Чем отличается государство от других социальных институтов

Что отличает государство от других политических организаций? Понятие и признаки государства

В политическую систему входит множество институтов, среди которых один, имеющий особую функцию и задачи. Определить, что отличает государство от других политических организаций, можно, лишь изучив понятие державы и её признаки.

Введение

Итак, держава – это организация правительственной власти, которая может управлять населением и его эффективной работой с помощью определенных механизмов. Исторически так сложилось, что государство всегда являлось социальным институтом, имеющим структуру пирамиды, на вершине которой расположилась власть. Население обычно проживает на ограниченной территории. Власть же, в свою очередь, регулирует отношение между людьми внутри страны, решает вопросы и защищает граждан.

Структурно держава, как дерево, имеет ветви: институты и организации, которые объединены в трех направлениях: законодательство, исполнение и суд.

Отличия

Итак, что отличает государство от других политических организаций? Прежде всего форма. Каждая страна суверенна, что подтверждает её верховенство над другими институциями. Кроме того, она независима и самостоятельна относительно других держав. Главная функция государства – представлять своих граждан на международной арене.

Налоги, которые взимаются с населения, обслуживают аппарат власти.

Итак, что отличает государство от других политических организаций? Три основных признака:

  1. Принуждение – регулирование конфликтных ситуаций с помощью законодательной базы, давление на субъекты в рамках нормативно-правовых актов.
  2. Суверенный – власть страны над другими институтами и учреждениями не ограничена в своих территориальных границах.
  3. Общественность – держава защищает своих граждан и представляет их интересы.

Главной задачей страны остается защита своего суверенитета, взимание налогов и формирование законодательной базы. Даже если государство имеет административно-территориальное деление, ему все равно подвластно все население.

Атрибуты

Еще один признак, который укажет на то, что отличает государство от других политических организаций, — это атрибутика. Каждая держава имеет свои определенные символы. Итак, государство располагает:

  • Территорией – границами, отделяющими одну суверенную державу от другой.
  • Населением – людьми, защищенными страной и служащими на её благо.
  • Аппаратом – сложной системой, помогающей управлять обществом. Сюда относят чиновников, которые работают над формированием законодательной базы, над контролем выполнения обществом этих правил.

Исторический фундамент

Чтобы понять, почему политическая организация общества получила те или иные признаки, следует обратиться к истории государства. Впервые оно появилось, когда общество достигло того этапа развития, при котором ему необходимо было правительственное начало.

Исследователи выделяют два направления, по которым развивалась держава. Первое указывает на то, что государство сформировалось в процессе естественного развития населения и договора между правительством и гражданами. Второе направление дает отсылку к Платону. По этим предположениям, государство формируется в том случае, когда слабое племя или общество покоряется сильным завоевателям. При этом количество плененных значительно больше, но менее организованно.

Известно, что государство – это единственная политическая организация общества, которая возникла самой первой. Далее появлялись другие учреждения, регулирующие разные сферы деятельности.

Разностороннее понятие

Сейчас сложно дать одно определение понятию «государство». Иногда его сравнивают непосредственно с населением и страной. То есть под этим понятием подразумевают не просто определенную территорию, но и народ, проживающий на ней. Этот вариант толковался еще с античных времен.

В политической науке государство – это общественный и правительственный институт общества, верхушка политической системы. Как уже говорилось ранее, имеет суверенитет, управляет обществом, защищает его и координирует взаимосвязи между гражданами. Также очень важная характеристика страны – это защита каждого человека, проживающего на её территории.

Структурные особенности

Отличительные признаки государства указывают и на его особую структуру, не встречающуюся в других объединениях. Помимо основных (законодательной, исполнительной и судебной) властей, в стране присутствуют правоохранительные органы, которые отвечают за безопасность граждан и общественный порядок, а также работают над защитой суверенитета. К составляющим также следует отнести вооруженные силы.

Все эти структурные элементы должны действовать в рамках закона. Но, как показывает история, не всегда действия власти можно уместить в законодательную базу. Ярким примером подобных нарушений стала депортация народов СССР во времена Великой Отечественной войны.

Функциональные особенности

Любая политическая организация ведет активную деятельность в государстве. Каждая имеет свои функции, установленные правительством. А какие задачи выполняет сама держава? Их можно разделить на внутренние и внешние. К первым относят работу над регуляцией общества, координированием вопросов, возникающих из-за различия слоев и классов населения, а также над охраной правительственных возможностей.

К внешним задачам относят участие государства на международной арене в качестве субъекта, который представляет свое общество, защищает территорию и суверенитет.

Элементы

Что отличает государство от других политических организаций? Помимо указанных выше признаков, существуют следующие понятия, которых нельзя отнести к другим политическим институциям. Итак, чтобы не повторять уже оговоренные элементы, определяющие державу как особое организационное формирование, расскажем о дополнительных структурных частях. Кроме суверенитета, территории, налогообложения, государство имеет множество ресурсов, которые аккумулирует. Среди них экономическая сфера, социальная, духовная, культурная, технологическая и т. д.

Еще одним признаком, имеющим законодательный аспект, является легитимное насилие. Это значит, что держава может наказывать правонарушителей или наладить контакт с использованием силы. Отличает государство от общественного строя и публичная власть. Страна обязана поддерживать интересы общества, а не определенного частного лица.

Также известно, что каждое независимое государство имеет свои символы. Помимо герба, флага и гимна, может использоваться атрибут власти: корона, скипетр и др.

Неточность определений

Иногда государством называют общество, страну или правительство. Такое определение несколько некорректно, так как каждый из этих терминов имеет свои особенности, отличные от державы.

Общество может быть растолковано более широко, нежели государство. Объединение людей бывает надгосударственным, то есть все население земного шара, либо же догосударственным — лишь отдельные организации людей. То же самое и в современном понятии. Публичная власть в данном случае самостоятельна и стоит немного в стороне от общества.

Правительством также нельзя назвать государство. Эти лишь его часть, которая распределяет и исполняет политическую власть. Страна же — больше культурно-географическое понятие. Конечно, его можно применить как контекстуальный синоним «государства», но это немного разные термины. Слово «страна» используют, упоминая климат, площадь территории, природные зоны и количество населения.

Чем отличается государство от других политических и социальных институтов?

1. осуществлением тотального контроля;

2. монополией на легитимное насилие;

3. тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;

4. более высокой степенью институализации власти

Государство является, прежде всего:

1. аппаратом насилия,

Формой организации общества,

3. формой организации людей,

4. формой сохранения существующей власти,

4.Что из нижеперечисленного НЕ является специфической особенностью государственного управления:

1. наличие специфического субъекта – органов власти и их должностных лиц, порядок формирования и деятельности которых определен Конституцией, федеральным законодательством, иными правовыми и нормативными актами;

2. наличие у субъекта властных полномочий – госуправление есть реализация государственной власти;

3. распространяется на все общество;

Направлено на создание справедливого общества

5. направлено на согласование интересов всех групп населения, всех граждан, а не отдельных граждан, на защиту совместных интересов;

6. право на применение методов принуждения (насилия).

Читайте также  Чем отличаются салафиты от суннитов

Что из перечисленного является источником государственной власти:

1. президент,

2. законы и иные нормативно-правовые акты,

3. народ,

6.Какой из нижеперечисленных государственных органов НЕ определен Конституцией Российской Федерации:

1. Совет безопасности;

2. Федеральное Собрание;

3. Счетная палата;

4. Государственный Совет;

5. Центральная Избирательная комиссия

7. Форму государственного устройства характеризуют следующие признаки: на единой территории с административным делением административные единицы не имеют политической самостоятельности, единые конституция, система высших органов государственной власти, судебная и правовая системы, государственный бюджет, налоговая и валютные системы

Унитарное государство

2. федеративное государство

Форма государственного устройства с обширной государственной автономией — это:

1. унитарное государство,

Федерация,

9. Унитаризм представляет собой:

1. модель организации государственного управления, основанную на объединении политических компетенций Центром;

2. модель организации государственного управления, основанную на рассредоточении политической компетенции между центром и регионами;

3. модель организации государственного управления, основанную на рассредоточении политической компетенции между федеральными структурами власти;

4. модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции региональными структурами власти.

10. Федерализм представляет собой:

1. модель организации государственной власти, в которой власть разделяется между региональными правительствами и центральным правительством и каждый тип правительства имеет область принятия окончательных решений;

2. модель организации государственной власти, в которой власть разделяется между региональными правительствами, каждое из которых имеет область принятия окончательных решений;

3. модель организации государственной власти, в которой власть разделяется между структурами центральной власти, каждая из которых имеет область принятия окончательных решений;

4. модель организации государственной власти, в которой власть между региональными правительствами и центральным правительством объединяется

11.Что из нижеперечисленного не является субъектом федерации России:

4. район;

5. автономная область

12. Понятие «форма правления» означает:

1. административно-территориальное деление страны;

2. политический режим в государстве;

3. структура высших органов власти в государстве и распределение власти между ними;

4. легитимность власти.

Какой форме правления соответствует следующая характеристика – дуализм исполнительной власти, политическая ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства, глава государства не избирается всенародно.

1. абсолютная монархия;

2. парламентская республика;

3. дуалистическая монархия;

4. президентская республика;

5. парламентская монархия;

6. смешанная республика;

14. При какой форме правления глава исполнительной власти избирается на всеобщих выборах:

1. в парламентской республике;

2. в президентской республике;

3. в полупрезидентской республике;

4. в дуалистической монархии.

14.Для какой формы правления характерно формирование правительства парламентом:

1. парламентской республики;

2. президентской республики;

3. полупрезидентской республики;

4. абсолютной монархии.

16. Для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента:

1. парламентской республики;

2. президентской республики;

3. полупрезидентской республики;

4. парламентской монархии.

17. В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

2. президентом;

3. Верховным судом;

4. Центральным банком.

18. К какому типу форм правления относится Российская Федерация:

1. президентская республика;

2. парламентская республика;

3. президентско-парламентская республика;

4. президентско-премьерская республика

Первичный элемент механизма государства — это:

Орган,

4. все ответы верны,

5. все ответы неверны

Отметить органы законодательной ветви власти системы государственных федеральных органов:

1. Федеральное Собрание;

2. Правительство РФ

3. Совет Федерации;

4. Государственная Дума

6. Прокуратура РФ

Какие органы входят в единую систему исполнительной власти:

1. федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации;

2. федеральные органы исполнительной власти и органы законодательной власти субъектов федерации

3. органы исполнительной власти субъектов федерации и органы законодательной власти субъектов федерации

Основные направления внутренней и внешней политики государства определяет:

3. президент,

5. правящая партия

Органы государства подразделяются на высшие, региональные и местные по следующему основанию:

1. способу возникновения,

2. объему властных полномочий,

3. широте компетенции,

4. все ответы верны,

5. все ответы неверны

Важнейшим признаком органа государства является:

1. наличие материальной базы,

2. наличие финансовых средств,

3. свой счет в банке,

4. наличие определенного источника финансирования,

5. наличие властных правомочий.

Именно этот орган отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую ситуацию на территории:

3. главное должностное лицо,

4. все ответы верны,

5. все ответы неверны

Методы государственного управления это:

1. инструментарий, используемый в процессе государственного управления;

2. способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития;

3. движение к достижению целей;

4. овеществленные предметы в процессе управления.

Методы управленческой деятельности – это:

1. внешние, постоянно и однотипно фиксируемые проявления практической активности государственных органов,

Использование различных форм воздействия на сознание и поведение людей,

3. рациональная организация государственной власти в демократическом государстве,

4. основные направления деятельности госорганов,

5. осуществление политической власти

28. Эти методы государственного воздействия содержат в себе способы, приемы, действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности:

4. административные,

5. все ответы неверны

29. В этой сфере происходит воспроизводство человека:

Социальной,

6. все ответы верны

Государственная политика это:

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 1321; Нарушение авторского права страницы

Чем отличается государство от других социальных институтов

Институт (insitutum) — учреждение, организация. На протяжении веков роль солильного института менялась. Он формировался на основе социальных отношений, представляет сложную систему, которая охватывает экономическую, политическую, правовую сферу, духовные отношения. Основная задача социального института — сохранить целостность социальных ценностей.

Социальные институты в своей «деятельности» опирается на Духовные материальные и нормативные ценности:

  • Правила.
  • Нормы.
  • Установки.
  • Образцы для подражания.
  • Мораль (поведения в определенных ситуациях).

Признаки и цели

Чтобы регулировать общественные отношения, социальный институт условно поделили на «отделы». В отличие от подразделений, социальный институт не имеет теоретической направленности. Его основная задача выстраивать отношения между социальными подразделениями. Социологи, утверждают, общественные институты настолько взаимосвязаны, что практически не отличаются. Наоборот, в большинстве случаев их отождествляют.

Например, само понятие «социальный институт» придумали юристы. На профессиональном языке оно определяет правовые отношения, которые позволяют регулировать законодательную систему в различных сферах:

  1. Семья.
  2. Производство.

Социальными институтами должны защищать основные ресурсы общества.

  • Семью.
  • Собственность (торговые экономические отношения).
  • Образование.
  • Как работают социальные институты

    У каждого института есть своя специфика. Например, институт семьи, отвечает за духовные и культурные ценности, его основная задача продолжение рода и социализация — воспитание детей. Экономические институты отвечают за благополучие, они должны удовлетворять материальные потребности. Уже в первобытные времена появилось традиция распределять добычу и урожай, от количества материальных благ зависел социальный статус представителя племени.

    Институты образования отвечает за удовлетворение духовных потребностей. Но кроме потребностей у человека есть и обязанности. А потому в обществе существует четкое определение социальных статусов, их ролей. Таким образом, формируется общественная лестница (пирамида). Например, в семье на вершине социальной пирамиды стоят родители. Более сложную иерархию можно наблюдать в институте.

    • Ректор.
    • Деканы.
    • Руководители кафедр.
    • Преподаватели (младшие сотрудники).
    • Лаборанты.

    Высшие учебные заведения это идеальная общественная система. Иерархия института в точности копирует устойчивые. Формы социума. Здесь задействованы разнообразные регуляторы:

    • Идеология.
    • Ментальность.
    • Административный аппарат.
    • Материальная сторона.
    • Законодательство.
    • Семейные ценности (воспитание).

    Роль государственного института

    Раз уж зашла речь о правовых институтах остановимся на главном из них. На первый взгляд, кажется, что общественные институты занимаются самоуправлением.

    В отличие от других институтов, государство контролирует все сферы общества:

    1. Может изменять закон (легитимное насилие).
    2. Государство руководит, распределением материальных благ.
    3. Политический институт решает, какие духовные ценности должны быть в обществе: лозунги, кумиры, передовые идеи. В зависимости от политической ситуации меняет общественное мнение традиции.
    4. Все социальное институты «работают» на государство.
    5. Унитаризм представляет собой.

    Чем отличается государство от социальных институтов

    Несмотря на то, что институт власти, обладает всеми полномочиями, он не может существовать без общества. Тогда, как общество может функционировать без государства. Для общественного института государство это инструмент, благодаря которому оно достигает определённых целей. Если государственный институт не справляется со своими обязанностями, общество меняет политический курс. Вскликните революцию семнадцатого года. Поменялась модель управления а общество осталось на месте. та же идеология вместо бога вождь и обожающий его народ. Для Государства социальный институт является фундаментом, на котором оно строит свою политику.

    Понятие государства, признаки, отличающие его от других социальных институтов.

    Гос-во — это орг-ция полит.власти общества, охватывающая определенную тер-ию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

    Признаки: 1. Территория. Это пространственная основа гос-ва. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории гос-во осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других гос-в.

    2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории гос-ва. Население гос-ва может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным. Гос-во будет стабильным и будет развиваться, если отношения м/у ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

    Публичная власть, т. е. власть, способная организовать жизнь людей. Термин власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Гос. власть осуществляется с помощью гос. органов и учреждений. Все они объединяются в единую систему, называемую гос. аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Гос. власть распространяется на всех людей, проживающих на тер-ии гос-ва.

    Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общест.принуждения (н-р, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой гос-ва, т. е. специальными госу.органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то прав. нормы формируются в основном гос. органами.

    Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в d входят суд.органы, прокуратура, милиция, таможенные органы. Они необходимы любому гос-ву, т.к. гос.власть осуществляется с помощью норм права.

    Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности гос-ва.

    Суверенитет. Это независимость гос-ва при решении внутренних и внешних вопросов его жизни.

    Налоги и сборы – материальная основа дея-ти гос-ва и его органов – ден.средства, собираемые с физ. и юр.лиц, находящихся в гос-ве, на обеспечение дея-ти публичной власти, соц.поддержку малоимущих и т.д.

    Основные теории происхождения государства.

    Первые известные человечеству гос-ва возникли от 6 до 2 тыс. лет назад в различных географических регионах. В настоящее время нет единства по вопросу о происхождении государства. К основным теориям возникновения гос-ва принято относить:

    Теологическая (религиозная) господствовала в средние века. У истоков стояли Августин и Аквинский. Суть теории в том, что, по мнению авторов, гос-во возникло по воле Бога. Следовательно, гос-во, власть вечны, святы, их возникновение не зависит от воли чел-ка. Достоинство: способствует укреплению гражданского согласия в обществе; препятствует насилию, революциям и воинам. Недостаток в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, т.е. ненаучна.

    Патриархальная (Аристотель). Суть в том, что гос-во возникает по моделям семьи, т.е. гос-во – своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных семей. Следовательно, власть правителя (короля) яв-ся продолжением отцовской власти в семье. Согласно этой теории монарх яв-ся отцом всего народа; благосостояние невозможно без королевской заботы; власть короля ничем не ограничена; подданные обязаны чтить короля и подчинятся ему. Достоинства: способствует сплочению общества, уважению, почитанию гос.власти, взаимосвязанность членов общества. Недостаток: прямое отождествление гос-ва и семьи, власти монарха и отца.

    Договорная (естественно-правовая) (17-18 в.). Суть данной теории в том, что в основе гос-ва лежит так называемый «общественный договор». Смысл идеи в том, что первоначально люди находились в первобытном состоянии, каждый преследовал только свои интересы, что привело к войне всех против всех. В результате войны общество могло уничтожить само себя, чтобы это неслучилось люди заключили «общественный договор» где каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате было создано гос-во.

    Органическая (2 пол. 19в.) Суть: гос-во возникает и развивается подобно биол.организму, люди образуют гос-во, как клетки – живой организм. Достоинство: восприятие гос-ва как единого целого. Недостаток: прямое проецирование биол.законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма.

    Психологическая. Гос-во возникло благодаря особым свойствам психики чел-ка. Достоинство: отчасти она справедлива. Стремление к общению, подчинению действительно свойственны челов. психике и могли оказать влияние на процесс образования гос-ва. Недостатки: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря d возникло гос-во – соц., экон., политические.

    Теория насилия. Гос-во возникло путем насилия одних членов общества над другими внутри одного гос-ва. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильным меньшинством. Недостаток: насилие было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение гос-ва.

    Экономическая. Гос-во возникло на классово-экономической основе: произошло разделение труда (земледелие, скотоводство); появилась частная собственность и публичная власть. Теория имеет рациональное зерно – экон.анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными интересами – классов.

    ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    Государство как социальный институт общества

    Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Опираясь на правовые нормы и аппарат принуждения, государство осуществляет контроль и регулирование социальных процессов для обеспечения стабильного функционирования и развития общества.

    Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе. В русском языке понятие «государство» происходит от древнерусского слова «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»). Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры» [1] .

    В наиболее общем виде государство представляет собой институт, организующий политическими, административными и иными методами совместную жизнь населения на определенной территории, обеспечивающий там должный социальный порядок посредством создания и поддержания соответствующих норм и правил человеческого общежития.

    Государство выступает как особый социальный институт общества, отличающийся от других социальных объединений и организаций. Оно призвано выявлять всеобщие потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих граждан, представлять и нормативно закреплять всеобщую волю, выражая се в форме законов и практической деятельности.

    Формирование современных государств связано с укреплением его структурных компонентов в двух различных контекстах: с внешней стороны — по отношению к другим государствам; с внутренней стороны — по отношению к оппозиционным политическим элитам, оспаривающим политическую власть и народу, поддержки которого эта власть добивается.

    К числу важнейших признаков государства как особого социального института общества относятся:

    • 1. Наличие собственной территории, определенных пространственных рамок распространения власти, предполагающих построение соответствующей территориальной общности людей.
    • 2. Наличие публичной власти в виде системы государственных органов. учреждении и организаций, её отделение от общества, формирование социальной группы профессиональных управленцев.
    • 3. Суверенитет как верховенство и независимость по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений.
    • 4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Для выполнения данной функции государство использует специальные средства (оружие, тюрьмы, полиция и т. д.), а так же органы принуждения — армию, полицию, службу безопасности, суды, прокуратуру.
    • 5. Монопольное право на внимание налогов и сборов с населения, необходимых для реализации государственными органами внутренней и внешней политики, содержания аппарата государственного управления.
    • 6. Организация общественной жизни на правовых началах, наличие сложившейся системы правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.
    • 7. Защита государственных интересов и интересов граждан страны, представительство общества на международной арене для достижения всеобщего блага народа.

    Помимо названных институциональных признаков, современное государство имеет также и определенные социально-политические признаки. К их числу относятся: участие в управлении социальными и экономическими процессами, обеспечение единства культурного пространства, наличие единого языка (или несколько общих языков) как средства коммуникационного взаимодействия, регулирование межнациональных отношений. обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, повышение качества жизни населения, гарантирование выполнения общих прав человека и поддержание важнейших социально-политических, духовных и правовых ценностей.

    Государство, являющееся социальным институтом и средством организации совместной жизни людей, не совпадает с обществом в целом, а выступает как его важнейшая составная часть. Оно является, с одной стороны, определенным репрессивным и принудительным механизмом, а с другой — представляет собой созидающее начало, предоставляющее экономическим, политическим, социальным институтам определенные возможности для своей реализации.

    Исторический опыт показывает, что основой формирования государственной внутренней и внешней политики демократического общества является воля народа, которую он высказывает на референдумах, выборах представительной и исполнительной власти, в акциях одобрения или протеста и других формах. Облеченные доверием народа государственные органы и должностные лица разрабатывают внешнюю и внутреннюю политику, которая материализуется в нормативных правовых и других актах. Органы государственного управления различных уровней реализуют на практике сформулированные стратегические цели и тактические решения. При этом применяются как мягкие, так и директивно жесткие меры принудительного порядка.

    Консолидация населения в государстве и гражданском обществе осуществляется с помощью различных механизмов. Государство для этого использует механизм принуждения, в то время как гражданское общество консолидирует людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов.

    В зависимости от реальных задач, взаимодействие политических партий, общественных объединений и союзов с государством, его законодательной и исполнительной властью, принимает определенную форму, создавая социальное пространство со специфическими структурными, организационными и процессуальными характеристиками. В связи с этим, общественная самодеятельность граждан по реализации своих интересов каждый раз задает особую стратегию действий гражданского общества в целом, и его институтов, в частности.

    К числу наиболее значимых функций государства относятся:

    • • Обеспечение высокого качества жизни граждан страны,
    • • Реализация принципа социальной справедливости, защита интересов социально незащищенных категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойное качество жизни,
    • • Осуществление охраны прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан,
    • • Защита интересов государства на международной арене и обеспечение обороноспособности страны,
    • • Разработка социальной политики, стратегии, концепции и конкретных программ развития общегосударственного сектора социальной сферы, взаимодействие при их реализации с социатьными институтами гражданского общества,
    • • Обеспечение целостности государства, решение экономических, социальных, экологических и духовно-нравственных проблем,
    • • Стимулирование местной социальной политики,
    • • Осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы, обеспечение взаимодействия с другими странами и международными организациями.

    Реализация функций государства, характер, направленность и содержание его деятельности непосредственно зависят от многочисленных политических, экономических, социальных, этно-конфессиональных, экологических, духовных, военных и иных факторов. Так, например, процесс интеграции государств способствует их тесному сотрудничеству в таких ключевых вопросах обеспечения безопасности, как защита прав человека, поддержание мира и международного правопорядка, борьба с нищетой и бедностью, укрепление экологической безопасности, борьба с международным терроризмом и т. д. В тоже время, усиление политической конфронтации, наложение санкций и международная изоляция, межнациональные и межэтнические столкновения и войны отрицательно сказываются на международном сотрудничестве, затрудняя не только экономическое, но и социальное развитие стран и народов.

    Современное государство обладает сложной структурой, в которой можно выделить три группы государственных институтов:

    • ? органы государственной власти и управления,
    • ? государственный аппарат (публичная администрация),
    • ? карательный механизм государства.

    Структура и полномочия указанных институтов зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется соответствующим политическим режимом.

    Существуют различные подходы к оценке роли государства в социальной жизни общества. Во-первых, убеждение, что государство выступает как определенная независимая сила, которая возвышается над социальными группами и руководствуется собственными правилами — легально- рациональными правилами бюрократии (М. Вебер).

    Во-вторых, доказательство двойственной природы государства. По мнению марксистской социально-философской мысли государство на разных этапах развития общества имеет принципиально разную природу и выполняет противоположные функции. В капиталистическом обществе государство отстаивает интересы капитала и господствующего класса и является чисто репрессивным органом, действующим от имени класса капиталистов. При социалистическом обществе оно меняет свою сущность и превращается в созидательную силу, призванную руководить всеми сторонами жизни общества в интересах всех его членов.

    Третий подход является наиболее взвешенным и рассматривает государство как силу, не являющуюся ни полностью независимой, ни полностью ангажированной какими-то слоями или классами. Оно независимо лишь отчасти, поскольку испытывает влияние со стороны различных политически представленных интересов, и оно способно существенным образом изменяться в рамках демократического процесса.

    Таким образом, государство как важнейший социальный институт общества, успешно функционирует в условиях демократического общества, когда законодательное обеспечение и высокий уровень экономического развития позволяют иметь множественность идеологий и субъектов, которые порождают разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. В этих условиях государство реализует свои социальные задачи, направленные на стабилизацию общественного развития, обеспечение социального компромисса, взаимодействия и правопорядка.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: