Чем отличается протест от представления прокурора

3.Отличие протеста прокурора от прокурорского представления. Протест прокурора – акт прокурора, в форме которого прокурор предъявляет обоснованное требование по поводу отдельных, единичных
Чем отличается протест от представления прокурора

Чем отличается протест от представления прокурора

3.Отличие протеста прокурора от прокурорского представления.

Протест прокурора– акт прокурора, в форме которого прокурор предъявляет обоснованное требование по поводу отдельных, единичных случаев нарушения законности, выразившихся в издании незаконных правовых актов государственными и негосударственными органами.

Протест— средство реагирования (П) на выявленные нарушения законов; приносится во всех случаях выявления противоречащих закону приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений. В протесте заключается требование о приведении в соответствие с действующим законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. Отличительной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указаний учреждений и органов от принесения протеста при осуществлении надзора за исполнением законов фед министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами сРФ, ОМС, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является приостановление действия опротестованного акта администрацией учреждения.

Представление прокурора– акт прокурора, в котором он ставит вопрос о проведении мероприятий по устранению нарушений закона, принявших распространенный характер (2 и более).

Представление— средством реагирования (П) на устранение выявленных нарушений законов. В нём указываются причины выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование (П) об устранении. В представлении (П) может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсутствии признаков преступления или админ проступка). Отличия: 1) протест на единичный случай нарушения законности, представление – на систему нарушений; 2) протест имеет 3 срока исполнения, а представление 1 (1 месяц); 3) протест может быть письменным или устным, представление только письменным; 4) целью протеста является добиться отмены незаконного акта, а цель представления – добиться изменения незаконного акта, а также устранить причины и условия, поставить вопрос об ответственности виновного; 5) представление – это следствие прокурорской проверки, а протест – это результат ознакомления с незаконным актом.

цель представления – устранить причины правонарушения, решение вопроса об ответственности;

цель протеста – устранить правонарушение;

По форме реагирования:

представление – форма реагирования на неоднократные правонарушения;

протест – форма реагирования на единичный случай правонарушения;

По обязательности проверок:

представление – проверка обязательна;

протест – проверки может и не быть;

представление – 1 срок;

протест – 3 срока;

протест – письменная или устная;

4.Значение работы в.И.Ленина «о двойном подчинении и законности» для развития законодательства о прокурорском надзоре.

Максимов — Ленин – письмо о двойном подчинении и законности:

1) центральное место – законность не д.б Калужская Казанская и т.д. а д.б всероссийская

2) не д.б двойного подчинения, прокуратура д.б независимой от местных органов.

3)самый главный – отношение центральной прокуратуры с центральными гос органами. Центр прокурор д.б в непосредственном контакте с 3-мя парт учреждениями – орг бюро ЦК, политбюро ЦК, ЦКК.

Письмо было направлено Сталину для Политбюро в связи с тем, что большинство комиссии ВЦИК, разрабатывавший проект положения о прокуратуре, признала необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губерн. исполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей. Идея «двойного» подчинения представителей прокурорского надзора была признана неправильной и не получила отражения в Положении о прокурорском надзоре. Но в целом на подготовку данного НПА оказало большое влияние дореволюционное законодательство.

Работа В.И. Ленина предопределила создание в Советской России органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов.

В.И. Лениным в письме «О двойном подчинении и законности», содержание которого предопределило создание в Советской России органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов. Эти принципы получили дальнейшее закрепление и развитие в Конституциях СССР 1936 г., и 1977 г., а также в Конституции РФ 1993 г., в Положении о прокурорском надзоре 1955 г., в Законе о прокуратуре СССР 1979 г. Они сохранены применительно к современному статусу РФ в действующей Конституции РФ, а также в законе «О прокуратуре РФ». Генеральная прокуратура РФ твёрдо и последовательно поддерживает такие принципы как строгая централизация и подчинённость органов прокуратуры, их независимость при принятии решений, в особенности связанных с применением мер процессуального принуждения, от каких-либо государственных органов, различного рода общественных формирований и должностных лиц.

Чем протест отличается от представления прокурора.

Ответы на вопрос:

Протест приносится после незаконного правового акта в орган или должностному лицу, который издал соответствующий акт. Основной задачей становится устранение нарушения законодательства РФ.

Законодательство не определяет обязательной структуры и особенности содержания протеста. Данные вопросы решаются прокурором. Несмотря на это, прокурорская практика привела к появлению обязательных пунктов документа:

Официальное название документа «Протест».

Указание на государственный орган или должностное лицо, которое допустило правонарушение при издании правового акта.

Наименование акта, по поводу которого должен быть принесен протест.

Исходящие данные документа: номер, дата заполнения.

В обязательном порядке предполагается наличие содержательной части, так как она требуется для полного описания существующей проблемы. Содержательная часть включает в себя:

Цитирование правовых документов разного формата, которые подтверждают противоречие действующему законодательству РФ.

Обоснование протеста с юридической точки зрения для раскрытия сути нарушения.

Обязательной является заключительная часть, в которой прокурор должен требовать полной или частичной отмены правового акта, опираясь на особенности действующего законодательства РФ. Предполагается обязательное рассмотрение протеста не позднее установленного срока (десять дней с момента поступления письменного документа). Протест должен содержать подпись прокурора или его заместителя.

При рассмотрении протеста прокурор получает предварительное оповещение, в котором содержится точная дата проведения запланированной процедуры.

Законодательство РФ позволяет прокурору обратиться в суд с официальным заявлением и решать существующий вопрос на другом уровне. Закон не включает описание случаев, когда нужно использовать протест, а когда – судебное заявление. В большинстве случаев решение принимается на основе особенностей отношений с органами представительной, а также исполнительной власти.

В суд лучше обращаться, если прежде прокурор сообщал о нарушении законодательства, но его обращения были полностью проигнорированы. Обращение в суд также целесообразно, если акт принял коллегиальный орган и отмена силы документа должна произойти в самое ближайшее время, сроки созыва представительного органа не соответствуют потребностям прокурора.

Что представляет собой представление прокурора?

Представление – акт прокурорского надзора. Предполагается использование документа для правомерного устранения нарушений на законодательном уровне. Особенности использования представления прокурора регулируются статьями 24, а также 28 Закона о прокуратуре.

Представление, прежде всего, ориентировано на превентивную роль документа. По данной причине предполагается обязательное устранение причин и условий, которые приводят к правонарушающему поведению. Ориентируясь на обстоятельства, можно обобщать материалы о нарушения законодательства РФ. Несмотря на это, представление может быть направлено на устранение имеющегося нарушения законодательства РФ.

Если незаконный правовой акт должен быть отменен, протест нельзя подменять представлением. Таким образом, представление используется для устранения других правонарушений с ориентацией на законодательства.

Читайте также  Дом и коттедж — чем же они отличаются?

Представление может быть оформлено и внесено прокурором и его заместителем, после чего передано органу или должностному лицу, от которого зависит устранение правонарушения.

Законодательство РФ предполагает безотлагательное рассмотрение прокурорского представления. Для устранения нарушений, причин и условий неблагоприятных со стороны законодательства, отводится месяц.

Представление обладает особенной структурой, для выработки которой потребовалось много лет практики.

Заголовок представляется в концентрированной форме. Предполагается отражение сути допущенных нарушений. Кроме того, можно оговорить, что представление внесено для устранения законодательных нарушений. Заголовок включает в себя наименование акта и суть корригирующего воздействия.

Затем указывается адресат представления, орган или должностное лицо.

Описательная часть раскрывает нарушения и особенности их обстоятельств. В обязательном порядке проводится юридический анализ нарушения. Рекомендуются ссылки на действующие законодательные акты.

В документе излагается позиция прокурора относительно бездействия должностных лиц, которые проявляют терпимость к правонарушениям.

Прокурор требует устранить правонарушения, причины и способствующие факторы.

Уведомление о рассмотрении выполняется в письменном виде.

Протест и представление: отличия

Протест действует только на действующий правовой акт, нарушающий законодательство РФ.

Представление – это письменная юридическая форма реагирования на нарушения законодательства. Предполагается наличие нарушений иного характера. Представление не используется для правовых актов.

Протест прокурора

В российском законодательстве действует процедура устранения факта правонарушения с помощью ряда полномочий, которыми наделены прокуроры. Специалисты в юридической сфере приравнивают данную компетенцию к правовым средствам прокурорского реагирования, самые распространенные средства — это протест и представление.

Что такое протест прокурора?

Согласно Федеральному законодательству в законе № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено определение и основания для протеста прокурора.

В статье 23 дано определение протеста — это акт прокурорского реагирования на противоречащие законодательству действия, принесенные в органы или совершенные должностным лицом в виде акта.

Протестный документ подлежит к обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента подачи/поступления в судейство. Если прокурорский акт принесен на решение в представительство органа РФ или местного самоуправления, то его следует рассмотреть на ближайшем заседании.

В исключительных случаях, при которых требуется немедленное устранение правонарушения, прокурор имеет право устанавливать меньший срок для рассмотрения поданного им документа. Все результаты по решению предоставляются напрямую прокурору в письменном виде.

Если протест подан на изучение коллегиальному органу, то о дне их заседания секретарь сообщает прокурору, принесшему акт.

ВАЖНО. При наличии существенных обстоятельств прокурор может отозвать протестный документ с рассмотрения.

Согласно ФЗ 2202-1 основаниями для прокурорского акта являются следующие факторы:

  • противоречия, выявленные в ходе проверки правового акта. Например, закон, указание, распоряжение и т.д.;
  • подача документа обвинения является обязанностью прокурора, а не его правом. Это напрямую связано с его должностными обязанностями — прямое реагирование и опротестование при обнаружении правонарушения;
  • опротестование вносится в случае обнаружения противоречия письменного распоряжения/акта или указа законам Российской Федерации.

Если правовой акт не соответствует ведомственным приказам, оснований для опротестования не имеется. Оформлением и подписанием протестной документации занимаются прокурор или его заместитель.

Представление прокуратуры: что это?

Еще одним средством прокурорского реагирования является представление. Определение понятию дано в Федеральном законе № 2202-1 в статье 24 — это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона.

Акт вносится прокурором или его заместителем в органы/должностному лицу, которые нарушили закон и теперь обязаны исправить правонарушение. Прокурорское представление рассматривание безотлагательно.

Для решения и исправления правонарушения согласно поданному документу должностному лицу дается срок в один месяц. За это время требуется принять конкретные меры по устранению причин или условий, способствовавших допущению правонарушения. Результаты работы оформляются письменно и передаются напрямую в прокурорский отдел.

Если представление передано на рассмотрение коллегиальной комиссии, то о дне ее заседания должен знать прокурор, подававший документы с требованием исправления.

СПРАВКА. Законодательством предусмотрен случай несоответствия постановлений Правительства и Конституции, для решения которого прокурорский отдел РФ информирует об инциденте Президента.
Прокурорское представление имеет превентивный характер, что предполагает обязательное устранение условий и причин, приводящих к правонарушению.

Какие различия между протестом и представлением?

Основные моменты, которые отличают два средства прокурорского реагирования следующие:

  1. Протестный акт действует на правовой документ, содержание которого противоречит законодательству России.
  2. Представление не используется для правовых актов, оно направлено непосредственно для устранения правонарушений органов или должностного лица.
  3. Опротестование выражает требование об отмене акта с правонарушениями, а представление является требованием устранения причин и условий, которые способствуют возникновению нарушений.
  4. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней, а представление дается к немедленному рассмотрению.

Важно отличать опротестование от иных средств прокурорского реагирования. Акт-отмены вносится на незаконные действия, а предписание на нарушения, не влекущие за собой возможности причинения существенного вреда.

Подлежит ли протестный документ обязательному рассмотрению?

Согласно статье 23 пункта 3 ФЗ № 2202-1 документ опротестования подлежит к обязательному рассмотрению в течение 10 дней. При наличии существенных причин или возникновении различных обстоятельств прокурор может отозвать протест.

Если правонарушение требуется устранить в ближайшие сроки, например, на предприятии выпущен указ нарушающий право рабочих, то прокурор заявляет об ограничении срока рассмотрения (менее 10 дней).

Данное право позволяет реагировать немедленно и отменять противозаконные документы до их вступления в силу. Иначе документ будет подан в вышестоящие инстанции или доложен Президенту.

В каких случаях и кто приносит документ?

Чем отличается протест от представления прокурора

Согласно законодательству, оформляет и приносит протест только прокурор, также ему может помогать заместитель. Иные лица не имеют права заниматься данным документом, так как это является прямой должностной обязанностью прокурора — реагировать на обнаруженное правонарушение.

Протест вносится в следующих случаях:

  • если прокурор обнаружил правонарушительные моменты или действия в акте должностного лица или органа;
  • если требуется отменить документ, который составлен с нарушениями законодательства России.

Основными средствами реагирования прокурора на обнаруженные правонарушения является протест и представление. В первом случае он указывает на явное нарушение и требует отменить акт сопровождающий его. Во втором требует совершить конкретные действия, приводящие к устранению фактора, условий или причин, влекущих за собой нарушения.

Представление прокурора в порядке надзора за исполнением законодательства и отличие его от протеста.

Статья 38. Представление

1. Представление — акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.

2. Представление вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.

3. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания этого органа. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении представления.

Читайте также  Чем отличается построитель плоскостей от лазерного нивелира

Статья 39. Протест

1. Протест — акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Протест приносится в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд.

2. В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.

3. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

4. Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения (действия).

5. При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.

6. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

7. В случае отклонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном настоящим Законом (за исключением протеста на судебные постановления), либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу).

8. Если в сроки, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия). Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения (действия).

9. Принесение, рассмотрение и разрешение протеста и заявления прокурора в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Отличия от протеста:

по предмету: направлено на устранение нарушений законодательства, в т.ч. причин и условий, способствующих нарушениям.

по целевому назначению: представление – это многоцелевой акт, основные причины – устранение причин и условий, способствующих нарушению, цель протеста – устранение самого нарушения.

по основаниям: представление – реакция на неоднократные нарушения, устанавливающие тенденцию к росту в будущем; протест – реагирование на единичный факт нарушения.

по содержанию: протест констатирует невыполнение предписания; представление – общая характеристика неоднократных нарушений.

по юридической силе: протест – это требование немедленно устранить факт нарушения; представление – требование вскрыть причины и условия, конкретные рекомендации и предложения по устранению причин и условий, способствующих нарушениям. Таким образом, протест – это более властный акт.

по действию: протест приостанавливает действие опротестованного акта; представление – нет.

по сроку рассмотрения: протест рассматривается в течение 10 дней; представление – 1 месяц.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Протест и представление прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу’, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

  • 1. В комментируемой статье законодатель с определенной целью посчитал необходимым выделить специфику применения прокурорами таких актов реагирования, как протест и представление. Следует оговориться, что на практике эта специфика, как правило, не учитывается, и в лучшем случае прокуроры наряду со ссылкой соответственно на ст. 23 и 24 Закона о прокуратуре упоминают и о ст. 28 данного законодательного акта, если речь идет о реагировании на нарушения прав и свобод. Позиция профильного подразделения Генеральной прокуратуры РФ, высказанная в 2013 г. в рецензии на рукопись практического пособия «Образцы документов прокурорской практики», сводится к тому, что различия в актах реагирования по указанным статьям являются надуманными, в силу чего нецелесообразно выделять отдельно особенности, предусмотренные ст. 28 Закона о прокуратуре. Тем не менее, с учетом уже изданной и неоднократно цитируемой по тексту комментария работы 1 ниже постараемся разъяснить суть имеющей место специфики.
  • 2. В части первой ст. 28 отражено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина. Напомним, что в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре речь идет об опротестовании противоречащего закону правового акта. Нет сомнений в том, что акт, нарушающий права (как очевидно и свободы тоже), противоречит закону, хотя в рассматриваемом случае правомерно говорить и о возможном противоречии Конституции России или конституции (уставу) субъекта РФ. Гипотетически можно также предположить, что акт может вступать в противоречие и с подзаконными правовыми актами, например указами главы государства или постановлениями Правительства РФ и даже нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, раскрывающими механизмы реализации тех или иных прав, что также может быть положено в обоснование принесения прокурором протеста, поскольку, повторимся, законодатель позиционирует в ст. 28 Закона о прокуратуре протест как акт реагирования на правовой акт, нарушающий права человека и гражданина [1] .
  • 3. Адресатами рассматриваемого протеста являются орган или должностное лицо, которые издали опротестовываемый акт. Здесь наблюдается различие со ст. 23 Закона о прокуратуре, где в качестве альтернативного адресата обозначены вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо. Вопрос об альтернативном реагировании посредством обращения прокурора в суд решается с учетом положений административного процессуального законодательства, о чем говорилось в комментарии к ст. 23 Закона о прокуратуре.

Частью третьей комментируемой статьи определено, что протест приносится и рассматривается в порядке и сроки, которые установлены ст. 23 Закона о прокуратуре, в связи с чем мы адресуем читателя к соответствующему комментарию.

  • 4. Как нами уже говорилось в комментарии к предыдущим статьям, в органах прокуратуры ведется объединенная форма статистической отчетности ОН «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в разделе I которой выделяется блок направлений законодательства, который охватывается понятием «соблюдение прав и свобод человека и гражданина». В 2016 г. прокурорами в рамках рассматриваемой сферы принесено 211 243 протеста, по результатам рассмотрения которых отменено или изменено 203 983 правовых акта (коэффициент удовлетворяемости составил 96,6%%).
  • 5. В части второй ст. 28 дается отличное от ст. 24 Закона о прокуратуре название представления — представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, что, к сожалению, также далеко не всегда принимается во внимание прокурорами при избрании соответствующего средства реагирования [2] .
Читайте также  Чем отличается маргарин от масла

Частью третьей комментируемой статьи предусмотрено, что представление вносится и рассматривается в порядке и сроки, установленные ст. 24 Закона о прокуратуре, в силу чего мы адресуем читателя к комментарию к этой статье.

  • 6. Согласно данным из формы статистического наблюдения ОН в 2016 г. прокурорами в связи с выявленными нарушениями прав и свобод человека и гражданина внесено 428 834 представления, что составило 55,9% от общего числа «общенадзорных» представлений (767 229), по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 377 107 лиц (коэффициент наказуемости составил 87,9%).
  • * * *
Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: