Чем цифры отличаются от чисел: отличия и виды

Математическая сказка «Чем отличаются цифры от чисел»

Чем цифры отличаются от чисел: отличия и виды

Математическая сказка «Чем отличаются цифры от чисел»

Татьяна Бушенкова
Математическая сказка «Чем отличаются цифры от чисел»

Сказка «Чем отличаются цифры от чисел»

Цель: — закрепить знания о цифрах и числах;

— побуждать к выделению предметов имеющих геометрические формы.

Жил-был мальчик Вова. Он очень не любил заниматься математикой. И вот когда очередной раз прогуливал урок, прохлаждаясь в парке, катался с горки, полеживал на мягкой травке под деревом, слушал пение птиц и радовался яркому и жаркому солнцу. Вдруг внезапно солнце заволокло тучами, стало темно, поднялся сильный ветер, да все как закружит. Вова и попал в этот вихрь, и унес его далеко, далеко в математическое государство. Мальчик не сразу понял, где это он очутился. Там было так необыкновенно красиво. Красивые дома в форме геометрических фигур.

По тропинке бежит ежик, прыгает кенгуру, под кустом сидит зайчик, по стволу дерева стучит дятел, а сидя, важно на ветке наблюдает за Вовой попугай, так как он следит за порядком в государстве. В самом центре государства находится озеро большое, ну просто очень большое,- по которому даже ходят корабли, не далеко от берега сложив крылья спит утка, рядом стоит, охраняет сон цапля. Обратила внимание на чужака — Вову и смотрит с презрением, еще одна обитательница государства. А Вова все смотрит, рассматривает, диву дивится, таких интересных птиц-цифр (чисел, животных-цифр (чисел) ни где еще не встречал. Идет он дальше и дальше, вот на полянке петушок с курочкой зернышки клюют.

Долго ходил прогульщик по Математическому государства, пока не вышел на дорожку которая вела к очень яркому, сияющему замку. Вова даже ахнул от удивления и скорее побежал в замок, пока были открыты ворота. Как только он вошел, и ворота за ним захлопнулись. Он очень напугался, начал бегать, кричать, звать на помощь. В замке было тихо только эхо раздавалось от Вовочкиных криков и его ни кто не слышал. И вдруг яркий свет ослепил глаза, перед мальчиком появилась Государыня Математика – «Не плачь, расскажи мне мальчик Вова, как же ты тут оказался?» Конечно, прогульщику пришлось рассказать, как он прогулял урок математики. Математика внимательно выслушала мальчика и сказала, что может помочь ему, если только расскажет, чем цифры отличаются от чисел. А если не знает, то останется навсегда жить в замке и прислуживать ей.

Тут- то от страха прогульщик Вова и вспомнил: — «Цифра и число — это два разных понятия. Цифра обозначает обычно символ, знак. Число обозначает количество. Двухзначное число — это число, состоящее из двух цифр. Существуют различия в понятиях «цифра» и «число». Всего существует 9 цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. К числам относятся 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, а также 10,11,12 и многие другие.

Числа состоят из цифр и обозначаются ими. Число 1 состоит из цифры 1. Число 200 состоит из цифр 2 и 0. Число 25 состоит из двух цифр: 2 и 5. Номер мобильного телефона 9876543210 состоит из десяти цифр.

Цифра — это символ или графический знак, с помощью которого записывается число.

Однозначные числа можно перепутать с цифрами. Числа можно складывать, делить и проводить с ними другие математические операции. Этого нельзя делать с цифрами. Цифрами можно обозначить что-либо, например, уравнение».

Государыня Математика была очень удивлена такими знаниями прогульщика. «Ну что же, хорошо, возвращайся домой». Ворота отварились и Вова радостный побежал по дорожке и начал капать дождик. И тут то Вова и проснулся от того, что на его лицо попадали капли дождя, начал подниматься ветер. Он быстренько встал стряхнул с себя листву, траву и побежал в школу. «Неееет, я больше ни когда ни буду прогуливать уроки математики, она такая интересная и занимательная

Математическая сказка в познавательном развитии младших дошкольников «Математическая сказка в познавательном развитии младших дошкольников». МКДОУ – детский сад Лучик, подготовила воспитатель первой квалификационной.

Дидактическая игра «Чем питаются животные» по закреплению знаний о том, чем питаются разные домашние и дикие животные Зайка завтракал на грядке, Как же овощи здесь сладки! Уплетал зайчишка ловко И капустку, и морковку. (Людмила Громова) Ежик по лесу гулял,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП «Математическая сказка». Подготовительная группа Цель: систематизировать элементарные математические представления. Задачи: закреплять названия времен года, дней недели, закреплять элементарные.

Лэпбук «Цифры от 0 до 5» Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на тему » Цифры от 0 до 5 «, которую я сделала для детей, чтобы привить своим детям.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Математическая сказка «Колобок» Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Цели: 1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный.

Математическая сказка о точке В одном пенале жил простой карандаш. Думаете, он был самым обыкновенным? Нет, карандаш был волшебным и, поэтому всё, что он рисовал, оживало.

Математическая сказка «Сказка о том, как Петя спас волшебную страну» В одной чудесной, волшебной стране жили не обычные жители. Они никогда не ругались между собой, были очень дружелюбными. И сама страна у.

Презентация «Разностное и кратное сравнение чисел» «Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел» Урок в 5 «в» классе коррекционной школы VIII вида Подготовила: учитель математики.

Урок математики в 6 классе «Сравнение чисел» Тема: Сравнение чисел Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: формирование навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными.

Занятие в подготовительной группе «В мире чисел» Занятия по математическому развитию в подготовительной группе Тема. «В мире чисел» Программное содержание: 1. Учить детей составлять задачи,.

Чем цифры отличаются от чисел: отличия и виды.

Термин «число» возникло в древние времена, когда у людей впервые получилось посчитать предметы. Первое время счёт вёлся на пальцах. Затем начали считать по зарубками на палочках. Со временем люди стали понимать числа свободно от предметов и лиц, которые могли подвергаться счёту. Поэтому у славян возникло слово «число».

В XV веке в европейских странах начали распространяться специальные знаки, с помощью которых обозначались числа (числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0). Это было изобретением индейцев, а позже они появились в Европе благодаря арабам (арабские цифры). Почему они именно такие, какие есть?

Если посмотреть внимательно на эти арабские числа, то можно заметить, что каждое число соответствует количеству углов, которое можно найти на этой цифре. У числа 0 нет углов, у числа 1 — один угол, а у 9 — все девять углов.

С середины ХVIII века у слова цифра появилось новое значение — знак числа.

В чем разница между цифрой и числом?

Итак, у слова число и цифра различное значение и происхождение. Число — единица счёта, которая выражает количество (один дом, два дома, и т.д.). Цифра — знак (символ), который обозначает значение числа. Для записи чисел используются арабские цифры — 1, 2, 3… 9, иногда и римские — I, II, III, IV, V и т.д.

В разговоре слова число и цифра заменяют друг друга. Например, под числом мы понимаем не только величину, но и знак, выражающий её.

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20

Числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, которые используются при счёте- это натуральные числа. С помощью цифр 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 можно записать натуральное число. Такая запись чисел называется десятичной. В каждом классе присутствует три разряда.

  • Приведём ниже таблицу разрядов.

Классы Миллиарды Миллионы Тысячи Единицы

Разряд Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы Сотни Десятки Единицы

1-е число 2 0 0 3 2 4 0 6 0 0 8 1

2-е число 4 7 0 0 0 0 2 0 2 3 0 0

3-е число 5 0 0 1 0 0 0 3 1 0 9 0

Вот так читаются некоторые числа:

  • 1) десять миллиардов тридцать два миллиона четыреста шестьдесят девять тысяч восемь;
  • 2) четыреста семьдесят миллиардов сто тридцать тысяч триста;
  • 3) пять миллиардов три миллиона триста десять.

Существуют и такие классы: класс триллионов, класс квадриллионов, класс квинтиллионов.

Читайте также  Кеторол или диклофенак: чем они отличаются что лучше

Сравнение натуральных чисел

Сравнить два натуральных числа- значит установить, какое из них больше (меньше) другого. Результат сравнения записывается в виде неравенства с помощью знаков > (больше) и 253 981=2×10 6 +5×10 5 +3×10 4 +9×10 3 +8×10 2 +1×10 1

Также степень числа 10 используется и в написании десятичных дробей : 10 (-1) – это 0,1 или одна десятая. Аналогичным образом с предыдущим пунктом, можно разложить и десятичное число, n в таком случае будет обозначать положение цифры от запятой справа налево, например: 0,347629= 3×10 (-1) +4×10 (-2) +7×10 (-3) +6×10 (-4) +2×10 (-5) +9×10 (-6)

Названия десятичных чисел. Десятичные числа читаются по последнему разряду цифр после запятой, например 0,325 – триста двадцать пять тысячных, где тысячные – это разряд последней цифры 5 .

Таблица названий больших чисел, разрядов и классов

1-й класс единицы 1-й разряд единицы
2-й разряд десятки
3-й разряд сотни
1 = 10 0
10 = 10 1
100 = 10 2
2-й класс тысячи 1-й разряд единицы тысяч
2-й разряд десятки тысяч
3-й разряд сотни тысяч
1 000 = 10 3
10 000 = 10 4
100 000 = 10 5
3-й класс миллионы 1-й разряд единицы миллионов
2-й разряд десятки миллионов
3-й разряд сотни миллионов
1 000 000 = 10 6
10 000 000 = 10 7
100 000 000 = 10 8
4-й класс миллиарды 1-й разряд единицы миллиардов
2-й разряд десятки миллиардов
3-й разряд сотни миллиардов
1 000 000 000 = 10 9
10 000 000 000 = 10 10
100 000 000 000 = 10 11
5-й класс триллионы 1-й разряд единицы триллионов
2-й разряд десятки триллионов
3-й разряд сотни триллионов
1 000 000 000 000 = 10 12
10 000 000 000 000 = 10 13
100 000 000 000 000 = 10 14
6-й класс квадриллионы 1-й разряд единицы квадриллионов
2-й разряд десятки квадриллионов
3-й разряд десятки квадриллионов
1 000 000 000 000 000 = 10 15
10 000 000 000 000 000 = 10 16
100 000 000 000 000 000 = 10 17
7-й класс квинтиллионы 1-й разряд единицы квинтиллионов
2-й разряд десятки квинтиллионов
3-й разряд сотни квинтиллионов
1 000 000 000 000 000 000 = 10 18
10 000 000 000 000 000 000 = 10 19
100 000 000 000 000 000 000 = 10 20
8-й класс секстиллионы 1-й разряд единицы секстиллионов
2-й разряд десятки секстиллионов
3-й разряд сотни секстиллионов
1 000 000 000 000 000 000 000 = 10 21
10 000 000 000 000 000 000 000 = 10 22
1 00 000 000 000 000 000 000 000 = 10 23
9-й класс септиллионы 1-й разряд единицы септиллионов
2-й разряд десятки септиллионов
3-й разряд сотни септиллионов
1 000 000 000 000 000 000 000 000 = 10 24
10 000 000 000 000 000 000 000 000 = 10 25
100 000 000 000 000 000 000 000 000 = 10 26
10-й класс октиллион 1-й разряд единицы октиллионов
2-й разряд десятки октиллионов
3-й разряд сотни октиллионов
1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 = 10 27
10 000 000 000 000 000 000 000 000 000 = 10 28
100 000 000 000 000 000 000 000 000 000 = 10 29

Казалось бы, все знают, что такое цифра и число. Но если поставить вопрос по-другому: «А число от цифры?» , то многие затруднятся с ответом. Для того, чтобы приступить к отличиям, следует дать точное определение этим понятиям.

Что такое цифра?

Цифра — это упорядоченная знаковая система, предназначенная для записи чисел. Цифрами считаются только те символы, которые в отдельности обозначают числа. Например, знак «-» хоть и применяется для того, чтобы записать число, но цифрой он не считается. Цифрами считается ряд от 0 до 9. Само слово «цифра» имеет арабские корни и обозначает «ноль» или «пустое место». Эти символы бывают следующих видов:

Это перечислены самые известные разновидности. В разных языках, например, в древнегреческом, для записи чисел используют буквы. Чаще всего в обиходной речи люди под словом «цифры» подразумевают числа, которыми записываются числовые данные. Следует помнить, что отрицательных, дробных и натуральных цифр не существует.

Привычная нам система исчисления основывается на цифрах арабского происхождения, которые стали известны европейцам в 13-м веке. До этого для записи чисел использовали римские графические символы. Сейчас эту разновидность можно увидеть на циферблате часов, а также в книгах.

Число — это основное математическое понятие. Его используют для:

  • количественной характеристики;
  • сравнения;
  • обозначения нумерации объектов.

Числа записываются цифрами и иногда при помощи символов операций в математике. Они возникли еще в первобытном обществе, когда появилась потребность в счете. Числа бывают:

  • натуральные — получаются при естественном счете;
  • целые — получаются при помощи объединения натуральных чисел;
  • рациональные — имеют вид дроби;
  • действительные;
  • комплексные.

Два последних вида чисел имеют важное значение для математического анализа и получаются благодаря расширению рациональных (для действительных) и действительных (для комплексных) чисел.

Если в древние времена числа были нужны для перечисления, то с научным прогрессом их значение возросло.

  1. С числами можно проводить различные математические действия. С цифрами такого делать нельзя.
  2. Число может быть отрицательным, дробным, в отличие от цифр.
  3. Количество цифр всего 10, а чисел — бесконечное множество, т.к. они состоят из цифр.

Кроме различий, с математической точки зрения, существуют и лингвистические отличия. Они рассматривают, в каких случаях можно говорить «цифра», а когда — «число». Если в разговоре упоминаются официальные показатели, то уместно говорить слово «цифра». Это могут быть, например, статистические данные.

Понятие «цифры» широко распространено в нумерологии. Нумерологи используют это понятие как знак, который способен влиять на судьбу человека. Они наделяют его мистическими свойствами. Например, нумерологи уверены в том, что некоторые цифры притягивают удачу.

Число употребляют тогда, когда нужно назвать количество чего-либо, или когда речь идет о календарной дате или дне месяца. В русском языке для употребления этого понятия применяются порядковые числительные.

По сравнению с первобытными и древними обществами, у понятия «цифра» расширилась область употребления. Теперь это — не только в математике. Сейчас люди говорят о цифровом телевидении, цифровом формате. Так же и с числами — теперь они применяются, например, в информатике. Получается, что с развитием общества и науки развиваются и математические понятия. После прочтения всех математических и лингвистических тонкостей читатели знают, чем отличается число от цифры.

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Наука и жизнь

Числа и цифры

Доктор филологических наук Наталия Черникова

Статья опубликована в журнале « Наука и жизнь » (№ 4, 2010)

Понятие о числе зародилось в глубокой древности, когда человек научился считать предметы: два дерева, семь быков, пять рыб . Сначала счёт вели на пальцах. В разговорной речи мы до сих пор иногда слышим: «Дай пять!», то есть подай руку. А раньше говорили: «Дай пясть!» Пясть — это рука, а на руке пять пальцев. Когда-то слово пять имело конкретное значение — пять пальцев пясти, то есть руки.

Позднее вместо пальцев для счёта начали использовать зарубки на палочках. А когда возникла письменность, для обозначения чисел стали употреблять буквы. Например, у славян буква А означала число «один» (Б не имело числового значения), В — два, Г — три, Д — четыре, Е — пять.

Постепенно люди стали осознавать числа независимо от предметов и лиц, которые могли подвергаться счёту: просто число «два» или число «семь». В связи с этим у славян появилось слово число . В значении «счёт, величина, количество» его начали употреблять в русском языке с ХI века. Наши предки использовали слово число и для указания на дату, год. С ХIII века оно стало обозначать ещё и дань, подать.

В старину в книжном русском языке наряду со словом число имело хождение существительное чисмя , а также прилагательное чисменый . В ХVI веке появился глагол числити — «считать».

Читайте также  Чем отличается стих от прозы?

Во второй половине ХV века в европейских странах получили распространение специальные знаки, обозначающие числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Их изобрели индийцы, а в Европу они попали благодаря арабам, поэтому и получили название арабские цифры .

В нашей стране арабские цифры появились в Петровскую эпоху. В то же время в русский язык вошло слово цифра . Арабское по происхождению, оно тоже пришло к нам из европейских языков. У арабов первоначальное значение слова цифра — это нуль, пустое место. Именно в этом значении существительное цифра вошло во многие европейские языки, в том числе в русский. С середины ХVIII века слово цифра приобрело новое значение — знак числа.

Совокупность цифр в русском языке называлась цифирь (в старой орфографии цыфирь). Дети, изучавшие счёт, говорили: учу цифирь , пишу цифирь . (Вспомните учителя по фамилии Цыфиркин из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», который обучал нерадивого Митрофанушку цифири , то есть арифметике.) При Петре I в России открыли цифирные школы — начальные государственные общеобразовательные учебные заведения для мальчиков. В них кроме других дисциплин детям преподавали цифирную науку — арифметику, математику.

Итак, слова число и цифра различаются и по значению и по происхождению. Число — единица счёта, выражающая количество ( один дом, два дома, три дома и т.д.). Цифра — знак (символ), обозначающий значение числа. Для записи чисел мы используем арабские цифры — 1, 2, 3… 9, 0, а в некоторых случаях и римские — I, II, III, IV, V и т.д.

В наши дни слова число и цифра употребляются и в других значениях. Например, когда мы спрашиваем «Какое сегодня число?», то имеем в виду день месяца. Сочетания « в том числе », « из числа кого-нибудь», « в числе кого-то» обозначают состав, совокупность людей или предметов. А если мы доказываем что-то с цифрами в руках , то обязательно используем числовые показатели. Словом цифра называют также денежную сумму ( цифра дохода, цифра гонорара ).

В разговорной речи слова число и цифра часто заменяют друг друга. Например, числом мы называем не только величину, но и знак, который её выражает. Об очень больших в числовом отношении величинах говорят астрономические числа или астрономические цифры .

Слово количество появилось в русском языке в XI веке. Оно пришло из старославянского языка и образовано от слова колико — «сколько». Существительное количество употребляется в применении ко всему, что поддаётся счёту и измерению. Это могут быть люди или предметы ( количество гостей, количество книг ), а также количество вещества, которое мы не считаем, а измеряем ( количество воды, количество песка ).

Текущий рейтинг:

Чем отличается число от цифры: математические и лингвистические различия

Казалось бы, все знают, что такое цифра и число. Но если поставить вопрос по-другому: «А чем отличается число от цифры?» , то многие затруднятся с ответом. Для того, чтобы приступить к отличиям, следует дать точное определение этим понятиям.

Что такое цифра?

Цифра — это упорядоченная знаковая система, предназначенная для записи чисел. Цифрами считаются только те символы, которые в отдельности обозначают числа. Например, знак «-» хоть и применяется для того, чтобы записать число, но цифрой он не считается. Цифрами считается ряд от 0 до 9. Само слово «цифра» имеет арабские корни и обозначает «ноль» или «пустое место». Эти символы бывают следующих видов:

  • арабские;
  • римские;
  • шестнадцатеричные и др.

Это перечислены самые известные разновидности. В разных языках, например, в древнегреческом, для записи чисел используют буквы. Чаще всего в обиходной речи люди под словом «цифры» подразумевают числа, которыми записываются числовые данные. Следует помнить, что отрицательных, дробных и натуральных цифр не существует.

Привычная нам система исчисления основывается на цифрах арабского происхождения, которые стали известны европейцам в 13-м веке. До этого для записи чисел использовали римские графические символы. Сейчас эту разновидность можно увидеть на циферблате часов, а также в книгах.

Что такое число?

Число — это основное математическое понятие. Его используют для:

  • количественной характеристики;
  • сравнения;
  • обозначения нумерации объектов.

Числа записываются цифрами и иногда при помощи символов операций в математике. Они возникли еще в первобытном обществе, когда появилась потребность в счете. Числа бывают:

  • натуральные — получаются при естественном счете;
  • целые — получаются при помощи объединения натуральных чисел;
  • рациональные — имеют вид дроби;
  • действительные;
  • комплексные.

Два последних вида чисел имеют важное значение для математического анализа и получаются благодаря расширению рациональных (для действительных) и действительных (для комплексных) чисел.

Если в древние времена числа были нужны для перечисления, то с научным прогрессом их значение возросло.

Отличия числа от цифры

  1. С числами можно проводить различные математические действия. С цифрами такого делать нельзя.
  2. Число может быть отрицательным, дробным, в отличие от цифр.
  3. Количество цифр всего 10, а чисел — бесконечное множество, т.к. они состоят из цифр.

Кроме различий, с математической точки зрения, существуют и лингвистические отличия. Они рассматривают, в каких случаях можно говорить «цифра», а когда — «число». Если в разговоре упоминаются официальные показатели, то уместно говорить слово «цифра». Это могут быть, например, статистические данные.

Понятие «цифры» широко распространено в нумерологии. Нумерологи используют это понятие как знак, который способен влиять на судьбу человека. Они наделяют его мистическими свойствами. Например, нумерологи уверены в том, что некоторые цифры притягивают удачу.

Число употребляют тогда, когда нужно назвать количество чего-либо, или когда речь идет о календарной дате или дне месяца. В русском языке для употребления этого понятия применяются порядковые числительные.

По сравнению с первобытными и древними обществами, у понятия «цифра» расширилась область употребления. Теперь это — не только символ в математике. Сейчас люди говорят о цифровом телевидении, цифровом формате. Так же и с числами — теперь они применяются, например, в информатике. Получается, что с развитием общества и науки развиваются и математические понятия. После прочтения всех математических и лингвистических тонкостей читатели знают, чем отличается число от цифры.

Чем отличается цифра от числа? Определение цифры и числа

Те символы, которыми мы сейчас пользуемся для обозначения числа, придумали умные и находчивые жители Индии более 15 веков назад. Наши предки узнали о них от арабов, которые начали их использовать раньше других.

Чем отличается цифра от числа? Цифра происходит от арабского языка и имеет прямое значение «ноль» или «пустое место». Всего насчитывается 10 цифр, которые, в свою очередь, комбинируясь разными способами, составляют числа.

Различие цифры и числа

Для того чтобы понять, каково отличие между понятиями «число» и «цифра», нужно запомнить следующие постулаты:

  • Цифр всего десять: ноль, один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Все остальные их комбинации – это числа.
  • Цифра – это составная часть числа. Сколько цифр в числе? Их может быть разное количество.
  • Каждая цифра – это знак, символ. Любое число – это количественная абстракция.

Арабская «сифра»

Цифра как слово имеет арабские корни.

Изначально на арабском это было слово «сифра», т. е. «ноль». Цифры представляют собой некие символы, которыми обозначаются числа. Цифры обозначаются следующим образом:

  • 0 — ноль;
  • 1 — один;
  • 2 — два;
  • 3 — три;
  • 4 — четыре;
  • 5 — пять;
  • 6 — шесть;
  • 7 — семь;
  • 8 — восемь;
  • 9 — девять.

Вышеперечисленные цифры называются арабскими.

Римская система счисления

Арабская система счисления в мире не одна. Существуют и другие системы. Каждая из них совершенно не похожа на другую.

К примеру, кроме арабской системы, очень популярна римская система счета. Но римские цифры пишутся иначе и ничем не напоминают арабские.

  • I — один;
  • II- два;
  • III — три;
  • IV — четыре;
  • V- пять;
  • VI- шесть;
  • VII — семь;
  • VIII — восемь;
  • IX — девять;
  • X — десять.

Как вы могли заметить, тут нет символа, обозначающего ноль. Так что в качестве цифры можно принять десятку.

Системы счисления

Система счисления – это некий вариант представления чисел.

К примеру, представьте, что перед вами лежит несколько яблок. Вы хотели бы узнать, сколько яблок лежат на столе? Для этого вы могли бы считать, загибая пальцы рук или делать зарубки на дереве. А могли бы вы и представить, что десять яблок – это одна корзинка, а одно яблоко – это одна спичка. Спички по ходу счета выкладывать на столе под одной.

В первом варианте подсчета число получилось в виде строки из зарубок на дереве (или загнутых пальцев рук), а во втором варианте подсчета – это был набор из корзинок и спичек. Слева должны быть емкости, а справа — спички.

Системы счисления бывают двух видов:

  1. Позиционные.
  2. Непозиционные.

Позиционные системы счисления бывают:

  • Однородными.
  • Смешанными.

Непозиционной называют такую систему счисления, в которой цифра в числе соотносится с такой величиной, которая не зависит от ее разряда. Поэтому, если у вас пять зарубок, то число будет равно пяти. Ибо каждой зарубке будет соответствовать одно яблоко.

Позиционной системой счисления является та, в которой цифра в числе будет зависеть от ее разряда.

Та система счисления, к которой мы привыкли – это десятичная система счета. Она позиционная.

Когда наши предки начали учиться считать, у них появилась идея записывать числа. изначально они использовали те самые зарубки на деревьях или камнях, где каждая черточка обозначала какой-либо предмет (одно яблоко, к примеру). Именно так и была изобретена единичная система счисления.

Единичная система счисления

Различие между цифрой и числом в единичной системе счисления в том, что число в этом случае равнозначно строке, состоящей из палочек. Количество палочек (зарубок на дереве) равняется значению числа.

К примеру, урожай из 50 яблок будет равен числу, состоящему из 50 палочек (черточек, зарубок).

Сколько цифр содержит число 50? Две цифры. Цифра 0 и цифра 5. Но количество яблок гораздо больше двух.

Основное неудобство в этой системе счисления – слишком длинная строка из черточек. А если бы урожай составлял 5 000 яблок? Действительно, записывать такое число неудобно. Прочтение тоже будет вызывать затруднения.

Поэтому позже наши предки научились группировать черточки по несколько штук (по 5, 10). И для каждой объединяющей группы был придуман специальный знак. Сначала для 5 и 10 использовали пальцы рук. А затем были придуманы определенные символы. Таким способом считать яблоки стало гораздо проще.

Древнеегипетская десятичная система счисления

Древние египтяне для того, чтобы обозначить числа, стали использовать специальные символы. Даже древние люди понимали, чем отличается цифра от числа.

1, 10, 10 2 , 10 3 , 10 4 , 10 5 , 10 6 , 10 7 .

Итак, предки научились группировать различные знаки (символы). Египтяне избрали для своей группировки число десять, не изменяя цифру один.

В этом конкретном примере число десять – это основание десятичной системы счисления. А каждый знак в этой системе счисления – это число 10 в какой-либо степени.

Египтяне записывали числа, комбинируя эти знаки (символы). Если число не являлось степенью десяти, все недостающие знаки добавлялись путем повторения. Каждый символ мог повториться не больше девяти раз. Итог был равен сумме элементов числа.

Двоичная система счисления

Данная система счисления в настоящее время используется в вычислительной технике. Десятичная система счисления неудобна для тех машин, которые служат людям сегодня.

Двоичная система счисления использует всего две цифры:

  • Ноль – 0.
  • Один – 1.

В каждом разряде допустима только одна цифра — либо 0, либо 1. Чтобы перевести число из двоичной в десятичную систему счисления, нужно будет умножить все цифры по очереди на основание 2, которое возводят в степень, равную разряду.

Восьмеричная система счисления

Восьмеричная система счисления тоже часто применима в современной электронике. Как вы понимаете, тут применяют всего восемь цифр.

  • 0 – ноль;
  • 1 – один;
  • 2 – два;
  • 3 – три;
  • 4 – четыре;
  • 5 – пять;
  • 6 – шесть;
  • 7 – семь.

Чтобы перевести число в десятичную систему счисления, нужно каждый разряд данного числа умножать на 8 (в степени разряда числа).

Шестнадцатеричные цифры

Программисты и люди, профессия которых тесно связана с компьютерными машинами, используют шестнадцатеричную систему счисления.

  • 0 – 0;
  • 1 – 1;
  • 2 – 2;
  • 3 – 3;
  • 4 – 4;
  • 5 – 5;
  • 6 – 6;
  • 7 – 7;
  • 8 – 8;
  • 9 – 9;
  • A – 10;
  • B – 11;
  • C – 12;
  • D – 13;
  • E – 14;
  • F – 15.

Цифра и число

Число — это понятие, которое обозначает количество.

Цифра — это символ или знак, который обозначает число.

Количество цифр в числе может быть разным, от одного до бесконечности.

К примеру, дано число «семь», которое отражает количество чего-либо. Но это самое число мы записываем цифрой 7.

Определение цифры и числа на простом языке приведем ниже.

Числа необходимы для того, чтобы вести счет каких-либо предметов, замерять длину, измерять время, скорость и другие величины. А цифра — это такой символ, который показывает число визуально, понятно и наглядно.

Грубо говоря, цифру можно сравнить с буквой из алфавита, а слово — с числом. То есть существует всего 33 знака (символа) в русском языке для обозначения букв. С их помощью можно записать сколько угодно слов. И существует всего десять цифр для обозначения чисел.

Давайте наглядно разберем, чем отличается цифра от числа.

Для того чтобы написать число 587, мы будем использовать три цифры: 5, 8 и 7. Сами по себе цифры никак не могут отразить целое число. Этими же цифрами мы можем записать еще много разных чисел. К примеру 857, 875 878755 и так далее.

Когда правильно употреблять «число», а когда — «цифра»?

Если человек скажет: «Запишите, пожалуйста, число 7. А теперь прибавьте к нему 8». Этот вариант будет считаться грамотным и правильным.

Если вам скажут: «Запишите цифру 9. И отнимите 3», это неправильно и безграмотно. От цифры никак нельзя что-то отнять. Точно так же, как от буквы, например. Это же всего лишь символ, как от него можно вычесть какое-то количество? Правильно будет: «Запишите число 9…».

Вариант «Запишите цифру 23» также некорректен. Такой цифры просто не существует. Есть число 23, которое можно записать цифрами 2 и 3.

Какая разница ?

Итак, без счета мы свою жизнь не представим. Это бесспорно. В нашем мире уже никак не прожить без цифр и чисел. Но мы крайне редко думаем о том, с чем мы сейчас имеем дело – с цифрой или все-таки с числом.

Как мы уже выяснили ранее, цифра – это просто некий символ, знак, который принято использовать для того, чтобы что-то обозначить.

Число же показывает количество чего-либо с помощью этих самых знаков – цифр.

Цифра может быть не только составной частью числа, но и числом, точнее, его аналогом. Конечно, при условии, что она обозначает количество предметов до 9 включительно.

Главные выводы

Итак, чем же отличается цифра от числа:

  • Цифры – это некая единица счета от нуля до девяти включительно. Все остальные комбинации цифр –это числа.
  • Сколько цифр в числе, обозначающем одно и то же количество, зависит от системы счисления.
  • Каждое число создается из цифр.
  • Основное различие цифры и числа в том, что первое понятие абстрактно, это всего лишь символ, а второе выражает количество чего-либо.
  • Число и цифра разнятся в зависимости от системы счисления. Одна и та же цифра может обозначать разное число.
Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: