В чем разница между абилитацией и реабилитацией? - DomKolgotok.ru

В чем разница между абилитацией и реабилитацией?

Состояние гражданина с ОВЗ оценивается в ходе МСЭ (медико-социальной экспертизы). Здесь же устанавливается группа, степень ограничений, а также формулируются прогнозы относительно возвращения организма обследуемого к нормальной жизнедеятельности. В рамках МСЭ здоровье и возможности анализируются по психологической, социально-бытовой, профессионально-трудовой направленности и в случае выявления потенциала для восстановления к инвалиду применяют определённые меры реабилитации и абилитации. В особенностях данных понятий разбираемся далее.

В чем разница между абилитацией и реабилитацией?

Абилитация и реабилитация инвалидов

  • Правовая база
  • Разница между реабилитацией и абилитацией инвалида
  • Направления абилитации и реабилитации
  • Источники финансирования
  • Программы для инвалидов
  • Индивидуальная и комплексная программы
  • Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Состояние гражданина с ОВЗ оценивается в ходе МСЭ (медико-социальной экспертизы). Здесь же устанавливается группа, степень ограничений, а также формулируются прогнозы относительно возвращения организма обследуемого к нормальной жизнедеятельности. В рамках МСЭ здоровье и возможности анализируются по психологической, социально-бытовой, профессионально-трудовой направленности и в случае выявления потенциала для восстановления к инвалиду применяют определённые меры реабилитации и абилитации. В особенностях данных понятий разбираемся далее.

Правовая база

Значимые аспекты абилитационных и реабилитационных программ регулируются:

1) «Конвенцией о правах инвалидов» от 3 мая 2008 года;

2) законом федерального уровня «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов» (акт под номером 419-ФЗ издан 1 декабря 2014 года);

3) Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 486, изданном 13 июня 2019 года;

4) распоряжением Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (акт № 2782-р имеет силу с 31 декабря 2015 года).

Разница между реабилитацией и абилитацией инвалида

Инвалиды по причине состояния здоровья относятся к социально незащищённой категории, а это подразумевает, что государство должно оказывать им содействие с помощью финансового обеспечения, лечения и реализации специальных программ. В последнем случае речь идёт об абилитации и реабилитации.

Абилитация представляет собой лечебно-педагогические процедуры, способствующие не только устранению реакций патологического характера у детей, но и предупреждению нарушений в организме. В целом абилитация направлена на формирование отсутствовавших у инвалидов способностей к различным видам деятельности (бытовые, общественные, профессиональные и тд). Её главная цель — содействовать развитию или обретению не сформированных умений.

Что касается реабилитации, её программа — это сумма мероприятий по поддержке гражданина с ОВЗ. После прохождения курса инвалид может решать бытовые задачи, трудиться, исходя из текущих физических возможностей. Реабилитация подразумевает восстановление навыков, функций и реализуется поэтапно с периодичностью во времени независимо от тяжести недуга, начиная с первых дней инвалидизации.

Направления абилитации и реабилитации

В целом детей с ограничениями по здоровью абилитируют и реабилитируют по таким направлениям, как:

— медицина — включает реконструктивную хирургию, ортезирование, протезирование, восстановительную терапию, лечение в санатории;

— психолого-педагогическая поддержка — подразумевает получение общего образования, коррекцию в психологическом и психологическом аспектах;

— профессиональное самоопределение — заключается в профориентации и спецобразовании, производственной адаптации и содействии по трудоустройству;

— социум — здесь возможны социально-психологическая и педагогическая помощь, социально-средовая, бытовая и социокультурная адаптация, спорт и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В любом случае предусмотренные программы должны удовлетворять требованиям по достижению инвалидами здоровья и ведению максимально качественной жизни. С этими целями перечисленные выше направления осуществляются благодаря:

— предоставлению лицам с ОВЗ необходимых технических средств;

— созданию условий для того, чтобы инвалиды беспрепятственно могли попасть в объекты различных структур, пользоваться транспортом, средствами информации и связи;

— просвещение граждан с ограничениями и их семей по вопросам абилитации и реабилитации.

Важно! Реабилитационные и абилитационные программы должны реализовываться аккредитованными организациями независимо от их организационно-правовых форм в установленном законом порядке.

Источники финансирования

Ранее основные расходы на лечение, приобретение техсредств и медикаментов покрывали родители инвалида. Также финансовую и иную поддержку оказывают благотворительные фонды. А в 2021 году в федеральный бюджет заложили средства на проведение программ по абилитации и реабилитации.

Деньги выделяются на основании распоряжения правительства № 2782-р из фонда соцстрахования. Целевые пособия поступают в органы местного самоуправления на определённый срок, в течение которого должны быть проведены соответствующие мероприятия. В случае не целевого использования средств всю сумму предписано вернуть.

При этом в региональном ФСС обязаны:

— выдать нуждающимся протезы, препараты;

— организовать работу медучреждений по оказанию лицам с ОВЗ требуемых услуг.

Программы для инвалидов

В отношении граждан с инвалидностью применяют затрагивающие все сферы жизни программы, а именно:

— психолого-социальную, содействующую возврату в социум полноценной личности, то есть предоставляют помощь психолога, а также определяют доступные для инвалида возможности и развивают их;

— педагогическую, призванную помочь самоопределиться в жизни, получить знания;

— медицинскую, в рамках которой стремятся восстановить значимые функции организма для поддержания нормальной жизнедеятельности;

— индивидуальную (ИПРА), создаваемую с учётом потребностей и возможностей конкретного инвалида;

— комплексную, состоящую из мероприятий социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.

Индивидуальная и комплексная программы

ИПРА оставляется с ориентировкой на:

— тяжесть выявленной болезни или травмы;

— актуальное состояние здоровья гражданина;

— физические и психические особенности организма;

— остаточные умения, навыки независимо от их вида.

ИПРА является официальным документом, разработанным на основании предписаний нормативно-правовых актов МСЭ. В индивидуальной программе содержатся сведения о приемлемых для инвалида мероприятиях, порядок их реализации, сроки, объём и форма. В ходе соблюдения рекомендаций ИПРА человек с ОВЗ восстанавливает организм, компенсирует какие-то его функции и улучшает свои возможности.

Что касается недавно внедрённой комплексной реабилитации, она действует согласно предписаниям акта «Конвенция о правах инвалидов». Осуществляют её, как правило, в восстановительной фазе или при проявлении последствий болезни. В комплексную программу включены мероприятия медицинской, социальной, профреабилитации и в сумме принятые меры помогают не допустить осложнений, стабилизировать патологию, найти психологический ресурс.

Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.

Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.

Важно! В федеральный бюджет на 2021 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.

Абилитация и реабилитация: в чем разница?

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Читайте также  В чем разница между барабанными и дисковыми тормозами?

В чем разница между абилитацией и реабилитацией?

Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.

Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.

В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.

Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.

Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».

Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели

Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.

Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».

Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.

Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.

Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.

Абилитация и реабилитация

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодолению патологических состояний, которые могут привести к потере трудоспособности. Это лечебно-педагогическая коррекция двигательной, речевой и психической сфер.

Абилитация актуальна в случаях возникновении патологии в раннем детстве, когда еще не развиты речевые и познавательные способности, мелкая моторика и артикуляция, навыки самообслуживания и жизни в социуме.

Реабилитация показана тогда, когда человек имел, но по каким-либо причинам утратил навыки общественно полезной деятельности. Ее цель — восстановить трудовые способности у детей старшего возраста и взрослых.

К патологическим состояниям, вызывающим необходимость абилитации и реабилитации, чаще всего приводят родовые травмы (черепно-мозговые травмы, внутриутробные поражения нервной системы).

Если говорить о реабилитации у детей страшего возраста, она показана при таких поражениях нервной системы, к которым приводят травмы головного и спинного мозга, инфекционные заболевания (энцефалит, арахноидит, менингит, полиомиелит), патологии нервной системы. У взрослых патологические состояния могут быть вызваны сосудистыми заболеваниями и нарушениями мозгового кровообращения.

Абилитация у детей в раннем возрасте чаще всего вызвана поражениями нервной системы, приводящих к формированию синдромов детского церебрального паралича. В таких случаях важны комплексность и поэтапность лечебно-педагогичеких мер: массаж, ЛФК, грамотно подобранные медикаментозные средства, физиотерапевтические и ортопедические процедуры, логопедическая квалифицированная помощь и коррекционно-воспитательная работа. Такая терапия – длительный и трудоемкий процесс, требующий своевременного начала и задействования всех вышеперечисленных механизмов.

Роль педагога-дефектолог и/или логопеда в абилитации и реабилитации

Педагог-дефектолог и логопед работают с речевой и психической сферой ребенка – ключевыми составляющими нервной системы. Логопедическая терапия заключается в применении специальных упражнений и логопедического массажа для развития артикулляции, в обучении зрительной фиксации, в тренировке подвижности глазных яблок.

Специалист проводит и воспитательную работу, в процессе которой не только тренируется память и внимание, но и навыки восприятия и способность работать в коллективе.

Таким образом, работа педагога-дефектолога и/или логопеда обеспечивает комплексность терапии и позволяет добиться максимального эффекта в преодолении социально-педагогической запущенности ребенка.

Резервные возможности мозга

Резервные возможности мозга – это тот потенциал, который сохранился при поражении функций и анализаторов нервной системы. Важно учитывать, во-первых, тот факт, что у ребенка резервный потенциал мозга особенно высок, что повышает шансы успешности абилитации. Во-вторых, при лечении чрезвычайно важны компенсаторные возможности мозга, которые позволяют использовать сохранные анализаторы при поражении какого-либо одного. Так, к примеру, при слепоте ребенка его обучение и социальная адаптация наиболее эффективно происходит через активное задействование слухового механизма. А если у ребенка поражены и зрение, и слух, в обучении широко используются возможности осязания.

При патологиях зрения

Как было сказано выше, одним из самых эффективных методов абилитационной и реабилитационной терапии является интенсивное использование функций сохранных анализаторов: при полной или частичной потере зрения это совершенствование слуха и кожного восприятия. Например, применяется обучение грамоте с помощью специального точечного шрифта Луи Брайля. Через тактильное восприятие больной получает представление о характеристиках предметов (форма, величина, качество), а педагог сопровождает этот познавательный процесс словесными описаниями.

В процессе терапии чрезвычайно значимо социальное взаимодействие: речь других людей совершенствуют процесс познавательной деятельности слабовидящих и слепых, а выработка навыков совместного труда помогают им стать полноценными членами общества.

Стоит сказать и об использовании резервных возможностей – сохранившихся зрительных способностей. У слабовидящих необходимо развивать оптическое внимание – постоянно вводить новые предметы в обстановку помещения, акцентировать внимание на деталях рисунка, давать задание воспроизвести детали и их последовательность по памяти. То же касается производимых движений: для ребенка полезно обозначать действия словами, фиксировать последовательность движений (например, чертить маршрут, по которому он прошел).

Важно! Потеря зрения нередко сопровождается нарушениями нервной системы, поэтому специалист должен дозировать нагрузки и проводить параллельно психотерапию, которая позволит выйти из депрессии и преодолеть трудности, неизбежные на начальном этапе.

При патологиях слуха

Абилитация и реабилитация глухих или слабослышащих детей основана на тех же принципах – использовании сохранных функций и резервных возможностей мозга.

Так, в процессе познавательной деятельности слабослышащих детей главными точками опоры становятся зрение, осязание и вибрационные ощущения. Для родных и специалистов важно понимать, что патологии слуха тормозят развитие речемыслительных способностей и направлять все усилия на развитие речи.

В начале терапии интенсивно применяется речь посредством жестов и мимики: так ребёнок приобретает базовые знания о мире и навыки общения с людьми. Затем педагог работатет над оформлением произношения: для того, чтобы ребёнок научился «читать по губам», в его мозгу должен закрепиться артикуляционный образ слов. Одновременно ребенок овладевает пальцевой речью; этот язык основан на том, что каждой букве соответствует определенное положение пальцев.

Использование остаточного слуха осуществляется с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

При детских церебральных параличах

Ключевым в преодолении данного вида паралича является подавление влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Эти рефлексы являются деструктивными, потому что приводят к развитию патологических поз, препятствует моторной активности ребёнка и нормальному развитию двигательной и речевой систем.

Основой терапии, цель которой — устранить эти «неправильные» рефлексы, является расслабление мышц и устранение патологической рефлекторной активности с помощью массажа, ЛФК, физиотерапии, ортопедии и некоторых лекарств. Педагог-дефектолог и невролог подбирают индивидуальный комплекс положений и поз, минимизирующих влияние патологических рефлексов. Именно в этих положениях проводятся все лечебные упражнения. Эти упражнения могут быть с использованием специального оборудования (мяч, коляска и др.) и направлены на разработку выпрямительных рефлексов туловища: способность поднимать голову, разгибать кисти, пальцы и руки в плечевых суставах, опираться на руки.

Огромную роль в процессе восстановительного лечения играет речевое и психическое развитие ребенка, его интеллектуальная деятельность и взаимодействие с другими людьми. Необходимы интересные занятия, активирующие мозговую деятельность, подвижные и настольные игры (с картинками, кубиками, конструкторами и т.д.). Такая деятельноcть не только развивает двигательные функции рук и моторику, но зрительное восприятие, наблюдательность, навыки самообслуживания.

Специалист-дефектолог также применяет музыкально-ритмическую терапию, которая позволяет разнообразить процесс занятий, расширить словарный запас ребёнка, нормализовать эмоциональный фон и речевую активность, характеристики голоса, дыхание и координацию движений.

При задержке речевого развития

Читайте о признаках задержки речевого развития по ссылке.

Речевые патологии чаще всего связаны со сбоями в работе нервной системы. Поэтому речевая терапия должна проходить в максимально комфортных для больного психологических условиях – необходимо его хорошее настроение и заинтересованность – и в союзе с другими лечебно-восстановительными мерами.

Педагогическая терапия сочетает в себе работу над формированием речи (регуляция голосообразования и дыхания, постановку по отдельности смешиваемых звуков – шипящих, свистящих, губных; развитие фонематического слуха и способности воспроизводить речевой материал) и восстановлением и совершенствованием двигательно-манипулятивной деятельности рук, мелкой моторики.

Особенно важно речевое и интеллектуальное развитие при выраженных двигательных нарушениях (см. выше параграф о церебральном параличе: даже если такого диагноза нет, принцип один и тот же). Нарушение каких-либо двигательных рефлексов может быть препятствием для нормального дыхательного процесса, а вместе с ним голосообразования и развития речевой мускулатуры.

Читайте также  В чем разница между бренди и коньяком

В своей работе логопед-дефектолог учитывает разницу в развитии речи и моторики и оптимизирует нагрузку.

При заикании

Самое главное в реабилитации при заикании – своевременность начала восстановительного процесса: сразу после появления дефекта. Не менее важна комплексность терапии, то есть сочетание работы логопеда, психо- и физиотерапевта и врача. В этом процессе большую роль играет взаимодействие ребёнка с окружающими (поэтому показана педагогическая работа с родственниками) и лечебные физические нагрузки (ЛФК).

Заикание, тесно связанное с нарушениями работы нервной системы, требует комфортной для ребенка психологической атмосферы. Не в коем случае нельзя акцентировать внимание на речевом дефекте ребёнка – в противном случае у него может выработаться страх к любому виду терапии и заикание только усилится.

Читайте о заикании здесь.

Работа логопеда основана на поэтапном развитии речи. В первую очередь специалист провоцирует речь в условиях наглядной ситуации (с помощью жестов, движения, мимики, интонации) и контекста высказывания. Таким образом ребёнок учится самостоятельно строить фразы, отвечать на вопросы и задавать их.

Трудотерапия в реабилитации: как это работает

Ценность трудотерапии заключается в том, что ребёнок видит положительный результат своей деятельности, испытавает радость творчества, в следствие чего повышается общий эмоциональный фон и появляется воля к выздоровлению.

В реабилитации используются общеукрепляющая, восстановительная и ориентировочная трудотерапия.

При общеукрепляющей трудотерапии главной целью является переключение внимания ребёнка с болезни на легкие и полезные занятия: лепка, вырезание, нанизывание бус, помощь в быту. В результате повышается общий тонус организма, настроение, моторика и ловкость.

Восстановительная трудотерапия связана с восстановлением двигательных функций и тренировкой мышц. Основная цель – развитие основных двигательных умений и активизация сохранных органов и мышц для того, чтобы в будущем больной мог полноценно работать в своей профессиональной области. В таком лечении особенно важно, чтобы ребёнок видел, что результат его труда ценят окружающие: например, можно устраивать выставки работ и дарить родным и друзьям поделки и рисунки.

Ориентировочная трудотерапия направлена на определение будущих профессиональных склонностей ребёнка. Исходя из общего состояния организма, анализа нервной и двигательной системы, педагог-дефектолог и врач определают возможности и способности ребёнка. Для наибольшей эффективности терапии рекомендуются занятия в творческих кружках.

в нашем Центре Вы найдете услуги логопеда, невролога, психолога для абилитации и реабилитации ребенка при заикании, нарушениях слуха и зрения, задержках речевого развития, ДЦП и других проблемах. Закажите обратный звонок через форму — мы проконсультируем Вас и при необходимости запишем на прием.

  • Главная
  • О центре
  • Наши специалисты
  • Цены
  • Ваши вопросы
  • Онлайн-занятия
  • Отзывы
  • Коллегам
  • Публикации
  • Логопед взрослым
  • Логопед детям
  • Логопедический массаж
  • БОС
  • Новости
  • Контакты
  • Психолог

© « Центр коррекции речи Анны Белик »

Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, [email protected] , Skype: Beliklogocenter

Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

Что такое реабилитация и абилитация инвалидов?

Понятия «реабилитации инвалидов» и «абилитации инвалидов» определены статьей 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 01 января 2017 года):

  • Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
  • Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Основные задачи реабилитации или абилитации инвалидов

Реабилитация или абилитация инвалидов направлена на устранение нарушений здоровья со стойким расстройством функций организма в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

  • медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
  • социально-средовую и социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально- бытовую адаптацию;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Медицинская реабилитация или абилитация

Раздел медицинской реабилитации или абилитации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида (далее – ИПРА инвалида, ребенка-инвалида) включает (в зависимости от потребностей) мероприятия восстановительной медицины; лекарственного обеспечения при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности; восстановительной (реконструктивной) хирургии; санаторно-курортного лечения, протезирования и ортезирования.

В качестве основы для составления перечня мероприятий по медицинской реабилитации инвалида специалистами федеральных государственных учреждений МСЭ используются данные организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь больному (инвалиду), изложенные в направлении его на медико-социальную экспертизу (п. 34 формы № 088/у, утвержденной приказами Минтруда России №578н, Минздрава России №606н от 06.09.2018 г. «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией»).

Услуги по медицинской реабилитации инвалидов включают в себя:

  • восстановительную терапию;
  • реконструктивную хирургию;
  • протезирование;
  • ортезирование;
  • санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение инвалидов лекарственными средствами;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами медицинской реабилитации;
  • динамическое наблюдение за инвалидами.

Восстановительная терапия как услуга по медицинской реабилитации заключается в воздействии на организм инвалида в целях восстановления или компенсации его нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо возвращения его дееспособности.

Медикаментозная терапия — применение лекарственных средств для предупреждения прогрессирования болезни, ее обострения и осложнений;

Физиотерапия — применение физических природных и искусственных факторов в реабилитации инвалидов для коррекции основных патофизиологических сдвигов, усиления компенсаторных механизмов, увеличения резервных возможностей организма, восстановления физической работоспособности;

Механотерапия — применение различных механизмов и приспособлений для восстановления нарушенных функций систем организма. Она основана на выполнении дозированных движений (преимущественно для отдельных сегментов конечностей), осуществляемых с помощью механотерапевтических аппаратов, облегчающих движение или, наоборот, требующих дополнительных усилий для его выполнения;

Кинезотерапия — применение комплекса лечебных мероприятий, включающих активную и пассивную гимнастику с целью восстановления функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата;

Психотерапия — применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение инвалида психологическими методами, обеспечивающими оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств инвалида;

Трудотерапия — применение системы методов восстановления различных нарушенных функций организма с использованием определенных видов трудовой деятельности;

Лечебная физкультура — физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные), прогулки;

массаж, мануальная терапия;

Реконструктивная хирургия представляет собой услуги по медицинской реабилитации инвалидов, заключающиеся в проведении хирургических операций, в том числе сложных (высокотехнологичных), для восстановления структуры и функций органов, предотвращения или уменьшения последствий врожденных или приобретенных дефектов и снижения тем самым ограничений жизнедеятельности, компенсации нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, для вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо возвращения дееспособности инвалида.

Протезирование представляет собой процесс замены частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом), служащим для замещения отсутствующей части тела или органа, с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей человека.

Ортезирование заключается в компенсации частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.

Санаторно-курортное лечение инвалидов

Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляет лечащий врач и врачебная комиссия (ВК) лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. ВК лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Срок действия справки для получения путевки – 6 мес.

Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке.

Национальный стандарт Российской Федерации

«Услуги по медицинской реабилитации инвалидов»

ГОСТ Р 52877-2007

Социальная реабилитация или абилитация инвалидов

Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалидов включают в себя:

  • социально-средовую реабилитацию;
  • социально-психологическую реабилитацию;
  • социокультурную реабилитацию;
  • социально-бытовую адаптацию.

Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

  • Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
  • Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
  • Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

Социально-психологическая реабилитация

Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

  • психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция;
  • психотерапевтическая помощь;
  • социально-психологический тренинг;
  • психологическая профилактика;
  • социально-психологический патронаж.

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

  • Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.
  • Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
  • Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.
  • Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.
  • Разработка и реализация разно профильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

Социально-бытовая адаптация инвалидов

Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов.

Услуги по социальной реабилитации инвалидов.

В чем разница между абилитацией и реабилитацией?

В 2016 году вступил в силу закон, который определил понятие абилитация для граждан с инвалидностью, а также ее различия с реабилитацией.

Реабилитация — это процесс восстановления организма в послеоперационный период, после сложной и тяжелой болезни, или же после полученной травмы.

Абилитация — это процесс формирования способностей, которыми обладает человек. Абилитация чаще всего применяется в работе с детьми, у которых есть отклонения в развитии физическом, или же интеллектуальном.

  1. Реабилитация для инвалидов — что это?
  2. Что такое абилитация?
  3. Абилитация и реабилитация какая разница?
  4. Государственная поддержка абилитологии
  5. Принцип составления индивидуальных программ
  6. С профессиональным уклоном
  7. Оздоровительных мероприятий и социальной адаптации
  8. Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида
  9. Заключение

Реабилитация для инвалидов — что это?

Реабилитация — это целый комплекс мероприятий для инвалида, который имеет такие части:

  • Реабилитационные мероприятия социального типа — это восстановление больного с инвалидностью, как субъекта социума;
  • Педагогический процесс восстановления — это реабилитация для инвалида, как личности действия;
  • Психологические реабилитационные меры — это восстановительный процесс инвалида на уровне личностных показателей;
  • Медицинская физическая реабилитация — это процесс восстановления функциональности организма, или же отдельных его органов.

Все составляющие принципы реабилитации, способны восстановить больного до того состояния, что он может нормально жить в обществе.

Что такое абилитация?

Это также целый цикл мероприятий, для того, чтобы человек с инвалидностью мог хорошо адаптироваться в социуме.

Существуют важные составляющие абилитационного процесса:

  • Социально средовая, или же просто социальная абилитация — это индивидуальное восстановление больного в социуме;
  • Педагогическая составляющая абилитации — это работа с человеком, по возвращению его деятельности;
  • Психологическая абилитация — это прием восстановления личности в гражданина с инвалидностью;
  • Абилитация медицинская включает в себя методики и приемы восстановления на биологическом и физическом уровне организма. Процесс абилитации помогает восстановить жизнедеятельность все функций человеческого организма.

Данный цикл мероприятий применяется в центрах физического и психологического восстановления человека с инвалидностью.

Абилитация и реабилитация какая разница?

Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.

При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.

При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.

В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.

Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.

Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.

Если начать применение абилита в десятилетнем возрасте, тогда полностью восстановить функции речевого аппарата не получиться.

Государственная поддержка абилитологии

В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.

Кроме выявления диагноза и лечения патологий современными препаратами и на современном оборудовании, также разрабатываются новейшие методики реабилитации больных после сложных травм, или же болезней, а также индивидуальные методики абилитации.

Существует разница в разработках данных методик восстановления.

Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.

Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2016 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.

Поддержка государством абилитологии, значительно снизит количество неадаптированных инвалидов, а также детей, которые перебывают в специализированных интернатах.

Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.

В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.

Принцип составления индивидуальных программ

Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.

Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:

  • Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
  • Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;

Медицинские мероприятия по абилитации:

  • Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
  • Протезирование больных;
  • Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.

Разница в абилитационных мероприятиях в том, чтобы научить инвалида приспосабливаться к социуму при помощи своих раскрытых способностей.

С профессиональным уклоном

Данный абилитационный процесс позволяет обучить гражданина с ограниченными физическими возможностями и оказать помощь в трудоустройстве, а также в адаптировании его на месте его работы.

Ели человек имел профессию, но после перенесенного травмирования, он не может физически выполнять свою работу, тогда проводится переквалификация на ту специальность, которая позволительна его способностям и физическим возможностям.

Для того чтобы инвалид работал на предприятии, руководство данной компании вместе с органами соцзащиты переоборудую место для работы гражданина с инвалидностью.

Работающим инвалидам государство кроме пенсионного обеспечения предлагает ряд льгот, для предприятий, в которых работают инвалиды, также существуют льготы налогового послабления.

Оздоровительных мероприятий и социальной адаптации

Занятия спортом благоприятно влияют на здоровье, а спортивные мероприятия, которые проводятся для инвалидов, позволяют улучшать их психологическое состояние.

Социальная адаптация в обществе — это, прежде всего семейные отношения, а также отношения той среды, в которой часто перебывает данный гражданин.

Социальная адаптация бывает 2 типов, которые должны действовать вместе:

Социальная ориентация в среде проживания — это дать возможность инвалиду быстрее адаптироваться в обществе:

  • Помочь инвалиду реализовать себя;
  • Способствовать поступлению его в учебные заведения;
  • Помощь психолога для работы в семье.

Адаптация на бытовом уровне — это процесс налаживания жизнедеятельности больного в семье:

  • Абилитация, или же реабилитации инвалида обслуживания себя в быту;
  • Психологический процесс налаживания контакта в семье;
  • Научить всех членов в семье проживать вместе с инвалидом;
  • Органам соцзащиты помочь в переоборудовании жилища для данной категории граждан.

Социокультурная абилитация — это посещение инвалидом групп по интересам, творческих и спортивных кружков.

Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида

Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.

Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.

Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.

Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.

Применяемые мероприятия:

  • Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
  • Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
  • Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
  • Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.

Заключение

Между абилитацией и реабилитацией существует большая разница в методиках применения, а также в комплексе мероприятий, но оба эти процесса настроены на восстановление функциональности человеческого организма после тяжелой болезни, или полученной травмы, и дать возможность инвалиду адаптироваться в обществе.

Абилитационный процесс восстановления, чаще всего применяется в работе с детьми-инвалидами, когда ребёнка с отклонениями в развитии необходимо научить быть полноценным гражданином в обществе.

Данный процесс настроен на восстановление функциональности организма на биологическом уровне.

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: