Чем отличается городской округ от муниципального района?

Типы муниципальных образований Любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих основных элементов: 1) территории , в пределах которой

Чем отличается городской округ от муниципального района?

Типы муниципальных образований

Любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих основных элементов:

1) территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;

2) населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;

3) муниципальной собственности, выступающей в качестве материально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Ключевая идея закона – формирование на территории Российской Федерации двухуровневой системы местного самоуправления.

Закон выделяет три основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение.

Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.

Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городское поселение — поселение, в составе территории которого имеются город или поселок городского типа с прилегающей территорией.

Сельское поселение — поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).

В соответствии с законом о местном самоуправлении границы муниципального района устанавливаются с учетом:

1) необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района,

2) необходимости создания условий для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

3) транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

До 1 января 2005 года в Ростовской области были приняты необходимые областные законы: установлены границы муниципальных образований, наделены соответствующим статусом поселения, муниципальные районы и городские округа.

При образовании новых территориальных структур учитывался и принцип пешеходной доступности до центра муниципального образования, и численность населения, и предполагаемая налоговая база. Если два малочисленных поселка расположены рядом, и позволяет инфраструктура, они объединялись в одно муниципальное образование.

В рамках муниципальной реформы на Дону создано 463 муниципальных образования: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 17 городских и 391 сельское поселение.

Чем отличается городской округ от муниципального района?

Муниципальные районы и городские округа в России появились в 2003 году после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодня в России насчитывается:

  • Более 1800 муниципальных районов.
  • Более 500 городских округов.
  • 3 городских округа с внутригородскими районами.

Одна из целей реформы – четко разделить полномочия той или иной административной единицы для того, чтобы они не дублировали друг друга, что в старой административной системе встречалось очень часто и вносило правовую сумятицу.

После начала реформы наблюдалось такое явление как сепаратизм городских округов, когда города стремились отделиться от муниципальных районов, чтобы не нести лишней, по их мнению, бюджетной нагрузки, связанной с содержанием отстающих территорий.

Что такое муниципальный район?

Муниципальный район представляет собой отдельную самостоятельную многосоставную единицу в российской системе местного самоуправления. В него могут входить межселенные территории, городские, сельские поселения, находящиеся на одной территории.

Административным центром муниципального района может быть одна из входящих в его состав единиц. Управление может осуществляться исполнительными органами в лице администраций и представительными в лице собрания депутатов. Фактически муниципальный район тождественен дореволюционным уездам и районам советского периода.

Полномочия управляющих органов муниципального района

К ведению властей муниципального района относятся все вопросы, которые, согласно российскому законодательству о местном самоуправлении могут решаться на местном уровне. К числу первоочередных функций этой административной единицы относятся формирование и распоряжение местным бюджетом, организация здравоохранения и охраны правопорядка муниципальной полицией, решение вопросов устройства и содержания на вверенной территории учреждений среднего и дошкольного образования.

Согласно законодательству администрации обязаны соблюдать уровень бюджетной обеспеченности подчиненных единиц, поддерживая малообеспеченные сельские поселения на своей территории.

В компетенцию муниципального района входит проведение местных спортивных и культурных мероприятий, учреждение символики, организация охраны окружающей среды, местных выборов, референдумов и т. п.

Что такое городской округ?

В отличие от муниципальных районов городские округа, как правило, включают в себя одну административную единицу, один город. Но есть и исключения, когда помимо большого города в состав округа включаются прилегающие мелкие поселения. Полномочия управления муниципальных районов и городских округов практически идентичны, однако при этом городской округ не может входить в состав муниципального района, что существенно отличает его от городского поселения.
В 2014 году после внесения изменений в российское законодательство о местном самоуправлении появилась возможность для образования внутригородских районов в рамках городских округов.

Сходство и различие между муниципальным районом и городским округом

Обе административные единицы имеют идентичные полномочия как элементы местного самоуправления. Для муниципального района и городского округа предусмотрена возможность передачи им полномочий органов государственной власти.

Таким образом, разница между ними пролегает, прежде всего, в чисто территориальной сфере. Если муниципальный район обычно является объединением нескольких мелких единиц, то городской округ представляет собой преимущественно одно крупное поселение.

Муниципальный район и городской округ – что это такое и отличия

Существуют различные определения для поселений, где проживают большое количество людей. Одним из примеров будет муниципальный район, другим городской округ. Многие не могут дать быстрого объяснения, чем же эти два образования отличаются друг от друга, какие особенности и отличия имеют. Также не все способны дать определение этим названиям. Известно, что местное самоуправление может, согласно действующему законодательству осуществляться на уровне таких административно-территориальных единиц. Им дали название, соответственно, муниципальный район и городской округ. Важно понять, что они представляют собой, так как от этого зависит структура управления и различные функции.

  1. Определение понятий
  2. Сравнение
  3. Выводы

Определение понятий

Муниципальный район – особое образование, заявленное в системе местного самоуправления в России. Оно представляет собой определенную территорию, на которой можно разместить поселения нескольких типов. К ним относятся:

  • Городские поселения.
  • Сельские территории.
  • Межселенные территории.

Функцию административного центра в подобных районов берут на себя один из населенных пунктов, располагающихся на территории муниципального района. В этом районе будет работать администрация или иной аналогичный орган управления.

Читайте также  Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развития

Вопросы решаются различные. Все они соответствуют уровню административной единицы, которой является муниципальный район. В компетенцию включены следующие вопросы:

  • Образование для всего населения.
  • Медицинская составляющая.
  • Наличие и работоспособность всех коммуникаций.
  • Строительство и развитие дорог и транспортных систем.
  • Сохранение экологии на высоком уровне, борьба с загрязнением.
  • Обеспечение общественного порядка и безопасности в населенном пункте на высоком уровне.

90% существующих муниципальных районов в России обеспечены собственным бюджетом. Из него, например, идут дополнительные выплаты населению, социальная помощь районам, распределение средств на решение имеющихся неотложных задач по населенным пунктам, которые входят в соответствующую административно-территориальную единицу. Общее количество муниципальных районов в стране около 1800.

Городской округ – особая единица, которая входит в систему местного самоуправления. Это образование представляет собой отдельно взятый населенный пункт, чаще всего – крупный или средний по населенности и площади город. В состав округа также входят все находящиеся рядом небольшие населенные пункты. Подобное образование является независимым от других муниципалитетов, что расширяет его функции и возможности. Также имеет свой бюджет.

В стране в подобных образованиях эффективно решаются те же вопросы, которые рассматриваются и на территории местного самоуправления в муниципальных районах. Отличительная особенность – эти административно-территориальные единицы также имеют собственные представительные органы власти. В России сейчас официально имеется 500 городских округов.

Сравнение

Для того чтобы понять, в чем же состоят основные отличия, нужно провести сравнение по самым разным показателям. Главной особенностью и отличием муниципального района от городского округа является возможность включения района в основу объединения для других, более мелких поселений, которые располагаются рядом. Они должны быть при этом одинаковыми по занимаемой территории и показателям населения. Примерами в этом плане являются городские и сельские поселения, межселенные территории. Если речь идет про городской округ, то подобное поселение представляет собой муниципалитет. По основным показателям он соответствует городу, является крупным по территории и численности проживающего населения местом. В некоторых случаях подобное образование включает в себя дополнительно еще и небольшие пригородные населенные пункты (деревни, поселки).

Муниципальный район и городской округ – независимые друг от друга образования. Они обладают равными правами, возможностями и полномочиями. Нет различия в политическом статусе подобных поселений. Каждая единица из рассматриваемых имеет собственный бюджет, которым может распоряжаться на благо развития населенного пункта. Имеются также и собственные органы власти, такие как администрация или совет депутатов.

Выводы

В ходе сравнения этих поселений удалось выяснить, что каждый вариант обладает рядом полномочий и работает для того чтобы населенный пункт развивался. Известно, что некоторые муниципальные районы присоединялись к городским округам или получили подобный статус решением вышестоящих инстанций. После преобразования в них бюджеты увеличились, что позволило вкладывать в каждую из отраслей больше, запускать развитие и устранять неполадки в определенных сферах человеческой жизни.

Городской округ: что такое, виды, особенности, полномочия

Городской округ — что такое? Чем эта административная структура отличается от городов или муниципальных образований? Какими бывают такие округа? В чем особенности данных территорий? Имеются ли у их глав какие-либо полномочия? Как управляются эти административные образования?

Чтобы разобраться во всех возникающих вопросах, нужно начать с определения того, чем является городской округ. Что такое муниципальное образование, город – тоже следует знать, чтобы понять, в чем отличие одного от другого.

Чем является городской округ?

Словосочетание «городской округ» наводит на мысль о том, что речь идет о территории вокруг мегаполиса. Однако, это не совсем верно. Согласно определению, городские округа России – это территории с поселениями, не являющимися муниципальными административными образованиями.

Как правило, это поселения городского типа с наличием на местах органов самоуправления, осуществляющих контроль и обеспечивающих порядок и соблюдение законности. В состав округа может входить как одно или два, так и большее количество поселений. Это могут быть как города, так и поселки.

Чем является муниципальное образование?

Это понятие нередко путают с термином «городской округ». Что такое муниципальное образование? Согласно определению, это территория, административная единица, управляемая местными выборными органами власти.

В чем же отличие от городского округа? В том, что муниципальное образование – это большая территория, включающая в себя несколько более меньших. В нашей стране существует семь типов подобных образований и их составляющих административных, территориальных единиц, одним из них и является городской округ. Что такое округ по отношению к муниципальному образованию? Составляющая его часть, имеющая аналогичное устройство органов самоуправления, но меньшую территорию и включающая в себя поселения преимущественно городского типа.

Какие типы муниципальных образований существуют?

Каждое муниципальное образование может являться частью другого, более крупного. Структура этого порядка схожа с матрешкой – небольшие находятся внутри более крупных. К примеру, улица – часть квартала, он, в свою очередь, входит в состав района, а тот уже является административной структурной единицей города.

Типов муниципальных образований не особо много:

  • сельские и городские поселения;
  • округа;
  • крупные территориальные районы;
  • территории федерального значения внутри мегаполисов.

Также к данным административным образованиям относятся городские округа с внутренним делением. Муниципальными образованиями являются и внутренние городские районы, в которых имеются органы самоуправления.

Таким образом, типов подобных образований всего лишь семь. Каждое из них имеет определенные особенности, отличающие один административный тип от другого.

Чем городские округа отличаются от поселений?

Городское поселение, точно так же, как и округ, может само являться муниципальным образованием, или же быть частью более крупного территориально. Разумеется, поселение может входить в городской округ. Город также может являться частью округа. А вот округ никак не может быть составляющим элементом поселения.

Иными словами, округа отличаются от поселений следующим:

  • более развитой инфраструктурой;
  • наличием крупных автострад и протяженных дорог;
  • возможностью определения и сбора податей, налогов, штрафов и иных платежей;
  • формированием собственного бюджета и распределением средств из него;
  • правом составления и утверждения правил пользования земельными участками, контролем над их застройкой и ее планированием.

Также в полномочиях органов управления округами находятся и вопросы, касающиеся культурного развития, туризма и многие другие. И. конечно же, округ обладает гораздо большей территорией, на которой может быть расположено несколько поселений или городов.

Виды городских округов

Муниципальный городской округ может быть отдельным городом, как к примеру, Улан-Удэ, или же состоять из нескольких поселений. Это определяется не столько размерами территории, сколько численностью населения, развитостью инфраструктуры, экономическими составляющими и бюджетными возможностями. Примером может служить московский городской округ. Помимо большого и развитого города или нескольких поселений, существуют и еще два типа округов.

Первый – это округ с внутригородским делением. В сущности, эта административная структурная единица мало чем отличается от крупного и экономически благополучного мегаполиса. Разница только в том, что к подобному округу относятся районы с полным внутренним самоуправлением, а зачастую и с собственным бюджетом или же с возможностью к его формированию. Это означает, что внутри такого округа находятся небольшие муниципальные образования, именуемые районами.

Читайте также  Что лучше «улькавис» или «де-нол»: описание и отличия средств

Примеры таких округов:

  • Челябинск;
  • Махачкала;
  • Самара.

ЗАТО — второй вид административных структурных единиц, имеющих статус «городской округ». Образования закрытого типа с собственной администрацией и, конечно же, территорией – вот что скрывается за аббревиатурой ЗАТО.

Это не простые округа. От всех остальных они отличаются тем, что на их территориях располагаются предприятия, имеющие отношение к оружию массового поражения, в том числе и ядерному. То есть на таких территориях находятся объекты, в которых осуществляется:

  • разработка;
  • опытные испытания;
  • утилизация;
  • хранение;
  • переработка и прочие аналогичные действия.

К подобным же округам относят и те места, а которых имеются особые стратегические объекты. То есть, все, что является государственной тайной и требует тщательной охраны, ограниченного допуска, сосредоточено в округах, именуемых аббревиатурой ЗАТО.

Разумеется, управление этими территориями существенно отличается от того, как организована власть в других типах городских округов.

Примеры закрытых городских округов

ЗАТО появились на государственных картах страны между 1946 и 1953 годами в середине прошедшего столетия. Они были окружены строжайшей секретностью и именовались как «города приписки». Это означает, что если подобное поселение находилось вблизи, к примеру, Томска, то и его собственное название звучало также, но с добавлением цифрового кода.

К примеру, Томск-7. Даже нумерация домов в подобных местах продолжала ту, которая была в легальном городе. К примеру, улица в Томске заканчивалась домом 97. Соответственно в закрытом поселении была улица с таким же названием, а вот нумерация домов начиналась с цифры 98.

Сейчас такие места имеют собственные названия, и их вполне можно увидеть на картах. Однако, это вовсе не означает, что они перестали иметь важное стратегическое и приоритетное государственное значение.

Примеры подобных территорий:

  • Железногорск в Красноярском крае;
  • Заречный в Пензенской области;
  • Новоуральск в Свердловской области;
  • Озерск в Челябинской области;
  • Северск в Томской области.

Имеются такие округа и вблизи от столицы. Закрытые городские округа Московской области:

  • Звездный;
  • Восход;
  • Власиха;
  • Молодежный;
  • Краснознаменск.

Однако, военные городки и прочие армейские объекты городскими округами не являются и не могут к ним относиться.

Как управляются округа?

Управление городским округом осуществляется местными органами власти, представленными теми людьми, которых выбирают жители данных территорий путем голосования. Разумеется, объектом для управления является исключительно территория округа, за ее пределы полномочия местной власти не распространяются.

На практике это означает, что если в одном округе человеку нужно платить за проезд в общественном транспорте 26 рублей, то в другом эта сумма может быть равна 23 или же любому иному числу. Разумеется, полномочия местных властей касаются не только политики ценообразования в сфере муниципального транспорта, но и многого другого.

В сферу деятельности и зону ответственности органов местного самоуправления входит следующее:

  • все социальные и экономические процессы, идущие на территории округа;
  • определение видов и размеров штрафов, налогов, податей, сборов и иных видов платежей;
  • обеспечение для населения достойного уровня жизни, рабочих мест, услуг здравоохранения, возможности получения образования, надлежащих санитарных условий, безопасности.

Что касается различных финансовых обложений населения, осуществляемых на местном уровне, то они ни коим образом не отменяют общие для государства, федеральные сборы, налоги и прочие выплаты.

Чем ограничены полномочия органов самоуправления?

Как правило, непосредственное управление округом осуществляет муниципалитет. Этот орган власти решает ежедневно огромное количество проблем, относящихся к совершенно различным жизненным сферам, но тем не менее, имеющих исключительно местную актуальность.

Это означает, что если в округе случается что-либо, последствия чего затрагивают общегосударственные интересы или же касаются соседних территорий, то это событие уже не находится в ведении муниципалитета.

Разумеется, все распоряжения и требования местных властей не должны идти в разрез с общими федеральными законами. В том случае, если возникает спорная ситуация, то есть наблюдается конфликт между местными решениями или нормативными актами и федеральными, то действовать следует, руководствуясь исключительно общим государственным законодательством.

Много ли в стране таких округов?

Как утверждают специалисты Федеральной службы государственной статистики, на момент 2014 года в государстве существовало 520 территориальных административных образований, имеющих статус «городской округ».

Наибольшее их число сосредоточено на землях Свердловской области – 68. Это объясняется тем, что вблизи от данного уральского города достаточно много ЗАТО.

Оптимизация аппарата. Зачем районам становиться округами?

В Кузбассе проходит очередной этап реформы местного самоуправления. Созданная в 2004-2005 гг. двухуровневая система управления муниципальными районами вновь преобразуется.

В необходимости этих изменений разбиралась корреспондент «АиФ в Кузбассе».

«Невообразимая путаница»

На минувшей неделе в Топках прошла региональная проектная сессия «Перспективы развития малых городов Кузбасса». В июне 2019 г. Топкинский район поменял статус на муниципальный округ. Кроме того объединили 11 сельских поселений и одно городское. Эти преобразования произошли согласно весенним изменениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Вячеслав Петров

«Преимущества этих изменений очевидны, – убеждён председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Вячеслав Петров. – Это сокращение вертикали принятия решений, оптимизация нормативно-правовой базы, упрощение общения власти и жителей. То есть за всё, что происходит в округе, в ответе конкретный глава, его администрация и конкретный Совет народных депутатов. Топкинский округ стал у нас первым по переходу. До него в районе было 13 сельских администраций, плюс районная администрация и Советы народных депутатов! Путаница невообразимая! И соответствующие расходы бюджета на содержание всей этой бюрократической махины… Цель же реформы состоит в том, чтобы система управления была универсальна и проста». Результат ощутимый: количество депутатов в местных советах Топкинского экс-района сократилось с 245 до 20-ти народных избранников.

Такая структура управления и чёткая вертикаль власти, по мнению губернатора Сергея Цивилёва, поможет избежать проблем в реализации всех проектов в регионе, в том числе нацпроектов. Кроме того, у сельских поселений расширятся возможности по участию в реализации программ капитального ремонта жилья, расселению аварийных и ветхих домов, поддержке молодых специалистов. В муниципальном округе создаётся единая коммунальная система, а это улучшение качества коммунальных услуг, единые тарифы на ЖКХ. Как отметил губернатор, дополнительный импульс развития малые территории получают от изменений в дорожной, транспортной, цифровой инфраструктурах.

Один уровень вместо двух

Напомним, что до недавнего времени во всех муниципальных районах Кузбасса действовала двухуровневая модель самоуправления. То есть городские и сельские поселения самостоятельно формировали советы депутатов и избирали себе глав. А на втором уровне находился глава и совет муниципального района.

Эта система сформировалась в 2004-2005 гг. и уже тогда вызывала немало сомнений и критики. Так, депутат облсовета Владимир Мирошник в 2004 г. в интервью ТАЙГЕ.info сетовал, что в результате дробления на уровни количество местных депутатов вырастет с 400 до 3000. «И плюс ещё примерно столько же работников местных администраций. То есть рать чиновников пополнится весьма значительно», – разъяснил он.

Читайте также  Чем отличается плотность от удельного веса?

Нынешняя идея муниципального округа предполагает переход к одноуровневой системе, то есть обратный процесс – сокращение «рати» чиновников и депутатов. Ещё 12 муниципальных районов – Ижморский, Кемеровский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевский, Промышленновский, Тяжинский, Чебулинский, Юргинский, Яйский, Яшкинский, Гурьевский – выступили с инициативой о преобразовании в округа. Эти изменения пройдут в рамках существующих границ муниципальных районов.

Игорь Украинцев

«Кузбасс – один из пионеров в России, который применяет недавнее изменение в законе. Те районы, которые избраны для эксперимента, как минимум ничего не потеряют. Ту модель управления, которая у них есть сейчас, нельзя назвать эффективной. Сельсоветы, безумное количество сельских депутатов, ни за что не отвечающих и не обладающих никакими полномочиями, – это бесполезная история. Теоретически сокращение пойдёт на пользу», – считает политолог, председатель экспертного совета фонда «Сибирская политика» Игорь Украинцев.

Моногорода останутся в районах

В Кузбассе 18 муниципальных районов. Выходит, не все заявили о переходе на менее затратную систему округов. По словам Вячеслава Петрова, муниципальная реформа в Кузбассе пока не затронула Беловский, Мариинский, Новокузнецкий, Таштагольский и Тисульский районы. В частности, из-за того, что там есть моногорода и существует опасность выпадения из программы финансовой поддержки моногородов. «Поэтому в каждом конкретном случае надо принимать взвешенные решения», – отметил спикер областного парламента.

«Через год мы будем подводить первые итоги в территориях, ставших округами, сравним с иными муниципалитетами. Уверен, эффект от преобразования районов в округа оправдает все прогнозы», – выразил надежду губернатор.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: