Чем выделенные бюджетные места отличаются от общих

Чем выделенные бюджетные места отличаются от общих Для абитуриентов Крыма предусмотрена менее сложная программа поступления в высшие учебные заведения. Для тех, кто постоянно проживает на

Чем выделенные бюджетные места отличаются от общих

Чем выделенные бюджетные места отличаются от общих

Для абитуриентов Крыма предусмотрена менее сложная программа поступления в высшие учебные заведения. Для тех, кто постоянно проживает на полуострове, вузом будут проводиться общеобразовательные экзамены самостоятельно. Также по желанию поступающего могут быть приняты во внимание итоги ЕГЕ.

Помимо этого, В ВУЗах, находящиеся в других регионах Российской Федерации, на крымчан рассчитаны льготные места. На эти места никто другой не принимается кроме жителей Крыма. Если абитуриент не желает пользоваться предоставляемыми привилегиями, поступить он может на общие бюджетные и платные места.

Кроме всего этого, на выделенные места при обучении по программе бакалавриата или специалиста установлены разные сроки подачи документов.

Сдать документы в приемную комиссию высшего учебного заведения, которое расположено за пределами Крыма, необходимо до 10 июля, а вступительные экзамены необходимо сдать не позднее 14 июля. Для ВУЗов находящихся на территории Крыма:

  • Срок окончания приема документов, которые нужны для поступления — не раньше 2 августа.
  • День окончания приема документов и вступительных экзаменов-10 августа.

Это сделано для того чтоб у тех кто не смог поступить за пределами Крыма, имел дополнительную возможность на поступление в высшие учебные заведения на территории Крыма.

Не стоит забывать и о том, что абитуриент имеет полное на подачу документов не более чем в пять учебных заведений. Для граждан, которые проживают в Крыму постоянно, это количество суммарное. На примере это выглядит так. Если абитуриент будет пользоваться нововведениями для граждан постоянно проживающих на территории полуострова, то он может отдать необходимую документацию, на прием в три высших учебных заведения которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации, оставляя за собой право на подачу документов в два республиканских ВУЗа.

Перечень, а также формы вступительных экзаменов и необходимое количество баллов для поступления лицам постоянно проживающих в пределах Крыма, устанавливаются отдельно от перечня, форм и баллов установленных для приема других лиц.

Для жителей Крыма во время поступления в учебное заведение обязательным условием будет сдать не более трех вступительных экзамена. Из них два должны быть обязательными и один дополнительный.

К лицам, которые постоянно живут на территории Крыма, относятся:

  1. Лица, которые официально признаны гражданами Российской Федерации согласно действующему законодательству.
  2. Лица , которые постоянно проживали, на момент принятия в Российскую Федерацию в республике Крым и проходили обучение в соответствии с установленными стандартами обучения Украины.

Общие места

Для абитуриентов появилось новое условие в перечне необходимых документов.

Портфолио. Эта инновация поможет получить при поступлении дополнительные 10 баллов. Учитываться также будут:

  • Наличие аттестата с отличием по всем предметам.
  • Принятие участия в каких-либо волонтерских мероприятиях.
  • Имеющееся звания чемпиона мира, Европы или олимпийских игр.
  • Участие во всероссийских олимпиадах.

Выделенные и общие места

Как можно заметить упрощение процедуры поступления в ВУЗы для жителей Крыма и не много измененная для общих мест, не так сильно и отличаются.
Сдвинуты сроки подачи документов, а также даты проведения экзаменов. Помимо этого для жителей республики Крым наличие Портфолио необязательно, так как оно не было предусмотрено учебной программой Украины. В целом процесс поступления совпадает с установленными нормами проведения вступительных испытаний.

Словарь абитуриента

Говорите на одном языке с приемной комиссией

При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Конкурс

Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).

Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.

Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.

Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.

Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.

Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.

Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.

Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.

Зачисление

Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.

Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.

Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.

Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.

Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.

Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.

Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.

Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:

  • победители олимпиад – зачисление без экзаменов, 100 баллов за соответствующий профилю олимпиады предмет;
  • поступающие по целевой и особой квотам – зачисление по отдельному конкурсу на специально выделенные места;
  • сироты, инвалиды, ветераны боевых действий и некоторые другие поступающие – преимущественное право (приоритет) зачисления.

Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.

Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.

Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.

Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.

Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.

Направления, специальности, укрупненные группы

Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.

В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.

Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):

  • 45.03.01 Филология.
  • 45.03.02 Лингвистика.
  • 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика.
  • 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).

Укрупненные группы объединены в области образования.

Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.

Читайте также  Чем темный шоколад отличается от горького?

Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:

  • 01 – код укрупненной группы (Математика и механика)
  • 03 – уровень образования, бакалавриат
  • 01 – код конкретной специальности в группе.

Коды уровней высшего образования:

  • 03 – бакалавриат;
  • 04 – магистратура;
  • 05 – специалитет;
  • 06 – аспирантура;
  • 07 – адъюнктура;
  • 08 – ординатура;
  • 09 – ассистентура-стажировка.

Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.

Экзамены

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Платное и бесплатное образование в ВУЗе: сходства и отличия особенности обучения на каждой основе

Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.

Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.

Бесплатное высшее образование

Ежегодно десятки тысяч абитуриентов буквально штурмуют ВУЗы, стараясь поступить на бюджетное место. Обучаться за счет государства не только приятно, но и престижно. Ведь заняв «бесплатную нишу» в ВУЗе, абитуриент сумел доказать свою состоятельность, хорошую подготовку, упорство и пр.

Образование полностью бесплатном быть не может априори. Учащемуся потребуются определенные принадлежности, канцтовары, учебные пособия, компьютер, подходящая одежда и пр. Но это все относится к желаниям (предпочтениям) и необходимости, не имея прямого отношения к ВУЗу.

Количество бюджетных мест ежегодно пересматривается, притом на протяжении последних лет доля бюджетного образования сокращалась. Сейчас в ВУЗах объем мест для бесплатного освоения профессии едва достигает 30%. Все остальное отводится на контрактное обучение.

Бесплатное обучение в высшем учебном заведении

Более того, количество мест для каждой специальности утверждает Минобразования и науки. Исходя из этого ВУЗ получает соответствующее финансирование на обучение учащегося и выплату ему стипендии.

Да-да, стипендия полагается только студентам очного отделения, обучающимся на бюджетной основе. Остальные претендовать на эту выплату не могут. Более того, размер господдержки небольшой – около 1500-5000 рублей в месяц. Притом сумма стипендии может быть уменьшена или ее выплата приостановлена при ухудшении успеваемости.

Бюджетное образование считается более качественным и требовательным. Малейший проступок, ухудшение успеваемости, прогул занятий, нарушение дисциплины и правил Вуза может быть чревато отчислением.

Образовательная программа на бюджетных местах должна соответствовать госстандартам, учитывать основные требования работодателей к востребованным специалистам (какими знаниями и навыками они должны обладать) и пр. В настоящее время «ассортимент» специальностей в рамках бюджетного образования сильно ограничен. Поэтому важно не просто выбрать подходящий ВУЗ, но и необходимое или желаемое направление подготовки в нем, оценить собственные шансы на зачисление и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Для поступления в высшее образовательное заведение в любом случае придется преодолевать ЕГЭ, но проходные баллы на бесплатное место всегда выше, чем на коммерческое. Поэтому для покорения бюджетного образования необходимо иметь максимально высокие результаты ЕГЭ и использовать все шансы (льготы, достижения и пр.).

Специфика платного обучения в ВУЗе

Платное (коммерческое) обучение в ВУЗе в значительной степени повысило шансы на освоение выбранной специализации в стенах ВУЗа. В данном случае финансированием работы высшего образовательного заведения занимается не государство, а абитуриенты (или их официальные представители: опекуны и родители). Для получения образования по контракту необходимо внести определённую сумму за соответствующие услуги учебного центра, притом ценник может кардинально разниться. На сегодняшний день средняя стоимость обучения в Вузе на очном отделении достигает 60-560 тысяч рублей, на заочном – 45-120 тысяч рублей, дистанционном – 30-90 тысяч рублей.

Особенности обучения в ВУЗе на платной основе

Притом некоторые специализации или формы обучения в большинстве случаев доступны абитуриентам только по контракту. Например, дистанционное обучение (как отдельное отделение) возможно исключительно на платной основе, покорение престижных и востребованных направлений возможно только в рамках платных услуг Вуза.

Важно отметить, что процедура подачи документов и зачисления «контрактников» стандартна. Абитуриент предоставляет приемной комиссии все необходимые документы, проходит конкурсный отбор, заключает договор с Вузом, оплачивает его услуги и попадает в ряды студентов. Притом образовательная программа и учебный процесс ничем не отличается от бюджетного освоения специальности.

Несмотря на более лояльные требования к абитуриентам к поступлению готовиться все же придется. Конкурсный отбор строится на основе привычных правил: чем выше балл, тем больше шансов поступить. Более того, считается что к «контрактникам» относятся мягче, предоставляя им поблажки, привилегии и пр. На самом деле это не так. Правила Вуза едины для всех учащихся, независимо от их социального и иного статуса, формы обучения и пр.

На сегодняшний день доля коммерческого обучения в Вузе составляет около 60-70%. Притом абитуриент может самостоятельно платить за свое обучение при помощи специальных кредитных программ: образовательный кредит, рассрочка на обучение при ВУЗе и пр. Обучение по контракту – занятие непостыдное, но высокозатратное, поэтому оказывается посильным не для каждого желающего.

Достоинства и недостатки бюджетного и платного обучения

У каждой палки два конца. Казалось бы, бюджетное обучение – сплошные плюсы. Но на самом деле здесь также можно выделить положительные и отрицательные моменты.

К числу явных преимуществ бесплатного образования можно отнести:

  • Престиж: абитуриент выглядит победителем в игре или войне, ведь учиться бесплатно могут лишь сильнейшие;
  • Бесплатность освоения профессии и получение «вознаграждения» за достойное обучение: освоение профессии полностью финансируется государством, притом в определенных случаях студент может получать базовую/повышенную стипендию, дополнительные выплаты (например, материальная помощь) и пр.;
  • Новые знакомства и связи: поступление в Вуз – это внедрение в новый коллектив, где устанавливаются новые контакты появляются новые друзья и наставники, формируется определенная репутация, происходит некая закалка личности;
  • И пр.

Среди недостатков бюджетного обучения можно выделить:

  • Жесткая ограниченность: количество мест и специальностей ограничено, финансирование также ограничено;
  • Освоение профессии бесплатно не всегда сопровождается использованием новейших технологий, так как техническая, и иная база ВУЗа полностью зависит от государства, его финансирования;
  • Платить все равно придется: студенту придется покупать канцтовары, тратиться на дорогу, питание и пр.
  • И пр.

Разница между обучением на бюджете и по контракту

К положительным моментам в освоении платного образования можно отнести:

  • Более простое поступление: несмотря на наличие конкурсного отбора, проходные баллы для поступления ниже, чем на бюджетном отделении;
  • Более широкий перечень доступных к освоению профессий;
  • Стоимость обучения фиксированная, стабильная, но изменяться может по усмотрению ВУЗа. Как правило повышение ценника зависит от экономической обстановки в стране. Притом во время кризиса власти «замораживали» стоимость образовательных услуг. В среднем, темп повышения цен находится на одном уровне вместе с инфляцией.
  • Можно подобрать более подходящие условия и ВУЗы, подстроившись под собственные желания и возможности. Более того, государство предусмотрело действие специальных льготных программ кредитования – образовательный кредит.
  • И пр.

Среди недостатков платного обучения можно отметить:

  • Дороговизна: стоимость обучения в топовых ВУЗах может достигать 500-800 тысяч рублей в год, а в провинциальных – около 200-30 тысяч рублей в год. Несмотря на большой «ценовой разбег», многим российским семьям платное обучение оказывается не по карману;
  • Не всегда абитуриенты учитывают уровень собственной подготовки при поступлении в ВУЗ. Порой учиться даже по контракту оказывается слишком сложно, возникают проблемы, способные привести к отчислению;
  • И пр.

Что выбрать: платное или бесплатное образование?

Всем давно известно, что качество обучения полностью зависит от желания и стремления студента. Поэтому, если возникает вопрос, связанный с выбором варианта обучения, то достаточно ответить на несколько вопросов:

  • Каковы шансы на зачисление на бюджетную основу? Для этого нужно проанализировать проходные баллы и условия зачисления, собственные возможности (результаты пробных ЕГЭ или итоговые данные);
  • Посильно ли платное обучение? Здесь нужно оценить стоимость обучения и собственные возможности (возможности семьи);
  • Какая специальность мне подойдет? Это, пожалуй, самый важный вопрос, от которого будут зависеть ответы на все предыдущие.
Читайте также  Чем отличается шпаклевка от шпатлевки?

Самые распространенные мифы о платном и бесплатном образовании

Миф №1. Где легче учиться?

Издавна считается, что обучение по контракту дается легче: студентам предоставляют всевозможные поблажки, прощают прогулы, не валят на экзаменах и зачетах. На самом желе – это самое глубокое заблуждение. Качество образование, стандарты и правила Вуза едины для всех и не зависят от формы обучения, отделения и иных факторов.

Миф №2. Контрактников не отчисляют.

Несмотря на то, что студент платит за учебу, никто не дает ему права пренебрегать правилами ВУЗа, не выполнять возложенные на него обязанности. Поэтому при наличии законных оснований любой учащийся (будь то бюджетник или контрактник) подлежит отчислению.

Наиболее частые вопросы которые интересуют абитуриентов и их родителей?

Миф №3. У контрактников нет стипендии.

Да, согласно действующему законодательству, получать стипендию могут лишь учащиеся очных отделений, осваивающие образовательную программу на бюджетной основе. Но в случае победы студента на всевозможных соревнованиях, состязаниях, свершении значимых научных/спортивных и иных открытий ему может назначаться дополнительная выплата-вознаграждение в виде Президентской стипендии, награды и пр. Здесь удостаиваться такой чести могут как бюджетники, так и контрактники.

Миф №4. На платном обучении качество образования ниже, чем на бюджетном.

Как мы уже говорили, качество обучения не зависит от варианта освоения профессии. Оно отчасти может сопрягаться с возможностями ВУЗа (педагогический состав, техническая и иная оснащенность), но в большинстве случаев оно напрямую взаимодействует со стремлением, мотивацией и желанием студента поглощать знания и обретать профессиональные навыки.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Что такое целевое бюджетное место в вузе и как его получить

Поступить можно не только по ЕГЭ или по олимпиаде. Есть ещё одна возможность, о которой знают не все, — целевое направление от госкорпорации или предприятия. Важно: если хотите получить целевое бюджетное место, нужно успеть сделать всё до 10 апреля. И помните, что вы при этом берёте на себя определённые обязательства.

На целевые места могут поступать выпускники школ, колледжей и техникумов текущего года и прошлых лет. Заключать договор о целевом направлении можно только с предприятиями/ведомствами/госкорпорациями/компаниями, в уставном капитале которых есть доля Российской Федерации.

Такой договор направляет вас в один конкретный вуз на одну конкретную специальность. Письмо о целевом направлении вас должно попасть в выбранный университет до 30 апреля.

Целевое место — всегда договор, в котором стороны (абитуриент и компания-работодатель) утверждают свои обязательства друг перед другом. Обучение при этом оплачивает не работодатель, а государство. Зачисление на целевые места происходит по отдельному конкурсу баллов между «целевиками». Если вы не проходите, можете поступать на общих основаниях.

Часто предприятия, которые заключают договоры о целевом направлении, относятся к оборонно-промышленному комплексу. Так они подготавливают свой кадровый резерв.

Что делать, чтобы получить целевое направление?

  • Найти в интернете сводную заявку предприятий/госкорпораций и вузов на 2018 год. Узнать, в каких регионах какие предприятия принимают заявки от кандидатов.
  • Обратиться на предприятие/ в госкорпорацию и написать заявление на имя руководителя.
  • Пройти собеседование с представителем предприятия.
  • Заключить договор о целевом направлении до начала приёмной кампании в вузе. Если вам не исполнилось 18 лет, договор заключают от вашего имени родители или ваши законные представители.
  • Подать в приёмную комиссию вуза стандартный пакет документов + копию договора о целевом направлении, оригинал аттестата (диплома) и согласие на зачисление. Без оригинала аттестата участие в отдельном конкурсе на целевые места невозможно.

Регион вашего проживания или местонахождения предприятия/компании для вуза роли не играет. Если у вуза и предприятия ещё нет договора, они могут его заключить.

Вроде понятно, но можно подробнее?

1. Находите правильное (!) предприятие. Сперва вы самостоятельно находите и отправляетесь в администрацию своего города, либо в крупную компанию, госкорпорацию. Ключевой фактор поиска компаний: в их уставном капитале должна быть доля государства. Юридические (правовые) департаменты вузов строго отслеживают это. Если заключите договор с компанией, в уставном капитале которой государство не представлено, то на целевое место в вуз ваши документы не примут. Отнеситесь к этому внимательно. Компании, занимающиеся поиском кандидатов на целевое направление, размещают информацию об этом на своих сайтах. Просто погуглите запрос «целевой приём в город/регион».

2. Связываетесь со специалистом, ответственным за собеседование и заключение договоров с кандидатами на «целевое направление» до 10 апреля.

3. На собеседовании озвучиваете, в какой вуз желаете поступать. Вы должны озвучить конкретный вуз либо выбрать из тех, с которыми у предприятия уже заключен договор.

4. Администрация города/госкорпорация озвучивает, в каких специалистах нуждается или будет нуждаться в ближайшие пять лет. Для вас это значит конкретизация понимания, на какие направления подготовки/специальности вам поступать.

Допустим, вас устраивает позиция госкорпорации и вы подписываете договор.

5. Получив ваше согласие, администрация города/госкорпорация направляет официальное письмо на имя ректора вуза с просьбой заключить с ней договор о целевом направлении. В письме она указывает, какие направления подготовки/специальности и какое количество бюджетных мест её интересует. Вуз уведомляет организацию ответным письмом о готовности заключить договор.

6. Вуз и администрация города/госкорпорация заключают договор до 20 апреля.

7. Вуз передаёт копию договора своему учредителю — Минобрнауки России — и просит выделить целевые места из бюджетных на конкретных направлениях подготовки/ специальностях для этой администрации города/госкорпорации до 30 апреля.

8. Если Минобрнауки согласовывает и выделяет эти места, вуз проводит целевой приём.

Что будет дальше? И что я буду должен предприятию?

Администрация города/госкорпорация заключает договор с абитуриентом до 30 июня. В нём прописываются обязательства сторон:

  • Выпускник обязан трудоустроиться в компанию, с которой заключил договор, и отработать оговорённый срок. Часто — от трёх лет.
  • Компания обязана оплачивать проезд к месту практики, платить дополнительную стипендию, оказывать соцподдержку, предоставлять жильё на время практики и при трудоустройстве.

Если подобных и других обязательств договор не предусматривает, то это «липа». Такой договор не интересен ни Минобрнауки России, ни университету, ни вам. Вуз не заключит договор, если администрация города/госкорпорация или абитуриент не укажут в договоре обязательства друг перед другом. Поэтому не заключайте «пустые» договоры. Они не помогут вам поступить на бюджет.

Правила поступления в вузы — 2018: что изменилось и на что обратить внимание

В договоре может быть пункт примерно следующего содержания: если одна из сторон нарушает условия договора, то обязана выплатить другой стороне штраф в размере уже потраченных в ходе действия договора средств. Такую же сумму в двойном размере сторона-нарушитель обязана уплатить государству.

Обязательно прочитайте договор, который будете подписывать, столько раз, сколько вам нужно для полного понимания. Если нужно, проконсультируйтесь с юристом.

Часто из-за такого пункта городские администрации/госкорпорации не спешат заключать договор о «целевом направлении». Они не уверены, что смогут исполнить все обязательства. Поэтому они стараются свести их к минимуму или вовсе не указывать в договоре. Но, как мы указали выше, такие договоры Минобрнауки не интересны.

Часто случается так, что в процессе обучения студент осознаёт, что выбранная профессиональная траектория ему не подходит. Что делать?

  1. Дотерпеть и хоть как-то доучиться, трудоустроиться на нелюбимую работу на предприятие, каждый день испытывая стресс и дискомфорт по этому поводу, пока не закончится контракт.
  2. Прекратить действие договора, уведомив администрацию города/госкорпорацию в письменном виде. И уплатить все штрафы. Зато чувствовать себя свободным от обязательств.

Так что хорошенько подумайте, нужно ли вам целевое обучение.

В каких случаях обязательная «отработка» теряет силу?

Вот лишь некоторые уважительные причины:

  • инвалидность первой или второй группы у выпускника, его супруга, одного из родителей;
  • декретный отпуск;
  • наличие ребёнка до 3 лет или до 6 лет, если по заключению врачебно-консультационной комиссии он нуждается в уходе;
  • одинокая мать или отец с ребёнком до 14 лет;
  • уход в армию;
  • когда предприятие не в состоянии предоставить выпускнику работу по специальности в соответствии с медицинским заключением;
  • банкротство предприятия.

Уточняйте у работодателя эти и другие форс-мажорные обстоятельства до того, как подпишете договор.

Как зачисляют на целевое место?

Во время приёмной кампании абитуриент подаёт вместе с документами копию договора о целевом направлении в вуз и сразу оригинал аттестата/диплома СПО. Только тогда он может участвовать в отдельном конкурсе на выделенные целевые бюджетные места. Целевиков зачисляют в конце июля, то есть до начала первой волны общего конкурса.

Если количество целевиков на одно и то же направление/специальность превышает количество выделенных целевых мест, на них зачислят целевиков, чей общий балл ЕГЭ/других вступительных испытаний выше. Не прошедшие конкурс целевиков абитуриенты могут продолжить участие в основном конкурсе на общие бюджетные места или на платную форму обучения. Либо отказываются от поступления в вуз вовсе.

Плюсы

  • Поступить на бюджет по отдельному конкурсу.
  • Получать дополнительную стипендию (если есть в договоре).
  • Нет проблем с практикой и не стоит вопрос, где работать после вуза.

Минусы

  • Допустим, для целевиков выделено 5 мест. Документы подали 10 человек. На выделенные пять мест пройдут те, у кого баллы выше. Остальным придётся участвовать в общем конкурсе. Некоторые вузы устанавливают для целевиков порог в 200+ баллов. Если баллы ниже, даже договор не поможет поступить на бюджет.
  • Обучение по целевому направлению предполагает, что вы закрываете каждую сессию в срок с оценками «хорошо» и «отлично».
  • Вы можете проходить практику только на том предприятии, с которым у вас договор. Хотя по согласованию с предприятием на первых курсах можно попробовать альтернативы или поучаствовать в международных стажировках.
  • После окончания вуза вы обязаны устроиться работать на предприятие, с которым у вас договор. На тех условиях, которые есть в договоре и на которые вы соглашаетесь за четыре-пять лет до выхода на работу.

Целевое обучение регулируется

  • ФЗ РФ от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Статья 56. Целевой приём. Договор о целевом приёме и договор о целевом обучении.
  • ПРАВИЛАМИ заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 г. № 1076.
  • ПОРЯДКОМ реализации государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011–2015 годы, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 16.05.2011 г. № 1621.

Есть вопрос? Вступай в группу Абитуриенты ДВФУ и задавай нам свои вопросы.

Право на бесплатное образование в вузах

Словосочетание «бесплатное образование» давно уже превратилось в юмористическое выражение. В новых социально-экономических условиях, в которых наша страна живет с 1991 года, право учиться существует, однако никто не гарантирует, что такие услуги будут предоставляться полностью бесплатно.

Рассмотрим вопрос о праве на такое обучение в вузе.

Итак, есть ли надежда у современных выпускников школ?

Безусловно, такая надежда есть. Многие из выпускников этого года и еще следующих годов будут учиться на бюджетных местах, получать долгожданную стипендию. Многие, но далеко не все.

Читайте также  Чем косметический шов отличается от обычного

Ведь полностью бесплатное образование РФ предусмотрено только в школах, да и то там существуют платные дополнительные образовательные услуги. В колледжах и вузах же учиться бесплатно также возможно, но далеко не все желающие оказываются на таких местах.

Если у вас есть льгота (вы инвалид, сирота, сын или дочь Героя России), то вам попасть вуз на бюджетное место легче, но если вы не входите в число льготников, все становится гораздо сложнее, и вы поступаете на общих основаниях.

А поступить в вузе на бюджетное место на общих основаниях очень и очень трудно.

Но обо всем поподробнее.

Все про бюджетные места в вузах

Каждый год Министерство образования определяет количество бюджетных мест в высших учебных заведениях нашей страны. Как известно, такие места предполагают, что абитуриент, поступивший в вуз, будет получать свое образование совершенно безвозмездно (то есть, не вкладывая в него свои личные средства), а также само государство будет платить ему еще небольшое материальное поощрение (проще говоря, стипендию).

Однако в случае, если абитуриент не наберет достаточно баллов для поступления на бюджетное место, он может учиться на платном отделении, внося каждый семестр за свое обучение в вузе определенную плату (естественно, что никакой стипендии он при этом не будет получать).

Вот, казалось бы, бюджетные места в вузах – это и есть настоящее бесплатное образование. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Ведь тогда наша система образования была бы просто идеальной, а это далеко не так.

Количество бюджетных мест

Количество бюджетных мест рассчитывается по количеству выпускников школ. Равно оно приблизительно половине от всех одиннадцатиклассников страны, которые выходят из стен средней школы.

При этом далеко не каждый второй выпускник школы в итоге поступает на бюджетное место в вуз, потому что кроме вчерашних школьников есть еще выпускники колледжей, а также выпускники прошлых лет. В итоге по всей стране конкурс на бюджетные места составляет в среднем 4-5 человек на одно место. На какие-то специальности конкурс меньше, на другие он в разы больше и доходит до 20-30 человек на одно бюджетное место.

Все зависит от престижности той или иной специальности.

Поэтому при такой «арифметике» получить бесплатное образование в вузе становится гораздо сложнее.

Количество бюджетных мест на очном и заочном отделениях

Следует отметить, что количество бюджетных мест на очном и заочном отделениях, как правило, отличается. На очные отделения вузы распределяют большее количество мест, на заочное отделение – меньшее.

Бывает и такое, что заочное образование бесплатно получить вообще невозможно. Специальности в вузах есть, но они полностью переведены на платную основу.

Единственно, что можно посоветовать абитуриенту, это собирать как можно больше полезной информации. Уже весной всегда известно точное количество бюджетных мест. У всех вузов есть свои сайты, где всегда можно найти страничку для абитуриентов. План приема всегда вывешивается на этой странице.

Отсюда совет – если хотите получить бесплатное образование, приложите все усилия для достижения своей цели. Узнайте заранее количество бюджетных мест по тому или иному образовательному профилю и рассчитайте свои силы.

На какие специальности можно поступить бесплатно?

Существует достаточно большое количество специальностей в вузах, которые считаются непрестижными, поэтому конкурс на них небольшой.

Тенденции, конечно, со временем изменяются, но в целом такие профессии всегда есть.

Например, в каждом пятом-шестом крупном университете есть учительские специальности, который предполагают обучение с присвоением квалификации «учитель русского языка». А есть другое отделение, закончив которое можно получить диплом уже не учителя, а филолога или журналиста. Конечно, более престижными считаются последние две профессии, поэтому и конкурс на бюджет на них больше.

То же самое можно сказать относительно других профессий: зоотехника, специалиста по социокультурной деятельности, библиотекаря и прочее. Здесь поступить на бюджетное место выпускнику школы со средним баллом ЕГЭ будет совсем нетрудно.

А вот, например, стать юристом или экономистом бесплатно будет гораздо труднее. А уж специалистом по международному праву – и подавно…

Что такое целевое место?

Впрочем, существует еще одна возможность получить высшее образование бесплатно. Связана она с поступлением на так называемое «целевое» место.

О чем идет речь? О том, что между работодателем потенциального абитуриента и вузом заключается договор, согласно которому работодатель оплачивает обучение молодого студента, а потом он вправе требовать, чтобы специалист проработал у него определенное количество лет. Часто таким работодателем выступает само государство в лице министерств и ведомств, которые нуждаются в специалистах определенного рода подготовки.

Например, нужны для субъекта федерации врачи (их сейчас острая нехватка). На этот субъект выделяется квота в 30-70 целевых мест. Абитуриент поступает в вуз и обучается наравне с остальными студентами, однако после получения диплома он обязан отработать несколько лет в государственных медицинских учреждениях того субъекта, благодаря которому он и получил свое целевое место.

В противном случае студент обязан возместить расходы государству по своему обучению в полном размере.

Можно ли получить бесплатно профессиональную переподготовку?

Некоторые молодые люди, уже имеющие высшее образование, со временем понимают, что профессия их не устраивает.

Но они уже один раз в своей жизни получили высшее образование бесплатно. У них возникает потребность пройти профессиональную переподготовку с получением права заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Возможно ли такое? Да, возможно, однако если бюджетные места в вузах все-таки пока еще сохранились, то дополнительное профессиональное образование предлагается исключительно как платный вид образовательной услуги. Поэтому у такого человека, по сути дела, два пути решения его проблемы.

Первое решение: оплачивать свое обучение самостоятельно.

Второе решение: попробовать, чтобы это обучение оплатил работодатель.

На самом деле есть такие случаи, когда работодатели заинтересованы в том, чтобы повысить уровень профессионального мастерства своих работников и даже дать им возможность получить право заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Этим и можно воспользоваться, чтобы получить диплом о профессиональной переподготовке бесплатно.

Можно ли получить второе высшее образование без оплаты?

К сожалению, по закону об образовании нашей страны второе бесплатное образование в вузе получить невозможно. Государство гарантирует только получение одного образования. Сразу оговоримся, что речь не идет о продолжении обучения, например, в магистратуре или аспирантуре.

Но дважды бесплатно отучиться на бакалавриате или дважды пробыть в магистратуре уже, увы, не получится. Это касается даже тех случаев, когда платным являлось получение и первого высшего образования.

Есть ли возможность перевестись с платного отделения на бесплатное?

Многие студенты, которые поступают на платные отделения вузов, жалея свои материальные средства, а иногда просто не имея их в достаточном количестве, стремятся перевестись с платного отделения на бесплатное.

Таким образом, они хотят получить высшее образование бесплатно, только начиная не с 1 курса, а чуть повыше.

Возможно ли такое?

В целом это возможно, однако здесь есть определенные нюансы, которые нужно знать.

Во-первых, бюджетное место студент-платник может получить, только если в вузе есть вакантные бюджетные места. Проще говоря, если кто-то из студентов-бюджетников был отчислен. Далее необходимо, чтобы его перевод был согласован с куратором группы, деканом факультета. Многие вузы прописывают правила перевода с платного отделения на бюджет, указывая, что такой студент-кандидат на бюджетное место должен быть отличником или хорошистом, должен показывать себя с лучшей стороны, о нем положительно должны отзываться его преподаватели и т. п.

Если было получено среднее образование бесплатно, можно ли поступить в вуз на бюджет?

Да, такая процедура возможна. Средне-специальное и средне-профессиональное образование не помешают молодому человеку продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Более того, выпускники колледжей сегодня имеют возможность, которой лишены выпускники школ: они могут поступать вузы без ЕГЭ, сдавая только приемные экзамены.

Более того, практика показывает, что такие абитуриенты получают более высокие баллы на вступительных экзаменах, чем выпускники школ, поэтому у них больше шансов получить бюджетное место.

Что может помочь абитуриенту получить бюджетное место?

Ну, во-первых, хорошие знаний в области тех наук, которые ему придется изучать. Высокий ЕГЭ для современного выпускника школы – это «настоящий билет» не только на бюджетное место, но и в престижный вуз.

Во-вторых, абитуриенту нужно проявить настоящую смекалку, изучить внимательно все те специальности, которые предлагаются в вузах, узнать, какой конкурс на этих специальностях и т. д.

В-третьих, абитуриент должен хорошо знать свои права. Сейчас нередко члены приемных комиссий с подачи руководителей вузов отказываются принимать документы на бюджетное обучение по надуманным причинам. Делается это для того, чтобы не допустить к бюджетному обучению «людей с улицы». Поэтому сам абитуриент и его родители должны твердо знать все свои права и уметь отстаивать их.

Существуют ли иные возможности добиться бюджетного места?

В основном все пути к бюджетному месту были нами перечислены выше. Существует, правда, еще несколько способов. Например, есть бесплатные конкурсы министерства образования. Призом за победу в них часто становится право на бюджетное место в том или ином вузе. Также в редких случаях вуз может принять перспективного студента не на бюджетное место, а на место, которое он сам будет финансировать из своих внутренних средств.

Таким образом, в целом все зависит от воли самих руководителей вузов и ответственного секретаря приемной комиссии.

Какие выводы можно сделать?

На основе вышесказанного можно заключить, что получить образование бесплатно в современных условиях возможно. Однако для этого необходимо приложить немало усилий. Нужно и иметь высокие показатели в учебе, уметь ориентироваться на современном рынке труда, грамотно выбирать подходящую специальность и подходящий вуз.

По сути дела, сегодня, несмотря на значительные достижения прогресса, человеку, мечтающему о знаниях и ученой степени, также трудно доказать свою состоятельность, как во времена М. В. Ломоносова. Что только не пережил русский гений, чтобы получить должную степень образования: и лишения, и голод, и холод. Между тем, он тоже учился за казенный счет, то есть, говоря современным языком, занимал бюджетное место.

Его пример доказывает, что тот, кто хочется учиться, сможет получить высшее образование бесплатно. Поэтому все в наших руках: наши успехи, и наши поражения. Нужно просто смело идти вперед и ничего не бояться.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: