Чем отличается казенное предприятие от унитарного

Казенные предприятия: виды и принцип работы


Казенные предприятия (КП) обойдены вниманием инвесторов, и неспроста – у частных вкладчиков нет возможности в них инвестировать, поскольку те не являются акционерными обществами. Как следствие, эти предприятия не выкладывают публичных финансовых отчетов о своей деятельности, так что найти подробную информацию об их деятельности в интернете очень непросто. Тем не менее, некоторые такие организации зарабатывают приличную прибыль за счет монопольного положения и играют не последнюю роль в экономике страны.

Предками казенных производств являются возникшие еще в допетровские времена централизованные мануфактуры, где в цехах шла переработка сырья в конечный продукт. Наиболее известны Пушечный двор и Оружейная палата, а также Монетный двор. Позднее большое распространение получили заводы, причем были нередки и частные: например, частные фарфоровые заводы. Заводы действуют в качестве казенных структур и поныне.

Что такое казенные предприятия?

Сегодня казенное предприятие – это один из видов государственных унитарных предприятий. Они могут создаваться по решению одного из трех органов:

  1. Федеральное Правительство создает федеральные казенные предприятия;
  2. Региональные правительства создают КП субъектов РФ (например, казенные предприятия республик, областей, регионов);
  3. Муниципальные органы самоуправления создают муниципальные казенные предприятия

Первые два типа относятся к государственным КП, так как создаются распоряжением правительственных органов, а не на основе решения муниципалитетов, которые по законодательству РФ не относятся к государственным органам власти. Тем не менее права казенных предприятий различного типа равны.

Согласно статистике Росстата, в России за 2020-21 годы насчитывается чуть больше 90 казенных предприятий субъектов РФ, и чуть меньше 50 федерального уровня. В сумме это примерно втрое больше, чем компаний в индексе Мосбиржи.

Региональные и муниципальные КП обязательно содержат в официальном названии своего учредителя. Казенные учреждения городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) относятся к субъектам РФ.

Имущество казенного предприятия

КП, как уже говорилось выше, относятся к унитарным предприятиям. Это означает, что абсолютно все их имущество является неделимым и принадлежит одному учредителю. Это имущество нельзя поделить на доли, как, например, в акционерном обществе.

Характерной особенностью казенных организаций является то, что имущество они получают лишь на правах оперативного управления. Фактически имущество казенного предприятия остается принадлежать его учредителю, а оперативное управление подразумевает жесткие ограничения:

  1. использование имущества допускается только в соответствии с целями деятельности организации;
  2. распоряжение любым видом имущества допускается только с согласия собственника (единственное исключение: право казенного предприятия на самостоятельную реализацию произведенной продукции).

Из этого следует также то, что собственник имущества казенного учреждения несет с ним субсидиарную ответственность. То есть, если предприятие не сможет расплатиться со своими кредиторами, то они вправе требовать возмещения средств от государства или муниципалитета. Более того, казенные предприятия создаются без уставного фонда и в отличие от акционерных обществ не обязательно стремятся к максимальной прибыли.

Более подробно об унитарных предприятиях и их особенностях можно прочесть в отдельной статье.

С какой целью создаются казенные предприятия?

Казенные предприятия создаются с целью производства продукции, оказания услуг или выполнения работ, основным заказчиком которых является государство либо субъект РФ. Основные виды деятельности казенных предприятий сосредоточены на обеспечении функционирования органов исполнительной власти.

Государственные казенные предприятия занимаются разработкой, производством и тестированием различного вида вооружения по заказу Министерства Обороны РФ; обеспечивают работу общественного транспорта, наружного освещения, ремонта автодорог и благоустройства городской среды; занимаются развитием и распространением спортивной культуры и так далее. К ФКП в основном относятся государственные заводы, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Муниципальные и региональные КП намного более разнообразны по своим видам деятельности.

Для лучшего понимания, что такое казенные предприятия и чем они занимаются, приведем несколько примеров:

  • Федеральное казенное предприятие «Казанский государственный казённый пороховой завод» (ФКП КГКПЗ) занимается изготовлением стрелкового пороха, патронов, а также зарядов и снарядов для более тяжелых видов вооружения. Также существует аналогичный Пермский пороховой завод;
  • Казенное предприятие города Москвы «Олимпийский учебно-спортивный центр «Крылатское» – это огромный спортивный комплекс, занимающийся подготовкой спортсменов по десяткам различных направлений;
  • Муниципальное казенное предприятие «Горсвет» городского округа Алушта республики Крым занимается обслуживанием городского наружного освещения.

Управление казенными предприятиями

Управление КП связано с большой степенью государственного контроля. Правительство (или муниципалитет) назначают руководителя, утверждают устав организации, а также ежегодную смету доходов и расходов. Не стоит забывать и об ограниченных правах казенных предприятий на управление полученным имуществом. Помимо этого, казенные учреждения не имеют права заключать какие-либо сделки, противоречащие закрепленным в их уставе целям деятельности.

Однако для выполнения своих задач казенные организации получают не только дополнительные обязанности и ограничения, но и особенное право получать прямое государственное финансирование для реализации уставной деятельности. Помимо этого, КП имеет право с согласия собственника привлекать заемные средства, распоряжаться собственной прибылью. Права казенных предприятий также включают в себя общие гражданские правомочия юридических лиц, такие как открывать банковские счета, выступать от своего имени в суде и так далее.

Права казенных предприятий и основные положения об их регистрации и деятельности закреплены в ст. 113 ГК РФ, а также в Постановлении Правительства РФ №872 «О создании и регулировании деятельности ФКП» и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Отличия казенных учреждений от бюджетных и автономных

Главными признаками, характерными именно для казенных учреждений, и отличающими их от бюджетных и автономных, являются следующие параметры:

  • собственник имущества полностью финансирует любую нехватку денежных средств в рамках бюджетной сметы;
  • он несет субсидиарную ответственность;
  • КП может распоряжаться имуществом только с согласия учредителя;
  • не менее 75% чистой прибыли предприятия направляется в резервные фонды или инвестируются в развитие предприятия. Оставшаяся часть средств подлежит зачислению в федеральный, региональный или муниципальный бюджет

Для удобства ниже представлена таблица со сравнительным анализом характеристик казенных, бюджетных и автономных предприятий и учреждений.

Параметр Казенные Бюджетные Автономные
Финансирование Финансируется бюджетными средствами при любой нехватке средств Финансируется бюджетными средствами для исполнения публичных обязательств, в остальных случаях – субсидируется Субсидируется на оказание услуг, но не находится на прямом бюджетном финансировании
Ответственность владельца предприятия Субсидиарная ответственность Не несет ответственность
Распоряжение имуществом Согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом Согласие собственника требуется только для распоряжения особо ценным имуществом
Распоряжение доходами Часть направляется в соответствующий бюджет, а часть в резервные фонды в соответствием с Уставом предприятия Самостоятельное распоряжение доходами
Право владения дочерними компаниями Такое право полностью отсутствует Получает такое право с согласия собственника Получает такое право с согласия собственника (на некоторые типы организаций согласие собственника не требуется)

Заключение

Казенные унитарные предприятия – это организационно-правовая форма организаций, которые максимально приближены к деятельности правительства или муниципалитета, обеспечивают их функционирование или даже выполняют часть их задач. КП характеризуются высокой степенью подотчетности органам власти и строгими ограничениями собственной коммерческой деятельности.

Читайте также  Чем отличается проспект от улицы (сходства и отличия)

Казенные предприятия закрыты для розничных инвесторов. На первый взгляд это может показаться досадным, поскольку многие, особенно федеральные КП, обладают практической монополией на свою деятельность, а их банкротство крайне маловероятно. Но с другой стороны, казенные учреждения нацелены на прибыль лишь частично, при необходимости получая финансирование из бюджета – собственно, поэтому им нет необходимости становиться АО для привлечения средств.

Чем отличается казенное предприятие от унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения?

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения– это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Особенности унитарного предприятия:

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственниками предприятия.

Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.

Движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находятся в полном распоряжении унитарного предприятия.

Действия, которые должен совершить собственник-учредитель

— утвердить устав унитарного предприятия;

— реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

— осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

— получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.

Действия, которые унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника-учредителя:

— продавать недвижимое имущество;

— сдавать его в аренду;

— вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал других обществ и товариществ.

Казенное предприятие
«Казенное предприятие — по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное К.п.). Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К.п. при недостаточности его имущества. К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ…»

Казенное унитарное предприятие
«Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные) (ст. 114 и 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях)…
Различия в правовом статусе названных видов унитарных предприятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получаемых ими в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения унитарного предприятия (ср. ст. 295-297 ГК). В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника (уполномоченного им органа государственной власти или местного самоуправления), если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК, ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждаемой собственником сметой доходов и расходов (подобно госбюджетному учреждению). Это обстоятельство предопределяет строго целевой (а не формально самостоятельный, как у обычного унитарного предприятия) характер использования любого закрепленного за ним имущества собственника-учредителя. До него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, у него может быть изъято излишнее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
Важным для оборота является то обстоятельство, что при недостатке у казенных предприятий «своего» имущества наступает субсидиарная ответственность их учредителей по их долгам (п. 5 ст. 115 ГК, п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается (кроме некоторых случаев банкротства). Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом…»

Чем отличается казенное предприятие от унитарного

Действующим законодательством РФ определены два вида унитарных предприятий:

  • Имеющие право самостоятельного хозяйственного ведения.
  • Имеющие право оперативного управления, или казенные.

Казенные предприятия предназначены заниматься производством ограниченно оборотоспособной продукции, связанной с военными нуждами, а также продукции для нужд федеральных и публичных организаций, обеспечения безопасности страны и ее стратегических интересов. Их деятельность сочетается с активной коммерческой деятельностью, хотя они имеют весьма ограниченные права на имущество, которое было передано собственником-учредителем.

Отличия казенных предприятий

Казенное предприятие свою деятельность осуществляет на основании утверждаемой собственником сметы доходов и расходов. Это требует строго целевого, а не самостоятельного, как у простого унитарного предприятия, характера использования имеющегося имущества. Ему доводятся заказы собственника, которые необходимо обязательно выполнить, это может быть поставка товаров, оказание различных услуг или проведение работ, которые обеспечивают деятельность государственных и муниципальных органов. Учредитель наделен правом изымать лишнее и неиспользованное имущество, и если оно используется не по назначению.

Правовая ответственность казенных предприятий

Так как казенные предприятия не имеют своего имущества, учредители несут полную субсидиарную ответственность по их долгам, с унитарными предприятиями это не происходит (кроме случаев их банкротства). Объявить банкротство казенного предприятия не является возможным, чего нельзя сказать об унитарном, которое может стать банкротом. От коммерческих предприятий казенные предприятия отличаются отсутствием уставного фонда.

Имущество казенных предприятий

Унитарные предприятия отличаются прежде всего объемом правомочий относительно имущества, которым их наделяют учредители-собственники, ведь право в отношении оперативного управления казенным предприятием имеет более узкие рамки относительно своего содержания, тем самым отличаясь от простого унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения. Поэтому, совершение казенным предприятием сделок относительно распоряжения имуществом невозможно без получения согласия собственника.

Кем и зачем создаются казенные предприятия

Казенные предприятия занимаются производством продукции, оказанием услуг, выполняют различные работы. Они осуществляют коммерческую и хозяйственную деятельность на основании бюджетных средств, выделяемых федеральной казной. Унитарные предприятия создает Правительство РФ, они формируются на базе имеющегося имущества, которое является федеральной собственностью. Правительством утверждается также Устав предприятия, который является его главным учредительным документом.

Управление унитарными предприятиями

Казенные предприятия могут создаваться лишь на основании решения Правительства, а унитарные с правом хозяйственного ведения создаются на основании решений уполномоченных на эти действия государственных структур, это право имеют также органы местного самоуправления. Это является главной и отличительной особенностью права по хозяйственному ведению и оперативному управлению данными предприятиями. Осуществляет руководство казенным предприятием директор, назначенный федеральным органом российского правительства.

Все обязательства казенных предприятий по субсидиарной ответственности по имеющимся обязательствам несет Правительство РФ. Именно государство берет на себя все риски, которые связаны с деятельностью предприятий и лишь оно отвечает своим имуществом за их долги. Оно предоставляет для данных субъектов максимально возможный объем правомочий, и лишь оно вправе осуществить реорганизацию или ликвидацию казенного предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Казенные предприятия

Унитарное предприятие- это государственная или муниципальная коммерческая организация, обладающая специальной правоспособностью, действующая на основании устава и не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Читайте также  Нурофен или некст: чем отличаются средства и что лучше

Казенное предприятие- это федеральное, муниципальное унитарное предприятие или унитарное предприятие субъекта РФ, основанное на праве оперативного управления.

Унитарные предприятия — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Специальная правоспособность. Могут учреждаться только Российской Федерацией, субъектами федерации или муниципальными органами, которые являются собственниками закрепленного за унитарными предприятиями имущества.

Казенные предприятия: 1. может быть создано только РФ 2. субсидиарную ответственность по долгам несет РФ 3. не может быть признано банкротом 4. вправе самостоятельно распоряжаться только произведенной продукцией (если иное не установлено законом или иными правовыми актами) 5. собственник закрепленного за казенным предприятием имущества в праве изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.

Унитарные предприятия согласно ст. 113 ГК — это юридические лица, учрежденные государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и находится в государственной или муниципальной собственности.

Статус унитарных предприятий регламентируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учредительные документы — решение собственника в лице соответствующего комитета по управлению имуществом и утвержденный им устав, в котором должны быть определены предмет и цели деятельности предприятия.

Органы управления унитарных предприятий носят, как правило, единоличный характер: предприятие возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности собственником и ему подотчетен.

Унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам учредителя. 2. Унитарное предприятие, имеющее имущество на праве хозяйственного ведения, существует за счет самостоятельно извлеченной из своей деятельности прибыли.

Собственник имущества, он же учредитель предприятия, не отвечает по его обязательствам, но имеет широкие полномочия по контролю за его деятельностью. Кроме принятия решения о его создании, определения предмета и целей его деятельности и назначения его руководителя, собственник вправе контролировать использование и сохранность его имущества, в частности, давать согласие на распоряжение недвижимостью, а также получать часть прибыли от его деятельности, установленную учредительными документами предприятия.

До регистрации такого предприятия учредитель обязан полностью оплатить его уставный фонд, гарантирующий интересы кредиторов предприятия. При уменьшении стоимости чистых активов ниже величины уставного фонда учредитель обязан его уменьшить, предупредив об этом кредиторов. При уменьшении стоимости чистых активов ниже размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано решением суда.

Согласно ст. 114 ГК унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи в его хозяйственное ведение части своего имущества, утверждения его устава и назначения его руководителя. Ответственность учредителя дочернего предприятия аналогична ответственности учредителя «материнского» предприятия.

Согласно ст. 115 ГК унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по распоряжению Правительства РФ; его учредительным документом является устав, утвержденный федеральным органом исполнительной власти на основе типового устава.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с план-заказом и планом развития предприятия, а отношения с поставщиками ресурсов и потребителями его продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

имущество, переданное ему решением учредителя для ведения уставной деятельности;

денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;

средства, выделенные из бюджета или внебюджетных фондов.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами об оперативном управлении: оно вправе распоряжаться этим имуществом лишь с согласия его собственника. Собственник также вправе изымать у казенного предприятия неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостатке его имущества.

Казенное предприятие — это что за организация?

Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Казенное унитарное предприятие – это юрлицо, осуществляющее оперативное управление вверенными ему материальными ценностями. В юридических изданиях оно называется также предпринимательским учреждением. С одной стороны, казенное предприятие – это коммерческая организация. Это объясняется целью его создания. Оно образуется в первую очередь для предоставления определенных услуг, производства работ или выпуска продукции. Вместе с этим большая часть затрат на ведение деятельности покрывается из бюджета. Кроме этого, в качестве основных заказчиков выступают органы госвласти.

Специфика

Казенные учреждения и предприятия имеют много общего. В первую очередь их объединяет отсутствие возможности распоряжаться (иметь в собственности) закрепленными за ними материальными ценностями. По своей сути казенное предприятие – это одна из форм реализации госвластью своих функций. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении учреждений. Однако разница между этими субъектами в том, что образуются они в различных сферах. В частности, учреждения создаются в научной, образовательной, культурной отраслях, в области соцзащиты, здравоохранения, физкультуры, спорта, занятости граждан. Казенное предприятие – это прежде всего участник промышленной деятельности. Оно создается, например, для выпуска продукции оборонного или иного стратегического значения. При этом казенное предприятие считается коммерческим, а учреждение – нет.

Юридический статус

Как выше отмечалось, имущественное право казенного предприятия – это право оперативного управления. Соответственно, невозможно образовать его на основании объединения материальных ценностей, отнесенных к собственности РФ, регионов или МО. Федеральное казенное предприятие – это юрлицо с одним учредителем. Именно ему могут принадлежать материальные ценности, вверенные в оперативное управление.

Нормативная база

С 1 января 1995 г. и до вступления в силу ФЗ № 161 основы юридического статуса казенных предприятий регламентировались исключительно ГК. Это положение конкретизирует статья 6 (в п. 6) ФЗ № 52, вводившая в действие первую часть Кодекса. Она устанавливала, что к образованным до официального опубликования ч. 1 ГК предприятиям, осуществляющим деятельность на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, применяются соответствующие нормы. Вместе с этим ст. 113 Кодекса предусматривала, что юридический статус рассматриваемых юрлиц определяется не только положениями ГК, но и специальным законом. Этот нормативный акт, однако был принят он только 14.11.2002 г. Речь, в частности, о ФЗ № 161.

Дополнения и поправки

По ст. 37 ФЗ № 161, все казенные предприятия должны были привести свои уставы в соответствие с законом. При этом устанавливался срок до 1.07.2003 г. В ФЗ № 161 были конкретизированы некоторые положения ГК, регламентирующие правила, по которым создается и действует казенное предприятие. Это, в частности, коснулось статей 48-65 Кодекса, а также ст. 113-115. Кроме этого, законом было запрещено образование дочерних предприятий рассматриваемыми юрлицами. Наиболее существенные изменения претерпела статья 115. В соответствии с нововведениями в настоящее время юрлицо может создаваться не только на базе госсобственности. Данное положение позволяет сегодня образовывать муниципальное казенное предприятие. Это нововведение сняло ограничения, существовавшие ранее. В частности, до принятия закона рассматриваемые юрлица могли образовываться по постановлению правительства и исключительно на базе госсобственности. Соответственно, принимаемые уставы должны были утверждаться высшим исполнительным органом. При этом субсидиарная ответственность по обязательствам возлагалась на РФ. Ликвидация и реорганизация юрлиц осуществлялись только по решению правительства.

Читайте также  Дискретная или интегрированная видеокарта: чем отличаются и что лучше

Ключевые требования закона

Имущество казенного предприятия считается неделимым. Оно не может распределяться по долям, паям (вкладам), в том числе между сотрудниками. Казенное предприятие – это юрлицо, которое может от собственного имени приобретать и реализовывать юридические права (вещные и личные), исполнять обязанности, выступать как ответчик/истец в суде. Законодательство предписывает иметь самостоятельный баланс. Полное наименование должно включать в себя фразу «Государственное казенное предприятие». Это требование распространяется только на юрлиц, созданных на базе госсобственности. Соответственно, названия субъектов, сформированных в МО, должны содержать указание на территориальную принадлежность («муниципальное казенное предприятие»). В наименовании также должна присутствовать информация о собственнике (РФ, регион или МО). Печать юрлица должна содержать полное название на русском, указание на место расположения. В ней также могут присутствовать названия на других (народных или иностранных) языках. Место расположения предприятия определяется по адресу его госрегистрации. В реквизитах должен указываться почтовый индекс, населенный пункт, улица, дом/строение, номер помещения (при наличии). В случае изменения сведений о месте нахождения предприятие направляет соответствующее уведомление в орган, уполномоченный на осуществление госрегистрации юрлиц.

Нюансы

Стоит отметить, что никакие иные законы, кроме ГК и ФЗ № 161, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма прямо закрепляется в 113-й статье (в п. 6) Кодекса. Что касается обязанностей и прав собственников материальных ценностей, вверенных казенному предприятию, процедуры реорганизации и ликвидации, в законодательстве не установлено ограничений относительно регулирования их прочими юридическими документами. Например, порядок образования и управления деятельностью госучреждений определяется по постановлению правительства.

Форма собственности

Продолжая анализ нормативных положений, регулирующих деятельность казенных предприятий, можно провести определенную аналогию с юридическим статусом учреждений. В качестве первого критерия классификации выступает форма собственности. Она одинакова у всех государственных унитарных предприятий (включая созданные в МО) и учреждений. Этот общий признак указывает на единство целей образования этих юрлиц. И учреждения, и предприятия реализуют общефедеральные интересы, чем и обусловлены особенности и нормативного регулирования.

Учредители

В составе собственников для казенных учреждений и предприятий предусматривается общее ограничение. В первую очередь, как выше было сказано, учредитель должен быть один. В качестве него, в соответствии с нормативными предписаниями, может выступать или МО, или РФ, или регион.

Объем юридических возможностей

По этому критерию юрлица классифицируются в зависимости от круга прав, которыми они наделяются в отношении вверенного им имущества. При образовании субъекта ему должны быть переданы определенные юридические возможности. Имущественные права необходимы для осуществления нормальной самостоятельной деятельности в соответствии с целями создания. Эти материальные ценности, а также объекты, приобретенные в ходе работы, становятся (по общему правилу) собственностью субъекта. Исключением из этого положения являются казенные учреждения и предприятия. Собственник, передавая им материальные ценности, предоставляет юридические возможности с некоторыми ограничениями. В частности, субъекты вправе осуществлять оперативное управление. При этом учредитель остается основным собственником материальных ценностей. Это означает, что распоряжаться вверенным имуществом предприятия могут только с его согласия. Это в равной степени относится и к юрлицам, созданным по распоряжению органов территориальной власти.

Собственник

По ст. 20 ФЗ № 161, правомочия законного владельца имущества, переданного федеральному казенному предприятию, в вопросах создания, ликвидации, реорганизации осуществляет правительство. Прочие юридические возможности реализует как Высший исполнительный институт власти, так и другие госструктуры. С 1 декабря 2007 г. правомочиями собственника наделена также госкорпорация «Росатом». Правила, регламентирующие порядок реализации ею переданных юридических возможностей, устанавливаются ФЗ № 317. Соответствующее дополнение было внесено в закон № 161. От муниципального образования правомочия собственника материальных ценностей, переданных казенному предприятию, реализуют местные органы власти в пределах их компетенции. Круг их юридических возможностей определяется нормативными актами, регламентирующими статус этих институтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: