Чем отличается педагогическое общение от бытового

Выявить отличие повседневного общения от профессионально-педагогического Отличие обыденного общения от педагогического в том, что профессионально-педагогическое общение представляет собой
Чем отличается педагогическое общение от бытового

Чем отличается педагогическое общение от бытового

Выявить отличие повседневного общения от профессионально-педагогического

Отличие обыденного общения от педагогического в том, что профессионально-педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности. «Педагогическое общение, — отмечает А.А. Леонтьев, — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».

Перечислить и раскрыть сущность каждого вида профессионально-педагогического общения

Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное и деятельностное общение. Если партнеры обмениваются какими-либо предметами или продуктами деятельности, то такое общение называют материальным, поскольку оно позволяет людям получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры. Когнитивное общение в отличие от материального представляет собой обмен знаниями и выступает как фактор интеллектуального развития партнеров. Когнитивное общение лежит в основе процесса обучения.

Сущность педагогической деятельности заключается в том, чтобы демонстрировать ученикам свою эрудицию в тех или иных областях знаний и в определенной мере способствовать трансформации им части этих знаний. Поскольку при взаимодействии партнеров возможен обмен психическими и физиологическими состояниями, то по содержанию выделяют также кондиционное общение. При таком общении люди определенным образом оказывают влияние на психическое или физическое самочувствие партнера. Например, строгая манера поведения учителя в начале урока, серьезное выражение его лица, твердый голос настраивают учащихся на рабочий лад, а его улыбка, шутки, рассказ забавных случаев способствуют эмоциональной разрядке на уроке.

Мотивационное общение представляет собой воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности субъекта. Оно является источником дополнительной энергии для партнера по общению, поскольку в процессе взаимодействия осуществляется передача определенных побуждений к действиям, возникает интерес к чему-либо, «включается» мотивация к той или иной деятельности. Например, многие творчески ориентированные учителя не ограничиваются простым изложением содержания учебного материала, имеющегося в школьном учебнике, а стремятся заинтересовать учеников путем использования необычной информации из других источников, за счет применения современных технических средств обучения, демонстрации интересных опытов и иных дидактических приемов. В основе деятельностного общения лежит межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками. Особенно наглядно такое общение на уроках труда, физической культуры, на лабораторных и практических занятиях по физике, химии и ряда других предметов. Учитель, продемонстрировав учащимся свои действия на станке или на спортивных снарядах, при сборке различных схем, предлагает затем повторить эти действия школьникам. Благодаря деятельностному общению осуществляется формирование практических умений и навыков учащихся.

Выявить особенности каждой стороны общения.

Психологи выделяют три типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое. Императивное или авторитарное общение подразумевает, что один из партнеров по общению стремиться подчинить себе другого, хочет контролировать его мысли и поведение. При этом партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия. Цель манипулятивного общения — оказать воздействие на партнера по общению. Однако достижение своих намерений осуществляется скрыто.Диалогическое общение основано на равноправии партнеров. Оно позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников.

Чем отличается педагогическое общение от бытового

Человек в любом возрасте, в первую очередь, социальное существо. Следовательно, всю свою жизнь он проводит в социуме, а значит в постоянном взаимодействии (т.е. в общение). Ребёнок – маленький человек, он общается в переулках, в семейном кругу, в транспортных средствах, с приятелями в школе и т.д. Такая частная связь, меж собеседниками, называются бытовым общением. Такое общение преследует другие цели, нежели педагогическое. В каждом из этих видов общения есть собственные запреты и условия, но обо всём по порядку.

Бытовое общение

Как уже было изложено выше, к житейскому общению относится домашний контакт, он является самой важной частью в развитие ребёнка. Общение дома – главная составляющая в формирования личности человека, именно в семье мы впервые учимся делиться, переживать, решать проблемы, радоваться и так далее.

В двадцать первый век семейный институт потерял эстетику, которая была раньше. Тогда контакт, базировался на обычаях семьи и нормах той поры, приносила экспансивный и метафизический нрав. Сейчас общение напоминает «партнёрский союз». Люди живут друг с другом, пытаясь угнаться за бешеным ритмом мегаполиса, попутно урегулировать житейские затруднения, проблемы детей и прочее. Поэтому для многих родителей возникает неприятность из нечего. Был ребёнок послушным и милым, а сейчас кардинально изменился в другую сторону.

Всё начинается с непонимания, недовольства, агрессивного общения и тому подобное. Это является следствием занятости родителей работой, загруженностью бытовыми проблемами. Какие могут быть правила, и что будет, если их не соблюдать? Всё зависит от культуры домашнего воспитания супругов (когда они были сами детьми) в своём родном доме. Если родители относились к своим детям с доверием и любовью, то у ребёнка сложатся доверительные отношения с родителями, сформируется уверенность и позитивное отношение к миру. Но бывает обратная сторона медали, когда к своим детям относятся жестоко и не интересуются их жизнью. В таком случае, у ребёнка формируется негативное отношение к миру, он часто проявляет агрессию.

Что бы избежать этого в семью, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Доверять и поддерживать друг друга
  2. Относиться с уважением и понимание
  3. Отступить от своих целей и стараться достичь общих семейных целей
  4. Постараться развить неразрывную связь между членами семьи
  5. Постоянно искать компромиссы
  6. Постараться уменьшить нервное напряжение в семье при ссорах

Чем отличается педагогическое общение от бытового

Педагогическое общение

Педагогическое общение – это развитие и формирование, констатирование связи и взаимоотношений между учеником и учителем. Если не будет должной взаимосвязи учителя с учеником, то об обучение, развитие и воспитание можно забыть.

Преподаватель с помощью бесед с учеником, не только организует процесс обучения, поведение, деятельность, но и анализирует их работу и поступки. Информирует о происходящем, помогает преодолеть встречающие трудности на жизненном пути, помогает поверить в себя. Тем самым, позволено совершить заключение, что педагогическая задача: развить и воспитать с помощью беседы.

Чаще всего в школе присуще попустительский стиль общения. Педагог не налаживает контакт с учениками, тем самым снимая с себя ответственность за результаты обучения. Эта тактика «невмешательства» состоит из равнодушия и незаинтересованности к ученикам. Такие педагоги только делают вид, что выполняют свою работу.

Следующий тип авторитарный стиль общения. Учитель сам решает все вопросы, касающиеся учеников и всего классного коллектива. Исходя из педагогической позиции, он ставит цели обучения, так же объективно судит о деятельности. Ученики не учатся решать проблемы коллектива, их инициатива оценивается негативно и отвергается. Педагог старается не давать ученикам самостоятельность. Всё это приводит к конфликтным ситуациям в обществе, у учащихся проявляться «культ силы».

Демократический стиль общения является альтернативой выше перечисленных стилей. Учитель, использовал такой стиль, старается привить ученикам любовь к труду и взаимодействию. При таком стиле общения, в классе свободно обсуждаются проблемы и, как правило, они легко решаются. Демократический стиль стимулирует творчество, инициативу и самореализацию.

Заключение

Бытовое и педагогическое общение колоссально отличаются. Они преследуют абсолютно разные цели. Главная задача педагогического общения решить задачи направленные на воспитания и развития обучающего. В технологическом плане, уметь правильно передать информацию ученику, понять его, управлять состоянием ученика, воздействовать через общение. У бытового общения главная цель, обмен информации.

Чем отличается педагогическое общение от обычного

Просмотр содержимого документа
«Чем отличается педагогическое общение от обычного»

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ОТ ОБЫЧНОГО?

Общение в педагогической деятельности выступает как средство организации учебно-воспитательного процесса, как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.

В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения.

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении, он организует его и управляет им.

Читайте также  Чем автомагистраль отличается от дороги для автомобилей

КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ?

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организации деятельности, обмена ролями, сопереживания, самоутверждения.

Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и размышлений.

Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

Содействуя выполнению функции самоутверждения личности, педагог выполняет сложную задачу – способствует осознанию школьником своего Я, ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из его представлений.

ЧТО ТАКОЕ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. КАКОЙ СТИЛЬ ПРЕОБЛАДАЕТ В ГУМАННОЙ ШКОЛЕ?

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль – это индивидуально-типологические особенности

взаимодействия педагога и учащихся.

Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.

В педагогической литературе выделяются следующие стили общения:

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.

Общение на основе дружеского расположения.

Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Он является предпосылкой успешной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

Предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.

Общение-дистанция.

Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, которая во взаимоотношениях педагога и воспитанников ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

Общение-устрашение.

Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

Общение-заигрывание.

Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиями педагогической этики.

Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации.

В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенные коммуникативные позиции:

А – позиция «над». В ней активным субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализуя свои цели.

Б – позиция «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.

В – позиция «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.

Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации. Так, позиция А («над») может быть эффективна в общении с учениками младшего возраста, которым необходимы опека, управление учебной и внеучебной деятельностью, контроль учителя. Эта же позиция необходима учителю средних и старших классов, но в основном в ситуации обучения. Учитель поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение учебной программы. Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образом для подростков. Во внеурочном общении со школьниками учителю нужно уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию Б («наравне»), знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям.

Диалогическое общение в сочетании с общением на основе дружеского расположения и увлеченности совместной деятельностью – главное средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия в классе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТИЛЬ ПЕДАГОГА?

В общении выделяются две стороны: отношения и руководства. Отношение учителя к классу, к ученику может быть устойчиво-положительным, ситуативно-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.

В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства. Различают несколько стилей педагогического руководства.

Авторитарный стиль

Педагог единолично определяет направление деятельности группы, пресекает всякую инициативу учащихся.

Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон.

Демократический стиль

Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает к активному участию в обсуждении хода работы.

У ученика появляется уверенность в себе. Развивается самоуправление. Наиболее оптимально распределяется в классе нагрузка с учетом склонностей и способностей каждого: поощряется активность, развивается инициатива. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.

Либеральный

Анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым

влияниям, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен. Сочетание стиля отношения к человеку со стилем руководства и рождает стиль общения.

МОЖЕТ ЛИ ПЕДАГОГ ИМЕТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ?

Как правило, в каждом сложившемся педагогической коллективе существует общий стиль общения педагогов с детьми, который и определяет общешкольную психологическую атмосферу и соответственно влияет на становление индивидуальных стилей общения.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми – сложный процесс, связанный с формированием творческой педагогической индивидуальности в целом.

МОЖЕТ ЛИ ПЕДАГОГ БЫТЬ НЕ ОБЩИТЕЛЬНЫМ, НЕ КОММУНИКАБЕЛЬНЫМ?

Такое свойство личности, как общительность, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. Общительность, как явление многоплановое, включает в себя целый ряд компонентов:

Устойчивая потребность в систематическом общении с детьми в самых различных сферах;

Органическое единство личностных и профессиональных показателей общительности;

Ощущение эмоционального благополучия, его положительное влияние на другие компоненты педагогической деятельности;

Способность к осуществлению педагогической коммуникации;

Наличие коммуникативных навыков и умений.

Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.

Педагогика

—>Основы педагогического мастерства —>

—>Наглядные пособия педагога —>

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

—>Магазин детских колготок —>

Педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа, занимая особое место в деятельности учителя.

Благодаря коммуникации педагог сообщает ученикам необходимую информацию, осуществляет воспитательное воздействие, организует учащихся, решает различные проблемные ситуации, взаимодействует с родителями, коллегами, администрацией и т.п. Кроме этого, характер взаимоотношений учителя с учениками довольно сильно влияет на результативность педагогического процесса.

Читайте также  Чем регламент отличается от положения: описание и отличия

Основными субъектами педагогического процесса школьного образования является учитель и учений, которые взаимодействуют между собой. Чаще всего это взаимодействие происходит вербально, на уровне слова.

Когда учитель общается с учениками в школе на уроке и вовремя внеурочной деятельности, решает профессиональные проблемы и т.д., то его общения является педагогическим, то есть профессиональным по своему содержанию и сферой функционирования.

Очевидно, что педагогическое общение отличается от обычного, повседневного общения учителя за пределами школы и вне профессиональной деятельностью.

Особенностями педагогического общения являются:

1) учителю в процессе общения принадлежит ведущая роль; именно от него зависит, как сложатся взаимоотношения с учениками, успешность или не успешность этого процесса;

2) влияние учителя на учеников всегда воспитывающим, то есть способствующим формированию у учащихся тех или иных качеств и черт;

3) профессиональный характер общения требует постоянного анализа построенной системы взаимоотношений с учениками для предотвращения ошибок в осуществлении педагогического воздействия.

В то же время педагогическое общение может состоять лучше или хуже, эффективно или неэффективно, иначе говоря, быть профессиональным или непрофессиональным.

Профессиональное педагогическое общение — коммуникативное взаимодействие педагога с учащимися, родителями, коллегами, обеспечивает установление благоприятного психологического климата, эффективного взаимодействия и оптимальных отношений.

Непрофессионально педагогическое общение — наоборот, порождает страх, неуверенность, вызывает снижение работоспособности, вызывает негативное отношение к учителю, к учебе. Поэтому такое общение можно назвать не результативным, несовершенным, в отличие от профессионального.

Итак, общение учителя с учениками может происходить по-разному.

Успешность этого процесса во многом будет зависеть от того, как учитель рассматривает ученика: как пассивный объект или активный субъект педагогического процесса.

Современная психолого-педагогическая наука считает необходимым строить педагогическое взаимодействие на субъект-субъектной основе, где и учитель, и ученик выступают активными участниками педагогического процесса, оказывающих влияние друг на друга, где признается право ученика на собственное мнение, позицию.

Зато субъект-объектные отношения предусматривают отношения подчинения, когда активен только учитель, который влияет на учеников, руководит их деятельностью, навязывает свою точку зрения, а учащимся при этом отводится пассивная роль.

В зависимости от того, реализован принцип субъект-объектной или субъект-субъектной взаимодействия, общения может быть функционально-ролевым или личностно ориентированным.

Функционально-ролевое — сугубо деловое, стандартизированное, ограниченное требованиями ролевой позиции общения. При таком общения личное отношение педагога и ученика друг к другу не учитывается и не проявляется.

Личностно ориентированное — предполагает выполнение нормативно заданных функций по проявлением личного отношения, чувств. В ходе такого общения учитель дает возможность ученикам выражать свои мысли и чувства, откровенный с детьми, не равнодушен к их делам и проблем, чувствует внутренний мир каждого личности.

Зачем нужно педагогическое общение? В чем его предназначение?

Чтобы ответить на эти вопросы, следует рассмотреть функции педагогического общения:

1) информационная (учитель сообщает ученикам необходимую информацию на уроках и во внеурочное время, воспринимает информацию от учащихся);

2) познания личности (общаясь с учениками, педагог имеет возможность больше о них узнать, лучше узнать каждого ребенка);

3) самоутверждение (благодаря высказыванию собственных соображений, оценке явлений, доказательству своей точки зрения на определенные вопросы происходит осознание учеником и учителем своего «Я», то есть, самоутверждения)

4) организация взаимодействия (в процессе общения педагог имеет возможность организовать учащихся на работу на уроке, на участие во внеурочных мероприятиях);

5) экспрессивная (участники общения сопереживают друг другу, что способствует установлению эффективных взаимоотношений, субъект-субъектной, личностно ориентированного взаимодействия между учителем и учеником).

Структура, то есть основные этапы педагогического общения, соответствуют логике педагогического процесса. В.А.Кан-Калик выделяет четыре основных этапа педагогического общения:

1) прогностический (учитель моделирует будущее общения с классом, представляет, как класс и отдельные ученики воспримут его и изложенный материал, продумывает варианты взаимодействия; на этом этапе важны прогностические способности, то есть умение учителя предвидеть результаты своей деятельности);

2) «коммуникативная атака» (это организация общения в начале взаимодействия; здесь важны умение педагога быстро включать класс в работу, привлекать к себя внимание, а перцептивные способности учителя помогут ему правильно воспринимать учеников, понять их эмоциональное состояние, настроение и т.п.);

3) управление общением в ходе педагогического процесса (важнейший этап; собственно процесс общения);

4) анализ осуществленной системы общения и моделирование последующей деятельности (После завершения процесса общения учитель определяет, удалось ли ему достичь своей цели, осуществить задуманное, были допущены ошибки, в чем их причина, как можно предотвратить подобные недостатков в будущем).

Эффективному общению учителя с учениками часто мешают так называемые барьеры общения:

1) социальный — возникает вследствие разного социального статуса учителя и ученика (Чтобы предотвратить появление такого барьера, учителю не следует постоянно подчеркивать свою позицию, свои преимущества как старшего, педагога, акцент на том, что «я учитель, поэтому всегда прав» и т.п.);

2) физический — пространство, стол учителя, которыми он отдаляет себя от учеников (для преодоления данного барьера педагог может изменять расстояние между собой и учениками, двигаясь по классу)

3) гностический — недоступность объяснения материала учителем (педагог не должен принимать непонятных детям сроков, высказываться большими предложениями (более 17 слов), говорить слишком быстро (более 2,5 слов за 1 секунду)

4) психологический — возникает тогда, когда у учителя есть страх перед классом, перед возможностью допустить фактическую или методическую ошибку, отсутствует контакт с детьми или существует негативная установка по классу или отдельных учеников.

Организуя процесс общения, учитель всегда руководствуется собственными убеждениями, использует средства и приемы, соответствующие особенностям его личности. Вместе с тем, в различных способах взаимодействия педагога с воспитанниками всегда можно выделить некоторые общие черты, типичные особенности, определяющие стиль общения.

Стиль педагогического общения — это индивидуально-типические особенности взаимодействия учителя и учеников. В стиле находят отражение особенности коммуникативных возможностей воспитателя и его воспитанников, характер их отношений, а также творческая индивидуальность педагога.

Качества, определяющие стиль общения учителя:

1) его отношение к детям;

2) умение управлять ученическим коллективом.

Отношение учителя к детям бывает:

1) активно-положительное — педагог проявляет доброжелательность, соучастие, сопереживание, его требовательность совмещенная с заинтересованностью; Да есть отношение учителя вызывает у учащихся доверие, стремление к сотрудничеству;

2) пассивно-положительное — педагог считает, что только требовательность и чисто деловые отношения могут обеспечить успех в обучении; его взаимоотношения с детьми мало эмоционально окрашенные;

3) отрицательное — порождает недоверие, замкнутость учеников

Способы руководства ученическим коллективом:

— авторитарный — стиль диктата; ученик рассматривается как пассивный исполнитель; главные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, высмеивание;

— либеральный — выражается в невмешательстве педагога, низком уровне требований, учителю не хватает устойчивой педагогической позиции; работа идет на самотек, воспитательный процесс неуправляемый, результаты ниже;

— демократический — основывается на глубоком уважении к личности каждого, на доверии; в его основе — ориентация на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива; основные средства взаимодействия: поощрение, совет, информация, развивает у учащихся самостоятельность.

В.А.Кан-Калик, сочетая разновидности отношение учителя к ученикам и способы руководства ученическим коллективом, выделяет следующие стили педагогического общения:

1) общение на основании захвата совместной творческой деятельностью; основывается на активно-положительном отношении к ученикам;

2) общение на основе дружеского расположения; базируется на личностном положительном восприятии учащимися учителя, проявляющего дружба, уважение детей, но следует остерегаться преобразования дружеских отношений на панибратским;

3) общение-дистанция; в основе имеет ограничения общения формальными отношениями; педагог, которому присущ данный стиль может иметь положительное отношение к ученикам, но в организации деятельности он ближе к авторитаризма;

4) общение-устрашение; сочетает негативное отношение к ученикам и авторитарность в способах организации деятельности;

5) общение-заигрывание; сочетает положительное отношение к детям с либерализмом; основывается на поиске приемов завоевания дешевого авторитета.

Педагогические реалии демонстрируют целый ряд непродуктивных стилей педагогического общения, достаточно образную характеристику которых предложил В.А.Кан-Калик:

— «Монблан» — учитель возвышается над классом, как горная вершина;

— «Китайская стена» — педагог углубляет дистанцию, подчеркивает свою превосходство;

— «Локатор» — в организации отношений с учениками преобладает избирательность учителя;

— «Робот» — педагог действует по определенной программе, несмотря на обстоятельства, которые требуют изменений в общении;

— «Я сам» — учитель стремится все делать сам, тормозя проявления инициативы по стороны детей;

— «Гамлет» — педагог постоянно сомневается в правильности выбранной системы организации взаимоотношений;

— «Друг» — переход на позиции панибратства, потеря делового контакта в общение;

Читайте также  Что лучше панадол или парацетамол и чем они отличаются?

— «Тетерев» — учитель реализует собственные цели общения, не направлен на школьников.

Как же должно выглядеть эффективное педагогическое общение, которому стиля следует отдавать предпочтение учителю в своей деятельности? очевидно, педагог должен обладать значительным арсеналом приемов и средств, поскольку в зависимости от ситуации ему приходится проявлять разные стороны своей личности, быть строгим и ласковым, авторитарным и либеральным, чутко и гибко реагировать на изменения педагогических ситуаций. производительность педагогического общения будет зависеть также от увлеченности учителя своей делом, его профессионализма и постоянной направленности на детскую личность.

Соотношение понятий «педагогическая деятельность» и «педагогическое общение»

Сложным и неоднозначным в психологии является вопрос о соотношении общения и деятельности. Некоторые ученые считают общение одним из видов человеческой деятельности. Согласно другой точке зрения категория общения имеет право на относительную самостоятельность (В. Н. Карандашев, Б. Ф. Ломов). С такой позицией не согласен академик В. В. Давыдов, который отмечает, что нельзя противопоставлять понятия деятельности и общения и вместе с тем нельзя изучать общение и оценивать его роль в жизни людей без рассмотрения их деятельности, которую общение лишь оформляет.

Вместе с тем очевидно, что общение и деятельность – взаимосвязанные категории. В некоторых видах деятельности они просто неразделимы. В этих видах труда общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Здесь оно выступает уже нс как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Функциональным и профессионально значимым является общение в педагогической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально- творческие.

В последние годы актуальной является концепция профессиографического подхода к формированию личности учителя и психологической готовности его к педагогическому общению (В. И. Журавлев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластёнин, Л.Ф. Спирин, Т. И. Шульга и др.).

Таким образом, практически вся деятельность педагога – это общение.

Педагогическое общение

Психологические основы организации педагогической деятельности

Итак, процесс общения выступает как важная профессиональная категория педагогической деятельности. Поэтому возникла необходимость тщательного изучения вопросов педагогического общения, их психологического анализа. В отечественной психологии эти проблемы разрабатываются в трудах И.Д. Багаевой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коло- минского, С. В. Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, Л. М. Митиной и др.

И. В. Страхов определяет педагогическое общение как общение педагогов и учащихся, проводимое с педагогической целью и определяемое задачами учебно-воспитательной работы. Он считает, что овладение процессом педагогического общения является одним из основных компонентов педагогического мастерства. Ученый выделяет следующие виды педагогического общения: общение учителя со всем классом, с группой учащихся и индивидуальное общение; эмоционально уравновешенное и неуравновешенное общение; активное или пассивное начало в общении; прямое и косвенное участие в нем.

А. А. Леонтьев считает, что профессия педагога является социономической (по классификации Е. А. Климова, это профессия типа «человек – человек»). Он характеризует педагогическое общение как профессиональное общение учителя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.

Я.Л. Коломинский выделяет основные функции педагогического общения – воспитательную, организующую, социально-перцептивную, функцию формирования взаимоотношений. Он вводит понятие социально-психологической наблюдательности, овладение которой очень важно для учителя.

Структура педагогического общения, описанная в работах Л. М. Митиной, включает в себя ряд функций.

Информационная функция педагогического общения рассматривается прежде всего как обмен между учителем и учеником информацией познавательного и аффективнооценочного характера, осуществляемый вербальными и невербальными путями.

Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что учитель внимателен к поведению ребенка, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем обмене и поведении. За внешними проявлениями поведения и состояния ребенка учитель «видит» его мысли и чувства, предугадывает намерения и поступки, моделирует личностные особенности ученика (А. А. Леонтьев).

Психологи выделяют два уровня педагогической социальной перцепции. Первый уровень – когнитивный (познавательный), которому свойственны сформировавшиеся в процессе познания другого человека представления и понятия о его индивидуальности. Второй уровень характеризует эмоциональную сторону социальной перцепции – эмпатию.

Педагогическая социальная перцепция, в отличие от понимания окружающих людей представителями других социальных групп (врач, юрист), имеет свою специфику, которая определяется особенностями педагогической деятельности и состоит в том, что учитель стремится понять ученика в период его становления. Ученик все время изменяется, поэтому в процессе его познания возникают противоречия между ранее возникшим мнением о личности ученика и новыми фактами его поведения и деятельности. Осознание этого противоречия и чувство сомнения побуждает учителя нс успокаиваться на достигнутом знании, а постоянно думать о ребенке, находить в нем новые черты.

Функция самопрезентации или самоподачи необходима для самовыражения и учителя, и ученика. Прежде всего эта функция рассматривается Л. М. Митиной как презентация внутреннего мира учителя ученикам. По словам В. А. Сластёнина, не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения.

Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения.

И, наконец, аффективная функция педагогического общения заключается, по словам Л. М. Митиной, в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании социально значимого аффективного отношения.

В работах И.Д. Багаевой, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, Н. В. Кузьминой описана структура профессионально- педагогического общения, соответствующая общей логике учебного процесса. На ее основании можно выделить следующие этапы педагогического общения:

I. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку. Здесь осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам урока, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

II. Организация непосредственного общения с классом в начальный период контакта. Этот период условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять совершенствованием с классом.

III. Управление общением – важнейший элемент коммуникации.

IV. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.

В сложной структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделяет пять основных компонентов:

  • 1. Гностический – действия, связанные с накоплением знаний о целях деятельности, путях и средствах последних. В основе гностической деятельности наставника лежит и установка на знание своего воспитанника, его психологических, индивидуально-типологических особенностей, интересов, склонностей и мотивов поведения; того, как он поведет себя в различных ситуациях. Педагог должен стремиться узнать своего воспитанника во всех отношениях и на основе этих знаний своевременно перестраивать свою деятельность.
  • 2. Проектировочный компонент характеризуется осуществлением педагогом перспективного планирования своей деятельности, совместной со своими воспитанниками. Эта область деятельности учителя предполагает формирование и решение оперативных (требующих своего решения немедленно, сегодня), тактических (выдвинутых конкретной ситуацией, но решение которых можно перенести на «завтра») и стратегических (определенных дальней перспективой) задач.
  • 3. Конструктивный компонент тесно связан с проектировочным и представляет собой моделирование содержания предстоящей деятельности, системы и последовательности собственных действий в процессе общения с детьми, системы и последовательности действий учащихся с учетом их психологических особенностей.
  • 4. Организаторский компонент деятельности педагога логически вытекает из конструктивного. Он имеет три аспекта:
    • – организация своей речевой деятельности (беседа, объяснение, рассказ);
    • – организация своего поведения (педагогические действия в конкретных ситуациях);
    • – организация деятельности учащихся.
  • 5. Коммуникативный компонент отражает умение педагога устанавливать педагогически целесообразные взаимо

отношения с ребенком. Основа таких отношений – поддержание морального, интеллектуального, делового фона, творческого настроения и учителя, и учащихся.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: