Разница между уровнем актуального и потенциального развития ребенка

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (к-рого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Понятие введено Л. С. Выготским, к-рый считал, что 3. б. р. определяет психич. функции, находящиеся в процессе созревания. 3. б. р. связана с такими фундаментальными проблемами дет. и пед. психологии, как возникновение и развитие высш. психич. функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психич. развития ребёнка. 3. б. р. — следствие становления высш. психич. функций, к-рые формируются сначала в совм. деятельности, в сотрудничестве с др. людьми и постепенно становятся внутр. психич. процессами субъекта.

3. б. р. свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Выготский, — когда оно идёт впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много др. функций, лежащих в 3. б. р. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на 3. б. р., что характеризует высш. порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения (см. Доступность обучения). 3. б. р. даёт представление о внутр. состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практич. рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отд. ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также одновременно с этим 3. б. р. составляет то, что Выготский называя нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматич. диагностики, опирающейся лишь на внеш. признаки развития. В этом аспекте 3. б р. может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отеч. и заруб. психологии проводятся иссл. с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить 3. 6. р.

3 б. p может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познават. процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, к рые происходят в результате направленных воспитат. воздействий. Оптимальные условия для выявления 3. б. р. личности создает интеграция ее в коллективе.

Лит Выготский Л С, Проблема обучения и умственного развития в шк возра сте в его кн Избр психол. иссл, M, 1956, Гинзбург M P, О возможной интер претации понятия Зона ближайшего развития, в сб Диагностика уч деятельности и интеллектуального развития детей, M 1981, Chil drens learning in the «Zone of proximal de-velopment», ed by B Rogoff, J V Wertsch, S F, 1984 Л Ф Обухова.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

  • ЗОЛОТОВ
  • ЗРЕНИЕ

Смотреть что такое «ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» в других словарях:

зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В… … Большая психологическая энциклопедия

Зона Ближайшего Развития — понятие, введенное Л.С. Выготским . Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта… … Психологический словарь

Зона ближайшего развития — термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Зона ближайшего развития — потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

зона ближайшего развития — Условимся называть зоной ближайшего развития ребенка те процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии созревания. [5.2, 127] <. > исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня.… … Словарь Л.С. Выготского

Зона ближайшего развития — это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка … Психология человека: словарь терминов

зона ближайшего развития — artimiausioji vystymosi zona statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žinių, mokėjimų, galimybių ir gabumų sritis, kurios moksleivis negali savarankiškai pasiekti, bet gali tai padaryti mokytojo ar kito pagalbininko padedamas. atitikmenys: angl.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — ЗОНА (от греч. zone – пояс, пространство) БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Понятие введено Л. С. Выготским (1999; 2000) для обозначения расхождения между уровнем актуального развития ребенка (определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого; положение о зоне ближайшего развития легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Зона ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). Понятие введено Л.С.… … Педагогический терминологический словарь

Зоны ближайшего и актуального развития и их отличия

Первым ученым-психологом, начавшим разработку вопросов о связи детского развития и обучения, был Л. С. Выготский. В рамках своей исследовательской традиции, получившей название культурно-исторической теории, ученый вырабатывал собственные пути познании высших психических функций у детей.

Он сформировал две конструкции – зона ближайшего развития, сокращенно ЗБР, и зона актуального развития, сокращенно ЗАР. Эти конструкции используются для опосредования связей между обучением детей и их психическим развитием.

Обучение по сути сводится к приобретению навыков, а навыки связаны с развитием психики. Поэтому обучая ребенка, взрослый развивает его психику, делает его восприимчивым все к новым и к новым знаниям.

Что такое зона актуального развития

ЗАР понимают, как комплекс знаний, навыков и умений, которыми ребенок владеет на конкретный момент. Этот комплекс – резерв ребенка, то, что он может использовать в своей деятельности без помощи и организации взрослого. Например, навык держать карандаш и наносить линии на бумагу – это отработанный навык, привычное действие из ЗАР. Малыш может сам брать карандаш и черкать им в альбоме. Для него еще не имеют значение ни цвет карандаша, ни качество бумаги – он просто реализует полученное умение.

Рисование сюжетной картинки, например, солнышка с лучиками, требующее помощи взрослого, в ЗАР пока не входит. По примеру взрослого или ведя руку вслед за его рукой, ребенок может изобразить круг и черточки за внешним краем круга – солнечный диск и лучи. Однако, сам он не в силах еще найти решение. При этом потенциал ребенка в рисовании солнышка должен учитываться при организации занятий с ним.

Для организации процесса обучения таким образом необходимо учитывать не только уже отработанные навыки, но и потенциально возможные в ближайшее время, находящиеся пока что на пределе трудностей ребенка. Так решаются сразу две задачи: диагностическая – понимание того, что ребенок может, и педагогическая — понимание того, как научить ребенка большему на основе реальных знаний.

Что такое зона ближайшего развития

Л.С. Выготский в качестве синонима конструкции ЗБР использовал словосочетание «зона интеллектуального подражания». Но подражание понимается не как бессмысленное повторение действия, а опознаваемое действие, совершаемое с заинтересованностью в процессе или в результате. Ребенок пользуется интеллектом для формирования ЗБР, он сотрудничает со взрослым, а не копирует его.

В нее входят задачи, которые по силам ребенку, но он нуждается в помощи или подсказке. Пример с рисованием солнышка показывает, что, используя навык держания карандаша и навык нанесения линий из ЗАР, ребенок потенциально готов при правильной организации со стороны взрослого создать сюжетную картинку.

То, с чем ребенок справляется при помощи наводящих вопросов, под руководством взрослого или с его помощью, составляет ЗБР. По мере роста и развития ребенка – а дети растут довольно быстро – знания из ЗБР переходя в ЗАР, сменяясь другими потенциальными навыками и умениями.

Отличия между ЗАР и ЗБР

Граница между ЗАР и ЗБР пролегает через первое задание, выполнение которого затрудняет ребенка. Последнее, самостоятельно выполненное малышом задание списывается в ЗАР, а первое, на котором он, условно говоря, споткнулся, — уже относится к ЗБР.

Что касается элементов ЗАР, то здесь ребенок не испытывает затруднений. Его деятельность по-своему упорядочена и организована. В условиях ЗБП ребенок находится в замешательстве, но справляется с ситуацией при содействии взрослого.

Содействие взрослого для отработки с ребенком навыков из ЗБР сводятся к следующему:

  • Личный пример,
  • Совместная работа с ребенком,
  • Руководство действиями ребенка,
  • Работа с ребенком, для которого данный навык уже лежит в сфере ЗАР, в присутствии ребенка, не отработавшего еще навык. При этом корректно и правильно будет сравнивать не способности и уровень развития двух разных детей, а способности и уровень развития одного ребенка в различные моменты его жизни. При таком подходе налицо будет прогресс.

Область ЗБР, во-первых, всегда ограничена, во-вторых, всегда непостоянна. С одной стороны, она ограничена областью ЗАР, которая все время расширяется за счет освоения ребенком новых «ближайших» навыков. С другой стороны, перечень «ближайших» навыков небесконечен в данный конкретный момент.

За границами ЗБР лежит область актуально недоступного, то есть того, что ребенок не в состоянии сделать даже при содействии взрослого. Так, научившийся стоять на ногах малыш делает первые шаги, держа за руку другого человека. Умение стоять для него актуально, а умение ходить – ближайший к освоению навык. Но бежать сейчас ребенок не может даже при содействии взрослого, так как в силу физических особенностей не может подражать бегающим. Умение бегать на данный момент ля него актуально недоступно.

При этом неосвоенные навыки ЗБР постоянно переходят в ЗАР по мере освоения, а им на смену приходят неосвоенные навыки из числа актуально недоступных. В ЗБР переходят только те навыки, которые ребенок интеллектуально осознает, но ему требуется помощь. в сфере актуально недоступных лежат навыки, неосознаваемые ребенком, не понимаемые им, не поддающиеся осмыслению.

Например, восьмимесячный ребенок получил коробку шахмат. Он может взять фигурки в ручки – это действие ему уже доступно на протяжении нескольких месяцев и входит в его ЗАР. Он может попытаться поставить фигурку на шахматную доску, стол или другую горизонтальную поверхность, если взрослый покажет, как это делается. Этот навык из сферы ЗБР будет отрабатываться какое-то время, но вполне успешно усвоится.

Читайте также  В чем разница между оценкой и отметкой

Но если взрослый, манипулируя руками ребенка, расставит фигуры в игровом порядке, то ребенок ничего не поймет в этом процессе. Даже после освоения навыка постановки фигурки на стол так, чтобы она не падала, младенец не поймет логики и значения расстановки фигур в игровом порядке. Это умение попадет в его ЗБР очень нескоро и только при условии, что взрослый станет пробуждать у ребенка интерес к игре в шахматы.

Применение понятий ЗАР И ЗБР в обучении ребенка

Эффективное обучение ребенка строится следующим образом. Его познавательная деятельность организовывается так, чтобы он задействовал свои силы и возможности, пользовался твердо усвоенными навыками и знаниями из ЗАР, но стремился к освоению элементов ЗБР.

Научив ребенка надевать колготки, убедившись, что он надевает их самостоятельно, правильно определяя, где пятка, а где носок, и ориентируется в пресловутых «полосках», взрослый показывает, как вывернуть колготки лицевой частью, если они были сняты наизнанку. Поскольку малыш умеет надевать колготки, то вскоре он освоил их выворачивание, которое пока находится в рамках ЗБР.

Помощь взрослого сводится к многократной демонстрации процесса выворачивания и поощрению попыток самостоятельно вывернуть одежду. Помощь тогда эффективна, когда ребенок приобретает способность справляться с тем, что было для него недоступно. Если ребенок долгое время не осваивает новый навык, взрослому следует пересмотреть свои методы помощи.

Психика человека устроена таким образом, что каждое небольшое усилие – физическое, умственное, волевое, — которое ему приходится прикладывать, стимулирует его к деятельности. Взрослый может вообще никак не сотрудничать с ребенком, но ребенок все равно, движимый природными силами, неосознанно копирует его навыки и развивается, хотя и гораздо медленнее тех детей, с которыми взрослые намеренно занимаются отработкой навыков.

При этом навыки более прочно усваиваются у тех детей, с которыми организованно занимались, полученные в условиях сотрудничества со взрослым знания также более глубокие, чем схваченные случайно.

Ребенок тогда гармонично развивается, когда имеет возможность получить помощь взрослого во всякое время. Но задача взрослого не только оказать помощь, но и удержаться от ее оказания тогда, когда ребенок ее еще не просит. Зачастую взрослые в спешке или по каким-то иным причинам делают за ребенка не только то, что лежит для него в ЗБР и только подлежит освоению, но также то, что он давно усвоил и поместил в багаж ЗАР.

Например, ребенок делает поделку для детского сада. Он умеет приклеивать детали, может определять место элементов поделки, создавать сюжетную композицию. Эти умения состоят в его ЗАР. Но с ножницами ребенок обращается неуверенно и ему требуется помощь взрослого. С первого, второго и нескольких последующих раз вырезать деталь у ребенка не получится.

Но после экспериментов с несколькими заготовками он более-менее справится с задачей. Но взрослый не хочет ждать, пока ребенок сам вырежет ножницами деталь и приклеит ее. К тому же взрослый знает, что вырезанный элемент будет непропорциональным, неправильной формы, с неровными линиями разреза. Взрослый сам вырезает нужный элемент, лишая ребенка возможности отработать навык из ЗБР.

Желая, чтобы предназначенная для садика поделка выглядела аккуратно, взрослый сам приклеивает ее, точно отмерив количество клея и определив место приклеивания. Так он лишает возможности ребенка реализовать знакомый навык из ЗАР. Обычно ребенок теряет интерес к поделке, поскольку испытывает разочарование: он бесполезен. Особо впечатлительный ребенок еще и потеряет интерес к освоению навыка владения ножницами. В данном случае сотрудничества нет, поскольку участие малыша сведено к простому наблюдению без возможности участвовать.

Обучение в условиях сотрудничества со взрослым крайне благоприятно сказывается на развитии психики ребенка. Организовывая совместную с ребенком деятельность в ЗБР, взрослый активизирует у него познавательные процессы. Но участие взрослого должно быть ровно таким, чтобы ребенок смог реализовать все полученные ранее навыки для полноценного освоения «ближайшими» навыками.

Если деятельность ребенка и взрослого лежит за пределами ЗБР, в зоне актуально недоступного, то ее не только нельзя назвать обучающей, но можно охарактеризовать как угнетающую, более вредную, чем отсутствие организованных занятий. Ребенок ничего не понимает и может принимать посильного участия. Это укрепляет в нем уверенность в собственной несостоятельности и неспособности к познанию. Постепенно познавательный интерес у такого ребенка угасает.

Важным моментом обучения выступает так называемая работа над ошибками. Мало показать ребенку образец и объяснить, как его сделать. Нужно проанализировать то, что привело несколько раз к неудаче, и обратить на это внимание ребенка. Он сам должен прийти к выводу, как ему изменить алгоритм действий. Маленькому ребенку можно предложить на выбор две схемы – с исправленным алгоритмом и с неисправленным – и мягко подвести к нужно выбору. Так ребенок получает важнейший опыт самостоятельного преодоления трудностей и принятия решений.

Таким образом, содействие взрослого выражается разнообразно: как демонстрация примера для подражания, как совместное решение проблемы, как совместный поиск ошибки в действиях, как предложение альтернативы.

ДВА РАЗВИТИЯ

Уважаемая редакция!
Во-первых, большое спасибо за то, что вы есть. Без вашей газеты я и мои коллеги уже не представляем своей работы. По-моему, нет сегодня вопросов, на которые мы не могли бы найти ответ с вашей помощью.
Тем не менее у меня возникла проблема.
Но сначала о себе. Работаю в средней школе № 28 г. Сыктывкара педагогом-психологом 5 лет, учителем английского языка 16 лет, кроме того являюсь классным руководителем 7 «З» класса. Профессию психолога получила на 9-месячных курсах по переподготовке. Работа очень нравится, хотя при такой нагрузке не все успеваю. Мне 46 лет.
В этом году администрация школы вышла ко мне с просьбой обследовать учащихся 7-х классов на предмет обучаемости, так как замечено, что в этом возрасте происходит наибольшее снижение успеваемости.
Работа эта, как я понимаю, не из легких. Необходимо выявить особенности внимания, памяти, мышления, уровень мотивации, творческой потенции учащихся. Но я затрудняюсь определить, с чего начать, какие методики взять. Поэтому очень надеюсь на вашу помощь. Газету вашу выписываю два года.

Валентина Александровна БЕЛЫХ

Уважаемая Валентина Александровна!
На ваш вопрос невозможно дать один ответ, так как на самом деле здесь речь идет сразу о нескольких проблемах, напрямую друг с другом не связанных.
Проблема первая. Снижение успеваемости в подростковом возрасте — явление преимущественно мотивационное по своему происхождению. Учеба по форме и по содержанию перестает быть интересной и значимой для подростков. Психологический «фокус» подросткового возраста смещается в область отношений с миром и самим собой, а учеба остается периферийным, абстрактным, занудным занятием. Она в большинстве случаев не затрагивает душу подростка.
Конечно, во многих случаях за снижением успеваемости стоит и реальное снижение уровня обученности. Но вот с обучаемостью все значительно сложнее.
И здесь мы переходим к другой проблеме, затрагиваемой в вашем письме, — что такое обучаемость, как ее изучать, как через нее повышать уровень обученности. Прошу прощения за домыслы, но у меня возникло ощущение, что вы довольно свободно трактуете эти понятия. Между тем за ними стоят вполне определенные научные подходы и практические смыслы. Обученность и обучаемость — эти неблагозвучные, но привычные для психолога и педагога понятия в полной мере обретают свой смысл в более широкой системе понятий: «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Как известно, последние были введены в психологию и педологию Л.С. Выготским, а педагогическое звучание получили в подходе А.К. Марковой.
Возможно, вам и вашим коллегам-педагогам поможет повысить успеваемость ваших учеников публикуемая статья.

Нет более затертых и «обессмысленных» слов, чем те, которые начертаны на знаменах, превращены в девизы, лозунги, цели и задачи чьей-то деятельности. Когда отечественная педагогика провозгласила ведущей целью своей профессиональной деятельности всестороннее развитие личности, она обрекла эти слова на безжизненность. И это очень грустно, потому что педагог и психолог сегодня вполне могли бы опереться на понятие «развитие». Но для этого нужно вдохнуть в него жизнь, определить, что же вкладывают в это понятие тот и другой специалист, где точки пересечения, где профессиональная специфика, а где и противоречия.

ИЗНУТРИ ИЛИ СНАРУЖИ?

Убеждена, что глубоких противоречий в понимании развития между психологами и педагогами нет, но в процессе наложения этих двух пониманий может родиться истина. Появится возможность понять истинную подоплеку школьной жизни ребенка.
Поясню свою мысль. Психолог под словом «развитие» подразумевает прежде всего психическое развитие, которое представляет собой внутренне закономерный, стадийный процесс изменения и совершенствования психических функций, личностных возможностей и интересов человека.
Конечно, психолог знает, что процесс психического развития культурно обусловлен, но в то же время он склонен его рассматривать независимо от реальной педагогической среды, в которую помещен ребенок. Существуют возрастные нормы и закономерности, исходя из которых психолог судит о психическом развитии конкретного школьника. При этом он не принимает в расчет педагогическую технологию обучения ребенка, тип учебного учреждения и т. д.
Конечно, определенное право толковать ситуацию таким образом у психолога есть. За ним — несколько десятков лет развития науки под названием «возрастная психология», которая накопила богатейший материал об особенностях и возможностях психологического развития человека на различных жизненных этапах. Известны потенциальные возможности и проблемы того или иного возраста. Естественно, что психологу очень хочется донести свое знание до педагогов, под чьим руководством проходит значительный период психического развития ребенка, в чьей воле способствовать ему или мешать.
В педагогическом словаре слово «развитие» имеет другое значение: это итог целенаправленного педагогического воздействия, результат усвоения ЗУНов и воспитательных императивов. Это то, что «вылепливается» в душе ребенка в результате действий взрослого.

ТВОРЦЫ И ЛЕКАРИ

Различие педагогической и психологической позиций очевидно. Педагог рассматривает себя в качестве творца развития, психолог — в качестве наблюдателя и лекаря. Как наблюдатель, он отслеживает соответствие реального состояния ребенка некоторым теоретическим нормативам, как лекарь — вмешивается, если есть отклонения в развитии от эталонных возрастных образцов.
Если каждая сторона останется на своих позициях, перспектив для объединения не появится. Какое может быть объединение?! Один говорит: «Действуй исходя из выявленных мною закономерностей», а другой уверен, что сам определяет результат.
Конечно, педагоги могут мне возразить, что на самом деле все не так, что один из ведущих принципов педагогического воздействия — это учет возрастных особенностей психики. Но это лукавство. Психологи сегодня не учитывают реальные социально-педагогические условия, определяющие перспективы и возможности психического развития ребенка, а педагогические технологии не ориентированы на глубинные особенности и потребности возраста.
В реальности же нет ни «чистой» линии психического развития, ни целенаправленного формирования под умелым резцом педагога. Есть некоторая «кривая» психологического развития ребенка, которая возникает как результат взаимодействия социально-педагогических условий и психического возрастного развития.
Пример? Пожалуйста. Возраст 9—10 лет ничем не примечателен с точки зрения большинства возрастных периодизаций. Но в это время происходит резкая смена социально-педагогической ситуации — переход в среднюю школу. В результате мы имеем «хитрый» психологический кризис, излом на линии психического развития, программируемый педагогическими условиями.
Другой пример. К 14—15 годам у школьников может сформироваться исследовательский тип мышления (по Пиаже), но у наших детей его практически нет. Почему? Да потому, что система обучения выстроена так, что нет ни необходимости, ни возможности формирования научного подхода к изучаемой информации: репродукция, работа по образцу и жестко заданному принципу.

Читайте также  В чем разница между суши и роллами

ОБМЕНЯЕМСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

Если мы, педагоги и психологи, действительно хотим воздействовать на развитие наших детей и подростков, мы должны помочь друг другу. Психолог должен предоставить в распоряжение педагога информацию о том, что такое психическое развитие, каковы его закономерности. Педагог должен объяснить психологу, какие результаты он надеется получить в результате своих целенаправленных воздействий.
После этого они должны объединиться и понять, как сочетаются эти два подхода и что представляет собой «общая» линия психолого-педагогического развития ребенка. С опорой на нее может быть построена эффективная образовательная и психологическая работа в школе.
Если подобного объединения нет, что толку проводить, например, в девятом классе ШТУР? Из года в год учащиеся большинства школ справляются с ним все хуже и хуже. Это означает, что потенциальные интеллектуальные возможности этого возраста не реализуются. Но при этом оценки у детей могут быть хорошие, и весьма заслуженно. Не всегда целью обучения является формирование логического мышления. Что даст педагогам, не ориентированным в своих целях на психическое развитие, информация по этому тесту?
Информация для педагогов со стороны психологов должна быть глубже и шире традиционного рассказа о «психологических особенностях школьников различных возрастов». Необходимо передать общую систему психологических представлений о том, как осуществляется психическое развитие человека, каковы важнейшие педагогические параметры и критерии этого развития. Опереться можно на данные, представленные в приводимых далее схемах.
Они содержат общие теоретические сведения, который дают целостное представление о феномене психического развития.
По опыту знаю, что такой «заумный» материал часто встречается в штыки, потому что не всем и не сразу удается увидеть в нем практический смысл, так сказать «связь с жизнью». Надеюсь, что в этом поможет комментарий к схемам.

Схемы — кандидат педагогических наук Бронюс АЙСМОНТАС
Комментарий — кандидат психологических наук Марина БИТЯНОВА
Оформление — Марк САРТАН

Факторы, условия, уровни и движущие силы психического развития

Факторы психического развития — это окружающая, прежде всего социальная, среда и биогенетические возможности человека.
Всегда ли оба фактора учитываются в практической педагогике? С одной стороны, мы пытаемся научить всех одному и тому же, в одинаковом объеме и единой форме (создаем среду, но не принимаем во внимание внутренние возможности). С другой стороны, если наши педагогические усилия не дают положительного результата, ищем причину в самом ребенке. Однако к успеху приводит педагогика, «играющая» на удачном сочетании двух факторов: совпадении условий среды и возможностей конкретного человека.
Поговорим об условиях психического развития. Современная педагогика декларирует положение о том, что хорошо учится тот школьник, который воспринимает учебу как свое личное дело. Но как воплощена эта замечательная идея в реальности? Какие потребности, интересы, цели личности реализуются через физику, черчение и ОБЖ? Где в течение шести-восьми часов в день пребывает «Я» ребенка?
Разрозненные, мертвые предметные знания как таковые, а уж тем более форма их усвоения не соответствуют общим жизненным устремлениям подростков. Они решают другие задачи, более сложные и важные (я на самом деле так считаю), чем строение плоских червей или формула объема куба. Подросток пытается стать автором своей жизни, субъектом своей деятельности, а в учебный процесс он по преимуществу включен как объект педагогических воздействий.
О движущих силах психического развития можно и нужно говорить много и серьезно. Противоречие, конфликт, столкновение, кризис, все то, чего правдами и неправдами пытаются избегать педагоги и родители, — самый мощный источник развития, личностного роста, движения к совершенству. Там, где идет развитие (отношений, личности, духа или тела), редко бывает спокойно. Но истинная педагогика как раз и заключается в том, чтобы способствовать развитию, учить преодолевать боль и сомнения, радоваться победам и новым задачам.
В этой схеме есть еще один «этаж»: уровни психического развития. Они непосредственно связаны с педагогической деятельностью. Зона актуального развития — это содержание учебного процесса, которым ученик может оперировать САМ; зона ближайшего развития — то, с чем ученик справляется только при помощи взрослого.
Каждая зона имеет свои пласты. Мы видим, что обученность — это пласт зоны актуального развития, обучаемость — пласт зоны ближайшего развития. То есть обучаемость — это потенциал, который может развернуться в реальности, превратиться в обученность только при помощи взрослого.
Кроме этих, есть еще не менее важные для успешного обучения пласты психического развития: воспитанность — воспитуемость, развитость — развиваемость.
Эта схема интересна тем, что она пытается объединить в себе психологический и педагогический взгляд на феномен развития. Обученность и воспитанность — это успехи целенаправленной педагогической работы, развитость — итог психического развития на данном возрастном этапе.
Приведенные справа схемы показывают, по каким параметрам можно рассматривать и оценивать каждый из пластов в их актуальном и потенциальном планах.

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск

Проблема обучения и развития в современной психологии. Понятие «зона ближайшего развития».

Проблема соотношения обучения и развития. Впервые эта проблема была рассмотрена в трудах Выготского, он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.

Учение, обучение непосредственно влияет на развитие, а уже достигнутый уровень развития, в свою очередь, существенно меняет протекание процессов учения.

В результате исследований Л.С.Выготского и Ж.Пиаже стало общепризнанным, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах происходят глубокие изменения мышления — осуществляется переход от дологических к собственно логическим его формам. Однако роль, которую играет в этом переходе обучение, оценивается этими исследователями по-разному. Согласно Л.С.Выготскому, обучение ведёт за собой развитие; согласно Ж.Пиаже, развитие идёт независимо от обучения, которое происходит с непосредственной опорой на уже достигнутый уровень развития и тесной зависимости от него.

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» .Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США

Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития:

  1. между обучением и развитием отсутствует связь(Ж.Пиаже) Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае «идет в хвосте развития», оно как бы надстраивается над созреванием . Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.;
  2. обучение и развитие — тождественные процессы (У. Джемс, Э. Торндайк и др.). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.
  3. между обучением и развитием существует тесная связь (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь (развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие).

Л.С. Выготский выделил в этой теории две основные черты. Первая — это признание взаимосвязи обучения и развития, раскрытие которой позволяет найти стимулирующее влияние обучения и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения.

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона ближайшего развития — это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития — следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л.С. Выготский, — когда оно идёт впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, — это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР.

Читайте также  В чем разница между выравниванием и уравниванием потенциалов?

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе .

Зона ближнего и актуального развития

Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.

Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.

Практическое применение

Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.

Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.

Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства — врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем — переходит в зону актуального саморазвития.

Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский. В книге «Мышление и речь» он отмечал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую, а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных.»

Зона актуального развития – способность работать самостоятельно

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

  • успешное усвоение ребенком полученной информации;
  • возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
  • самостоятельное решение поставленных задач.

Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.

Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.

Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского


Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.

Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.

Позиции общения

Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.

К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития.
Выделяют 5 позиций общения:

  1. Независимая позиция – наставник незначительно содействует дошкольнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
  2. Позиция «на равных» – наставник взаимодействует одновременно с ребенком, не находясь с ним в паре. Главная цель этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — наставник содействует дошкольнику посредством наводящих вопросов, подсказок, стимулирует активность сознательными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, поясняет материал, указывает на способы и ход решения поставленной задачи.
  5. Позиция «мы» — наставник и дошкольник совместно выполняют задание.

Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Полезные советы для родителей

Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.

  1. Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
  2. Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
  3. Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
  4. В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
  5. Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
  6. Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
  7. Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.

Заключение

В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади. После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться». Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: