Чем отличаются русины от русских?

Русины: почему русских так больше не называют

Всякий живой язык – это активная, развивающаяся система, подобная бурно растущему дереву. Какие-то его ветви наливаются новым соком и дают цвет побегам, а что-то постепенно угасает, чахнет и отмирает и превращается в условный лингвистический «валежник». Порой это характерно и для таких, казалось бы, незыблемых вещей, как самоназвание целых народов. Даже таких многочисленных и цивилизационно богатых, как русские.

Эндоэтноним: что это такое?

Мудреным словом «эндоэтноним» в лингвистике называют именно исконную форму самоназвания народа. То есть, соответственно, актуальный эндоэтноним нашего народа – русские. В прошлом наравне с этим словом существовало еще несколько родственных понятий.

Одни из них – утраченные в ходе собирания земель русских – отображали местечковые реалии, характерные для феодальной раздробленности. Речь, разумеется, идет о самоназвании жителей удельных княжеств и ранее – племенных объединений: ильменских словен, кривичей, полян, все эти народы впоследствии слились в общем русском хоре и утратили жесткие формы локальной идентичности. Другая же когорта более узка, она включает в себя некие зонтичные, общие наименования. В частности, это слова «россы», «великороссы» и, собственно, наиболее архаичный из предложенных вариантов — «русины». Да, ранее русские люди в том числе и так обозначали свою национальную принадлежность. Впрочем, параллельно с этим вариантом существовала и другая, более привычная для нас словоформа – русские.

Отчего же так получилось? Вероятно, первоначально слово «русин» могло употребляться только в единственном числе, а появление множественной формы (т.е. непосредственно «русины») связано уже с довольно поздним историческим периодом – никак не раньше XVI века.

В глубокой древности слова «русин» нет ни малейших причин сомневаться, так как его фиксирует такой важнейший письменный источник, как «Летопись временных лет». Семь раз слово упоминается в хронике за 911 год и шесть раз за 944 год. Примечательно, что оба эти фрагмента повествуют о важных геополитических событиях – русско-византийских договорах.

Впоследствии фиксируется в новгородских и смоленских документах (в частности в договоре с Ригой ). Правда, по всем правилам древнерусского языка слово часто писалось со специальным буквосочетанием гласных, так называемым дифтонгом, и выглядело как «роусин».

Вообще, такая система словообразования типична для того времени: в те времена название народности часто оканчивалось на суффикс «ин». Подтверждений тому огромное множество – турчин, литвин, немчин. Либо же еще шире, не по национальному, а по религиозному принципу – басурманин. Примечательно, что в это же время обнаруживается и другая утраченная форма – «русак». Вопреки своей самобытности, ничего экстраординарного для славянских языков в этом нет. Например, в чешском языке, известном заповеднике общеславянских языковых древностей, таким же образом формируются названия горожан. Так, собственно, житель Праги назовет себя «пражаком».

Окончательно слово «русины» как самоназвание жителей России исчезает только лишь в XVIII веке. В частности, последний раз упоминается в литературе в 1728 году. Вероятно, оно не сумело выдержать противостояния с иными вариантами – старинным самоназванием «русские» и чередой искусственных названий, насаждаемых в обществе.

Разумеется, впрочем, что в живом языке мы не можем наблюдать одномоментную гибель словоформы. В разных регионах формируется разная языковая норма, лингвистические реалии, конструкты интонации и ударений. Особенно, конечно, это справедливо для тех времен, когда сеть масс-медиа не окутала всю империю, и поставленный дикторский голос не донес до самых медвежьих углов актуальную филологическую норму.

В частности – самоназвание «русины» надолго закрепилось в речи простолюдинов Левобережной Украины .

Современные русины

В наше время старинным словом «русины» называют себя восточные славяне, проживающие в Закарпатье и Словакии . В ученом сообществе не выработан единый взгляд на национальную принадлежность этих людей. Кто-то считает их украинцами, которые перенесли особо ярко выраженное венгерское культурное влияние, а кто-то – самостоятельным восточнославянским народом, таким же самодостаточным, как украинцы, русские и белорусы. Вероятно, этот вопрос еще только ждет своего решения. Вообще, извечная и болезненная тема политического противостояния на тему «независимый народ – субэтнос» опирается именно на лингвистические данные, что делает языкознание площадкой для напряженных словесных баталий, суть которых зачастую находится далеко за пределами области научного знания.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Откуда взялись карпатские русины, и почему язык древнерусских летописей им ближе, чем современный украинский или русский

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Версии происхождения карпатских русинов (русинская, венгерская)

В седой древности Восточные Карпаты, Закарпатье, Подкарпатье и восток Паннонской долины населяло славянское племя хорватов. Учёные видят в этом названии искажённое «сарматы», считая их потомками иранских племён, в незапамятные времена влившихся в славянство. В эпоху великого переселения народов многие хорваты двинулись на юг и запад, осели на Балканах и территории современной Чехии. Оставшиеся смешались с местным населением и стали именоваться белыми хорватами – их потомками и являются современные русины.

Само слово «русин» очень похоже на современное «россиянин», что в обоих случаях означает житель русской земли, Руси. Длительное время этот этноним сохранялся на территории древнего русского государства (Малороссии, Великороссии, Белороссии и Карпатской Руси). Он упоминается в литературных памятниках X века. Но территория расселения русинов никогда не совпадала с Киевским княжеством. Тому препятствовали высокие хребты Карпатских гор с непроходимыми в то время лесами.

Во времена Галицко-Волынского Княжества употреблялись термины «король руський» и «руська мова», но с другой – историческое проживание в составе разных государств: русины очень подолгу жили под влиянием поляков, венгров и украинцев, сохраняя, однако, свою идентичность в этническом и языковом плане вопреки упорным и часто насильственным попыткам ассимилировать их титульной нацией.

На сегодняшний день существует три основных версии происхождения русинов: русинская, венгерская и украинская. Историки Карамзин и Ключевский считали, что праотчизна древних славян именно тисо-дунайский карпатский регион, откуда славянские племена разошлись по всей восточной Европе. Такое предположение перекликается с одной из версий об этнопринадлежности и происхождении русинов: русские, белорусы и украинцы – выходцы из русин, предки которых являются пранародом всех славян, которые сформировали Киевскую Русь. Однако они смешались с другими народами и исказили русинский язык, богатый и сегодня элементами древнерусского и старославянского языка.

Есть ещё версия, что русины – венгры, ассимилированные славянами. Но исторических оснований у этой версии нет. Да, часть западной Украины столетиями была в составе Венгерского королевства и слово «русин» получило своё современное значение именно там. Во времена Ужгородской унии 1646 года, когда часть православной общины вошла в состав Мукачевской епархии, относившейся на тот момент к римско-католической церкви. Тех же, кто сохранял православные обычаи, называли русинами.

Следующая версия – это один из украинских субэтносов, таких как гуцулы, лемки, бойки. Иными словами – украинцы, а различия с ними в языке, традициях и культуре объясняются оторванностью карпатского региона с его гористым рельефом местности и непроходимыми лесами от равнинной Украины.

Русин – это гуцул? Есть ли отличия? Тип внешности и психологический портрет русинов

Среди русинов Подкарпатья чаще встречаются люди с темными глазами и волосами, но есть люди с более светлыми вариантами того и другого. Средний рост 167 см. Им свойственны европеоидные типы внешности, без тюркоидных черт, как случается встретить, например, в Южной и Центральной Украине.

Психотип карпатских русинов таков: сильные духом и настойчивые, но при этом терпеливые и открытые. Это дружелюбные оптимисты с жизнерадостным и спокойным характером. Их отличает тяга к эстетике, любовь к родине и преданность принципам.
Но если сравнивать русинов с другими карпатскими народами – бойками и гуцулами, то разница очевидна и во внешности, и в психологическом портрете. Гуцулы и бойки – типичные представители карпатского типа внешности: невысокий рост, тёмные брови, карие глаза, узкое высокое лицо с невыразительным надбровьем, выпуклый нос. В характере гуцулов есть игривость, самолюбование, они общительны и гостеприимны, а бойки более молчаливые, замкнутые и осторожные.

Подкарпатская Русь – исконная территория славян-русинов

За Карпатским хребтом на берегах Тисы и Дуная крестились первые русины. Как в духовной колыбели формировалась здесь славянская письменность в виде книг, переводимых на славянский язык русинскими подвижниками. Отсюда в 988 году русинские священники вместе с болгарскими везли богослужебные книги, чтобы помочь князю Владимиру привести в христианство киевских полян, пребывавших тогда в язычестве.

Читайте также  Чем отличается религия от веры: особенности и отличия

Исследуя историю этого народа, ряд учёных (Д. Поп, В. Духнович, В. Ключевский и другие) предполагает, что именно с территории региона Карпат праславяне расселились по другим землям. Поэтому связь между великим русским и маленьким русинским народом очевидна.

Несмотря на ассимиляцию, русины никогда не забывали свои русские корни. Эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» (историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928). Русины, утрачивая родной язык, сохраняют «веру отцов», остаются православными. Их роль в истории трудно переоценить. Именно благодаря этому народу Галиция многие века называлась «русской стороной». И в наше время русины остаются небольшим, но сильным форпостом «русскости».

А уж в какой природной красоте живут русины, просто не передать словами. Насладиться видами карпатского леса можно на этих фотографиях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Русины (лемки) — в поисках родины

Русины являются лемками и живут преимущественно за западе Украины. Вопрос определения статуса русинов до сих пор открыт, многие этнологи относят их к самостоятельному этносу. Сами русины тоже часто называют себя отдельным народом, хотя среди них есть и те, кто предпочитает называться украинцами.

Численность

Меньше всего русинов проживает в России — не более 230 человек, а наибольшая по численности русинская община сформировалась в Словакии, где насчитывается около 26 тысяч человек. На исторической родине — Украине — точное число русинов подсчитать трудно. В результате переписи многие русины относят себя к украинцам. Предположительно количество людей не превышает 20 тысяч человек. Интересно, что часть русинского сообщества живет в Соединенных Штатах Америки (примерно 9 тысяч человек). Также люди расселились по некоторым странам Восточной Европы.

Русинский язык представляет целую группу, охватывающую несколько стран. У русинского есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание:

  1. Различаются гласные «э» и «о». Русины часто произносят слова, привычные русскому человеку так, что он невольно рассмеется. Например, слово «небо» звучит у них как «нэбо». А еще есть слово «дэрэво».
  2. Две буквы «о», одна из которых звучит как обычная русская, а другая более звонко и протяжно.
  3. «Р» часто произносится смягченно, словно к ней добавляют мягкий знак. То же самое касается буквы «в».

Более того, у русинского есть несколько говоров. В целом русинский алфавит очень похож на русский. Помимо русинского, есть южно-русинский, разделяющийся на диалекты. В его случае алфавит выглядит несколько иначе. Его примечательной особенностью можно считать наличие двух букв «г». Большинство русинов владеет украинским, а жители Восточной Европы знают языки, соответствующие стране проживания.

Нация

Выделяют 3 теории происхождения русинов:

  • венгерскую;
  • собственно русинскую;
  • украинскую.

Русинская теория отстаивается патриотами общин, которые считают, что они произошли от древнерусской нации. Примечательно, что, по этой версии, люди получаются промежуточным типом, от которого должны были произойти белорусы, русские и украинцы. Это означает, что русинский язык стал прообразом остальных славянских языков. В противопоставление такой версии ставится отсутствие ареала русинов в Киевском княжестве. Сходство этнонима «русин» и «россиянин» можно объяснить близостью живущих нардов. Не исключено, что их язык формировался под влиянием славян.
Самой часто оспариваемой версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировали. В поддержку версии присутствует факт включения части Западной Украины в состав Венгерского королевства. Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Прямых опровержений венгерской теории нет, однако и доказательной базы по ней пока не существует.

Украинская версия предполагает, что люди стали ассимилировать в части украинского населения. Версия базируется на факте распространенности украинского языка среди русинского населения и проживании значительной части на территории Украины. Многие русины действительно называют себя украинцами, причем это касается многих стран, например, Словакии.
Происхождению русинов на генетическом уровне посвящено несколько исследований. В настоящий момент два из них завершено. Воеводинские русины по большей части принадлежат к гаплогруппе R1a1, горожане из Ужгорода тоже к ней близки, второй доминантной гаплогруппой является E1b1b1.

Название

Интересным моментом в жизни русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими. Даже их родной язык они считают русским.

История

Историю русинов принято начинать со 2 века нашей эры, когда происходит переселение славянских племен в Предкарпатье. Закарпатские славяне подверглись влиянию северофракийских племен, римлян из провинции Дакия, гуннов, вандалов, герулов и лангобардов. Славянские земли постепенно стали завоевывать венгры, а на смену им пришли османы.
На протяжении всей истории формирования Закарпатья русины не признавались как самостоятельный этнос. Только в начале 18 века стали появляться первые книги на русинских языках. Первая грамматика относилась к карпато-русинской, в середине 19 столетия появилась русинская азбука, а затем и газета. Переселение русинов в другие страны впервые произошло в середине 18 века. Ближе к 20 веку они начинают переселяться в США.

Религия

Христианство у русинов появилось еще во время Великоморавского княжества. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов.
Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси.
Русинская грекокатолическая церковь является самоуправляемой. Она разделяется на 3 части, одна из которых подчиняется Ватикану, другая принадлежит Мукачевской епархии, а третья —Чешской Республике. Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами грекокатолицизма.

Жизнь в разных странах

Русины составляют славянское меньшинство в Сербии и Хорватии. Многие называют себя украинцами, другие же предпочитают держаться обособленно. Правительства стран официально признают русинский народ и утверждают южно-русинский язык. Область, в которой сосредоточены русины, называется Паннонией. Здесь живут более 14 тысяч русинов, которые исповедуют грекокатолицизм. Никаких притеснений со стороны местного населения люди не испытывают. Напротив, их активно поддерживают, стараясь помогать в развитии культуры, образования и науки. В школах Сербии и Паннонии разрешается преподавание на русинском языке.
Чехия, Польша, Венгрия и Словакия тоже официально признают русинов. Вопросом о жизни и официальном признании народа занимается ООН. Сейчас о существовании русинского национального меньшинства на территории Украины до сих пор ведутся споры. В ООН считают отсутствие официальных признаний русинского меньшинства расовой дискриминацией. Украинское правительство считает его частью украинцев и относит к отдельной этнографической группе.
В целом положение русинов можно охарактеризовать как специфичное. Только в Хорватии их признают на конституционном уровне. Русинский язык зачастую не признается отдельным, а фигурирует как диалект украинского. Этнографы и лингвисты Украины относят его к западным диалектам. Произошедшее в 19 веке русинское возрождение украинские историки считают «москвофильским». Удивительно, но идею о существовании отдельного русинского народа чаще всего высказывают иммигранты, проживающие в Соединенных Штатах и Канаде.

Культура

Наиболее интересной представляется культура закарпатских русинов, выраженная в развитом зодчестве. Закарпатские русины многое позаимствовали у европейцев. В их постройках заметно влияние готики и стиля барокко. Зодчие были достаточно умелые, чтобы строить из дерева. Первыми свое распространение получили культовые сооружения. Они сохранились и до наших дней. Такие постройки появились в начале 17 века и строились до 19-ого. Есть и довольно старые постройки, которые относятся к древней эпохе. Их можно найти в Новоселице. Ярким примером народного творчества служат храмы, в которых сохранились образцы древней живописи, вышивки, книги со старославянской письменностью и другие значимые в культурном плане изделия.
Церкви русины делали из сруба, выстраивая шатры. Ряд русинских церквей оказался разобранным и перевезенным в Чехию. Сейчас они есть в ряде чешских городов, в том числе в Новой Паке и Праге.

Жилище

Жилище русинов более всего напоминает избы. Их характерной особенностью являются большие крыши, нависающие над основной (жилой) частью. Крышу в традиционном доме могли делать из дерева или плотно связанных ветвей. Внутри обстановка напрямую указывает на влияние славян. Потолки в домах низкие, под ними располагаются деревянные балки. Мебель сделана из дерева, для освещения используют лучину, подвешенную на балку. Посуда и столовые приборы тоже сделаны из дерева.
Спали в традиционном доме на маленькой кушетке, на которой могло быть разложено несколько подушек. Скатерти и прочие используемые в быту вещи делали вручную. Пили из больших кружек, напоминающих пивные. Обедали за маленьким столом, сидя на табуретках. Интересно, что большинство русинов всегда было крестьянами. При этом их дома отличались ухоженностью и некоторым минимализмом. Вещи хранили в сундуках, если могли себе подобное позволить.

Читайте также  Какой утеплитель лучше джут или лен: сравнение и отличия

Кухня русинов сложилась под влиянием разных народов. В ней явно прослеживаются украинские, русские и даже венгерские корни. Традиционно кухню русинов принято относить к закарпатской. Главная особенность всех блюд — простота и легкость приготовления. Распространен картофель, капуста, кисломолочные продукты, кукуруза и сыр.
Обязательным блюдом и по сей день остается суп, который подают первым. Они часто едят домашнюю лапшу с куриным бульоном. К каждому гарниру подаются овощи и зелень, часто в пищу употребляют мучное, осуществляя приготовление из пшеничной муки.
Самой распространенной культурой считается кукуруза, поэтому и муку русины делают кукурузную. Иногда кукурузу едят, посыпая солью и намазывая маслом. Рецептура может быть довольно разной, так как распространение этой культуры действительно велико. Главным образом, отличия сводятся к особенностям температурной обработки.
Из манки и творога делают гомбовцы, представляющие собой отварные шарики. В них иногда добавляют начинку, чтобы получить своеобразный десерт. Самым распространенным типом животноводства является пастбищное, что позволяет готовить мясо рогатого скота. Довольно велико многообразие молочных продуктов и рецептов, с ними связанных.
Русины — это тот пример, когда мало кому известный народ способен удивить пускай не очень громкими, но важными мелочами. О нынешнем статусе русинов рассуждать трудно, ведь многие из них ассимилировали в разных странах. Однако есть и такие люди, которые всеми силами стараются напомнить о себе миру. Скорее всего, русины продолжать считать своей исторической родиной Закарпатье. Однако для того, чтобы у них появились все условия для дальнейшего развития идеи национального самосознания, необходимо получить официальное признание украинских властей.

Видео

Русин

Цель международного исторического журнала «Русин» — публикация исследований по истории, культуре и языку русинов (руснаков) — коренного населения Карпато-Днестровских земель, а также материалов проводимых под эгидой журнала научных мероприятий. Журнал – единственное в мире научное издание по истории русинов Карпато-Днестровских земель.

Международный исторический журнал «Русин» основан в 2005 г. Общественной ассоциацией «Русь» (Кишинев). С 2015 г. соучредителем журнала стал Томский государственный университет.

«Русин» индексируется в БД Scopus с 2011 г. и включен в 6 тематических категорий (научных областей).

Arts and Humanities (Искусство и гуманитарные науки)

Literature and Literary Theory Q1 (Литература и литературоведение Q1)

Social Sciences (Социальные науки)

В 2016 г. журнал «Русин» был включен в базу данных ERIH PLUS.

В 2017 г. «Русин» был включен в Web of Science Core Collection – ведущую базу данных цитирований в мире, в ее Emerging Sources Citation Index (ESCI) .

Журнал входит в базу данных MIAR Барселонского университета (Испания). MIAR собирает данные для идентификации и анализа научных журналов, показывает, в каких базах данных журнал проиндексирован. Система рассчитывает индекс журнала, который называется ICDS.

В состав редколлегии журнала входят известные исследователи и общественные деятели России, Молдавии, Украины, Сербии.

Полнотекстовые версии вышедших номеров можно посмотреть в разделе «Архив».

Материалы всех выпусков журнала также размещены в Научной электронной библиотеке (elibrary.ru), Научной электронной библиотеке КиберЛенинка и на других электронных ресурсах.

Статьи, поступающие в редакцию журнала, подлежат обязательному рецензированию.

С ноября 2017 г. статьи проходят двойное слепое рецензирование.

Публикации в журнале осуществляются на некоммерческой основе.

Ознакомиться с требованиями к оформлению материалов можно в разделе «Авторам » .

Главный редактор журнала – кандидат исторических наук Сергей Георгиевич Суляк.

Журнал имеет печатную и электронную версии.

Журнал «Русин» находится в открытом доступе. Это означает, что все содержимое доступно бесплатно для пользователей. Открытый доступ предполагает, что пользователям разрешается читать, скачивать, копировать, распространять, печатать, искать или находить полные тексты статей журнала по ссылке без предварительного разрешения от издателя и автора.
При использовании материалов, опубликованных в журнале «Русин», ссылка на журнал обязательна.

Лицензия Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License .

О русинах

Русин – самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним русин — производное от слова Русь. Он упоминается в литературных памятниках с X в. К примеру, в текстах договоров с греками князя Олега (912 г.) семь раз, князя Игоря (945 г.) — шесть, в «Русской правде» и т.д. Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории, входившей в состав Древнерусского государства: Малороссии, Белоруссии, Великороссии, Карпатской Руси. Тверской купец Афанасий Никитин писал в «Хождении за три моря» (XV в.): «А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин – русин».

К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины.

Второй этноним населения Карпатской Руси – руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Этноним руснак возникло как противопоставление этнониму поляк. Руснаками (русняками) называли русинов их соседи поляки, словаки, чехи. Этот данный соседними народами внешний этноним был известен, по крайней мере, с начала XV в. В Чехии и Словакии русняками называли русинов, воевавших во время гуситских войн в отрядах таборитов.

Долгое время этноним «русин» по идеологическим мотивам был исключен из научного оборота и массового сознания.

Разработка истории русинов возобновилась в конце XX века.

Свой вклад в активизацию исследований по этой проблеме вносит журнал «Русин».

Как русинов превращали в «украинцев», чтобы оторвать от России

В Закарпатье русины мечтают об экономической независимости от Украины.

ПОШЛИ ОТ СЛОВ «РУСИ СЫН»

Судя по дневниковым записям, Иван Франко обижался, когда его называли украинцем: «Меня сегодня кровно образили (оскорбили, — польск.), меня обозвали украинцем, хотя все знают, что я — русин».

Это он написал в конце XIX века. Через 100 лет слово «русин» уже вызывало недоумение: «Кто это?»

Согласно официальным источникам, это народ, имеющий самоназвание «русины», четвертый по численности среди восточных славян! Впереди только русские, украинцы, белорусы. Исторические места расселения русинов — Закарпатье и Галичина. То, что называется сегодня Западной Украиной. И этот народ — не миф.

Историк Андрей Марчуков, один из ведущих специалистов по украинско-малороссийской теме, считает, что исчезновение слова «русин» из обихода на Украине объяснимо:

— Больше сотни лет воинствующее украинство вело борьбу против русскости и русинства. Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней. Столетиями это было самоназванием населения Галичины, Буковины и Подкарпатской Руси (Закарпатья). С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров. Как культурный манифест он возник благодаря «Русской троице» (1834 — 1837). Три галицких студента — Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич выпустили произведение «Руси сын», то есть «русин».

— Современная украинская история называет этих парней украинофобами…

— Их так называют только сторонники украинства. А не любят их за то, что они, особенно Головацкий, стояли у истоков галицко-русского движения. Тогда было несколько терминов, обозначающих русинов: «карпаторосс», «угроросс» или просто «русский». Что подчеркивало: этот народ — часть большой русской нации наряду с великороссами, малороссами и белорусами. И потому украинские националисты так ожесточенно боролись с русинством в последнее столетие.

Знаменитые украинские писатели Леся Украинка и Иван Франко, запечатленные в названиях улиц и площадей городов СССР и даже на почтовых марках, не только не скрывали, что они русины, но и гордились этим.

«НЕУДОБНЫЙ НАРОД»

Самая большая беда народа, называющего себя русинами, — место их исторического расселения.

Вспоминается еще один народ без государственности — курды, которые расселены на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана.

Места проживания русинов — Венгрия, Румыния, Польша, Украина, Словакия и Сербия. Без большой европейской войны обрести государственность русинам невозможно. Последние попытки были в 1990-х, во время «парада суверенитетов», но их привычно купировали. Спасибо, что без геноцида, как в начале ХХ века…

Читайте также  Что лучше алькантара или экокожа и чем они отличаются?

Первыми, кто серьезно занялся «неудобными» русинами, была Польша. В 1859 году польский граф Голуховский решил ввести в русских (русинских) школах так называемую абецадло — азбуку, если по-русски. Новаторство породило протест необычной формы — читать русскую литературу стало модно даже в бедных русинских семьях. И этот протест принял политические формы. В польском сейме и австро-венгерском рейсхрате вдруг появились «объединители» — политики, требовавшие объединить Галицкую Русь в центре Европы с матушкой-Россией. Терпеть такое было невозможно. Особенно в Австро-Венгерской империи, которая и так уже потрескивала по национальным швам:

— Австрия мирилась с русинами, пока в русинских землях не заявило о себе национальное возрождение. Поэтому австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация». Местные «украинцы» ориентировались на Вену и даже намеревались содействовать присоединению к Австро-Венгрии исконно малороссийских земель России, — замечает Андрей Марчуков.

Именно тогда опытные австрийские манипуляторы национальным самосознанием сообразили: для того, чтобы русины не чувствовали себя частью русской нации, их проще не «полонизировать» (что пытались сделать изначально, но получалось плохо, люди этому активно сопротивлялись), а придумать им новый, украинский, язык на основе диалектов и наречий. Лишь бы он отличался от русского. Поэтому его щедро нашпиговали польскими словами. Современная украинская мова чуть ли не на треть из них и состоит. Появилось и польско-украинское политическое движение с любопытным, выносящим сознание гимном: «Мы с ляхами, ляхи с нами! И в прах вража сила! И як было с давен-давна, Засияе Русь преславна Русинов делами. »

Министерство просвещения Австро-Венгрии сразу же начало языковую реформу. Историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»:

«Как по мановению волшебной палочки, вводится в школах, судах и во всех ведомствах новое правописание. Старые «русские» учебники изымаются. По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями». Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия. В русские села посылаются исключительно учителя-украинофилы, а учителей с русскими убеждениями оставляют без мест. »

ПЕРВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ГЕНОЦИД

Разумеется, «просвещенная Европа» и до русинов вполне успешно уничтожала разные «неудобные народы». Но, пожалуй, первый раз делала это, поставив истребление на научную основу. Корни нацистских концлагерей нужно искать в трагической истории русинов начала ХХ века. А русины очень не хотели превращаться в украинцев и тем самым рушили все планы и Германии, и Австро-Венгрии, слившихся в 1879 году в братском союзе. Идея была такая: отсечь у России все «лишние» западные земли — Литву, Лифляндию и Курляндию. На Днепре организовать Киевское королевство. Галичину обособить и дать ей специального короля Василия Вышиваного (Вильгельма Габсбурга) — в наше время все это выглядит как глумление, и было бы смешно, если бы планы венского и берлинского генштабов не удались в XXI веке, пусть и частично.

Русины ждали русскую армию в 1914 году. Отступающие австрийцы и венгры записали русинов в «изменники» и при помощи украинских националистов решили свести с ними счеты.

Священник Иосиф Яворский писал: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент (т. е. деятелям галицко-русского движения. — Авт.). И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах».

Русинов пороли, подвешивали за одну ногу, наконец, просто вешали и расстреливали.

Достаточно иметь дома почтовую открытку с Пушкиным. Людей сгоняли в концлагеря, и один из них, Талергоф, все-таки стал известен и до сих пор на слуху.

Как писал русин, или русский галичанин, Илья Терех:

«В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками».

Если судить по сохранившимся фото, обустройство концлагерей мало чем отличалось от подобных заведений Третьего рейха: бараки, колючка, в центре — аппельплац для построений и экзекуций. Самое ужасное, что русины претерпели дважды. После отступления русской армии из Галиции в 1915 году геноцид продолжился и усилился. Точных цифр нет, и, наверное, уже не будет.

Примерно около 60 тысяч русинов были просто убиты, 80 тысяч прошли через концлагеря, 100 тысяч бежали в Россию.

По данным последней переписи от 2010 года, сейчас в России проживают лишь 225 русинов.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

БОЛЬШЕВИСТСКИЕ НАСЛЕДНИКИ АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Можно было предположить, что с приходом советской власти, боровшейся со всякими «темницами народов», для русинов наступит «эра благоденствия»?

«Наоборот! Без большевиков не было бы никакой Украины», — говорит Андрей Марчуков.

— Они приняли точку зрения украинства. Малороссов и русинов стали считать не частью русской нации, а отдельной украинской нацией, да еще и якобы угнетавшейся Россией. И стали достраивать то, что не успели австрийцы и немцы: создавать с новой силой украинскую государственность и ее язык при помощи «украинизации». Людям с детства, со школы внушали, что они не русские, не малороссы или русины, а украинцы. Так их и записывали в паспортах во время переписей. Делалось это не только в Восточной Украине, но и в присоединенных к СССР в 1939 году Галиции, Западной Волыни и Буковине, которые стали именоваться Западной Украиной.

А потом началась Вторая мировая война. Галицко-русское движение вновь стало жертвой украинских националистов, действовавших при поддержке немцев.

— И ни разу этот народ не имел своей государственности?

— В межвоенный период часть исторических территорий русинов принадлежала Чехословакии. Согласно ее конституции эти земли назывались Подкарпатской Русью и даже имели автономию. Большинство прав было, конечно, на бумаге, но факт есть факт. После окончания войны население автономии захотело войти в состав СССР, с ним они связывали свое будущее. На тот момент было два пути. Местные коммунисты считали Подкарпатскую Русь Закарпатьем и частью Украины. Но были и другие мнения. В ноябре 1944-го состоялся Православный съезд духовенства Мукачевско-Пряшевской епархии, на нем была избрана делегация в Москву и подготовлено воззвание к Сталину с просьбой включить Подкарпатскую Русь в состав СССР на правах самостоятельной союзной республики — Карпаторусской ССР. Но в Москве не поддержали инициативу, и в 1945 — 1946 годах эта земля вошла в состав СССР, но как часть Украинской ССР, и там опять началась украинизация.

Последней надеждой русинов был 1991 год, распад СССР, «парад суверенитетов» и «берите суверенитета сколько хотите». Впрочем, последняя фраза русских людей, как обычно, не касалась. Тем более на Украине. Андрей Марчуков объяснил, почему.

— Украина — нациократическое государство, то есть государство украинской нации. Все, что не соответствует этой концепции и подрывает идеологию украинства, тут же пресекается и подавляется. Пример тому — гонения и запрет русского языка и культуры. Признать, что большая часть населения Закарпатья и Галичины — это не украинцы, а русины, да еще и часть русской нации, для Киева и украинских националистов невозможно и опасно. А вот в соседних европейских государствах национально-культурное развитие русинов проходит свободно…

Русины — группа восточнославянского населения, компактно проживающая на западе Украины (Закарпатье), на востоке Словакии (Пряшевская Русь), в юго-восточной Польше (Лемковщина), на северо-востоке Венгрии и северо-западе Румынии (Марамарош), а также в сербской Воеводине и хорватской Славонии.

Численность от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах Восточной Европы) до 1,5 млн чел. и даже 4 млн (по утверждению русинских организаций).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: