Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями.. Внеурочка, Презентации, 5 класс, Внеурочная деятельность: особенности и отличия от урока
Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

Внеурочная деятельность: особенности и отличия от урока

Внеурочная деятельность — это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность: особенности и отличия от урока»

МБОУ «СКШИ VIIIвида»

Внеурочная деятельность:

особенности и отличия от урока

Ванькова Л.И. учитель русского языка и чтения

Основные отличия занятий внеурочной деятельности от урока

— Индивидуальный выбор направления деятельности. — Частая смена деятельности. — Принцип открытости. — Психологическая атмосфера на занятиях носит неформальный характер. — Групповая работа. — Практическая значимость полученных знаний. — Отсутствие домашнего задания.

Чем внеурочная деятельность отличается от урочной

Внеурочная деятельность –

это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии школьников и формировании ученического коллектива.

Внеурочная деятельность школьников –

это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с АООП образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов и формирования базовых учебных действий.

Главная цель организации внеурочной деятельности в школе:

содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Целями внеурочной деятельности по ФГОС являются:

  • создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
  • создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося,
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
  • развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Сходства и различия, преимущества и недостатки

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

Психологическая и физическая разгрузка ребенка, формирование личностных и предметных результатов ФГОС

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • выбор учениками внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию;
  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума.

Основные направления внеурочной деятельности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • Общекультурное.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательной организацией в базисном учебном плане в части, формируемой участниками образовательного процесса

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • фестивали наук;
  • трудовая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;

Формы организации внеурочной деятельности:

  • олимпиады
  • соревнования
  • поисковые и научные исследования
  • общественно полезные практики.
  • экскурсии
  • кружки
  • секции
  • круглые столы
  • конференции
  • диспуты

Формы внеурочных занятий

  • занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):
  • тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
  • — комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
  • игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).
  • выездные занятия:
  • — экскурсии, поездки;
  • — походы (в том числе культпоходы);
  • — экспедиции;
  • — практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
  • — полевые практики.

Формы расположения мебели в учебном кабинете

Формы расположения мебели в учебном кабинете

Формы расположения мебели в учебном кабинете

Условия эффективности проведения внеурочных занятий

Учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная деятельность в контексте реализации ФГОС общего образования

Учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная деятельность в контексте реализации ФГОС общего образования

Недопонимание термина «внеурочная деятельность» порождает проблемы при реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Основная образовательная программа любого уровня образования в соответствии с требованием федерального государственного стандарта общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с ее типом, видом, целями и задачами, а также запросами всех участников образовательного процесса (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897). Важно понимать, что по целям, задачам и содержанию обучения образовательная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы каждого уровня общего образования делится на учебную и внеучебную.

Учебная (по целям, задачам и содержанию) деятельность по форме организации подразделяется на:

урочную – учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме;

внеурочную – учебные занятия в формах, отличных от классно-урочной, проводимые в рамках учебного плана по предметным областям, по программе формирования и развития универсальных учебных действий, программе коррекционной работы, программе формирования ИКТ-компетенций, программе учебно-исследовательской и проектной деятельности, другим подпрограммам основной образовательной программы общего образования; научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т. д.

Внеучебная (по содержанию) деятельность по форме организации является внеурочной деятельностью, осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезных практик, социальных практик, художественных студий, спортивных клубов и секций, юношеских организаций, краеведческой работы, военно-патриотических объединений и т. д.).

На каждом уровне общего образования предлагается свой вариант использования часов внеурочной деятельности: для начального и среднего (полного) образования определена максимально возможная нагрузка обучающихся – до 1350 и до 700 ч соответственно; для основного общего образования образовательная организация самостоятельно определяет такой объем. Как правило, общий объем распределяется по годам и неделям (например, на уровне начального общего образования – до 10 ч в неделю), при этом отсутствие минимальной границы нагрузки обусловливает вариативность подходов к решению задачи внеурочной деятельности.

Читайте также  Основные отличия и сходства между природным газом и пропаном

Внеурочные занятия должны отличаться от урочных по ряду существенных признаков:

существенный акцент на формирование метапредметных и личностных результатов;

практико-деятельностная основа внеурочных занятий;

выбор учащимися видов деятельности в рамках внеурочных занятий;

свободное передвижение по кабинету (местности), в котором проводится внеурочное занятие;

отсутствие отметочной формы оценивания, накопление портфолио достижений;

проектная организация взаимодействия в ходе внеурочного занятия;

выполнение педагогом иных функций: тьютора, фасилитатора, навигатора, руководителя проекта.

Проведение таких внеурочных занятий будет обеспечивать снижение общей перегрузки обучающихся, т. к. одним из педагогических рисков в работе по ФГОС общего образования является перегрузка учащихся. Причина ее – проведение внеурочных занятий в той же форме, что и классно-урочных. Учащиеся сидят за теми же партами, где 20–30 мин назад проходил урок, на внеурочных занятиях используются те же самые формы и методические приемы организации учебного процесса. Родители обучающихся называют подобные внеурочные занятия «второй сменой».

Для реализации программы курсов внеурочных занятий предполагается как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (аудиторных, внеаудиторных), так и возможность организации занятий крупными блоками (походы, экспедиции, экскурсии, коллективно-творческие дела и т. д.). Возможно использование части часов внеурочной деятельности в период каникул – для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Карта реализации разделов основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность

Урочная, внеурочная, внеклассное, дополнительное образование. В чём разница?

Урочная, внеурочная, внеклассное, дополнительное образование. В чём разница? В форме таблицы показаны

Деятельность

Время и место

Результат

Род деятельности

Реализация деятельности

Содержимое разработки

Деятельность

Время и место

Род деятельности

Реализация деятельности

основная обязательная часть общеобразовательной программы.

Учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме занятия включены в школьное, классное расписание в определенное время

Направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ

Занятия проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам.

Четкое планирование организации учебно-воспитательной работы в рабочей программе, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

В З А И М О С В Я З Ь

неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.

Направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ

Активность и самостояте-сть обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, подлежит аккредитации.

организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время

собрания, линейки, митинги, классные часы, заседания, органы самоуправления, стенгазеты, экскурсии, походы, фестивали, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки, утренники, вчера, капустники, посиделки, концерты.

формирование познавательного интереса к предмету;

связывание школьного предмета с жизнью;

развитие способностей учащихся;

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся.
— Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся.
— Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.
— Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения

Рабочей программы не имеет.

Деятельность внеклассных мероприятий прописывается в воспитательной программе классного руководителя

Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Закона об

Организация свободного времени ребенка и взрослых (п.2 ст. 75 закон об образовании РФ) является добровольным.

Обеспечение адаптации участников образования к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности (ст.75 Закон об образовании в РФ).

Исследовательский, творческий характер. А также предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией самостоятельно (общеразвивающие и предпрофессиональные). П.2 ст.75 закон об образовании в РФ.

Программы не проходят аккредитации.

Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

Связь урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы

Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, которая в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Предметная внеурочная деятельность. Каковы же её преимущества?
Во-первых, снимается полностью проблема психологической зависимости от оценки. Ведь во время работы не на уроке отметок нет. А постановка определенных интересных для обучающихся проблем приводит к результативному сотрудничеству учащихся с учителем и товарищами. Коллеги по предметному кружку, решающие проблемные ситуации, которые вытекают из содержания занятия, самостоятельно активизируются в поиске решения. А отсюда и повышается интерес не только к изучению языка, но и интерес к обучению в целом. Решается, таким образом, проблема мотивации.

Во-вторых, тематика внеурочных кружковых занятий, выходящая за рамки программного материала, нацеливает обучающихся на минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

И в-третьих, формы таких занятий можно менять бесконечно (занятие-игра, коллективная деятельность, занятие — семинар, занятие — исследование, практическое занятие, театрализованное представление, занимательная викторина, игра — соревнование, экскурсия и т. д.). Такие занятия предполагают сами по себе неофициальную обстановку, а значит создание ситуации сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, атмосферы увлеченности общим делом.

И наконец, в-четвертых, именно во внеурочной деятельности реализуется основой принцип ФГОС: «Учись сам добывать знания!» Каждое занятие — это небольшая исследовательская деятельность школьников. А итоговое занятие — это своего рода демонстрация результата, а значит защита всех «открытий», сделанных учащимися.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Вот некоторые приемы, позволяющие связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. Эти приемы я использую в своей внеурочной деятельности. Веду предметный кружок «Тайны русского языка».
— Это задания творческого типа, которые задаются в качестве альтернативного домашнего задания: составь кроссворд по теме; нарисуй, как ты понимаешь фразеологизм; изобрази словообразовательную цепочку в виде дерева; нарисуй, как появилось слово в русском языке; придумай рассказ о том, как в русский язык попали слова…; сочини сказку «В стране Лексика» и т.д., ( для 5-6 кл.) и ребята начинают работать с воодушевлением, азартом, а главное – задание выполняется в большинстве случаев правильно, даже слабыми учениками

Читайте также  Чем отличается бязь от хлопка: особенности и отличия

— Инсерт — (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся (для 7-9 кл.). Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки. V-уже знал, + -новое, (-) — думал иначе или не знал, ? — не понял, есть вопросы. К этому заданию дети относятся очень серьезно.

— Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. — посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи; — вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»); — по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

— Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

* На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
* На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
* На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
* На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
* Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Пример синквейна:
русский язык
живой, удивительный
учит, объясняет, творит
Берегите наш родной язык!
познание

И еще один очень важный момент в моей работе: обязательно на уроках или после них устраиваем выставки работ, конкурсы «Что бы это значило?», разгадываем кроссворды, читаем придуманные сказки. Надо находить на это время. Я считаю, что это важно. Один ребенок сможет гордиться личным успехом, другой – получит необходимый опыт, посмотрев на работы других, третий осознает, что был неправ к самому себе, не сделав задание.

Пожалуй, это самые простые в исполнении творческие задачи, требующие минимум усилий от педагога. Однако, по моему убеждению, все должно находиться в развитии, и творческая деятельность тоже. Так, от простого к более сложным творческим формам.

В данном случае можно говорить о связи урочной и внеурочной деятельности. На этом этапе творческого развития школьник реализует себя во взаимосвязи ученик-коллектив.

В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы:
— Принцип связи с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеурочной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.

— Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.

— Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых учеников. Внеурочная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников.

— Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеурочной деятельности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.

— Принцип разнообразия форм и видов внеурочной работы. Интерес к работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды, тем устойчивее интерес к ней.

— Принцип взаимосвязи отдельных видов внеурочной деятельности. При соблюдении этого принципа создается общая система работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

— Принцип добровольности. Участие школьников должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить мероприятия увлекательно, живо, интересно.

— Принцип массовости. Желательно привлекать как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеурочной деятельности.

Одним из важных дидактических средств продуктивной организации в деятельности предметного кружка «Тайны русского языка» является работа с текстом.

В программу я включила задания «Работа с готовыми текстами рекламы» и «Составление рекламных текстов самими учащимися». В современном мире реклама стала одним из распространенных средств информационного обмена. Я думаю, что это отличный учебный материал, так как он развивает у учащихся личностные качества, формирует положительную мотивацию к учебному предмету, раскрывает творческое и креативное мышление.

Если правильно рекламировать, то можно продать даже самый неходовой товар, только надо правильно составить рекламный текст. Учащиеся с большим удовольствием этим занимаются.

Задания такого типа помогают мне эффективно реализовать формирование метапредметных способов организации работы в классе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В заключении хочу сказать, что хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, помогает повышать речевую культуру школьников, все это дает обучающимся возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации.

Внеурочная деятельность в школе

Внеурочная деятельность в школе

Среди родителей школьников часто можно услышать: «Смысл этой внеурочки? Динамическая пауза. Да лучше бы домой раньше отпускали!» или наоборот: «У нас столько занятий внеурочных! Так много нового ребенок узнал!». Так что же такое внеурочная деятельность в школе? Нужна ли она и можно ли от нее отказаться?

Читайте также  Чем отличается спиннинг от удочки и что лучше?

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая проходит в форме, отличной от урока, и подразумевает более глубокое освоение школьных предметов.

Что такое внеурочная деятельность и законна ли она

Согласно ФГОС основное образование состоит из урочной и внеурочной деятельности. Существуют два плана: учебный и внеурочной деятельности. Т.е., внеурочная деятельность определена Федеральным законом и стоит наряду с основными уроками. Действующим СанПин указывается, что « внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений ». Значит, внеурочку ребенок может посещать при желании, настаивать на этом учитель не должен. Кроме того, ФГОС установлено количество часов, отведенных на внеурочную деятельность: для начальной школы – 1350 часов за все 4 года; для средней школы – 1750 за 5 лет. При этом в неделю должно быть не больше 10 часов внеурочки.

Формы внеурочной деятельности могут быть абсолютно разными: кружки по интересам (художественный, спортивный, музыкальный, краеведческий, технический), школьные секции и клубы (спортивные, научные), конференции, исследования. Помимо этого, во внеурочные часы можно проводить экскурсии, походы, посещения музеев, театров, устраивать различные соревнования и мероприятия, посвященные праздникам.

Задачи внеурочной деятельности:

— организация досуга учащихся;

— общение ребёнка не только с одноклассниками, но и другими учащимися;

— возможность посещения детьми секций на бесплатной основе.

Зачем нужна внеурочная деятельность в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе предназначена для скорейшей адаптации младшеклассников к учебе. Задачи внеурочной деятельности:

Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.

Включать учащихся в разностороннюю деятельность.

Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.

Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

Создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

Углублять содержание, формы и методы занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Формы и направления внеурочной деятельности, необходимые для начальной школы:

1. Спортивное. Нужно для укрепления здоровья школьников. Это соревнования, состязания, «веселые старты» и т.д.

2. Военно-патриотическое. Необходимо для укрепления патриотического духа ребенка. Это встречи и беседы с ветеранами, рассказы об истории нашей родины, войне, посещение военно-исторических мероприятий, выставок, музеев.

3. Социальное и духовное. Воспитание в детях морально-нравственных качеств, осознание ими своей роли в семье и обществе. Это спектакли об одобряемых и неприемлемых формах поведения, чтение рассказов и просмотр фильмов на эту тему, встречи с волонтерами и участие в волонтерских организациях, посещение выставок, походы

4. Культурное. Знакомство с культурным наследием страны, с нашим краем. Это экскурсии по родному краю, краеведческие музеи, кружки прикладного искусства (художественная роспись, гончарное мастерство, вышивание, вязание).

5. Интеллектуальное. Глубокое освоение уже полученных знаний. Это олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы.

Обязательно ли посещать внеурочные занятия?

Долгое время считалось, что ходить на «внеурочку» можно по желанию:

  • организация внеурочной деятельности на добровольной основе прямо предусмотрена упомянутым СанПиНом, а школы обязаны соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ » О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании));
  • внеурочная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений прямо предусмотрена соответствующими ФГОС (которые, кстати, дополнительно увязывают организацию урочной и внеурочной деятельности с соответствием санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам);
  • образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части), при этом Закон об образовании обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), о посещении занятий из плана внеурочной деятельности Закон об образовании ничего не говорит.

Однако Минобрнауки России еще прошлым летом разослало методические рекомендации, в которых прямо и недвусмысленно сказано: «участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным».

Теперь – уже новое министерство – представило правовое обоснование указанному тезису: посещать «внеурочку» нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а ст. 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям. (Источник)

Итак, самое главное – внеурочная деятельность действительно является обязательной частью учебного процесса. Направлена она на всестороннее развитие детей.

В целом внеурочная деятельность — это интересные, необычные занятия, очень отличающиеся от уроков. Поэтому плюсы, конечно, имеются. Во-первых, ребенок быстрее адаптируется к учебе, привыкнет общаться с другими детьми в свободной форме. Во-вторых, различные кружки и секции могут помочь ученику открыть в себе талант и решить, что для него интереснее, а может, и помочь в выборе будущей профессии. В-третьих, детский коллектив, совместная игра, общие интересы, походы и мероприятия – лучшая школа жизни для ребенка и та пресловутая социализация, в том числе ради которой мы и водим детей в школу.

И еще: в «Издательстве Кузнецовой» вышла тетрадь для внеурочной деятельности «ТЕАТР. 2 класс», посвященная знакомству с работой актёра и режиссера в театре. С тетрадью можно заниматься не только в школе, но и дома — увлеченным родителям с детьми. Посмотреть её и купить можно здесь.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: