Чем ситуативное моделирование отличается от ролевой игры?

Ситуационное моделирование

Чем ситуативное моделирование отличается от ролевой игры?

Ситуационное моделирование
материал по истории на тему

Скачать:

Вложение Размер
situacionnoe_modelirovanie.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

на уроке истории в старших классах

СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ КОНСТРУКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ УЗЛОВЫХ ПРОБЛЕМ НА КОНКРЕТНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ

Для понимания и освоения многих тем необходимы новые формы и методы организации практических занятий, которые позволили бы не только значительно активизировать работу на уроках, но и вовлечь фактически всех в обсуждаемую проблему. Нужна «мозговая атака» для того, чтобы проанализировать ту или иную проблему. Ведь сегодня и учитель, и ученик в одинаковом положении: на них обрушился поток информации, который порой меняет (иногда в корне) представления о каком-то факте, историческом событии или исторической личности. Только дискуссия, конструктивное обсуждение, глубокий совместный анализ помогает разобраться и прийти к кому – то общему решению. Вообще в истории не должно быть однозначных оценок события или личности. Учащийся должен изучать и знать различные точки зрения на проблему, чтобы суметь выработать свою собственную позицию, отстаивать ее, аргументировать, доказывать ее правильность, либо согласиться с доводами оппонентов. В ходе обсуждения проблемы решается еще одна важная педагогическая задача: происходит обучение культуре дискуссии, в том числе и политической.

Без тщательной предварительной подготовки учителя и учащихся конструктивного обсуждения не получится.

Я провожу такие уроки –игры в старших классах в качестве повторительно-обобщающих уроков, когда всесторонне и подробно изучен уже весь материал по данной теме. То есть мне важно, чтобы учащийся, защищая свою позицию, уже обладал определенным запасом знаний. Не менее важно четко поставить цель обсуждения и перед собой и перед учащимися. Тогда обсуждение действительно проходит четко, с соблюдением всех норм и этики ведения научного спора и я получаю прогнозируемый результат обучения, а учащиеся – необходимые знания, умения, навыки.

Конструктивное обсуждение можно организовать разными способами. Общеизвестен и широко применяется учителями истории первый и наиболее простой способ – это проблемная постановка вопроса для обсуждения. Он предполагает использование при постановке вопроса таких оборотов: «Как вы думаете», «Ваша точка зрения….», «Как на Ваш взгляд…» и т.д. Эффектнее, когда вопрос для обсуждения формулируется таким образом, чтобы вызвать немедленную ответную реакцию: удивление, смех и др. Часто, когда я ставлю такие вопросы и встречаю нежелание учащихся рассматривать данный вопрос или проблему сразу предлагаю им использовать прием сравнения с уже хорошо знакомым им фактом, событием, точкой зрения и т.д. Тогда учащиеся не только мобилизуют все свои знания, но и более активно и осознанно используют их в ходе доказательства своей точки зрения.

Вторым способом организации конструктивного обсуждения проблем, который я очень часто использую в своей практике, является ситуационное моделирование. Это игра, своего рода мини – спектакль, в котором действующие лица — разные существующие люди, группы населения, реально происходящие во времени события, конкретный исторический отрезок. Авторы – сами учащиеся.

Как я готовлю и провожу это «погружение в эпоху»?

В самом начале вступительной беседы к новому разделу, новой теме довожу до учащихся цели предстоящей нам работы и разъясняю их задачи в ходе подготовки к заключительному уроку темы. В дальнейшем, в ходе изучения конкретного материала, обращаю внимание учащихся на то, что и как нужно уметь обобщать, что и как детализировать, где и как использовать прием персонификации, какую лексику применять, какую информацию взять из учебника, а где нужно обратиться к дополнительным источникам информации, как и в каком объеме и смысле их привлекать. Если это необходимо, заранее формируются группы и разъясняются их задание в ходе урока. Ни в коем случае нельзя нарушать принцип добровольности при формировании групп и подгрупп. А в сценарий урока необходимо вносить именно те вопросы, именно те их аспекты, обсуждение которых приведет нас к достижению поставленной цели урока.

Как правило, рабочие группы и подгруппы оказываются разновеликими по способностям. Но это не плохо. Наоборот, используя маленькую хитрость, а именно, вначале урока предупреждаю, что в каждой группе и подгруппе слово берут сначала те учащиеся, которые способны только на поверхностный рассказ, увидели в проблеме чисто внешнее проявление признаков и т.д., а далее по лесенке вверх: больше фактов, больше признаков, все глубже и глубже их анализ, я добиваюсь того, что обсуждению придается необходимый динамизм, логичность, а при оценке результатов работы каждого учащегося легко осуществляется принцип дифференцированного подхода.

Учитывается общий уровень интеллекта, и речь, и доля участия, и хорошее знание конкретного программного материала, и использование дополнительных исторических источников информации, и необходимое рабочее время, затраченное на подготовку к этому уроку и т.д. Планируя такой урок, я тщательно хронометрирую обсуждение каждого эпизода урока, а перед началом обсуждения сообщаю учащимся регламент. Чтобы избежать нерационального использования учебного времени и в конце урока проанализировать работу каждой группы, выставить оценку каждому ученику.

В ходе предварительной подготовки к уроку, если есть необходимость, учащимся предлагается придумать себе название, изготовить таблицу, которая будет стоять во время урока перед каждой группой, придумать символику, какие – то детали костюма и т.д.

Таким образом, подготовка к моделированию предполагает достаточно серьезную самостоятельную, творческую работу учащихся, которая также оценивается мной.

Чем ситуативное моделирование отличается от ролевой игры?

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Отличие современной ролевой игры от игры, созданной по принципу социального моделирования

В комментариях к предыдущему посту внезапно была затронута тема «говномоделей» натуральной экономики. Хотелось бы сказать об этом тут и чуть подробнее.

Вот мы играем в ролевые игры. Играем для собственного удовольствия. Как это происходит?

Метки:

  • Ролевые игры,
  • Теория и практика
  • 24 комментария
  • Оставить комментарий
  • Поделиться
  • Пожаловаться
  • Ссылка

Comments

«Ролевая игра живого действия» какая-то очень сферическая в вакууме, с довольно причудливо подобранным наборов необязательных признаков (хоть и из числа встречающихся в реальности вариантов). Наверное, такие иногда и случаются. Вот чтобы война — самоцель, а у каждого была подробная вводная или квента? Уже непростое совпадение.

А при отсутствии/редкости реальных объектов сравнение частично утрачивает свою научную ценность. Чем социальное моделирование отличалось БЫ от игр типа N, если бы игры типа N существовали.

Наверное, точнее было бы формулировать «На РИ живого действия мы _порой_ стремимся /_можем_ сделать/_часто_ делаем» и т.д.

Уйти от сравнения игр с играми, а сравнивать отдельные моменты в играх. То есть то же самое, но вот как-то чуть иначе подвести в начале. Может, формулировку «В ролевой игре живого действия. » изменить.

Да, именно что бездумно.
Или, в лучшем случае, «обосновав» бессвязным набором слов, каждое из которых вроде бы даже и по-русски. ;)

По-мелочи же здесь уже сказали про терминологию. До того, что в некоторых пунктах следовало бы поменять местами. И про годность ряда методов таки можно поспорить.

Ну вот с тем же антуражем, например: как маркер он нужен именно на ролевой игре. По факту же его использование как маркера было упущено изначально.
Идея наказания — изначально бредова абсолютно везде, и работать не может.

> Ну вот с тем же антуражем, например: как маркер он нужен именно на ролевой игре. По факту же его использование как маркера было упущено изначально.

Ну почему же? Просто маркера теперь дорогостоящие:(

> Идея наказания — изначально бредова абсолютно везде, и работать не может.

Спорное утверждение. Обоснуй.

Просто маркера теперь дорогостоящие:(

Маркер — это то, что читается легко, быстро и однозначно. Что можно считать с первого попавшегося современного прикида или еще какого антуража ?
Как было «Ко-о-го-о я-я-я ви-и-и-жу ?» — ну так теперь и сам вопрос считается неприличным. Так что просто видим петю/васю/машу в прикиде.
Ага, «правило пяти метров», блин. «Если с пяти метров похоже на игровой костюм — это — игровой костюм и допускается на полигон».

>> Идея наказания — изначально бредова абсолютно везде, и
>> работать не может.
> Спорное утверждение. Обоснуй.

Неукоснительное исполнение взаимоисключающих параграфов.
Наказание — это таки насильственное действие. Поскольку игра — мероприятие таки добровольное и некоммерческое, то либо игрок идет, и добровольно самонаказывается, либо наказующий тоже идет. известно куда, и жалуется там на засилье читеров.
Ну или не жалуется, если у игрока хватило такта не послать в лицо, а просто тихо проигнорировать.

Ну а если пытаться таки создать какую-то зависимость — то либо рискуем уже не просто быть посланным, а прямо таки получить в морду (и кое-кто уже и получал), либо извольте трудовой договор с обязанностями сторон, платить зарплату, и, хе-хе, изучать УК и КЗОТ.

ВСЕ О ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЯХ

От плакатов до digital коммуникаций

Кейсы, деловые игры и симуляции

Сегодня говорим об игровых форматах. А именно — о кейсах, деловых играх, ролевых играх и симуляциях.

В чем сходства и различия между кейсами (case studies) и деловыми играми?

Когда-то я думала, что это синонимы, а многие до сих пор так думают. Слова «кейсы» и «деловые игры» можно часто встретить в рекламных текстах в окружении всяких «тренингов» и «семинаров». Однако между деловыми играми и кейсами есть большая разница.

Кейсы (от англ. case — «случай», «ситуация»)

Обучающее событие такого формата — это совместный разбор конкретного кейса, предполагающий презентацию изначальных условий, затем работу в малых группах по решению этого кейса, затем презентацию результата группе экспертов или друг другу.

Кейсы всегда основаны на реальных ситуациях, и участникам предлагается выступить в роли принимающих решение.

Такие форматы чаще всего применяются в бизнес-обучении, где участникам выдается подробное описание некоторой ситуации, подробно описывающей рынок, конкурентную среду, бизнес-показатели некой компании.

Участникам предлагается ознакомиться с описанием, проанализировать ситуацию и предложить возможные решения, либо прокомментировать описанные события. Анализ завершается групповым обсуждением.

Также есть разновидность анализа критических случаев, когда ситуация берется очень сложная (конфликтная, кризисная). Для приближения к реальности можно, например, задать участникам жесткие временные ограничения.

Лучше всего такие события подходят для профессионального сообщества, так как людям, разбирающимся в теме, есть о чем подискутировать, и они с удовольствием готовы анализировать даже большой объем данных.

Кейсы бывают сложными в плане подготовки, так как требуют наличия реальной статистики, достаточной для анализа, но не перегруженной деталями.

Формат требует много времени не только на подготовку, но и на само проведение, особенно, если рабочих групп несколько. Но возьмите противоречивую ситуацию, подготовьте качественную вводную, и тогда из одного-единственного кейса может получиться событие-конфетка!

Деловые игры

Этот формат может стать хорошей альтернативой кейсам, если ваша аудитория — не профессиональное сообщество, но при этом вы хотите в интерактивной форме донести определенную мысль.

Они, напротив, не требуют реальной ситуации, и могут ставить участников в какие угодно условия. Схожи деловые игры с кейсами тем, что участники так же выступают как принимающие решения.

Википедия отмечает, что деловые игры зародились еще в советские времена как «инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности». Однако, за последние полвека деловые игры многое переняли от коммуникативных игр и заметно изменили свой облик.

Сейчас деловые игры (ДИ) используются как основа для интерактивных форматов событий. В ДИ участникам представляется вводная (условия игры, некая ситуация), и им необходимо коллективно принять решение.

Данных в вводной к деловой игре (в отличие от кейсов) может быть мало, и ситуация может быть дана самая фантастическая.

Мне доводилось играть и проводить самой самые разнообразные деловые игры: в одних мы решали, как выгодно купить-продать участки земли, в других выступали как консилиум врачей, решающих, кому из 10 больных сделать пересадку единственного доступного сердца. Где-то строили башню из бумаги, а с кем-то пытались проранжировать 15 предметов, с помощью которых нужно спастись с необитаемого острова.

Существуют тысячи сценариев деловых игр, и если вы решили использовать их в формате своего события, то даже простой поиск в гугле поможет вам с идеями и примерами.

Как я думаю, выбирая такой формат, необходимо помнить, что он требует немалой подготовки вводной, логистики и (пожалуй, самое важное) модератора. Каждая деловая игра должна завершаться грамотным дебрифингом — дискуссией со всеми участниками, умело направляемой модератором. Цель такой дискуссии — осмыслить пережитый в игре опыт, совместно подвести итоги и провести аналогию между игрой и реальными жизненными ситуациями.

Именно из-за дебрифинга я вижу огромный потенциал деловых игр как формата обучающих событий: в презентации или классической лекции спикер может представить одну точку зрения, в панельной дискуссии участники могут услышать несколько разных точек зрения, но именно в деловой игре участники переживают совместный опыт и с помощью модератора сами приходят к нужным выводам, открытиям, новым идеям, сами видят ситуацию с разных сторон.

Ролевые игры

Этот формат во многом похож на деловые игры, и его специфика заключается в том, что у каждого участника есть своя собственная вводная — роль. Возможны вариации: часть вводной может быть дана для всей аудитории, а часть — в личном раздаточном материале; бывают и такие игры, в которых каждому участнику даже общая ситуация дается только с точки зрения его роли.

Важно, что роль дается каждому без исключения, а затем участники спонтанно разыгрывают ситуацию, следуя «вводной» своего персонажа.

Интрига заключается в пересечении целей, в недоступности части информации разным игрокам. В основе хороших ролевых игр чаще всего лежит не просто ситуация, но полноценный сюжет, что сближает их со сценками и театральными представлениями. Обычно ролевые игры завершаются подробным разбором полетов в виде анализа и оценки разыгранной ситуации.

Этот формат дает возможность почувствовать себя на месте другого человека и выявить отношения в коллективе или организации. Он хорошо подходит для экспериментов с возможными решениями сложных ситуаций или моделирования взаимодействий.

Формат такого события еще более сложен в подготовке, но еще более непредсказуем и потому интересен в действии. Если модератор плохо подготовлен, ролевые игры могут стать лишь развлечением или выглядеть слишком искусственно.

Максимально интерактивный, но вместе с тем познавательный обучающий, этот формат может использоваться как один из элементов внутри программы конференции.

Игровые симуляции

Игровые симуляции сделаны из фактической ситуации в целях изучения концепций и практики поведения.

Такие игры обеспечивают безопасные условия для того, чтобы попробовать применить новый навык или смоделировать поведение группы.

Так же, как компьютерные симуляторы управления самолетом или автомобилем, игровые симуляции представляют собой условия, приближенные к реальным, но с правом на ошибку.

Симуляции поощряют активное обучение, могут быть веселыми и интересными. В бизнес-среде чаще всего используются симуляции переговоров, ведения сделок. Такие симуляции помогают развить чувство уверенности при использовании нового навыка в реальных жизненных ситуациях.

Бывают классные комбинации симуляции и ролевой игры, что является редкостью и требует очень тщательной и профессиональной подготовки. Такая массовая симуляция обычно устраивается для демонстрации сложных, многоуровневых бизнес-процессов и для налаживания коммуникаций между разными специалистами и целыми подразделениями. Симуляции лучше всего подходят для внутренних обучающих мероприятий.

Сам формат требует большого количества времени и качественной обратной связи. Хорошая симуляция занимает от 3-4 часов до целого дня. И, конечно же, подготовка — всему голова!

Резюме

Игровые форматы редко используются как одиночные. Как вы уже заметили из описаний, они почти всегда комбинируются с дискуссией, могут сочетаться с презентациями. При грамотном использовании они могут привнести интерактива и динамики в любое обучающее событие совершенно любой тематики и профессиональной направленности. С помощью игровых форматов можно организовать довольно большую толпу участников и предоставить им уникальный, ни с чем не сравнимый опыт.

Статьи цикла

Немного о форматах

Лекция, семинар, тренинг, воркшоп — от теории к практике

Групповые дискуссии

Кейсы, деловые игры и симуляции

Open Space Technology

*текст публикуется с сокращениями

Автор — Аня Дворникова, источник — #UXEvent Блог об организации конференций и нетворкинговых событий

#UXEvent

Блог об организации конференций и нетворкинговых событий

Примеры форматов обучающих событий и сессий. Часть 3: игровые форматы

В копилке уже набралось 11 вплоне традиционных и простых форматов, и сегодня мы поговорим еще о четырех. Их часто путают, и я в свое время тоже задумывалась о том, в чем между ними разница.

Итак, на сегодня у нас в меню: кейсы, деловые игры, ролевые игры и симуляции. И это четыре совершенно разных формата.

В чем сходства и различия между кейсами (case studies) и деловыми играми?

Когда-то я думала, что это синонимы, а многие до сих пор так думают. Слова «кейсы» и «деловые игры» можно часто встретить в рекламных текстах в окружении всяких «тренингов» и «семинаров». Однако между деловыми играми и кейсами есть большая разница.

[12] Кейсы (от англ. case — «случай», «ситуация»)

Обучающее событие такого формата — это совместный разбор конкретного кейса, предполагающий презентацию изначальных условий, затем работу в малых группах по решению этого кейса, затем презентацию результата группе экспертов или друг другу.

Кейсы всегда основаны на реальных ситуациях, и участникам предлагается выступить в роли принимающих решение.

Такие форматы чаще всего применяются в бизнес-обучении, где участникам выдается подробное описание некоторой ситуации, подробно описывающей рынок, конкурентную среду, бизнес-показатели некой компании.

Участникам предлагается ознакомиться с описанием, проанализировать ситуацию и предложить возможные решения, либо прокомментировать описанные события. Анализ завершается групповым обсуждением.

Также есть разновидность анализа критических случаев, когда ситуация берется очень сложная (конфликтная, кризисная). Для приближения к реальности можно, например, задать участникам жесткие временные ограничения.

Лучше всего такие события подходят для профессионального сообщества, так как людям, разбирающимся в теме, есть о чем подискутировать, и они с удовольствием готовы анализировать даже большой объем данных.

Кейсы бывают сложными в плане подготовки, так как требуют наличия реальной статистики, достаточной для анализа, но не перегруженной деталями.

Формат требует много времени не только на подготовку, но и на само проведение, особенно, если рабочих групп несколько. Но возьмите противоречивую ситуацию, подготовьте качественную вводную, и тогда из одного-единственного кейса может получиться событие-конфетка!

[13] Деловые игры

Этот формат может стать хорошей альтернативой кейсам, если ваша аудитория — не профессиональное сообщество, но при этом вы хотите в интерактивной форме донести определенную мысль.

Они, напротив, не требуют реальной ситуации, и могут ставить участников в какие угодно условия. Схожи деловые игры с кейсами тем, что участники так же выступают как принимающие решения.

Википедия говорит довольно скучным канцелярским языком о том, что деловые игры зародились еще в советские времена как «инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности», однако по опыту могу сказать, что за последние полвека деловые игры многое переняли от коммуникативных игр и заметно изменили свой облик.

Сейчас деловые игры (ДИ) используются как основа для интерактивных форматов событий. В ДИ участникам представляется вводная (условия игры, некая ситуация), и им необходимо коллективно принять решение.

Данных в вводной к деловой игре (в отличие от кейсов) может быть мало, и ситуация может быть дана самая фантастическая.

Мне доводилось играть и проводить самой самые разнообразные деловые игры: в одних мы решали, как выгодно купить-продать участки земли, в других выступали как консилиум врачей, решающих, кому из 10 больных сделать пересадку единственного доступного сердца. Где-то строили башню из бумаги, а с кем-то пытались проранжировать 15 предметов, с помощью которых нужно спастись с необитаемого острова.

Существуют тысячи сценариев деловых игр, и если вы решили использовать их в формате своего события, то даже простой поиск в гугле поможет вам с идеями и примерами. Если есть интерес, черканите внизу в комментариях, могу поделиться сценариями любимых деловых игр в отдельном посте!

Как я думаю, выбирая такой формат, необходимо помнить, что он требует немалой подготовки вводной, логистики и (пожалуй, самое важное) модератора. Каждая деловая игра должна завершаться грамотным дебрифингом — дискуссией со всеми участниками, умело направляемой модератором. Цель такой дискуссии — осмыслить пережитый в игре опыт, совместно подвести итоги и провести аналогию между игрой и реальными жизненными ситуациями.

Именно из-за дебрифинга я вижу огромный потенциал деловых игр как формата обучающих событий: в презентации или классической лекции спикер может представить одну точку зрения, в панельной дискуссии участники могут услышать несколько разных точек зрения, но именно в деловой игре участники переживают совместный опыт и с помощью модератора сами приходят к нужным выводам, открытиям, новым идеям, сами видят ситуацию с разных сторон.

[14] Ролевые игры

Этот формат во многом похож на деловые игры, и его специфика заключается в том, что у каждого участника есть своя собственная вводная — роль. Возможны вариации: часть вводной может быть дана для всей аудитории, а часть — в личном раздаточном материале; бывают и такие игры, в которых каждому участнику даже общая ситуация дается только с точки зрения его роли.

Важно, что роль дается каждому без исключения, а затем участники спонтанно разыгрывают ситуацию, следуя «вводной» своего персонажа.

Интрига заключается в пересечении целей, в недоступности части информации разным игрокам. В основе хороших ролевых игр чаще всего лежит не просто ситуация, но полноценный сюжет, что сближает их со сценками и театральными представлениями. Обычно ролевые игры завершаются подробным разбором полетов в виде анализа и оценки разыгранной ситуации.

Этот формат дает возможность почувствовать себя на месте другого человека и выявить отношения в коллективе или организации. Он хорошо подходит для экспериментов с возможными решениями сложных ситуаций или моделирования взаимодействий.

Формат такого события еще более сложен в подготовке, но еще более непредсказуем и потому интересен в действии. Если модератор плохо подготовлен, ролевые игры могут стать лишь развлечением или выглядеть слишком искусственно.

Максимально интерактивный, но вместе с тем познавательный обучающий, этот формат может использоваться как один из элементов внутри программы конференции.

[15] Игровые симуляции

Игровые симуляции сделаны из фактической ситуации в целях изучения концепций и практики поведения.

Такие игры обеспечивают безопасные условия для того, чтобы попробовать применить новый навык или смоделировать поведение группы.

Так же, как компьютерные симуляторы управления самолетом или автомобилем, игровые симуляции представляют собой условия, приближенные к реальным, но с правом на ошибку.

Симуляции поощряют активное обучение, могут быть веселыми и интересными. В бизнес-среде чаще всего используются симуляции переговоров, ведения сделок. Такие симуляции помогают развить чувство уверенности при использовании нового навыка в реальных жизненных ситуациях.

Бывают классные комбинации симуляции и ролевой игры, что является редкостью и требует очень тщательной и профессиональной подготовки. Такая массовая симуляция обычно устраивается для демонстрации сложных, многоуровневых бизнес-процессов и для налаживания коммуникаций между разными специалистами и целыми подразделениями. Симуляции лучше всего подходят для внутренних обучающих мероприятий.

Сам формат требует большого количества времени и качественной обратной связи. Хорошая симуляция занимает от 3-4 часов до целого дня. И, конечно же, подготовка — всему голова!

Особенности использования игровых форматов в обучающих событиях

В качестве небольшого резюме хочу сказать, что игровые форматы редко используются как одиночные. Как вы уже заметили из описаний, они почти всегда комбинируются с дискуссией, могут сочетаться с презентациями. При грамотном использовании они могут привнести интерактива и динамики в любое обучающее событие совершенно любой тематики и профессиональной направленности. С помощью игровых форматов можно организовать довольно большую толпу участников и предоставить им уникальный, ни с чем не сравнимый опыт.

Экспериментируйте! Люди любят интерактив, даже если в открытую вам в этом не признаются. Дайте им возможность безопасно и добровольно поучаствовать в новом формате, хорошенько подготовьте логистику, и тогда у вас есть все шансы получить отзывы в стиле «это был незабываемый опыт»!

В превью поста использовано фото: Sebastiaan ter Burg via Compfight cc

5. Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование

Как уже отмечалось, исследование реальной деятельности в экстремальных условиях не всегда возможно. Поэтому здесь на первый план выходят такие виды исследования, как ситуационный эксперимент и ситуационное модели­рование.

Ситуационный эксперимент представляет собой разно­видность естественного эксперимента, в ходе которого воспроизводятся те или иные ситуации. Наибольший интерес вызывают ситуации, которые ведут к стрессовым реакциям у человека. Практически лишь в таких усло­виях можно получить надежные характеристики эмо­циональных и волевых качеств специалистов и оценить надежность их деятельности в усложненных условиях. Воспроизведение стрессовых условий в эксперименте должно отвечать условиям, описанным в гл. 3.

Основным из них является создание у испытуемых оп­ределенной мотивационной направленности. Основные виды мотиваций (в дополнение к рассмотренным ранее) и примеры возможных ситуаций сводятся к следующим:

1) самосохранение и ответственность за благополучие кол­лектива — имитация пожара, болевые электрические раздражения;

2) стремление к достижению поставленных целей — введе­ние очень трудных или неразрешимых заданий, введе­ние отказов рабочей аппаратуры;

3) самоутверждение — провоцирование конфликтов во вза­имоотношениях с коллегами [27].

Чтобы эти ситуации воспринимались как реальные, их замысел и осуществление должны быть известны очень узкому кругу лиц. После проведения эксперимента также должна быть сохранена тайна. Для проведения каждого эксперимента необходимо придумывать новую форму моделирования ситуации.

В некоторых ситуациях целесообразно применение ситу­ационного моделирования. Оно является разновидностью физического моделирования, принимающего во внимание сравнительно небольшое число факторов деятельности, необходимых и достаточных для адекватного воспро­изведения конкретной ситуации.

В общем случае создание ситуационной модели процесса достижения цели сводится к разработке технических средств, обеспечивающих воспроизведение в реальном масштабе времени требуемой факторной ситуации. При этом структура и характер модели определяются ви­дом подмножества факторов ситуации, закономерностями межструктурных переходов. Среди различных подмно­жеств ситуационных факторов, которые наиболее часто определяются направленностью исследуемых ситуаций деятельности, выделяют:

1) параметры рабочей среды, в которой осуществляется изучаемая деятельность;

2) параметры коммуникативных связей в коллективе;

3) пространственно-временные параметры используемых источников информации;

4) условия протекания изучаемой деятельности и др.

Для создания модели в каждом конкретном случае выби­рается подмножество факторов, определяющих исследуемую ситуацию деятельности человека (группы людей), и разрабатывается логико-временная схема варьирования факторных структур. Выбранная схема реализуется с по­мощью типовых или специально созданных технических или иных устройств, входящих в состав функционального макета исследуемой системы.

Примерами ситуационного моделирования являются:

1) командно-штабные учения, моделирующие ту или иную ситуацию ведения боевых действий;

2) противоаварийные тренировки, моделирующие дейс­твия специалистов по ликвидации аварии;

3) оперативные игры с персоналом энергосистем, модели­рующие действия оперативного персонала по отработке определенной негативной ситуации и т. п.

Такое моделирование может производиться как в услови­ях, имитирующих реальные (например, военные учения), так и с помощью специально созданных имитирующих средств (тренажеры, учебно-тренировочные классы или лаборатории, функциональные макеты и т. п.). Необхо­димым условием построения модели является как можно более полное воспроизведение психологической сущнос­ти реальной деятельности и соблюдение рассмотренных выше требований, предъявляемых к проведению ситуа­ционного эксперимента.

Следует отметить, что, несмотря на наличие общих черт, необходимо различать понятия ситуационного экспери­мента и ситуационного моделирования. О первом речь идёт обычно при искусственном создании стрессовых ситуаций в реальной деятельности, причем испытуе­мый об этом зачастую может и не знать. Ситуационное моделирование обычно подразумевает воспроизведение нужных ситуаций в условиях лабораторного (полевого) эксперимента. Однако различие между этими понятиями Довольно условно.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: