал» означает …

Выберите один ответ:

представления о том, что свято для человека, класса и общества в целом

культурный механизм закрепления и контроля за выполнением определенных функций

систему образов, представление знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире

совершенство, совершенный образ чего- либо, высшая цель стремлений

Главная черта культуры Древнего Китая – это:

Выберите один ответ:

поклонение Осирису и Исиде

Что нам дала Древняя Греция? | Драматургия, философия, политика, архитектура [The School of Life]

Чем отличается культура общности от культурного наследия?

Культура от субкультуры отличается

Выберите один или несколько ответов:

Содержанием духовной культуры является:

Выберите один ответ:

нормы и правила поведения

Предметом культурологии является:

Выберите один ответ:

материальная часть культуры как его основа

сумма культурного наследия человечества

духовная сфера человека

культура как целостное системное явление

Выдающийся зодчий XVIII в в России был:

Выберите один ответ:

Представителем неофрейдистской концепции культуры является:

Выберите один ответ:

Культура включает в себя:

Выберите один ответ:

единство материального и духовного

Коммуникация – это система

Выберите один ответ:

знаков и их свойства

Стержнем Христианства является:

Выберите один ответ:

идея равенства людей перед Богом

учение о перевоплощении души

несовместимость с наукой

обретение покоя через медитацию

Выдающийся зодчий Москвы:

Выберите один ответ:

Виды смыслов:

Выберите один или несколько ответов:

Древнегреческая культура достигает наивысшего расцвета:

Выберите один ответ:

в крито-микенский период

в архаический период

в классический период

в гомеровский период

Одним из основных направлений в искусстве XIX века является:

Выберите один ответ:

Аксиология – это наука о…

Выберите один ответ:

нормах и правилах

идеальных формах культуры

Глобальные проблемы современности связаны:

Выберите один ответ:

с увеличением роста развития массовой культуры

с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов

с развитием наркомании

с упадком нравственности

Великим представителем культуры Возрождения является:

Выберите один ответ:

Леонардо да Винчи

Людвиг Ван Бетховен

Термин «норма» означает …

Выберите один ответ:

культурный механизм закрепления и контроля за выполнением определенных функций

систему образов, представление знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире

представления о том, что свято для человека, класса и общества в целом

совершенство, совершенный образ чего- либо, высшая цель стремлений

Выдающимся представителем французского Просвещения является:

Выберите один ответ:

Эпоха Возрождения характеризуется:

Выберите один ответ:

К культурологическим концепциям XX века относится:

Выберите один ответ:

Глобальной проблемой современности является

Выберите один ответ:

проблема развития контркультуры

Античной культурой называют:

Выберите один ответ:

культуру Др. Рима

Культуру Др. Китая

культуру древних шумеров

культуру Др. Египта

Памятник культуры славянской древности – это:

Выберите один ответ:

Термин «ценность» означает…

Выберите один ответ:

культурный механизм закрепления и контроля за выполнением определенных функций

систему образов, представление знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире

представления о том, что свято для человека, класса и общества в целом

совершенство, совершенный образ чеголибо, высшая цель стремлений

Классицизм – это направление, которое сложилось:

Выберите один ответ:

во французской культуре

в английской культуре

в немецкой культуре

в русской культуре

Чем отличается культура общности от культурного наследия?

Выберите один или несколько ответов:

Государственная защита и признание

Устойчивость во времени

Передача следующему поколению

Закрепленность юридическими документами

Культура и цивилизация:

Выберите один ответ:

культура шире понятия цивилизации

исключают друг друга

цивилизация шире понятия культуры

Родина романтизма – это:

Выберите один ответ:

Первым драматургом на Руси был:

Выберите один ответ:

Термин «идеал» означает …

Выберите один ответ:

представления о том, что свято для человека, класса и общества в целом

культурный механизм закрепления и контроля за выполнением определенных функций

систему образов, представление знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире

совершенство, совершенный образ чего- либо, высшая цель стремлений

Главная черта культуры Древнего Китая – это:

Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России

Культурное наследие – важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Читайте также  Чем детский анаферон отличается от взрослого?

Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия – обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли – это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать – природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать – культурных, три – природно-культурных, девять – природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве — Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование – крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, – уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них — ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение – важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Виды и формы культуры

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Читайте также  Чем отличается рок от рок-н-ролла?

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Таблица «Виды культуры»

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Действует как механизм «внушения и заражения»

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

Отражает национальный характер

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: