Чем нация отличается от народа: особенности и отличия понятий

Нация,национальность, этнос - в чем разница и особенности ➤ДНК тесты ➤ Точность 100% ➤ Анонимно ➤ Срок выполнения - от 2 дней ☎ 8 800 100 24 29 Бесплатно по России

Чем нация отличается от народа: особенности и отличия понятий

Нация,национальность, этнос — в чем разница и особенности

Нация и этнос – различия и особенности

Прежде чем разбираться в теоретических аспектах и вопросе – чем этнос отличается от народа, чем этнос отличается от нации, необходимо понять, что такое этнос. В специализированной литературе понятие этнос определяется следующим образом – группа людей, которые говорят на одинаковом языке, имеют общие традиции, корни, происхождение. Именно язык является одним из основных факторов в существовании и развитии этноса. Кроме этого, происхождение каждого этноса связано с общим предком, но в большинстве случаев доказать принадлежность человека к конкретному предку невозможно, поэтому членом этноса может стать каждый, кто верит в свое происхождение. Также, кто разбирается в вопросе отличий нации от народности, наверняка сталкивался с таким определением – этнос – начальная, неделимая единица в социальной иерархии. Важно! Поскольку этнос – минимально возможная социологическая единица, любые попытки вторгнуться в существование группы, приведут к гибели и разрушению.

Для этноса или народности характерны отношения, больше похожие на семейные, таким образом, право управления в группе принадлежит наиболее старшим его представителям. Еще одно различие этноса и нации – способность группы продолжительное время сохранять культуру, традиции, язык.

Этносы, проживающие на планете, имеют 23 самостоятельные линии. Как правило, выделяют две основные ветки – африканская и неафриканская. Самая древняя – африканская, ее история насчитывает около 220 тысяч лет. Все неафриканские ветки моложе, их возраст не больше 64 тыс. лет. Славянский этнос самый молодой.

Народность и нация – отличия и особенности

Главное отличие народности от нации – это неделимое социологическое понятие. Во время развития и прохождения определенных исторических этапов этносы взаимодействуют, соответственно, теряют свою индивидуальность и образуют народы. Объединение может происходить не только мирным, но также военным путем, когда более сильный народ поглощает более слабые этносы.

Для этноса или народности характерны отношения, больше похожие на семейные, таким образом, право управления в группе принадлежит наиболее старшим его представителям. Еще одно различие этноса и нации – способность группы продолжительное время сохранять культуру, традиции, язык.

Таким образом, для определения разницы между этносом и нацией актуально следующее объяснение – нацию можно воспринимать, как объединение активных этносов, которые ведут политическую борьбу и оказывают влияние на историю. Важно! Существенное отличие народности и национальности – группы народностей создают государства, цивилизации и даже религии.

Вопрос – чем нация отличается от народности – лучше всего изучать на конкретном историческом примере, как из этноса сформировался народ. Изначально евреи образовали этнос, но за две тысячи лет они сохранили свою индивидуальность, стали народом, появилось государство Израиль.

Еще один наглядный пример разницы этноса и национальности – русские. Многие специалисты отмечают, что народ – понятие, существующее исключительно в русской культуре, поскольку в других языках нет аналогов. К тому же в русском языке слово народ наиболее точно отображает его смысл – различные этнические группы, объединенные общей историей и целями.

Чем отличается нация от национальности

Если рассматривать, чем отличается нация от этноса, необходимо отметить, что нация – это емкое понятие, объединяющее людей, которые проживают в государстве. В латинском языке слово нация означает людей, имеющих общую территориальную принадлежность.

Таким образом, ключевым аспектом в вопросе – чем отличается этнос от нации – является стирание культурных различий между народностями, которые образовали государство. Понятие нация стирает любые формы идентичности, чтобы искусственно сформировать новую группу людей. Зачастую в процессе образования нации исчезает языковая идентичность, а язык наиболее сильного и многочисленного этноса становится государственным.

Важно! Единственный определяющий признак для нации – гражданство, соответственно, принадлежность к национальности и гражданство – понятия тождественные и расцениваются как синонимы.

Наиболее яркие примеры наций – США и Франции. В этих странах на протяжении многих веков проводится политика стирания любых этнических различий. Значение имеет только гражданин, а идентичность приносят в жертву в угоду правящего политического режима.

Если говорить об отличиях нации и национальности, необходимо отметить, что термин национальность был введен Бауэром – марксистом из Австрии. Отличие нации от национальности – вопрос достаточно глубокий. В мировом сообществе принято считать, что национальность – принадлежность человека к одной стране или группе государств, которые находятся в близком соседстве, то есть, имеют единую религию, внешний вид и культуру.

Важно! С точки зрения ученых-генетиков, термин национальность неактуальный, правильнее рассматривать этнические группы, к которым принадлежит человек. Именно этнос определяет истинные корни человека, сформированные на генетическом уровне.

Если вы хотите узнать свою генеалогию, определить принадлежность к нации, этносу, лучший способ – пройти ДНК текст на национальность. К слову, результаты такого исследования могут стать

Народ и нация

Бывает так, что широко используемые в политико-правовом языке понятия не имеют общепринятого определения. К многозначным научным и политико-правовым понятиям относятся и понятия «нация» и «национальность».

Соотношение понятий «народ» и «нация»

Несмотря на то что понятия «народ» и «нация» употребляются разными авторами в разных смыслах, мы все же будем исходить из общеприня тых и наиболее употребляемых в мировой науке и в общественно-политической практике смыслов. Понятие «народ» имеет более обыденный смысл. Под ним, как правило, подразумевается население страны. Британский, испанский, бразильский, канадский, австралийский, китайский народ — население соответствующих государств. Эти названия ничем не отличаются от вариантов «народ Великобритании», «народ Австралии». Тот же самый смысл у языковых обозначений жителей страны по ее названию (политонимов) — австралийцы, бразильцы, британцы, испанцы, канадцы и т.и. Под ними понимаются все жители страны разной этнической принадлежности, включая людей иммигрантского происхождения. Условно эту общность можно назвать государственным народом, т.е. народом по государству. В определенных ситуациях или в политико-административных целях иммигранты (тем более если они не граждане) не считаются частью соответствующего народа. В России в понятие российского народа не входят временные трудовые иммигранты. Россиянин — это гот, кто имее т российский паспор т, а также дети этого гражданина или гражданки.

Однако понятие «народ» иснодьзуется равным образом применительно к этническим общностям (в России в таких случаях используется еще и термин «этнос»). Поэтому есть понятия «армянский», «русский», «татарский», «чеченский», «чувашский» и другие народы, и есть понятие «народы России» наряду с понятием «российский народ». Всего в Российской Федерации, согласно переписи населения 2010 г., проживает 193 народа или этнические группы. В 1994 г. была опубликована энциклопедия «Народы России», в которой содержатся сведения о населяющих страну этнических общностях — народах. В 2009 г. вышло уникальное издание «Народы России. Атлас культур и религий». Иногда синонимом может быть понятие «национальность». Но эго только в России. В остальном мире понятие «национальность» (nationality) означает гражданство той или иной страны.

Понятие «нация» более строгое. Оно натружено символическим и эмоциональным смыслами, но но сути своей подразумевает народ в форме государственного территориального сообщества. Нация — это категория социальной классификации, за исключительное обладание которой борются две формы человеческих общностей — этнические и государственные. Как категория и как политический инструмент она мало что дает для понимания общества и управления им, но порожденные на ее основе доктрины и практики, называемые национализмом, — одно из наиболее значимых явлений новой и современной истории. С учетом российской ситуации, а также опыта других стран представляется допустимым называть нациями как этнические общности (этнонации), так и государственные сообщества (согражданства). При этом у согражданств ресурсов и артументов на признание за ними данного обозначения больше. Поэтому для политического менеджмента наиболее приемлема формула «Россия — это нация наций».

Подобная формула доминирует в мировой политической практике. Таков и современный научный взгляд на нацию. По мнению американского ан трополога К. Вердери, «нация — это аспект политического и символического/идеологического порядка, а также мира социального взаимодействия и чувства.

В течение многих веков она являлась важным элементом системы социальной классификации» 1 . Поскольку коренное значение этого слова «быть урожденным», то под нациями понимались самые разные сообщества: гильдии и корпорации, землячества в старинных университетах, феодальные сословия, массы людей и групп, имеющих общую культуру и историю. Это понятие изначально служило инструментом отбора, ибо сплачивало в общую массу одних людей, которых нужно отличать от других, существующих бок о бок с этими первыми. Критерии отбора менялись в зависимости от времени и контекста. «В современную эпоху, — пишет К. Вердери, — нация стала мощным символом и основой классификации в международной системе национальных государств. Ею обозначаются отношения между государствами и их подданными, а также между одними государствами и другими; эго идеологический конструкт, играющий важную роль в определении позиций субъектов как в рамках современного государства, так и в рамках международного порядка. Это значит, что нация имеет решающее значение для определения способа связи государства со своими подданными, который отличает их от подданных других государств, а также для его внешнего окружения» [1] [2] .

Читайте также  Чем отличается система «все включено» от «ультра все включено»

Связь понятий «нация» и «государство» отражена в сложной категории «нация-государство» (nation-state). Это есть общепризнанное обозначение всех суверенных государств мира, входящих в Организацию Объединенных Наций. Среди суверенных государств — членов ООН нет таких, которые не считали бы себя национальными государствами, даже если в их конституциях и доктринах признается сложный характер населения и отдельные его труппы также называют себя нациями. Как пишет французский политический социолог Д. Кола, «нация представляет собой продукт определенных социальных условий и не является продолжением природы другими способами. Нация есть не что иное, как государство- нация: политическая форма территориального суверенитета над подданными и культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация группы, накладываясь друг на друга, порождают нацию» 1 .

Особого внимания заслуживают взгляды на природу нации немецкого философа Ю. Хабермаса, который, в частности, замечает: «Мировое сообщество, как уже следует из его названия — «Объединенные нации», — сегодня политически состоит из национальных государств. Эго отнюдь не тривиальный факт. Исторический тин государства, впервые возникший с Французской и Американской революциями, распространился но всему миру. После Второй мировой войны благодаря процессам деколонизации сформировалось третье поколение национальных государств. Эта тенденция продолжилась с развалом советской империи. Национальные государства доказали свои преимущества как перед городами-государствами (или федерациями таковых), гак и перед современными преемниками старых империй» [3] [4] .

Согласно Хабермасу, национальные государства последнего поколения — эго «наследники империй», вышедшие из их состава и уже самим этим фактом доказавшие свои преимущества перед государствами — «преемниками старых империй». В гаком случае Россия конечно же оказывается в числе последних, а Грузия, Украина и остальные «непреемники», видимо, по самому факту правовой непреемственности пребывают в составе национальных государств со всеми их преимуществами. Чем многоэтничные Украина, Грузия, Казахстан или Узбекистан отличаются от России с точки зрения нацие- сгроигельсгва, непонятно. Какие такие свои преимущества эти государства продемонстрировали перед Россией, еще более непонятно. Ни с точки зрения экономической и социальной ситуации, ни с точки зрения консолидации управляемого населения и эффективности центральной власти, ни с точки зрения утверждения национального самосознания и уважения нрав меньшинств, ни по каким-то другим параметрам эти страны не могут быть названы в числе успешных, а гем более «примерных» для России государств. Россиягораздо долее успешно самоопределившееся национальное государство, чем большинство тех, которые Хабермас зачисляет в национальные государства, появившиеся после распада СССР.

Сегодня все мы живем в национальных обществах, которые обязаны своей идентичностью политическому единству государств. Однако современные государства стали возникать до появления «наций» в современном их понимании. Две политические сущности — современное государство и современная нация — сплавились в форму национального государства не ранее конца XVIII столетия. Но в юридическом и политическом контекстах мы обычно пользуемся понятиями «нация» и «народ» как взаимозаменяемыми. Хотя, помимо прямого юридического и политического значения, термин «нация» указывает на общность, сформированную по критерию единства происхождения, культуры и истории, а часто также общего языка. Поэ тому отнюдь не случайно понятие «нация» имеет двоякое значение — Volknation и Staatsnation — «культурная нация» (или этнонация) и государственная (или гражданская) нация.

Хабермас напоминает, что в римском словоупотреблении nation относилось к сообществу людей одного и того же происхождения, еще не объединившихся в политическую форму государства, но связанных совместным поселением, общим языком, обычаями и традициями. В гаком значении nation использовалось вплоть до начала Нового времени. Однако не следует думать, что «сообщество людей» или «совместное поселение» было лишено иерархических, сословных исключений. «Нациями» в старой Германской империи были всего лишь правящие сословия из разных владений («стран»), и именно аристократия обрела политическое существование в качестве «нации». А остальные были всего лишь «частными подданными». Нация знати превратилась в нацию народа («третьего сословия») в результате усилий ученых, инт еллектуалов, представителей городских образованных средних классов. Если хотите, современные нации появились именно в результате идеологии национализма, а не наоборот. Хабермас выделяет специфику и уникальное достижение национального государства, которое оказалось возможным благодаря объединяющей идее нации: «Эта первая современная форма коллективной идентичности послужила катализатором преобразования раннего современного государства в демократическую республику. Национальное самосознание народа составило гот культурный контекст, который способствовал росту политической активности граждан. Именно национальная общность породила новый тип взаимосвязи индивидов, ранее совершенно чуждых друг другу. Тем самым национальное государст во смогло решить сразу две проблемы: оно учредило демократический способ легитимации на основе новой и более абстрактной формы социальной интеграции» [5] .

Наделение населения политическими правами, переход от статуса подданных к статусу граждан продолжается до сих пор. Невозможно отрицать разную степень социальной интеграции в рамках современных наций. Наций с абсолютно лояльными гражданами, всецело солидарными друг с другом и с властью, без внутренних коллизий и даже открытых конфликтов, в мире просто не существует. Поэтому нацию следует понимать как принимаемую на массовом уровне идею о суверенном и солидарном согражданстве, а не как буквальное наличие всех ее атрибутивных признаков или свойств. Из этого следует, что юридическая принадлежность к государственной общности, само по себе членство в гражданской нации придают «добавочный политический и культурный смысл вновь обретенной принадлежности к общности полноправных граждан, активно способствующих ее упрочению» (Хабермас). Именно идея нации затрагивает сердца и умы людей в большей степени, чем абстрактные понятия нрав человека и народного суверенитета.

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.

Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.

Читайте также  Чем отличается кайман от крокодила: особенности и отличия

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.

Народ – уникальное и глубокое русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. На английский «народ» можно перевести, как «people», на испанский – как «el pueblo» т.е. люди, в немецком языке «народ» — «das Volk», по произношению, близкое к русскому слову «полк». Так или иначе, ни в одном другом языке не встречается настолько же ёмкое понятие, как русское «народ», которое могло бы обозначить огромную массу этнически разнородного населения, соединенного общими целями, общей историей.

Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.

В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.

Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.

Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.

Разница между народом и нацией

Максим Шевченко: «Мы путаемся в слухах и мифах, которые порождают недоверие, радикализм, ненависть»

Журналист, общественный деятель, член президиума совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Максим Шевченко рассказал о том, что порождает ксенофобию в России, как стереотипы влияют на формирование российской нации и почему слово «народ» имеет двусмысленный окрас. Встреча с экспертом прошла в рамках семинара «Национальный вопрос», организованного Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в рамках программы «Толерантность».

– Как человек, непосредственно принимавший участие в создании Стратегии национальной политики РФ, какие аспекты вы считаете основными в этом документе?

– В основу Cтратегии национальной политики заложен внятный тезис, который был сформулирован президентом, а точнее – тогда еще кандидатом в президенты, Владимиром Путиным в одной из своих предвыборных статей, посвященных национальной политике. Суть этого тезиса заключается в том, что мы строим гражданско-политическую нацию при сохранении и развитии этнокультурного многообразия народов России.

Формула произносится легко, но если ее разбирать с точки зрения семантического анализа, то мы видим четыре важные составляющие: гражданско-политическая нация, этнокультурное многообразие, сохранение этнокультурного многообразия и развитие этнокультурного многообразия. Эта формула является, с одной стороны, рамкой для работы госорганов, с другой – в целом политической парадигмой развития страны.

Что же такое гражданско-политическая нация? Это устоявшаяся в мире формула, обозначающая совокупность людей, объединенных правами, которые гарантируются основным законом страны. Мы полагаем, что гражданско-политическая нация – это сообщество граждан России, которые обладают равными правами независимо от их этнического, религиозного и регионального происхождения. Граждане, которые обладают равными обязанностями или ответственностью перед законом, перед гражданскими повинностями.

Остановимся подробнее и на словосочетании «этнокультурное многообразие». Наша страна является уникальной, на ее территории зарегистрировано 193 национальности, и практически все они – коренные. При этом Россия – это государство, которое сохранило в себе признаки империи, обладавшей военно-политическим центром. То есть на всей территории империи управление осуществлялось в соответствии с принципом технологической целесообразности, не было единства и универсализма. Российская империя строилась как некое собирание территорий со сформировавшимися на них особенностями жизни и социально-экономического устройства под эгидой одного государя. Эта диспропорция и обеспечила разное социально-культурное развитие народов.

– Как вы считаете, корректно ли использовать словосочетание «российский народ» для обозначения всех граждан России?

– Я просто говорю о российской нации, не употребляя слова «народ». На мой взгляд, термин «народ» несколько двусмыслен в политическом плане. Я бы вообще в Конституции заменил фразу «мы – многонациональный народ» на «мы – российская нация». Это ввело бы конкретику и сняло двусмысленность. День народного единства я бы назвал Днем российской нации, что тоже задало бы ему ясный политический смысл.

Что вообще означает словосочетание «народное единство»? Приведу пример. Минин и Пожарский в Смутное время объявили бояр предателями, бежавшими в тушинский лагерь. Они собрали народное ополчение (так называемое народное единство) против бояр за спасение патриарха Гермогена. Таким образом, народное единство – это единство на основе лозунга «Долой царя!» или, наоборот, единство с царем? Как всякая красивая поэтическая формула, она несет в себе много содержательных ловушек. Российская нация – гораздо более понятный политический термин.

Русский народ – это не российский народ. Это историческая, политическая и этническая общность. Российская нация включает в себя русский, татарский, аварский и другие народы, которые согласны принять принципы Конституции, федерализма.

– Многие эксперты сходятся во мнении, что русские националисты близки к ксенофобии. Где же та грань, когда национализм перетекает в экстремизм?

– Моя изначальная интенция – нельзя наказывать за экстремизм людей, которые просто выражают свое мнение. Если вы не признаете право на высказывание, даже ошибочное, то вы вообще не признаете право на мнение. Получается, вы признаете только право на декларацию в соответствии с заранее выученным текстом.

Читайте также  Что лучше нормобакт или линекс: особенности и отличия

Я всегда являлся сторонником того, что дискурс побеждается не запретами, а контрдискурсом. В современном информационном обществе, если вы хотите победить ксенофобию, вы должны выстроить противоположную политическую концепцию. Она должна вытеснить и маргинализировать то, что вы считаете неправильным, на периферию исторического процесса. И если вы не способны это сделать, то, возможно, экстремизм является объективным трендом исторического процесса. Но я верю в то, что мы способны ответить на экстремистские высказывания.

На мой взгляд, психопатическое буйство радикализма в последние пару лет – это в том числе ответ на появление Стратегии национальной политики. Благодаря этому документу националисты, которые раньше были растворены во всем этом пространстве, оказались вдруг на обочине исторического процесса.

И по большому счету, мы наблюдаем реакцию тех, кто почувствовал, что начинает проигрывать.

– Как этнические стереотипы могут влиять на формирование российской нации?

– Стереотипы любого вида – это обязательные составляющие человеческого сознания. Человека без стереотипов просто не существует. Есть стереотипы разного рода: гендерные, культурные, политические. Стереотипы – это оболочка нашей личности. Я считаю, надо бороться не со стереотипами, а с их политическими или информационными проекциями.

Опасной может быть борьба со стереотипами с помощью запретительных мер. К примеру, бывший декан философского факультета СПбГУ ученый Юрий Солонин много переводил и комментировал работы немецкого националиста Эрнста Юнгера, у которого были тяжелые и сложные отношения с гитлеризмом. Он и многие выдающиеся умы немецкого народа впоследствии резко разорвали с нацизмом, потому что не приняли антисемитизм. Эрнст Юнгер боролся со стереотипами, и он же был их источником. Был у немцев стереотип, что евреи грабят их нацию, препятствуя развитию немецкого народа.

На мой взгляд, сегодня мы мало занимаемся объяснением каких-то вещей. Например, говорят, есть проблема выходцев с Северного Кавказа, дагестанцев, которые якобы все заполонили. Население Дагестана – 3 млн человек, из них 640 тыс. – аварцы. Но в миграционные процессы вовлечено не более 30% населения. Значит, в России находится около 200 тыс. аварцев, которые дисперсно распределены по всей огромной стране. Но кажется, что они везде. Это происходит потому, что нет анализа, какие социальные слои представляют приезжие, что лежит в основе межэтнического конфликта, если таковой случился, и т.д.

– Почему вы считаете, что именно новая политика в сфере национальных отношений сможет решить ряд проблем, назревших в современном российском обществе?

– Эта стратегия мне добавила внутренней бодрости. В новой Стратегии национальной политики заложено решение земельного вопроса, вопросов представительства этнических групп и личного самоопределения в больших мегаполисах, в современном информационном обществе, сосуществования разных народов и миграции. На мой взгляд, это универсальная схема.

– Считаете ли вы объективным освещение журналистами национального вопроса? На ваш взгляд, насколько полно СМИ раскрывают эту тему?

– Мне кажется, что эта тема должна находить какое-то развитие. Сегодня происходит топтание на месте. СМИ мало внимания уделяют концептуальной разработке таких тем. В основном берут их «по поверхности», «жареными». Я не осуждаю коллег – я их критикую. Могу привести пример: освещение лезгинской свадьбы в Москве. Вокруг этого события мы создали нечто, наполненное разными мифами. А начинаешь разбираться – оказывается, все не так просто. Так и неясно, стреляли эти ребята или нет, – никто этого не видел. Они получили 15 суток не за стрельбу, а за то, что один из них якобы толкнул сотрудника ГАИ и сбил его с ног, за что получил семь суток. За стрельбу из травматического пистолета никто из них наказания не получил.

Я считаю, что надо адекватно разбираться в этих вещах. Хотелось бы более глубокого проникновения в какие-то темы. Задача современной журналистики, в отличие от сетевого пространства, – это, в частности, анализ мифа, который мгновенно возникает в интернете. К сожалению, с этой задачей далеко не все журналисты справляются.

Санкт-Петербург

Материал опубликован в рамках государственного контракта по программе «Толерантность»

Справка

Максим Шевченко родился 22 февраля 1966 года в Москве. Российский журналист и общественный деятель, ведущий Первого канала. Окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе по специальности «конструирование микроэлектронной аппаратуры».

В 2008-м и 2010 году – член Общественной палаты Российской Федерации. Работал во многих российских средствах массовой информации. Последние несколько лет активно занимался этнокультурной и религиозной тематикой. Автор проектов «НГ-Религии», политико-философского еженедельника «Смысл», пресс-клуба «Восточная политика».

Чем отличается нация от национальности?

Нация и национальность – понятия, которые можно очень легко перепутать. Они похожи не только по названию, а и по определению. В то же время эти термины нельзя назвать взаимозаменяемыми, поскольку между ними есть существенные отличия.

Что такое нация?

Нация – это общность людей, которая выражается в государственности. Она может состоять из различных народностей и этносов. К примеру, в российской нации есть около 200 народов, у каждого своя культура и язык. Выделяют механизмы, которые формируют нации.

Первым таким механизмом считают государствообразующий этнос, к которому присоединяются другие народы, схожие с ним по языку, культуре, или же вообще единокровные. Именно при помощи такого механизма и образовалась российская нация. Также в качестве примера можно взять Германию. Еще в середине XIX века на территории этого государства проживало несколько народностей, которые говорили на одном языке. Они начали объединяться, в результате чего возникла Германская Империя с одной нацией – немцами.

Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых уголках мира (например Исландии)

Общность может создаваться на основе идеологии. Таким примером является США – американская нация. Она была создана на принципах демократии, убеждений, свободы слова и республиканизма.

Возможно формирование нации и в обратном порядке. К примеру, вместо того, чтобы объединяться вокруг какой-либо группы, народ может отделяться и становиться независимыми. Таким примером являются страны бывшего Советского Союза. Существуют и так называемые моноэтнические нации – один народ. К таким странам можно отнести Польшу, Албанию, Японию, КНДР и Южную Корею.

Что такое национальность?

Национальность отображает принадлежность человека к национальной стране или нации. В основном под понятием национальности понимают правовые отношения между государством и отдельными лицами, а также их принадлежность к гражданству определенной страны. Национальность дает человеку государственную защиту и права. Если говорить о странах бывшего СССР, то здесь национальность может обозначать принадлежность к определенным этническим народам.

Национальность обозначает культурно-этническую группу, которая может иметь общую родословную, культуру, язык, историю, этническую идентичность и прочее. В этом случае ни политические границы, ни паспорт какой-либо страны не имеют значения. Такие группы могут даже не иметь своих независимых государств. К примеру, шотландцы, курды, сикхи, боснийцы, англичане, валлийцы, палестинцы, мори, зулусы и др.

Чем отличается нация от национальности?

Национальность отличается от нации тем, что в русском языке второй вариант означает общность людей на политической основе, а вот первый – принадлежность к этносу. В России обычно граждане определяют идентичность исходя из обоих вариантов.

Определения нации и национальности

Если в РФ с определением нации все ясно (российская), то с национальностью несколько сложнее. К примеру, если гражданин является представителем малых народов, то он может идентифицировать себя с градообразующим народом. Но существует и возможность того, что человеку комфортней относить себя к представителям малых этнических групп.

Если говорить об этих понятиях в английском и некоторых других европейских языках, то они обозначают практически одно и то же. Когда речь идет о моноэтнических странах, то в русской трактовке «национальность» и «нация» почти не употребляются, так как на определенной территории живет одна этническая группа – нет никаких разделений.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: