Чем отличается урок от занятий: описание и отличия

Учебный процесс может быть организован по-разному. В частности, проводятся уроки и занятия. Рассмотрим, чем отличается урок от занятия.

Чем отличается урок от занятий: описание и отличия

Разница между уроком и занятием

Учебный процесс, во время которого происходит взаимодействие педагога со школьниками, может быть организован по-разному. В частности, проводятся уроки и занятия. Рассмотрим, какая специфика имеется в каждом случае и чем отличается урок от занятия.

  • Общие сведения
  • Сравнение
    • Количество обучающихся
    • Продолжительность
    • Содержание
    • Структура
    • Роль учителя
    • Возможность выбора
    • Отметки, домашнее задание

Общие сведения

При организации деятельности любым из двух способов целью является повысить уровень развития учащихся. В том и другом случае решаются задачи, предусмотренные в образовательной программе. При этом применяются всевозможные методы и приемы. И урок, и занятие направлены на получение определенного результата, достижение прогресса. Однако от общих признаков перейдем к основным отличительным чертам рассматриваемых категорий.

Сравнение

Количество обучающихся

Уроки, на которых дети получают обязательное образование, проводятся для целых классов. Занятия, посвященные игровой, познавательной, туристической и другой деятельности, тоже бывают коллективными. Кроме того, работа здесь организуется в групповой и индивидуальной формах.

Продолжительность

Отличие урока от занятия состоит в том, на какое время они рассчитаны. Так, любой урок в школе длится обычно 45 минут. По его окончании раздается звонок. Этот сигнал о прекращении работы адресован всем присутствующим в классе детям.

Сколько времени будет идти занятие, определяет руководитель. Однако предусмотрена максимальная продолжительность, которую нельзя превышать. При этом некоторые ученики могут быть отпущены раньше или позже остальных. Все зависит от темпа их работы или поставленных задач.

Содержание

Каждой из обсуждаемых организационных форм соответствуют наиболее подходящие виды деятельности. К примеру, именно на уроках вводится новый материал и осуществляется постановка задач. Занятия же способствуют лучшему усвоению изученного и развитию практических навыков. В этом случае часто проводится исследовательская работа.

Структура

Урок всегда четко структурирован. Как правило, он содержит вступительную часть, проверку домашнего задания, изучение материала и его закрепление, заключительный этап с подведением итогов. Лабораторные и контрольные работы проводятся по своей схеме.

Занятия строятся в более свободной форме. В них могут включаться опросы, дискуссии, обсуждение материала. Нередко занятия проходят в виде соревнований или конкурсов, где царит неформальная обстановка.

Роль учителя

На уроке педагог выполняет активную ведущую роль. Он преподносит изучаемый материал, направляет детскую мысль. На занятиях у ребят появляется больше творческой свободы, а учитель занимает позицию консультанта и помощника в разрешении различных ситуаций. Здесь чаще школьники обращаются к педагогу с вопросами, а не наоборот.

Возможность выбора

В чем разница между уроком и занятием с этой точки зрения? В том, что от посещения каких-либо уроков ученики отказываться не вправе. Пропуски могут происходить только по уважительной причине. При этом предоставляется медицинская справка, или родители заранее уведомляют учителя, что ребенок не придет.

В то же время занятия для посещения школьники обычно могут выбирать. В данном случае на первом месте стоят интересы и увлечения детей. Индивидуальный подход проявляется здесь и в том, что учащимся разрешается менять выбранное занятие на другое (отличающееся, например, по тематике, уровню сложности, руководителю). Важно, что такая организационная форма позволяет каждому ребенку работать в соответствии со своими способностями, в наиболее приемлемом для него темпе.

Отметки, домашнее задание

На уроке осуществляется строгий контроль знаний и выставляются отметки. Почти всегда ученики получают задание на дом. В свою очередь, на занятиях не используются отметки. Кроме того, ребята здесь освобождены от выполнения обязательных домашних работ, разве что по желанию школьников учитель может предложить им какое-нибудь интересное творческое задание.

Чем отличается урок от занятий: описание и отличия

Учебный процесс – понятие многогранное. Стремясь сделать образование качественным и разнообразным, ученики не только посещают уроки, но и другие виды занятий, которые проводятся с целью повышения их интеллектуального и физического развития. Несмотря на то, что многие люди считают, что урок и занятие – это одна и та же форма учебного процесса, на самом деле эти понятия существенно отличаются друг от друга.

Урок: понятие

В школах, лицеях и гимназиях уроки проводятся с целью обучить коллектив детей определенным знаниям. Во время уроков ученики овладевают новыми навыками и умениями, которые касаются как точных наук, так и нравственных и мировоззренческих идей. На уроке учитель может как объяснять коллективу учеников новую тему, так и оценивать, и проверять их знания. Уроки, совмещающие два способа обучения, называют комбинированными. Кроме того, на уроках могут проводиться конференции, семинары, зачеты, ролевые и деловые игры. Форма урока зависит от того какую форму взаимодействия с учениками выбрал учитель.

Что такое занятие

Занятие – форма организации учебного процесса, сторонами которой выступают учащиеся и учитель. Занятие ограничено временными рамками, но не должно длиться строго 45 минут, может иметь различную структуру, метод, форму и способ обучения. Занятие может быть индивидуальным, коллективным и групповым, это зависит от количества учащихся. Для каждого ученика оно может начинаться в любое время, но при этом время занятия и его продолжительность должны быть запланированы в учебном плане. В зависимости от формы проведения занятия различают семинары, лекции, коллоквиумы, мастер-классы и уроки.

Что общего между двумя формами организации учебного процесса?

И урок, и занятие имеют один и тот же объект обучения, — это ребенок или студент. Формы взаимодействия могут быть разными, она может быть пассивной, когда ученик во время занятия или урока просто слушает новый материал, и активной, когда учитель привлекает учащихся к исследованию материала, задавая вопросы, придумывая ситуации, которые должны разобрать ученики. Занятие и урок временно ограничены, имеют сходную структуру и ставят перед собой определенные задачи. Формы организации учебного процесса ставят перед собой цель повышение уровня культурного и интеллектуального развития учеников.

В чем отличия между уроком и занятиями? Отличия между формами организации учебного процесса заключаются в следующем.

Длительность

Урок является одной из форм учебного занятия, которое имеет временное ограничение — 45 минут. Занятие не ограничено во времени, главное, чтобы его длительность не выходила за рамки 2-3 академических часов.

Субъект

Несмотря на то, что субъект занятия и уроков – это ученики, если урок касается всего коллектива учащихся, то занятие может проводиться для одного ученика, для группы учеников (групповое) и для всего класса (коллективное). Все зависит от того, какие цели стоят перед проведением учебного занятия. Если, к примеру, учеников срочно нужно подготовить к открытому уроку, проводиться коллективное занятие, если идет подготовка к контрольной и несколько учеников не успевают по предмету, то групповое, а если ученика готовят к местной олимпиаде – то индивидуальное занятие.

Форма и структура проведения

Урок имеет четкую структуру проведения – подготовительная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, проверка знаний. Иногда структура может варьироваться, так к примеру, если проводиться лабораторная работа или контрольная работа. Занятие имеет более свободную форму, учитель меняет свою роль и выполняет роль консультанта, который помогает изучить материал ученикам самостоятельно, реализовать свои умения и оценить свои знания. Занятие может проходить в форме опросов, выражения собственного мнения, дискуссий и коллективного анализа материала.

Читайте также  Чем спид отличается от вич инфекции

Характер проведения

Урок обязателен для всех учеников, отсутствие на уроке обязательно должно подтверждаться медицинской справкой или запиской от родителей. Оценки, полученные на уроке, прямо влияют на успеваемость ученика. Занятие не обязательно для посещения, хотя и подлежит обязательной записи в учебный план. Ученик добровольно решает нужно ему дополнительное разъяснение и изучение материала или нет.

Занятие проводится не только для того, чтобы ученик лучше уяснил материал, но и для того, чтобы он сумел повысить свои коммуникативные способности, общаясь с другими учениками. Занятие больше спрограммировано на личностное развитие. Нередко учителя проводят занятия в форме конкурсов и соревнований, чтобы ученик смог научиться оценивать свои знания самостоятельно и научился их применять. Занятие от урока выгодно отличает отсутствие отметок, потому ребенок может без страха поделиться своим видением ситуации. Добровольный характер проведения занятия делает его более успешным, так как дети приходят на него, поскольку являются заинтересованными в получении определенного результата.

Ш КОЛЬНЫЙ УРОК И УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧТО ОБЩЕГО? Для педагогов дополнительного образования города и района. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемГаля Самойлова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Ш КОЛЬНЫЙ УРОК И УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧТО ОБЩЕГО? Для педагогов дополнительного образования города и района.» — Транскрипт:

1 Ш КОЛЬНЫЙ УРОК И УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧТО ОБЩЕГО? Для педагогов дополнительного образования города и района

2 Школьный урок и учебное занятие имеют общие черты. В обоих случаях объект и субъект образовательного процесса — ребенок, Необходимым условием успеха является взаимодействие с его родителями.

3 Урок и занятие: решают обучающие, воспитательные, развивающие задачи; соответствуют определенной программе; регламентированы временем и расписанием; имеют сходную структуру; предполагают использование многообразия видов, форм, методов, приемов организации образовательного процесса; имеют конечный результат

4 Занятие от школьного урока отличает: продолжительность проведения (2-3 академических часа, а не 1 академический час); количество обучающихся (8 -15 человек, а не ); добровольность посещения УДО, возможность выбора программы; возможность коррекции программы обучения, освоения ее в своем темпе и объеме; обучение через деятельность с элементами профессионального мастерства;

5 Занятие от школьного урока отличает: здоровая соревновательность, оценивание собственного результата, сравнение с самим собой; самореализация в предметной деятельности (в выступлениях, выставках, конкурсах, соревнованиях), личностное развитие, соотнесение с жизненным опытом ориентация на развитие коммуникативных способностей детей; общение в разновозрастном коллективе (взаимоотношения старший- младший).

6 Зачем я иду на занятие? — такой вопрос должен задавать себе ежедневно каждый педагог. Ведь именно занятие: формирует знания, умения, навыки; воспитывает; учит общению; побуждает к творчеству; дает возможность работать каждому обучающемуся в своем темпе и объеме; способствует развитию личности каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

7 Преимущества занятия Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы Систематическое и последовательное изложение материала Больше времени на проведение занятия Посещение занятия детьми по интересам и увлечениям Отсутствие отметок Возможность создания ситуации успеха

8 Занятие – творчество для педагога и детей Педагог должен уметь подобрать информацию Видеть затруднения в овладении информацией и предусмотреть способы их преодоления Знать возможности детей Предвидеть изменения в поведении детей Видеть недостатки и ошибки в собственном поведении

9 В занятии преобладает: Творческое разнообразие Осмысление и обдумывание учебной информации Диалог, проблемная беседа, обсуждение, эмоциональная отзывчивость Выбор методов и приемов организации образовательного процесса

10 Требования к учебному занятию Своевременное начало, темпоритм Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности Логическая стройность и законченность Создание и поддерживание познавательной и самостоятельной активности детей Определение последовательности и дозировки материала, времени повторения, объем и прочность ЗУНов

11 Требования к учебному занятию Формирование способов умственной деятельности Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения, создание необходимых учебно – материальных условий Соотнесение цели и результата Наличие продуманного плана – конспекта занятия Проведение рефлексии

12 Самое главное и сложное Вхождение в образ педагога дополнительного образования в условиях школы Особая организация пространства Преодоление стереотипов мышления Изменение педагогического сознания Мотивация детей к дальнейшей работе в детском объединении

13 Что пожелать? Успехов Вам, творческих находок и радости совместного общения

Чем отличается урок от занятий: описание и отличия

Цель урока контроля знаний и умений — осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.

воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.

Урок устного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.

Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Урок письменного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.

Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.

Уроки комплексного контроля знаний

строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.

Читайте также  Чем красный аттестат отличается от синего?

Тип урока: комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.

Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.

Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Следует разделять традиционный и современный уроки:

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу — вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения . Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.

Типы и виды уроков: классификация

Урок остается основной формой организации учебного процесса. При всем разнообразии уроков (даже в рамках одного предмета), выделяют некоторые общие черты всех занятий в школе: временные рамки (45 минут), определенное количество участников (учитель, ученики одного класса). При этом предполагается, что учитель является организатором деятельности на уроке, методически подготовлен, а урок организован в соответствии с конспектом и поурочным планом.

Выбор типа и вида урока зависит от дидактических целей, которые ставит педагог, от возрастных особенностей детей, от степени подготовленности учеников и от оснащенности школы. При этом один и тот же тип урока может иметь несколько видов (структур) уроков.

Традиционная классификация уроков: основные типы и виды

В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

  • Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.

Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

  • Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.

Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

  • Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе.

Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.

  • Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.

Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

  • Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.

Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.

В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.

Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.

Типы уроков в коррекционной школе, или уроки в школе VIII вида

Особенность уроков в коррекционных школах в том, что все они должны содержать этап коррекционно-развивающей работы, быть построены на основе индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам. А также для уроков в школе VIII вида обязательно строгое соблюдение ЗОТ на каждом занятии.

Классификация типов урока в 8 школе

  • Пропедевтический тип — подготавливает учеников к восприятию нового знания.
  • Урок получения нового знания.
  • Урок закрепления новых знаний.
  • Урок обобщения и систематизации.
  • Урок проверки и оценки знаний.
  • Урок коррекции знаний.
  • Комбинированный урок.

Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»

Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.

Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:

  • Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой).
  • Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету.
  • Комбинированный урок — объединяет теорию и практику.
  • Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер).
  • Урок контроля и коррекции ЗУН.

Особенности классификации типов уроков по предмету «Физическая культура»

Физкультура — специфический предмет в школе, который, как и предмет «Технология» направлен, прежде всего, на усвоение практических навыков и умений.

В методике преподавания физической культуры в школе принята следующая классификация:

  • Уроки общего физического воспитания.
  • Уроки физ. воспитания с профессиональной направленностью.
  • Уроки физ. воспитания со спортивной направленностью.
  • Уроки лечебной физкультуры.

В рамках каждой группы выделяют различные виды уроков, исходя из дидактических целей и предметного содержания.

Так, принято выделять следующие виды уроков по физической культуре:

  • Вводные (теоретические уроки, которые проводятся в начале года/четверти и при изучении новой технологии, умения).
  • Комбинированные уроки.
  • Развивающие и восстанавливающие уроки.
  • Уроки совершенствования.
  • Уроки проверки и контроля ЗУН.
Читайте также  Что лучше ксарелто или кардиомагнил: сравнение и отличия

После введения ФГОС классификация основных типов уроков несколько изменилась. О типах и видах уроков по ФГОС вы можете узнать на нашем сайте. См. также Формы и методы работы по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: