Термин от понятие: особенности и чем они отличаются

Различия между понятием и термином

  • 1. В философии — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
  • 2. В логике — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Термин (от лат. terminus — граница, предел) — слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве. В современной логике слово «термин» часто употребляется как общее имя «существительных» языка логико-математических исчислений (так называемых термов), выражающих при интерпретации элементы предметной области.

Источник: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., пе- рераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия. СПб. : НориНТ, 2002.

Несмотря на подтверждение высказывания «наука свободно варьирует свои цели», философия науки все же выделяет главную и единую для любой науки цель — «достижение истинных и существенных знаний о мире» [381. Однако, учитывая невозможность постижения человеком сущности, приходится признать, что цель науки вообще (не только экономической) состоит лишь в приближении к сущности вещей. Знания, ставшие результатом научной деятельности, приобретают форму понятий, которые, пройдя испытание критикой и временем, становятся научными категориями.

Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих существенных признаках.

Согласно формальной логике, понятие состоит из двух частей: содержания (смысловая сторона, совокупность существенных признаков) и объема (реальностная сторона, множество тех предметов, каждому из которых принадлежат свойства, входящие в содержание понятия).

Для того чтобы правильно раскрыть содержание понятия (данная операция называется определением понятия), необходимо придерживаться трех правил.

  • 1. Определение должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны быть тождественны по объему. Например: экономика — это наука, изучающая поведение человека, групп людей и общества в целом. В данном случае определяемое понятие «экономика» по объему меньше определяющего понятия, так как наукой, изучающей поведение человека, групп людей и общества, является и социология, и психология, и экономика.
  • 2. Определение должно быть точным и ясным, т.е. не допускается использование многозначных слов и идиом, а также учитывается уровень знаний тех, кто будет пользоваться понятием.
  • 3. Определение не должно содержать в себе круга, т.е. нельзя использовать такие определяющие понятия, смысл которых раскрывается через определяемое.

Например, экономика — это наука, предметом которой является экономическая деятельность. А что же такое «экономическая деятельность»? Из данного выше определения мы так никогда этого и не узнаем.

Итак, чтобы определить то или иное понятие, нужно перечислить его существенные признаки. Существенные признаки — это такие черты сходства или различия, которые указывают на характер, природу и направления развития предмета, безотносительно к тому, какое значение имеет данное свойство для других предметов. В свою очередь существенные признаки бывают основными, из которых выводятся производные, и необходимыми, противоположностью которых являются случайные. Например, основным существенным признаком понятия «неопределенность» является отсутствие информации о будущих событиях. Тогда невозможность измерения вероятности наступления будущих событий будет производным существенным признаком. Примером необходимого признака для понятия

«фирма» является производство благ. В то же время индивидуальное владение как форма организации бизнеса есть случайный признак для понятия «фирма», так как возможно существование фирм, основанных как корпорация или партнерство.

Ни философия науки, ни логика не задают списка четких методов определения понятия, ссылаясь на то, что каждая наука имеет право вырабатывать свои собственные нормы и правила, а деятельность ученого отчасти является творчеством.

В число самых распространенных способов выявления существенных признаков понятия входят этимологический анализ, метод отрицания (перечисляется, чем понятие не является), исторический метод (изучается эволюции понятия). Эти методы могут быть использованы как для постановки, так и для доказательства гипотезы, которую выдвигает исследователь в отношении содержания понятия. Начало параграфа 1.1 данного пособия является примером использования исторического метода для раскрытия содержания понятия «магистратура». Пример этимологического анализа приведен в отступлении 2.6.

Значение ТЕРМИН, ПОНЯТИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

? слово, которому соответствует определенное понятие, или изолированное, или входящее в состав суждения или умозаключения. В суждении терминами являются подлежащее и сказуемое соответствующего предложения; в умозаключении Т., входящий в большую посылку и являющийся сказуемым в заключении, называется большим , входящий в меньшую посылку и являющийся подлежащим заключения ? меньшим ; тот Т., который входит в обе посылки и является посредствующим между подлежащим и сказуемым заключения, называется средним (см. Силлогизм). Под термином в логике разумеют не только слова , означающие известные понятия, но и самые понятия. Так, например, Троицкий говорит об объеме и содержании терминов. Некоторые логики приурочивают понятие Т. исключительно к учению о силлогизме (Милль). Terminus a quo ? исходный пункт рассуждения; terminus ad quern ? конечный пункт рассуждения; quaternio terminorum ? логическая ошибка (см. Ошибка, Паралогизм и Софизм). состоящая в наличности четырех Т. в силлогизме. Научные Т. (так назыв. termini technici) ? слова, имеющие спeциaльнoe, строго определенное в данной научной области значение. Совокупность прочно установленных в данной науке Т. образует терминологию данной науки. Такую терминологию впервые установил в ботанике Линней, в минералогии ? Вернер. Т. должны быть точно употребляемы, т. е. с каждым Т. должно быть всегда связано одно определенное значение. Термины могут обозначать простые свойства объектов (напр. цвета, звуки, запахи) или сложные группы признаков. Сверх того существуют Т. для обозначения класса предметов, который образует как бы infima m speciem ? таковы элементы в химии, виды в биологии. Совокупность Т. для таких классов Уэвель предложил называть номенклатурой в противоположность терминологии. Другими словами, номенклатура есть собрание Т. для всех низших видов предметов, рассматриваемых данной наукой. Номенклатура в химии установлена Лавуазье и Гюитоном-Морво. Это противоположение терминологии номенклатуре , поддерживаемое и Миллем, может быть удержано, но не следует забывать, что в логике низшего вида не может быть, что с единичным логика никогда не имеет дела и что виды не суть нечто абсолютное и неизменное.

Философская терминология развивалась одновременно с развитием греческой философии: особенно важны здесь заслуги Аристотеля. Латинская логическая и философская терминология возникает со времени влияния греческой философии на образованных римлян. Теренций Варрон и Цицерон ? первые переводчики греческих Т.; особенно много сделал в этом отношении Цицерон. Затем ценны работы Квинтилиана, Авла Геллия и Апулея; последний перевел целое руководство по логике с греческого на латинский язык. Латинская философская терминология прочно устанавливается лишь к V в., в сочинениях Марциана Капеллы и Боэция. Эйкен в своей «Истории философской терминологии» указывает на то, как много дала средневековая схоластика для позднейшей философской терминологии. Декарт пользовался схоластической терминологией, но весьма умеренно, игнорируя множество схоластических Т. и преднамеренно смешивая выражения, которые схоластика тщательно разграничивала (res sive substant i a, corpus sive materia, formae sive species, mens sive anima etc.). Гораздо больше схоластическими Т. пользовался Лейбниц. Стремление преобразовать философский язык «more geometrico», т. е. приблизить его к математическому языку, увлекало рационалистов XV I I в., напр. Дальгорна (1661 ? Ars signorum, vulgo characteristica universalis et lingua philosophica). Ту же мысль преследовал и Лейбниц, задумывая свою Characteristica universalis. Кант впервые рассеял эти иллюзии рационалистов: он показал, что математически точная терминология в философии неосуществима. В математике легко иллюстрировать понятия на наглядных представлениях; мы имеем возможность, так сказать, конструировать понятия благодаря их количественной природе (даже в алгебре); между тем, в философии (где так много качественных понятий) приходится постоянно прибегать к дискурсивному мышлению. Отсюда проистекает неизбежная неясность философской терминологии и неполнота философских определений. Совершенная философская терминология сводилась бы, строго говоря, к совершенной философской системе (см. «Критику чистого разума», учение о методе). Создав теорию познания, Кант ввел множество новых понятий, для обозначения которых прибегал к древним и схоластическим Т. (феномен, ноумен, априори, апостериори, трансцендентальный, трансцендентный, имманентный, регулятивный, конститутивный, аналитический, синтетический etc.), придавая им новое, своеобразное значение. В настоящее время и некоторые другие философы, кроме Эйкена, озабочены критикой существующей философской терминологии. Welby в Англии назначил премию в 50 фунтов за лучшее сочинение на тему «Причины современной темноты и неясности в психологической и философской терминологии и пути к изысканию средств против этих недостатков». При всей полезности филологических исследований в области философского языка (вроде Kantphilologie Вайингера) они сами по себе не могут усовершенствовать философскую терминологию, прогресс которой зависит от прогресса самой философии. Некоторые современные мыслители, стремясь к созданию точного словоупотребления в философии с целью противодействия философскому дилетантизму и декадентству, пытались создать искусственную систему знаков и символов взамен общеупотребительных философских слов (Рихард Авенариус в «Критике чистого опыта»), но эта попытка при всем своем остроумии не может быть признана удачной: она только затрудняет изучение эмпириокритицизма и является характерным образчиком схоластики XIX в. Значительные усовершенствования в философскую терминологию всегда вносили величайшие философы.

Читайте также  Чем птицы отличаются от животных

Литература : Милль, «Система логики» (II, 241); Троицкий, «Учебник логики» (I, 76); R. Eucken, «Geschichte der Philosophischen Terminologie» (Л., 1879); Кирхнер, «W orterbuch der philosophischen Grundbegriffe» (1886); Rud. Eisler, «Worterbuch der philosophischen Begriffe und Ausdru cke (1899). О всемирном философском языке см. интересную статью Тренделенбурга в «Histor. Beitr.» (III). В настоящее время готовится к печати Словарь по психологической терминологии на англ. языке.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Вопрос 10 . Чем отличаются термины от понятий? Приведите примеры.

Термин – это название явления или системы, а понятие – это описание содержания этого термина.

Так, например, термин Контроль может включать в себя такие понятия как Индикацию и Измерение.

Индикация – это сигнализация об отклонении параметра от заданного значения стрелкой, цветом лампочки без количественной оценки этого отклонения или звуковым сигналом.

Измерение – количественная оценка измеряемого технологического параметра.

Ещё более ёмким является термин Информация.

В кибернетике под информацией понимают совокупность сведений, собираемых об объекте управления о качестве выпускаемой им продукции и опасности его состояния.

В отличие от одноканальных регуляторов – в кибернетических САУ информация должна быть цифровой для удобства обмена информации между отдельными её подсистемами , а сами подсистемы – цифровыми.

При большом количестве взаимодействующих цифровых регуляторов особую важность приобретают такие понятия надёжности, как отказоустойчивость самих регуляторов и помехоустойчивость при обмене информации – информационная безопасность. Таким требованиям соответствуют только высоконадёжные микропроцессорные системы.

Вот почему микропроцессорные контроллеры составляют техническую основу кибернетических САУ.

В кибернетических СКУЗ ЯР АЭС для повышения безопасности управления нужна информация о возмущениях, нарушениях и авариях в системе управления объектом управления.

Вопрос 11. Чем отличаются понятия Возмущение, Нарушение и Авария ?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим систему управления энергетическим ЯР с учётом возмущений, приведённую на рис.7.2

Во второй теме мы рассмотрели работу САР ЯР на малых и больших ( энергетических ) уровнях мощности без нарушений нормальных условий эксплуатации (НУЭ). Однако на практике этого не бывает, поскольку САР ЯР состоит из четырех элементов, как показано на рис.7.2, каждый из которых и они все вместе непрерывно находятся под влиянием различного рода возмущений В.

В0-отказы общего вида (всей системы)

Рис.7.2.Структура управления качеством продукции ЯР АЭС — единый комплекс элементов.

Этими элементами являются :

1.ОПТ- оперативно-технический персонал ( его задачи – управление, профилактика и ремонт),

2.КТС- комплекс технических средств контроля, управления и аварийной защиты,

3.ЯР- ядерный реактор в качестве объекта управления,

4. Продукты ЯР это тепло, передаваемое в турбогенераторную установку, и радиоактивные продукты распада ( РПР ), накапливающиеся в тепловыделяющих элементах реактора.

В процессе работы системы она находится под постоянным влиянием внешних ( по отношению к системе ) и внутренних возмущений, которые перечислены ниже.

В- различные виды возмущений :

В0-возмущение всей системы ( отказ общих для всех элементов источников питания),

В1-ошибки оперативного персонала,

В2 – отказы приборов и оборудования,

В3-отказы ГЦН, рабочих каналов и т.д.

В4- изменения нагрузки на валу турбо-генератора и другие.

Ответ: В приведенной выше структуре САР ЯР видно, что :

Возмущениями являются отклонения от нормальных условий эксплуатации основных элементов этой системы.

Эти возмущения зависят от типа элемента. Например, для оператора это могут быть отклонения от заданного ему регламента работы ( последовательности выполняемых операций). Для ремонтного персонала — ошибки в монтаже или в настройке приборов после ремонта, а для технических средств – отказы отдельных элементов или источников питания.

Нарушениями же являются отклонения значений технологических параметров объекта управления от его номинальных значений реактивности, температур, расходов, давлений и т.д.

Такие нарушения могут быть безопасными ( снижение мощности ЯР ) и опасными ( увеличение мощности ЯР ). Эти последствия в первом случае сказываются на потере вырабатываемой энергоблоком электроэнергии и экономичности его работы, а во втором – на ядерной опасности!

Поэтому применительно к ЯР МАГАТЭ из всех 7 видов опасностей исходя из максимальных рисков потерь от них ( см. Тему №1 ) отдает приоритет именно ядерной опасности аварий трех видов:

Мгновенная критичность ЯР при реактивности ЭФФ, при которой от ядерного взрыва не спасает даже быстрая аварийная защита ( Чернобыльская авария ! ),

Тепловое или конструктивное разрушение оболочки твэлов с выделением РПР в окружающее прстранство и

Создание мгновенной критичности внутри активной зоны ЯР или вне её при пуске ЯР, перегрузке или транспортировке ядерного топлива.

На основе выше сказанного, при проектировании и эксплуатации САР ЯР под аварией понимают:

Авария – для систем, важных для безопасности, как , например, СКУЗ ЯР – ядерная опасность одного из трех выше перечисленных видов.

Причинами таких аварий могут быть как нарушения технологических параметров ЯР, так и возмущения отдельных элементов ( ошибки персонала, отказы источников питания и других элементов).

Поэтому возникает необходимость создания в системе управления таких её элементов, которые предсказывали бы последствия нарушений и аварий и исключали возможность их возникновения.

Одним из примеров такого предсказательного управления является системный подход к проектированию СКУЗ ЯР, который предупреждает возможность появления ошибок проектантов и производственников на различных этапах проектирования и изготовления СКУЗ ЯР, а также снижает вероятность нарушений и аварий при эксплуатации.

Системный подход к проектированию требует:

1.Выбора главных целей проектирования с количественными показателями их качества,

2.Формулировки Принципов или путей достижения этих показателей,

3.Указание методов реализации этих принципов,

4 Выбора и количественной оценки качества структуры технических средств управления на основе этих методов,

5. Разработки технических средств таких систем.

Чем отличается понятие от определения

Что собой представляет понятие

Понятие – это один из терминов, которыми оперирует диалектическая философия. Определений у этого слова великое множество. Многие знаменитые философы давали своё личное толкование данной категории. Среди них были Гегель, Ленин, Берков, Азаренко и многие другие. Ленин, например, называл понятие – высшим продуктом деятельности головного мозга человека, который, в свою очередь, является высшим проявлением живой материи. Чтобы быть более понятным читателю, мы приводим самое короткое определение термина «понятие», которое в наиболее лаконичной форме объясняет его суть.

Что собой представляет определение

Что же, в таком случае, представляет собой «определение»? Это другой философский термин, который характерен как для диалектической философии, так и для логики, в которой он имеет ещё одно название – дефиниция.

Определение (дефиниция) – это точное толкование какого-либо понятия, несущее в себе чёткий, фиксированный смысл.

Категория «понятие» и категория «определение» неразрывно связаны между собой, и не могут существовать отдельно друг от друга!

Простые примеры, которые помогут вам лучше понять смысл и значение этих двух терминов

Итак, мы разобрались, что понятие – это общие признаки какого-либо предмета или явления (либо группы предметов или явлений), информацию о которых получил наш головной мозг, посредством органов чувств. Фактически, такая информация, прошедшая первичную обработку, представляет собой абстракцию, в которой отражены лишь общие признаки предметов. Таким образом, слова и словосочетания, которые мы используем в повседневной речи, являются не чем иным, как формой, благодаря которой мы можем выразить наши понятия.

Читайте также  Чем отличается прямое постэмбриональное развитие от непрямого?

Именно благодаря дефинициям мы можем использовать синонимы. Именно благодаря дефинициям мы способны отличить омонимы в нашей речи. Ведь очень многие слова нашего языка, при одинаковом написании и произношении, имеют диаметрально противоположные значения (омонимы). И наоборот – многие составные части нашей речи имеют разное написание и произношение, но обозначают одно и то же (синонимы). Если бы не было дефиниций, то человечество перестало бы понимать друг друга. Именно благодаря определениям мы имеем детальное понятие о любом действии и процессе, происходящем в окружающей нас реальности.

Чтобы лучше усвоить полученные знания, давайте рассмотрим простые примеры понятий и определений, которые помогут нам лучше узнать различие этих терминов.

Пример первый

Слово «коса» имеет несколько значений. Это и морская отмель, и женская причёска, и сельскохозяйственный инструмент. В данном случае, «коса» — неопределённое понятие. Но если мы скажем – русая коса, то это уже будет определённое понятие. Если же мы скажем – русая коса Маргариты Поповой, то это уже будет определение. То есть речь здесь будет идти не о какой-то абстракции, а об определённом предмете, описание и свойства которого нам прекрасно известны (либо мы их можем узнать).

Пример второй

В качестве второго примера, который поможет нам отличить понятие от определения, подойдёт слово «элемент». На данный момент оно так же является для нас неопределённым понятием. Мы не знаем точно, что собой представляет данный объект. Это может быть батарейка в пульте управления, одна из деталей металлоконструкции или социальная прослойка общества. Нашему головному мозгу нужно больше информации. При её получении оказывается, что это химический элемент. Теперь неопределённое понятие переходит в определённое. При более детальном изучении выясняется, что это плутоний. С этого момента определённое понятие становится определением (дефиницией). То есть абстракция превращается в конкретный предмет с точными, фиксированными свойствами.

Отличие понятия от определения

Для того чтобы лучше ориентироваться в данном вопросе мы приводим краткий список основных отличий категории «понятие» от категории «определение».

  • Понятие – представляет собой бесконечную ментальную абстракцию, куда может быть вписано неопределённое количество предметов или явлений. Определение – представляет собой фиксированное описание какого-либо одного конкретного предмета или явления.
  • Понятие – категория абстрактного мышления, порождённая разумом. Определение – метод рационалистического познания, порождённый рассудком.
  • Понятие – не сковано в познании никакими условностями или ментальными границами, за которые нельзя выходить. Поэтому, в отличие от определения, находится значительно ближе к основной первопричине (Абсолюту).
  • В понятии уже содержится истина, в то время как определение – это процесс, направленный на выявление этой истины.

Надеемся, что статья, которую вы только что прочитали, помогла вам лучше узнать, что такое «понятие», и понять – что собой представляет «определение». В заключение хочется пожелать вам удачи в дальнейшем освоении сложных философских терминов, которые на поверку оказываются не такими уж и сложными. Главное – это проявить немного упорства и любознательности в освоении конкретного вопроса. Всего вам доброго.

Значение слова понятие

Словарь Ушакова

пон я тие, понятия, ср.

1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.

2. только ед. Представление о чем-нибудь, осведомленность в чем-нибудь (разг.). Иметь понятия о чем-нибудь. Не имею ни малейшего понятия об этом. — Когда он приезжает? — Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное понятие о математике.

| Умение разобраться в чем-нибудь, разум, толк (прост.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!

3. чаще мн. То или иное представление о чем-нибудь, способ понимания чего-нибудь. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. «Гончаров. Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней.» Чернышевский .

4. Способность понимания, интеллект (устар.). «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения.» Пушкин .

Дать понятие о чем — познакомить с чем-нибудь, сообщить некоторые сведения о чем-нибудь. Он дал мне понятие о поэзии.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, состоящих из понятий; понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения» (немецкий философ Христов Зигварт); мысль, фиксирующая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Педагогический терминологический словарь

форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляются в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В П. различают содержание и объём. Содержание П. — это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объём П. — множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объёма П. классифицируются на единичные, собирательные и общие.

В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.

В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребёнка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют чёткие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут «книжными», формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207)

Словарь лингвистических терминов

1) Единица логического мышления, непосредственней всего связанная со словом. Понятие указывает на существенные признаки предметов и явлений объективного мира. Признаки понятия включают его в ту или иную систему знаний, устанавливают между понятиями определенную иерархию. Например, мебель включает, будучи родовым и общим понятием, все видовые понятия: шкаф, стол, стул, диван и т.п.

2) Форма абстрактного мышления, отражающая общие и существенные признаки класса однородных предметов и имеющая вербальную форму выражения.

Читайте также  Чем отличается поверка от калибровки средств измерений

Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология

Отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов.

Фразеологический словарь (Волкова)

Дать понятие о чем — познакомить с чем- н., сообщить нек-рые сведения о чем- н.

Он дал мне понятие о поэзии.

Понятное дело или понятная вещь (в знач. вводного слова; разг.) — конечно, разумеется (разг.).

Я, понятное дело, согласился. Понятная вещь, человек молодой, умный, живет в деревне, в глуши. Чехов.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Абстрактная или обобщенная идея, чаще всего рассматриваемая как данность языка или мышления.

Этим понятие (которое даже этимологически не требует труда для познания или распознания, т. е. понимания) отличается от концепта (который вначале нужно осмыслить). Концепт есть результат умственных усилий; понятие – скорее условие этих усилий. Концепт может служить инструментом, но вначале он должен быть создан. Понятие – скорее материал или отправная точка размышления. Концепт принадлежит сфере науки, в частности философии; понятие – всеобщее достояние.

У Канта понятием называется чистый концепт, «поскольку оно имеет свое начало исключительно в рассудке (а не в чистом образе чувственности)». Однако подобное толкование термина не прижилось. Причина этого в том, что концепт слишком узок и слишком зависим от конкретной философской доктрины, чтобы заменить собой понятие.

Расхожими понятиями, согласно Спинозе, называют идеи или принципы, свойственные «всем людям», те, без которых было бы невозможно ни размышление, ни взаимопонимание между людьми. Эмпирики утверждают, что понятия суть результат опыта; рационалисты настаивают на врожденном характере понятий, благодаря чему только и возможен опыт. Вот почему эмпиризм всегда казался мне более рациональным (в широком смысле слова), чем сам рационализм (в узком смысле), – он не отказывается от объяснения тех понятий, которыми пользуется.

Толковый переводоведческий словарь

1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений.

2. Представления, сведения о чем-либо.

3. Способ, уровень понимания чего-либо.

4. Оформленное в мысли обобщение класса объектов по совокупности их специфических признаков. Осознанное обобщение по существенным признакам объекта становится научным понятием. Обозначение понятия с помощью языкового знака называется значением слова.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: мнение, суждение, соображение, взгляд, воззрение, представление, концепция, идея

Энциклопедический словарь

  1. в философии — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
  2. В логике — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Словарь Ожегова

ПОНЯТИЕ, я, ср.

1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чегон. П. времени. П. качества. Понятия науки.

2. Представление, сведения о чёмн. Иметь, получить п. о чёмн.

3. обычно мн. Способ, уровень понимания чегон. У детей свои понятия.

Понятия не имею (разг.) не знаю, не имею представления о ком-чёмн. Когда уходит поезд? Понятия не имею.

С понятием кто (прост.) об умном человеке.

С понятием делается что (прост.) делается чтон. умно, разумно.

Без понятия кто (прост.) ничего не понимает.

| прил. понятийный, ая, ое (к 1 знач.; спец.). Понятийные категории.

Словарь Ефремовой

  1. ср.
    1. Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.
    2. Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л.
    3. :
      1. разг. Мнение о ком-л., чем-л.
      2. Оценка кого-л., чего-л.
    4. перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличает общего представления от П., заменяя главу о П. главой об именах; но если наше познание касается самих вещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П. от слова, причем П. является научным термином для обозначения результата методичного исследования предмета — исследования, в котором выражается сама природа его. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильное определение того П., которое составляет предмет ее (напр., П. жизни — в биологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этом смысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы, существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение. От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем, что в категориях (этих высших, определяющих П. — предикабилиях) мыслится лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условие возможности бытия самого предмета, между тем как в П. предмета определяется само содержание его с существенной стороны. Общее представление возникает путем отвлечения и ограничения, П. возникает путем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьба направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различных видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление вполне разобщает П. с предметом, низводя П. до минимума значения, второе, напротив, отождествляет П. с самим предметом и видит в развитии П. развитие предметного миpa. — Формальная логика в главе о П. трактует об определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логика отличает объем П. от его содержания, причем не совсем точно утверждает, что объем П. находится в обратном отношении к содержанию. Под содержанием П. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., чем больше при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов, имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будет охватывать собой наибольшее количество предметов. Дробиш («Logik», 2 изд., стр. 196 — 200) показывает неточность обычной формулировки отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более точных математических терминах. По степени общности, П. могут быть разделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделение поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех объектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные, приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе. Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, что отвлеченное обозначает собой признак, конкретное — предмет. Это деление П. в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие и несоозначающие : первые указывают прямо на предмет и косвенно на признак его, вторые — только на предмет или только на признак. Далее П. могут быть разделены на положительные и отрицательные, относительные и абсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить о высших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П., подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить о тождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежели говорят о П. взаимнопересекающихся, то при этом имеют в виду как объем, так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаются графически. См. Милль, «Система логики», V кн. (об именах и предложениях); Ueberweg, «Logik».

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: