Чем отличается понятие от определения

Явление – понятие – определение – термин Студенты зачастую на вопрос о понятии того или иного правового явления отвечают лишь его определением, что, разумеется, неверно. Следует

Чем отличается понятие от определения

Явление – понятие – определение – термин

Студенты зачастую на вопрос о понятии того или иного правового явления отвечают лишь его определением, что, разумеется, неверно.

Следует различать элементы цепочки: «явление – понятие – определение – термин». Понятие как форма мышления и некая абстракция имеет объективную основу в виде общих характерных качеств, свойств конкретных, реально существующих объектов, предметов данного класса. Так, в реальной жизни нет нормы права вообще. Имеется множество конкретных правовых норм. Однако в нашем мышлении объективно существует понятие «норма права», которое в абстрактной форме, отвлекаясь от частностей, отражает общие черты всех правовых норм, отличающие их от других правовых явлений.

Заметим, что в связи с этим не имеют под собой логической основы и практически лишены смысла встречающиеся в учебной, да и в научной литературе такие словосочетания, как «понятие и признаки» (если, конечно, не придавать слову «понятие» его бытового, обиходного значения, когда выражение «иметь понятие» означает наличие самого общего представления о чем-либо). Сформулировать понятие – это и значит раскрыть признаки, характеризующие данное явление (класс объектов), дать развернутую характеристику этих признаков.

Слово «понятие» в нашем обществе, конечно, используется в разных смысловых вариантах. Студенты иногда по поводу того или иного вопроса могут сказать, что они в нем «без понятия», т.е. ничего не знают. Широко это слово используется в преступной субкультуре, где под «понятиями» понимаются нормы жизни преступного мира. Однако в науке термин «понятие» должен употребляться в его точном, формально-логическом значении.

Определение есть краткая и целостная по форме характеристика понятия, в сжатом, «свернутом» виде выражающая его содержание, достигнутая тем или иным формально-логическим способом (операцией с понятием). Определение есть своего рода «ключ» к понятию, однако подменить понятие оно не может. Определения одного и того же понятия могут учитывать, раскрывать разные моменты в его содержании, опираться на разные признаки явления, поэтому его определений может объективно быть много. Главное здесь – это, конечно, понятие: зная содержание понятия, студент может сам сформулировать его определение.

Термин – это словесное обозначение понятия, его научное «имя». Термины могут состоять и из нескольких слов, представлять собой определенные словосочетания. Например, «объективное право» или «субъективное юридическое право».

Студенты должны учитывать то обстоятельство, что определений одного и того же явления существует много. Поэтому не должно смущать то обстоятельство, что в разных учебниках и других источниках одно и то же юридическое явление определяется по-разному. Это вполне нормально (закономерно) и в какой-то мере даже полезно (особенно, если затрагивает сложные государственно-правовые явления, такие как право), поскольку подобное многообразие позволяет составить о соответствующем понятии (и явлении) более полное, объемное представление. Другое дело – понятие какого-либо юридического явления. Понятие (как и то явление, которое оно отражает) объективно и в принципе должно трактоваться единообразно, поскольку призвано адекватно отражать реально существующие качества, свойства того или иного объекта. Различия в трактовке содержания правовых понятий обусловлены субъективными взглядами исследователей на признаки того или иного юридического явления.

Необходимость использования нескольких учебных источников при изучении одного и того же вопроса

При подготовке к семинарам, зачетам, экзаменам студенты не должны использовать только один из учебников. Не существует такого учебника, в котором одинаково полноценно были бы изложены все необходимые для усвоения учебной дисциплины вопросы. Поэтому нужно использовать несколько учебных изданий (как минимум три), а также рекомендованную научную литературу. Такой подход позволяет, кроме всего прочего, отвлечься от конкретной формы авторского изложения и понять суть того или иного юридического явления.

При выборе учебных изданий следует обратить внимание на переизданную в настоящее время учебную литературу дореволюционных авторов, таких как: Николай Михайлович Коркунов, Габриэль Феликсович Шершеневич, Евгений Николаевич Трубецкой, Иван Александрович Ильин и др.

Логика

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, в него включены темы формальной логики: язык логики, понятия, суждения, законы логики, умозаключения, доказательство и опровержение с изложением основного содержания теории аргументации. Особое внимание уделено вопросам применения логики и аргументации в практической деятельности юристов. В конце каждой главы предлагаются вопросы и задания для контроля и выработки у студентов практических навыков и умений. Предназначено для студентов факультета непрерывного образования (колледжа) юридических вузов.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
  • Глава 2. Понятие. Определение, деление и классификация понятий

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие. Определение, деление и классификация понятий

♦ Логическая характеристика понятия

♦ Отношения между понятиями

♦ Деление и классификация понятий

♦ Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия

Ни одна из коммуникационных систем не обходится без понятий, они в естественных и специальных языках фиксируют кванты знания, важные смысловые образования.

Понятия (в формальной логике):

• один из основных элементов исследования;

• необходимая составляющая мышления — построения суждений, умозаключений, теорий;

• средство формирования и хранения знаний в самой логике, как науке.

2.1. Логическая характеристика понятия

Понятие — мысль, в которой отражены в обобщенной форме объекты, процессы, явления действительности в совокупности их существенных свойств и отношений (или отдельные их свойства, отношения). Это форма познания, позволяющая выделить изучаемый объект (процесс, явление, свойство, связь) из универсума, отраженного мышлением, определив уникальность данного — интересующего исследователя объекта, увидеть его различие и подобие с другими предметами.

В широком смысле понятие отражает все то, с чем может сталкиваться в своей жизни человек, и фиксируется в словах естественного языка. Иногда выделяют также понятия научные и другие, используемые искусственными языками. В любом случае, понятия — форма абстрактного мышления и, значит, входит в предмет логики.

Понятие — форма абстрактного мышления, отражающая единство существенных и отличительных признаков отдельного предмета или класса однородных предметов.

Признаки — наличие или отсутствие свойств, качеств, каких-то показателей у предмета, наличие или отсутствие отношений между предметами.

В свою очередь свойства — это характеристики, параметры, атрибуты предметов и явлений, словом, все, что позволяет воспринимать предметы, процессы и явления и сравнивать их между собой.

Свойство — сторона объекта (процесса, явления), отличающая его от других объектов или позволяющая увидеть их сходство, что выявляется в их отношениях; то, в чем предметы сходны или различны между собой.

Признаки отражают сходство или отличие предметов. Предметы одного класса имеют общие существенные признаки, то есть признаки могут быть существенными и несущественными, отличительными и неотличительными.

Существенные признаки раскрывают внутреннюю природу предмета, его сущность, то, без чего предмет не будет самим собой.

Несущественные признаки к сущности предмета не относятся, а отражают его неосновные стороны, они могут принадлежать и не принадлежать предмету. Например, фасон одежды, цвет бытового прибора, стиль шрифта текста и т. д.

Так, для человека существенный признак — способность мыслить, трудиться, а рост или цвет глаз — несущественный. Для баскетболиста рост может оказаться, наряду с прочими, существенным признаком, для ученого-физиолога существенным может стать и цвет глаз.

В оценке качества участия студента в учебном процессе существенные признаки — успеваемость, посещаемость, прилежание и дисциплина на занятиях и несущественные — тембр голоса и степень волнения при ответах на семинарах.

Отличительные признаки присущи только предметам, принадлежащим одному классу. Они отличают предметы, относящиеся к данному классу (например, стулья), от всех остальных (например, от блокнотов, стрекоз или от водорослей). Так, отличительные признаки профессии — тип образования, функционал, моральные нормы (профессиональные кодексы чести).

Неотличительные признаки принадлежат не только данным предметам, но и предметам, входящим в другие классы. Например, и необходимые и бесполезные вещи могут быть одного цвета или совершенно новыми.

К отличительным признакам судьи следует отнести юридическое образование, стаж юридической практики, заслуженный авторитет честного и ответственного человека. Хорошее владение логикой — в данном случае неотличительный признак, так как это свойственно ученым, преподавателям, шахматистам, военным и многим другим участникам социальных отношений.

Вместе с тем, хорошее владение логическим мышлением — отличительный признак здравомыслящих людей.

Читайте также  Чем отличается уэльс от англии?

Любое понятие имеет объем и содержание.

Объем понятия — множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, то есть тех предметов, которым присущи признаки, составляющие содержание понятия.

По объему понятия могут быть:

единичными — обозначают один предмет, явление («Российская академия правосудия», «вселенная», «Марс»).

общими — включает число элементов больше одного («мост», «галактика»),

Есть также всеобщие понятия, которые включают все предметы конкретной области знания или рассуждения («люди», «предмет», «явление», «натуральные числа» и др.);

пустые (или нулевые), которые не отражают ни один предмет из универсума («горячий лед», «то, чего не может быть», «разноугольный квадрат»);

неопределенные, объем которых нельзя определить однозначно («население России в 2040 году», «чудовище Lochness»). (см. схему 1).

Классификация понятий (по объему)

Кроме того, выделяют понятия собирательные, в которых группа однородных предметов обозначается как единое целое («коллегия адвокатов», «студенческая группа», «сборник стихов»); и несобирательные, которые можно отнести к каждому предмету данного класса, охватываемому понятием (например, «воин», «судья», «учебник»). Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия; несобирательное отражает содержание любого отдельного предмета (процесса, явления) данного класса.

Учитывая, что классификация понятий содержит две группы (вида): по объему и по содержанию, возникает вопрос, к какой их них отнести деление понятий на собирательные и несобирательные. Поскольку собирательными понятиями обозначается группа (несколько, не один) сходных предметов, представляющая собой целостность — «взвод пехотинцев», «группа студентов» — можно предположить, что речь идет о классификации по объему. Однако несобирательные понятия могут быть как единичными, так и общими (уже рассмотренный тип деления по объему). В связи с этим возможно предположить и то, что в данном случае главное — содержание понятие.

Содержание понятия — совокупность основных, существенных и отличительных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.

«Судебная власть» (по содержанию) — понятие, содержащее ряд существенных и отличительных признаков: специфический орган государственной власти; социальный институт обеспечения прав и свобод граждан; арбитр спорящих сторон; сила, призванная воздействовать на общество с целью соблюдения права и обязанностей друг перед другом.

Логическое содержание — информация, включающая логическую форму понятия, по которой можно дать его характеристику. 1. Определить: является ли понятие универсальным, то есть включающим весь универсум рассуждения — род (например, «субстанция», «разум»).

2. Установить: является ли понятие пустым (обозначающем нечто, не существующее в действительности, «ковер-самолет», например).

3. Соотнести понятия между собой по содержанию: богаче или беднее одно понятие по сравнению с другим (например, понятие «студент РАП» богаче понятия «студент» и беднее «студент второго курса РАП»).

Фактическое содержание — содержание с учетом всего имеющегося знания о предметах (об их свойствах и отношениях), обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение.

По содержанию понятия могут быть:

1) конкретными и абстрактными: конкретные — отражают отдельный предмет или класс предметов («лошадь», «планета», «Солнце»); абстрактные — отражают признак предмета, отношения между ними («несправедливость», «честность», «неравенство», «тождество»);

2) относительные и безотносительные: относительные — отражают предметы, существование которых предполагает существование других предметов («начальник — подчиненный», «отец — сын», «учитель — ученик»); безотносительные такой связи не предполагают (означают предметы, не связанные непременно с другими — «дом», «слово», «Родина»);

3) положительные и отрицательные: положительные — содержат характерные качества или отношения свойственные предметам («эксплуататор», «тиран», «враг», «грамотный человек»); отрицательные — отражают отсутствие в предмете неких качеств («безграмотный специалист», «бескорыстный партнер», «незлобивый человек», и т. д.).

Классификация понятий (по содержанию)

Не стоит путать один из элементов логического анализа понятия с этическими, эмоциональными, юридическими и другими социальными характеристиками. Таким образом, дать логическую характеристику понятию означает — определить его тип по всем известным параметрам «по качеству» (по содержанию) и «по количеству» (по объему).

Так, понятие «студент» — общее (не пустое), несобирательное, конкретное, безотносительное, положительное.

Объем и содержание понятия взаимозависимы. Строгая зависимость одного параметра от другого отражена в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия — увеличение содержания (количества признаков) понятия ведет к уменьшению его объема (числа элементов, которое оно объединяет), и наоборот, уменьшение содержания понятия означает увеличение объема.

То есть чем богаче содержание понятия, тем уже его объем и, наоборот, чем беднее содержание понятия, тем шире его объем.

Чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем больше класс предметов оно отражает и неопределеннее его состав. И наоборот, увеличение информации о предметах, заключенной в понятии, уменьшает количество отражаемых им предметов, делает определеннее его состав. Понятие «герой» гораздо шире, чем понятие «герой романа Л. Н. Толстого «Воскресенье» или «Герой России».

Итак, важно уметь давать логическую характеристику понятий, то есть определять все их параметры по объему и содержанию. Не менее важно уметь соотносить понятия между собой.

2.2. Отношения между понятиями

Понятия могут быть сравнимыми и несравнимыми.

Сравнимые понятия имеют хотя бы один общий признак, что дает возможность выявить между ними отношения тождества, противоречия, противоположности, подчинения, несравнимые общих признаков не имеют.

Логика в вопросах и ответах (8 стр.)

Определение понятия как логическая операция. Виды определений

Определением называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Определение выражает в сжатом виде знание о предмете и является важным моментом в познании действительности. Так, если не будет точных определений таких понятий как, например, «вина», «необходимая оборона», «преступление» и т. п., то это может привести к неоднозначному толкованию этих понятий, к неправильному пониманию отраженных в них явлений, а следовательно, к ошибкам суда и следствия.

Номинальное – это определение, посредством которого взамен описания какого-либо явления вводится новый термин (имя). Например, преломление света в капельках воды после дождя – радуга.

Реальное – это определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например, правосудие – это деятельность суда, состоящая в разбирательстве и разрешении уголовных и гражданских дел.

Реальное и номинальное определение часто может перетекать друг в друга.

По способу выявления содержания понятия выделяют явные и неявные определения. К явным относятся определение через род и видовое отличие и генетическое определение.

Определение через род и видовое отличие заключается в подведении определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие и указании видового отличия, т. е. признака, отличающего определяемый предмет от других предметов, входящих в это родовое понятие. Например, школьник – это учащийся в среднем учебном заведении общего профиля. Понятие «учащийся» является родовым по отношению к понятию «школьник», а остальная часть определения отличает школьника от других учащихся – студентов, курсантов и т. п.

Генетическим называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Например, шар – это геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров.

К неявным определениям относятся определение через отношение к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное.

Определение через отношение к своей противоположности заключается в сопоставлении двух противоположных понятий. Применяется в философии, так как определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории) невозможно. Например, свобода – осознанная необходимость.

Контекстуальное определение раскрывает содержание понятия применительно к данному тексту.

Остенсивное определение устанавливает содержание термина путем показа предмета, обозначенного этим термином.

Читайте также  Пикамилон или пирацетам — чем отличаются и что лучше

Существуют правила определения, которые регулируют структуру определения.

1. Определение должно быть соразмерным.

2. Определение не должно заключать в себе круга.

3. Определение должно быть ясным.

4. Определение не должно быть отрицательным.

Деление понятия. Классификация

Деление понятия – это логическая операция, раскрывающая объем понятия.

Структура деления включает: делимое понятие – объем которого следует раскрыть; члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие; основание деления – признак, по которому производится деление.

Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам.

Виды деления: по видоизменению признака; дихотомическое деление.

Деление по видоизменению признака заключается в выявлении основания деления и распределению предметов на группы исходя из данного признака. Например, государства (а) по своему устройству могу быть унитарными (в), федеративными (с) и конфедеративными (д).

Основанием деления могут быть любые признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач.

Дихотомическое деление представляет собой деление объема делимого на два противоречащих понятия. Например, граждане могут быть совершеннолетние или несовершеннолетние. Иногда отрицательное понятие может вновь делится на две части, что помогает выделить интересующую нас группу предметов.

1. Деление должно быть соразмерным.

2. Деление должно проводиться только по одному основанию.

3. Деление должно быть непрерывным.

4. Члены деления должны исключать друг друга.

Особым видом деления является классификация.

Классификация – это распределение предметов по группам, при котором каждая группа имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается стабильным характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления делится на новые члены, разветвляясь на множество классов. Такова, например, классификация животных в биологии.

Суждение и его структура

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. Суждение может быть истинным или ложным.

Языковой формой выражения суждения является повествовательное предложение.

Структура суждения включает: субъект (S), который отражает предмет суждения; предикат (P), отражающий признак предмета; связку, которая соединяет оба термина суждения и выражается словами «есть» или «не есть». Связка в предложении может только подразумеваться или заменяться тире. Например:

Виды простых суждений

Простым называется суждение, состоящее только из одного суждения.

В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждении (принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета), простые суждения делятся на: атрибутивные, суждения с отношением, суждения существования.

Атрибутивным, или категорическим называется суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком. Например: «Все следователи должны быть юристами». В символической записи оно имеет следующий вид: S – P. Запись читается: S есть P.

В рассуждениях субъект или предикат может относиться не к одному, а к нескольким предметам. Например, «Иванов и Сидоров совершили кражу». Это суждение состоит их двух суждений – «Иванов совершил кражу» и «Сидоров совершил кражу». Но так как предикат относится к обоим субъектам, то суждение может рассматриваться как простое со сложным субъектом. Символическая запись может выглядеть следующим образом: S1, S2 – P.

Также может быть и суждение со сложным предикатом. Например, «Студенты пойдут в кино и на дискотеку» (S – P1, P2).

Суждением с отношением называется суждение об отношении между предметами. В нем отражаются отношения равенства, родства, временные, пространственные и т. п. Например, «2 + 2 = 4», «Саратов южнее Москвы», «Сергей – брат Семена», «Иванов пришел позже Петрова». В символической записи это выглядит так xRy, где x и y – члены отношения, а R – отношение между ними. Запись читается: x находится в отношении R к y. Суждения с отношением могут быть преобразованы в атрибутивные. Например, «Сергей есть брат Семена», где «Сергей» – предмет, а «брат Семена» – признак.

Суждение существования отражает сам факт существования или не существования предмета суждения. Например: «На Земле существует жизнь».

Простые атрибутивные суждения и отношения между ними

Атрибутивным называется суждение о признаке предмета.

Данные суждения делятся по качеству и количеству, но обычно используют объединенную классификацию.

По качеству суждения делятся на: утвердительные — в которых выражается принадлежность какого-либо признака предмету (например, «Петров учится в университете» – S есть P); отрицательные – в котором выражается отсутствие у предмета какого-либо признака (например: «Иванов не совершал данного преступления» – S не есть Р). Утвердительные и отрицательные суждения различаются качеством связки.

По количеству суждения делятся на единичные, в которых что-либо утверждается или отрицается об одном предмете (например: «Это здание – памятник архитектуры». Это S есть (не есть) Р); частные, в которых что-либо утверждается или отрицается о части предметов данного класса (например: «Некоторые студенты не являются отличниками». Некоторые S есть (не есть) Р); общие, которые что-либо утверждают или отрицают обо всех предметах данного класса (например, «Все свидетели дали показания». Все S есть Р. Ни один S не есть Р). Т. о., для того, чтобы показать количество, используются кванторы.

Исходя из объединенной классификации суждений выделяют следующие их виды.

Определение и деление понятия.

Определение (от лат. слова definitio).

В научной и даже в повседневной практической деятельности возникает необходимость определить то или иное понятие. Этому вопросу уделяли внимание философы с древних времен – еще с V в. до н.э. А научную формулировку приема определения понятия и правила определения разработал древнегреческий философ Аристотель (384-322г. до н.э.).

Чтобы определить понятие нужно решить две задачи:

1) раскрыть содержание понятия, для чего нужно выявить его существенные признаки;

2) отличить предмет, отражаемый в понятии от сходных с ним предметов.

Например, определяя товар, как продукт труда, произведенный для продажи, мы устанавливаем его сущность и одновременно отличаем от других предметов, как всяких материальных вещей.

Объектом определения могут быть не только понятия, но и предметы, их свойства, а также знаки, обозначающие их.

Напомню вам, что само понятие мы определяли как мысль, отражающую в обобщенной форме предметы, явления, их свойства и отношения.

Можем дать определение свойству предмета или вещи. Например, сознание – свойство, которым обладает человек. Что такое сознание? Это функциональное свойство головного мозга человека отражать материальный мир в идеальных образах.

Или возьмем такой знак как буква. Буква – это письменный знак, обозначающий отдельный звук речи.

При определении надо различать понятия: определяемоеиопределяющее.

Понятие, содержание которого нужно раскрыть, т.е. определить, называется определяемым (Dfd) или по латыни «дефиниендум» (от лат. definiende — определение), а то понятие, при помощи которого дается определение, называется определяющим (Dfn), а по латыни «дефиниенс» (от лат. definiens — определяющее).

Теперь мы дадим определение самому понятию «определение».

Логическая операция, при которой выявляются существенные и отличительные признаки определяемого понятия и тем самым раскрывается его содержание, называется определением.

В формальной логике выработаны общие требования и правила определения понятий.

Общие требования к определению понятия следующие:

1) определение должно быть истинным по содержанию, т.е. указанные в определяемом понятии признаки должны соответствовать самому предмету;

2) определение должно быть правильным по построению, по форме.

Правила определения понятий.

Если вопросы истинности понятий и суждений изучает диалектическая логика, то правильность понятия по форме, по его структуре регулируется логическими правилами. Этих правил семь.

1) Понятие должно определяться через ближайший род и видовое отличие.

Логическая операция определения понятия через род и видовое отличие состоит из двух этапов.

На первом этапе для определяемого понятия надо найти более широкое по объему понятие. Например, для понятия «электрон» более широким по объему будет понятие «мельчайшая частица», для понятия «газета» — более широким будет понятие «периодическое издание», для понятия «биология» — более широким будет понятие «наука» и т.д.

Читайте также  Что лучше физиотенз или моксонидин и чем они отличаются?

Как видим, определения начинаются с нахождения рода, в который в качестве вида входит определяемое понятие, т.к. родовое понятие содержит в себе часть признаков определяемого понятия и одновременно указывает круг предметов, входящих в определяемое понятие.

Таким образом, на первом этапе мы подводим определяемое (т.е. видовое) понятие под родовое.

При этом надо помнить о возможной ошибке. Подводя определяемое видовое понятие под родовое, надо найти именно ближайший род. Проиллюстрируем это на примере. Предположим, нам надо определить понятие «газета». Можно сказать, что родовым для него будет понятие «печатное издание». Поразмыслив, находим, что это слишком широкое понятие. Все что издают – это печатные издания: книги, журналы, инструкции и т.д. У газеты есть ближайший род – это понятие «периодическое издание».

Если мы не нашли ближайший род при определении, то это не только затрудняет определение. Мы можем допустить ошибку.

Следовательно, определять понятие следует через ближайший род и видовое отличие.

Это первый этап определения.

Следующий этап определения понятия связан с нахождением существенного признака определяемого понятия, т.е. понятия, отражающего вид.

Дело в том, что род включает в себя несколько видов. Понятия «электрон» и «газета» — это лишь один из видов «мельчайших частиц» и «периодических изданий».

Кроме «электрона» есть мельчайшие частицы «протон», «фотон», «мезон», «лептон», «нуклон».

Кроме «газеты» имеется такое периодическое издание как «журнал».

Поэтому, чтобы установить содержание понятия, определяющего данный вид предметов, надо отыскать тот существенный признак, который отличает данный вид от всех остальных, входящих в ближайший род.

Так, «электрон» отличается от других частиц тем, что имеет отрицательный заряд, массу равную 9,108*10 -28 г или меньшую, чем протон в 1836 раз. А «газета»– это ежедневное периодическое издание в виде больших листов, информирующее о ежедневных событиях общественной жизни. Найденные существенные признаки «электрона» и «газеты» указывают на данный вид среди других, принадлежащих ближайшему роду.

Т.о., определение понятия через ближайший род и видовое отличие характеризуются двумя частями. Первая часть – называется определяемое (Dfd) – это понятие, существенные признаки которого отыскиваются, а вторая часть называется определяющее (Dfn) – это понятие, отображающее родовой и видовой признаки.

Это определение выражается формулой: А = Вс, где А – определяемое понятие, Вс – определяющее понятие (В– род, с– видовое отличие).

Этот прием определения понятий широко используется во всех науках.

Но через ближайший род и видовое отличие невозможно определить предельно широкие (философские) понятия. Например, понятия «материя», «время», «движение» и др.

2) Определение должно быть соразмерным.

Это правило требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия, т.е. их объемы должны совпадать.

А = Вс.

Например, «Крестьянство — это социальная группа непосредственных производителей, занятых в сельском хозяйстве».

Здесь объемы совпадают.

Но, если мы понятие «Крестьянство» определим так: «Крестьянство – это социальная группа, возделывающая землю» будет шире объема определяемого понятия «Крестьянство», т.к. возделыванием земли занимаются и горожане на своих дачах.

Нарушение правила соразмерности, когда определяющее понятие шире определяемого, называется ошибкой слишком широкого определения. Формула этой ошибки А

Различия между понятием и термином

  • 1. В философии — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
  • 2. В логике — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Термин (от лат. terminus — граница, предел) — слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве. В современной логике слово «термин» часто употребляется как общее имя «существительных» языка логико-математических исчислений (так называемых термов), выражающих при интерпретации элементы предметной области.

Источник: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., пе- рераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия. СПб. : НориНТ, 2002.

Несмотря на подтверждение высказывания «наука свободно варьирует свои цели», философия науки все же выделяет главную и единую для любой науки цель — «достижение истинных и существенных знаний о мире» [381. Однако, учитывая невозможность постижения человеком сущности, приходится признать, что цель науки вообще (не только экономической) состоит лишь в приближении к сущности вещей. Знания, ставшие результатом научной деятельности, приобретают форму понятий, которые, пройдя испытание критикой и временем, становятся научными категориями.

Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих существенных признаках.

Согласно формальной логике, понятие состоит из двух частей: содержания (смысловая сторона, совокупность существенных признаков) и объема (реальностная сторона, множество тех предметов, каждому из которых принадлежат свойства, входящие в содержание понятия).

Для того чтобы правильно раскрыть содержание понятия (данная операция называется определением понятия), необходимо придерживаться трех правил.

  • 1. Определение должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны быть тождественны по объему. Например: экономика — это наука, изучающая поведение человека, групп людей и общества в целом. В данном случае определяемое понятие «экономика» по объему меньше определяющего понятия, так как наукой, изучающей поведение человека, групп людей и общества, является и социология, и психология, и экономика.
  • 2. Определение должно быть точным и ясным, т.е. не допускается использование многозначных слов и идиом, а также учитывается уровень знаний тех, кто будет пользоваться понятием.
  • 3. Определение не должно содержать в себе круга, т.е. нельзя использовать такие определяющие понятия, смысл которых раскрывается через определяемое.

Например, экономика — это наука, предметом которой является экономическая деятельность. А что же такое «экономическая деятельность»? Из данного выше определения мы так никогда этого и не узнаем.

Итак, чтобы определить то или иное понятие, нужно перечислить его существенные признаки. Существенные признаки — это такие черты сходства или различия, которые указывают на характер, природу и направления развития предмета, безотносительно к тому, какое значение имеет данное свойство для других предметов. В свою очередь существенные признаки бывают основными, из которых выводятся производные, и необходимыми, противоположностью которых являются случайные. Например, основным существенным признаком понятия «неопределенность» является отсутствие информации о будущих событиях. Тогда невозможность измерения вероятности наступления будущих событий будет производным существенным признаком. Примером необходимого признака для понятия

«фирма» является производство благ. В то же время индивидуальное владение как форма организации бизнеса есть случайный признак для понятия «фирма», так как возможно существование фирм, основанных как корпорация или партнерство.

Ни философия науки, ни логика не задают списка четких методов определения понятия, ссылаясь на то, что каждая наука имеет право вырабатывать свои собственные нормы и правила, а деятельность ученого отчасти является творчеством.

В число самых распространенных способов выявления существенных признаков понятия входят этимологический анализ, метод отрицания (перечисляется, чем понятие не является), исторический метод (изучается эволюции понятия). Эти методы могут быть использованы как для постановки, так и для доказательства гипотезы, которую выдвигает исследователь в отношении содержания понятия. Начало параграфа 1.1 данного пособия является примером использования исторического метода для раскрытия содержания понятия «магистратура». Пример этимологического анализа приведен в отступлении 2.6.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: