Чем умозаключение отличается от понятия

Чем умозаключение отличается от понятия Среди некоторых типов мышления особо отмечается абстрактное мышление, свойственное исключительно человеку. Еще его называют логическим. Это одно из

Чем умозаключение отличается от понятия

Чем умозаключение отличается от понятия

Среди некоторых типов мышления особо отмечается абстрактное мышление, свойственное исключительно человеку. Еще его называют логическим. Это одно из социальных свойство человека, сложившихся в процессе становления и развития общества и формирования человека как социального существа.

Это мышление отражает человеком внешний мир в обобщенных образах.

Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Рассмотрим подробно каждое из них.

Что такое понятие?

Понятие – это отвлеченная и обобщенная мысль о предмете, представляющая собой базовую форму абстрактного мышления. На понятии зиждятся все основные поведенческие основы человека, его психика в общем.

Участвуя в отражении предмета (явления), понятие отвлекается от второстепенных несущественных свойств этого предмета, отражает его в основных специфических свойствах, являющихся в свою очередь общими для целого класса предметов, стоящих в однородном ряду.

Так, понятие отражает целый класс однородных предметов. Иными словами, имеются ввиду розы различных цветов, размеров, но именно о розе идет речь, без указания на ее другие характеристики.

Что такое суждение?

Это следующая форма абстрактного мышления, связанная с понятием.

Суждение – это мысль о предметах в их связях и отношениях. Оно формируется на базе понятия.

Суждения логически складываются из различных понятий, может быть даже однородных.

Например: роза – это красивый цветок, почитаемый всеми народами мира.

Что такое умозаключение?

Эта научная субстанция является еще более сложной формой абстрактного мышления, в отличие от понятия и суждения. Так, оно представляет собой вывод их двух суждений.

В этом расчлененном понятии отдельно различают малую посылку, большую посылку и вывод. Эти элементы следуют друг за другом как бы по цепочке, вытекая одно из другого.

Например. Необходимо проследить цепочку отдельных мыслей, из сопряженности которых вытекает вывод.

  • Все металлы обладают электропроводностью (большая посылка – общее понятие о металлах).
  • Алюминий – металл (малая посылка, выделяется из класса однородных металлов конкретный – алюминий).
  • Алюминий способен проводить электричество (вывод, обобщающий первые две посылки).

Таким образом, здесь присутствует некая связь между логическими большой и малой посылками и вытекающим из их обобщения заключением.

Умение строить на базе понятий посредством суждений умозаключения входит в область исследований такой науки, как логика. Действительно, за счет разнообразных видов умозаключений, люди всегда получают новые знания, будь то собственные знания, полученные на своем опыте, или научные изыскания. Умение строить логичные умозаключения – это залог развитого мышления каждого конкретного человека, то есть без умозаключений процесс мышления был бы невозможен.

Умозаключение представляет собой весьма распространенную форму абстрактного мышления, оно используется как в повседневном, так и в научном мышлении человека.

Принципиальные отличия понятия и умозаключения

Проанализировав по отдельности каждую форму абстрактного мышления можно прийти к однозначному выводу, что, во-первых, понятие и умозаключение – это не идентичные по своему семантическому значению слова, а во-вторых, их функции также различны.

Да, их объединяет то, что они формируют абстрактное мышление человека и, конечно, связаны друг с другом.

Но они принципиально различны.

Главное отличие понятия от умозаключения и промежуточного между ними суждения состоит в том, что понятие – это:

  • Главная субстанция абстрактного мышления; из-за этого само мышление еще называют понятийным.
  • Оно служит для образования суждений и умозаключений.

Умозаключение, в свою очередь, представляет собой уже опосредованную субстанцию. Оно не может формироваться сразу на основе понятия. Должны пройти стадии становления сначала понятия, потом формирования суждения (суждений), а потом уже последует вывод в виде умозаключения.

Таким образом, получается, что умозаключение не сможет сформироваться само по себе. Иными словами, не будет понятия о предмете (реалии, явлении), не будет и умозаключения.

Именно такие сложные мозговые процессы и отличают человека от животных. Следует запомнить одну простую формулу: П – С – У (где П – понятие, С – суждение, У – умозаключение). Переставлять составляющие местами нельзя, иначе исчезнет научно обоснованная целесообразность постановки этих абстрактных терминов в один ряд.

Так, абстрактное (понятийное) мышление в отличие от наглядно-образного представляет собой опосредованный способ отражения окружающего мира.

Формы мышления: что это такое в психологии, что к ним относится, примеры

Личность, которая еще даже не получила школьное образование, уже является мыслящим существом, так как мозг применяет все свои способности: запоминает необходимую информацию, размышляет о важных делах, решает логические задачи. Именно в этой статье я расскажу вам об основных формах мышления – что это вообще такое и как это относится к психологии.

Более подробно о понятиях

Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.

Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.

Главные формы

Все они сильно связаны между собой и являются неотъемлемой частью реализации мыслительного процесса, благодаря которому мы имеем возможность проводить анализ, синтез, выстраивание логической связи. Это постепенно приводит к развитию интеллекта. Изучаются данные разновидности в науках по психологии и логике.

Понятие

Оно отражает общие и отвлеченные признаки в явлениях и предметах, окружающих нас. Это отражение носит разнообразный характер. Существует следующая классификация признаков (сходства или различия) по объему:

  • Общие. Присущи каждой личности (создание орудия труда, владение членораздельной речью, навыки размышления).
  • Единичные. Принадлежат одному человеку (телосложение, походка, жестикуляция).
  • Конкретные – совокупность объектов, которые могут существовать самостоятельно («реформа», «единство», «государство»).
  • Абстрактные – подразумевается не предметное составляющее, а его признак («отзывчивость», «несправедливость»). Мы не воспринимаем эти термины, как отдельные вещи, они лишь дополняют высказывание, например, «отзывчивые люди», «несправедливое отношение». Абстрактный тип не имеет множественного числа в русском языке.

Также эта форма подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное, размышления строятся «здесь и сейчас»;
  • опосредование, понимание достигается при дискуссиях и долгих рассуждениях.

Понятие отображает явления и их совокупность в абстрактной форме на основе существенных сходств или различий. Оно связано с главной языковой единицей – словом. Оно закрепляется в словосочетаниях, без которых не произойдет формирование понятийного процесса. Сформировав понятие, научные дисциплины отражают в них изучаемые явления или объекты. Например, наука «Экономическая теория» образовала термины: «капитал», «спрос», «предложение», «стоимость», «продукция».

  • Познавательная – формируется в результате определения общих предметных черт. Во время понятийного формирования постигаются единые свойства, которые помогают познать сущность объекта.
  • Коммуникативная – доказывает, что понятие – составляющая общения. Зафиксировав свои мысли и знания, мы обмениваемся ими при коммуникации друг с другом, а также на основе опыта передаем их новому поколению.Так происходит социальное наследование знаний.
Читайте также  Что лучше алькантара или экокожа и чем они отличаются?

Наиболее важным показателем усвоение информации является ее осознание. Например, вы можете использовать какой-либо термин, точно не зная его смысл, но если полностью осознать его сущность, вы не покажитесь некомпетентным человеком. Поэтому осознанность считают важным звеном соединения понятия и понимания.

Суждение

Это обозначение связи между параметрами, отношениями и качествами предметов окружающей нас действительности. Сутью является отрицание или обоснование взаимосвязей. Человек при формировании своего мнения использует уже осознанные сведения и затрагивает этим как умственную деятельность, так и органы чувств и память.

Повторение «Суждение, умозаключение, понятие»

Урок 16. Информатика 4 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам в личном кабинете

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно его приобрести.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Повторение «Суждение, умозаключение, понятие»»

Сегодня я получил письмо от Аркадия. Помните, это хороший друг Иннокентия? Аркадий написал, что изучил с Иннокентием весь раздел «Суждение, умозаключение, понятие» и хотел, чтобы я провёл для него экзамен по этим темам. Это, конечно, не проблема. Но я думаю, что благоразумнее будет всё же сначала повторить изученный материал. Итак.

Как мы уже знаем, существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности (окружающего мира) и мир понятий человека об этих объектах. Мир понятий относится к нашему мышлению.

Встреча с любым предметом или явлением оставляет в памяти человека его образ. Даже спустя некоторое время, иногда достаточно длительное, мы помним образ того, что видели когда-то, пусть не во всех деталях, но помним. Вот у Игоря остался образ увиденного когда-то автомобиля. Миша хочет по памяти нарисовать попугая одноклассницы, которого он видел ранее и образ которого у него остался в голове. А у Лены после посещения динопарка в голове остался образ не одного, не двух, а нескольких динозавров.

Как вы помните, все объекты имеют различные свойства, в том числе существенные.

И очень важно уметь видеть и называть эти существенные свойства объектов.

Ведь при их перечислении мы даём определение понятия конкретного объекта.

Значит, определение понятия – это список существенных свойств, которые позволяют безошибочно выделить объект из множества других объектов, ему подобных.

Все объекты с такими свойствами, которые есть, когда-либо были и когда-нибудь будут, составляют объём понятия. Множество грибов составляют объём понятия «гриб». Множество собак составляют объём понятия «собака».

Каждый человек мыслит понятиями, поэтому говорят, что понятие – это форма мышления человека.

Понятие об объекте можно выразить словом или устойчивым словосочетанием – термином.

Термин – это слово или словосочетание, которое обозначает объект из мира науки, искусства, техники.

Как мы уже знаем, с понятиями можно совершать действие «деление понятия» и действие «обобщение понятий». Здесь всё проще простого.

Деление понятия – это мысленное действие, смысл которого – выделение видовых понятий, которые входят в родовое понятие.

А обобщение понятий – это мысленное действие, смысл которого – объединение видовых понятий в одном родовом понятии.

Мы помним, что в делении понятия стрелки на линиях схемы идут от родового понятия к видовым.

А в обобщении понятий наоборот, от видовых понятий к родовому.

Деление понятий и обобщение понятий – это взаимообратные действия.

На сколько я помню, для Аркадия самой сложной была тема «Отношения между понятиями». Но, если быть очень внимательным и не спешить, то и здесь возможность допустить ошибку сводиться к минимуму.

Главное помнить, что отношения между понятиями бывают род → вид, вид ↔ вид, вид ← род, целое → часть, часть ← целое и часть ↔ часть.

Помним, что линия со стрелкой начинается от отношений «род» и «целое» и указывает на отношения «вид» и «часть».

И вот тут для вас задание. Распределить эти пары понятий в соответствующие отношения между ними.

Верно будет вот так.

Ещё мы знаем, что отношения могут быть симметричными и несимметричными. Отношения между видовыми понятиями одного уровня (например, вид ↔ вид) – симметричные. Эти отношения обозначают двунаправленной стрелкой.

Отношения между родовым и видовым понятиями (например, род → вид) – несимметричные. Эти отношения обозначают однонаправленной стрелкой.

Конечно, не забываем о том, что некоторые понятия находятся в отношении пересечения. Помните? Мы выяснили, что некоторые латинские буквы используются в качестве римских цифр. Поэтому понятие «буква» и понятие «цифра» находятся в отношении пересечения и входят в понятие «знак». И такое отношение, конечно, удобно изображать наглядной схемой – кругами Эйлера.

Кругами Эйлера можно изобразить и непересекающиеся понятия. Например, понятия «сокол» и «тигр». Они не пересекаются, так как ни один сокол не может быть тигром и ни один тигр не является соколом.

Строя круги Эйлера, надо быть внимательными, чтобы правильно представить отношения между понятиями. Круги, которые обозначают видовые понятия, должны быть меньше и входить в другой круг большего размера, который обозначает родовое понятие.

Ребята, помните? Под высказыванием (суждением) понимают только такое повествовательное предложение, о котором можно однозначно сказать истинно оно или ложно. Именно первое предложение повествовательное, и мы точно можем сказать, что оно истинно.

А что значит «высказывание (суждение) истинно»? Это значит, что оно соответствует действительности. А то высказывание (суждение), которое действительности не соответствует, – ложное.

Ещё суждение может быть простым или сложным.

Сложное состоит из нескольких простых суждений.

Я люблю определять истинность суждений, ведь иногда нужно подумать, поразмышлять над их смыслом. Помните, в одном из уроков, мы определяли истинность вот этих двух суждений.

«Все птицы хорошо летают» и «Некоторые птицы умеют летать».

На первый взгляд казалось, всё просто, конечно, птицы летают. Но вспомнив о таких птицах, как страус, пингвин, мы понимаем, что всё-таки первое суждение ложное. Поэтому будьте, ребята, внимательны, много читайте, хорошо учитесь в школе. И тогда без труда сможете определить – истинное суждение или ложное.

Ещё одно интересное умственное действие – это составление заключений на основании анализа одной, двух и более посылок.

Посылки – это суждения, на основании которых делается заключение.

Заключение – это вывод, который делается на основании анализа суждений.

Умозаключение – это посылки и заключение вместе.

Посылки располагаются над чертой, а заключение – под чертой.

Ну а одним предложением это звучит так: умозаключение – это умственное действие, которое состоит из мысленного анализа посылок (они над чертой) и составления заключения (оно под чертой).

Ну вот, теорию мы повторили. Но знать теорию – это только полдела. Ещё надо уметь применять её на практике. Вот этим, Аркадий, ты сейчас и займёшься. Экзамен для тебя будет состоять из нескольких практических заданий. И вы, ребята, тоже присоединяйтесь к их выполнению.

Итак, задание первое.

Множество предложенных слов разделите на две группы.

Читайте также  Разница и отличия между контрактом и договором

К каждой группе подберите название родового понятия.

И представьте каждую группу в виде двух схем: «деление понятия» и «обобщение понятий».

Ну что? Проверим, как выполнил это задание Аркадий. Видовые понятия: махаон, пестрянка, крапивница, адмирал, павлиний глаз, лимонница относятся к родовому понятию «Бабочка».

А видовые понятия: Цефей, Пегас, Орион, Кассиопея, Лира, Андромеда относятся к родовому понятию «Созвездие».

Схемы деления и обобщения понятия «Бабочка» выглядят вот так.

А понятия «Созвездие» — вот так.

С помощью стрелок распределите суждения по видам.

Предложения, которые суждениями не являются, распределять не надо.

Аркадий выполнил задание вот так.

Глухарь красивее фазана. Это не суждение.

Зубр – травоядный, тигр – хищник. Это сложное и истинное суждение.

Лист берёзы называется хвоей. Суждение простое и ложное.

Сумма чисел три и пять равна восьми,

а произведение чисел три и пять равно тридцати пяти. Сложное и ложное суждение.

Слово «волнистый» – прилагательное. Это суждение простое и истинное.

В году двенадцать месяцев? Это не суждение.

И последнее задание.

Сделайте заключение на основании посылок. Проверяем Аркадия.

Посылка: Все овалы – геометрические фигуры.

Заключение: Некоторые геометрические фигуры – овалы.

Посылка А: Некоторые животные – птицы.

Посылка Бэ: Некоторые птицы летают.

Заключение: Некоторые животные летают.

Аркадий, ты молодец!

Надеюсь, вы, ребята, тоже выполнили всё верно и вопросов по разделу «Суждение, умозаключение, понятие» у вас не осталось.

А если вы что-то упустили, то всегда можно открыть учебник и ещё раз повторить пройденный материал.

33. Понятия, суждения и умозаключения

33. Понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления, диалектика их соотношения. Логические ошибки, логика и софистика, ее соотношение норм логики с нормами нравственности.

(А) Понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления, диалектика их соотношения.

Мышление 1) это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей; 2) это интеллектуальный процесс построения и соотнесения мыслей с целью формирования знаний достижения истины. Мышление человека является основной функцией его сознания, а, следовательно, и основной функцией человеческого мозга.

Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие это как бы сам акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общие, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. («Человек – это биосоциальное существо, обладающее разумом, членораздельной речью и способностью трудиться».) В отличие от ощущения, восприятия и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. (Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виде наглядного образа. Нельзя представить «зло», «доброту».) В различные эпохи понятия различны по своему содержанию. Они различны на разном уровне развития одного и того же человека. Для научного мышления необходимо точное определение каждого понятия.

Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

Суждение это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (отрицается) что-либо о чем-либо. (Пример: «Клен – растение» — суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение)

Если бы в нашем сознании существовали бы только одни понятия, не связанные между собой, то не могло быть и процесса мышления. Понятия живут лишь в контексте суждений. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – свернутое суждение.

Словесной формой выражения суждения является предложение. Суждения всегда представляют собой связь 2 понятий: о чем высказывается и что высказывается. Различают единичные, частные и общие суждения: «Ньютон открыл закон тяготения», «Некоторые люди злые», «Кость – одна из активных тканей». Суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

К тому или иному суждения человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем — с помощью умозаключения. Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мышления понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий — в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Суждения, из которых выводится заключение, называются посылками.

Умозаключение операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение. Умозаключение – более высокий уровень логического опосредования, чем суждение. (Пример умозаключения: Человек, просыпаясь утром зимой, видит на окне снежные узоры, он приходит к выводу, что ночью был сильный мороз.) Умозаключение как сопоставление суждений принесло человечеству принципиально новую познавательную возможность: оно избавило его от необходимости постоянно «тыкаться носом» в результаты единичного опыта и строить неисчислимое множество частных суждений.

Дополнительно: Появилось также в то время и необходимость в предположительном знании, в гипотезе.

Гипотеза это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений.

Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, это своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как сказал И.Гете, «леса, которые возводят перед строящимся зданием и сносят, когда здание готово.

В силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории.

Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи. (Это система суждения и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.)

Сердцевину научной теории составляют законы. На основе глубоко познания вещей, их свойств и отношений человек может прорывать границы настоящего и заглядывать в будущее, предвидя существование еще неизвестных вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Венец научной работы есть, по словам Н. А. Умова, предсказание.

(Б) Логические ошибки, логика и софистика, соотношение норм логики с нормами нравственности.

В любых рассуждениях значение всех терминов, употребленных однажды, должны быть неизменными. Содержание мыслей, задействованных в рассуждении, должно на период рассуждения как бы замереть и никак не изменяться. Отсюда основополагающий, исходный и наиболее фундаментальный признак всей формальный логики, распространяющийся и на математику – закон тождества. (А=А) Этот закон был впервые сформулирован и обоснован Аристотелем («Мысль должна быть тождественна самой себе!»)

Основная логическая ошибка, связанная с нарушением закона тождества называется подмена термина. (

1. лекарство – благо

2. чем больше блага – тем лучше

здесь произошла подмена термина – «благо» в 1 и 2 имеют разное значение)

Встречаются и другие формально логические ошибки (хотя большинство из них является, по существу, лишь вариантами «подмены»):

поспешное обобщение (по аналогии)

довод к публике (апелляция к интересам аудитории)

довод к человеку (ссылка на авторитет)

аргумент дьявола (неуместное преувеличение)

Ошибка – это непреднамеренное нарушение правил и законов логического мышления – паралогизм. Паралогизм, как правило, ведет к заблуждениям.

Читайте также  Индийская и иранская хна — чем они отличаются

Если же логические ошибки кем-то совершаются преднамеренно (с осознанной целью введения собеседника в заблуждение), это будет софизм (от гр. — sophism – измышление, хитрость). По своему строению паралогизм не отличается от софизма. Последний отличается от первого лишь своим происхождением. В этом отношении софизм является разновидностью лжи, интеллектуальным мошенничеством.

В Древней Греции софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности. (Солон и Пифагор) Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла. Софисты – «учителя мудрости»- учили не только технике политической и юридической деятельности, но и вопросам философии, а также обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности мысли, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Основные представители: Протагор, Горгий, Продик. Протагору принадлежит знаменитое положение: «Человек – есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, всякому утверждения может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Логические ошибки возникают в связи с низкой логической культурой человека, которые не способен выявить паралогизм, как в своих рассуждениях, так и в рассуждениях собеседника. Такой человек — удобная почва для восприятия любого рода софизмов, т.е. он может быть легко обманут в каких-либо целях другими людьми, более квалифицированно владеющими аппаратом логики и диалектики в их единстве, но «не чистых на руку». Т.о., использование софизмов является нормальным с точки норм зрения формальной логики, но не как не сочетается с нормами нравственности. (Аналогично и в религии, «дьявольщина» начинается с живописной, а потому привлекательной разболтанности мыслей, с ряда их подмен в процессе размышления и с софистики. Поэтому христианство всегда уделяло большое внимание логике, и использовало публичные диспуты, сопровождающиеся логически обоснованной критикой оппонентов церкви).

вариант 8

Вариант № 8
1. Чем умозаключение как форма мышления отличается от суждения? Чем умозаключение отличается от понятия? Что объединяет все три формы? Какова роль умозаключений в познании мира?

О: Умозаключение является более сложной формой мышления, в отличии от суждения. В состав умозаключения входит суждение, значит и понятия. Но умозаключение нельзя свести к понятию, оно показывает их определенную связь. Так, именно в умозаключениях кроется «тайна» принудительной силы речей. Именно с постижения этих тайн, зарождалась наука логика. За счет многообразных видов умозаключений, люди имеют новые знания в нашей жизни и научных теориях, без умозаключений процесс мышления был бы невозможен.
«Умозаключение – это форма мышления, посредством которой осуществляется переход от известного (имеющегося) знания к новому знанию. В структуре умозаключения часто выделяется:
1.посылки – это исходное знание, которое и есть основание для умозаключения.
2.заключение – производное, то есть новое знание, которое получается из посылок.
3.Логическая связь между посылками и заключением, которая выражает отношение между ними.
Умозаключения весьма распространенная форма, используемая в научном и повседневном мышлении. Роль умозаключений в познании мира этим и определяется. Значение умозаключений — не только связывать, наши знания в более или менее сложные знания и в относительно законченные комплексы – мыслительные конструкции. А также обогащать и усиливать эти знания.

3. Решите практические задания:
a. Укажите, в каких отношениях находятся следующие пары понятий: «город» и «деревня», «небесное тело» и «звезда». Используя круги Эйлера, изобразите взаимное положение объемов указанных пар понятий.
О: обозначим данные понятия: Г – город, Д – деревня, Н – небесное тело, З – звезда.
изобразив данные понятия, с помощью кругов Эйлера, получим:

b. Дайте логическую характеристику понятию «ненависть».
О: понятие «ненависть» является общим, абстрактным, отрицательным, безотносительным.

c. Совершите операции ограничения и обобщения объемов следующих понятий: «знаменитый артист», «ураган», «сборная России».
О:
операция обобщения:
«Знаменитый артист» — « Знаменитый человек» — « Человек «
«Ураган» — «Атмосферный вихрь, больших размеров» — « Атмосферный вихрь»
«сборная России» — «сборная страны Восточной Европы» — « сборная страны»

операция ограничения:
«Знаменитый артист» — « Знаменитый Шаляпин» — « Знаменитый Федор Иванович Шаляпин»
«Ураган» — «Ураган, затронувший Ямайку» — «Ураган Сэнди»
«сборная России» — « женская сборная России» — «женская сборная России по легкой атлетике»

d. Дайте пример генетического определения.
О: Круг — это кривая, образуемая движением на плоскости точки, которая сохраняет равное расстояние от центра»

e. Приведите пример суждения вида А, в котором субъект распределен, а предикат – нераспределен.
О:
суждение вида А – общеутвердительное суждение
схема : Все S+ есть Р-
пример: Все студенты любят закрывать сессию
субъект S — «студенты» распределен
предикат Р – «любящие закрывать сессию» не распределен

4. Выполните практические задания:
a. Какое правило определения понятий нарушено: «Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны»?
О:
нарушено правило определения : определение содержит тавтологию.(понятие количество раскрывается через количественную сторону), т.е. «масло масленое» — та же самая тавтология.

b. Преобразуйте следующее суждение путем превращения, обращения и противопоставления предикату: «Все автомобили являются средствами передвижения».
О:
(А):Все автомобили являются средствами передвижения
схема: Все S есть Р

Общая схема превращения:
A Все S суть P……………………E ни одно S не есть не-P
Общая схема обращения:
A Все S суть P……………………I некоторые Р есть S
Общая схема противопоставления предикату:
A Все S суть P…………………… ни одно не-P не есть S

превращение: Ни один автомобиль не является не средством передвижения
обращение: Некоторые средства передвижения являются автомобилями
противопоставление предикату: Ни одно не средство передвижения не является автомобилем

c. Установите с помощью логического квадрата, в каком отношении находятся суждения «Ни одно существо не бессмертно» и «Некоторые существа бессмертны».
О:
(Е): Ни одно существо не бессмертно
(I): Некоторые существа бессмертны
рассмотрим логический квадрат

видно, что данные суждения находятся в отношении противоречия.

e. Определите вид аналогии в следующем примере: «Жабры для рыб – это то же самое, что легкие для млекопитающих».
О:

Рыбы дышат жабрами
Млекопитающие дышат легкими
значит, жабры для рыб, тоже самое, что легкие для млекопитающих

3,012 просмотров всего, 5 просмотров сегодня

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: