Чем отличается академический вокал от эстрадного

Основные отличия между академическим и эстрадным пением

По манере исполнения вокал бывает:

  • Академический (классический);
  • Джазовый;
  • Эстрадный;
  • Народный.

Академический вокал развился из музыки европейского церковного пения. Претерпев множество изменений, и будучи дополнен величайшими композиторами разных эпох (в том числе русскими композиторами-классиками Римским-Корсаковым, Бородиным, Глинкой, Чайковским и другими), он стал основой для оперной и камерной музыки.

Эстрадное направление (фр. estrade, «подмостки, помост») развивалось параллельно с академическим как объект массовой культуры, самое распространенное и востребованное среди населения.

  1. Чем отличаются?
  2. Чем схожи?
  3. Обучение эстрадному и академическому вокалу

Чем отличаются?

Главное отличие классического исполнения от эстрадного – в звукоизвлечении. А оно в свою очередь базируется на положении гортани и подвижного мягкого нёба.

Дополнительная информация

У человека в полости рта находится твёрдое нёбо, имеющее форму купола, и мягкое нёбо. Мягкое нёбо представлено небными занавесками, которые сходятся и образуют язычок, и небными дугами с миндалинами. Твёрдое нёбо усиливает звук и способствует лучшему резонансу, в то время как мягкое, наоборот, препятствует, добавляет звуку гнусавость. Чтобы исправить этот дефект, начинающим вокалистам очень важно тренировать мышцы, поднимающие мягкое нёбо и «раздвигающее» небные занавески.

Так в академическом хоре поют всё время в одной позиции, на «зевке», поднимая мягкое нёбо и округляя гласные. На выходе получается чистый объемный глубокий звук, который позволяет оперным певцам обходиться без микрофона и других, усиливающих голос, средств. Эстрадные же исполнители используют разные позиции, оперируют ими для придания композиции большей выразительности. В то же время они задействуют только естественный грудной регистр, как для обычной речи. Их произведения доступны и понятны слуху обычного человека.

Многообразие положений гортани в сочетании с различными техниками в эстрадном вокале породило огромное количество стилей: поп, рок, рэп, хип-хоп, регги, шансон, электро, кантри, дарквэйв, латино и другие. Каждый начинающий может найти тот, в котором ему будет интересно развиваться.

Вокалисты-эстрадники находят свое призвание на сцене в качестве солистов, бэк-вокалистов. Они поют в эстрадно-джазовых коллективах и музыкальных группах различных направлений. Занимаясь этим видом вокала, человек раскрывает себя, показывает свою индивидуальность и неповторимость.

Репертуар поющих в академической манере – разнообразные арии, романсы, оперетты. Эти певцы выступают на сценах больших и малых оперных театров в качестве солистов либо в хоре. Академические хоры следуют традициям, они могут петь либо под аккомпанемент инструмента и даже целого оркестра, но ничто так не завораживает, как хор, поющий a capella.

Как видите разница между классическим оперным вокалом и эстрадным пением существенная, но у этих столь непохожих направлений есть и общие черты.

Чем схожи?

При пении задействуются органы дыхания и слуха, а также речевой аппарат. Кроме самого пения, необходимо знать основы нотной грамоты и иметь представление о построении гармонии. И в академическом пении, и в эстрадном вокале обязательной является постановка голоса. Также большое значение имеют артикуляция, правильное дыхание и осанка. Всему этому можно научиться у педагогов, в музыкальных учреждениях и даже самостоятельно в домашних условиях.

Из плюсов индивидуальных занятий пением любого направления можно отметить глубокое дыхание, мелодичный голос, возможность воспроизвести любую услышанную мелодию.

Обучение эстрадному и академическому вокалу

Обучение академическому вокалу даёт свободу владения голосом и является основой для изучения остальных видов. Здесь как с гитарой: в большинстве музыкальных школ учат на классической, а потом можно играть и на акустической, и на электро-гитаре. Некоторые певцы зачастую испытывают трудности, если приходится менять стиль, однако многие известные звезды эстрады проходят спецкурс академического вокала, чтобы расширить диапазон, усилить и углубить звук.

Чтобы научиться петь в академическом стиле с нуля, на первых порах начинающие поют только распевки и вокализы, затем переходят к простым песням. Результатом тренировок является возможность исполнять сложнейшие арии и романсы. Зачастую те, кто ранее обучался академическому вокалу, меняют направление на эстрадное, джазовое или народное.

Тем, кто выбирает в качестве старта занятия эстрадным вокалом, также вначале нужно ставить голос и учиться правильному дыханию и разным техникам исполнения. Зато потом открывается широкое поле для деятельности: можно выбрать любой жанр эстрадной музыки и развиваться в нём.

Людям, которые хотят с нуля научиться пению, имеет смысл нанять хорошего педагога: он научит основам и вовремя укажет на ошибки, допускаемые по неопытности. Затем, получив нужный багаж знаний, можно обходиться и без него, продолжая заниматься самостоятельно.

Тем же, кто хочет научиться вокалу без посторонней помощи, поначалу следует быть очень осторожными. Желательно иметь дома гитару, фортепиано или синтезатор, чтобы аккомпанировать себе. Начать следует с простых народных песен и мелодий – они не перегружают голосовые связки и вполне подходят новичкам. Параллельно с этим имеет смысл изучать сольфеджио, чтобы понимать, как устроена музыка. Такие занятия – хорошее начало для эстрадного исполнителя, но следует помнить, что научить петь в академической манере может только квалифицированный педагог.

Пение – это искусство. Регулярными занятиями можно достигнуть поистине потрясающих успехов. Главное – получать удовольствие, и тогда занятия вокалом будут легкими и интересными.

Почему возникло направление эстрадно-джазового вокала?

Академический вокал – это строгие правила исполнения, он предполагает классический репертуар. Народное пение подходит для любителей фольклора и требует специальной техники вокала. Эстрадно-джазовой форме вокального исполнения присуща свобода самовыражения – возможны и академические, и фольклорные приемы, и даже элементы гроулинга. Тут нет строгих правил.

Эстрадно-джазовый хор – коллектив с небольшим количеством людей. Это или вокально-хоровой ансамбль или камерный хор. Такой коллектив исполняет эстрадные песни и джаз, интерпретации произведений других стилей.

  • Гибкость коллектива. Необходимость этого качества диктует стиль эстрадно-джазового вокала.
  • В учебном эстрадно-джазовом хоре ученики тренируют чувство ритма, развивают подвижный вокал, учатся мастерству импровизации, овладевают приёмами эстрадно- джазового вокала и вырабатывают чувство партнерства с другими хористами.
  • Несмотря на пружинистую, метроритмическую пульсацию, психологически удерживающую исполнителей в особом, возбужденном состоянии, текст песен всегда должен остаться понятным слушателям.

Естественно, как и любой хоровой коллектив, эстрадно-джазовый начинает свою работу также с разогрева голосового аппарата.

Для распевания в эстрадно-джазовом коллективе руководитель должен иметь в арсенале упражнения на:

  • настройку хора, раскрепощенность, изобразительность (игровой момент, актерское мастерство)
  • чувство ритма и разработка «свингового звучания»
  • хроматизмы
  • подвижность голосового аппарата
  • сглаживание регистров
  • упражнения, включающие сложную аккордику

Существуют отдельные сборники с прекрасными вокальными упражнениями, которые руководитель такого коллектива может использовать в своей практике. ( О.Л.Сафронова «Распевки. Хрестоматия для вокалистов.», Т.Н. Сморякова «Эстрадно-джазовый вокальный тренинг» О. Степурко «Скэт импровизация»+ пособия зарубежных коучей вокала: С. Риггз «Как стать звездой», Б. Столофф «Скэт», Э. Ховард и Х. Остин «Техника пения. Вокал для всех.» и др.)

Руководитель такого хора, как правило, и преподаватель, и аранжировщик, приветствующий интересные идеи и вставки. Пение в такого рода хорах, помогает снять психологические барьеры и начать импровизировать «сверху» хора. Когда хор не очень большой, то почти каждый участник хора может побыть солистов в разных произведениях. Помимо солиста, предлагается всем желающим вставлять реплики в припеве, заполнять паузы, естественно, сговорившись предварительно друг с другом.

А. Карягина в своем практическом пособии «Джазовый вокал» делит приемы эстрадного исполнительства на три группы по следующему принципу:

1)способы и приемы звукоизвлечения, связанные со звучанием голоса и окраской звука;

2) способы и приемы интонирования;

1) Способы звукоизвлечения

Субтон – продуцирование звука, при котором только часть дыхательной струи превращается в отрезонированный звук. Субтон не стоит путать с придыханием, при котором выдох начинается раньше смыкания голосовых складок ( так называемая придыхательная атака). Использование субтона придает голосу мягкость, интимность.

Граул – в современной музыке, в том числе джазе, специфический прием, с помощью которого вокалисты и инструменталисты (духовики) добиваются эффекта хриплого рычания. В джазовом вокале чаще всего граул использывался, пожалуй, Луи Армстронгом и Эллой Фитцджеральд. Выразительность этого приема проявляется тогда, когда он используется на отдельных звуках или отдельных коротких интонациях.

Вибрато — неотъемлемое качество поставленного певческого голоса. С физиологической точки зрения является проявлением защитной функции гортани от голосового утомления. В процессе занятий пением развивается и природное вибрато, и так называемое стилевое вибрато. Многие джазовые певцы пользуются стилевым вибрато, то есть искусственно усиливают вибрато на не коротких звуках. В джазе наиболее распространено применение стилевого вибрато примерно в последней трети длительности звучания ноты.

Филировка – изменение динамики звука на выдержанном тоне одной высоты, например от р к f и обратно к р. Филировка является показателем свободного владения вокальной техникой. Используя филировку можно выразительно « рисовать» звуком голоса или инструмента.

2) Способы интонирования

Блюзовое интонирование – в афроамериканском фольклоре и джазе специфическое, в отличии от темперированного строя европейской музыки, интонирование некоторых ступеней лада. Чаще всего III, VII и V ступеней. Практика нотации подобного интонирования привела к тому, что блюзовый лад стали называть ладом с минорными терцией и низкой септимой. На самом деле блюзовое интонирование не предполагает точную темперацию. Блюзовое интонирование используется не только при исполнении блюзов, но и при исполнении джазовых стандартов.

Читайте также  Чем рожь отличается от пшеницы — основные отличия

Бендинг – « подъезд» к ноте, который по сути является портаменто от одного звука к другому, выполненным в узком звуко высотном диапазоне ( тон или полутон). В инструментальном исполнительстве термином «бендинг» означает звуковысотную подтяжку к ноте.

Дёрти-тоны – один из специфических приемов интонирования и подачи звуков. Истоки дерти-тонов находятся в афроамериканском фольклоре. Отличаются нестабильной («пестрой») окраской звуков в пределах одного регистра, сильной динамикой, гипертрофированным вибрато.

Глиссандо — равномерное скольжение от одного звука к другому. Обозначается волнистой линией или чертой. Глиссандо отличается от портаменто – исполнительский прием, заключающийся, как и глиссандо, в скольжении от одного звука к другому, но в портаменто такое скольжение неравномерно заполняет звуковысотное пространство и похоже на « подъезд» к ноте. В отличии от глиссандо, портаменто не указывается композитором в нотном тексте, предоставляется на усмотрение исполнителя, а также определяется звуковым эталоном конкретного стиля.

3) Орнаментика

Орнаментика- способы украшения мелодии дополнительными мелодическими фигурами. Использование орнаментики предоставляет исполнителю возможность импровизировать с основной мелодической линией произведения.

Мелизмы – наиболее часто употребляемые виды орнаментики. В европейской академической музыке каждый вид мелизма имеет определенные обозначения. К мелизмам относятся различные вокальные украшения, исполняемые на один слог текста, — распевы, а также мелодические украшения, такие как форшлаг, группетто, мордент, трель.

Форшлаг- вспомогательный звук или несколько звуков перед основным, украшаемым звуком

Группетто – мелодическое украшение, состоящее из 4 или 5 звуков- основного звука и вспомогательных.

Мордент – мелодическое украшение, состоящее из 3х звуков – основного, верхнего или нижнего вспомогательного, основного.

Трель – мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся между собой звуков, основного и верхнего вспомогательного. Верхний вспомогательный звук находится от основного на расстоянии полутона или тона.

Первое правило для тех, кто поет в эстрадно-джазовом хоре, равно как и для дирижера: как можно больше слушать именно афро-американских исполнителей, т.к. они — прямые носители данной музыки. Произведения таких американских композиторов как Чарлз Эдвард Айвз, Харрис Рой, Сэмюэл Барбер, Пол Боулз, Джон Картер были первыми поселенцами на постсоветском пространстве.

Итак, несмотря на разницу в манере пения данных типов хора, у всех остается одно общее начало: работа над дыхательным и голосовым аппаратом, которые закладываются именно в распевании. Немаловажно и то, что индивидуальная вокальная работа у хоровиков- академистов, к примеру, проводится только три года (ранее два), некоторые хористы так и не понимают, что значит правильно петь, поэтому велика роль и ответственность дирижера коллектива, т.к. уже он становится их наставником дисциплины «Вокал» в дальнейшем.

Вокал Для Начинающих.

Советы Начинающим Вокалистам или Как Поставить Голос.

понедельник, 18 августа 2008 г.

Запись академического вокала

Сегодня мы поговорим о том, как правильно записывать академический вокал. (Тема для несколько более продвинутых в плане звукозаписи людей и для начинающих вокалистов может лишь разве что послужить как полезное чтиво для общего развития.) Многие знают о том как записать эстрадный вокал, но специфика записи классического вокала несколько иная. Об этих нюансах сегодня и поговорим.

Данный материал был любезно предоставлен человеком весьма компетентным в академическом вокале, с большим опытом концертной и в студийной деятельности, вокалистом со стажем, который не захотел разглашать своего имени. Пообщаться с ним вы можете на форуме вокалистов (ник djangel)

Запись вокала может быть осуществлена как в студии, так и в концертном зале, соответственно и способы записи и нюансы в каждом случае разные. Рассмотрим оба случая в отдельности.

Запись академ вокала в звукоизолированной студии.

При записи в студии певец должен стоять напротив звукопоглощающего экрана: диффузор-рассеиватель (проф. решение), поролон, стена с коробками из-под яиц, элементарная подушка или ширма из холста — не важно. Важно, чтобы не было отражения от стены впереди поющего. Как следствие, певец оказывается в непривычной акустике — академ певец привык ориентироваться на свой отзвук. Решается проблема тем, что певцу мониторят собственный голос в наушниках с небольшой реверберацией — петь становится более-менее комфортно. Но далеко не все академические певцы сразу могут приспособиться петь в наушниках: это тоже новые для них акустические ощущения.

Само собой, пение в звукопоглощающей студии предполагает запись либо на минус, либо на звук рояля, допустим, полученный из соседнего помещения — все равно певцу придется слушать ансамблирующий источник либо из наушников, либо из негромких мониторов. Ценность записи в звукоизолирующей комнате та, что есть возможность детальной работы с голосом, отдельно от других звуковых источников, как то: подублевый монтаж, коррекция интонации, тембра, динамики.

Для этой цели лучше использовать стереопару микрофонов в режиме АВ или XY, потому что голос академического певца звучит не только из глотки, одновременно звучат и резонирующие части лица: щеки, лоб, гортань — в результате получается более реальная картина звука.

Стереопара микрофонов в режиме АВ — это капсюли микрофонов расположеные на одном уровне, но на некотором расстоянии друг от друга, на отрезке АВ: в результате получается треугольник АВС — источник звука — вершина С, и две остальные вершины — капсюли А и В.

Стереопара микрофонов в режиме XY — это, когда капсюли находятся в одной точке, но один над другим, и направлены они не по одному вектору, а по разным, под углом к друг другу: источник звука находится в биссектрисе этого угла.

Обычно, система АВ используется, когда есть в наличии два однотипных моно-микрофона, а система XY — когда есть наличии стереомикрофон, типа AKG C-24, Neumann SM-2, Neumann SM-69, Neumann/Gefell Z-64 (хотя использовать XY можно и при двух однотипных моно, они располагаются один за другим ,но второй чуть выше)

Есть еще одни вариант двухканальной записи, называет МС: капсюли стоят перпендикулярно, один к источнику звука, другой под девяносто градусов, но тот, который стоит под девяносто, должен быть включен в режим не кардиоиды ,а восьмерки (иили поставить перпендикулярно не один, а два микрофона в разные стороны, но в режим крадиоиды). Прямой капсюль снимает основной голос, перпендикулярный (-ные) остальное объемное звучание. Звук получается более информативным.

Но режим МС более подходит для эстрады (рока в частности), для академа меньше.

Оптимальной стереопарой для лирического вокала (мягкая классическая подача звука — лир. сопрано, лир. меццо-сопрано, лир. тенор, лир. баритон, моцартовский бас) с 50-тых годов считались узкомембранные Schoeps M-221B. Сейчас их достать очень трудно, фирма Schoeps выпустила им замену M-222, но той естественности и теплоты они пока не дают. Расстояние от источника звука стандартное для студии — 35 — 70 см. Кстати, фирма Schoeps с учетом передачи полного впечатления от поющего академиста разработала систему не стерео, а пяти и более канальный съем вокала (не только с боков, но и со лба и зауший) — это система Colett , которой пользуются западные студии. Систему Colett регулярно использовал Паваротти, использует Доминго и многие другие оперные вокалисты. Считается, что при этом получается максимально полная и детальная возможная запись. Если голос крупный и масштабный (драмтенора или драмбаритоны, а также басы), то микрофоны Schoeps могут не справиться с атаками. Здесь предпочтительнее либо AKG C-12, Neumann M-269 (или более винтажные) или ЛОМО 19А-19.

Предусилители лучше всего использовать нейтральные, но имеющие максимальную детализацию. Чаще из твердотельных используется предусилительная продукция API.

Запись академ вокала в концертном зале.

Здесь певцу все намного привычнее и удобнее, но сигнал самого голоса отделить уже от прочих звуковых составляющих нереально. Задача записи — не получть отдельно взятый голос для последующей редакции, а , наоборот, более точно передать все звуковые особенности зала.

Здесь не важно, как певца поставить, гораздо важнее правильно расставить микрофоны. Для съема основного вокального сигнала используют обычно Neumann U-87 (или другие Neumann), ставят по сторонам стереопару на расстоянии от метра до полутора на стойках на уровне голоса. Сверху используют узкомембранный оверхэд (если голос один, достаточно одного). В глубине зала для съема амбиента используют для микрофона компании «Неватон», или можно один стереомикрофон Neumann SM-2, считающийся лучшим вариантом для снятия амбиента — его достаточно одного. Предусилители для классики лучше те же самые. Для амбиента, кстати, очень классно себя в последнее время зарекомендовал Long Disamp.

Весь общий сигнал записанных треков (от двух и более) затем балансируется и суммируется микшером либо для двухканакльного формата, либо для форматов 5.1

Чем отличается эстрадный вокал от академического | FAQ по вокалу

Ойнатқышты басқару элементтерін көрсету

Читайте также  Аэртал или нимесил: что лучше и чем они отличаются?

Автоматты түрде ойнату

  • Жарияланды 2017 ж. 3 Там.
  • clck.ru/WXyfZ — вокальная платформа SING‘n‘PLAY Telegram-канал Насти: t.me/joinchat/BaDVjD4fD2QyMDgy
    Что исполняет академический певец (опера, романсы)
    Чем отличается эстрадный вокал от академического
    Что важно для эстрадного вокалиста

Пікірлер • 70

Ни чего не понял.

Очень жаль.. А в каком формате вам было бы понятнее?

У некоторых оперных певцов тоже есть бренд.. и оперный вокал не менее естественный чем эстрадный.

Пожалуйста сделайте видео о том с какими песнями можно поступать в Вуз на эстрадно-джазовое отделение, а с какими нельзя

Это все понятно и общие фразы, которые и в Википедии можно найти. Вы объясните технику пения.

«Академический певец исполняет классические произведения» — что за бред? Есть куча рок-исполнителей, которые поют академическим вокалом. Академический вокал это не стиль или жанр музыки, это лишь способ звукоизвлечения.

Благодарю, солнышко! Такая лапочка!)) целую))

Чет вообще не поняла.

Как перейти из академического вокала на эстрадный и всё об этом,пожалуйста

Слушайте больше и подражайте. Иначе- никак.

Единственная объяснила с примером, спасибо

Послушала, надеясь узнать что-то новое.Увы!

В эстраднвй вокал можно включить поп ?

конечно! Эстрадный вокал — это такое название, которое досталось нам от Советского Союза. Зарубежом обычно называют поп вокал

Настя скажите пожалуиста можно ли совмещять эстрадное пение с акдемическим , я учусь в академми музыки на акдемическом вокале ..но хочет петь эстрадные песни

яркие примеры — Morgan James и Николь Шерзингер

если правильно обучаться тому и тому, то можно

Часто оперные певцы тоже танцуют. Нетребко, например.

ну да, актерски они задействованы полностью, если это не концертное исполнение

какая глупость, настоящий эстрадный вокал требует неимоверного таланта помноженного на труд и не то что не уступает в слржности академическому а в какой то мере превосходит его, абсолютно ничем необоснованные мифы расказываете. Хотел бы я посмотреть как оперный певец или певица также легко и красиво споет как например вокалист Уан Репаблик да или таже Бьоносе , да много можно имен привести. Они не смогут. Короче ролик совок полный. Если академ требует хорошего владения голоса, то настоящий эстрадный вокал требует просто ювилирного владения и контроля голоса.

@Аристократическая Бледность Басков оперный? ))) Ну ну. Он ни там ни там не смог выразиться. Не доделали его преподаватели. Недоработали, хотя данные у Николая прекрасные.

Но в любом случае, каждый вокал сложен и все это понимают, я думаю)

На самом деле, человек, который занимается академическим вокалом сможет спеть эстраду в любом случае. Академическим вокалом гораздо труднее петь и вы сможете в этом убедиться, если прочитаете в интернете технику и исполнения этого вокала. А также, как писали выше, есть известные люди, ранее занимавшиеся ак. вокалом, теперь с лёгкостью поют эстрадой. Голос то наработан

Басков оперный певец изначально:) Полякова:) Билан по-моему тоже с академа начинал )
Академ =» творческий профессионал»
Эстрада =»творческий любитель»:)
Эстрада-это тоже творчество, но как «стрит воркауты» не сопоставимы с профессиональной гимнастикой и акробатикой, так и в этом случае.

Мы не говорили, что эстрадный вокал не требует таланта. Это огромный труд. Фотографии людей, которые мы прикрепили это доказывают. Это великие имена, талант и колоссальный труд.

ничего вы не объяснили. просто работа на камеру милой мордашки

я пою академичиским и у меня есть хрипы и очень часто

Стоит обратиться к фониатору.

Отличные губы и зубы

Им можно хищников отпугивать

рот, короче, отличный )

Можно ли на академическом вокале построить эстрадный ??

Дом музыканта да, возможно ли переучиться с академической манеры на эстрадную?

Вы имеете ввиду переучиться?

Кое-что из Академ вокала пригодится и в эстраде, а что-то наоборот будет путать

А эстрадный певец поёт с хрипами и шумами? Я так понял, что качество эстрадного исполнения не обязательно? Главное иметь узнаваемость в шутовстве, одежде и манере исполнения?

@виктор викторов , ну в общем ты понял, почему каждый третий не поёт оперу? Потому, что я уже дал ссыль, и ты даже не въехал, но уже имеешь какое то там «мнение». И таких дахрена! Вот говнорей много, это даже, каждый третий практически. И потом ещё ебанутый вопрос задают «почему мы так дерьмово живём, это от того, что Путин у власти?». Нет, нет от того, что всё тяп ляп и на отъебись делаецо!

и вам этого никогда не осознать, ну впрочем это ваша личная беда. Бывайте, хэллскримовый академист знаток бельканто.

а канал хэллскрим — на тему оперного вокала. ну ну. надо было сразу перейти по ссылке. не стал бы тратить врем яна ответ Вы батенька идиот. При чем это видимо навсегда.

«правильно произнести » earth» — и будет тебе оперный вокал)) все немцы прирожденные оперные певцы) такого идиотизма не читал давно. В общем мой совет тебе — изучи вопрос, хотя б в теории (сам-то ты не поешь, это понятно) Сначала изучи, потом пиши пот теме, а уж потом людям, которые в этой теме находятся и вокалом занимаются, пиши, чо они «пишут хрень») Иначе ты на придурка тянешь, не более. Бывай.

@Gestolf Хрень пишешь ты. у тебя видимо своя школа вокала. Про «маску» которая нахер не нужна писали итальянцы, это их теория и практика — «петь в маску» А у тебя видмо представления об академе из мультиков взяты. При чем тут пикник каким боком он относитя к академу? позиция о которой ты толкуешь нужна для обычного эстрадного звука. Без нее будет баляканье а ля элджей. Оперный вокал это не только позиция и «глубокие» звуки это и дыхание и резонаторы, (маска) то бишь и очень важный момент вибрато — не веришь мне, почитай литературу, спец по вокалу, и не позорься своими поверхностными познаниями, если б оперу пели только на позиции, ее б пел каждый третий, «глубокая» каша во рту, из «круглых» утробных звуков = ето не опера, это пародирование оперной манеры, дружок, да и потом открою тебе секрет — даже настоящие оперные певцы заваливали звук по итальянским меркам (все из-за маски, которая тебе . не нужна, и слава богу, обойдешься без нее)). Вообще итальянский оперный звук- звонкий, а не «глубокий» точнее и такой, и такой (но для тебя это конечно взрыв мозга, так что не вникай.)

Хотелось бы узнать в чём отличия с физиологической точки зрения? Где мягкое нёбо поднимается, где в речевой позиции

Да, в эстраде приспускается гортань и глоточная полость расширяется. Если певец неопытен, звук может «уйти из маски», завалиться вглубь.

Академическая школа не однородна.
Прочтите отрывок из работы профессора Константина Плужникова (ведущего тенора Мариинского театра, народного артиста России) «Механика пения»:
«Гортань поднимается и опускается, выполняя это движение для правильного издавания звуков. При пении интервалов в зависимости от их высоты мускулы напрягаются сильнее, и гортань опускается до того положения, которое соответствует высокому звуку индивидуально.
Поэтому, когда ученик поет интервалы или мелодию восходящего или нисходящего направления, понимание его должно быть устремлено на самую высокую ноту, но не на самую низкую, тогда и гортань опускается в положение низкое.
В сущности, постановка голоса вещь простая. Загадка ее разрешимости лежит в трех сферах: хорошее дыхание, сила мускулатур, отсюда власть над движением гортани.»

darlex нет, в академе высокие ноты не поют только «грудным» голосом. Это вообще невозможно, даже тенорам. В академе задействованы все резонаторы, и грудь и голова, просто «груди» намного больше на верхах.

у академистов даже есть термин «задранная в н и з гортань » (не опущенная, а задранная вниз. Держать гортань опущенной и не терять при этом передний резонанс — это одна из самых сложных и важных задач в академическом пении вообще. А при «двигающейся» гортани академа не будет совсем потому что будет меняться тембр, а это в академе недопустимо.

В эстраде гортань чуть приспускается. Вообще не двигаться она не может)

Специфические приёмы и штрихи в эстрадно-джазовом пении. Их роль

Разнообразие вокальных стилей огромно. И это понятно: ведь, в отличие академического и народного вокала, здесь правит не канон, а поиск индивидуальной манеры.

Некие общие стилистические черты, разумеется, наблюдаются, но любые отклонения от канона возможны и приветствуются.

Джазовый вокал.Строгой формулировки джазового вокала не существует, поскольку он определяется индивидуальными качествами певца. Из навыков, необходимых джазовому певцу, обязательно нужно назвать идеальное чувство ритма (в джазе очень специфическая и непростая фразировка), идеальное чувство гармонии, позволяющее импровизировать (ибо импровизация — суть джаза), подвижность голоса. Джазовый голос, как правило, открытый, глубокий, с опорой на брюшное и диафрагмальное дыхание, но при этом подвижный. В джазовом вокале часто встречаются эксперименты с использованием разных резонаторов, в том числе носового, использованием фальцета, глиссандо, вибрации, возможно резкое форсирование нот. Многие из таких джазовых экспериментов пришли из вокала народного — фольклора североамериканских негров, блюза и спиричуэлс. Характерный для джазового вокала прием, также заимствованный из африканского фолка, — скэт (scat).Это слоговое (безтекстовое пение), основанное на артикуляции не связанных по смыслу звукосочетаний. С помощью скэта джаз-вокалисты подражают звучанию музыкальных инструментов. Пример скэта — Dream, a little dream, Louis Armstrong and Ella Fizgerald (в самом начале, когда вступает Элла; ближе к концу, и Элла Фицжеральд и Луис Армстронг). Достаточной популярностью в джазовом вокале пользуется субтон(расщепление звука, при котором проходит очень много шипа и дыхания; т.е., проще говоря, пение с придыханием).

Читайте также  Что лучше отинум или отипакс и чем они отличаются?

Пример: все та же песня, но в исполнении The Mamas and the Papas, первый куплет поется на субтоне.

Эстрадный вокал — пение с эстрады; но, как правило, под эстрадой прежде всего подразумевается легкая популярная музыка. Эстрадный вокал сочетает в себе множество различных вокальных стилей. Тут можно найти и элементы академического вокала, и народного, и джаза, и рока. Главная задача эстрадного вокалиста — поиск своей индивидуальной манеры пения. Эстрадный вокал ближе к обычной речи, чем академический или народный, и поэтому особенно важное значение имеют четкая и внятная дикция. Кстати, в эстрадных песнях чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания и дикции, чем в академе. Некоторые эстрадные стили и вовсе не подразумевают ничего большего, кроме владения речевой манерой пения и актерским мастерством в исполнении (как, к примеру, авторская песня или шансон). Звук в эстрадном вокале более открытый и более естественный, чем в академическом вокале; часто – более легкий, на более высокой опоре, чем народный. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов. Приемов в эстрадном вокале очень много.

Некоторые из них:

1. уже упоминавшийся в связи с джазом субтон;

2. пение на фальцете,

3. быстрый переход с опоры на фальцет и наоборот («йодль», известный нам по народной музыке, тирольскому пению),

4. слайд/глиссандо (плавный переход — «съезд» — с одной ноты на другую). Некоторые приемы из арсенала рок-вокалистов иногда также используются вокалистами эстрадными. Показательный пример песни, в которой используется и субтон, и пение на фальцете, и йодли, и скрим (Sam Brown, Stop). Еще один показательный пример использования фальцета, гроулинга и йодлей — Zombie, Cranberries.

Рок-вокал очень эмоционален, отсюда использование приемов расщепления- добавления к звуку различных шумовых эффектов: хрипов, рычания, выкриков.

К современным техникам эстрадного пения относится:

1. Пение госпел (афроамериканская церковная музыка) и произощедший из этого стиля — приём «бэлтинг», используется в женском вокале — пение верхних нот грудным голосом. Belt — традиционная бродвейская манера пения. В основном встречается у женщин (belt-сопрано) и характерезуется насыщенным грудным звучанием, металлом и большой силой, что было немаловажно в те времена, когда в театре не использовалось искусственное усиление звука.

Другие характерные черты: высокое подсвязочное давление, сокращение мышц гортани и глотки, плотное смыканием связок, речевое (высокое) положение гортани, обеспечивающее четкость гласных.

Belt вошел в моду благодаря бродвейской звезде Этель Мерман (Ethel Merman), обладавший таким голосом от природы. Самые известные певицы, работающие в этом стиле — Лайза Минелли (Liza Minelli), Патти ЛюПон (Patti LuPone), Линда Эдер (Linda Eder). Партии, написанные для belt-cопрано — Роза («Gypsy»), Аделаида («Guys and Dolls»), Рено Суини («Anything goes»).

Belt противопоставляется приближенной к академическому звучанию манере legit

2. Скрим (крик) — техника скрима распространена в рок-вокале и в некоторых эстрадно-джазовых тнаправлениях

3. Мужской микст — распространённая в современной эстраде техника, базирующаяся на активном подключении головного регистра в пении, а также — пение фальцетом (Джордж Майкл, Майкл Джексон, Владимир Пресняков, Адам Ламберт)

4. Субтон — пение вполголоса, часто с придыханием. Распространена в джазовом и эстрадном пении

5. «Пение в разговорной позиции» — техника Сэта Риггса. Это один из известнейших педагогов по вокалу в мире, благодаря своей успешной методике обучает огромное количество известнейших певцов от Майкла Джексона до Стиви Вандера. Работает на базе студии «Голливуд», имеет огромную сеть своих школ по всему миру.

Истоками джазовых приёмов явились музыкальные жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в конце XIX века в США. В первую очередь, это блюз (blues), спиричуэл (spiritual), ворк-сонг (work song), баллада, рэгтайм.

Перечисленные вокальные жанры внесли в джаз выразительные исполнительские приёмы, которые в дальнейшем стали неотъемлемыми для джазового пения. Блюзовый лад с его интонированием, приёмы пения шаут (shout) и холлер (holler), использование глиссандо (glissando) и дёрти-тонов (dirty tones) характеризует джазовый вокал как экспрессивный по своей природе.

Вокалистов, поющих в такой горячей манере, иногда называют шаутерами (shouters).

С другой стороны, появление таких стилей, как свит (sweet) и кул (cool), проникновение в джаз ритмов латиноамериканской музыки, а также развитие звукоусиливающей техники придало звучанию джазового вокала интимность, мягкость, сентиментальность.

Певцов, исполняющих джаз в такой лиричной и даже сдержанной манере, называют крунерами (crooners). Практически любой человек, чутко воспринимающий музыку, отличит звучание джаза от какого-либо другого музыкального направления. В джазовой музыке такие средства выразительности, как метроритм, фразировка, мелодика, гармония очень специфичны.

Мы распознаём джаз и по манере звукоизвлечения, по фразировке, артикуляции.

И в академическом, и в народном пении, и в эстрадном пении вокалист должен

свободно владеть своим голосовым аппаратом.

На заре становления джаза исполнители на духовых инструментах своей артикуляцией подражали человеческому голосу, а по мере развития джазовой музыки голос стал брать на вооружение приёмы инструментальной игры (например, техника скэта, филировка звука). Таким образом, с самого начала формирования джазовой артикуляции её роль в создании джазового саунда огромна. Саунд (англ. sound –звук, звучание) — индивидуальное качество звучания музыканта, певца или ансамбля, а также отличительные черты звучания какого- либо стиля.

Тембр голоса каждого певца индивидуален. Если к этому добавить разнообразие вокальных приёмов, использующихся в джазовом пении, то получится, что каждый певец имеет в своём распоряжении огромный арсенал

выразительных средств. Их можно разделить на три группы по следующему принципу:

· способы и приёмы звукоизвлечения, связанные со звучанием голоса и окраской звука;

· способы и приёмы интонирования;

Несомненно, на практике такого разделения не существует. Но, чтобы научиться обращать внимание на то, как поют разные исполнители, мы сделаем акцент именно на такой классификации.

Блюзовое интонирование (англ. — blue notes- блюзовые тоны) — в афроамериканском фольклоре и джазе специфическое, в отличие от темперированного строя европейской музыки, интонирование некоторых ступеней лада. Чаще всего III, VII, V ступеней. Практика нотации подобного интонирования привела к тому, что блюзовый лад стали называть ладом с минорной терцией и низкой септимой. На самом деле блюзовое интонирование не предполагает точную темперацию.

Блюзовое интонирование используется не только при исполнении блюзов, но и при исполнении джазовых стандартов.

Бендинг (англ. bend — сгибаться) — «подъезд» к ноте, который по сути является портаменто от одного звука к другому, выполненным в узком звуковысотном диапазоне (тон или полутон).

В инструментальном исполнительстве термин «бендинг» означает звуковысотную подтяжку к ноте.

Дёрти-тоны (англ. dirty tones — нечистые тоны) — один из специфических приёмов интонирования и подачи звука. Истоки дёрти-тонов находятся в афроамериканском фольклоре. Отличаются нестабильной («пёстрой») окраской звуков в пределах одного регистра, сильной динамикой, гипертрофированным вибрато.

Глиссандо (итал. glissando — скользить) — равномерное скольжение от одного звука к другому. Обозначается волнистой линией или чертой.

Мелизмы (греч. песнь, мелодия) — наиболее часто употребляемые виды орнаментики. В европейской академической музыке каждый вид мелизма имеет определённое значение. К мелизмам относятся различные вокальные украшения, исполняемые на один слог текста,- распевы, а также мелодические

украшения, такие как форшлаг, группетто, мордент, трель. Использование певцом мелизмов придаёт джазовой теме индивидуальное звучание.

Для джазового музыканта свингование- это активное и осознанное ощущение метроритма, причём не только в теле, но и на уровне внутреннего ощущения времени. Свингование не есть только синкопирование или триольная пульсация. Работа над свингом начинается с работы над развитием ощущений музыкального пульса и метра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: