Чем интернат отличается от детского дома

Чем отличается интернат от детского дома, в чем разница?

Человек – существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать подрастающее поколение, но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные образовательные учреждения?

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, – это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

Как и в детских домах, дети в интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате — за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать бесплатное образование в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

Школа-интернат и детский дом – что это и в чем разница

Современное общество активно решает проблему беспризорных и несовершеннолетних из неблагополучной семьи. Для этого созданы интернаты и детдома. Стоит разобраться, в чем разница между ними.

  1. Что такое интернат
  2. Что такое детский дом
  3. Различия между детдомом и интернатом
  4. Сходства между учреждениями

Что такое интернат

Это учреждение, предлагающее обучение и проживание. Оно может располагаться как в одном или в двух рядом стоящих зданиях. Нередко подобные заведения бывают специализированными (коррекционными). Здесь зачастую обучаются школьники, имеющие проблемы с психическим развитием, слухом или зрением.

Специалисты подразделяют коррекцию (при определении школьников в учебное заведение) на 8 видов, описанных в таблице:

Вид патологии Описание
С 1 по 4 Нарушение зрения или слуха
5 Наличие проблем с речью
6 Церебральный паралич
7 и 8 Отставание в развитии

Недостаток такого образовательного учреждения в затруднении социализации проживающих учащихся, потому что они обитают в закрытом мире.

Распространена классификация интерната по используемой образовательной программе:

  1. Образовательные.
  2. Коррекционные.
  3. Углубленные.

Подразделяются образовательные учреждения на:

  • кадетские;
  • спортивные;
  • с углубленным изучением отдельных предметов, например, английского языка или математики.

Применяется и разделение по контингенту:

  1. Для сирот.
  2. Для инвалидов.
  3. Для одаренных школьников (победителей олимпиад).

Сегодня государством ведется такая политика, что из названия убирается термин «коррекция». По мнению психологов, это слово негативно влияет на психику.

Даже если малолетний гражданин находится в интернате, ему необходимо внимание для полноценного развития. Поэтому приезжают волонтеры, которые занимаются с детьми и проводят для них мастер-классы.

Что такое детский дом

Детский дом – это учреждение, образовательное заведение, где живут несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения, и нуждающиеся в защите государства.

Воспитанникам оказывают врачебную помощь штатные медицинские работники. В деревенских детских домах вместо медсестры работает фельдшер.

При поступлении на обучение обязательно прохождение медицинского осмотра. После проверки документации поступившие распределяются по группам для уроков физической культуры.

Углубленный медицинский осмотр осуществляется дважды в год. Его проводит педиатр и другие специалисты. При необходимости проводится профилактика, и лечатся больные воспитанники. Если нужно, заболевших госпитализируют. Когда требуется лечение в санатории, дается направление в учреждение нужного профиля.

В России создаются семейные детские дома. Такие учреждения состоят из городков с одноквартирными домами, где проживают семьи, воспитывающие сирот.

При детдоме имеется попечительский совет. Контролирует работу детдомов и орган народного образования.

Различия между детдомом и интернатом

Основные отличия:

  1. В интернате проживающие содержатся за счет опекунов, а в детдомах — за государственные деньги.
  2. Из интернатов родители имеют право забрать несовершеннолетнего на каникулы или выходные. При необходимости учащегося могут отпустить в другие дни по уважительной причине.

Необходимо помнить! Из детдома забирать детей имеет право только опекун после оформления необходимых документов. Воспитанникам запрещено самим покидать территорию детского дома. Экскурсии они посещают под контролем воспитателя.

Рекомендуем прочитать: в чем разница окрашивания хной или краской – плюсы и минусы средств.

Фотоэпиляция, электроэпиляция или лазерная эпиляция – что лучше и чем отличаются? Смотрите информацию здесь.

Читайте также  Чем отличается crm от erp системы?

Чем отличается 1-комнатная квартира от студии, гостинки и малосемейки – https://gderaznica.ru/social/kvartira-malosemeika-gostinka-i-studiya.html

Сходства между учреждениями

После окончания таких заведений дети направляются на дальнейшее обучение. Получив образование, гражданин имеет право сам выбирать место обучения внутри страны.

Поступивших воспитанников обеспечивают инвентарем, игрушками. Выдают детям и обувь, одежду, письменные принадлежности.

Смотрите видео – чем отличается детский дом от интерната :

Как можно сдать ребенка в детдом или интернат?

Решение сдать собственного ребенка в детский дом или интернет – далеко не редкость в современных реалиях. Причины на то бывают самые разные: кто-то просто сдается в попытках воспитать свое чадо, другие попадают в затруднительную жизненную ситуацию. Есть и такие, кто вовсе не хотел брать на себя такую ответственность. В общем, случается всякое.

Но просто привести малыша в спецучреждение и оставить его там на время или навсегда не получится. Для таких процедур разработаны специальные алгоритмы действий и правила, в рамках которых можно определить малыша в спецучреждение для детей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

В чем разница между детдомом и интернатом

Большой разницы между интернатом и детдомом нет. Отличие лишь в деталях. Детские дома – это учреждения, в которых мальчики и девочки проживают. Как правило, это сироты. У них нет никаких отклонений в развитии или физиологических особенностей, они ходят в обыкновенную городскую школу, которая располагается поблизости с их «домом». Здесь большой плюс для ребят в том, что они учатся в обыкновенном классе. У них есть социальная адаптация, т. к. дети общаются с другими учениками из обычных семей.

Примечание. Даже элементарный поход до школы и обратно помогает выстраивать малышам необходимую связь с внешним миром.

Школа-интернат – это учреждение, в котором дети и живут, и учатся. Школой может быть либо соседнее здание на закрытой территории, либо то же сооружение, в котором ребята постоянно находятся. Чаще всего интернаты представляют собой специализированные места, направленные на коррекцию малышей с теми или иными отклонениями.

Справка. Детей-инвалидов или отстающих в развитии направляют учиться в школу при интернате. То есть ребенок живет дома с родителями, но ему приходится посещать эту школу, потому что там спецпрограмма.

Также в интернатах есть ребята со статусом социальной сироты или же чьи родители лишены прав. Их направляют в учреждение, если у них есть психологические особенности или физические отклонения.

Можно ли сдать ребенка в детдом/интернат

Сдать ребенка в детский дом можно, но только по уважительным причинам. Некоторые из них оговорены в п. 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . Оставить малыша на государственное попечение могут:

  • семьи, пострадавшие от стихийных бедствий;
  • беженцы;
  • вынужденные переселенцы;
  • безработные;
  • тяжело больные родители;
  • одинокие матери/отцы;
  • иные случаи.

Каждой уважительной причине, которые излагают родители, органы опеки и попечительства дают свою оценку

Отдать ребенка в детдом можно в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…». Здесь говорится, что родители, опекуны либо усыновители могут по личному заявлению на время оставить несовершеннолетнего в организации для детей сирот. Но мнение детей, достигших 10 лет, должно учитываться.

Справка. Бывали случаи, когда подростки намеревались попасть в детдом по собственному желанию. Но инициатива всегда исходила в первую очередь от родителей, которые таким способом пытались вразумить ребенка.

Типичные причины и основания для подобного решения

Мысли о том, как сдать ребенка в детдом, зачастую приходят не плохим родителям. Те больше думают об алкоголе, наркотиках или других слабостях, чем о детях. О том, как оформить ребенка в интернат/детдом, больше думают более-менее благополучные семьи. Родители внезапно заходят в тупик, пытаясь воспитать чадо. И причины здесь могут быть самые разные:

  1. Внезапная потеря жилья или работы у родителей.
  2. Смерть кормильца или просто близкого для семьи человека, которая привела к депрессии главы семьи.
  3. Трудный период в жизни подростка, когда он полностью отказывается слушаться родителей, проявляет агрессию, прогуливает уроки и т. д.
  4. Одинокая мать или отец не справляется с ребенком-инвалидом.

В таких ситуациях родители и их дети по-настоящему нуждаются в помощи. И эту помощь предлагают органы опеки и попечительства. Они рассказывают, как отдать ребенка в детский дом, предлагают психологическую, педагогическую и юридическую помощь как взрослым, так и детям.

Примечание. В ряде детских домов Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов над воспитанием несовершеннолетних, отданных в детдом, усердно работают психологи. Но, к сожалению, далеко не во всех учреждениях страны эти специалисты сегодня есть.

Как отправить на время и есть ли такой вариант

По Постановлению Правительства РФ от 24.05.2014 N481, мать/отец может обратиться в орган опеки с просьбой поместить дитя в спецучреждение, не лишаясь при этом родительских прав. Если в семье сложилась затруднительная ситуация, малыша можно оставить на временное проживание в детдоме/интернате. Но это не значит, что весь этот период родитель будет полностью свободен от дитя. Обязанности перед ребенком никуда не исчезают. Поэтому придется периодически навещать малыша, приносить ему игрушки и т. д.

Куда обращаться

Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N481, для временного помещения малыша в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания несовершеннолетнего. Там заключается соглашение между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании несовершеннолетнего в учреждении. Примерная форма договора утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Какие документы требуются

Большая часть аспектов того, как попасть в детдом, указана в Постановлении Правительства РФ от 24.05.2014 N481. В том числе список необходимой документации. Он обозначен в пункте 15. Родитель предоставляет органу опеки:

  • личное заявление законного представителя о временном помещении несовершеннолетнего в организацию для детей-сирот с указанием причин и срока содержания малыша;
  • копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;
  • копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей;
  • сведения о близких родственниках (при наличии);
  • заключение о состоянии здоровья малыша из поликлиники по месту жительства или пребывания с приложением результатов медицинского обследования;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) – для детей с ограниченными возможностями;
  • индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии);
  • акт обследования условий жизни ребенка.

Затем орган опеки передает названную документацию в организацию для детей-сирот.

В течение какого срока несовершеннолетний может оставаться в интернате

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», организации для детей-сирот принимают на срок не более одного года. Однако этот период может быть продлен в отдельных ситуациях. Тогда руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

Что будет, если вовремя не забрать?

Если вовремя не забрать своего малыша по завершению срока пребывания в детдоме/интернате, в соответствии с п.7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 №101, руководитель детского учреждения направит в органы опеки акт об оставлении воспитанника в стенах учреждения.

Дело может дойти и до лишения родительских прав. Напоминаем, что ответственность сторон за нарушение условий договора прописана в Форме соглашения, установленной Приказом Минобразования и науки РФ от 24.07.2015 №753 «Об утверждении примерной формы соглашения между родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот… «.

Мать/отец обязаны принимать участие в жизни и воспитании ребенка, даже если отдали его на перевоспитание или временное содержание в детское спецучреждение. Если взрослые не навещают, не созваниваются с малышом и тем более не предпринимают никаких попыток вернуть его домой, детский дом информирует об этом органы опеки. Затем следуют соответствующие меры. Дело может дойти до процедуры усыновления воспитанника новыми родителями.

Читайте также  Чем бытовой линолеум отличается от полукоммерческого

Процедура сдачи навсегда

Отдать свое чадо в организацию для детей-сирот навсегда можно лишь после лишения родительских прав. И мать, и отец должны написать отказ от несовершеннолетнего. Если у малыша есть другие родственники, которые могли бы оформить опекунство в силу финансового положения и надлежащего здоровья, но не хотят этого делать, ребенок становится круглым сиротой. Государство полностью перенимает на себя заботу о несовершеннолетнем гражданине.

Примечание. Одного отказа от дитя недостаточно. В органы опеки нужно предъявить соответствующий пакет документов, а также получить разрешение от органов местной власти и судебное решение о лишении родительских прав.

В пакет документов для передачи ребенка в детское учреждение входят:

  • паспорт либо свидетельство о рождении воспитанника;
  • медицинская справка о его состоянии здоровья;
  • данные о родителях либо только об одном из них, если второго нет;
  • заключение о жилищных условиях, в которых проживал несовершеннолетний;
  • справка об образовании, если он еще ходит в школу;
  • опись имущества малыша, т. е. того, что принадлежит именно ему;
  • иные документы, в зависимости от ситуации.

Лишение прав

Лишение родительских прав — это полная утрата всех законных прав по отношению к малышу. Например, после смерти одного из них другой не сможет претендовать на наследство по закону. Родитель, грубо говоря, получает запрет на совместное проживание со своим чадом. И взрослый не может в дальнейшем требовать от него что-либо, поскольку они будут считаться друг для друга чужими.

Лишить родительских прав может только суд. Для этого заинтересованное лицо составляет и подает исковое заявление о лишении родительских прав. Если у гражданина несколько детей, лишение прав в отношении одного из них не лишает прав в отношении других. То есть в отношении каждого ребенка нужно отдельное решение суда.

В этом случае основанием для прекращения прав будет уклонение от выполнения родительских обязанностей. Если речь идет о новорожденном ребенке, родитель которого не намерен брать на себя ответственность, причиной служит отказ забрать младенца из родильного дома. По такому же принципу некоторые оставляют детей-инвалидов: отказываются забрать ребенка из специального учреждения для детей.

Последствия

Взрослые, которые поместили детей в детдом, могут просить о предоставлении возможности видеться с ними, если ребенок будет согласен. Однако это допустимо лишь до того момента, пока малыша не усыновят другие люди. В таком случае все свидания с ним будут запрещены. Фактически кровные родители теряют его навсегда.

Заключение

Те, кто решил отдать свою «кровиночку» в детдом или интернат на время либо навсегда, должны четко понимать правила, которыми регулируются процессы, а также последствия своих действий. Законом установлена ответственность всех сторон: родителей, органов опеки и детского учреждения. Нарушения со стороны нерадивых матерей и отцов приведут к лишению родительских прав и передаче малыша на усыновление.

В чем отличие детского дома от школы-интерната? Реплика директора «Клуба волонтеров»

Несмотря на схожесть, между детским домом и школой-интернатом есть ряд отличий, и некоторые из них предопределяют выбор места волонтерства “Клуба волонтеров”. Рассказывает Дарья Манакова, исполнительный директор.

Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:

В чем отличие детского дома от школы-интерната? Очень часто нам задают этот вопрос. Большой разницы, конечно, нет, но нюансы присутствуют. Детские дома – это, в основном, учреждения, где ребята проживают. Это их дом. Там, в основном, находятся дети-сироты, у которых совсем нет родителей, и они не имеют каких-то умственных отклонений или физиологических особенностей. В школу они ходят обычную, городскую. Как правило, детский дом находится в черте города, где рядом есть школа. Они учатся в обычном классе. Это большой плюс для ребят, так как у них происходит социальная адаптация намного лучше, они всё-таки общаются с ребятами из обычных семей, у них уже выстраиваются свои взаимоотношения с внешним миром. Даже элементарно – дойти до школы. Это безусловно лучше социализирует ребят.

Школа-интернат – это такое учреждение, где ребята и проживают, и учатся. Это может быть как одно здание, так и два рядом стоящих. То есть это одна закрытая территория, где ребята постоянно находятся. И чаще всего эти интернаты имеют коррекцию, они специализированные. И там зачастую может быть обратная ситуация: в школу-интернат с коррекцией могут приходить ребята из семей, которые эту коррекцию имеют. Например, есть у ребенка проблемы со зрением или со слухом, и он не может обучаться в обычной школе. Его тогда направляют в такую специализированную школу-интернат. То есть он живет дома с родителями, всё нормально, но в школу-интернат ходит именно потому, что там спецпрограмма, там учителя проводят занятия на его уровне. Или же если ребенок имеет коррекцию по психологическому развитию ОВЗ, ЗПР, к примеру, имеет задержку в развитии, его также определяют в эту школу. И там же есть ребята со статусом социальной сироты или же чьи родители лишены прав. Они тоже направляются в школу-интернат, если у них имеются особенности психологического здоровья и развития.

Конечно же, ребята, которые проживают в школе-интернате, к сожалению, менее социализированы. Потому что они живут в закрытом, замкнутом мире. Но тем не менее везде со всеми нужно работать, это дети. Мы, «Клуб волонтеров», в большинстве своем поддерживаем именно школу-интернат. Их в принципе больше по России. Детских домов поменьше. В основном дети попадают в интернат из неблагополучных семей, поэтому основная часть их имеет какие-то проблемы со здоровьем: задержку в развитии, функциональные особенности и т.д. Поэтому коррекционных школ-интернатов больше.

Вообще существует всего 8 видов коррекции: 1, 2, 3, 4 – это особенности зрения и слуха (либо полное лишение зрения, слуха, либо частичное), 5-й вид – это проблемы с речью, 6-й вид – ДЦП, 7, 8-й виды – задержка в развитии. Сейчас государство ведёт такую политику, что у интернатов убирают слово «коррекция» из наименования, чтобы оно не фигурировало и не влияло на психику детей, потому что ученики всё равно в старшем возрасте начинают это понимать, и слово «коррекция» давит.

Поэтому номинально слово «коррекция» из названия убирается. Но по факту всё равно она никуда не девается, т.к. всё равно остаются ребята с особенностями. Мы со своей стороны стараемся поддерживать именно школы-интернаты коррекционного типа. Т.к. мы считаем, что они в большей степени нуждаются в дополнительной, углубленной работе. В детских домах таких серьезных проблем нет, скорее внутренние, социально-бытовые, да и по статистике интернатов больше. У нас порядка 5 детских домов и 20 школ-интернатов, которые мы непосредственно поддерживаем.

В коррекционных интернатах с каждым ребёнком нужно гораздо больше заниматься, уделять ему больше индивидуального внимания, для того чтобы он развивался и социализировался. Поэтому наши ребята-волонтеры приезжают в интернаты, и с детьми проводят занятия, мастер-классы, больше направленные именно на развитие моторики, логического мышления. То чего им недостает при обучении в общей системе, в общей группе, когда на 15 человек только один педагог.

Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.

Чем интернат отличается от детского дома

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: дом ребёнка, приют, Детский дом, ДДИ. Виды учреждений различаются в зависимости от назначения (образовательные, воспитательные, смешанные и т. д.), возраста ребенка и состояния его здоровья. Они могут быть государственными (их подавляющее большинство) и негосударственными.

Справка:

В 2015 году в России насчитывалось 720 детских домов. Бывший детский омбудсмен Павел Астахов считает, что их количество можно сократить вдвое к 2018 году.

Данные на 2014 год:
144 детских дома для инвалидов, 176 домов ребёнка, 615 приютов.

Больница

Иногда детей-сирот, особенно в регионах, по социальным причинам помещают в больницу. Например, в регионе, где мало ВИЧ-положительных, вдруг выявляется ребёнок с ВИЧ и социальные работники боятся поместить его в детское учреждение. Хотя в других регионах, где много детей с подобным диагнозом, они живут в общих детских домах и это никого не пугает. В больнице может оказаться ребёнок со множественными редкими заболеваниями, когда в детском доме не знают, как за ним ухаживать. Или просто в там нет мест. В подобной ситуации ребёнок-сирота может жить в больнице месяцами и даже годами.

Читайте также  Чем профильный уровень отличается от базового и что выбрать

Социальный приют

Место оперативного временного размещения детей. Ребенок, находящийся в приюте, официально может не быть сиротой. Пока ребёнок находится в приюте, социальные службы должны активно работать с кровной семьёй, чтобы его, если есть такая возможность, вернуть в семью без изменения юридического статуса. Иногда одни и те же дети в один и тот же приют попадают несколько раз. Например, сотрудникам опеки известно, что у мамы происходят сезонные обострения шизофрении, или родителю нужно лечь в больницу, тогда органы опеки и попечительства могут на это время забрать ребенка и поместить в приют.

Социально-реабилитационный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей — выполняет функции координатора по направлению детей в соответствующие учреждения на постоянное пребывание.

Дом ребенка

Учреждение для воспитания и оказания помощи детям до трех лет (например, в результате отказа родителей взять ребенка из роддома), детям матерей-одиночек, а также детям-инвалидам. Различают дома ребенка общего типа и специализированные — для детей с поражением центральной нервной системы, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и другими. Это медицинские учреждения, принадлежащие к системе здравоохранения. В возрасте между тремя и четырьмя годами ребенка должны перевести в Детский дом.

Детский дом

Учреждение для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов. Совмещает функции собственно «дома» и дошкольного образовательного учреждения (детского сада) или начальной школы. Из дома ребенка в Детский дом детей переводят по решению суда на основании лишения родителей родительских прав. Иногда в школьном возрасте детей передают в школу-интернат, и они там находятся до 18 лет.

Санаторный Детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.

Специальный (коррекционный) Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Для помещения в нее ребенка необходимо заключение медико-психологической экспертизы.

Детский дом-интернат

Медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.

В ДДИ — на основе заключения врачей медико-педагогической комиссии — попадают дети, которые по состоянию здоровья не могут учиться и жить в неспециализированном детском доме.

Экспертное мнение:

Алена Синкевич

« На практике ситуация очень зависит от наличия мест. Я знаю много примеров, когда дети, которые должны были быть в ДДИ, оказываются в детском доме, и наоборот. То есть, решение медико-педагогической комиссии подстраивается под наличие мест. В составе этой комиссии дипломированные врачи и педагоги, но, по моему опыту, они довольно мало понимают в приёмных детях и возрастной детской психологии. Потому что такой фактор, как испуг, и то, что ребёнок не может себя не в лучшем виде проявить на комиссии, по-моему, не учитывается никогда. В конечном счете социальные причины на помещение ребенка влияют очень сильно — где есть свободные места, туда и помещают. »

Сейчас большинство вышеперечисленных госучреждений переименовывают в Центры содействия семейному воспитанию, потому что они должны устраивать детей в семью. Тем не менее, темпы развития форм устройства детей-сирот в семьи россиян не слишком впечатляют: в сиротских учреждениях страны находятся более 260 тыс. детей.

Результатом проживания детей в учреждении часто является психическая депривация (невозможность удовлетворения основных психических потребностей); им ставится диагноз «психосоциальная карликовость» — отставание в развитии практически по всем параметрам. Мировая практика показывает, что для минимизации социально-психологических последствий воспитания в учреждении необходимо, чтобы вместе проживали не более 12 детей. Поэтому надо создавать в детских домах и школах-интернатах условия, приближенные к семейным. При этом госучреждения нельзя ругать огульно: в первый момент, когда ребёнок оказался сиротой, они не дают ему умереть. Очень важно, что есть место, куда ребёнка можно привести — он будет сыт, согрет и в безопасности. Тут и должна начаться работа по его семейному устройству.

« Для ребенка пребывание в госучреждении – плохо в любом случае, потому что жизнь в структуре групп не отвечает тому, как устроена основная часть общества за пределами сиротского учреждения. Ребёнок, который длительно живёт в этой структуре, не понимает, что общество устроено иным образом, общество разделено на семьи. Что в обществе надо принимать самостоятельные решения, что у людей формируются желания и они к ним стремятся, их достигают.

Среда любого детского учреждения по структуре больше всего напоминает тюрьму.

Это место группового проживания, где нельзя иметь личных желаний, потому что они не могут быть удовлетворены, не возникает чувства ответственности, где человек не учится взаимодействовать с другими людьми в условиях реальной жизни. Поэтому, когда в 18 лет ребёнок выходит в мир из учреждения, он не может адаптироваться в обществе. Кроме того, у него накопились разнообразные последствия депривации — сниженное чувство ответственности, очень низкая самооценка. То есть, полностью отсутствуют качества, необходимые для того, чтобы хорошо себя проявить в общении и в работе.

В детском учреждении у ребенка развивается несколько видов депривации: эмоциональная — поскольку у него нет значимого и близкого взрослого, а ребёнок не может расти без взрослого, всё, что делает ребёнок, должно делаться с поддержкой взрослого или для взрослого. У него нет взрослого, а значит, нет ни стимула, ни поддержки, ни мотивации

Ребёнок, которого мало трогают, обнимают, целуют, испытывает совершенно объективные сенсорные дефициты —

тактильные, а кроме того зрительные, слуховые и все остальные, потому что он живёт в обеднённой среде. У обычных детей на фоне большого количества самой разной сенсорной информации, мозг тренируется её сортировать: ребенок умеет, находясь в помещении, где разговаривают сразу много людей, слышать только своего собеседника, или он может прийти в комнату, где слишком яркое освещение, и отфокусировать своё зрение так, чтобы выставить естественный фильтр, стать менее восприимчивым. И так по каждому параметру — человек учится приспосабливаться к среде. Сироты, живя в обеднённой среде, выходят в мир неприспособленными. Кроме всего прочего, они физически отстают в развитии: когда ребёнок живёт в детском учреждении, у него очень высокий уровень стресса, который тормозит работу гормона роста. Поэтому дети отстают в физическом развитии, а также в эмоциональном, речевом и в развитии мелкой моторики, которая на влияет развитие речи. Все это происходит от недостатка персонального внимания.

В самом ли деле любая кровная семья лучше любого госучреждения? Не совсем.

Известно, что даже негативное внимание лучше полного отсутствия внимания. Но бывают ситуации, за которой депривация, то есть нехватка внимания, получаемого ребёнком, переходит определённую грань, и среда обитания становится средой насилия. А насилие может привести к необратимым очень грубым последствиям.

Травма насилия гораздо тяжелее других травм.

К сожалению, когда ребёнка изымают из семьи, мы никогда точно не знаем, что там происходило. Об этих травмах можно узнать либо вследствие длительной психотерапевтической работы, когда ребёнок становится подростком, либо не узнать никогда, потому что ребёнок, например, может не помнить насилия, у него просто разовьется склонность к суицидам, сформировавшаяся в раннем возрасте. Нарушение привязанности — одно из последствий жизни в детском учреждении или в кровной семье, где с ребенком произошло насилие. Это то, что мешает человеку, когда он потом пытается строить свою жизнь, привязаться к другому, потому что он знает: привязываться к людям — небезопасно. Из детей с нарушениями привязанности впоследствии нередко вырастают социопаты. »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: