Староверы и старообрядцы: кто это и в чем разница

На тему отличия староверов и старообрядцев существуют разные взгляды и позиции. Но несмотря на это, сейчас понятия «староверы» и «старообрядцы» можно считать тождественными или же исходить из самоназвания каждой старообрядческой общины.

Староверы и старообрядцы: кто это и в чем разница

В чем разница между староверами и старообрядцами

Старообрядческая вера в недрах православия существует несколько веков. Ее последователей называют староверы и старообрядцы. В чем разница между этими определениями? Для понимания двух слов необходимо ознакомиться с их происхождением.

  1. История
  2. В чем отличие староверов от старообрядцев
  3. Старообрядчество в современном мире

История

В середине 17 века в Российской империи была проведена церковная реформа. Во главе перемен встали царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Изменения во многом касались обрядовой части богослужений. Отныне полагалось креститься не двумя, а тремя перстами, написание «Исус» сменилось на «Иисус», изменилось число и вид просфор и прочее.

В подобных переменах заметен был курс на сближение с Византией и на укрепление Русской православной церкви в мировом религиозном сообществе. Принятие греческих канонов православия роднило восточное и западное христианство.

Но не все приняли новые нормы, остались твердые приверженцы старых традиций. Это привело к расколу Русской церкви. Тех, кто не признал новый порядок, стали называть «раскольниками». Они становились изгоями общества, подвергались преследованию и казни.

Лишь в начале XX века людей старой веры перестали именовать «раскольниками» и дали им официальное название – старообрядцы.

Семья старообрядцев

Старообрядная традиция делится на течения:

  • беспоповство (обходятся без духовенства);
  • поповство (считают священство необходимым);
  • отдельно можно выделить — единоверие (признание юрисдикции Московского Патриархата при сохранении обрядовых отличий).

В чем отличие староверов от старообрядцев

В современном обществе слова «староверы» и «старообрядцы» воспринимаются как синонимы, но не все с этим согласны. Есть несколько теорий о том, в чем принципиальное различие данных понятий.

  1. Существует мнение, что староверы существовали обособленно еще до раскола Русской церкви, и основу их веры составляли древнеславянские, часто языческие, учения, давшие впоследствии материал для исследования славянских вед. Раскольники были вынуждены бежать в глухую местность, спасаясь от преследователей, где их и приютили староверы.
  2. Более традиционной считается теория, что «староверы» — это самоназвание беспоповцев. Они наиболее далеко отошли от общепринятых канонов и традиций православия. Не согласные с остальными старообрядцами, признающими священство (в некоторых случаях даже священников РПЦ), беспоповцы предпочитали себя называть «староверами».
  3. Часто «староверами» себя называют старообрядцы самых разных течений, не признавая термин «старообрядчество», поскольку он указывает на разницу лишь в обрядовой части служения Богу, в то время как отличие от никонианского православия затрагивает и духовные аспекты веры.
  4. Ну и, наконец, среди приверженцев дораскольной религии часто ставится вопрос о том, что неправомерно называть их религию «староверной» или «старообрядческой». Поскольку не может быть веры старой или новой, она во все времена одна и единственно истинна.

Старообрядчество в современном мире

В настоящее время древнеправославие существует не только на постсоветском пространстве, но также в Латинской Америке, Австралии, США, Польше, Болгарии и др. странах. Однако крупнейшей остается Русская православная старообрядческая церковь.

Подсчитать даже приблизительное количество старообрядцев практически невозможно. Основная их часть, чаще всего именующая себя староверами, селится в глухих местах, сократив связи с цивилизацией до минимума.

Обособленные общины староверов свято хранят религию, не допуская ни малейших её видоизменений. Также почитаются и соблюдаются ими нормы нравственности и семейные порядки, позаимствованные в Домострое.

Мужчины у старообрядцев почти все носят бороды, женщины покрывают голову платком. Дети воспитываются в строгости и с малых лет приучаются к соблюдению религиозных обычаев и изучению Библии.

Как мы видим, на тему отличия староверов и старообрядцев существуют разные взгляды и позиции. Но несмотря на это, сейчас понятия «староверы» и «старообрядцы» можно считать тождественными или же исходить из самоназвания каждой старообрядческой общины.

Видео по теме: Кто такие староверы и старообрядцы?

Наука и религия: история взаимоотношений в древности и в современности. Об этом в статье ранее.

Староверы и старообрядцы: в чём разница?

Староверов нередко называют старообрядцами (раскольниками) или наоборот. Многим людям и в голову не приходит, что речь идёт о совершенно разных направлениях. «Староверы и старообрядцы: в чём разница между этими людьми?» – задаются вопросом несведущие.

Как возникла путаница?

Староверы и старообрядцы имеют разное мировоззрение. Путаницу в терминологии создали не слишком образованные работники СМИ, сделав эти слова синонимами. Неправильному их употреблению также способствовал тот факт, что раскольники вынуждены были бежать на Беловодье и в Приморье после проведения реформ Никона. Староверы дали старообрядцам приют и помогли укрыться от гонений. Этих людей связала не общая вера, а принадлежность к одному этносу.

Старообрядцы и староверы: отличия

Чтобы понять, в чём отличие между этими людьми, для начала нужно уяснить, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, которые не захотели подчиниться новым правилам, называли раскольниками. Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно встретить даже в Бразилии. Только в ХХ веке к «вероотступникам» стали относиться более снисходительно. В 1905 году Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено более нейтральным «старообрядец».

Нежелание части православного населения страны принять нововведения Никона было связано со значительными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, оскверняли истину:

  • В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть, Исус. После проведения реформ имя получило современное написание.
  • До нововведений Никона креститься полагалось двумя пальцами. Согласно новому канону, крестное знамя накладывалось тремя пальцами.

  • Патриарх-реформатор постановил, что ходить вокруг церкви можно только против часовой стрелки.
  • При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия появились не только в проведении богослужений. Некоторые термины были заменены: слово «правоверный» было заменено на «православный». Были и другие значительные перемены.

Староверами называют приверженцев дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в Славянские Веды. Последователей традиции не стоит считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного более масштабно, чем у христиан. Староверы ближе к природе и лучше понимают её законы.

Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что им создано. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Соединение с естественной средой необходимо для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды зачастую называют не религией, а древним мудрым знанием. Согласно староверческому летоисчислению, в настоящее время жители планеты проходят через эпоху, которая называется ночь Сварога. Это один из самых трудных периодов в истории человечества, характеризующийся всевозможными бедствиями и кризисами. С точки зрения Славянских Вед, всё происходящее сегодня в мире вполне объяснимо и не должно вызывать удивления или недоумения.

Знания, полученные нами в школе, не всегда находят своё применение в жизни. Давая готовый материал, учитель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Староверы и старообрядцы: в чём разница?». Эти термины не синонимичны. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.

В чем разница между старообрядцами и староверами

Большинство людей путает понятия «старовер» и «старообрядец», кто-то считает что это – одно и то же разными словами. Правда в том, что речь идет о двух совершенно разных религиозных течениях, со своими взглядами и укорененными нормами. Стоит узнать об этом детальнее.

Разница между староверами и старообрядцами

Итак, для начала надо разобраться, кто такие староверы, а кто – старообрядцы. Старообрядцами называют христиан, воспротивившихся принятию реформ патриарха Никона. В 50-х годах XVII века эти реформы повлекли за собой раскол Русской церкви, и тех, кто отказывался им подчиняться, объявляли раскольниками, предавали анафеме и всячески притесняли. Многие погибли, кому-то удалось бежать за границу, и там уже продолжать свой род. Только в прошлом веке отношение к ним смягчилось. Указ царя Николая II от 1905 г. предписывал слово «раскольник» заменить нейтральным «старообрядец».

А против чего же так восстали эти люди в те смутные времена, когда Никон расколол церковь? По их убеждению, большинство нововведений не соответствовали истине и оскверняли ее. Например:

  1. Согласно реформам, имя Бога стало писаться как Иисус. А книги старых обрядов предусматривали одну «и» в начале – Исус.
  2. Новый канон говорил креститься тремя пальцами, а не двумя, как ранее.
  3. Ходить вокруг церкви теперь можно было лишь противосолонь (против часовой стрелки).
  4. Серьезным правкам подверглись книги богослужений. В частности, слово «правоверный» заменили на «православный».

Староверами же называют тех, кто придерживается дохристианских взглядов на мир. Большим заблуждением будет считать их какими-то закостеневшими, погрязшими в далеком прошлом нелюдимами, которые презирают современную религию и уклад жизни в целом. Эти люди имеют намного более сильную связь с природой, их мировоззрение более широкое, чем у обычных христиан. Они чувствуют себя последователями древних славян, верят в Славянские Веды и особую неразрывную связь между человеком и природой. В этом коренное отличие между староверами и старообрядцами, которые проводят четкую грань между Создателем и тем, что он создал.

Вот так выглядит типичный старовер

Староверы убеждены, что, только уединившись с природой, человек способен познать свою истинную суть и смысл нахождения в этом мире. Староверское летоисчисление говорит, что сейчас человечество проходит через эпоху Ночь Сварога (Кали Юга), один из труднейших периодов в современной истории: экономические кризисы, военные конфликты, природные катаклизмы, торжество корпораций-гигантов. Согласно Ведам, все происходящее в мире можно объяснить, и ничего случайного нет.

Читайте также  Какие наушники лучше купить беспроводные или проводные

Обычаи староверов

Молитв, в традиционном понимании слова, у староверов нет. По их убеждению, молитва – нечто унизительное по отношению к обеим сторонам: самому молящемуся и тому, кому (чему) он молится. Вместо этого староверы совершают собственные родовые обряды, но о них не может знать не то, что простой мирянин, а даже представитель другого рода. У каждого рода свои уникальные обычаи, которые люди надежно хранят в тайне.

Подобное отношение у староверов и к иконам – они считают это идолопоклонничеством. Стены их домов украшены не образами, а фотографиями предков, их письмами, какими-то личными вещами. Так сохраняется сильнейшая духовная связь между поколениями, что для староверов является основой мировоззрения. Как и ощущение принадлежности к природе.

Староверы идентифицируют себя с природой, но не преклоняются перед ней, как перед Богом

Вообще, староверие характеризуется отсутствием общих жестких правил и догм, которых неукоснительно стоит придерживаться. Не обязательно носить специальные одеяния, принимать участие в обрядах. Главное для староверов – жить по совести, в ладу с ней.

Что отличает старообрядцев от православных

Стоит заметить, что среди старообрядцев существует несколько течений. Два главных – поповцы и безпоповцы. Вторые признают только 2 таинства: Крещение и Исповедь (Покаяние), в некоторых случаях еще таинство Брака и Освящение воды. Поповцы же признают 7 таинств древней церкви и еще ряд менее значимых таинств.

В целом все течения старообрядцев имеют общий ряд принципиальных отличий от православных. Вот к чему сводится их суть:

  1. Крест старообрядцев имеет не 4 конца, а 8.

К четырехконечному кресту добавляются еще 2 маленькие перекладины: прямая около верха и косая внизу

Есть и другие разновидности старообрядческих крестов, но они распространены в меньшей степени.

  1. Православные используют земные и поясные поклоны, старообрядцы – только земные.
  2. Эти люди по-прежнему крестятся двумя пальцами. Троеперстное знамение старообрядцы изначально считали похожим на дулю.
  3. В течение богослужения старообрядцы держат руки скрещенными на груди, в то время как православные выпрямляют их по швам.
  4. Во время крестных ходов старообрядцы ходят посолонь (по часовой стрелке), в отличие от представителей нового обряда, ходящих против часовой стрелки.
  5. Адепты старого обряда по-другому записывают имя Бога. В молитвах и священных книгах, по словам специалистов, встречается свыше 50 различных вариаций.
  6. Следование старому обряду подразумевает, что табак и алкоголь – вето. Лишь несколько течений старообрядцев допускают употребление совсем небольшого количества алкоголя в самые главные религиозные праздники – не больше 3 рюмок!

Где живут старообрядцы

Настоящей вотчиной старообрядцев России является Сибирь и, в частности, долины Енисея. Их там, по подсчетам, десятки тысяч. Большинство – потомки раскольников, оставшихся на этих землях. Но нередко там оседают потомственные старообрядцы, родившиеся и выросшие за границей.

Внешний вид

У старообрядцев есть огромные отличия от православных во внешнем облике. Это проявляется в следующем:

  • Мужчины обязательно должны носить большие бороды. Сбривать их строго запрещено;
  • Стандартное одеяние мужчины – большая неопрятная рубаха навыпуск, как носили на Руси встарь;
  • Рубаху дополняет затянутый пояс. Его наделяют функцией разделения тела на верхнюю часть – духовную, стремящуюся к Творцу – и нижнюю, которая символизирует все земное и низменное;
  • Никаких ярких цветов в одежде! Только строгие, одноцветные вещи;
  • Галстук – недопустимый аксессуар для старообрядца. Он ассоциируется с Иудой, и оттого галстук называют Иудиной удавкой;
  • У православных женщина может приходить в храм, укрыв голову платком или косынкой, завязанной в узел. В храме же старообрядческом женщине разрешено находиться лишь в платке, который заколот булавкой под подбородком.

Так обычно выглядят старообрядцы

Обычаи старообрядцев

У старообрядцев существовали следующие обычаи.

Крещение у поповцев

Старообрядцы-поповцы могут совершать таинство крещения, по желанию, в природном водоеме либо в купели. Проводить таинство должен священник. Исключение составляет ситуация, когда человек при смерти и боится уйти некрещеным, а старообрядческого священника в тот момент не найти в окрестностях. Тогда ритуал совершают миряне.

Человек трижды окунается в чистую воду. Священник при первом омовении произносит: «Крещается Раб Божий … во имя Отца, аминь», при втором: «и Сына, аминь», при третьем: «и Святого Духа, аминь». Омовение в воде символизирует очищение от греховности и соединение с Богом.

При крещении младенца необходимо прочесть молитвы родильнице и при наречении имени младенцу. Так делается, чтобы здоровье матери укрепилось после родов, а дитя прожило свою жизнь по совести и заслужило Царство Небесное. На 8-й день над окрещенным следует провести обряд Миропомазания.

Крещение у безпоповцев

У старообрядцев-безпоповцев таинство Крещения проходит похожим образом. Так же разрешается крещение как в природном водоеме, так и в купели.

Важно! Воду в купели после каждого крещеного следует менять, чтобы там не оставались грехи человека. Если крестится взрослый, то в помещении с купелью может присутствовать только он и священник, для младенца разрешено присутствие родственников.

Совершаются три окунания, во время которых священник произносит благословение. В течение 8 дней после крещения не рекомендуется мыть тело полностью и снимать рубаху, в которой окрестили. На 8-й день осуществляется Миропомазание.

Венчание

Ритуал венчания по старому обряду заметно отличается от того, что принят современным православием. Их разницу демонстрирует таблица.

Старый обряд Новый обряд
Чтение Апостола и Евангелия В самом начале После возложения венцов
Пение 127 псалма Добавились припевы, которых не было в старом обряде
Вопросы венчающимся о добровольности их намерений Нет Есть
Регистрация в ЗАГСе После венчания До венчания
Повойник на голову невесты Надевается в конце обручения Не используется

Бракосочетание старообрядческой пары

Похороны

У старообрядцев принято хоронить покойного на 3 день. Накануне погребения, утром того дня и перед захоронением проводятся панихиды. Чем дольше длится отпевание, тем более чистой душа предстанет перед Богом. Отпевания заслуживают только те, кто прожил жизнь достойно и праведно.

Голова покойного в гробу должна смотреть на запад, ноги – на восток. На похоронах проводится последняя служба, Лития. После нее символы веры достают из гроба, заколачивают и опускают его в землю. Поминки сразу после похорон у старообрядцев не заведены. Они проводятся на 3, 9 и 40 дни после смерти.

Как молятся старообрядцы

Известно, что последователи старообрядчества предпочитают креститься так, как это делали их прапрадеды, то есть двумя пальцами. После Никоновских реформ двуперстное знамение было заменено трехперстным, что символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Старообрядцы же веруют в Единого Бога-Творца, и не наделяют божественными свойствами смертного Иисуса и, по их мнению, придуманного христианами Святого Духа. Больший из двух пальцев в их знамении наделяется символизмом Бога, меньший же символизирует пророка Божия Иисуса из Назарета.

Старообрядец сложил пальцы для двуперстного знамения

Поклоны на старообрядческих службах могут совершаться только земные, поясные запрещены. Земные поклоны делятся на 4 вида:

  • обычный – поклон до грудей либо до пупа;
  • средний – до пояса;
  • «метание» (от греч. metanoia – покаяние) – малый земной поклон;
  • проскинеза – великий поклон до самой земли, с целованием ног.

Могут ли старообрядцы посещать православную церковь

Нет никаких существенных помех для посещения старообрядцами православных храмов. То, что они будут там креститься двумя перстами, а не тремя, может представлять неудобство лишь для них самих: вдруг кто криво поглядит или подумает чего? Но бояться нечего. Современное христианство признает и двуперстное, и троеперстное знамение: они оба имеют право на жизнь.

Старообрядцы могут при желании посещать православные храмы

Может ли старообрядец быть крестным у православного

Человек собирается крестить своего ребенка, и намерен сделать крестным хорошего, проверенного друга. Все бы ничего, но у них принципиальное различие в мировоззрении: один – православный христианин, другой – старообрядец. Как разрешить эту ситуацию?

Такой вариант возможен лишь в одном случае. Второй крестный обязательно должен быть православным, а крестный-старообрядец должен пообещать, что никак не будет препятствовать воспитанию малыша согласно традициям, предусмотренным нынешними православными канонами.

Может ли старообрядец перейти в православие

Если сторонник старого обряда по каким-либо причинам желает принять православие, у него есть возможность сделать это. Человеку надо будет принять обряд Миропомазания, и так он соединится со своей новой ипостасью.

СТАРОВЕРЫ И СТАРООБРЯДЦЫ

В истории религиозного мировоззрения наших предков есть не мало трагических и покрытых “тайной” страниц. К их числу можно отнести насильственный “разрыв” сравнительно мирного сожительства староверческой традиции ПравоСлавного мировоззрения наших предков с христианским, религиозным мировоззрением, основанном на культе Иисуса Христа. Случилось это в ХVII столетии в результате “реформ” Никона.

До этого времени на Руси совершенно свободно носили на груди поверх христианских крестов, например, родовые змеевики, с интересом слушали проповеди попов, но тех, кто отворачивался от РОДного ПравоСлавия по-прежнему называли изгоями.

Навязывание христианства на Руси проводилось сверху и далеко не мирными способами. Со времен “святого” для христиан князя Владимира, убившего своего брата и захватившего Киевский престол, началось преследование староверов и, в первую очередь, хранителей древнего ПравоСлавия – ведунов и ведуний. Согласно староверческой ПравоСлавной традиции ведуны, которых на Руси традиционно называли волхвами, должны были “освящать” не только Вече – собрание всех мирян для обсуждения общественных дел и оглашения решений Копы, но и деятельность самой Копы.

В этом отношении староверы и старообрядцы близки, поскольку до “реформ” Никона не было жесткой централизации христианской церкви, и часто попы выбирались также, как и ведуны гоев-староверов. Копное право долгое время сохранялось на Руси, и даже в условиях административного давления царской власти и церковной иерархии оно сохранялось в решении важных дел крестьянской общины, в традиции решать вопросы “всем ми-ром”, или с(копом).

Читайте также  Тироксин общий и свободный: описание и в чём разница?

В сохранившихся общинах старообрядцев не нарушалась традиция староверов ПравоСлавия давать право голосования на Копе лишь домохозяевам, имевшим постоянную оседлость. Это были семейные старей -шины – главы родов, которых называли “судьи копные”. Они выступали в качестве организующей силы крестьянских общин и позднее их стали называть “мужеве обчие”, т.е. мужи общины. В чем же особенность “копного права” ПравоСлавных староверов?

Согласно ПравоСлавной традиции сыновья и младшие братья домохозяев, а также женщины права голоса не имели и являлись в собрание только по особому требованию Копы для свидетельских показаний. Ведуны (волхвы) были хранителями ПравоСлавных традиций предков, но на Копе присутствовали и старцы, мнение которых спрашивали, когда нужно было вынести приговор на основании древних традиций. Старцы не имели права голоса на Копе, но к их совету обязательно прислушивались. Уважение к старшим – это отличительная сторона древнего ПравоСлавия, и она сохранялось среди старообрядцев. Копное право осуществлялось на принципе согласия – прихода к единому мнению всех сходатаев.

“Как деды наши поступали, так и мы будем действовать” — эта фраза была освещена многовековой традицией, и поэтому сравнительно легко было улаживать не только вопросы трудовой жизни общины, но и разного рода конфликты. Принцип выборности князей, священнослужителей и старейшин, освященный многовековой ПравоСлавной традицией, служил развитию самоуправления общин и, естественно, задевал интересы наследственной княжеской, а затем и царской власти. Вот почему Копное Право (мнение Копы), основанное на единогласии, справедливости (Законах Пра Вед) и опыте предков, в первую очередь подверглось нападкам князей и христианской церковной иерархии. Влияние ПравоСлавных традиций предков было настолько велико, что христианское старообрядческое движение пришло к беспоповщине. В истории “раскола” они известны как федосеевщина, филипповщина, бегуны, нетовцы и т.д.

В этих условиях официальная светская и церковная власть объединились. Вожди “раскола” — протопоп Аввакум, Иван Неронов, Никита Пустосвят, дьякон Федор и др. – понесли жестокие кары (смертная казнь, ссылка, вырезание языка и др.).

Как известно, составной частью “реформ” патриарха Никона, поддержанных “тишайшим” царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и введением единообразного богослужебного чина, что и послужило ближайшим поводом к “расколу”. Внешне ожесточенные споры старообрядцев с “никонианами” сосредотачивались около мелких обрядовых и текстовых вопросов, — старообрядцы с упорством отстаивали двуперстное сложение вместо трехперстного, начертание ”Исус” вместо ”Иисус” и т.д.

Однако “реформы” проводились не ради мелких изменений. Они служили целям укрепления централизованной власти и окончательного разрыва с древним ПравоСлавием, освещенного многовековыми традициями и хранимого ведунами и ведуньями славянских общин. Этот вывод подводит черту под всем тем, что объединяло староверов и старообрядцев, позволяло уживаться людям с разным религиозным мировоззрением.

Властолюбие и жестокость Никона, проявленные в подавлении новгородского бунта в 1650г., лучше всего служили целям укрепления царской власти и христианства на Руси. Однако цари, как это не парадоксально звучит, часто терпимо относились к ведунам и ведуньям древнего ПравоСлавия. Более того, в истории есть случаи, когда высокие сановники прибегали к услугам ведунов и ведьм, достойных продолжателей искусства П(Ра)метея. В мало известной Морозовской летописи есть очень важное для темы нашего исследования известие о том, что ведуны предсказывали будущее Борису Годунову.

Вот что об этом говорится: ”Призвав к себе, волхвов и волшебниц, и вопроси их: возможно ли вам сие дело усмотрети… буду ли я царем? Врагоугодницы же ему сказаша: истинно тебе возвещаем, что получиши желание свое – будеши на царствии московском; только на нас не прогневайся… недолго твоего царствия будет, только семь лет. Он же рече им с радостью великою и лобызав их: хотя бы седьмь дней, только бы имя царское положити и желание свое совершити!”. (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян, т. 3.- М.: Изд-во Эксмо, 2002, с.588).

Поскольку священнослужителей до “реформ” Никона выбирали на Копе, что нашло отражение, например, в такой народной поговорке как: “Копа перемажет и попа”, то главный удар наносился по тем “попам”, которые не порывали до конца со старой верой Предков. Они наиболее жестоко преследовались, и летописи сохранили не мало свидетельств по этому вопросу.

Например, “в 1628 г. по доносу архимандрита нижегородского Печерского монастыря и по указу патриаршему, был розыск над дьячком Семейкой, который держал у себя “недобрые ересные” тетради да приговору несколько строк. Семейко показал, что тетради он поднял в одной каменной башне, а заговор дал ему стрелец и писан он “к борьбе” (т.е. на охрану в бою). По осмотру, тетради оказались гадательные, называемые “Рафли”, по которым (как известно) ворожили во время судебных поединков (”поля”). Тетради эти были сожжены, а дьячок сослан в монастырь, где велено было сковать его по ногам в железа и приставить к черным работам, а причастия не давать ему впредь до патриаршего разрешения, исключая только смертного часу.

В 1660г. подана была челобитная на другого дьячка Ивана Харитонова в том, что он травы рвет, и коренья копает по лугам, и свадьбы отпущает, и жены с младенцами к нему часто приходят. При челобитной приложены в улику два заговора, писанные Харитоновыми один на заживление рань, а другой на умиление “сердца сердитых людей”. (Там же, с.592). Как видим, доносы стали главным средством борьбы с христианскими попами, которые до конца не порывали со старой ПравоСлавной верой предков и перенимали у ведунов (ведуний) все, что могло служить на пользу людям.

Однако старообрядцы – это не староверы. Старообрядцы, сохраняя древнее благочестие к традициям Предков и наследуя многое из того, что знали ведуны и ведуньи, могли все-таки уживаться со светской властью.

Когда, например, в 1702 г. Петр I с войском “проезжал по “Осударевой дороге”, проложенной по вековому лесу и болотам от Нюхчи до Повенца, всю старообрядческую округу охватил страх: одни готовились пострадать за веру, другие – покинуть уже обжитые места. Царю донесли, что здесь неподалеку живут старообрядцы-пустынники, но Петр, более занятый предстоящей осадой Нотебурга, ответил: “Пускай живут”, — и “проехал смирно”, с радостью замечает летописец” (Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862, с.113).

Следует заметить, что насилие, как метод борьбы с ПравоСлавными староверами и христианскими раскольниками, было далеко не единственным методом борьбы официальной христианской церкви и государственной власти. Борьба велась в сфере идеологии и в этих целях уничтожалась не только ведическая литература, но и совершался подлог древних рукописей.

Например, “в начале XVIII в. для борьбы с расколом были написаны “Соборное деяние на еретика Мартина” и Феогностов требник, выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Выговцам удалось доказать их подложность. Внимательно изучив рукописи, Андрей Денисов и Мануил Петров обнаружили, что текст написан по соскобленному, начертания букв не соответствует древним, а листы пергамента переплетены заново. За этот тонкий анализ Питирим назвал Андрея Денисова “волхвом”, но даже и нестарообрядец, беседовавший с нижегородским владыкой, возразил, что Выговский начетчик действовал не волшебством, а “естественным своим острым про разумением”.

Еще более точным было определение известного историка старообрядчества В.Г. Дружинина, который с полным основанием увидел в Выговцах первых палеографов и источниковедов” (Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог выставки.М., 1994, с.6).

Возникает вопрос, зачем официальная христианская церковь занималась подлогом древних рукописей?

Очевидно затем, чтобы протянуть “историческую нить”, связать историю проведения “реформ” Никона, поддержанных государственной властью, с историей ПравоСлавного народа.

Подделывая рукописи и “поправляя” историю русского народа ортодоксальное христианство лукаво стало называть себя “православным” и этот очень серьезный идеологический подлог был поддержан государством.

Более того, в первых документах, удостоверяющих личность человека в России, вносилась графа: “вероисповедание – православный”. Таким вот на первый взгляд удивительным образом были связаны в единое целое ПравоСлавные староверы и христиане-старообрядцы сегодняшнего дня.

Для более детального прояснения отличий староверов и старообрядцев обратимся к вопросам “веры” ведической и христианской в религиозных учениях.

В своей брошюре: “Что такое ПравоСлавие?” я утверждал и утверждаю сейчас, что вера является составной частью любой религии. Они соотносятся как “частное” и “общее”.

Главное отличие ведической ПравоСлавной религиозной доктрины от христианской в том, что она имела системную природу, являлась системным религиозным мировоззрением. Наши предки не противопоставляли “земное” и “небесное”, как это делают христиане. Вот почему они “боготворили” своих умерших соРОДичей, завещали это делать и нам.

Если “православный” христианин может удовлетвориться определением “веры” христианским богословом II века Теритулианом К.С. и его утверждением “веры” в вознесение Христа: “Верую, ибо это – абсурдно”, то ведическое ПравоСлавное учение не может этим удовлетвориться. Общее у них только то, что вера всегда субъективна. Это так, но ведическая ПравоСлавная религиозная доктрина не субъективна по своей природе. Ее можно назвать религиозной философией и религиозным мировоззрением, но не верой в привычном для христиан смысле.

В знаменитой “Велесовой книге” даются важнейшие философские понятия Явь, Правь и Навь. Явь – земной, материальный мир. Правь – небесный, идеальный мир, управляющий миром Яви. Навь – загробный мир духов. Они образуют триединство мироздания и систему мировоззрения ПравоСлавных людей.

Читайте также  Фотоомоложение и биоревитализация — сравнение процедур и что выбрать

Именно эта литература уничтожалась в годы “реформ” Никона и последующие столетия христианского мракобесия. Раскольники-христиане иначе относились к ведической литературе и этот тезис можно подтвердить множеством фактов. Ведуны и ведуньи, как уже отмечалось, могли предсказывать будущее и для этого они входили в трансовое состояние.

Именно таким путем постигают Абсолютную Истину (Бога) до сегодняшнего дня посвященные – “прав(вед)ники”. Путь постижения Истины (Правды) – это Правь в ПравоСлавии на Руси, Дао в Китае и Йога в Индии. Постигнувший Раджа-Йогу в Индии мог называться постигнувшим Истину Вед и становился б(Ра) хманом.

Естественно, что встать на Путь постижения Прави (Правды-Истины) мог далеко не каждый. Однако следовать тому, чему учили наши ведуны и ведьмы (ведуньи) никому не возбранялось, в том числе и христианам-старообрядцам.

Для ПравоСлавных Бог многолик, но это не уменьшало значение всех его про(явлений). Именно эта сторона древнего ПравоСлавного мировоззрения менее всего подходила для христиан. Для них символом “веры” был Иисус Христос и в этом главное отличие христианского мировоззрения.

Таким образом, существовали серьезные отличия между староверами и старообрядцами. Между ними были большие различия, но их объединяли общие национальные корни и старообрядцы были гораздо ближе к религиозному ПравоСлавному мировоззрению наших Предков, чем ортодоксальные христиане сегодняшнего дня.

Староверы — отличие от православных и старообрядцев

В 17 столетии случился церковный раскол и, хотя с тех пор прошло уже больше чем три века, но многим так и неизвестно истинное отличие между понятиями «старовер», «старообрядец» и «православный христианин». Если вам интересно получить ответ на поставленный вопрос, тогда предлагаю прочесть следующий материал.

Исторические сведения

Пожалуй, одно из наиболее трагических событий за российскую историю 17 столетия – раскол Русской Церкви. Он известен как церковная реформа или реформа патриарха Никона и был осуществлён действующим царём Алексеем Михайловичем Романовым совместно с его близким соратником патриархом Никоном.

Сначала внедрились кажущиеся несущественными изменения – складывание пальцев при совершении крёстного знамения иным образом, отмена поклонов до земли, но в будущем реформа начнёт затрагивать многие другие аспекты Богослужения.

Развитие церковной реформы продолжается по самое правление царя Петра I. Благодаря ей внедрилось множество новых канонических правил, обычаев и духовных установлений. Почти все составляющие религиозной жизни были затронуты при этом, а впоследствии реформа повлияет и на культуру, быт россиян.

Но далеко не все христиане были согласны с нововведениями, многие увидали в них стремление поменять само христианское вероучение, разрушить религиозный и культурный уклад, столетиями создаваемый в крещённой Руси. Очень многие священнослужители и простые люди начали яро протестовать против изменений.

Ими были написаны сотни писем и воззваний, в которых обличались нововведения и защищалась вера, что хранилась на Руси на протяжении сотен лет. В них говорилось о том, что реформу проводят насильно, пугают людей казнями и гонениями, при этом меняется и разрушается сама христианская вера.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

С осуждением к изменению веры относился и князь Григорий Потёмкин, называвший нововведение «злой верой». Говорил он о них следующее:

«Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго».

Всех противников церковной реформы предали анафеме по решению Московского собора 1656 года. Они были отделены от официальной церкви. Тогда то и возникает определение «старая вера» — то есть та, которая была до Раскола Русской церкви. Её приверженцев – то есть тех, кто не согласился с церковными реформами, проведёнными патриархом Никоном и продолжающих использовать древнерусские церковные установления, начинают именовать «старообрядцами».

Те же, кто принял реформу, стали известны как «нововеры» либо «новолюбцы».

Старообрядцы и староверы – в чём разница?

Многие люди убеждены в том, что староверы и старообрядцы выступают представителями одного и того же мировоззрения. Во многом здесь виноваты СМИ, которые не до конца разобрались в терминологии и начинают путать граждан. В действительности же ситуация обстоит совсем иным образом. Попробуем пролить свет на истинное положение вещей.

Староверы – кто они? Это люди, которые придерживаются старой языческой веры, той, что была на русских землях задолго до внедрения на них христианства. Их основное священное писание – это славянские Веды. Они ведут обычную жизнь современного человека, не имеют никаких запретов насчёт ношения одежды, живут в городах.

Что касается старообрядцев, то к ним, как уже обозначалось выше, относят представителей старой христианской веры, тех, кто не согласился с Никоновскими нововведениями 17 века. Старообрядцы проживают в отдельных посёлках и селениях – так называемых «общинах».

Наиболее распространённым старообрядчество считается в Сибири. В качестве примера можно привести семью Лыковых, которой довелось во времена СССР бежать в сибирские леса, где они скрывались от преследования властью.

Но хорошо запомните, что вера староверов – это совершенно не тоже самое, что вера старообрядцев. Староверы ориентируются на знания, сохранившиеся от древних славян и записанные в Славянских Ведах.

У них используется и другое летоисчисление, согласно которого сейчас в мире царит Ночь Сварожья (или Кали Юга в индийских Ведах) – очень тяжёлое время, когда Солнечная система проходит по пространствам Тёмных Миров. Поэтому-то в мире царит хаос, очень многие люди не живут по законам Вселенной, совершают разные плохие деяния.

Старообрядцы – отличие от православных

Но вернёмся к старообрядцам. Какие различия есть в их вере от православия?

Называемые иначе «раскольниками», старообрядцы максимально сохранили и продолжают придерживаться всех догматов, канонических положений, чинов и последований, которые существовали ещё в древнерусской Церкви.

В основном различия в вере связаны с основными церковными догматами: исповеданием Святой Троицы, двумя ипостасями Спасителя, его Жертвой, принесённой во имя всего человечества. При этом старообрядцы используют те формы богопочитания и благочестия, которые существовали ещё в древнем православии.

  1. Например, крестятся они не тремя пальцами, а двумя.
  2. При крещении троекратно погружают человека в воду.
  3. У них используется пение в унисон, для молитв надевают специальную одежду.
  4. При богослужениях старообрядцы берут старые книги, изданные до 1652 года (в основном при жизни благочестивого патриарха Иосифа).
  5. Пользуются они только восьмиконечным крестом, тогда как после Никоновских реформ православные стали применять кресты с четырьмя и шестью концами.
  6. На старообрядческом распятии написано «Царь Славы».
  7. На нательных крестиках у них отсутствует лик Спасителя.
  8. А когда происходит служба в старообрядческом храме, то её участникам положено стоять со сложенными крестообразно руками на груди.

Выделяют и другие характерные особенности веры старообрядцев, отличные от православия:

  • у них совершаются исключительно земные поклоны;
  • не пользуются чётками, состоящими из 33 бусинок, последние заменяются лестовками со 109 узелками;
  • в имени Спасителя у них одна буква «и»: Исус;
  • используют исключительно деревянные и медные иконы.

Как сейчас живут старообрядцы

В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.

В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.

Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.

Смерть и похороны для старообрядцев воспринимаются совсем иначе, чем в православии. Так здесь умершего следует омыть людям того же пола, что и он, затем в гроб насыпают стружки, на неё кладут тело и сверху простыню. Гроб не закрывается крышкой. Когда похороны завершились, покойника не поминают, а всё его вещи раздают в посёлке как милостыню.

В завершение

  • в результате церковной реформы 1650-1660 годов произошло разделение православных верующих на старообрядцев и представителей новой веры;
  • старообрядцы – живут уединёнными общинами, у них есть много религиозных отличий от современных православных;
  • староверы – это люди, исповедующие славянское мировоззрение, которое было на Руси ещё задолго до принятия христианства. Они живут, как и православные, в городах, имеют другую веру, вместо Библии у них используются славянские Веды.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: