Чем отличается корабль от судна: описание и отличия

Какая разница между судном и кораблем?

Из всех видов транспорта, морской и речной транспорт являются самыми большими. Обыкновенный автомобиль на фоне такой громадины теряется из виду.
А задумывались ли вы когда-нибудь, в чем заключается различие между судном и кораблем и почему нельзя назвать деревянный плот кораблем? Такой простой вопрос, а заставит задуматься почти любого человека.

Говорить «какой замечательный кораблик» про пассажирский лайнер – не является существенной ошибкой, однако в профессиональной деятельности так говорить нельзя. Так же, как и говорить, что военный линкор – это судно. Кораблём называлось любое крупное судно, имеющее несколько мачт с прямым парусным вооружением. Позже границы слегка размылись, и сейчас термины «корабль» и «судно» можно назвать синонимами. Кораблём может быть и гражданское судно. Бывает так, что в торговых флотах термин «корабль» применяется к большим суднам.
Что такое «корабль»?

Согласно многим русским словарям, у этого понятия имеется несколько значений, корабль – это:

Общий смысл – крупное морское судно.
Судно с несколькими мачтами, имеющее прямые паруса.
Боевая единица вооруженных сил страны, которая входит в состав военно-морских сил. Способна решать военные и специальные задачи.


Крейсер

Смысл этого понятия, как вы заметили, очень широк. Путаница с понятиями «корабль» и «судно» вызвано тем, что «корабль» — (с греч.) Korabos – переводится как судно.

А корабль в свою очередь входит в понятие «судно».
В основном к кораблям относятся: крейсеры, фрегаты, линкоры, эсминцы, корветы, катеры и другие военные корабли.

Основное свойство кораблей – наличие государственного флага и вооружения.
Принято считать, что корабли используются чаще всего в боевых и военных целях.
Например, линейные корабли, линкоры, использовались во второй мировой войне для уничтожения мощных кораблей противника, которые находились в составе какого-либо соединения, а так же для арт-поддержки дружественных сухопутных сил.

Линкор

Что такое «судно»?

Су́дно — плавучее сооружение, которое предназначено для военных, научных, транспорных, промысловых, спортивных целей.
В смысл определения входят и самоходные, и не самоходные судна.
Понятие включает в себя катеры, яхты, пассажирские судна, баржи и даже морские велосипеды – катамараны, плоты, надувные лодки, буровые установки, гидросамолеты тоже являтся морскими судами.

Ледокольно-транспортное судно

Главные критерии судна – водонепроницаемость корпуса и возможность спокойно передвигаться по воде или под водой с определенной целью.

Слово «судно» происходит из английского языка и переводится как vessel – сосуд.
Несмотря на то, что кораблями в основном называют морские единицы, использующиеся для военных целей, «судна» делятся на военные и гражданские.

Судно – обобщенное понятие, существует огромное множество разновидностей морских судов.
Они делятся по способу передвижения, по положению относительно водной поверхности, по району плавания, по целям использования и др. Судном может называться абсолютно любое искусственно созданное плавучее сооружение.

Нефтяной танкер

Чем схожи «судно» и «корабль»?

Судно включает в себя понятие «корабль».
Судном называется искусственно созданное водоизмещающее сооружение. Сюда же подходит и понятие корабль, однако словом «корабль» не всегда можно обозначить любое водоизмещающее судно.
Конечно, как говорилось выше, кораблем чаще называют судно, имеющее вооружение или военную символику.
Раньше кораблем называли любое судно с закрытой палубой.

Так чем же отличаются эти два понятия?

В первую очередь нужно отметить, что судно – это более обобщенное понятие, включающее в себя любое плавучее сооружение, чаще всего пассажирский или грузовой транспорт.

Кораблём же называется любой морской парусный или военный транспорт.
Военный транспорт отличается наличием вооружения, военной символикой или боевыми целями использования и является единицей военно-морских сил государства.

Судно может быть военным, а может быть гражданским. Однако в обратную сторону это высказывание не действует.

Корабль никогда не может быть гражданским.
Этой информации уже достаточно для того, чтобы вы смогли легко отличить судно от корабля.

В бытовой жизни эти два понятия отдаленно являются синонимами, но в профессиональной деятельности назвать пассажирскую яхту кораблем, будет являться большой ошибкой.

Ну и подумайте сами, какое понятие будет больше подходить для деревянного плота, катамарана,надувной лодки или баржи – «судно» или «корабль».

В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Российский корвет «Стерегущий»

Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Читайте также  Чем отличается кино от фильма?

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Обзор морских судов

Морские суда

Морские суда классифицируются на:

  • Пассажирские суда — предназначены для перевозки пассажиров и легко узнаются по высоким надстройкам и длинным рядам бортовых иллюминаторов;
  • Грузовые — все остальные суда, не являющиеся пассажирскими;

В свою очередь пассажирские морские суда классифицируются на:

  • Океанскийлайнер — тип судна, которое идёт по заданному маршруту и доставляет пассажиров из одной части света в другую. Этот тип судов был очень популярен в прошлом веке в частности для пересечения Атлантики. Теперь океанские лайнеры переросли в современные круизные суда.
  • Круизныйлайнер — как правило, совершает международные рейсы и перевозит пассажиров из одной групповой туристической программы, то есть согласованно по расписанию с заходом в один или несколько портов. Современные круизные лайнеры совмещают в себе быстроходный океанский лайнер и роскошь туристического отеля.
  • Круизныйпаром — разновидность судна, совмещающая в себе функции круизного лайнер и парома.

Грузовые морские суда классифицируются на:

  • рыболовные или промысловые суда:
    • траулер кормового траления;
    • куттер;
    • логгер;
    • траулер бортового траления;
  • обсуживающие суда:
    • ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах);
    • медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда);
    • плавучие гостиницы;
    • суда-выставки;
    • спасательные суда;
    • пожарные суда;
    • лоцманские суда;
    • плавучие маяки;
    • посыльно-разъездные суда;
  • служебно-вспомогательные суда:
    • буксиры;
    • перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции);
    • снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора);
    • плавучие пристани и дебаркадеры,
  • технический флот:
    • подъёмно-монтажные суда:
      • портостроительные;
      • плавучие краны;
      • плавучие доки;
      • плавучие мастерские;
    • промышленно-хозяйственные суда:
      • плавучие буровые вышки;
      • дноуглубительные суда (землечерпательные и землесосные драгеры);
      • грунтоотвозные баржи;
    • лесопромышленные (сплоточные и лесосплавные суда);
    • сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные);
    • энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные);
    • суда связи (кабелеукладчики и кабелеремонтные суда);
    • маломерные суда для очистки акваторий — мусоросборщики;
  • специального назначения:
    • балкеры — это суда для перевозки различных навалочных грузов, обычно без грузовых устройств с большими крышками (саморазгружающие, PIBO, OBO);
    • универсальные суда — это двухпалубные твиндечные суда с грузовыми устройствами для генеральных грузов;
    • контейнеровозы — для перевозки контейнеров, имеют большую скорость, наиболее полно используется грузовместимость;
    • полупогружные суда — для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов;
    • ролкеры или суда типа Ро-Ро (Rolker «Ro-Ro» ship) — суда с горизонтальным способом погрузки, для перевозки автомобилей, контейнеров и генеральных грузов;
    • лихтеровозы — большие плавучие контейнера (в основном при речных перевозках);
    • рефрижераторные суда — для перевозки грузов, которые требуют специальных режимом. Способны поддерживать климатическо-температурные режимы;
    • танкеры — для перевозки наливных грузов, также к ним относятся газовозы;

Подробнее обзор типов судов

Сухогрузы

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда — однопалубные, большие — двух- и трехпалубные). Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ. По сути сухогрузы включают довольно широкий перечень типов судов, и далее уже они разделяются на специализированные, в зависимости от груза:

  • рефрижераторные — предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда еще называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • контейнерные суда или контейнеровозы — предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами — портальными кранами.
    • Классификация контейнеровозов:
      • Ультра большой Контейнеровоз (ULCV) — более 15000 тонн;
      • Новые Panamax — от 10000 до 14500 тонн;
      • Пост-панамакс — от 5101 до 10000 тонн;
      • Панамакс — от 3101 до 5000 тонн;
      • Фидермакс — от 2001 до 3000 тонн;
      • Фидер — от 1001 до 2000 тонн;
      • Малый фидер — до 1000 тонн;
  • подвидом контейнеровозов являются лихтеровозы — суда для перевозки плавучих контейнеров-барж. Такие баржи грузоподъемностью 250-300 тонн выгружают с судна непосредственно на воду, после чего их отбуксировывают к причалу грузополучателя. В связи с тем, что контейнерные перевозки, особенно выгодные при смешанном сообщении (железная дорога — автомашина — судно), позволяют доставлять груз от отправителя к получателю с минимальными затратами при перегрузках с одного вида транспорта на другой и обеспечивать при этом хорошую сохранность груза. Контейнеровозы получили в последние годы широкое развитие и являются наиболее перспективным типом сухогрузного судна.
  • трейлерные суда — служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа Ро-Ро или Rolker «Ro-Ro» ship). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени — за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.
  • суда для перевозки навалочных грузов или балкеры — предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т.п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.,
  • лесовозы — предназначены для перевозки лесных грузов — круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием — независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес. Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости. Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).,
  • суда для перевозки автомашин, скота.
Читайте также  Чем отличается свободный тестостерон от общего

Чем отличается корабль от лодки: признаки и различия

Традиционно люди рассматривают корабль как большое океанское судно, тогда как лодки сравнительно меньше по размеру. Чтобы понять различия между кораблями и лодками, необходимо принять во внимание ряд аспектов, в том числе и историю кораблей от создания первых, до больших современных. Ниже упоминаются несколько основных аспектов, которые принимаются во внимание, чтобы различать корабль и лодку.

Размер судна

Наиболее важным аспектом, который учитывается при определении разницы между кораблем и лодкой, является размер. Говорят, что лучший способ провести различие между кораблем и лодкой — помнить, что «корабль может нести лодку, но лодка не может нести корабль».

Операционные зоны

Основное различие между кораблем и лодкой заключается в том, где они находятся. Корабли — это суда, которые эксплуатируются в океанических районах и в открытом море. Они, как правило, включают круизные суда, военно — морское судно, танкеры, контейнеровозы, Ролкер суда, океанские и морские лайнеры. Они в основном построены для перевозки грузов / пассажиров через океаны. Лодки, напротив, работают в небольших / ограниченных акваториях и включают в себя паромные и буксирные суда, парусные яхты, байдарки, каноэ, патрульные суда и т. д.

Навигация и технологии

Технологически лодки — это простые суда с менее сложным оборудованием, системами и требованиями к техническому обслуживанию. Поскольку суда должны работать в течение более продолжительного времени и путешествовать через океаны, они укомплектованы пилотным оборудованием, передовой техникой и навигационными системами.

Экипаж судна

Это одно из основных различий между кораблем и лодкой. Корабли огромны по размеру, и поэтому ими управляют профессионально обученные штурманы и инженеры. Корабль требует, чтобы капитан управлял кораблем и направлял команду.

Грузоподъемность

Лодка — это судно небольшого или среднего размера, которое имеет гораздо меньшую грузоподъемность по сравнению с кораблем. Суда специально предназначены для перевозки грузов, пассажиров или лодок, в то время как лодка — это общий термин, используемый для различных водных судов.

Строительство и дизайн

Когда дело доходит до строительства и проектирования, суда представляют собой сложные конструкции, имеющие различные системы машин и аспекты проектирования для обеспечения безопасности и устойчивости судна.

Сила приводящая в движение

Лодка может приводиться в движение парусами, мотором или человеком, в то время как на корабле есть специальные двигатели для их движения. (Корабли также могут приводиться в движение парусами или другими передовыми движительными технологиями).

Несмотря на то, что все суда, работающие в открытом море, называются кораблями, подводные суда категорически называются «лодками». Это происходит главным образом из-за того факта, что в более ранние века подводные суда могли находиться на судах до тех пор, пока они не потребуются для использования в морских операциях.

Использование термина «корабль» или «лодка» также зависит от региона, в котором он используется. Люди из разных стран часто называют рыболовное судно среднего размера кораблём, а паром среднего размера или прогулочное судно — катером. Как можно видеть, люди имеют тенденцию обобщать сосуд на основании его размера.

Мы спросили наших капитанов чем они руководствуются для отличия корабля от лодки и получили несколько довольно интересных комментариев. Самые интересные из них:

  • Во время круиза на лайнере Королева Елизавета 2, девушка пассажир спросила одного из офицеров, когда эта лодка пришвартуется? Молодой офицер ответил. «Мадам, это корабль, а не лодка, лодка — это та, в которую вы попадаете, если этот корабль будет тонуть!»
  • Лучший способ отличать лодку от корабля (не относится к подводным лодкам) — если у судна есть крен на повороте, это лодка. Если судно не наклоняется на повороте, корабль.
  • Когда вы проводите свою жизнь на одном судне, вы можете называть его как хотите. Я служил на флоте 20 лет и всегда говорил, возвращаюсь к лодке, хотя знал, что это корабль.
  • Более 15 лет в морской индустрии, включая работу в море, судостроении и судоремонте, и предлагаю свой комментарий. Да, все выше сказанное верно. Но насколько я понимаю, суть в том, что «корабль несёт лодки, то есть спасательные шлюпки». Если у него нет надлежащей спасательной шлюпки, это не корабль. Заметьте, что и подводная лодка НЕ несет спасательные лодки (шлюпки).

Однако, следует отметить, что разница между кораблем и лодкой зависит от ряда факторов, которые обсуждались выше. А какими вы руководствуетесь отличительными чертами для определения и отличия корабля от лодки? Пишите свои комментарии.

Классификация кораблей

Эту статью пытается создать KOT_ACTPOHOM_B_MOPE. Просьба воздержаться от правок.

Содержание

  • 1 Парусный флот
    • 1.1 Корабль
      • 1.1.1 Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов
      • 1.1.2 Линейный корабль
    • 1.2 Фрегат
    • 1.3 Корвет
    • 1.4 Шнява
    • 1.5 Бриг
    • 1.6 Шлюп
    • 1.7 Шхуна
    • 1.8 Клипер
    • 1.9 Люгер
  • 2 Артиллерийские, торпедные и ракетные винтовые корабли
    • 2.1 Броненосец
      • 2.1.1 Батарейный броненосец
      • 2.1.2 Казематный броненосец
      • 2.1.3 Барбетный броненосец
      • 2.1.4 Башенный броненосец
    • 2.2 Линейный корабль
    • 2.3 Крейсер
      • 2.3.1 Броненосцый крейсер
      • 2.3.2 Бронепалубный крейсер
      • 2.3.3 Лёгкий и Тяжёлый крейсер
      • 2.3.4 Линейный (большой) крейсер
      • 2.3.5 Крейсер ПВО
      • 2.3.6 Ракетный крейсер
        • 2.3.6.1 Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)
    • 2.4 Миноносец
      • 2.4.1 Торпедный катер
      • 2.4.2 Эскадренный миноносец
      • 2.4.3 Эсминец УРО
    • 2.5 Фрегат
    • 2.6 Корвет
    • 2.7 Шлюп
    • 2.8 Катер
  • 3 Авианесущие корабли
  • 4 Подводные корабли
  • 5 Прочие винтовые корабли

Парусный флот

Корабль

Кораблями исторически называли большие военные корабли или вообще все корабли. В настоящее время распространено деление: корабль — военный, судно — гражданское.

Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов

Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению. В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.

Линейный корабль

Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника. Часто имели более сотни орудий.

Фрегат

Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль. Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45). Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.

Корвет

Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий. Обычно использовался для разведки или курьерской службы.

Шнява

Шнявы — сравнительно небольшие двухмачтовые корабли, нёсшие 10-20 орудий. Имели прямые паруса и бушприт, стаксель и кливер. Были растпространены в северных странах в XVII-XIX веках.

Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте

Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.

Так же словом «шлюп» в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.

Читайте также  Чем спящий режим отличается от ждущего в ос windows

Шхуна

Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.

Клипер

Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.

Люгер

Люгеры — небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.

Артиллерийские, торпедные и ракетные винтовые корабли

Броненосец

Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.

Батарейный броненосец

Казематный броненосец

Барбетный броненосец

Башенный броненосец

Линейный корабль

В XX веке линейными кораблями (сокр. линкорами) стали называться бронированные корабли, которые пришли на смену броненосцам. Они были самыми мощными и защищёнными артиллерийскими кораблями за всё время. Отличались от броненосцев тем, что у них был сделан акцент на максимальное использование артиллерии крупного калибра.

Крейсер

Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).

Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю

Броненосцый крейсер

Броненосные крейсера отличаются сравнительно толстым бронированием бортов.

Бронепалубный крейсер

Бронепалубные крейсера отличаются бронированием только бронепалубы и скосов.

Лёгкий и Тяжёлый крейсер

Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.

Линейный (большой) крейсер

Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.

Крейсер ПВО

Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.

Ракетный крейсер

Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.

Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)

Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.

Миноносец

Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды

Торпедный катер

Сверхмалый корабль, вооружённый торпедами

Эскадренный миноносец

Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.

В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.

Эсминец УРО

В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО

Фрегат

Во второй половине XX века в некоторых странах, например США и Великобритании, фрегатами стали называть корабли, ранее называемые эскортными эсминцами и лидерами эсминцев. Позже этим же словом назвали корабли, в том числе с ракетным вооружением (фрегат УРО), уступающие по размерам эсминцам. Водоизмещение порядка 3000-6000 тонн

Корвет

Во второй половине XX века корветами стали называть небольшие корабли, водоизмещением 500-1600 тонн.

В начале XX веке в Англии к шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.

Катер

Катерами традиционно обозначали боевые корабли малого водоизмещения. Может быть гребным, парусным или моторным. В настоящее время в США катерами называют корабли, уступающие по водоизмещению корветам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: