Чем формы слова отличается от однокоренных слов

Чем формы слова отличается от однокоренных слов Форма слова – это слово с измененным окончанием . Например. На столе стоял стакан. Он выпил два стакан-а воды. Стакан-у воды, поданному мне,

Чем формы слова отличается от однокоренных слов

Чем формы слова отличается от однокоренных слов

Форма слова – это слово с измененным окончанием. Например. На столе стоял стакан. Он выпил два стакан-а воды. Стакан-у воды, поданному мне, папа был очень рад. Петя просил стакан воды. В раздражении он бросил в меня пустым стакан-ом. Девочка мечтала о стакан-е воды. После полдника Коля мыл стакан-ы. В столовой не хватило стакон-ов. Мама была рада новым стакан-ам. В витрине магазина Костя видел стакан-ы. Миша ушел в магазин за стакан-ами. Гости совсем забыли о стакан-ах с чаем.

Одно и тоже слово – стакан – меняет свое окончание в зависимости от ситуации его употребления: от падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, и от числа (единственного или множественного), то есть склоняется (что характерно для именных частей речи и причастий) или меняет свою форму.
Другой пример. Мне нужно было бежать. Я бег-у очень быстро. Ты беж-ишь слишком медленно. Катя беж-ит ко мне со всех ног. Мы беж-им по лесной тропинке. Вы беж-ите красиво. Они бег-ут вдалеке.

В данном примере перед нами предстает глагол бежать, изменяющий свое окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается или меняет свою форму.

Понятие об однокоренных словах

Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным смысловым наполнением.

Например. Мне причинили нестерпимую боль. Его бол-езнь прогрессировала. Боль-ной отказался принимать лекарство. Боль-ничная палата была переполнена. Бол-ельщики «Зенита» вновь отличились нехорошим поведением. Врач вколол обез-бол-ивающее. Мыло служит для защиты от бол-езнетворных бактерий.

Другой пример. Ребятам было весело играть во дворе с Жучкой – бездомной собак-ой, прибившейся сюда в прошлом году. Собак-овод-любитель Семенов вновь раздобыл щенка для своего зверинца. В парке валялся собач-ий ошейник.

Здесь разные слова с одним и тем же корнем –боль- (в другом примере –собак/собач-), но с разным лексическим значением. Благодаря использованию различных префиксов и постфиксов один и тот же корень может образовывать целые ветви слов. Эти слова и будут однокоренными, то есть такими, у которых один корень-предок.

Каков главный общий элемент форм слова и однокоренных слов?

Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень. Например, стакан, стакан-ами, под-стакан-ник. В данном случае корень –стакан- есть и в словоформе стаканами и в слове подстаканник. Этот корень объединяет форму слова и однокоренное слово.

Вот еще ряд аналогичных примеров:

  • Стол, на стол-е, но стол-ешница.
  • Окн-о, у окн-а, но под-окон-ник.
  • Книг-а, за книг-ами, но книж-ный, книг-олюб, книг-оноша.
  • Зеркал-о, в зеркал-е, но зеркаль-ный, зазеркаль-е.
  • Страх, страх-и, но страх-ование, пере-страх-овка.
  • Ремонт, в ремонт-е, но ремонт-ировать, ремонт-ный, от-ремонт-ированный.
  • Ход, ход-ы, но ход-ить, по-ход, по-хожд-ение, по-ход-ный, ход-овой.
  • Стро[й]-ить, стро[й-у]ю, стро[й]-ишь, но стро[й-э]ение, стро[й]-итель.

В приведенных примерах союз но разделяет формы слова и однокоренные слова. Итак, если общим для форм слова и однокоренных слов является корень слова, то чем же они различаются?

Каково главное отличие формы слова и однокоренных слов?

Когда образуется форма слова, при этом не изменяется его лексическое значение. Оно остается тем же. В случае же образования однокоренных слов изменяется их лексическое значение.

Например, форма слова – это как я и моя одежда. Я могу надевать сегодня одну одежду, завтра – другую, но я при этом не меняюсь, я остаюсь тем же самым человеком. Α однокоренные слова – это как я и мои родные. Я не могу быть сегодня своей мамой, завтра своей прабабушкой, а послезавтра – своим дядей. Все мы – разные люди. То есть формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова. Форма слова может меняться, смысл при этом у слова остается, в однокоренных же словах смысл меняется.

Однокоренные слова: примеры

Содержание:

Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.

При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.

В чем отличие однокоренных слов от родственных?

Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.

При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.

Сравните примеры:

  • Красавица – красивый, красота, красивенький, красоваться, покрасоваться, красавчик
  • Краска – красить, подкрасить, перекрасить, красильня, краситель, краскопульт, раскраска, раскрашивание

В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»

Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»

Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.

Еще примеры неродственных слов:

  1. Любовь – любитель, любимый, любить
    Любой – по-любому
  2. бурить – бурильщик, буровая, бур
    буря – бурный, буревестник

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

  • приставка,
  • суффикс,
  • постфикс.

Они предназначены для образования новых слов.

К формообразующим относятся:

  • окончание (флексия);
  • суффиксы прошедшего времени глагола –Л-;
  • степени сравнения прилагательных –Е-, -ЕЕ-, -ШЕ-;
  • суффиксы повелительного наклонения глагола –И-.

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Сильный – сильнее, сильней — суффикс образовывает форму простой сравнительной степени прилагательного

Соберу – собрал суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

Жить – живи — суффикс образовывает форму повелительного наклонения глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Для чего нужно подбирать однокоренные слова?

1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.

Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».

Приведем примеры:

«Проверяемая гласная в корне»

  • Обижа’ть – оби’да
  • Чистота’ – чи’сто
  • Частота’ – ча’стый
  • Честолюби’вый – че’сть
  • Хо’лодхоло’дный

«Правописание звонких и глухих согласных в корне»

  • Подружка – подруженька
  • Скользко – скользит
  • Книжка – книжечка
  • Дубдубовый
  • Гибкость — гибок

«Правописание непроизносимых согласных в корне»

  • Опасность – опасен
  • Солнце – солнечный
  • Грустный – грусть
  • Сердце — сердечный
Читайте также  Чем пруд отличается от озера: особенности и отличия

2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.

Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова

Тема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.

Образование форм слова

В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.

Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.

Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.

Это значит, что их лексическое значение не изменилось.

Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.

Окончания образуют форму слова.

Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.

Правила и примеры образования форм слова

Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше.
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.

Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная.

Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.

Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания — разными.

Сосн [а], сосн [Ы], сОсн [ы], сосн [е], сосн [ой], о сосн [е].

Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.

Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.

Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.

Формообразующие суффиксы

Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.

Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.

В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.

При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).

Однокоренные слова

Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) — это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.

Однокоренные слова — это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.

Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить — пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава — травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).

Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.

Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.

Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.

Все на самом деле просто:

1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.

Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на «отлично». Потренируемся?

Задания для самопроверки:

Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой — формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.

1) Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.

Сосна (однокоренные слова): сосенк [а], соснов [ый], сосняк [].
Сосна (формы слова): под сосн [ой], о сосн [е], сОсн [ы].

2) Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.

Игра (однокоренные слова): игра /ть, игрушк [и], игрушечн [ый], игрок [].
Игра (формы слова): в игр [е], до игр [ы].

3) Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.

Стрела (однокоренные слова): стрелок [], стреля /ть, перестрелк [а].
Стрела (формы слова): стрел [ы], без стрел [ы], к стрел [е], со стрел [ой], о стрел [е].

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
методическая разработка по русскому языку по теме

Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы.

Скачать:

Вложение Размер
odnokorennye_slova.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы.

Словарный состав языка непрерывно изменяется: происходит постоянное и интенсивное пополнение его за счёт новых слов. Он обогащался ранее и обогащается в наши дни путём образования новых слов на основе лексического материала, который в языке уже существует.

В системе языка словообразовательные процессы тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с нормами которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово.

Лексическое значение слова – это содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Лексическое значение складывается из вещественного значения, носителем которого является корень слова, и словообразовательного, выражаемого приставками и суффиксами. Например, значение «маленький стул» в слове стульчик складывается из вещественного (предметного) значения, заключённого в корне стул, и словообразовательного значения, выражаемого уменьшительным суффиксом – чик; ср. аналогично: шкафчик, сарайчик, заборчик.

Слово имеет грамматическое значение. У существительных, например, можно определить род, падеж и число ( из космоса – сущ. род. пад., ед. числа), у глагола – лицо и число ( запустят – глаг. 3 лица, множ. числа). Грамматические формы одного и того же слова выражают его отношение к другим словам. Например, при изменении существительного костёр образуются падежные формы единственного и множественного числа ( костёр – костра – костру и т. д.); при изменении местоимения я – падежные формы единственного числа ( я, меня, мне и т. д.); при изменении спрягаемой глагольной формы настоящего – будущего времени – личные глагольные формы единственного и множественного числа ( побеждать – побеждаю, побеждаешь, побеждает и т. д.).

В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня, например: апельсиновый (цвет) – такой, как у апельсина; лимонный (запах) – такой, как у лимона; гористый (край) – обладающий большим количеством того, что названо основой исходного слова (содержащий большое количество гор); рыхлить (землю) – действие, имеющее отношение к признаку, названному основой исходного слова ( рыхлый ).

К понятию формы слова можно подвести учащихся в процессе повторения ранее изученного материала об изменении имён существительных, прилагательных и глаголов. Для этого может быть использован примерно такой записанный на доске текст.

Липа цветёт позднее других деревьев. Прекрасный запах её разносится далеко, даже в тихие безветренные дни чувствуешь его за целый квартал. Душистый липовый мёд приносит людям здоровье.

Сначала учащиеся найдут в тексте имена существительные. Вспомнят, что существительные изменяются по падежам и числам. Письменно просклоняют в единственном числе существительное липа (удобно взять это существительное, потому что при его склонении в единственном числе учащиеся не встретятся с нулевым окончанием, с которым ещё не знакомы).

Выясняется значение слова липа (лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками). Внимание учащихся нужно обратить на то, что лексическое значение имён существительных при изменении остаётся постоянным; изменяется окончание, указывая тем самым, в каком падеже и числе употреблено слово.

Затем склоняется прилагательное липовый (мёд). Снова обращается внимание на то, что лексическое значение прилагательного липовый при изменении его по падежам, а также родам и числам ( липовая аллея, липовое дерево, липовые аллеи ) остаётся прежним.

Предлагается назвать глаголы. Глагол цветёт учащиеся изменяют по лицам; повторяют, что у существительных и прилагательных падежные, а у глаголов личные окончания.

После этого учащиеся подводятся к понятию формы слова. Существительные и прилагательные при склонении, а глаголы при спряжении не изменяют своего лексического значения. При изменении мы имеем дело не с новыми словами, а с формами одного и того же слова. Формы слова образуются при изменении окончаний.

Следующая задача учителя – показать, как образуются слова. Обращается внимание учащихся на то, что изменение слов нельзя смешивать с их образованием, и предлагается выписать из текста однокоренные слова липа, липовый .

Выясняется, что это не формы одного слова, а разные слова, хотя и однокоренные. При образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением. Например, слово липа обозначает предмет, это существительное, а слово липовый указывает на признак по предмету, к которому (к липе ) другой предмет имеет отношение.

Сопоставляются формы слова липа ( липы, липе, липу и т. д.) с однокоренным словом того же корня ( липовый ). Указывается, что формы слова липа образовались в результате изменения окончания, а однокоренное слово липовый образовано с помощью суффикса – ов — от основы существительного липа .

Делается общий вывод:

а) формы одного слова образуются изменением окончания; однокоренные слова – прибавлением суффиксов и приставок;

б) при изменении слов лексическое значение их остаётся прежним, при словообразовании лексическое значение слова изменяется.

Примерные виды заданий для закрепления изученного.

Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова. Докажите правильность ответа.

  1. В лесу под д..ревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже т..мнели проталины. Др..весные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и д..ревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть м..хнатыми.

2. Бл..стят коньки,

Пушистый снег искрится.

В первом тексте учащиеся укажут формы существительного дерево и однокоренное слово древесный . Во втором тексте, кроме форм существительного коньки и форм глагола блестеть , есть однокоренные слова каток – прокатиться .

Для того чтобы учащиеся сознательно усвоили формы слов, полезны задания, когда из многих форм требуется указать нужную.

Выпишите предложение, в котором существительное лес стоит в форме винительного падежа.

Выпал снег, и лес словно заснул… Лишь сл..ды на снегу да писк пром..лькнувшей среди голых в..твей синицы г..ворят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.

(По Н. Плавильщикову).

Выполняя это упражнение, учащиеся должны определить, в какой форме существительного лес стоит в обоих предложениях. В данном тесте можно также работать над формами слова снег .

В процессе выполнения упражнений учащиеся должны усвоить, что при образовании форм одного слова мы имеем дело с одной частью речи. Поэтому возможны задания типа:

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Являются ли они формами одного слова?

Между далью и правым г..ризонтом мигнула молния, и так ярко, что осв..тила часть степи и место, где небо граничило с ч..рнотой . Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие ч..рные лохмотья.

Предлагаются упражнения на отыскание однокоренных слов в тексте.

Найдите однокоренные слова, объясните их значение. Как они образованы?

Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.

Ответ учащихся будет приблизительно таким:

Гриб – растение в виде шляпки, сидящей на ножке.

Грибное (место) – место, где растут грибы.

Грибник – человек, который любит собирать грибы.

Указывается, что прилагательное грибной образовано с помощью суффикса – н -, а существительное грибник – с помощью суффикса – ник.

Следует обратит внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут принадлежать как одной, так и разным частям речи ( гриб, грибник – существительные, грибное – прилагательное, белела –глагол, белизна – существительное).

Работа с однокоренными словами предполагает выделение корня, установление его значения. Поэтому целесообразны задания типа:

Выпишите однокоренные слова, выделите корень, укажите общее в значении слов.

1) Б..лела гора над чащей лесной. Своей изв..стковую б..лизной. (С. Щипачёв). 2) Зак..лосилась рожь. На к..лосьях повисли словно крохотные щепочки: это пылинки тычинок – рожь зацв..ла. (Н. Плавильщиков).

3) Зап..вали песню зап..валы,

Подп..вали все до одного,

И она им сердце согр..вала

Только жаром сердца своего!

Затем предлагаются упражнения на разграничение форм одного слова и однокоренных слов.

Найдите в тексте формы слова и однокоренные слова.

1. На реке, реке Кубани Золотистыми хлебами

За волной волна бежит Степь Кубанская шумит.

2. На з..лёных широких лугах, возле светлой реки, от зари до зари работают в сенокос люди.

Ярко бл..стят острые косы. Далеко за рекой слышатся весёлые песни к..сцов.

Мёдом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день сено.

(По И. Соколову–Микитову).

3. Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.

(По А. Кожевникову).

Тексты данного упражнения позволяют выделить формы разных слов и группы однокоренных слов.

Внимание учащихся полезно обратить на то, что однокоренные слова могут выполнять стилистическую функцию – служить средством, при помощи которого можно задержать внимание читателя на явлении, названном тем или другим словом. Например: Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергоф Санкт-Петербурга Звягинцева Н.И.

Морфемика, словообразование (общие понятия). Формы слова и однокоренные слова. Основа слова и окончание

Морфемика (от греч. «морфе» – форма) – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний.

Морфемы – это минимальные части слова. Они образуют морфемный состав языка.

Каждая морфема имеет свое значение.

Например, подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем:

  1. -вод- – корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
  2. под- – приставка, указывает на положение в пространстве – ниже чего-либо;
  3. -ник- – суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
  4. ☐ – нулевое окончание, имеет грамматическое значение: указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода II склонения.

Для разных морфем есть свои условные знаки:

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание часто называют изменяемой частью слова. Ср.: книга – книги – книгу. Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

Окончания выражают грамматические значения

  1. Рода, числа, падежа: у существительных (книга – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большаякнига – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написаннаякнига – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моякнига – окончание —я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (однакнига – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
  2. Падежа: у некоторых местоимений (нет кого – окончание —ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание —и указывает на родительный падеж);
  3. Лица и числа: у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание —ю указывает на I лицо, единственное число);
  4. Рода и числа: у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание —а указывает на женский род, единственное число).

Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками: нет ножа, резать ножом.

Окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож ☐ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

  1. У существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения): cтол ☐ , дочь ☐;
  2. У части существительных в форме родительного падежа, множественного числа: нет сил, нет дел ☐, нет солдат ☐ ;
  3. У кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: весел, счастлив.
  4. У глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал, пел.
  5. У притяжательных прилагательных с суффиксом -ий:лисий, волчий.

Окончание обычно находится в конце слова. Исключения составляют:

  1. окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений): учится, учащийся, идёмте, кого-то, кого-либо, кого-нибудь.
  2. окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем: в трёхстах, нет пятидесяти.

Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова. Чтобы выделить основу, нужно отделить окончание: землёй – земл-ёй, основа земл-; несу – нес-у, основа нес-. Знак основы – квадратная скобка снизу: . Основа слова может быть равна корню: желтый. Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы: желт-изн-а, по-желт-е-ет. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться. Например: лист ☐ и листь[ й ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -[й]-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают. Ср.: жд-ать и жду – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс —а-); чит-атьчит-а[й]ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [й], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).

Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной: какогото – окончание —ого, основа как.. то; учится – окончание —ит, основа уч..ся. Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании). Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания: записать, записала, запишу. Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут. Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записала, нужно сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы —ть: записа-.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: