Чем отличается открытый конкурс от запроса предложений

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае

Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

3. заключение контрактов:

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Читайте также  Чем отличается офис от кабинета: особенности и отличия

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.

ЭЦП для врачей

Лечащему врачу, чтобы заверять или продлевать эл. больничные, подписывать амбулаторные карты и выписывать рецепты.

Главному врачу, чтобы подписывать договора и отчеты.

Сотруднику статотдела, чтобы передавать информацию в ФСС.

Получите электронную подпись

Получить электронную подпись можно, не выходя из дома. Мы сделали процесс более удобным и быстрым – без посещения офиса для сверки личности.

Сопровождение торгов

У Вас нет в штате специалиста по торгам ? Мы возьмем все заботы на себя!

ЭЦП для абитуриентов

Электронная подпись для онлайн подачи документов в ВУЗы

Аккредитация на ЭТП

Услуги по аккредитации на всех федеральных и коммерческих площадках, экономьте свое время и время Ваших сотрудников

ЭПЦ за час

Специальное предложение для быстрого старта, получение ЭЦП для электронных торгов за 1 час

«Все включено»

Максимум комфорта! Наш сотрудник подготовит все необходимые документы, вы получите ЭЦП и аккредитацию не выходя из офиса

Статьи и новости

Госзакупки 2021 – изменения

АИС ГЗ – официальный сайт новой платформы госзакупок в СПб

ГИС Независимый регистратор с zakupki.gov.ru

Все способы закупок товаров. Чем отличается аукцион от конкурса? Способы закупок для 44-ФЗ и 223-ФЗ

Преференции товарам российского производства по 223-ФЗ

Вопросы и ответы для заказчиков по 223-ФЗ

Каталог ЭЦП
Сопровождение торгов «под ключ»
Лицензии КриптоПро
Регистрация в ЕИС
СБИС Всё о компаниях и владельцах
Подключение онлайн касс
Все продукты бренда СБИС
СБИС Поиск и анализ закупок
Банковские гарантии для 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП РФ
Регистрация ООО / ИП

Аккредитованные площадки

Все способы закупок товаров. Чем отличается аукцион от конкурса? Способы закупок для 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.

В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.

Неконкурентные – не подразумевают выбор поставщика.

Все способы закупок товаров в Российской Федерации

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки – менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.

Чем отличается конкурс от аукциона?

Начнем с краткого описания этих торговых процедур.

Аукцион – способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Конкурс (открытый конкурс) – способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса – совокупность характеристик, включая цену. Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания – это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ “выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия”. Таким образом, в случае проведения аукциона – победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса – победителя определяет конкурсная комиссия, назначенная организатором торгов.

Третье различие – конфиденциальность. Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности. Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие – финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены – редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены. Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены. Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок. Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем. Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ “О контрактной системе” (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.
Читайте также  Чем отличатся пеноблок от керамзитоблока и что лучше выбрать?

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена – единственный критерий отбора поставщика. С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Участвуем в торгах: виды закупок, площадки, обеспечение заявок и настройка рабочего места

Электронные торги — способ закупки , при помощи которого участники заключают между собой сделки по реализации товаров, работ или услуг. Процесс проведения торгов упорядочен. Правила торгов регламентированы Федеральными законами:

  • 44-ФЗ — для государственных и муниципальных нужд;
  • 223-ФЗ — для коммерческих компаний.

Какие бывают торги

Закупки делятся на два типа: конкурентные и неконкурентные (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) .

Конкурентные торги

Конкурентные торги — это закупки, при которых используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:

  • аукционы;
  • конкурсы;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

У каждого вида свои условия проведения и участия.

Аукцион

Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке . Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.

Также существуют открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.

Конкурс

Способ закупки где заказчик уделяет внимание не только цене, но и стажу компании, технической оснащённости, качеству и срокам выполнения, гарантии и прочим параметрам. Минимум двум критериям оценки. Проходит в открытой или закрытой форме. Поставщики подают заявку с ценовыми предложениями один раз без возможности поменять цену. Критерии участников скрыты друг от друга. Заказчик выбирает участников и оценивает заявки. Конкурс выигрывает компания, предложившая самые выгодные условия реализации услуг для клиента.

Существуют виды конкурса, с ограниченным участием или проходящие в два этапа. В первом случае у участников есть возможность подать улучшенные предложения на втором этапе. Во втором — участники проходят предквалификационный отбор, где оценивается соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Используется для закупки одного вида продукции. Максимальная стоимость заказа не должна превышать 500 тысяч рублей. Заявки подаются с ценовыми предложениями . Побеждает участник, предложивший самую низкую цену. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, который подал заявку раньше других.

Запрос предложений

Заказчик описывает требования к объекту закупки и выбирает наиболее подходящее предложение исходя из своих нужд. Участники регистрируются на специальной электронной площадке (ЭТП), где проводят торги и в единой информационной системе .

Запрос цен

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, чья заявка поступила ранее других.

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Если предмет закупки требует консультаций и обсуждений, организатор проводит переговоры с участниками в соответствии с запросами. Заказчик определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки и заключает с ним договор.

Закупки у единственного поставщика

Происходят в особых случаях, когда конкуренция отсутствует. Заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения подрядчика невозможно. Стоимость такого тендера не превышает трёхсот тысяч рублей, и классифицируется как «Закупки в малых объёмах». По распоряжению правительства РФ торги проходят на электронной площадке «Берёзка».

В отличие от конкурентных закупок, сначала поставщики размещают в каталог сервиса свои товары и услуги. Если условия подходят заказчику, то между структурами заключается контракт и исполнитель становится участником неконкурентной закупки.

Как стать участником торгов и закупок

В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.

Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:

  • с информацией, которая является государственной тайной;
  • технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
  • среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
  • с российским происхождением товаров.

Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.

Если вы впервые участвуете в торгах

Необходимо получить специализированную электронную подпись . Их выпускают только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Потом зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок для работы на федеральных электронных площадках. Срок аккредитации составляет 3 года. Схему регистрации, необходимый пакет документов для каждого вида участников и настройку рабочего места можно получить на сайте портала в разделе документы .

Федеральные электронные площадки:

Участник, победивший в торгах, платит комиссию оператору портала.

На площадках, которые не являются федеральными, понадобится отдельная регистрация. Их список обширен. Условия работы на коммерческих сервисах отличаются и могут быть платными.

После регистрации на торговой площадке пользователь подаёт заявку для участия в выбранных электронных торгах, выполняя условия в зависимости типа или вида торгов. Заявка на участие подписывается электронной подписью. Вместе с тем, для некоторых аукционов необходимо иметь обеспечение заявки. Это значит, что на спецсчете, открытому для этих целей должна быть сумма обеспечения, указанная в документации к закупке. Она блокируется после того, как вы подали заявку и наступил крайний срок ее подачи. Сумма разблокируется после полного окончания тендера.

Заявка на участие не принимается, если:

  • в ней есть ошибки или опечатки;
  • она не подписана электронной подписью;
  • срок подачи документов истёк;
  • срок аккредитации на портале истекает меньше, чем через 3 месяца;
  • от участника подано более одной заявки;
  • не предоставлено обеспечение заявки.

Оператор электронной площадки подтверждает заявку и присваивает ей порядковый номер. Самостоятельно заявку можно отозвать, написав соответствующее уведомление оператору.

Какие сервисы понадобятся

Чтобы принимать участие в электронных торгах, помимо электронной подписи, понадобится необходимое программное обеспечение:

  • браузер с поддержкой Transport Layer Security TLS v. 1.0, RFC 5246 с использованием российских криптографических стандартов;
  • Криптопровайдер «КриптоПро CSP» с поддержкой актуальных требований утверждёнными приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  • Приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».

Актуальные версии программ лучше приобретать у официального дилера продукции торговой марки «КриптоПро» . Или воспользоваться услугой по настройке рабочего места для работы на электронных площадках .

Сроки предоставления документов и порядок их оформления

Сроки подачи зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги.

По 44-ФЗ

  • 7 дней — аукцион до 300 млн рублей;
  • 5 дней — запрос предложений и запрос котировок;
  • 15 дней — аукцион свыше 2 млрд. и конкурс.

По 223-ФЗ

  • 5 дней — запрос котировок;
  • 7 дней — запрос предложений;
  • 15 дней — конкурс и аукцион.

Что делать после победы на торгах

Для заключения контракта необходимо перечислить на счёт заказчика 30% от начальной максимальной цены контракта или предоставить банковскую гарантию.

После выполнения контракта средства будут возвращены участнику.

Участие в торгах сложный процесс, который требует помощи экспертов. Всегда можно воспользоваться комплексом услуг «Астрал.Тендер» от ГК «Астрал» . Специалисты компании зарегистрируют ваш бизнес на электронных площадках и примут участие в торгах за клиента. Или проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы в государственных и коммерческих закупках.

Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения

Закон о контрактной системе предусматривает конкурентные и неконкурентные способы закупок.

В закупках на конкурентной основе (аукцион, запрос цен, конкурс, запрос предложений) участвуют независимые поставщики. Тендер получает участник, предложивший наиболее выгодные условия для заказчика.

В неконкурентных закупках заказчик обращается с предложением к единственному поставщику. Применение такого способа имеет строгие ограничения по сумме и условиям закупки.

Как проходят конкурентные закупки

  1. Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
  2. Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
  3. Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
  4. Определяется победитель закупки.

В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:

  • поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
  • поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).

Аукцион и запрос цен

Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.

Читайте также  Что лучше «мидиана» или «ярина» и чем они отличаются?

Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.

Условия проведения запроса цен:

  • НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.

Конкурс

Когда заказчику недостаточно оценить предложенные товары, работы или услуги только по цене, проводится конкурс. Конкурс — способ закупки, при котором заявки участников оцениваются сразу по нескольким параметрам. Победителем становится участник, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.

Параметры оценки конкурсных предложений:

  • цена;
  • сроки;
  • квалификация исполнителя;
  • качество, потребительские характеристики;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт;
  • гарантия и т.д.

Как проводится конкурс?

  1. Поставщик формирует заявку и предоставляет ее заказчику.
  2. Если заявка оформлена правильно и участник соответствует требованиям документации, заявка допускается до оценки.
  3. Заказчик оценивает заявки по обозначенным параметрам и определяет победителя закупки.

В настоящее время все конкурсные процедуры проходят в электронной форме.

Что такое конкурс с ограниченным участием?

Это конкурс, для участия в котором поставщики проходят предквалификационный отбор. Такой конкурс допустим только при закупке технически сложных, инновационных или специализированных товаров, работ и услуг.
Чтобы пройти предквалификационный отбор, поставщик должен соответствовать требованиям заказчика:

  • иметь опыт поставки указанных товаров, работ или услуг в течение трех лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе;
  • располагать необходимым для выполнения контракта оборудованием;
  • обладать правом на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.

Когда можно провести двухэтапный конкурс?

Конкурс, при котором заказчик может внести изменения в предмет закупки и выбрать победителя на основе вторых предложений участников, называется двухэтапным. Такой способ закупки можно выбрать, только если соблюдены два условия:

  1. цель конкурса — заключение контракта на выполнение изысканий, проектных работ, научных исследований, экспериментов, поставку высокотехнологичной продукции; заключение энергосервисного контракта либо создание произведений литературы или искусства;
  2. заказчику нужно уточнить у участников характеристики объекта закупки.

Запрос предложений

Способ закупки без проведения торгов, при котором предложения участников оцениваются по нескольким параметрам, называется запрос предложений. От конкурса этот способ отличается тем, что заказчик выбирает среди заявок наилучшее предложение и оглашает его, предоставляя участникам возможность скорректировать и подать заявки во второй раз. После этого происходит оценка предложений и выбор победителя.

Как проходят неконкурентные закупки

Закупать товар, работу или услугу у единственного поставщика можно только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93, при условии, что:

  • НМЦК — не выше 300 тыс. руб;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса предложений, — не превысит 2 млн руб. или 5% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 50 млн руб. в год.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Кто может участвовать 2021 год С 1 января 2022 года С 1 января 2023 года
Только малый бизнес 15 дней 10 дней 7 дней
Все 30 дней 15 дней 10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе 2021 год С 1 января 2022 года
Заявка Из двух частей Единая заявка
Можно внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время торга Не ограничено Не больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей.

К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: