Чем автономный детский сад отличается от бюджетного?

Чем автономный детский сад отличается от бюджетного?

Когда ребёнок подрастает перед родителями ставиться задача, выбрать для него детский сад, который будет отвечать все требованиям – хороший уход за детьми, питание, и что немаловажно садик должен быть доступным в финансовом плане. Поэтому выбор делается между автономным и бюджетным детским садом, каждый из них обладает своими положительными и отрицательными сторонами.

Особенности автономного детского сада

На территории России автономный такой тип детского сада, как автономный появился относительно недавно. Такие детские сады не имеют программы, закреплённой государством. Каждый из таких детских учреждений может иметь уклон на каком-то определённом предмете, например, детский сад с уклоном на изучение иностранных языков или же музыки. Подобное учреждение имеет право приглашать для работы с детьми специалистов со стороны.

В подобном детском саду чаще всего имеются следующие дополнительные услуги:

  • Секции с различных видов спорта.
  • Творческие кружки – рисование, вышивание, танцы, пение, актерские кружки.
  • Медицинский пункт.
  • Психолог.
  • Логопед.

Данные сады не прикреплены к какому-то месту жительства, поэтому посещать его могут дети даже с другого конца города.

Автономные детские сады получают финансирование как из городского бюджета, так и за счёт инвестиций со стороны представителей власти или родителей воспитанников. Поступить в автономный детский сад можно не только на обычных, но и на льготных условиях (для многодетных семей, матерей одиночек).

Группы в автономных детских садах маленькие не более 5–7 детей в группе. Огромный недостаток такого детского сада заключается в том, что при оформлении детей в данный сад, родители обязаны внести определённую сумму денег, которая достаточно часто является неподъемной для простых людей.

Особенности бюджетного детского сада

Данные детские сады работают по программе, закреплённой государством. В подобных детских садах нет какого-то определённого направления, детей просто пытаются подготовить к школе, а именно изучают с ними буквы, развивают чтение и играют в различные развивающие игры. Как правило, знаний, которые даются в бюджетном детском саду не хватает для быстрой адаптации в школьной среде, поэтому родителям приходится водить своих детей на индивидуальные занятия с воспитателями.

Каждый бюджетный детский сад прикреплён к определённому населённому пункту, поэтому дети из других населённых пунктов и районов не могут претендовать на место в таком детском саду.

Группы в бюджетных садах достаточно большие 20–25 детей. На льготных условиях (бесплатное питание) могут поступать в детский сад дети-сироты, дети из многодетных семей и дети у которых только один родитель.

Общие элементы в автономном и бюджетном детском саду

Эти два типа детских садов настолько сильно отличаются друг от друга, что найти общие элементы очень сложно. Но всё же можно выделить несколько общих моментов в функционировании автономного и бюджетного детских садов:

  1. Дети могут поступать в такие детские сады на льготных условиях. Как правило, льготами могут воспользоваться дети-сироты (их опекуны), дети из многодетных семей (трое и более несовершеннолетних детей), дети, имеющие только одного родителя (отец или мать-одиночка, данный статус должен быть документально заверенным).
  2. Когда родители отдают своих детей как в автономный, так и в бюджетный детский сад подписывается договор. В договоре указывается тот момент, что воспитатели ответственны за сохранность детей в условиях садика, а родители обязаны следить за тем, чтобы больной ребёнок не приходил в сад, а также присутствует много других моментов.

Это все общие моменты между автономным и бюджетным садом.

Отличия между автономным и бюджетным детским садом

Эти типы детских садов имеют огромное количество отличий:

  1. В автономном детском саду программа работы с детьми определяется самими воспитателями. В бюджетном саду программа работы с детьми устанавливается государственными органами.
  2. В автономных детских садах имеется множество кружков для развития талантов ребёнка, в бюджетных садах на ведение таких кружков не хватает денежных средств (а достаточно часто, у воспитателей нет желания вести кружки).
  3. Автономный детский сад не имеет прикрепления к населённому пункту и району и может принимать детей из любого уголка города. Бюджетный детский сад прикреплён к определённому населённому пункту и может принимать детей только из этого населённого пункта.
  4. Функционирование автономного детского сада производится за счет бюджета, выделяемого городом и различных инвестиций власти и родителей. Бюджетный сад функционирует только за счёт денег полученных из городского бюджета.
  5. В автономных садах основной упор идёт на воспитание в детях индивидуальности, поэтому группы маленькие. В бюджетных садах группы достаточно большие.

Проанализировав всю информацию можно увидеть, что, если родителя хотят, чтобы ребёнок быстрее развивался и находился в благоприятных условиях стоит отправить его в автономный детский сад и при этом выложить большую сумму денег. Если финансы не позволяют отдать ребёнка в автономный сад, то нет никакого варианта кроме бюджетного детского сада.

Многие детсады и школы переходят на автономную систему управления

Екатеринбург, 18 сентября, АиФ-Урал. В Свердловской области все больше школ и детских садов переходят на автономную систему управления.

Что дает автономия?

Начать следует с того, что все учреждения бывают трех видов: бюджетные, казенные и автономные. У автономных есть ряд преимуществ. Они имеют возможность самостоятельно формировать штатное расписание и план хозяйственной деятельности. Им, в отличие от казенных и бюджетных организаций, деньги выделяются сразу на год, и они сами ими распоряжаются. Также у них есть наблюдательный совет, в который входят и родители детей. Контролирующий орган следит за тем, на что и куда уходят деньги, решает, сколько потратить на ремонт, сколько на закупку нового оборудования и т.д. Все траты согласовываются. Также автономные организации могут и должны заниматься платной дополнительной деятельностью. Это различные секции, кружки, клубы по интересам. Все средства, полученные от их работы, переходят в распоряжение непосредственно автономного учреждения.

Министерством образования Свердловской области сформирован реестр образовательных учреждений, которые до 1 января 2013 года перейдут в статус автономных. Сейчас в Екатеринбурге их 20. Всего по области 250 учреждений начинают переход к автономной системе управления.

«Существует миф, что если учреждение автономное, то образовательные услуги платные. Это не так. Среднее образование у нас бесплатное. Это гарантировано статьей 43 Конституции РФ. Платные же услуги могут предоставляться и в казенных, и в бюджетных учреждениях. И любой родитель может отказаться от них. Сначала дети получают то, что входит в обязательный минимум, после – что угодно. Разумеется, все по желанию», – рассказал заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Павел Креков.

В конце недели будет проходить обучение тех, кто работает в учреждениях, принявших решение об автономности. По словам заместителя министра, заработная плата сотрудников в учреждениях, имеющих статус автономных, на 15% выше.

Как живут автономные учреждения?

Чтобы увидеть на деле все новшества, мы посетили лицей №110 по улице Бажова, 124 и детский сад №103 на Новгородцевой, 3а.

Читайте также  Активированный и белый уголь: описание и чем они отличаются

«Я очень довольна новой системой, потому что все деньги, которые зарабатываются школой на дополнительных услугах, тратятся непосредственно на нужды наших детей, на то, чтобы им было комфортней учиться. Также это материально стимулирует педагогов. Мы видим отчеты о том, как расходуются выделенные нам деньги, участвуем в их распределении», – рассказала «АиФ-Урал» Елена, мама двоих учеников лицея №110.

За последние два года, как лицей перешел на автономию, он заметно изменился в лучшую сторону: стал красивым, ухоженным – приятно посмотреть. Была отремонтирована кровля, спортивный зал, построен стадион.

«Я считаю, что переход к автономии – это важный этап в нашем развитии. Все, что заработали сами и сэкономили, мы тратим на покупку оборудования, новой мебели, на обучение учителей, их материальное стимулирование, – рассказала директор МАОУ «Лицей №110 имени Л.К. Гришиной» Ирина Виноградова. – Средняя зарплата педагога в нашем лицее – около 30 тысяч рублей».

Как мы выяснили, план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения составляется в конце календарного года. Наблюдательный совет обсуждает и утверждает его. Таким образом, мимо его глаз ничего не проходит. В течение года публикуются отчеты об использовании денежных средств.

«Мне нравится работать в автономном учреждении, – говорит Валентина Комолова, учитель экономики. – Мы одни из первых в городе перешли на такую систему управления, а быть первооткрывателем всегда интересно. Теперь почти в каждом классе у нас имеются проекторы, интерактивные доски, а это повышает возможности учебного процесса как для нас, так и для учеников».

Что касается детского сада №103, то там автономия существует всего 9 месяцев, но результаты уже налицо. «Мы за это время отремонтировали полы, музыкальный и спортивный залы, поставили стеклопакеты, новые двери, закупили хорошую мебель, полностью подготовили медицинский кабинет, – рассказала заведующая МАДОУ «Детский сад №103 «Родники» Нина Шлыкова. – Теперь мы сами, к примеру, можем выбрать поставщика продуктов питания, у которого не только самые дешевые продукты, но и самые качественные, ведь речь идет о наших детях».

За умеренную плату (70–80 рублей за занятие) детишкам оказываются услуги развивающего и оздоровительного характера. Многими секциями руководят сами воспитатели, что позволяет им подзаработать. Оплачивается родителями кружок по факту. «Эти кружки мы ввели только после того, как провели маркетинговое исследование среди родителей. Они работают только после обязательных занятий», – объясняет Нина Шлыкова.

В наблюдательный совет детского сада входит 9 человек (их количество может варьироваться от 5 до 11): трое от учредителей, трое от общественности, в том числе и родители, и три человека – работники садика. Собирается совет не менее одного раза в квартал – и чаще, если есть необходимость.

Вопросы без ответов

Почему раньше учреждения не могли организовывать дополнительные платные секции и кружки, ведь, по мнению специалистов, это приносит столько дополнительных возможностей? Об этом мы спрашивали и у Крекова, и у директора лицея, и у заведующей садиком, и у родителей, и у учителей – никто не смог внятно ответить на вопрос. Также мы пытались выяснить, существуют ли какие-то минусы, подводные камни автономной системы, – но все, с кем мы пообщались, в один голос говорят только о том, как здорово стало теперь им жить. То ли правда автономная система управления такая безоблачная и скоро все учреждения на нее перейдут, то ли нам, как всегда, чего-то недоговаривают…

Чем автономный детский сад отличается от бюджетного?

Больше возможностей для развития имеет дошкольное образовательное учреждение со статусом «бюджетного», считает заместитель председателя Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Законодательного Собрания Республики Карелия Татьяна Струкова (фракция «Единая Россия»). Между тем, в Карелии такой статус имеют чуть более половины муниципальных детских садов. Почему?

– Прежде всего, хочу напомнить, – рассказала Татьяна Алексеевна, – что федеральный закон, призванный усовершенствовать правовое положение государственных (муниципальных) учреждений, был принят еще в 2010 году. Его суть в том, чтобы предоставить больше финансовой самостоятельности в числе прочих и образовательным учреждениям, дать им возможность более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами. Переходный период, в течение которого учреждения должны были определить, какую из организационно-правовых форм – бюджетную, казенную или автономную – выбрать, длился полтора года и в 2012 году он закончился.

На сегодняшний день в Республике Карелия 196 муниципальных учреждений дошкольного образования (сюда не входят частные детские сады и дошкольные группы при школах). И 111 из 196 отважились стать бюджетными. Соответственно 85 остались казенными.

В чем разница между этими двумя формами? Вне зависимости от того, казенное это учреждение, или бюджетное, государство в любом случае гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта.

Но если казенные находятся на полном гособеспечении, то бюджетные имеют большую финансовую самостоятельность и могут реализовывать дополнительные образовательные программы, оказывать платные услуги. При этом доходы от такой деятельности остаются в их распоряжении, и руководители могут направить их на надбавки к зарплате педагогов, на приобретение нового современного оборудования для образовательного процесса… Важно, что финансово-экономическую деятельность осуществляет не централизованная бухгалтерия, а бухгалтерия конкретного детского сада, это конечно плюс: во-первых, все решается на месте, а значит, не нужны многочисленные согласования, которые замедляют процесс, а во-вторых, это большая прозрачность.

Когда закон только вышел, то он, откровенно говоря, многих напугал: руководители детских садов, да и родители переживали, что садики вынудят перейти на полную самоокупаемость. К счастью, этого не случилось. Но многие организации так и не решились поменять свой статус. Например, в Лахденпохском, Медвежьегорском, Муезерском, Олонецком, Пряжинском, Пудожском, Сегежском, Сортавальском и Суоярвском районах все муниципальные детские сады являются казенными. В Прионежском районе один детский сад бюджетный и семь – казенные. А вот в Питкярантском, Лоухском, Кондопожском, Кемском, Калевальском и Беломорском районах, а также в Костомукшском и Петрозаводском городских округах – бюджетными. В здешних муниципалитетах провели соответствующую работу и нацелили руководителей образовательных учреждений стать бюджетными. Это называется дальновидная политика. Ведь закрепив за собой такой статус, учреждение совершенно не обязательно должно тут же предлагать дополнительные услуги и программы, нет. Оно лишь получило право на это. И если социально-экономическая ситуация района в какой-то момент заставляет усомниться в востребованности таких услуг из-за невысокой платежеспособности населения, то в перспективе она может измениться.

Поэтому, конечно, я поддерживаю решение руководителей тех детских садов, которые мыслят прогрессивно и оставили себе шанс развиваться, изучать новые технологии, предоставлять наиболее широкий спектр услуг для детей и родителей. А это делает жизнь детей в садике более интересной, насыщенной и дает родителям право выбрать, по какой линии развития направить своего ребенка. И, как итог мы имеем повышение качества дошкольного образования.

Осуществлять переход с одного правового статуса в другой необходимо постепенно. Для этого важно, чтобы в районах и в республике в целом была внятная, понятная образовательная политика. Чтобы руководители образовательных учреждений знали, в каком направлении им двигаться.
Как уже было сказано, государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта. На сегодняшний день депутаты Законодательного Собрания Карелии входят в рабочую группу, созданную при Министерстве образования РК, для определения финансового норматива затрат на одного ребенка для образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного и среднего образования. Надеюсь, что дело дойдет и до дошкольного образования.

Читайте также  Что лучше отинум или отипакс и чем они отличаются?

Управление автономным ДОУ

Надежда Чистякова
Управление автономным ДОУ

Автономное учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации появилось в Российской Фе-дерации после принятия Федерального закона от 03.10.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Цель данного закона — предоставить большую самостоятельность (правовую, управленческую, организационно-содержательную, финансово-экономическую и др.) образовательным организациям.

Само название типа государственного (муниципального) учреждения — «автономное» — указывает на возможность са-мостоятельной деятельности (прежде всего — бухгалтерской, финансово-хозяйственной). Автономия — (от греческого слова аиtоs-сам, пomos-закон) — это самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов. Автономия – это признание особых, независимых от окружающей реальности, внутренних законов развития организации. Естественно, речь идет не об абсолютной независимости образовательной организации, поскольку такая организационно-правовая форма, как «учреждение», предусматривает законодательные ограничения со стороны учредителя. Однако, получив большую самостоятельность, такие учреждения смогут более эффективно функционировать и развиваться.

В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования как всей системы образования РФ. так и отдельных образовательных организаций РФ. В связи с его принятием прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для того чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума разрабатывает закон, который внесет изменения в более чем 100 федеральных законов.

Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, будут применяться постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Основными задачами нового закона об образовании являются:

— обновление и развитие системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

— расширение образовательных возможностей граждан;

— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ;

Что касается предмета исследования наших методических рекомендаций, то Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит вместо давно переставшего быть адекватным термина «образовательное учреждение» термин «образовательная организация». В своё время Закон РФ «Об образовании» разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.

Для более эффективного управления созданием, функционированием и развитием образовательных организаций в рамках нового закона необходимо обратиться к таблице №1, составленной сотрудником Института развития образования Высшей школы экономики Вавиловой А. И.

Чем отличаются ижевские автономные детские сады от бюджетных?

Руководство автономного детского сада вместе с наблюдательным советом будут решать — сколько родители будут ежемесячно доплачивать за такой детский сад.

В номере еженедельной «Комсомолки» за 24 июня (см. «Ижевские детские сады переходят на автономию») была опубликована статья про работу одного из автономных детских садов Ижевска. Конкретный пример оставил некоторые вопросы, в которых помогла разобраться Олия Сардаровна Верняева, заместитель начальника Управления дошкольного образования Администрации Ижевска.

— Сколько сейчас в Ижевске таких детских садов?

— В настоящее время в столице Удмуртии работает два автономных муниципальных образовательных учреждения (АМОУ). Их посещают 453 ребенка. Оба они находятся на территории Октябрьского района.

— В чем схожи АМОУ и обычные «садики»?

— По сути, для детей нет принципиальных отличий. Для бюджетных и автономных учреждений установлена одинаковая плата для родителей за содержание детей. Управление контролирует работу с помощью наблюдательного совета. А также с помощью информации, которую представляют руководители детских садов об исполнении законодательства. Образовательные программы, нормы питания, педагогический персонал, требования пожарной безопасности, санитарные нормы – все эти требования такие же, как в бюджетных садах.

— Тогда возникает вопрос: а есть ли отличия?

— Автономные детские сады сами выбирают образовательную программу. Гарантировать сохранение педагогического коллектива в АМОУ никто не будет. Этот вопрос решают руководители сада и педагогические работники. Но, как правило, состав кадров стабилен. Основное отличие заключается все-таки в ведении финансовой деятельности. Руководитель АМОУ вместе с наблюдательным советом принимают решение о том, чтобы родители платили дополнительную сумму денег ежемесячно. Естественно, она обговаривается с родителями, выбирается самый подходящий вариант. Эти деньги направляются на ремонт, на покупку новой мебели и техники, на дополнительное питание и проведение праздников для детей.

— Ходят слухи, что скоро часть детских садов переведут на «автономию». Правда ли это?

— Да, это правда. В будущем планируется перевести часть детских садов на такой тип самоуправления. Во многих регионах России он востребован. Но пока это только планы. Нам необходимо взвесить все плюсы и минусы АМОУ, чтобы принять конкретное решение. Думаю, результаты появятся к концу этого года.

Все о работе автономного детского сада можно узнать на сайте kp . ru

Как перевестись из бюджетного детского сада в автономный?

1. Для того, чтобы получить путевку в АМОУ, нужно подать заявление в Управление дошкольного образования Администрации Ижевска. Но не обольщайтесь. Очередность здесь такая же, как и в бюджетных «садиках». Поэтому сначала путевки получат родители с внеочередным, первоочередным и преимущественным правом.

2. Чтобы перевести ребенка из бюджетного детского сада в АМОУ или наоборот, нужно написать заявление в Управление дошкольного образования вашего населенного пункта. Перевод будет сделан в кратчайшие сроки, если в нужном вам «садике» есть свободные места. Если группы укомплектованы – придется подождать.

— Право на внеочередную путевку есть у детей судей, следователей прокуратуры. А также у детей военных, сотрудников правоохранительных органов (при условии, что их родители участвовали или погибли при работе в Дагестане, Северо-Кавказском регионе).

— Право на первоочередную путевку принадлежит детям сотрудников МВД, УФСИН и других правоохранительных органов (в том числе тем детям, у которых родители погибли при исполнении служебного долга).

— Преимущественное право на путевку есть у детей, которые растут в неполных, многодетных семьях. У детей с родителями-инвалидами и опекунами.

В данном списке перечислены не все возможные варианты. Полный список можно посмотреть на сайте www.izh.ru.

Читайте также  Эскейп и де-нол: чем они отличаются и что лучше

ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ

Управление дошкольного образования Администрации г. Ижевска — ул. М. Горького, 62; тел. (3412) 78-47-42.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: