Чем отличаются акустические провода от обычных?
Чем отличаются акустические провода от обычных
Установка дома качественной, практически профессиональной акустики с объёмным и детализированным звучанием – задача не для тех, кто привык считать каждую копейку. Буквально каждый компонент такой системы стоит немало. Придётся раскошелиться и при покупке проигрывателя (причём обязательно какого-нибудь аналогового, потому что «цифра» при перекодировании и частоты режет, и вообще не даёт звуку раскрыться), и при приобретении непосредственно динамиков, и даже при выборе проводов.
Действительно, акустические провода стоят каких-то совершенно невероятных денег в сравнении с обычными. Если метр стандартного кабеля обойдётся в несколько десятков рублей, то за специальные – например, от REL Acoustic Ltd. придётся заплатить уже несколько тысяч. И это – в лучшем случае. Например, 6-метровый кабель для подключения сабвуфера REL Bassline Blue стоит 499 евро без учёта доставки.
И, соответственно, возникает вопрос – а есть ли смысл переплачивать? Может быть, акустические провода действительно помогают звуку раскрыться, а при прослушивании можно ощутить настоящий «аудиофильский оргазм»? В этой статье мы постараемся дать на него ответ. Разберёмся, чем акустические провода отличаются от обычных.
Немного теории: как устроен звук
Задача звуковоспроизводящего устройства – преобразование сигналов. Это может быть как «конвертация» аналоговой информации в цифровую, так и наоборот. Либо же преобразование механической волны в электрический ток, как это происходит при воспроизведении с виниловых носителей.
Аудиосистема в приближённом виде состоит из четырёх функциональных узлов:
Объект воспроизведения плюс звукосниматель. Это может быть цифровой поток при загрузке музыки из интернета, виниловая грампластинка с записанными дорожками, пластиковый компакт-диск с такими же дорожками, только большего разрешения, аудиокассета с намагниченными участками и так далее;
Преобразователь для превращения одного вида энергии в другой. Он конвертирует цифровой сигнал в электроток, поступающий на динамики; он превращает колебания иглы винилового проигрывателя в электроток, идущий к динамикам… Обратные ситуации тоже встречаются – когда требуется превратить электроток во что-то другое. Например, при записи с микрофона;
Усилитель. Ток, который поступает с преобразователя, крайне незначителен. По сути, его сила измеряется в микроамперах. «Раскачать» динамики на 35 Вт он не сможет. Усилитель предназначен для повышения силы тока;
Динамики. На них приходит уже сигнал повышенной мощности. Он вызывает колебания магнита, прикреплённого к перепонке. И она, в свою очередь, вибрирует и толкает воздух, рождая звук.
Каждый их этих функциональных элементов системы воспроизведения музыки связан с другим проводами. И если на кабели между звукоснимателем, преобразователем и усилителем можно в принципе не обращать внимания – они слишком уж короткие – то длинные провода к динамикам уже становятся объектом пристального интереса.
Как известно из школьного курса физики, чем выше длина проводника – тем выше его полное сопротивление. Из-за этого явления часть сигнала просто «не доходит» до приёмника, теряясь в толще кабеля. Например, Ethernet-провода, использующиеся при прокладывании локальных вычислительных сетей, могут иметь длину без усиления до 90 метров. А кабели HDMI начинают терять сигнал уже через 20-30 метров.
При установке акустической системы приходится использовать провода большой длины. Мало того, что сама колонка может находиться на значительном расстоянии от усилителя, так ещё и кабели надо проложить так, чтобы он не мешал под ногами. И, как следствие, длина проводника постоянно увеличивается.
Обычные провода в принципе имеют сравнительно большое сопротивление. У тонких вариантов оно и вовсе достигает нескольких ом на метр. Как следствие, при передаче тока часть сигнала в любом случае теряется. Особенно если по кабелю пересылается одновременно несколько волн различной частоты.
Для решения этой проблемы принято использовать акустические провода. Они состоят чаще всего из бескислородной меди и дополняются позолоченными наконечниками. Всё это призвано уменьшить сопротивление провода, тем самым обеспечив высокоточную передачу сигнала на большие расстояния.
Однако идеализированная картина мира, в котором только кабель влияет на качество звука, склонна несколько рушиться о реальность. Ведь стоит учесть ещё два фактора:
Все элементы аудиосистемы должны быть качественными, относящимися к категории Hi-Fi или Hi-End. Если у вас усилитель класса D вроде Pioneer A 70 DA и акустика типа Tannoy Revolution XT 8F, то их можно соединять хоть найденными в дедушкином гараже проводами. Звук всё равно будет впечатляющим. А даже самые лучшие акустические провода не смогут «вытянуть» аудио с интегрированной в ноутбук звуковой карты с подключёнными динамиками Dexp;
Чем старше мы становимся – тем хуже мы слышим. Исследования учёных подтверждают, что уже после 20 лет человек не может различить сверхвысокие и сверхнизкие частоты.
Таким образом, акустические провода целесообразно покупать при установке оборудования класса Hi-End.
Характеристики обычного провода
Обычные провода являют собой, как правило, одно- или многожильные медные проводники в изоляционной оболочке. В принципе, этим всё и сказано. Характеристики обычных проводов зависят от медного сплава, сечения и длины.
Чем выше сечение кабеля – тем ниже сопротивление. Именно поэтому в акустике чаще всего используются варианты с диаметром не менее 1 мм, а наиболее широко распространены 2,5-миллиметровые. Это позволяет добиться совсем незначительных потерь при передаче.
В то же время, такие провода чаще всего рассчитаны на передачу низкочастотного сигнала – порядка 60 Гц, как в современной бытовой электросети. Именно поэтому при использовании с оборудованием класса Hi-End они показывают значительные потери. Дело в том, что современные топовые усилители и конвертеры способны «выдавать» куда более высокочастотный сигнал.
Характеристики акустического провода
Так же, как и обычные, акустические провода представляют собой, как правило, многожильные медные кабели в электроизоляционной оболочке из поливинилхлорида, полиэтилена или тефлона. Однако различия кроются «внутри». Так, для акустических проводов часто используется чистая бескислородная медь, а не медный сплав, рассчитанная на передачу высокочастотных сигналов с низким сопротивлением самого проводника.
Кроме того, в акустических проводах могут встречаться и другие решения для защиты сигнала от искажений:
Комбинирование металлов. Медный проводник может покрываться серебром, алюминий – медью. Это предназначено для защиты от так называемого скин-эффекта, который дополнительно повышает сопротивление;
Экранирование. Диэлектрическая изоляция покрывается дополнительной металлической оплёткой, которая защищает электроток от воздействия внешних электромагнитных (индукционных) полей, тем самым предотвращая появление наводок;
Высокая толщина. Стандартный диаметр акустических кабелей составляет 2,5-4 мм, а в топовых моделях – даже больше. Как обычно, это помогает снизить сопротивление проводника;
Специальные механизмы свивания жил проводника. Это направлено на предотвращение появления собственного индукционного поля и защиты от самонаводок.
Как правило, положительное действие этих решений проявляется при использовании провода с усилителями и динамиками, относящимися к группе Hi-End. За исключением разве что экранирования. Защита от электромагнитных полей необходима, если кабель пролегает рядом с источником значительной индуктивности (электродвигателями, трансформаторами, преобразователями тока в блоках питания). Поэтому, например, провода, использующиеся в автомобильных аудиосистемах, дополнительно экранируются.
Сравнение акустического провода и обычного
Итак, пора сравнить эти два вида кабелей. Рассматриваются группы, а не товары, поэтому выделены только ключевые различия.
Чем отличается акустический кабель от обычного
Содержание:
Чтобы полноценно ответить на вопрос — чем отличается акустический кабель от обычного — определения мало. Несмотря на то, что оба варианта являются по сути проводниками электрического тока, разница между ними есть. В первую очередь, отличия заключаются в назначении, структуре, экранировании, изоляции. Есть и другие критерии, о которых детально рассказано в статье.
Что такое акустический кабель
Даже неспециалисту понятно, что акустический кабель — это не совсем обычный провод. Хотя принципиальной разницы между ними и нет. И там, и там — токопроводящий материал, заключённый в изоляцию. Однако из названия следует, что к этой категории изделий относятся кабели, предназначенные для аудиосистем.
К ним относятся:
- бытовые аудиоколонки;
- многоканальные аудиосистемы;
- наушники;
- микрофоны;
- автомобильная акустика;
- электромузыкальные инструменты;
- акустические системы в кинотеатрах;
- концертные комплексы;
- приборы для измерения характеристик звукового сигнала.
Первоочерёдная функция акустического провода заключается в том, чтобы передавать звуковой сигнал от источника к потребителю. В случае с компьютерными колонками, например, источником является звуковая карта, а потребителем колонки или наушники.
В более сложных системах они передают звуковую информацию от источника к потребителю через «посредников». Возьмём музыкальный инструмент. Пусть будет электрогитара. Звук, который издают струны, воспринимается звукоснимателем, преобразуется в электрический сигнал, и по аудиопроводу передаётся на усилитель звуковой частоты, микшер, фильтр. Далее обработанный сигнал передаётся конечному потребителю — на колонки. И делается это тоже посредством аудио проводов.
При этом, питание звуковой аппаратуры и передача не звукового сигнала реализуется обычными проводами. Чтобы понять, зачем нужны акустические провода, и почему вместо них не применяются обычные — сравним эти два типа изделий по ряду критериев.
Критерии сравнения
Для рядового пользователя, для которого электроника или аудио не профильные занятия — кабель, он, как говорится, и в Африке. Однако даже у такого изделия есть ряд параметров и свойств. Для того, чтобы увидеть отличия акустического кабеля от обычного, сравним их по 10 критериям:
- Назначение
- Функции.
- Разновидности.
- Электрическое сопротивление.
- Токопроводящий материал.
- Сечение (толщина).
- Длина.
- Внутренняя структура.
- Экранирование.
- Изоляция.
Уже на этом этапе ясно, что кабель — не такое уж и простое изделие.
Назначение и функции
Обычный кабель — предназначен для передачи электрического тока, используется для питания приборов, передачи управляющих сигналов, импульсов. Ток может быть разной формы, частоты, силы. Из бытовой розетки на 220 В подключённые потребители получают электричество синусоидальной формы, частотой 50 Гц. Нагрузка зависит от того, какой мощности потребитель мы подключим. В быту она может варьироваться от нескольких миллиампер до 10-30 ампер.
Основной функцией электрокабеля является передача энергии с минимальными потерями. В высокоточных приборах к качеству питания предъявляются особые требования, и потому здесь тоже применяют не простые провода.
Акустический кабель — предназначен для передачи звука. Характеристиками последнего является частота и амплитуда. На примере обычных бытовых колонок эти параметры означают следующее. Выше частота — более высокие звуки мы слышим. Низкие частоты отвечают за басы. От амплитуды зависит громкость звука. В отличие от электропроводов, по звуковым передаётся ток небольшой силы.
Основной функцией является передача электрического тока с минимальными потерями. Однако в этом случае сигнал является носителем информации. Звуковой. В колонках он приводит в движение диффузор динамика, благодаря чему мы слышим музыку, речь.
От того, как пройдёт звуковой сигнал через проводник, зависит, что мы услышим на выходе. Если часть сигнала потеряется (превратится в тепло), мы получим звук низкого качества или громкости. Если поперёк аудиокабеля (неэкранированного) пройдёт радиосигнал — в колонках мы услышим помехи — искажения, треск, писк, шум.
Электрическое сопротивление
Электрическим сопротивлением называется физическое свойство проводника, которое определяет, насколько он будет препятствовать прохождению через него сигнала. Параметр важен как для электрокабелей, так и для звуковых.
Если сопротивление электропровода будет слишком высоким, то:
- Потребитель получит меньше питания.
- Недополученная потребителем электроэнергия потратится на бесполезный (даже вредный) нагрев проводника.
Мы получим просадку напряжения, снижение тока, что значит уменьшение мощности прибора. Провод с большим сопротивлением будет греться, плавиться, коротить, загорится сам, и воспламенит что-либо горючее рядом. Такой исход в случае с электропроводкой возможен потому, что через неё зачастую протекают токи большой силы.
В случае со звуком электрическое сопротивление тоже является важным критерием. Однако польза или вред от этого физического свойства проводников здесь немного отличается. Во-первых, поскольку токи по аудио проводам протекают, как правило, небольшие, нагрев, оплавление, возгорание — грозит редко.
Во-вторых, если сопротивление слишком большое, часть звуковой информации, которую несёт ток от источника к потребителю, будет потеряна. Поскольку эта информация является ничем иным, как электричеством, она потратится на бесполезный нагрев. Однако нагрев в данном случае не так критичен. Куда более важным аспектом для аудиосистем является потеря сигнала. На практике она означает более тихий, урезанный, неполноценный, менее качественный звук.
Токопроводящий материал
Основным материалом для изготовления кабелей служат такие, которые обладают оптимальным соотношением сопротивляемости и стоимости. Из этого исходят производители, что в случае с электропроводами, что с акустическими. Как правило, большинство современных проводников изготавливается из меди.
У меди оптимальное соотношение сопротивляемости и стоимости. Например, алюминий — дешевле, но его сопротивление выше. Стали — стоят ещё меньше, однако сопротивление несравнимо выше. Низкое оно у золота, серебра. Однако из-за стоимости повсеместно для изготовления кабелей они не используются. Хотя и золотые, и серебряные модели выпускают. Но чаще применяется золочение или серебрение.
Медь — пластичный металл. Особенно это важно в случае с акустическими кабелями. Они часто сгибаются, сворачиваются, разворачиваются и так далее. Хотя частично компенсировать недостаточную пластичность можно за счёт структуры кабеля.
Сечение и длина
Сечение (толщина) является важнейшим параметром что для акустического кабеля, что для простого. Значение это имеет потому, что от сечения проводника напрямую зависит сопротивление, о котором говорилось выше. Однако не всегда есть смысл выбирать чрезмерно толстые кабели. Что для передачи электроэнергии, что для аудиосигнала.
Для электропроводки сечение рассчитывается исходя из того, какой она длины, и какой силы ток будет протекать. Чем выше ток и длиннее провод, тем сечение надо большее.
В случае же с аудиоаппаратурой сечение подбирается таким образом, чтобы сопротивление было не более 5-10% от сопротивления системы (с учётом длины). Толщина, которая выходит за указанные рамки — бесполезная трата денег. Звук лучше не станет.
Структура
По структуре кабели бывают:
- одножильные;
- многожильные
- витые;
- симметричные;
- несимметричные;
- параллельные;
- коаксиальные;
- триаксиальные;
- комбинированные.
От структуры зависит назначение, гибкость, пропускная способность, уязвимость к помехам. К примеру, для подключения музыкальных инструментов используются многожильные несимметричные провода. Для микрофонов — симметричные. Для подключения колонок и динамиков — параллельные.
В случае с простой проводкой структура зависит от условий эксплуатации и требований к помехоподавлению. Например, для питания утюга достаточно простого двухжильного провода, тогда как для подключения компьютера необходим защищённый от помех провод.
В целом, разновидностей в акустике по этому параметру больше, чем в случае с электрификацией.
Изоляция и экранирование
Изоляция выполняет несколько функций. Защищает склонную к окислению медь от влаги, атмосферного воздуха. Предотвращает механические повреждения. Исключает контакт проводников между собой и сторонними предметами.
От материала и типа изоляции зависит прочность, гибкость, износостойкость, долговечность и среда эксплуатации. Там, где провода неподвижны, к эластичности не предъявляются особые требования. В случае же с микрофонами, наушниками, переносными колонками, музыкальными инструментами — гибкость и износостойкость важна.
Экранирование — часть провода, которая защищает проходящий по нему сигнал от сторонних сигналов. Выполняется в виде оплётки из медной проволоки, либо из алюминиевой фольги. В добротных моделях таких экранов два. В бюджетных — один или вовсе отсутствует.
Что касается отличий между аудио и обычными проводами, то к экранированию первых предъявляются более высокие требования.
Итоги
По итогу получается, что принципиальной разницы между акустическими и обычными проводами нет. Оба типа являются проводниками электрического тока. Различие заключается в том, как качество, тип, сечение и другие параметры проводов влияют на итоговый результат. В случае с обычными кабелями от этого зависят потери электроэнергии и безопасность, а в сфере звука — его качество.
Акустический кабель vs. Обычный бытовой ПВС
В планах по машине есть у меня пунк: «автозвук», не хочу чего то глобального, а просто 4-х канальный усилитель ну и динамики соответственно, ну и частичная виброшумоизоляция. Хочу собрать что то средненькое-недорогое, чтоб играло чуть громче стока и без искажений, делать буду для себя, то есть озвучивать улицу желания нет)))) Так вот изучая цены, уж больно напрягает цена коммутации. Вот и решил погуглить в чем же отличия по качеству звучания обычных и акустических кабелей и наткнулся вот на такое вот видео.
P.S. Вообще понимание о звуке у меня есть. Но там, в чем я немного разбираюсь, большая часть соединений идет через толстые кабеля на концах которых XLR, а усилители и то что воспроизводит звук включается в розетку=)))
Volkswagen Golf 2001, двигатель бензиновый 1.6 л., 105 л. с., передний привод, механическая коробка передач — автозвук
Машины в продаже
Volkswagen Golf, 1999
Volkswagen Golf, 2003
Volkswagen Golf, 2003
Volkswagen Golf, 2000
Комментарии 25
Берите смело ПВС или ШВВП с достаточным сечением и не зацикливайтесь на аудиофильских заморочках — это чистой воды маркетинг + полное неприятие инженерных подходов в электротехнике.
Единственный плюс аудиокабеля — мягкая силиконовая оболочка и удобство прокладки. Остальную чушь про «бескислородную медь» и прочее — даже упоминать не стану.
АГМ — (аудиофилия гловного мозга) — достаточно серьезное «заболевание».
Измерять сопротивление обычным мультиметром — это НОНСЕНС!
Как минимум для этой задачи миллиомметр нужен, чтобы оценить РЕАЛЬНОЕ сопротивление, а не мультиметр с дискретностью 0,1 Ом и погрешностью в ЕМР
Подозреваю, что просмотр дальше — просто трата времени!
Досмотрел до конца — фигня полная, в контексте измерений.
Лабораторные испытания-это сила. Лучше 10 мин потратить на просмотр видео, чем пол дня читать споры на разных форумах.
Если честно-я ожидал победы аккустического кабеля по всем параметрам с превосходством процентов на 10 как минимум. Уж очень яро его некоторые отстаивают.
Видео — халтура, с точки зрения метрологии.
Проще использовать каноны электротехники, а не вчитываться в бредятину на аудиофильских форумах.
на S 90 вылетел вч динамик. Вскрыл-провода реально тонкие. 1 или 1.5 мм2. Вот и решил изучить вопрос, пока динамик едет-стоит ли менять провода на провода большего сечения, или акустические. Судя по всему-не стоит. Да и провод до колонок меньше 3м. Летом, если руки дойдут, надо внешний вид обновить-все равно динамики снимать придется.
Спецом как то не заморачивался-одним словом.
Да и отработав большую часть на грузовых дизелях, включая несколько лет на КРАЗе-музыкальным слухом я похвастаться не могу.
Фото с инета.
Так я тоже сторонник применения обычных проводов с достаточным сечением. ПВС, ШВВП, ПВ3 и др.
У меня сфера деятельности — промэлектроника, потому на всю эту маркетинговую чушь с «аудиопроводами» с конскими ценниками и «фантастическими» свойствами — смотрю с улыбкой и негативно
не вскрыл бы-не заморачивался. Стало интересно-что люди думают. Ну и понеслось. Интересные споры на некоторых сайтах. У кого аппаратура на действительно дорогая-те кричат, что стоит. А нищебродам вообще слушать музыку на советской аппаратуре не стоит. Иными словами-весело читать. Из обсуждений аппаратуры споры переходят в обсуждение содержимое карманов.
А так-динамик вылетел лет 6-7 назад. Как и канал на усилке. С тех пор и не включал. А тут решил оживить…
Усилок раскачан под мощность. Убрано все лишнее. Предусилок, вместе с наушниками. Последний раз бухой соседей воспитывал.
«аудиофилия» — это отдельная субкультура, не имеющая ИЧЕГО общего с грамотными инженерными подходами к построению аппаратуры. Своеобразный кич. Меломаны слушают музыку, а «аудиофилы» — искажения.
Вы правы, что у них все упирается в кошелек — провода «из бескислородной меди», «конденсаторы» с фантастическими ценниками и еще много-много разной пурги.
Ни один толковый инженер-электронщик не станет с ними спорить — впустую убитое время и нервы.
Они слышат то (искажения), что не услышит обычный здоровый человек с хорошо развитым слухом.
АГМ — аудиофилия головного мозга.
А в ролике — выводы правильные, а постановка теста с лабораторной точки зрения — НИКАКАЯ.
Вам, наверное, хотелось бы узнать о реальной разнице сопротивлений кабеля, а не слушать мычание про 0.1-0.2 Ом — т.е аппаратную погрешность мультиметра.
в инете есть интересный пример. Группа таких знатоков слушала музыку на разных аппаратах. Не видя аппаратов- они были за ширмой. Все раскритиковали дешевый. Ширму убрали-а там живые музыканты играли…Может и баян.
Хотя разница по звуку конечно есть.
Pink Floyd — Dark Side of The Moon-на моем старом усилке и с 70-ми колонками мне нравился гораздо больше. А может старый стал-слух не тот…Скорее последнее. Слух упал-каждый год на работе мед комиссию проходим-тут аппарат определяет.
Я видел подобный ролик — красиво их «обули», аудиофилов!
В реальности — так оно и есть — в их нездоровом, мягко скажем, сознании рождаются замысловатые критерии качества звуковоспроизведения, «аппартный анализ» параметров аппаратуры они вообще ненавидят люто. Можно еще много примеров привести…
Будь линие деньги-сам бы аппаратуру махнул. Из этетических соображений. Красиво зараза смотрится-по сравнению с моей. Даже простые стрелочные индикаторы делают прослушивание приятней. У меня амфитон 002-он в этом отношении сильно отстает.
Мой приятель — поклонник хорошего звука.
Причем, почитатель «заслуженных» усилителей, производства прошлых лет от мировых брендов.
Да, звучание впечатляет, как и ценник.
При этом он сам электронщик, и всякой фигней типа «бескислородной меди» или подставок под кабель, собранных «с ориентацией волокон древесины и без шурупов» — не страдает
Я раньше музон часто слушал. Как и писал-лет 7 не включал. Максимум-наушники, через зауковую карту на компе.
Нет возможности-слушать музыку. Акустика -любой шорох слышно.
Очень редко-когда один дома. В начале пользовался моментом. Потом забросил. Не всегда моменты когда можно, совпадали с моментами-когда хочется. Как то так.
Мой приятель — поклонник хорошего звука.
Причем, почитатель «заслуженных» усилителей, производства прошлых лет от мировых брендов.
Да, звучание впечатляет, как и ценник.
При этом он сам электронщик, и всякой фигней типа «бескислородной меди» или подставок под кабель, собранных «с ориентацией волокон древесины и без шурупов» — не страдает
я цены смотрел. Жесть. Особо впечатлили наушники с усилителем 4.5 ляма.
Пвс — вечный, ничего с ним не будет. Просто смотри чтоб сечение было нормальное. На усилитель тоже бери с хорошей изоляцией и сечением. Не обязательно покупать спец провода за бешеные деньги, они лишь для красоты. Главное — сечение. Ну и предохранитель не забудь
Если обычный кабель будешь брать, то ищи с хорошей оплеткой, чтоб на морозе не задубел и не сломался в районе гофры на дверь.
А из акустического могу посоветовать Pride 2*2.5. Я его себе давно брал на старую машину еще, теперь он в гольф перекочевал. На сабы кабель этой же фирмы стоит, только сечение больше.
Стоит 4 динамика урал тт 165 2 рупора Урал
Записаны от уся урал 4.70
Саб 400ват и усь к нему 600ват .
Силовые провода .КГ 50 и КГ 25 .сварочные чистая медь .метр стоит 130р .проводка динамиков 0.75кв.обысные медные .
Голова пионер простая (с резкой чистот )
Звук хороший доволен как слон
Цена всего нового 15к.
когда люди слушают мр3 с телефона по блютусу в машине провода уже не имеют значения… качество в первую очередь зависит от источника, а чем уже соединяются динамики с усилителем дело десятое, к тому же о таких нюансах соединения акустики можно утверждать нажолясь в помещении с аппаратурой hi-end класса, но никак не в авто, тем более когда авто движется, к чему я веду, в конфиге эксплуатации музыки в авто выбор материала соединения некритичен, в штатной проводке используется обычный провод и ничего, электроны как бегали так и будут бегать, вопрос лишь в долговечности «хождения» проводов, кто то окислится раньше кто то позже вот и вся логика
Полностью согласен. Чтоб слушать хорошее качество, нужен аналоговый источник, правильное помещение, а так же правильность расстановки акустики, это если откинуть сами компоненты. Так вот аналог в машине вряд ли кто слушает, сама форма авто не идеальна, плюс ещё куча факторов которая не позволит тебе отличить разницу средней ценовой категории от супер дорогой. Знаю несколько примеров когда люди ставили все самое дорогое, но элементарно не могли нормально настроить звук и слушали и их все устраивало, даже не подозревая что у них провалы по частотам)
я рад, что мы поняли друг друга, таким образом Вы сами же ответили на свой вопрос, ниже в комментах ребята отписали по рекомендациям в выборе именно типа и марки провода дабы он не окислялся и был удобен в работе
Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре
Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.
Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.
Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».
Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:
- «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
- чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
- самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
- выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
- качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
- кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
- серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
- экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.
А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:
- каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
- если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
- влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
- если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
- спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
- влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
- существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
- а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
- вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
- реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).
Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).
Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.
Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100—200 Гц.
Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.
Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.
Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.
Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.
Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».
(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).
Вся правда о проводах (если честно, не совсем вся, но много). Журнал «Автозвук»
Сохранить и прочитать потом —
Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.
Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома.
Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой. »
Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.
Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.
По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.
Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.
Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.
Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.
Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.
Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками