Чем отличаются конституция и закон?

Снова о своде законов Российской Федерации (А Федеральным законом от 14 января 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных

Чем отличаются конституция и закон?

Конституция это свод законов

Снова о своде законов Российской Федерации (А

Федеральным законом от 14 января 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в частности, предписывалось заменить в названном Законе РСФСР слова «предприятие (организация)» словом «организация» в соответствующем падеже. В результате ст.126 приобретала следующую формулировку: «Предприятие (организация, гражданин) несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии». Значит, гражданин — это разновидность предприятия? Очевидно, что в данном случае слово «предприятие» нужно было просто исключить, однако этого сделано не было. В итоге — очередной «прокол».

В этот акт не раз вносились изменения*(2), но допущенные ошибки были исправлены только Федеральным законом от 7 августа 2021 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» — почти через шесть лет.

Конституция это свод законов

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции — выс­ший нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. При­ня­та на­ро­дом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 12 де­каб­ря 1993 года. Кон­сти­ту­ция об­ла­да­ет выс­шей юри­ди­че­ской силой, за­креп­ля­ю­щей ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя Рос­сии, го­су­дар­ствен­ное устрой­ство, об­ра­зо­ва­ние пред­ста­ви­тель­ных, ис­пол­ни­тель­ных, су­деб­ных ор­га­нов вла­сти и си­сте­му мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на. По­ря­док вне­се­ния по­пра­вок в Кон­сти­ту­цию и её пе­ре­смот­ра ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся гла­вой 9 Кон­сти­ту­ции

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)

Основной закон Германии — Основной закон ФРГ (нем. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Особое значение в Основном законе страны, пережившей опыт национал социализма,… … Википедия

Конституция — основной закон — (лат.) учредительный закон, основной закон, устанавливающий основные начала государственного устройства данной страны. Обычно название это дается основным законам тех стран, государственное устройство которых основано на начале народного… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Конституция это свод законов

Конституция – основной закон государства,
определяющий его общественное и государст-
венное устройство, избирательную систему,
принципы организации и деятельности органов
государственной власти и управления, основ-
ные права и обязанности граждан.

Подавляющее большинство россиян полагают, что ‘конституция’ – это свод законов (59%), при этом даются как совсем общие, так и более развернутые определения. Так, по мнению каждого третьего опрошенного (32%), это ‘основополагающий государственный документ’, ‘верховный закон государства’, по ‘которому должен жить гражданин РФ’. Это ‘стержень государственности’, ‘основа всего законодательства’. Часть респондентов (27%) несколько снижают пафос и определяют конституцию просто как свод законов вообще (‘законодательный сборник’). Для некоторых респондентов конституция – это прежде всего документ, гарантирующий права и свободы граждан – 14% (‘для меня конституциязащита прав человека’, ‘закон, который оберегает человека’).

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, регламентирующий все нормативные и правовые акты на территории РФ, устанавливающий правовые отношения между государством, обществом и гражданами, утверждающий государственный строй на территории РФ и описывающий права и обязанности всего населения. Граждане, проживающие в РФ, приняли участие во всенародном референдуме 12 декабря 1993 года и проголосовали за свод законов, по которому живет и развивается наше государство.

Важнейшим в вопросах толкования и соблюдения уложений Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Его главной задачей является разъяснение главного законодательного документа страны и соблюдение нерушимости его исполнения на всех уровнях власти и в судах всех инстанций. Уложения главного закона РФ первичны для подчинения и использования на всей территории РФ.

Конституция это свод законов

Великобритания, Новая Зеландия и Израиль являют собой пример стран, где конституция не имеет материального воплощения в виде единого свода уложений о существующей в стране системе правления и определяется как «неписаная». Вся информация такого рода содержится в ряде различных источников. Обычно эти конституции являются «гибкими», что подразумевает возможность их изменения в порядке осуществления обычной законотворческой деятельности.

См. также: демократия, международное право, национальная политика, парад суверенитетов, парламент, права женщин, президент, разжигание, референдум, Российская Федерация, свобода вероисповедания, свобода слова, социальная политика, суд присяжных, цензура.

Конституция Российской Федерации — основной закон страны

Государственный флаг является символов суверенитета государства. Государственному флагу, как святыне, отдается высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации государства. На Руси белый, синий и красный цвета с древних времен означали:

На 1 января 2021г. РФ состоит 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения- Москва и Санкт- Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.

ВИДЫ ЗАКОНОВ

Термин «Конституция» употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «Конституция».

Действительно, Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом Конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу. Кроме того, для Конституции устанавливается особый порядок ее принятия и внесения в нее изменений, а также ее особая правовая охранаАвдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2021. С. 276 — 277. .

Личная конституция или свод личных законов

Например, каждый человек относится положительно к тому, что его любят. Вы тянетесь к людям, которые Вас любят. Вы положительно относитесь к тем, кто Вас чему-то учит, кто помогает Вам больше работать и зарабатывать, помогает продвигаться по карьерной лестнице.

Если, например, возникает ситуация, в которой Вы говорите, что к тем, кто Вас обманывает, относитесь негативно и не работаете с ними. И тут вдруг человек Вас обманывает. У Вас внутри возникает дилемма: а вдруг это получилось случайно, может быть потом он исправится, может эта ситуация разовая, и в дальнейшем все будет по-другому?

Конституция это свод законов

Правые радикалы забывают, что с немецкими нацистами и фашистами стало?
А сами по себе не аннигилируют немецкие неоцисты: они перекрашиваются!
Партия «Альтернатива для Германии» приведёт народ в ад, а страну в бездну.

Вспоминаю 9 ноября 2021 года! Кричат колокола? Нет, это звон бьющегося стекла и разбитых еврейских жизней.
Ведь я слышу эхо из 1938 года! Люди мира, вы на минуту встаньте! Слушайте, слушайте — гремит со всех сторон.

Конституция (Constitution)

— принятые, такими являются большинство современных мировых конституций. Среди принятых конституций даже выделяют три подвида: принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме. В число первых входит, конечно же конституция США: каждый из 13 штатов выбрал своих представителей от двух до восьми человек и они приняли основной закон государства. Ко второму подвиду относятся конституции Италии 1948 года, Японии 1947 года и Португалии. Третий способ принятия конституции — на референдуме. В этом случае проект закона готовят опытные юристы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ считается одним из самых демократичных. Дарование же конституции в целом снижает ее авторитет: она не получена в борьбе или принята государством в результате долгих обсуждений и споров, в которых голос каждого гражданина мог оказаться решающим, а преподнесена в качестве уступки.

5. В зависимости от закрепляемого конституцией политического режима выделяют конституции демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократические конституции, в отличие от авторитарных и тоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия для их реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие.

Почему конституция основной закон государства

Нужно обратить ваше внимание на то, что в нашей стране существует невероятное обилие законов. Каждый закон, непосредственно базируется именно на конституционных нормах. Сразу же отметим, что если законодательство будет иметь определенное несоответствие Конституции, то в данном случае, оно теряет свою юридическую силу и не имеет никакого значения. Кроме всего прочего, сама Конституция содержит в себе всю необходимую информацию, которая касается непосредственно структуру проработки и создания, последующего принятия и обнародования закона, а также вступление его в юридическую силу.

Таким образом, становится понятно, что все основные положения государства, и все положения человека в обществе и государстве, непременно определяются данным законодательством. Именно по этой причине, Конституция РФ и является основным законом, который наделен наивысшей юридической силой в нашей стране.

Конституция РФ основной закон государства

7 Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Читайте также  Азитромицин или ципрофлоксацин: чем отличаются средства и что лучше

9 Конституционный строй организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, человек, его права и свободы, честь, достоинства признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Чем отличаются конституция и закон

Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.

  1. Юридические — это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) — все они обладают юридическими правами.
  2. Фактические — это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
  3. Реальная конституция — в ней закрепленные законы — это действительность, а фактические и юридические тождественны.
  4. Фиктивная конституция — в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.

Конституция -основной закон государства

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

Цели мероприятия: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Конституция — что это такое, зачем нужна и как работает.

Конституция – это основной и главный закон любого государства, он предполагает провозглашение прав и свобод граждан и их гарантию. Нормы конституции предполагают также и описание общественного строя государства, доминантную форму правления, способы территориального устройства. В документе прописывается также и процесс формирования центральных и областных органов управления, описывается герб и флаг, приводится текст национального гимна.

Что такое КОНСТИТУЦИЯ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Конституция – это основной закон страны, имеющий правовое закрепление на уровне высших инстанций. В нем прописан ряд основных положений, помогающих структурировать жизнь в государстве. В документе зафиксированы важные институты, нормы и ценности, а также и основные моменты, связанные с урегулированием работы органов власти.

Если обобщить все сказанное выше, можно вывести основные особенности конституции как высшего правового документа страны.

  • Она описывает и закрепляет государственный строй, форму правления и полномочия местных представителей власти;
  • Осуществляет перечисление и закрепление прав и свобод человека и гражданина;
  • Отличается стабильностью: изменения в документ вносятся крайне редко и только после специального голосования;
  • Становится основой для функционирующего законодательства;
  • Для принятия конституции или внесения правок в ее текст существует специальный порядок;
  • Документ имеет приоритетное значение на всей территории государства;
  • Это правовой акт прямого действия.

Основные функции КОНСТИТУЦИИ.

Функции конституции отличаются широтой охвата – нормативно-правовой акт такого типа предназначен для регулирования практически всех сфер жизни граждан. Можно выделить несколько основных факторов:

  • Учредительная функция. Ее суть заключается в том, что конституция считается основой для существования любого правового государства.
  • Внешнеполитическая. Её важность заключается в регулировании международных политических отношений, в том числе и характера международной политики.
  • Организаторская. Цель такой функции заключается в описании перспектив развития страны и основных задач, которые предстоит решить правительству и народу.
  • Идеологическая(присутствует не во всех). Некоторые нормативно-правовые акты устроены таким образом, что в них дополнительно фиксируется также и политическое коммунистическое учение. Так было в процессе создания Конституции СССР.
  • Юридическая. Роль конституции в этом случае заключается в правовом регулировании отношений различных сфер деятельности граждан.

Само понятие Конституция означает, что она устанавливает и охраняет экономические, социальные, политические и правовые отношения в обществе страны. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что этот нормативно-правовой акт направлен на обеспечение народного суверенитета, деление власти на три основных ветки (законодательная, исполнительная, судовая), а также и гарантии прав и свобод граждан.

Во многом конституция предполагает отображение особенностей государства и его граждан. Она помогает в вопросах самоидентификации, становится основой для формирования мировоззрения граждан, позволяет проводить контроль различных сфер отношений в срезе человек-человек и человек-государство.

Характеристика конституции: основные разновидности.

По форме конституция существует в двух основных разновидностях – юридической и фактической. У таких двух типов есть несколько отличительных характеристик. Первый вариант направлен на регулирование правовых отношений между субъектами. Вторая разновидность имеет дело с реально существующими отношениями: описывает тонкости их существования, права и обязанности сторон и многое другое.

Существует еще несколько видов конституции:

  • Кодифицированная. Основной особенностью такого нормативно-правового акта является то, что он единственный необходим для регуляции различного характера правовых отношений между субъектами.
  • Некодифицированная отличается от предыдущего варианта тем, что есть еще ряд документов, который предназначен специально для регуляции отношений.
  • Смешанный тип включает в себя доктринальные толкования, описание обычаев, а также и перечисление парламентских законов и судебных прецедентов.

Нормы конституции могут быть как жесткими, так и гибкими. Гибкие нормативно-правовые акты могут изменяться при принятии соответствующего закона. Жесткая конституция может быть изменена только при соблюдении целого комплекса действий. Чтобы принять поправки, проводится референдум, начинается голосование депутатов, может также и понадобиться ратификация со стороны отдельных субъектов государства.

Существует еще два вида конституции в зависимости от срока ее действия. Это постоянные и временные нормативно-правовые акты.

История конституции: от первых вариантов до современных.

Если говорить об этом документе в современном значении, тогда стоит сказать, что первая конституция появилась в США. Она представляла собой свод основных законов, функцией которого была правовая регуляция различных отношений. В то время этот уникальный документ стал необходимой правовой базой, под которую и подстраивался весь гражданский демократический строй в целом.

Но прототипы конституции были еще гораздо раньше. Еще за несколько веков до начала нашей эры начинали создаваться законы, призванные регулировать отношения граждан. Солон, Сервий Туллий и Ликург были первыми, кто создал правовой свод для жизни людей. Но при этом далеко не всегда документ был зафиксирован в письменном виде.

Например, закон Спарты (Большая ретра) передавался исключительно устным путем из поколения в поколение. Эти положения во многом регулировали жизнь общества. Интересно в таком законе также и то, что именно народ наделялся самой большой властью. Перед тем, как принять окончательное решение, собирался совет возле реки. Во время таких собраний вносились предложения или обсуждались уже существующие положения. Таким образом, творцами прототипов конституции являлись сами граждане.

Согласно мнению ряда историков, первая государственная конституция была сформулирована и утверждена в небольшом государстве – Сан-Марино. Она была принята еще в 1600 году, и с тех пор так и используется в качестве основного правового акта. Интересно также и то, что в ее основу была положена конституция от 1300 года, регулирующая правовые отношения в городе.

Согласно другим данным, старейшей конституцией является английская Великая Хартия вольностей – или Magna Carta. По этой причине Великобританию принято считать родиной конституционализма.

Еще одни историки находят корни конституции в Украине. Непризнанный документ Филиппа Орлика был создан в 1710 году на территории Османской Империи. Её основное содержание касалось прав и вольностей войска Запорожского. Заключен документ был между самим Филиппом Орликом и рядом старшин. Тем не менее, этот акт не имел никакого юридического подкрепления.

Еще один из первых образцов конституции – документ США. Это создание конституции происходило в конце XVIII века и используется по сей день. Этот закон был принят еще 17 сентября 1787 года и стал первой конституцией, закрепленной в письменном виде. Документ принимался на совете в Филадельфии и считается первой конституцией в привычном для нас смысле слова.

Состоит нормативно-правовой акт США из 7 основных частей, но и все 27 поправок являются неотъемлемой его частью. Он описывает доминантный государственный строй, обосновывает территориальное деление, осуществляет разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Таким образом, самой первой конституцией в привычном для нас смысле является документ США. Он имел юридическую силу, был зафиксирован на бумаге и продолжает функционировать по сей день.

Основы конституции Украины.

Конституция страны становится основным законодательным актом, на котором и строится вся правовая база в целом. Украина не исключение: сегодня правовые отношения между гражданами регулирует документ, принятый 28 июня 1996 года. Основными особенностями нормативно-правового акта являются:

  • главенствующее место в общей иерархии народного права. Законы и различные подзаконные акты обязательно по своему содержанию должны соответствовать конституции страны;
  • уникальная система принятия – документ вступает в действие только после одобрения подавляющим большинством;
  • обобщенная форма изложения. Конституция Украины построена таким образом, что на основании каждой статьи можно создать самостоятельный правовой акт;
  • изменения вносятся только согласно существующим правилам. Сначала разрабатывается законопроект изменений, который должны одобрить депутаты в Раде.
Читайте также  Сталь и чугун — чем отличаются металлы?

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц.

Какие бывают нормативные правовые акты?

Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.

Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).

Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.

Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.

Что такое указ?

Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.

Что такое постановление?

Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.

Что такое распоряжение?

Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.

Что такое приказ?

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Отличие Конституции от законов

закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

обладает высшей юридической силой;

обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

является базой для текущего законодательства.

7. Народовластие в РФ: понятие, общая характеристика, его формы.

В РФ единственный источник власти – народ.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

8. Референдум в Российской Федерации: понятие, основные черты, виды.

· Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

· ФКЗ от 28.06.2004 (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации»

· ФЗ от 12.06.2002 (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

· Федеральный закон от 06.10.2003 (ред. от 23.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Референдум Российской Федерации проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.

Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме Российской Федерации лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1. изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2. досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3. принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

Читайте также  Чем отличается открытый перелом от закрытого?

4. введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5. принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6. амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации включает несколько стадий :

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

9. Экономическая система Российской Федерации: понятие, основные черты.

Экономические основы конституционного строя включают:

1. Равенство всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной и иных форм).

2. Возможность права собственности на землю для всех субъектов общественных отношений.

3. Единство экономического пространства: а) установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование б) закрепление системы федеральных налогов в) установление единой денежной единицы:

· Ведущей формой собственности в Российской Федерации является народная собственность, управляемая по поручению народа государством. Она состоит из общероссийской (федеральной) собственности, собственности народов республик в составе Российской Федерации, народов автономных образований, населения краев, областей, городов федерального значения. Коммунальная собственность принадлежит населению районов, городов и управляется соответствующими органами власти и управления. Народная и коммунальная собственность является основой и неотчуждаемым источником благосостояния общества.

· В Российской Федерации гарантируется личная собственность граждан, частно-трудовая собственность (индивидуальная, семейная), предназначенная для ведения хозяйственной деятельности.

· Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в народной собственности.

· Садово-огородные, дачные и приусадебные земельные участки в размерах, определяемых законодательством, передаются в личную собственность с правом купли-продажи и передачей по наследству гражданам Российской Федерации.

Формы собственности, существующие в РФ, подразделяются на следующие виды:

6. государственную федеральную

7. государственную региональную

8. муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;

10. общественных организаций.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

10. Конституционно-правовой статус общественных объединений в РФ: порядок создания, условия деятельности.

Федеральный закон от 19.05.1995 (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях»

· Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

создание:

1. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.

2. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

3. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Условия деятельности: запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

33) Отличия Конституции от простого закона

1. Простой закон 1. Основной закон

2. Обладает высшей юрид.силой 2.Обладает наивысшей юрид.силой

3. Принимается гос. органами 3. Принимается народом или от его имени

Искл: на Референдуме представит.органами(органом учред.-власти)

Искл:Дарованные констит. и парламентские

4. Прин-ется и изм-тся в обычном зак-ном порядке

4. Прин-тся и изм-тся в особом пор-ке. пересмотра и прин.поправок

Искл: гибкие конституции

5. Огранич. Круг, руг.общ-ных отнош 5. Всеохватный круг, рег. Общ. отнош.

6. Подробно руг-ет общ.отнош. 6. Рег-ет общ.отнош. в общем виде

7. Относит-ная первичность предписаний 7. Абсолют. первичность предписаний

8. База для подзаконных правов.актов 8. База для зак-ов всего текущ.зак-ва9. 9. Общий правовой способ охраны полож. 9.Особый прав.способ охраны полож. Констит.контрол

34) Конституционализм: взгляды на понятие конституционализма, его содержание, основные признаки

Конституционализм – как система источников. Понимается только как политико-правовая теория и практика конституц. устройства, основанного на западных либерально-демократич. ценностях.

☼ Главным признаком конституционализма не просто наличие конституции, а реальная связанность её нормами всех органов гос. власти.

☼ Конституц. доктрина, в основу которой положена идея конституции в широком смысле слова

☼ Основу правления сост. идеалы демократии: идея господства права в общ-ной жизни, утверждение идеалов соц. демократии, признание прав и свобод человека высшей ценностью, уважение достоинства личности институтами власти, прямое участие народа в осущ-нии власти, политич. права гражданам. Гарантированность прав и свобод.

Конституционализм как гос. режим

35) Конституция в федеративном государстве. Соотношение федеральной Конституции и конституций ( уставов) субъектов федерации. Особенности конституций (уставов) субъектов рф.

Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образований, которые обладают определенными признаками государства, и прежде всего — правом принимать свои конституции. Принятие конституций субъектами федерации не является свидетельством их полного суверенитета — сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из федерации, а конституции этого и не закрепляют. Исключение составляла советская федерация, в которой союзные республики рассматривались как суверенные государства с правом выхода, что в практической жизни значения не имело, но юридически способствовало распаду СССР.

соотношении федеральной конституции и конституций субъектов федерации . вопрос о соотношении, решается на основе верховенства федеральной конституции и обязанности конституций субъектов федерации соответствовать ей. Но при этом есть ряд конкретных вопросов, требующих ответа. Это, прежде всего, вопрос о разграничении компетенции федеральных органов гос. власти и соответствующих органов субъектов федерации. Он решается путем установления исключительной компетенции как федерации, так и ее субъектов, а также — их совместной компетенции. Это означает, что конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет союза и ограниченный (остаточный) суверенитет субъектов. При этом конституции субъектов федерации устанавливают свою систему органов государственной власти, судебную систему, систему органов местного самоуправления.

Конституции субъектов РФ призваны выразить особенности национальной государственности, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, названий законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве государственного, государственной символики). Многие из этих конституций принимались под сильным давлением националистических сил, главным образом стремившихся воплотить в них национальный суверенитет. При этом ряд конституций оказался в противоречии с федеральной, вследствие чего процесс создания конституционной системы Российской Федерации пока нельзя считать завершенным.

Конституции республик, как и уставы других субъектов РФ, закрепляют права и свободы граждан в том же объеме, что и Конституция РФ, так что смысл такого закрепления, имея в виду действие федеральной Конституции на всей территории РФ, не особенно велик. Он заключается в установлении дополнительных гарантий конституционных прав или в их расширении, но это встречается крайне редко — гораздо чаще устанавливаются непредусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения избирательных прав граждан, свободы передвижения и выбора места жительства, искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц.

Во многих конституциях и уставах не обеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. В них, в частности, права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством или особым статусом жителя, устанавливаются ограничения на передвижение и выбор места жительства, устанавливается предельный возрастной ценз для глав администраций (55 или 60 лет), ценз оседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т.д., хотя регулирование прав и свобод, в том числе гражданства, относится к исключительному ведению РФ

В подавляющем большинстве конституций и уставов закрепляется признание верховенства Конституции РФ. Однако часто положения о верховенстве и приоритете конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на его территории формулируются без учета положений Конституции РФ о верховенстве и действии Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: