Образование и просвещение — чем они отличаются

Образование и просвещение — чем они отличаются

  • О журнале
  • Редсовет и редколлегия
  • Требования к материалам для публикации
  • Этика редакции
  • Подписка
  • Порядок рецензирования
  • Авторский договор
  • Архив
  • О журнале
  • Редсовет и редколлегия
  • Требования к материалам
  • Этика редакции
  • Рецензирование
  • Авторский договор
  • Архив
  • Вид сверху
  • Диалоги
  • Дискуссия
  • Кафедра
  • Личностный потенциал
  • Отдушина
  • Первая ступень
  • Переплёт
  • Персонализация
  • Рулевое колесо
  • Трудовая книжка
  • Учить учителей
  • Футурама
  • Цифровой ковчег
  • Школьный автобус
  • Global
  • Schools’n’skills

Образование
и просвещение как правовые категории

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.

Высокая ценность и значимость образования как социального института в современных условиях порождает немало дискуссий о том, как лучше организовать и урегулировать общественные отношения по поводу его получения. В связи с этим одним из ключевых вопросов подобного рода дискуссий — как в науке, так и в правоприменительной практике — выступает проблематика того, что образование представляет собой с точки зрения правовой науки и как этот термин соотносится со смежными правовыми категориями. В исторической ретроспективе данный термин традиционно коррелирует с термином «просвещение», имеющим иную этимологию и смысловой оттенок.
На нормативном уровне продолжают использоваться оба понятия, что ставит вопрос о проблеме их соотношения. Показательно, что традиционно дихотомия данных понятий обозначается также на уровне номинации органов власти, что требует анализа и осмысления.

Ключевые слова
Образование, просвещение, обучение, воспитание, образовательное право, образовательные правоотношения, образовательный процесс, управление образованием.

Показательно, что первоначально вся палитра общественных отношений, связанных с образовательной сферой, характеризовалась термином «просвещение», и проявлялось это в том числе на нормативном уровне институциональной организации системы органов государственной власти.

Так, в 1802 году манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» было учреждено Министерство просвещения Российской империи, сформированное в целях «воспитания юношества и распространения наук». Согласно манифесту «О разделении государственных дел на особые управления с означением предметов, каждому управлению прилежащих» от 25 июля 1810 года, к функциям данного органа власти перешло управление всеми академиями и учебными заведениями, кроме военных и духовных. В параграфе 11 Манифеста об «Общем учреждении министерств» (Там же, с. 686) от 25 июня 1811 года так обозначалась сфера компетенции данного органа государственной власти Российской империи: «ведает все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения».

В дальнейшем, на протяжении всего XIX века, термин «просвещение» продолжает играть ключевую роль в обозначенном дискурсе, приобретая оттенок смысла, относящегося к сфере организации деятельности государства по реализации задачи повышения образовательного и культурного уровня населения, сообщения ему знаний и сведений об окружающем мире посредством образовательных и научно-исследовательских практик и институтов.

К моменту Октябрьской революции 1917 года концептуально термин «просвещение» продолжал употребляться в обозначенном смысле. 18 июня 1918 года был образован Народный комиссариат просвещения. Вопросы его функционирования были урегулированы декретом СНК РСФСР от 26 июня 1918 г. «Положение об организации дела народного образования в Российской республике» и декретом СНК РСФСР от 11.02.1921 г. «О Народном Комиссариате по Просвещению». Исходя из утвержденной данным документом структуры нового органа власти, к его ведению были отнесены вопросы «народного образования», сфера культуры (театры, кино, музейное дело, книгоиздание, охрана памятников истории и культуры, просветительская работа с национальными меньшинствами, международные культурные связи). Постепенно в рамках деятельности Народного комиссариата Просвещения РСФСР концентрировалась деятельность по управлению сферой школьного образования. В 1946 году Народный комиссариат просвещения был преобразован в Министерство просвещения РСФСР. С точки зрения большевиков под просвещением понималась деятельность по ликвидации безграмотности, повышению общего культурного уровня и пропаганде среди населения коммунистических идей.

Вопросы высшего образования с 1933 года частично находились в ведении Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию. Впоследствии управление высшим образованием было сконцентрировано в рамках отдельного подразделения — Всесоюзного Комитета по Высшей Школе при СНК Союза ССР, упраздненного в 1946 году в связи с общей административной реформой и образованием Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

В результате подобного рода административной «дихотомии» уполномоченных органов государственной власти термин «просвещение» закрепил за собой в современном общественно-политическом дискурсе смысловой оттенок предметной связи со средней школой, в то время как «образование» понималось как явление более широкое, характерное и для деятельности других институций: прежде всего, высших и средне-специальных учебных заведений.

Впоследствии система управления сферой образования пережила не одну административную реформу, «слияния и поглощения» уполномоченных органов власти, их активное переименование, однако, как ни парадоксально, фактически в настоящее время в сфере образования так же существуют два уполномоченных органа власти: Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ.

Подобный подход к номинации подчеркивает преемственность к структуре уполномоченных органов власти в предыдущие эпохи и закрепляет разность смысловых оттенков терминов «образование» и «просвещение». Так, «образование» как правовая категория носит более универсальный характер, в то время как за «просвещением» закрепились коннотации, связанные с образованием школьным.

Образование: кому и зачем? Просвещение или образование?

Краткое содержание:

Родитель! Прежде, чем назвать ребёнка дураком, прочти эту статью!

Мне посчастливилось заложить в себе фундамент любви к процессу обучения в эпоху советского времени. Сколько раздумий у меня было на тему воспитания детей. Сколько было попыток передать эту страстную любовь к получению знаний своим детям, научить их думать и рассуждать.

Позиция Н. Хомского

Посмотрев однажды выступление Наоми Хомского я разъяснила для себя многие вопросы.

8 февраля 2012 года в Университете штата Аризона выступил Ноам Хомский (1928 г.р.), всемирно известный лингвист, интеллектуал и политический активист. На лекции «Образование: кому и зачем?» он рассказал о состоянии высшего образования в США.

Я постараюсь передать его речь так, как услышала и поняла сама.

Высшее образование. «Оно неразрывно связано с тем, что происходит с нами с самого младенчества».

«Существует две противоположные концепции предназначения образования: для кого и для чего оно существует».

Одно из направлений.

«Высшее образование – в основном для привилегированной элиты, остальное население нужно оболванивать, разрешив ему учиться разве что в ПТУ. Разделять людей на интеллектуальное меньшинство – ответственных, и людей невежественных назойливых – «с улицы», которые должны быть зрителями, но не участниками событий.

Интеллектуальное меньшинство должно быть защищено от топота и рёва дикой орды. Не давать вмешиваться. Чернь сидит на своих зрительских местах, а не идёт в участники. Заинтересованность политических лидеров в народном просвещении такова: держать подальше от глоток интеллектуального меньшинства, воспитать в правильном русле, поддерживая узость и ограниченность их обзора, препятствуя свободной и независимой мысли. Принципы школы и образовательной политики – осознано делать нужные убеждения для подчинённых масс».

Другое противоположное направление. Просвещенский подход.

«При просвещенском подходе образование представляет собой нить, по которой продвигается учение посредством открытий и исследований. Принцип: изучай и открывай сам».

«Дети в возрасте 5 лет учатся различать семена, камни. Даётся возможность определить самим, где есть семена, камни с помощью исследования и изучения».

«Сторонники этого метода против преподавания периодической таблицы элементов в 5 классе, как бессмысленного для учеников. Когда мы учим детей аспектам науки, которые они пока не могут понять, мы тратим впустую ценные образовательные ресурсы, не производя ничего долговременного, и, что ещё хуже, мы лишаем их удовольствия от науки при этом. Рутина, которая не приносит удовольствия и понимания, а годы спустя, когда появится понимание, радость открытия уже будет уничтожена запоминанием скучных фактов. Мы испортили всю красоту истории, рассказав её в неподходящее время».

«Одержимость деталями и затуманенность реального понимания основного вопроса оставляет школьников, студентов с ощущением, что наука невероятно скучна и заставляет многих от неё отказаться. К сожалению, нам одновременно удалось усложнить и опошлить современное образование. В результате наука кажется игрой в заучивание скучных непостижимых фактов».

Как наносится удар по образовательной системе.

«Осуществляется атака на государственное образование. Система образования разрушается. Она приватизируется, разумеется, богачами, а для остальных остаётся лишь определённый уровень преимущественно технической подготовки».

«Проводится воздействие на молодёжь: поймать студентов в финансовую ловушку».

«Страны были беднее, но образование было бесплатно. Проблема не экономическая. Причины не в экономике, а в технологии воздействия. Если бы воспитание независимого критического мышления считалось общественным благом, то, как в эпоху просвещения, имело ценность».

«Больше становится краткосрочных исследований и меньше тех, что будут полезны в долгосрочной перспективе. Всё перевести в товар».

«Цель образования должна быть: побуждать мыслить и исследовать творчески, независимо».

«Новый дух нашего века – принцип ненависти и разрушения (у меня всё хорошо, почему меня должны волновать проблемы другого?) сулит прибыль власть имущим и гибель для человечества».

Мои размышления

Слушая Н.Хомского про США, я чётко увидела и поняла, что происходит в нашей стране. Какая модель образования взята за основу нашим государством, куда плывёт наш корабль и во главе с кем.

Читайте также  Чем отличается семга от форели: особенности и отличия

Этим объясняется «тупость» сегодняшних детей (в которой нас стараются убедить), незнание элементарных азов в математике, русском языке и других предметах; отторжение процесса обучения, а порой и ненависть к учёбе.

Понятие просвещения в своем историческом становлении связано с духовным (в условиях России со времени Крещения – православным) мировосприятием.

На протяжения целого столетия меняются названия министерств. Простой обыватель не придаёт этому значение: Министерство просвещения или Министерство образования, какая разница?

«Полная подмена «просвещения» «образованием», завершившаяся на уровне государственного управления в начале 1990-х годов, совпала с вовлечением отечественной педагогики в небывалые и опасные опыты над подрастающими поколениями.

В чем же смысл и сокровенная направленность, казалось бы, незначительных перемен в министерских названиях?»

В условиях наступающего глобализма потребны не народы, а общечеловеческие стада. Цель стоит не просвещать народ, а просто «образовывать» человеческое стадо, толпу сообразно замыслам хозяев.

Наше образование держится на кадрах заточенных отголосками советского времени. Живя в провинции, я знаю великолепных педагогов, дающих настоящие знания в таких нелёгких условиях. Один из таких учителей от Бога, как-то сказала, что нет глупых детей. Только одному ребёнку можно объяснить один раз, и он поймёт, а другому – несколько раз. На таком подходе и строилось советское образование: поэтапно, последовательно, всё необходимое и нужное сообразно возрасту ребёнка. Услышала я и переживания этого педагога, в том, что уйдёт поколение советской и постсоветской эпохи, и образование рухнет совсем.

А недавно я познакомилась через сайт онлайн-репетиторов с великолепными студентами, уже с юных лет, практикующимися в педагогике. Отличные по характеру девчонки! Грамотные. Порядочные.

Я горжусь тем, что, как бы ни пытались нам привить «американскую» модель образования, есть поросль из глубинки России, благодаря которой, мы не превратимся в тупое послушное неграмотное стадо.

Низкий поклон настоящим педагогам! Есть ещё надежда, что появятся на горизонте патриоты, любящие Россию и направившие наш корабль в нужном направлении просвещения.

Воистину Свет освящает, а мрак превращает в скотов.

Чем образование отличается от просвещения

Зачем наши предки использовали столько разных понятий — смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, доблестный? Зачем русам своя земля? Ответы русского землепроходца Виталия Сундакова.

— Вы не раз утверждали, что наша культура удивительна и волшебна. В чем ее уникальность? Способна ли она сыграть роль в новом мироустройстве?

Начну с последнего вопроса. Пророки, социологи, и разного рода исследователи утверждают, что русская культура последний рубеж, отделяющий живущих на этой планете людей от полного расчеловечивания. Взгляните. Все существующие парадигмы — экономические, моральные, религиозные, политические — нивелированы или близки к окончательному краху. Даже если и существует какое-либо племя, свято соблюдающее традиции и культы предков, что оно может противопоставить общецивилизационному проекту, который ныне воплощается на нашей планете? Один вирус, одна бомба и нет племени. Послушайте мировые новости! Если сравнить наш дом, нашу Землю например с джакузи, а страны с людьми, то выяснится, что один из принимающих ванну по капле выдавливает в воду утонченные ароматизаторы, другой портянки стирает, третий сковородку от рыбы и жира отмывает.

Мир очень изменился, стал динамичнее. За пару часов можно оказаться на другой стороне планеты, за пару минут отыскать в Интернете любую информацию. Технология объезжает, обходит мораль, двигаясь исключительно по законам «рыночной экономики». И культура как система табу, ограничений и запретов оказывается в стороне. Оглянитесь и вы увидите, какие разрушения принесли лживые идеи в отношениях мужчины и женщины, в обращении с природой, в степени уважения к старикам. Если не соблюдаются, система мер табу и запретов — все превращается в помойку. Как можно называться культурным человеком, не зная культа собственного народа? Даже словосочетанье «культурный человек» в головах современников несет иной смысл — человек умеющий кушать 12-ю столовыми приборами за сервированным столом и соблюдающий этикет. В новых образах как в Зазеркалье. Мода смешивается с политикой и это называют культурой.

Семейные ценности — часть культуры?

Скорее уменьшенная ее копия. Культура семьи и культура государства не могут отличатся друг от друга. Семьи создают и делегируют полномочия государству, которое, в свою очередь, оберегает и обеспечивает семьи. Так должно быть. Но на деле все иначе. И одна из причин нарушение традиций, подмена слов и смыслов. Понабрались от западных моделей. Сегодня у нас не здравницы, а больницы, не министерство просвещения, а министерство образования.

Что же плохого в слове «образование»?

Образовать — значит создать. С этим вполне могут справиться муж с женой создав ребенка. Но после этого его нужно просветить. А не преобразовывать — подгонять под нужные образы. Под чужие, навязанные, которые не в нашей традиции не в нашей культуре. А отсутствие устойчивого образа делают человека безобразным.

Официальную историю России давно критикуют за фактические нестыковки, выдуманные события. Татаро-монгольское иго — обман, Петр 1 — после возвращения из земель немецких оказался подменой. Существует мнение, что отголоски правды можно найти в русском языке. Как их распознать? Есть ли методики, приемы? Кто-то исследует эту тему? Созрели ли выводы?

Никак не распознать, пока не выучим русский язык. Ложь настолько прочно сидит в нескольких поколениях соотечественников, что, даже говоря на одном языке — мы говорим на разных. Люди не знают смысла слов. Простой вопрос, — чем отличаются смелый от храброго? Храбрый от отважного? Отважный от бесстрашного? Бесстрашный от доблестного? Это разные понятия. Для чего вносить в язык новые слова? Хороший, замечательный, чудесный, удивительный, волшебный, прекрасный. Разве они об одном и том же? А ответ на поверхности — когда не хватало слов, чтобы точно описать ту или иную грань чего-либо придумывали новое слово, чтобы раскрыть новый смысл. Сейчас повсюду «ок», «фигня». Язык примитивизируется, а с ним и носители. Большинство слов люди просто не понимают, потому что не изучают их русским способом. Никакая западная метода не поможет понять его. Кому взбрело в голову рубить слово на корень, окончание, приставку, суффикс? Сумасшествие. Чтобы люди вспомнили великий и могучий я строю школу русского языка. Потому что он — плазма, основа. Из него возникли все языки мира. Это не версия, а научно исследованный и доказанный факт. Бессмысленно говорить о патриотизме, государственном устройстве, геополитике, просвещении пока мы не научимся своему языку. Как построить башню до небес, — если строители не понимают друг друга? Эта беда. Ее необходимо срочно решать. Поэтому я отложил большинство своих проектов и занялся этим.

Когда вы намерены открыть школу? Кто в ней будет преподавать?

Мне приходится рассчитывать только на себя, хотя был бы рад любой помощи. Сейчас мы построили на территории Кремля двухэтажное здание. Пока без половиц, дверей. Как заработаю, — продолжу строительство. Сам начну готовить преподавателей. Организуем курсы выходного дня, образовательные семинары, вебинары.

О поддержке государства не спрашиваю.

Государства? А что это? Я могу написать государству? Есть адрес? Почтальон не принесет мне от него письмо. Государство, Родина, Отчизна тоже разные слова. И к каждому из них у русских свое отношение.

Вряд ли можно оспорить тот факт, что наша страна от войн пострадала больше остальных. Возвращение к национальному самосознанию вы предлагаете начинать со своих отцов, дедушек, прадедов. Но корни нашего народа после пяти войн 20 века основательно подрублены. Как отыскать сведения о своих предках, после того как расспросили всю родню об их жизни? Как вы искали своих?

Половину своей родни я проспал. Спохватился, когда их не стало. Вспоминал по обрывкам, заставлял родных напрячь память. По капле выдавливал детали жизни. Поясню, почему это было важно для меня. Под страхом смертной казни при Петре 1 и Екатерине Романовой под предлогом переписи в столицу свозили родовые книги и . сжигали. В языке сохранилась поговорка «у тебя на роду написано». Такова была традиция — вести книгу рода. Но захватчикам не нужен народ, у которого в жизнеописаниях семей, записана вся история страны. Поэтому и стирали память — кострами из родовых книг. Сегодня чрезвычайно сложно отыскать в архивах упоминания о своих пращурах. Но опускать руки нельзя. Необходимо начинать писать родовые книги прямо сейчас. Каждому, кто считает себя русским. Даже если ты сирота, — опиши из какого ты детдома, чем занимаешься в жизни. А когда появится семья, — расскажи и о ней. Подрастут дети, — научи их вести родовые книги. Никто кроме нас этого не начнет. Нужно выйти в мир яви. И если кто-то попытается вновь извратить нашу историю, вывести лжеца на чистую воду будет раз плюнуть. Все ходы записаны.

Эти знания влияют на самооценку?

Конечно. Зная жизненный путь своих предков, с каким восторгом и уважением мужчина будет относиться к своему сыну. Иная мера ответственности. Ведь в его руках будущее — внуки, правнуки, праправнуки. Во времена войны солдаты шли в атаку с криком «За Родину!». А что будут, кричать, не дай Бог, случись война, наши современники? «За жилплощадь!». Разве это ценно?

Сегодня и война изменилась. В России активно действует «пятая колона». Неужели опять до репрессий может дойти?

Читайте также  Чем отличается помпа от насоса: сходства и отличия

Не думаю. Общественное порицание инструмент гораздо более эффективный. Сегодня ни Макаревичу, ни Собчак, ни Борису Гребенщикову не позавидуешь. А определить представителя пятой колоны просто. Если человек говорит, что Украина воюет с Россией — то, конечно же, в информационной войне он на стороне врага. Или другой пример — чиновник долгое время работал в правительстве. Не сделал ничего и сейчас в оппозиции критикует действия власти. Стоит ли слушать его советы? Никакой Сталин в наше время не понадобиться. Достаточно здравомыслия.

Уже не раз звучало мнение об изменении двух статей конституции РФ — о ЦБ и идеологии. В Интернете идет сбор подписей. Это конструктивный путь?

Возможно один из бескровных путей. Наш президент из-за действующего законодательства не может этого сделать. Даже в том ограниченном законодательном пространстве он делает все что может. Вспомните последние предложения В. Путина, — создавайте Общественный Народный Фронт. Против кого фронт? Или в послании к Федеральному собранию предлагает решить задачу обретения Россией суверенитета. И никто из журналистов не переспросил — «Позвольте. Разве мы колония?» В условиях, когда большинство СМИ в кармане у «денежных мешков», чрезвычайно трудно вести разъяснительную работу. Свою позицию журналисту придется определять самостоятельно. Можно писать о подвигах предков. Но сам-то кто он? Нужно помнить — идет война на выживание. Не можешь мечом махать. Возьми перо в руки.

Что же защищать? Банковский кредит? Однокомнатную квартиру?

Свою землю. Дом. Часто в Интернете я предлагаю провести игру. Представьте, что вы президент. Издайте указ и обоснуйте его полезность. Вопрос, как правило, возвращают мне. Мое предложение — отменить крепостное право и, наконец, принять декрет о земле. Как бы нас не убеждали этого де-юре, до сих пор не произошло. Если взять всех моих родственников отдавших жизнь за эту землю и положить их тела рядом. Какой будет площадь? Почему я обязан кому-то платить за землю? Почему я русский должен у кого-то ее покупать? У нас самая большая территория, девять часов летишь — пусто. Возможно, для Европы, в которой за каждую пядь земли нужно зубами грызть, нынешняя модель налогообложения и сгодиться. Но не у нас. Если вдуматься, то напротив государство и правительство должно платить людям желающим взять землю в управление. Упорядочить ее. Тогда и пожаров не будет, потому что есть, кому следить за своей землей. Почему бы ни решить эту задачу? Тогда точно будет что защищать. Пора участвовать в жизни своей страны. Я могу собрать всех своих знакомых и спросить, принимали ли они участие в формировании хоть какого-нибудь закона? Нет. Депутаты принимают какие-то законы без нашего ведома. И ставят перед фактом. А люди считают, что от них ничего не зависит. Да от них и зависит. Одно слово, один гвоздь, один кирпич от каждого — и дом готов.

В последние годы в России появляются новые пророки, адепты — Трехлебов, Данилов, Патер-Дий А. Хиневич и другие. Это своеобразные информационные агенты? Как относится к ним?

Присмотреться, и ни в коем случае не канонизировать. Люди бросаются от одного адепта к другому, а они возможно и ненамеренно тащат как лебедь рак и щука в разные стороны. А пророки еще будут появляться. Но не верить же всем подряд.

Для многих постояльцев Интернета В. Сундаков пример достойный подражания. Могли бы составить свой портрет?

Ответ трудный, потому что занимался Сундаков самыми разными делами. Певец колыбельных цивилизаций. Борец за русскую культуру. Автор обучающих проектов для детей. Путешественник. Журналист. Поэт. Но есть определения, под которыми я готов подписаться кровью. И каждое из них требует определенных знаний и навыков. Сундаков — мужчина, муж, отец, дед, русский, россиянин. На тренингах когда прошу определить себя, особи мужского пола говорят «Я мужчина». И какой у тебя чин? В нашей традиции у мальчика были разные социальные статусы в 12 лет, в 15. Историки, не понимая этого, считают одного и того же исторического персонажа разными людьми. У него статус меняется. Сын Князя, Князь и Великий Князь. Или мне поп представляется — «отец Пафнутий». Я ему отвечаю — «отец Виталий». Вы воцерковлены? — спрашивает. При чем тут церковь? У меня есть дети на воспитании, а у вас? Какой вы отец? Или русский. Многие русские знают, какова территория нашей страны? Сколько ресурсов здесь добывается? Собирают в голову всякий мусор — как живут звезды, что ела на завтрак английская королева, когда случится Апокалипсис. Горько и обидно за своих соотечественников. Они словно заколдованные. Сегодня 90 % россиян живет с переломом души. И нет лекаря. Нет костра, у которого бы мы все могли собраться, послушать, о чем толкуют люди. Чтобы привлечь внимание человек что, должен застрелиться, повеситься, эпатировать?

За вилы браться?

Нет. Просто проснутся. Расколдоваться. Хочешь, чтобы жизнь была счастливой? Симбиоты твоего счастья твои родные, близки и друзья. Мне возражают — мне некогда заниматься семьей — нужно на работу. Я ради семьи и работаю. А как же семья и твое счастье? Брось ты такую работу. Не нужно слушать совет человека, который живет не так, как хотелось бы жить вам.

Просвещение, образование, обучение

Как толкуются эти термины в словарях?
Просвещение.
Большой толковый словарь
ПРОСВЕЩЕНИЕ, -я; ср. 1. к Просветить (2.П) — просвещать; распространение знаний, образования, культуры.2. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодализма (характеризуется гуманистическим мировоззрением, требованием распространения знаний, обоснованием естественного равенства людей).
Словарь методических терминов
ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательных учреждений в стране. 3. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в XVIII в.

Анализ приведенных определений позволяет сделать следующие заключения:
1. Определения в словарях не согласованы. Так в «Большом толковом словаре» под просвещением понимается и культура, а в «Словаре методических терминов» культура не понимается. Дело в том, что термин «культура» в русском языке не имеет чёткого стандартизованного определения — его понимание многолико и туманно.
2. Под знаниями понимается любая информация и полезная, и бесполезная, и вредная, принятая Разумом человека, то есть, познанная или узнанная. Отсюда следует, что в определении распространение информации в качестве ключевой сущности понимания термина ничтожно и не выражает предполагаемой сущности его понимания.
3. В словарях термин «образование» двусмысленен. Прежде всего он относится к понятию «появление» чего-либо и имеет глагольный признак и вне словосочетания с появляющимся объектом, предметом, явлением он бессмысленен. Во вторую очередь термин толкуется как существительное, отвечающее на вопрос «Что?»
Я бы термин «Просвещение» определил так — это процесс возвышения интеллектуального потенциала человека, групп людей и населения государства в целом, предусматривающий расширение кругозора, накопление баз учёности и мыслительных способностей Разума.

Образование
Большой толковый словарь
1. ОБРАЗОВАНИЕ, -я; ср. 1. к Образовать и Образоваться 2. То, что образовалось, возникло в результате какого-л. процесса.

2. ОБРАЗОВАНИЕ, -я; ср. 1. Процесс усвоения знаний; обучение, просвещение. Развитие, совершенствование (ума, вкуса, характера и т.п.). 2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Уровень, степень познаний; образованность.
Анализ приведенных определений позволяет ещё раз привести читателю ранее опубликованный комментарий: «В словарях термин «образование» двусмысленен. Прежде всего он относится к понятию «появление» чего-либо и имеет глагольный признак и вне словосочетания с появляющимся объектом, предметом, явлением он бессмысленен. Во вторую очередь термин толкуется как существительное, отвечающее на вопрос «Что?» Понятно, что такая корявость делает корявым и мышление. Тут, как в мусорном ведре, образование толкуется как просвещение, как обучение, как умения, как навыки. Что прискорбно. Так как каждый термин, являясь условным кодом конкретного, только ему присущего понятия, обязан быть определён этим понятием. Термин «образование» во втором случае толкования — явная лингвистическая оплошность. Схалтурили и не придумали оригинального условного кода. Отсюда следует, что термин во втором своём значении в словарях ничтожен и не соответствует сущности его понимания. Более того, бестолковость возникшей ситуации становится очевидной после ознакомления с термином «обучение» и его определением.

Ниже я привожу определения терминов «образование » и «обучение» из одного и того же «Словаря методических терминов».

1. ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс и результат усвоения знаний, навыков, умений. Основной путь получения О. – обучение в системе различных учебных заведений. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. В зависимости от характера подготовки к жизни и труду различают общее О. (начальное и сред-нее) – дает знания, навыки, необходимые каждому человеку независимо от будущей специальности, профессии, и специальное О. – дает знания, навыки, умения, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня квалификации. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В ходе получения О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, навыков и умений, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., опирающаяся на национальные и мировые исторические традиции, а также на учет возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.

2. ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В процессе О. реализуются следующие цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями О. осуществляется отбор содержания, методов, средств О. Задача О. не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека (см. воспитание). С позиции коммуникативно-деятельностного подхода О. строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» О. (тем, на кого оказывается воздействие в учебном процессе), но и «субъектом» О. (учащийся выступает в качестве организатора своей учебной деятельности). Отсюда вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе учебной деятельности. Речь здесь идет об овладении приемами самостоятельной работы и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и др.). Результаты такой деятельности проявляются в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности. В процессе О. необходимо учитывать возрастные и особенно индивидуальные особенности обучающихся. Для повышения эффективности О. важно не только учитывать различия между учащимися, но и воздействовать на них, изменяя их в нужном направлении. Обучение, в отличие от учения, процесс передачи опыта как совместная деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающего его. Передача социального опыта, знаний может происходить тремя объективно существующими способами: объяснением, показом и подкреплением.

Читайте также  Чем культура общности отличается от культурного наследия

В «сухом остатке» из двух приведенных текстов оригинальным является только текст «Основной путь получения Образования – обучение в системе различных учебных заведений». Вот такая в словарях псевдо научность. Но приведенная «изюминка» по термину «образование» и тут корява: Познания формируются Разумом в памяти человека, а не получаются им со склада. Познания и только они определяют эрудицию человека, его учёность, просвещённость, профессионализм, и отражаются в способностях Разума.

Минобрнауки разделили на образование и просвещение

Фото: РИА Новости

Министерство образования и науки Российской Федерации разделили на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.

Министерству просвещения передадут «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания».

Министерство науки и высшего образования займется выработкой и реализацией «государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов».

Кроме того, упраздняется Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО). Функции ФАНО передаются Миннауки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) будут подчинены напрямую правительству РФ.

Оценка решения

Дискуссия о разделении Минобрнауки на два ведомства велась последние несколько лет; решение, которое сегодня принял президент Владимир Путин, целесообразно и уже давно назрело, считают эксперты.

«Решение это действительно назрело — так, у современной педагогики расширился круг стоящих перед ней проблем, вызовов. Сегодня есть очень много задач, которые связаны с ранним развитием детей, особенностями становления. С другой стороны, то, что касается высшего образования, науки, технологий, также требует отдельного регулирования. Здесь речь идет в первую очередь о задаче быть глобально конкурентоспособными. То есть такое разделение вполне целесообразно», — сказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов также приветствовал этот шаг и выразил надежду, что он позволит обратить гораздо больше внимания на школьное и дошкольное образование: «Самая главная отдача — это отдача от дошкольного образования. То, что эти ведомства разделили, я считаю нормальным. По крайней мере, может, они сосредоточатся на школе».

Фото: РИА Новости

В свою очередь, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов подчеркивает, что то, насколько эти ведомства будут эффективными, зависит от назначений, которые ожидаются в ближайшее время.

«Это ситуация не новая. В 1990-х годах, когда Россия вышла из Советского Союза, было два министерства: просвещения и госкомитет по науке и высшей школе. В этом смысле здесь нет ничего нового. Однако плюсы и минусы той или иной конфигурации, на мой взгляд, зависят от первых лиц — от тех, кто будет руководить Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования», — сказал он.

Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко обратил внимание на несколько проблемных моментов, которые потребуют объяснений: «Получается так, что регулирование компетенций по подготовке высококвалифицированных рабочих специалистов (то есть среднепрофессиональное образование) будет одним ведомством осуществляться, а регулирование компетенций подготовки специалистов в высшей школе — другим. Мне кажется, здесь надо объяснить, почему профессиональное образование оказалось как бы разорванным. И второй вопрос: если мы называем ведомство Министерством просвещения, то имеется в виду, что оно должно регулировать и образование, и культуру. Здесь же культура не находится в ведении министерства просвещения. То есть что имеется в виду? Почему, например, его не назвали министерством общего образования, или даже так: общего и среднепрофессионального образования? Это не очень ясно».

Ректор подчеркнул, что если используется термин «просвещение», то подразумевается передача и воспроизводство культурных норм. В политическом плане это бы означало объединение образовательного ведомства и ведомства культуры.

«Здесь же этого не произошло, но термин «просвещение» появился. И это потребует дополнительных пояснений», — заключил он.

Что касается еще одной реформы — перехода Рособрнадзора в подчинение правительству, — то его эксперты также в целом приветствовали.

«Вопрос про надзорные органы, это я говорю как бывший руководитель Рособрнадзора, очень много дискутировался. Может ли надзорный орган быть под крышей Министерства образования и науки — того ведомства, которое он должен контролировать? Предложение передать Рособрнадзор под контроль правительству звучало давно», — сказал Виктор Болотов.

Игорь Реморенко также отметил, что инициатива сделать независимым орган, контролирующий образование, хороша. Но с другой стороны, стандарты контроля устанавливаются самими министерствами: «Стандарты, по которым надзорный орган будет проверять, будут ведь устанавливаться этими министерствами. И контрольный орган может сказать «я бы и рад проверять хорошо, но стандарты не позволяют», или что они слишком зарегламентированы. Всегда будет конфликт между органом, осуществляющим проверки, и этими ведомствами».

Ожидания РАН

Создание в России министерства науки и высшего образования необходимо для обеспечения технологического прорыва России и выполнения задач, поставленных новым «майским» указом президента РФ, считает вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов.

«Я считаю, что принятое решение о разделении Минобрнауки полностью соответствует задачам по научно-технологическому развитию нашего государства, поставленным в указе президента от 7 мая. Реализация этого указа в части, относящейся к науке возможна только в рамках одного ведомства. Это нужно для обеспечения технологического прорыва страны», — сказал он РИА Новости.

По словам Хохлова, для науки принципиально важен приток новых молодых кадров: «Поэтому очень важно, чтобы наука и высшая школа шли бы «рука об руку». Кроме того, важно, что новая структура будет способствовать объединению науки и высшего образования с высокотехнологичными компаниями, которые могли бы внедрять на практике разработки российских ученых, добавил Хохлов.

Фото: РИА Новости

Российские ученые неоднократно предлагали разделить Министерство образования и науки на два ведомства, одно из которых занималось бы вопросами просвещения, а второе — государственной политикой в области науки.

Как говорится в указе от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», кабинету министров при разработке национального проекта в сфере науки требуется исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить присутствие России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.

К этому же сроку требуется обеспечить привлекательность работы в РФ для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей, а также обеспечить опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.

Кроме того, правительству предстоит обеспечить решение следующих задач: создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса Megascience; обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки; создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований; создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: