Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

Чем отличается словосочетание от слова и предложения? При изучении языка возникает вопрос, а что такое слово, словосочетание и предложение. Как научится разбираться в этих понятиях и не

Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

При изучении языка возникает вопрос, а что такое слово, словосочетание и предложение. Как научится разбираться в этих понятиях и не путать при использовании на письме и в устной речи. Для того чтоб выявить разницу между словом, предложение и словосочетанием необходимо дать определение каждому из понятий.

Определение понятие — слово

Слово – это основная синтаксическая единица языка, которая служит для именования предметов, их свойств, признаков и так далее. Без слова не было бы языка, изначально человечеством создавались звуки, которые впоследствии складывались в слова. Слово необходимо как для устного общения, так и для передачи данных. Слово как единица может нести смысл, а может являться вспомогательной частью речи, как например предлоги и союзы.

Определение понятия – предложение

Предложение – это конструкция из одного, двух и более слов, несущая грамматическую и синтаксическую и смысловую законченность. Предложение создается из слов и словосочетаний. На письме предложение обязательно заканчивается знаком препинания, но только не запятой.

Примеры предложений (сложносочиненных)

Определение понятия – словосочетание

И наконец, словосочетание – это синтаксическая конструктивная группа двух или более слов, связанных между собой подчинительной связью. Словосочетание может содержаться в предложении, но не может быть предложением.

В чем отличие слова от словосочетания

В чем же разница между словосочетанием и словом. Как уже говорилось выше словосочетание это два или более связанных слова, значит, просто слово не может быть словосочетанием. Слово основа всего, но оно не может передавать всей информации, как например предложение или словосочетание. Например, слово «яблоко» это определение предмета, можно произнеся его понять, о чем речь. А вот словосочетание «красное яблоко» уже говорит не только о самом предмете, но и о его свойстве.

Хотя слово «красное» тоже является просто словом, обозначающим признак предмета. Словосочетание не может состоять только из одного слова, это обязательно два или более слова связанных между собой.

В чем отличие словосочетания и предложения

Словосочетание и предложение отличаются тем, что предложение – это законченная мысль, которую невозможно продолжить. И хотя предложение может состоять всего из одного слова, как например классическое «Вечерело», оно является законченным, по этому предложению можно понять о происходящем действии и событии. Продолжить или связать такое предложение нет смысла. Однако предложение, состоящее из нескольких связанных по смыслу между собой слов, может содержать в себе несколько словосочетаний.

Так, например, в предложении «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе» содержится несколько словосочетаний: «осенняя погода, стояла на дворе, стояла долго», но основа предложения не является словосочетанием: «погода стояла». Предложение еще и в отличие от слова и словосочетания имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. В словосочетании такую связку найти невозможно.

В отличие от предложения, которое имеет грамматическую основу, словосочетание, включенное в предложение, является дополнением, определением или обстоятельством.

Разбор письменной речи и определение предложений, слов и словосочетаний

При разборе на письме словоформы и определения к слову, словосочетанию или предложению оно относиться следует действовать по плану, отвечая на вопросы:

  • Сколько грамматических единиц в словоформе содержится.
  • Как связаны между собой слова, если их несколько.
  • На какие вопросы отвечают.
  • Каким знаком препинания заканчиваются.
  • Какие определения несут.

Изучение слова, словосочетания и предложения как грамматических основ текста проходит на уроках русского языка в младших классах. Ведь необходимо изначально знать различие таких понятий, как слово, словосочетание и предложение и не путать их между собой. И если различия между словом и словосочетанием очевидны, то в паре словосочетание и предложение часто происходит замешательство. Главное правило отличия этих двух понятий. Предложение имеет законченный смысл и на письме заканчивается точкой, восклицательным или вопросительным знаком и никак иначе.

Знание русского языка, как впрочем, и любого другого языка начинается с изучения слов, и умения складывать их в предложения используя словосочетания и слова вспомогательного характера. Всему этому помогает умение различать основные понятия, такие как слово, словосочетание и предложение. Изучение языка трудная работа, но дает умение красиво выражать свои мысли.

Словосочетания — это смысловые конструкции русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком базовом понятии в русском языке, как словосочетание.

Казалось бы, все интуитивно понимают, о чем идет речь, но есть масса моментов, которые требуют разъяснения.

Что такое словосочетание

Словосочетание – это два или больше слов, которые связаны между собой по смыслу или грамматически, а часто и так и так.

Сразу скажем, что без словосочетаний просто не обойтись в повседневной жизни.

С их помощью мы акцентируем внимание на различных деталях и обстоятельствах.

Например, можно сказать ЭТА КАРТИНА или ЭТА КРАСИВАЯ КАРТИНА. В первом случае, это просто констатация факта, а во втором показано отношение конкретного человека, его оценка увиденного. Или, например, ПОШЛИ и ПОШЛИ ДОМОЙ. В первом случае это просто глагол, который несет в себе мало информации. А во втором – указание конкретной цели.

В чем отличие предложения от словосочетания

Предложение тоже состоит из ряда слов (иногда даже из одного), но представляет из себя законченную и оформленную мысль.

А вот словосочетание не выражает законченной мысли или какой-либо интонации. Хотя именно из них строятся предложения. Они как бы представляют из себя синтаксические единицы разного уровня.

Словосочетание — это самая малая синтаксическая единицу, которая передает некоторую информацию, но при этом не является отдельным суждением или завершенным сообщением.

А вот предложение – это уже языковая единица, которой свойственна смысловая и интонационная завершенность.

Предложение, в отличие от словосочетания, не просто информирует, а служит для выражения целостной мысли, побуждения к действию, формулировки вопроса, передачи эмоций.

Если говорить абстрактно, то словосочетание — это материалы для ремонта (обои, краска, паркет), а предложение — это отдельный уже законченный и оформленный в единое целое участок ремонтируемой площади (например, одна из отремонтированных комнат).

Виды словосочетаний и их примеры

Словосочетания бывают двух видов:

  1. сочинительные
  2. подчинительные

Подчинительные наиболее распространены. Они отличаются тем, что есть главное слово и зависимое/зависимые. Например:

ЗИМНЯЯ СТУЖА
ЛЕТИТ К ОБЛАКАМ
СИДИТ РОВНО
СВЕТИТ ЗА ОКНОМ
РИСОВАТЬ КАРТИНУ

В таких словосочетаниях всегда можно задать простой вопрос от главного слова к зависимому. Как в популярной телепередаче – «Что? Где? Когда?». Ну а также – «Какой? Сколько? Как?» и так далее.

СТУЖА (какая?) ЗИМНЯЯ
ЛЕТИТ (куда?) К ОБЛАКАМ
СИДИТ (как?) РОВНО
СВЕТИТ (где?) ЗА ОКНОМ
РИСОВАТЬ (что?) КАРТИНУ

И вот именно по этому принципу можно отличить словосочетания от простой пары слов. Так, МАЛЬЧИК ПИШЕТ, КОШКА ИГРАЕТ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ и тому подобное не являются словосочетаниями, так как тут нет простых вопросов («Что делает?» и «Что сделает?» к таковым не относятся).

Читайте также  Чем отличаются ложные опята от съедобных

А вот сочинительные словосочетания – это очень малочисленная группа. К ней относятся фразы, в которых нет главного слова и зависимого. Все слова равны. Чаще всего они соединяются различными союзами:

ВОЙНА И МИР
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
НЕ БЕЖИТ, А НЕСЕТСЯ
МАЛЕНЬКИЙ, НО ТЯЖЕЛЫЙ

Интересная особенность, что сочинительные словосочетания крайне редко используются нами в повседневной жизни. Но зато их часто можно встретить на страницах книг.

Типы словосочетаний на примерах

Также все словосочетания можно разделить по тому, из каких частей речи они состоят.

Например, главное слово – существительное, а зависимое – это прилагательное. Это, пожалуй, самый распространенный вариант. Проверочный вопрос в этом случае «Какой?» и все его разновидности.

КРАСИВЫЙ КОСТЮМ
ЛЮБИМАЯ СКАЗКА
КЛУБНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
ОСТРАЯ БОЛЬ

Другой вариант словосочетаний с существительным в главной роли, это когда зависимое слово также является существительным. Связывающие вопросы в этом случае – «Куда?», «Где?», «Чей?», «Для чего?». И очень часто для соединения слов используются предлоги.

ПОХОД В ГОРЫ
ОТДЫХ НА МОРЕ
КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС
ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА

Не менее распространены словосочетания, в которых глагол является главным словом, а зависимым становится существительное. Такая конструкция обозначает действие над каким-либо предметом. И отвечает на вопросы «Кто? Что? Кого? Чего?».

ИСКУПАТЬ РЕБЕНКА
УБРАТЬ МУСОР
ОПЛАТИТЬ СЧЕТ
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО

А есть разновидность существительных, в которых вместе с главным глаголом используются зависимые наречия. Проверочный вопрос – «Как?».

БЕЖАТЬ БЫСТРО
ОТВЕТИТЬ ГРУБО
ВСТАВАТЬ РАНО
СДЕЛАТЬ НАЗЛО

Также словосочетания могут быть:

  1. Количественные – в роли главного слова выступает числительное. ТРИ ТОПОЛЯ, ПЕРВЫЙ ГЕРОЙ;
  2. Местоименные – местоимения является главным словом. НЕКТО НОВЫЙ.
  3. Наречные – местоимение (что это?) в качестве главного слова. ОСОБО ОПАСЕН, ДАЛЕКО ОТ ДОМА.

Виды связи слов в словосочетании

Еще одна важная характеристика словосочетаний – как связаны между собой главное слово и второстепенные. Тут выделяют всего три разновидности:

  1. согласование;
  2. управление;
  3. примыкание.

Согласование – это когда основное слово диктует второстепенным, в каком роде, падеже или числе они должны употребляться. Соответственно, если меняется одно слово, тут же под него подстраивается и другое. Причем главное слово – это всегда существительное, а вот зависимым могут быть разные части речи.

ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА — ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ — ИНТЕРЕСНЫМИ КНИГАМИ
ДВЕ ТЕТРАДИ – ДВУМЯ ТЕТРАДЯМИ

Управление – тип связи словосочетаний, в которых падеж зависимого слова не зависит от главного. И даже если основное слово изменится, второстепенное останется таким же, какое оно есть. В данном случае главное слово – это глагол, прилагательное или существительное, а зависимое – чаще всего существительное.

ПАСПОРТ ДРУГА – ПАСПОРТА ДРУГА – В ПАСПОРТЕ ДРУГА
ПЕРЕДАТЬ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАЛ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАДУТ ПОСЫЛКУ
УТОМЛЕННЫЙ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННАЯ СОЛНЦЕМ

И наконец, примыкание – это тип словосочетаний, в которых слова связаны преимущественно не лексически, а по смыслу. Главные слова чаще всего глаголы и существительные, а второстепенные – наречия и деепричастия (что это?). Отличительная особенность – зависимые слова остаются всегда неизменными.

БЕЖАТЬ НЕ СПЕША – БЕЖАЛИ НЕ СПЕША – УБЕЖАЛ НЕ СПЕША
УШЕЛ, НЕ ПРОЩАЯСЬ – УЙДЕТ, НЕ ПРОЩАСЬ – УХОДИТ, НЕ ПРОЩАЯСЬ

Как распознать словосочетания в предложении

Почти любое предложение – это набор самых разных словосочетаний. На уроках русского языка в 3-м классе, когда и проходят эти базовые понятия, школьников часто просят произвести синтаксический разбор какого-нибудь предложения. Сделаем это и мы.

Возьмем для примера фразу:

В СТЕННОМ ШКАФУ НА ВЕРХНЕЙ ПОЛКЕ ЛЕЖАЛИ ВАЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.

При разборе этого предложения сразу исключим грамматическую основу – «Документы и канцтовары лежали». Эти слова являются подлежащим и сказуемым, но не является словосочетанием.

В вот теперь перечислим все словосочетания, которые здесь используются:

В ШКАФУ (каком?) СТЕННОМ
ЛЕЖАЛИ (где?) В ШКАФУ и ЛЕЖАЛИ (где?) НА ПОЛКЕ
НА ПОЛКЕ (какой?) ВЕРХНЕЙ
ДОКУМЕНТЫ (какие?) ВАЖНЫЕ

И тут же есть редкое сочинительное словосочетание – ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.

Вот собственно и все, что нужно знать о словосочетаниях. До встречи на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

В широком смысле — логически связанная цепочка слов. В отличие от предложения, которое обязательно содержит знаки препинания.

Чем словосочетание отличается от слова
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СЛОВА». 3 класс. Умк «Школа России».

Скачать:

Вложение Размер
itogovaya_rab._makarova.pptx 2.25 МБ
makarova_o.v._itogovaya_rabota.docx 34.88 КБ
slovosochetanieislovo.docx 556.07 КБ
kartochki.docx 15.86 КБ
urok_att._slovosochetanie_i_slovo.pptx 522.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Разработка урока по русскому языку «Чем словосочетание отличается от слова» Работу выполнила ФИО: Макарова Ольга Владимировна Место работы: МО г.Серпухов МОУ СОШ №12 с углублённым изучением отдельных предметов «Центр образования» Должность: учитель начальных классов

Возраст обучающихся: 3 класс Образовательная система «Школа России» Авторы учебника В.П. Канакина , В.Г. Горецкий Тип урока изучение нового материала Цель урока: формировать умение различать слово и словосочетание Проблемы, решаемые обучающимися Чем словосочетание отличается от слова

Планируемые результаты: Предметные: сформировать представление о том, что слово называет предмет, а словосочетание более точно описывает предмет, признак предмета, состояние предмета, действие предмета; что в словосочетании слова связаны по смыслу, связь устанавливается при помощи вопросов. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, опираться на выделенные ориентиры работы, удерживать внимание при решении учебных задач, умение сравнивать с эталоном. Познавательные УУД: выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником; поиск и выделение словосочетаний, определение в словосочетании главного слова и зависимого, осознанное построение речевого высказывания в письменной и устной форме; построение логической цепочки рассуждений, анализ предложений и выделение в них главных членов, умение выдвигать гипотезу и делать выводы.

Оборудование: мультимедиапроектор , экран или интерактивная доска, компьютер, документ-камера, ноутбуки у учащихся, учебник, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной , презентация, карточки, разноуровневые карточки.

1.Гимнастика Мозга : потирание ладошек; массаж ушных раковин; выполнение «ленивых восьмёрок» в одном направлении; выполнение «ленивых восьмёрок» во встречном направлении. 2.Чистописание Посмотрите на экран. Прочитатйте буквы, написание которых мы сегодня повторим? -Что объединяет эти буквы? (обозначают гласные звуки) Пропишите целую строку. -Из предложенных гласных букв выделите лишнюю. (у). -Объясните выбор? ( в безударных слогах буквы о а и е я требуют проверки) -Как проверить безударную гласную в корне. -Что делать, если безударную гласную в корне проверить нельзя? (запомнить написание слова, обратиться к словарю) 3 . Поработаем над такими словами. Следующий этап — с ловарная работа. Откройте ноутбуки. Вставьте пропущенные буквы. Встаньте пары, которые выполнили работу безошибочно. Молодцы, вы хорошо потрудились. Закройте ноутбуки. — Подумайте, какой общей темой были объединены эти слова? -Для чего нужны слова? (Слова называют предмет, признак предмета, состояние, действие) Объясните лексическое значение слова «пенал». — Что такое лексическое значение? Мотивационно-проблемный этап

У вас на столах конверты, откройте их и извлеките 6 карточек. Прочитайте записи : Разделите записи на две группы. Проверка: — Как вы классифицировали записи? (слова и словосочетания) — Попробуйте сформулировать тему урока. Проверьте свои гипотезы по учебнику с.47. Определите цели урока. — Что вы знаете о словосочетании? (слова, связанные по смыслу, состоят из главного и зависимого слов) Работа по учебнику с.47, упр. 79 . Прочитайте (вслух ученик). Рассмотрите рисунки. Прочитайте первую запись. — Что более точно называет предмет? Прочитайте вторую запись. — Что более точно называет предмет? Прочитайте третью запись. — Что более точно называет предмет? Давайте сделаем вывод : Чем словосочетание отличается от слова? Сравните свои предположения с информацией в учебнике, прочитайте, на что надо обратить внимание. — Что такое словосочетание? — Что может назвать словосочетание? -Что отличает словосочетание от слова ? Проведение физминутки .

-Достаточно ли мы поработали над материалом на уроке? Работа по учебнику с.47, упр. 80 . Прочитайте. Что написано? (слова и словосочетания) -Что более точно помогает представить предмет? ( словосоч .) Прочитайте второе задание. Выполните задание самостоятельно. Фронтальная проверка с использованием документ-камеры . (Называет словосочетания один ученик) -Обоснуй свой выбор. Наводящие вопросы: -Как отличил слово от словосочетания? -Как устанавливается связь слов в словосочетании? Проверяем орфографию (выборочно у класса ) Деятельностный этап

Контрольный этап -Где мы можем встретить словосочетания? (в предложениях) Прочитайте запись: кленовые , на, падают, листья, землю -Что вы прочитали? (слова) -Почему эту запись нельзя назвать предложением? -Что надо сделать, чтобы понять, о чем идет речь? Переставьте слова местами. Кленовые листья падают на землю. Запишите получившееся предложение. Дайте характеристику предложения. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Выполним разбор предложения по членам . — Как не допустить ошибку при разборе? (обратиться к памяткам учебника с.144, №2) Выполнение разбора предложения по членам. Выпишите словосочетания, обозначьте главное слово, укажите связь слов словосочетании.

Рефлективный этап Перед вами цветные карточки. Выполните задания на карточках. Фронтальная проверка. Проверяем задание на розовой карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом. Проверяем задание на жёлтой карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом. Проверяем задание на зелёной карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом. Оцените свою работу на полях. У кого всё получилось, и кому было всё понятно, нарисуйте в своих тетрадях на полях желтый смайлик. Кто не совсем разобрался с учебным материалом, нарисуйте зелёный смайлик. Кому было трудно, нарисуйте красный смайлик. Не огорчайтесь. В следующий раз у вас всё получится.

Коррекционный этап — Над какой темой сегодня работали? — Какая была цель урока? — Достигли ли вы цели? Найдите упражнение 64 в рабочей тетради. — Расскажите, как вы его будете выполнять? Какие знания вам будут нужны, чтобы выполнить его ? Выполните его самостоятельно дома.

Список литературы 1.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. — М.: ВАКО, 2013. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2013. 3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку 1-4 классы. Астрель , 2013 г. 4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Полный курс русского языка. Все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 3 класс. АСТ, 2013.

Слово в языке и речи. Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова

1.дать понятие словосочетание; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить знание о простом и сложном предложении;развивать устную и письменную речь

2.научить отличать словосочетание от слова

3.сформировать умения вычленять словосочетание из предложения

4.находить главное и зависимое слово

5.учить выделять словосочетание в предложении

Просмотр содержимого документа
«Слово в языке и речи. Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова »

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА-САД»№15

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Русский язык

Слово в языке и речи.

Слово и словосочетание.

Чем словосочетание отличается от слова

Учитель Шишкова

Валентина Егоровна

г. Симферополь 2014

дать понятие словосочетания;

научить отличать словосочетания от слова;

сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;

находить главное и зависимое слово;

учить выделять словосочетания в предложении;

развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;

закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах;

развивать память, внимание, мышление учащихся;

развивать устную и письменную речь;

воспитывать положительную мотивацию к учению.

Чистописание

Чего нет в России

Найдётся в Москве.

Нет в Петербурге

А видно в Неве? (буква В)

-Прописать букву В в соединении с в.

2. Словарная работа

Вокруг носа вьётся,

А в руки не даётся. (Ветер)

-Разделить слово ветер на слоги, поставить ударение, выделить безударную гласную. Записать слово, поставить ударение, выделить безударную гласную.

(Учитель читает стихотворение со словарным словом ветер)

И весел звучный лес,

И ветер меж берёз

Уж веет ласково,

Роняют тихий дождь

Своих алмазных слёз

И улыбаются сквозь слёзы.

(Учащиеся читают стихотворения со словарными словами, ранее изученными)

1.Что один не сделает

Сделаем вместе.

Работа всякого

2.Обязан каждый ученик

Держать в порядке свой дневник.

Что задано учителем.

3.Что мы сажаем, сажая леса?

Лететь в небеса.

Стол, за которым

Ты будешь писать

Пенал и тетрадь.

4.Продавцу ответил жёлудь

Шёл сюда путём тяжёлым:

Две канавы, три ручья

Перепрыгнул нынче я.

3.Повторение изученного материала.

Несколько человек работают на карточках

Карточки. Списать, вставив пропущенные буквы.

Льдом нап..лнился л..дник. См..трю – а во льду чудо! В серё..ке куска – ры..ка! Мален..кий кара..ь пёры..ки расправил, гла..ками смотрит, чешуёй бл..стит.

Остальные учащиеся записывают словарные слова, отгадав загадки.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. Морковь

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. Капуста

В землю вросло. Свёкла

4.Голова на ножке,

В голове горошки. Горох

Луку брат. Чеснок

6.На грядке длинный и зелёный

А в кадке жёлтый и солёный. Огурец

7.Как на нашей грядке

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

К осени краснеют. Помидор

8. Записать слово обобщение. Овощи

9. Круглое, румяное

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. Яблоко

10.Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.

Попадался на зубок.

Расколоться всё не мог,

А потом под молоток,

Хрустнул раз — и треснул бок. Орех

(После записи слов – проверка. Остальные учащиеся выполняют задание, которое написано на доске)

На доске. Вставить безударную гласную.

М..лчать, уд..влять, гр..знуля, г..рчица, сл..зинка, скр..пучий.

4. Изучение нового материала.

-Составить предложение со словом ветер.

— Записать одно предложение, подчеркнуть грамматическую основу предложения, выписать слова парами. (презентация)

5.Работа с учебником.

1.страница 35, правило.

Что такое словосочетание?

Главное и зависимое слово в словосочетании

Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания

2. страница 35, упражнение 57

6. Домашнее задание.

1.страница 36, упражнение 60. Выполнить задание.

Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением.

Тема: «Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением»

Показать различия между словосочетанием, словом и предложением

Закреплять умение находить словосочетания в составе предложения

Отрабатывать навык распространения предложения

Регулятивные УУД

Определять цель деятельности на уроке.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из разных источников

Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать предложенные тематические ситуации.

Строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

Делать выводы на основе полученных знаний и личностного опыта.

Обобщать и классифицировать.

Коммуникативные УУД

C лушать собеседника и вести диалог.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формулировать и аргументировать свою позицию.

Признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Осуществлять само- и взаимоконтроль в совместной деятельности.

Личностные действия

Формирование системы нравственных ценностей (уважение, любовь, понимание)

Предметные умения

Выявить различия между словом, словосочетанием и предложением

Уметь выделять словосочетания в составе предложения

Отработать навык распространения предложения

Организация пространства:

Дети сидят в парах, объединяясь в группы по 3-4 человека на конкретные задания

Оборудование:

1) Компьютер, проектор, экран

2) Презентация по теме урока;

песня «Всё она», на стихи И.Косякова, музыку Н.Тимофеева

3) Учебники, рабочие тетради

5) Листы с заданием

6) Оценочные листы.

Ребята к нам на урок пришли гости. Давайте, поприветствуем их.

II . Самоопределение к деятельности

Кто вас дети больше любит,

кто вас нежно так голубит,

кто заботиться о вас,

не смыкая ночью глаз? (мама)

Запишите полученный ответ. Какую единицу языка вы записали ? (слово)

— Подберите прилагательные к слову«мама» .

— Что вы составили? (словосочетания)

-Определите тему урока (Словосочетание)

Сформулируйте задачи урока.

(1. показать различия между словосочетанием, словом и предложением

2. закреплять умение находить словосочетания в составе предложения

3. отрабатывать навык распространения предложения)

— Что такое словосочетание? (это соединение двух или более слов, связанных по смыслу.

В словосочетании всегда есть главное слово и зависимое.

От главного слова к зависимому слову можно поставить вопрос) (стр.78)

— Чем словосочетание отличается от слова?

( более точно называет предмет, его действия или признаки)

Говоря о словосочетании, мы говорим о смысловой и грамматической связях

Смысловая связь устанавливается по вопросам,

грамматическая выражается с помощью окончания или предлога и окончания

-Раскройте лексическое значение выражения «материнская любовь» (сильное чувство, которое связывает мать и её ребёнка невидимой нитью, мама всегда чувствует, если нам плохо и всегда готова прийти на помощь)

-Определите в этом словосочетании главное слово и зависимое (главное слово – любовь, зависимое – материнская)

— Не являются словосочетаниями:

предлоги со словами,

Слушают учителя, работают в группе, участвуют в обсуждении, выдвигают гипотезы, учатся слушать друг друга, оформляют ответ в письменном виде, работают с тексом учебника, излагают своё мнение, дополняют ответы одноклассников.

Отвечают на вопросы учителя

А — подняться, потянуться.

Б — согнуться, разогнуться.

В — в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

Д — раскинуть руки шире.

С Е- руками помахать,

Соседям руки в раз пожать.

З — за парту тихо сели.

Продолжим то, что не успели.

IV . Работа по теме урока

-Про маму написано много замечательных стихотворений, рассказов и пословиц.

-Какие пословицы вы знаете о маме?

— Собери, слова так, чтобы получилась пословица

со материнская моря дна

(Материнская молитва со дна моря достанет.)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Мама главное слово в жизни каждого человека. Нежные и заботливые материнские руки могут все. Ее сердце чувствует, если с её ребенком, что—то случилось. Её вера, поддержка и любовь могут поднять больного ребёнка, помогают вернуться живым, когда уже никто не верит ни в бога, ни в чудо)

-Запишите эту пословицу. Какую единицу языка вы записали? (предложение)

Чем отличается предложение от словосочетания? (выражает законченную мысль)

Дайте характеристику предложению. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное, грамматическая основа «молитва достанет», однородных членов нет.)

Попробуйте дать подобную характеристику словосочетанию «материнская любовь».(Нельзя)

Почему? (Оно не выражает законченной мысли.)

— Какой вывод сделаем? (Словосочетания входят в состав предложения)

Выпишите словосочетания, поставив вопрос

от второстепенного члена к второстепенному.

молитва (какая?) материнская,

достанет (откуда?) со дна,

со дна (чего?) моря

Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают в паре по составлению пословицы, излагают своё мнение, учатся слушать друг друга, оформляют письменный ответ, дополняют устные ответы учащихся.

Как называется наименьшая единица языка, состоящая из 2-х или более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь?

Чем словосочетание отличается от предложения?

Отвечают на вопросы, выслушивают мнение других

Поздравительная открытка маме

Заполнение «оценочного листа»

Обсуждение в группе, самостоятельная работа по распространению текста о маме

Само- и взаимооценка

стр.78, выучить правила, составить словосочетания на тему: «Папа» или «Зима»

Записывают домашнее задание

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: