В чем разница между образованием и образованностью

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: Понятия образование, образованность и самообразование. Функции образования, его роль из раздела кодификатора (1.12 Образование, его значение для личности и общества)
В чем разница между образованием и образованностью

В чем разница между образованием и образованностью

Понятия «образование», «образованность» и «самообразование». Функции образования, его роль

Содержание:

  • 1 Понятие «образование». Образованность.
  • 2 Функции образования
  • 3 Самообразование
  • 4 Тенденции в развитии образования
  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6-06-2020, 02:31
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 40 355
  • 0

↑ Понятие «образование». Образованность.

Образование — это целенаправленный организованный процесс передачи систематизированных наукой знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении, необходимая часть социализации.

Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

Образованность личности — это показатель уровня усвоения индивидом знаний и опыта, а также возможность и способность использовать их в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Компоненты образования:

  1. Совокупность образовательных стандартов и программ
  2. Органы управления образованием
  3. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

Принципы, определяющие функционирование системы:

  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, департаменты, управления) и обширной системы норм и правил.

Сеть образовательных учреждений:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные школы (гимназии);
  • профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);
  • учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т.д.);
  • духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т.д.);
  • университеты, колледжи, технические школы;
  • учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров;
  • учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т.д.)

↑ Функции образования

Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций:

  • ликвидация неграмотности;
  • передача знаний и опыта предшествующих поколений;
  • приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
  • социализация личности;
  • обеспечение профессионального становления молодежи;
  • способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;
  • социальный контроль.

В современном мире большую популярность приобрело дистанционное образование , предполагающее осуществление образовательного процесса посредством компьютерных технологий и сети Интернет. Учитель и ученик находятся на большом расстоянии друг от друга, и может быть, в разных странах. Это сделало возможным получение качественного образования в любой точке планеты.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.

Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.

↑ Самообразование

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.

Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.

Самообразование дает человеку очень много преимуществ.

В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.

В чем разница между образованием и образованностью

Это совершенно разные слова, касающиеся одной темы. Слово «образование» означает некий уровень грамотности человека или процесс получения этого уровня, или, совершенно другое, некий объект или абстрактное построение которое по тем или иным признаком можно выделить из окружающего пространства (социума, области знаний или представлений и т. п.) Образованность означает некое интеллектуальное состояние субъекта, характеризующееся некоторым объёмом систематизированных знаний. но это всё на самом деле мало интересные рассуждения! А вот вопрос об отличие таких понятий чем отличается «обучение» от «получения образования» действительно крайне важен!

Если , это ваши мысли, то БРАВО.

Образование, как правило, носит специфичный, профессионально направленный характер( техническое, гуманитарное, педагогическое и т.д.) А образованность — категория более общая, включающая в себя и воспитанность, и эрудицию, некоторое знание истории, может даже философии.

Умочка!! В чем разница между образованием и образованностьюВосхищена.

Ну. это вроде очевидно, чем одно от другого отличается. Чуть подумать и подобрать слова для определения.

Для многих, это сложный процесс — подумать))) Да, и скудная наполненость вокабуляра не позволяет выразить свои мысли)))

Тем что какое бы ты не имел образование!, Но, если туп, как дерево — родишься баобабом И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь. Досадно попугаем жить, Гадюкой с длинным веком,- Не лучше ли при жизни быть Приличным человеком? Не мои слова Высоцкий

похоже на вопрос который мой друг(кандитат наук,преподователь в вуза) глворил -ЧЕМ ОТЛМЧАЕТСЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ОТ ВОСПИТАНИЯ.ОБРАЗОВАНИЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЛИБО КУПИТЬ ДИПЛОМ,А ВОСПИТАНИЕ ДАЕТСЯ ОДИН РАЗ И ОНО ЛИБО ЕСТЬ ЛИБО НЕТ.

Оно есть — но не значит соответствует устоявшимся стандартам))

стандартами это невозможно назвать,все скоротечно,а ГОСТы,ОСТы принимают через некоторое время и надолго,а сейчас все быстротечно, не успеет одно устояться как уже летит еще одно супер пупер.

Пуперного Вам ГОСТЬя)))

я слабоват в терминологии.. ваабще образование может быть и не связанным с процессом обучения и становления..это может быть некая гадость на коже лица или еще где-нибудь в интимной зоне..

Тоже про то?

он есть между нами..присутствует)

Образование подразумевает базовые знания и профессиональную подготовку, образованность уже некую энциклопедичность, не смотря на профессию и возраст.

Умничка, Ириш! Кратко, но ёмко)))

Это как компетенция и компетентность. Образование- это институт. А образованность- это умение применять полученные знания и их передавать в жизни

образование, это получение специальных обязательных знаний, после чего экзамен, а образованность — не системное получение, разного рода знаний.

Умничка. Ёмко, хоть и кратко!

к стати, мне это многие говорят, я преподавал в молодости. не прими за гордость. .

Первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков. а второй — некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения.

образование получаешь то есть учишься чему нить . а образованность это уже в человеке заложено то что получил в результате образование

Не печалься

Образованность, это наличие знаний, а образование , это когда в результате получился какой-то законченный продукт, то есть создан образ

Санечка, в е наоборот!!

Образование- это что дала школа, институт и тд. А образованность- что дала мне (к примеру) жизнь! Чем старше, тем опытнее в чём то.

Коли любознателен, то да!

Человек по природе своей должен быть любознательным, начиная с пелёнок.

Должен, но многим это ни к чему))

Бывает и такие. людишки. Но их не много, просто запущено. Развитие начинается с рождения, у каждого. Только позже. деградация.

образование-это то,что осталось в голове после обучения. а образованность,это когда хочют показать людЯм что там осталось.

Очень тепло, но немного не так)))

Нука нука . просвяти )))

Образование — оно разного толка и качества бывает, а вот образованность подразумевает определённость и истинность!

Читайте также  В чем разница между двигателями 405 и 406?

Санечка, взгляни в мои зелЕньки зЕньки, хде ж увидел там сарказм, да ещё и в праздничной упаковке)) Не, не злыдня я, хоть и Морозова)) Такшта пристёгивайтесь, и в реальность желанную прОсимо))

А куда мне, грешному, деваться. Пристяжным в русской тройке поезжу, а там гляди — барыня и место центрового мне с барского плеча пожалует. Морозова, будь так добра — назови, по секрету , имя твоё. Так мне сдаётся, что не Елена, Наталья, Людмила, самые популярные ныне, а что-то из заморской родословной будет. А ещё,спешу доложить, что мне чрезвычайно легко общаться с тобой, потому как тебе на лету удалось перехватить мой, слегка ироничный, местами нарочитый, но лёгкий и свободный стиль письма. А может твой иносказательный слог изначально запрограммирован свыше совпадать с моим. Бывают же в мире чудеса. » Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь. И ты поёшь!». Петь будем по своей оригинальной партитуре. И всё заведомо известное должно прозвучать с другими, только нам присущими, интонациями.

Доброе утро, мой долгожданный запрограмированный свыше. Хочу немного огорчить, нет в имени моём заморской » кухни». Танюшкой величают сызмальства! Я, спотыкаясь от торопливости, тоже докладАю, бальзамом нА душу ложится, наше лёгкое и непринужденное общение

. Таня, Танечка, не плачь — не утонет в речке мяч. Я вам пишу, чего же боле. Перефраз: Татьяна, слушай, я смешон, конечно,тем, что люблю тебя так сильно, бесконечно как только может человек любить. И, право, что за диво — у других на свете надежд и целей миллион. у одного богатство есть в предмете, другой в науки погружён, тот добивается чинов, иль славы, тот любит общество, забавы, тому игра волнует кровь. Я же был ветрен, и трудился, постиг друзей, коварную любовь, чинов я не хотел, а славы не добился, богат и без гроша был скукою томим. Везде я видел зло и, гордый, пред ним нигде не преклонился. Всё, что осталось мне от жизни — это Ты. Твоя любовь, улыбка, взор. ды-ха-нье. я человек, пока они мои, без них нет у меня ни счастья, ни покоя. Окончание драматическое — в другой раз. Перехожу на прозу, которая тоже не без вездесущей поэзии. Танюша, мне и лестно, и чертовски приятно, что ты повторяешь, перефразируя, мои реплики — значит они как-то значимы для тебя. во всяком случае так мне кажется, а это дорогого стоит и не так часто случается. Таня, на этом закругляюсь. С Наступившем Тебя и всего самого-самого. Баю-бай! Чао! Пока!

И тебя с праздником, дорогой мой человечек! Санечка, уже с нетерпением жду твоих строк, наполненных теплом и светом) Читая твои буковки, аккуратно сложенные в предложения, на душе успокаивается » метель».Ты словно солнышко, озаряешь все моё душевное пространство)) Так и хочется, в такой момент, тебя затискать Ежели будешь трепыхацца, маво «пожарища» тебе не избежать. растворю в себе)) Сам напросился

образование обязательно. а образованность. дополнительное образование или в одной какой то области либо в нескольких.

Образование дает образованность у некоторых, а образованность без образования степень доктора » околовсяческих наук «

Обучение, Образование и краткосрочные профессиональные курсы

Oct 12, 2019 · 4 min read

Давайте разберёмся в том, различаются ли часто заменяемые понятия Обучение и Образование и есть ли смысл и польза в таком различении в контексте краткосрочных профессиональных курсов (например, от 4 до 32 часов).

Определения Обучения и Образования

Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс:

  • организации и стимулирования
  • активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению
  1. знаниями,
  2. умениями и
  3. навыками,
  4. развитию творческих способностей и
  5. нравственных этических взглядов.

Образование (по Закону об Образовании РФ) — единый целенаправленный процесс:

  • воспитания и
  • обучения,

а также совокупность приобретаемых:

  1. знаний,
  2. умений,
  3. навыков,
  4. ценностных установок,
  5. функций,
  6. опыта деятельности и
  7. компетенций.

Отличие Образования от Обучения

Как видно, Образование — более комплексная деятельность, которая отличается от Обучения:

  1. объёмом — как часть и целое (Образование = Обучение + Воспитание);
  2. составом результатов — помимо традиционных ЗУН, в него входят дополнительно:
  • Ценностные установки (видимо, как продукт Воспитания);
  • Функции;
  • Опыт деятельности;
  • Компетенции.

К этим определениям конечно много вопросов — например, почему опыт деятельности не считается значимым результатом обучения в том числе, он ведь там тоже есть.

Для целей пр о фессионального обучения важно, что в результате образования у обучающегося появляются

  • функции и
  • компетенции,

именно они по сути дают права и возможности выполнения новой деятельности в профессиональном контексте и уверенность нанимателю, работодателю, клиенту в том, что работа может быть выполнена на необходимом им уровне.

«Функции» здесь видимо перекликаются с трудовыми функциями из профессиональных стандартов — это способность выполнять какую-то конкретную рабочую деятельность.

Понятие «компетенции» уточняет качество функции. Мало уметь, например, проводить интервью с заказчиком каким-то образом — общаясь на русском языке и задавая вопросы на тему повестки встречи — важно уметь приходить к важным результатам за разумное время.

Разница между Функцией и Компетенцией примерно такая, как между «делать» и «сделать».

Можно ли быстро получить Функции и Компетенции?

Из многолетнего опыта организации, проведения и участия в краткосрочных учебных программах видно, что сформировать важную профессиональную компетенцию в ходе таких программ нельзя, как нельзя научить новичка за несколько часов забрасывать трёхочковый с середины поля или играть на скрипке Полонез Огинского, попадая в ноты и длительность.

Для формирования важных профессиональных компетенций нужны десятки циклов повторения деятельности по применению знаний, умений и навыков в различных контекстах, максимально близких к рабочим.

Если мы говорим про рабочие компетенции, то понятие рабочего контекста принципиально. По опыту вузов, как держателей многочасовых длительных программ, видно, что многократное повторение деятельности позволяет студентам уверенно и качественно, как вариант:

  • проводить вычисления, расчёты,
  • строить устную и письменную речь,

но отсутствие рабочего контекста или как минимум его имитации не позволяет им, например:

  • проходить интервью при устройстве на работу,
  • конструктивно участвовать в рабочих совещаниях,
  • проводить эффективные рабочие совещания,
  • работать в команде,
  • управлять проектом

А что же Воспитание?

Давайте также взглянем на воспитание, как вторую важную часть образования:

  1. формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе (Павлов);
  2. создание (выработка) устойчивых привычек поведения (Макаренко).

Уже из самих определений понятно, что на краткосрочных программах и курсах такого рода эффекта добиться практически невозможно, если не брать одиозные программы по изменению / слому поведенческих ролей, моделей, установок.

Более того, большинство состоявшихся взрослых людей в контексте профессионального обучения не готовы пересматривать свои отношения и привычки поведения.

Короткие курсы не могут дать Образования

Таким образом можно прийти к выводу, что на краткосрочных, пусть даже и профессиональных учебных тренингах и курсах, обучающийся в принципе не способен получить:

  1. Функции;
  2. Компетенции;
  3. Изменение отношений;
  4. Новые привычки поведения.

Поэтому не надо ни ждать от таких курсов появления компетенции, ни называть их «образованием», ни считать, что для такого рода курсов нужна какая-то «лицензия» (ИП, проводящему обучение своими силами без выдачи корочек, она и по закону не нужна).

Что могут дать короткие курсы

Знания, умения и, если получится, навыки — это вполне уже сам по себе ценный результат!

Причём понятно, что поскольку знания в современном мире можно получить достаточно быстро и дёшево (интернет-статья, книга, разговор с экспертом), а для формирования навыков (как и компетенций) нужны десятки-сотни циклов повторений, то самое ценное в краткосрочных курсах и тренингах — это умения.

В частности поэтому при выборе очередного учебного курса стоит задаться вопросом — а что именно я буду делать на курсе и насколько это совпадает с тем, что я хочу / должен уметь делать после курса (варить борщ, танцевать сальсу, управлять проектом)? Если совпадений нет или очень мало, то этот курс не про обучение, а про информирование или умение говорить о предмете.

Читайте также  В чем разница между витаминами д и д3

Почему продолжают путать Обучение и Образование?

Одна из возможных причин — то, что эти понятия слабо различаются в английском языке и культуре (learning VS training VS education?), также в них не выражено понятие Воспитание (rearing, fostering, raising).

Эта лингвистическая ситуация похожа на то, что происходит со словами Навыки (skills) и Умения (skills?).

Образованность Образованный

Образованный человек тем и отличается от необразованного,

что продолжает считать своё образование незаконченным.

Успех деятельности зависит не только от того, знает человек свою специальность или нет,

больше он зависит от того, как он сможет общаться с окружающими людьми.

Образованность как качество личности – способность отличать вечное от временного, проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции; постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью жизненного опыта.

Учитель принёс сундук и сказал ученикам: — Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно. — Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: — Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

Высший тип образованности, когда человек обретает способность видеть отличия вечного от временного. Какая это образованность, если человек гоняется за тем, что временно, что неизбежно умрёт и, в то же время, не беспокоится о своём духовном развитии, то есть игнорирует вечное? Это уже не образованность, а глупость.

Образованность – это достоинства личности, подкрепленные: — знаниями и навыками, нужными для успешной работы, адаптации и комфорта; — объёмом гуманитарных и естественнонаучных знаний, необходимых для усвоения нового знания и эффективного межличностного общения.

Чему нас учит школа и университеты? Они дают информативное знание, необходимое для овладения какой-либо квалификацией. Джордж Бернард Шоу писал: «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу». При этом программы обучения не продуманы. Один мой знакомый, закончивший финансовую академию, до сих пор не понимает, зачем его целый год учили производству серной кислоты башенным способом и крекингу нефти, а затем еще заставили сдавать экзамен по дисциплине «Технология промышленного производства».

Зато в институтах совсем не учат, как правильно вести себя в жизни. У Солженицына есть термин «образованщина», то есть диплом в кармане, а как был человек дураком, так им и остался. Образованность от наличия «корочки» не зависит. Можно иметь десять дипломов, знать прекрасно свою специальность, но представлять скопление негативных качеств личности, и поэтому быть изгоем на любом производстве, в любом коллективе. Берут по дипломам и резюме, но потом, когда раскусят, к примеру, что взяли скандалиста и склочника, выгонят без сожаления поганой метлой.

Упорный, настойчивый, целеустремленный человек быстро усвоит новую специальность. Люди – фавориты успеха, знают секрет, что алгоритм его достижения везде одинаков. Поэтому они легко переходят в совершенно незнакомые им области знания и неизменно добиваются везде удачи. А ларчик открывается просто: успех достигается от союза хороших качеств личности и профессионализма. Развивая в себе достоинства, они прямой дорогой направляются к успеху.

Образованность – это постоянная забота о развитии своего разума. Что происходит на каждом шагу с людьми, возомнившими, что им не нужны чужие знания, что все законы мироздания они уже постигли? Например, профессор поражен гордыней. Он уже никого не слушает, считая, что только его знание – истина в последней инстанции. Все считают его образованным человеком, но постепенно замечают, что его разум начал чахнуть. Разум крепнет, если он ежедневно кого-то активно слушает. Гордыня блокирует разум от нового знания, поэтому он слабеет день ото дня, и окружающие к своему изумлению видят, что профессор живет на багаже прошлых заслуг и начинает деградировать.

Древняя мудрость гласит, что люди с блокированным гордыней разумом становятся худшими из людей. Неужели хуже деграданта – наркомана? Да, хуже. О.Г. Торсунов пишет: «Деградант еще может как-то выйти из этого состояния (начать слушать), а ученый, который уже находится на высоте общества, он не способен ничего услышать и понять. Он не будет менять свое мнение никогда, он не способен ничего изменить в своей жизни, и у него начинаются этапы деградации. Первый этап деградации – он не хочет слушать. Дальше, у него теряется разум, и по мере потери разума у него портится характер. Он начинает становиться очень амбициозным, он хочет почтения к себе, как и раньше. Но люди перестают его уважать постепенно. Дальше что происходит? Дальше, по мере снижения уважения, у него увеличивается беспокойство, и он в результате становится деспотом: начинает злиться на всех своих подчиненных, начинает злиться на все свое окружение». Процесс на этом не останавливается — далее у него возникает невротическое, напряженное состояние сознания. От этого появляется масса болезней. Следующая стадия: люди начинают его избегать. Ему кажется мир враждебным и несправедливым, ведь он посвятил всю жизнь науке, а благодарности ноль.

У хорошего человека таких проблем не возникает. Его считают образованным, достойным и почтительно жмут ему руку. Он тоже, к примеру, посвятил науке всю жизнь и тоже стал профессором, но вся существенная разница между ними, что один ежедневно заботился о взращивании своего разума, а другой о взращивании гордыни.

Образованность – это потребность к постоянному совершенствованию. Она является результатом постоянного воспитания в себе достоинств, самообразования, разносторонних интересов и начитанности. Михаил Булгаков писал: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя». Ему вторит Д.И. Писарев: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Иными словами, основу образованности составляют хорошие качества личности, подкрепленные глубокими профессиональными знаниями, постоянной потребностью развивать свой разум, широтой интересов, целенаправленным и динамичным движением вперед по дороге самосовершенствования.

У Сергея Михалкова есть шуточная басня «Кот – полиглот», которая как раз и говорит о важности самосовершенствования:

В испуге от Кота спасалась бегством Мышка,
И вот ещё чуть-чуть — и ей пришла бы крышка!
Да подвернулась норка на пути:
Не часто может так Мышонку подвезти!
Кот возле норки сел, притих и, переждав,
Затявкал no-собачьи: «Тяв! Тяв-тяв!»
Известно, что мышам не так страшна собака!
Тут Мышка вылезла… И ей пришёл конец!
«Один чужой язык полезно знать, однако!» —
Заметил про себя учёный Кот-хитрец.

Читайте также  В чем разница между дачным строительством и ижс

Семейное или заочное образование — какую форму обучения выбрать

В обоих случаях ребёнок учится на дому. В чём же принципиальная разница? Разбираемся, в юридических тонкостях и практике двух разновидностей обучения вне традиционной массовой школы.

Если очное обучение всем хорошо знакомо — звонок, урок, сменка, форма, — то семейное, домашнее и заочное часто путают. По закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение в контингенте школы возможно в очной, очно-заочной и заочной формах. Вне образовательной организации предусмотрена форма семейного обучения и самообразования.

За выбор формы обучения ребёнка отвечают родители. Мама с папой вправе решить, посещать чаду школу или учиться дома.

Давайте рассмотрим подробнее возможные варианты получения знаний, проведём сравнение семейного и заочного обучения и попробуем понять, какая форма подойдёт вашему ребёнку.

Что такое семейное обучение

Семейное обучение (СО) — это форма получения образования, при которой школьная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок изучает всё дома, сам или с помощью репетиторов и интернет-ресурсов, а за качество его знаний отвечают родители.

Переход на семейное обучение производится в три этапа:

  1. Уведомление органов управления образования.
  2. Отчисление из контингента школы.
  3. Прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна.

Родители на СО могут выбирать, как организовать учебный процесс: преподавать детям самостоятельно, нанять репетиторов или подключить альтернативную школу. Кроме программы по ФГОС, можно изучать любые предметы, которые нравятся ребёнку.

Семейное обучение лучше всего подойдёт:

Для сдачи промежуточных и итоговых аттестаций необходимо поступить в контингент лицензированной и аккредитованной школы. Когда это происходит, ребёнок становится экстерном и приобретает равные с остальными школьниками права и обязанности. Сроки и форма аттестаций устанавливаются образовательными организациями. Для получения аттестата об основном общем образовании (9 классов) необходимо сдать общий государственный экзамен (ОГЭ). Это обязанность всех граждан России. Далее можно продолжить обучение в 10-11 классах и получить среднее общее образование.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» помогает в организации учебного процесса с 1 по 11 класс. Помимо изучения необходимых для аттестации дисциплин, дети могут развивать свои сильные стороны в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Следить за успеваемостью и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Отличия семейного обучения от самообразования

Семейное обучение — для ребят с 1 по 9 класс. Самообразование — это также форма получения образования вне школы, только для старшеклассников, в 10 и 11 классах.

Если с 1 по 9 класс уведомление о переходе на семейное образование подают родители, то в старшей школе решение при переходе на домашнее обучение в большей степени опираются на мнение подростка. От родителей требуется лишь официальное согласие.

Отличия семейного образования от домашнего

Семейное и домашнее образование являются почти синонимами.

Иногда возникает путаница с ещё одним термином «надомное обучение». Это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно. С юридической точки зрения надомное обучение не является формой получения образования, а вот семейное (домашнее) — является.

Что такое заочное обучение

Это форма, при которой ребёнок числится в школе, но не ходит туда каждый день. За освоение программы и успеваемость отвечает администрация образовательной организации. Школьные педагоги предоставляют заочникам учебные материалы и консультации. Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану школы. В этом и заключается основная разница между семейным и заочным обучением.

Переход на заочное обучение осуществляется по договорённости с администрацией школы. Родители пишут заявление на имя директора, и если локальные акты организации не запрещают заочку, издаётся приказ о смене формы обучения.

Заочники не посещают школьные уроки, поэтому чаще всего занимаются с репетиторами или в онлайн-школах. Так, порядка 60% учеников «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» юридически находятся на заочной форме.

Отличия заочного обучения от очного

На заочном образовании освобождается больше времени. Можно подрабатывать или уделять больше времени дополнительным секциям. Если семья часто переезжает или любит путешествовать, заочка позволит продолжать образование без привязки к местоположению.

На заочку переводят в основном старшеклассников. Ведь юридически при получении образования в школе ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

«Заочники» также обязаны писать ВПР, МЦКО и прочие работы, но могут не посещать занятия в школе либо посещать их выборочно, например, только лабораторные работы. Также они могут консультироваться с учителями, пользоваться школьной библиотекой.

Отличия заочного обучения от очно-заочного

Это способ изучения образовательной программы, при котором ребёнок посещает школу несколько раз в неделю, сдаёт выполненные задания и получает новые. Время пребывания в школе сокращается, но не минимизируется полностью, как при заочном обучении. Образовательная организация всё так же формально отвечает за качество знаний ученика. Обучающийся должен подчиняться её графику и правилам.

Чем семейное обучение отличается от заочного

Семейное обучение — это свобода! Вы сами выбираете программу, учебный план, пособия, ресурсы. Заочное обучение лишь освобождает от необходимости регулярно ходить в школу, но учиться нужно по её правилам.

На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок. Главное, чтобы сдавал аттестации. А на заочном отходить от плана нельзя.

Чем семейное и заочное обучение отличаются от дистанционного

Дистанционное обучение — это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте.

В нашей стране дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования. Юридически это лишь способ организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

И на семейном, и на заочном обучении можно применять такие технологии. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно изучать все предметы школьной программа, причём не нужно никуда идти или ехать. В нашей школе есть расписание, домашние задания, а главное — занятия в режиме реального времени, где можно задавать вопросы преподавателям и тут же получать ответы.

Какую форму обучения выбрать

Выбор формы обучения — прерогатива родителей. Чтобы не ошибиться, сопоставьте преимущества и недостатки СО и заочки.

Плюсы семейного обучения:

  • максимум свободы в учебном процессе,
  • ребёнок не зависит от распорядка школы,
  • учёба с учётом интересов.

Минусы семейного обучения:

  • иногда сложно найти школу для аттестации,
  • нужны время и деньги на организацию учебного процесса.

А вот альтернативный вариант — обучение на заочке, где ребёнок находится в школьном контингенте.

Плюсы заочной формы обучения:

  • не нужно искать школу для аттестации,
  • можно участвовать в олимпиадах без дополнительных документов.

Минусы заочной формы обучения:

  • нужно придерживаться распорядка школы,
  • приходится участвовать во всех внутренних мероприятиях.

Для наглядности рассмотрим особенности семейного обучения и заочного в таблице.

Помните, что вы в любой момент можете изменить форму обучения. А в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» рады помочь как ученикам на СО, так и заочникам.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: