Чем отличаются стиль и жанр?

Чем отличаются стиль и жанр? Чем отличаются стиль и жанр? Во многих гуманитарных науках, так же как и в искусстве, терминология настолько размыта, что порой невозможно разобраться, что есть

Чем отличаются стиль и жанр?

Чем отличаются стиль и жанр?

Чем отличаются стиль и жанр? Во многих гуманитарных науках, так же как и в искусстве, терминология настолько размыта, что порой невозможно разобраться, что есть что. Разность и общие черты понятий «стиль» и «жанр» — яркий пример подобного «разброда и шатания».

Далее предпринимается попытка разложить «по полочкам» информацию по этому вопросу.

Что такое жанр?

Различные художественные и литературные энциклопедии трактуют жанр (от французского Genre — род) как сложившийся в ходе истории комплекс произведений, объединенных общими чертами сюжета, композиции, стиля и так далее. Понятие «жанр» обычно обобщает черты большой группы произведений, объединенных эпохой, местом жительства авторов либо другими признаками.

В различных видах искусства система жанров формируется по-разному. Принадлежность литературного произведения к определенному жанру определяется по следующим критериям:

  1. Литературный род текста (эпос, лирика, драма).
  2. Лежащее в основе произведения настроение, идеи, критерии оценки действительности (патетика, сатира, трагедия).
  3. Объем текста.
  4. Способ построения образов (документальный, символический либо аллегорический).

К литературному жанру эпоса относят героические поэмы, рассказы, романы, новеллы, повести и так далее. К жанрам лирики принадлежат элегия, ода, стихотворение, песня и другие. Драматические жанры – комедия, трагедия и собственно драма.

Следующий этап деления подключает к жанрообразующим критериям тематику конкретного произведения. Так, роман может быть бытописательным, психологическим, историческим, фантастическим и так далее. Как, впрочем и рассказ, и повесть.

Основные жанрообразующие критерии в изобразительном искусстве:

  1. Предмет или ситуация, изображенная на картине (портрет, натюрморт, пейзаж, батальное, историческое, мифологическое или фантастическое полотно).
  2. Характер изображения; технические приемы, от которых зависит сущность готовой работы (шарж, карикатура).

Жанры музыки отличаются по следующим критериям:

  1. Методу исполнения композиций (вокальные, вкально-инструментальные, инструментальные, оркестровые, сольно-инструментальные). Вокальные композиции бывают сольными, хоровыми и ансамблевыми.
  2. Предназначению (колыбельная, марш, танец и так далее).
  3. Теме (эпические, драматические или лирические).
  4. Месту исполнения (камерные, театральные, концертные, из кинофильмов и так далее).

Что такое стиль?

Понятие «стиль» фигурирует не только в области искусства. Часто можно услышать о стиле одежды конкретного человека (говорят «у нее есть стиль», «у него стиля никогда не было»); журналы часто пишут о стиле жизни, к примеру, знаменитостей или «золотой молодежи».

Относительно к рассматриваемым областям искусства стиль – это основанный на определенных логических и творческих закономерностях образ действий, играющий важнейшую роль в творчестве писателя, художника или музыканта. Это конкретный способ создания произведений, сущность творческого метода одного либо группы деятелей искусства.

В музыке стилем произведения называют законченный результат приложения творческих усилий автора, сумму всех использованных в процессе создания композиции. В сущность понятия «музыкальный стиль» включаются способы использования гармонического, ритмического, полифонического и мелодического материала, форма музыкального произведения, инструменты, на которых оно исполняется, и другие определяющие характер готовой композиции критерии. Не стоит забывать и о таком понятии, как впечатление, которое музыка производит на слушателя. Этот критерий тоже очень важен для итогового определения стиля произведения.

Классификация музыкальных стилей обыкновенно происходит по эпохам и композиторам. К примеру, можно сказать о стиле Баха, подразумевая характерный для большинства произведений композитора полифонический, гармонический, мелодический и другой материал. Если взять стиль Баха за абстрактную «ному», в сравнении с ним яснее видны особенности, например, стиля Бетховена. Более того, бах как один из крупнейших композиторов 18 века, часто в своих произведениях воспроизводит свойственные другим авторам черты, поэтому можно сказать, что стиль Баха – это некая основа стиля музыки 18 века.

Итог. Чем же стиль отличается от жанра?

Жанр – понятие более обширное, древнее и официальное, нежели стиль. Жанр определяет исторически сложившиеся существенные связи и свойства произведений различных видов искусства.

Стиль, в отличие от жанра, понятие не только из области литературы и искусства, оно используется в психологии и в реальной жизни. Стиль отражает комплекс критериев, выделяющих, характеризующих рассматриваемый предмет, отражает способы его получения либо изготовления, говорит о представлении конкретного произведения на фоне массы похожих.

Чем отличаются стиль и жанр?

Жанр (от фр. genre – род), — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

Историческая песня, ария, романс, кантата, опера, марш, вальс, прелюдия, соната — все это примеры различных музыкальных жанров. Каждый из них объединяет множество произведений. Вальсы, например, писали почти все композиторы XIX—XX вв. Таким образом, жанр — это определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений. Жанры отличаются друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого из них. Возьмем, например, марш. Вся его ритмика, фактура, мелодика и другие выразительные средства идеально приспособлены к шагу. Совсем другой пример — колыбельная. Здесь все иное: иная цель музыки, иное содержание и форма. Музыка колыбельной песни должна успокаивать малыша, окутывать теплой лаской, погружать в размеренный ритм укачивающих движений.

Удивительно и неисчерпаемо многообразие жанров, непосредственно связанных с жизнью. Врачевальные магические песни у казахов, песнопения лесных отшельников в древней Индии, песни, пробуждающие младенцев (наряду с колыбельными), — у якутов. В некоторых африканских общинах пение сопровождает судебные разбирательства, в арабских странах существовали своего рода песни-энциклопедии, песни-каталоги, в них перечислялись ремесла, звезды, ветры, племена. Своеобразны жанры музыкально-поэтических споров, состязаний. В искусстве трубадуров XI—XIV вв. таким жанром была тенсона — песня-диспут на художественные, психологические или философские темы. Азербайджанские дейишме — песни-диалоги. У эскимосов песенный спор имел более суровое значение: он был чем-то вроде бескровной музыкально-поэтической дуэли, разрешавшей жизненные конфликты. Побежденный удалялся из племени.

При неисчислимом разнообразии конкретных обстоятельств, в которых рождались жанры, их развитие имело и общие закономерности. Так, все народы в древности верили в то, что успех дела зависит от божеств, покровительства которых нужно добиться. Этой магической цели следовала музыка. Многократное, настойчивое повторение мелодий и ритмов превращало музыку в заклинание. Музыка помогала человеку в труде. Так родились песни, связанные с земледельческими работами, — покосные, жатвенные, молотильные; песни погонщиков верблюдов у арабов, прядильные песни, песни прачек в Европе. Важнейшие события истории, подвиги богатырей и народных героев легли в основу первых эпических жанров. У всех народов существуют семейно-бытовые песни — колыбельные, свадебные. В бытовых жанрах разных сословий постепенно намечалась и линия развлекательной музыки. В Киевской Руси IX—XI вв. она была представлена искусством скоморохов (см. Древнерусская музыка). В Англии XVI— XVII вв. это «маски», увеселительные представления с музыкой. Их предшественники — «междуяствия» XII—XIV вв., исполнявшиеся на пиршествах в перерывах между сменой блюд.

Читайте также  Чем традиции отличаются от обычаев — основные отличия

Борьба народа за свои права, революционные движения рождали музыку, которая сплачивала восставших и вдохновляла их на борьбу. Интонации мужества (призыва), солидарности звучат в песнях Великой французской революции 1789—1794 гг. Ими проникнуты песни, которые пели в предреволюционные годы в нашей стране, в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Жанры, непосредственно участвующие в жизни, иногда называют первичными, прикладными. По мере развития музыкального искусства возникали новые жанры, такие, как прелюдия, фуга, фантазия, симфония, инструментальный концерт, опера. Они уже не погружены в гущу жизни, а как бы приподняты над ней. Главная их цель — духовное обогащение человека. Жанры серьезной музыки потребовали от создателей напряжения всех творческих и личностных сил: гениальность человеческого мышления нашла в них яркое выражение. Не случайно имена И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича произносятся с таким же уважением, как и имена У. Шекспира, И. Ньютона, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева. От слушателей жанры серьезной музыки требуют глубокого, сосредоточенного восприятия. Друг от друга эти жанры отличаются и содержанием, и формой. Вот перед нами симфония — один из самых емких и сложных жанров, по широте охвата жизни напоминающий роман или драму. Но можно ли представить себе, чтобы вся серьезная музыка состояла только из симфоний? Ведь симфония, как и опера, — произведение крупномасштабное, обобщенное по форме. А человек нуждается также и в художественном осмыслении самых тонких движений его внутреннего мира. И вот появляются в музыкальном искусстве жанры камерного плана: элегии, ноктюрны, лирические пьесы (см. Камерно-инструментальная музыка). Энциклопедией разнообразнейших человеческих чувств становится романтическая прелюдия. Фантазия увлекает слушателя свободным импровизационным полетом мысли. Фуга представляет образец строгого, сосредоточенного размышления (см. Полифония). Концерт вовлекает нас в атмосферу соревнования солиста и оркестра.

Жанры не отделены друг от друга непроходимыми перегородками, они непрерывно обмениваются средствами выразительности. Так, интонации первичных, прикладных жанров становятся языком более сложных. Иногда у них даже совпадают названия: вальс, мазурка, марш, песня. Но одухотворенный «Вальс-фантазия» М. И. Глинки резко отличен от предназначенных для танца вальсов. Некоторые из фортепьянных мазурок Ф. Шопена любовно подражают народным танцам, другие — бальным, но написаны они композитором не для танца, а для слушания. Большинство из них — настоящие поэмы в звуках.

Сложный музыкальный образ часто создается из интонаций различных жанров. Посмотрим, как это делает Чайковский в 5-й симфонии. Ее содержание — столкновение судьбы и человека. Идея судьбы воплощена в интонации фанфары. Наиболее ярко она представлена в медленной части симфонии: трубный глас судьбы грозно прерывает мирную жизнь, грубо вторгается в счастливые мечты и заставляет содрогнуться человека. Во вступительных тактах симфонии эта фанфара звучит глухо и тихо. Сплетаясь с чертами траурного шествия и сосредоточенного хорального песнопения, она производит впечатление тяжкого предчувствия. Но постепенно человек освобождается от гнетущих мыслей и пробуждается к деятельной жизни — в музыке соответственно зарождается неопределенное пока танцевальное движение, сдерживаемое ритмом траурного марша. Кружение жизни, устремленной к радости, становится все быстрее — символом этого трепетного счастья оказывается вальс.
Музыкальные жанры не остаются неизменными, они обновляются и развиваются. Появляются новые жанры, вызванные изменившимися условиями жизни: музыка к кинофильмам, пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир (см. Пионерские песни, Киномузыка). Классические формы и жанры наполняются новым содержанием. Создаются произведения, вбирающие в себя особенности разных жанров. Это симфония-концерт для виолончели с оркестром С. С. Прокофьева, 12-я симфония Шостаковича для солистов-вокалистов и симфонического оркестра, концерт для оркестра «Озорные частушки» Р. К. Щедрина, симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд-овшары» Ф. М. Амирова и др.

Стилем называется сумма всех элементов и приемов, использованных в музыке, её «итоговый» вид. В понятие стиля включается гармонический, мелодический, полифонический и ритмический материал, способы его использования, а также форма, инструментовка и прочие факторы, определяющие характер музыкального произведения, впечатление, которое оно производит на слушателя. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам. Например, мы можем говорить о «стиле Баха», имея в виду гармонический, мелодический, полифонический, ритмический и прочий материал, который характерен для большинства произведений Баха; в сравнении с этой нормой яснее выступают особенности, например, «стиля Бетховена». Кроме того, Бах был одним из крупнейших композиторов 18 в. и во многих отношениях воспроизводил нормы, свойственные другим авторам той эпохи, поэтому мы можем говорить о «стиле 18 в.», подразумевая «стиль большинства композиторов этого времени, в том числе и Баха».

Термин музыкальный стиль определяет систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определенного идейно-образного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях опирается на социально-исторические условия, мировоззрение и мироощущение композиторов, их творческий метод, ка общие закономерности музыкально-исторического процесса. Соответственно выделяют стиль исторический, национальный, индивидуальный.

Искушенный слушатель свободно ориентируется в системе стилей и благодаря этому лучше понимает музыку, Он легко отличает, например, расчлененные, строгие и стройные, почти архитектурные формы музыкального классицизма от текучей массивности барокко, ощущает национальную характерность музыки С. С. Прокофьева, М. Равеля, А. И. Хачатуряна, по первым же звукам определяет, произведение какого композитора исполняется.

Музыкальные стили связаны со стилями других искусств. Как похожи, например, наполненные изящными и галантными украшениями пьесы для клавесина французских композиторов XVIII в. Ж. Ф. Рамо и Ф. Куперена на живопись в стиле рококо, пронизанную мелкими завитками линий! Как близка музыка К. Дебюсси, одного из ярких представителей музыкального импрессионизма, живописи, одухотворенной вибрацией света, мерцанием мазков, туманящих твердые контуры предметов! Эти связи также обогащают понимание музыки.

Своеобразие стилей выявляется в отличительных признаках, они сближают различные произведения одного стиля, в то же время отграничивая их от музыки иных стилей. Приметы стиля пронизывают решительно все стороны музыки — фактуру, ритм, мелодику, гармонию и др.

Но стиль не сводится лишь к сумме отличительных признаков содержания и формы. Он представляет собой живое единство, а не механический набор примет. Именно эта духовная глубина, неповторимость выраженного в произведении мироощущения композитора привлекают нас. Мы ясно чувствуем, например, мятущуюся и мечтательную душу романтика в музыке Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В энергии ритма, жесткости гармонии музыкальных произведений 1910-х гг. явственно слышится зарождение нового мироощущения, характерного для стиля XX в.

Наиболее отчетливо миросозерцательная основа выявляется в индивидуальном стиле. Ведь, сочиняя музыку, композитор вкладывает в нее всю душу, живет одной судьбой с героями своих произведений. И потому нет ничего удивительного в том, что склад его мышления, темперамент, характер, преобладающие настроения, мировоззрение, сам метод творчества находят выражение в музыке. Многие высказывания Л. Бетховена, например, раскрывают главное в его личности — стремление к преодолению трудностей, к борьбе. И в его музыке часто слышится волевой порыв, наталкивающийся на препятствия, преодолевающий их. Письма русского композитора А. К. Лядова раскрывают его как натуру созерцательную, спокойно любующуюся красотой. Любовь к тончайшей звукописи обнаруживается и в его музыкальном наследии.
Чтобы глубже понять своеобразие музыкального стиля, нужно прослушать несколько произведений. Единичное сочинение, особенно миниатюра, представит нам героя в какой-то одной ситуации, например в момент упоения красотой природы. Но каким он будет в минуту глубочайшей скорби, как проявит себя в жизненной борьбе, полной опасностей? Стиль же выражает отношение не к одной ситуации, а к жизни в целом, к миру. Эта мировоззренческая глубина — духовная сущность стиля — откроется лишь при знакомстве с разными произведениями.

Читайте также  Кетоконазол и клотримазол: чем отличаются и что лучше

В историческом развитии стилей слушатель увидит путь духовных исканий человечества, все более глубокого и полного осмысления меняющейся действительности, формирования новых идеалов человека.

Что такое музыкальный стиль, жанр и направления музыки: основные понятия

Невозможно представить мир без музыки. Звучание издаётся по телевизору, из наших колонок, на дискотеках. Часто нам нравятся не только определённые композиции, но и стили или жанры. В чём их разница, как отличить понятие и использовать?

Определения и разница между стилем, жанром и направлением

Понять различия между стилем, жанром и направлением помогут определения:

  1. Музыкальный жанр – французское слово, которое определяет тип произведения в зависимости от назначения, формы и содержания. Примером жанра выступает романс, опера, песня, ария, соната. В каждую из групп попадают сотни исполнителей и неограниченное число композиций.
  2. Музыкальный стиль – приёмы и элементы, которые позволяют достигнуть конечного результата в виде песни, арии или материала. Разнообразие стилей возникает благодаря манере игры на инструментах, преподношения вокала. На стилевые признаки влияли исторические и социальные предрассудки людей, мироощущения авторов композиций.
  3. Музыкальное направление – обобщающий термин, которые не используется в профессиональном мире музыки. Обыватели применяют понятие для отображения принадлежности произведений авторов к единой категории. Направление предполагает объединение стиля и жанра, определяя их общность.

Применение того или иного понятия осложняется разнообразным отношением авторов к определениям. Использование любого из предложенных определений в схожем контексте не ошибка.

Основные жанры, стили и направления

На сегодняшний день существует несколько десятков жанров, а ещё больше поджанров в музыке (стилей и направлений). Предлагаем ознакомиться с доминирующими и наиболее употребляемыми в музыкальном мире.

Народная музыка

Народная музыка считается крупным разделом, так как объединяет произведения по историческому, этническому и культурному признаку. Исходя из такого деления, музыка подразделяется на русскую народную, болгарскую, немецкую, норвежскую и так далее. Конечное число определено количеством этнических групп и временных рамок.

Классическая музыка

Классика определена историческим отрезком времени и рациональности исполнителей. Классическая музыка перекликается с народной, но обладает рядом отличий. Выделяется Европейская классическая музыка (средневековье, барокко, романтизм и т.д.), Арабская, Индийская и другие.

Блюз, Ритм-н-Блюз, Джаз

Блюз, Ритм-н-Блюз и Джаз считаются разными жанрами музыки, но появились в одну эпоху и обладающие общностью стиля. Различия жанра зависят от места появления и развития, используемых инструментов, вокала и некоторых других особенностей. Каждое музыкальное направление обладает собственным поджанром.

Электронная музыка

Электронная музыка – большой раздел музыкального мира (жанр), охватывающий композиции, исполняемые с использованием электронных инструментов. Поджанры отличаются от вида инструмента, которые появлялись в процессе развития технологий и человечества. Первая стадия зарождения жанра началась в XIX веке. Особая роль такой музыки возникла в момент появления компьютерной техники и синтезаторов.

Рок считается ещё одним огромным жанр популярной музыки, появившийся в далёком XIX веке. Начало положено с использованием рок-н-ролла, а развитие продолжается по сей день. Характерным для рока является чёткий ритм, разнообразие инструментов. Музыкальное направление обладает наибольшим числом поджанров начиная от лёгких, заканчивая агрессивными трэщ-металом, блэк-металом и другими.

Чем отличаются стиль и жанр?

Что такое жанр?

Различные художественные и литературные энциклопедии трактуют жанр (от французского Genre — род) как сложившийся в ходе истории комплекс произведений, объединенных общими чертами сюжета, композиции, стиля и так далее. Понятие «жанр» обычно обобщает черты большой группы произведений, объединенных эпохой, местом жительства авторов либо другими признаками.

В различных видах искусства система жанров формируется по-разному. Принадлежность литературного произведения к определенному жанру определяется по следующим критериям:

  1. Литературный род текста (эпос, лирика, драма).
  2. Лежащее в основе произведения настроение, идеи, критерии оценки действительности (патетика, сатира, трагедия).
  3. Объем текста.
  4. Способ построения образов (документальный, символический либо аллегорический).

К литературному жанру эпоса относят героические поэмы, рассказы, романы, новеллы, повести и так далее. К жанрам лирики принадлежат элегия, ода, стихотворение, песня и другие. Драматические жанры – комедия, трагедия и собственно драма.

Следующий этап деления подключает к жанрообразующим критериям тематику конкретного произведения. Так, роман может быть бытописательным, психологическим, историческим, фантастическим и так далее. Как, впрочем и рассказ, и повесть.

Основные жанрообразующие критерии в изобразительном искусстве:

  1. Предмет или ситуация, изображенная на картине (портрет, натюрморт, пейзаж, батальное, историческое, мифологическое или фантастическое полотно).
  2. Характер изображения; технические приемы, от которых зависит сущность готовой работы (шарж, карикатура).

Жанры музыки отличаются по следующим критериям:

  1. Методу исполнения композиций (вокальные, вкально-инструментальные, инструментальные, оркестровые, сольно-инструментальные). Вокальные композиции бывают сольными, хоровыми и ансамблевыми.
  2. Предназначению (колыбельная, марш, танец и так далее).
  3. Теме (эпические, драматические или лирические).
  4. Месту исполнения (камерные, театральные, концертные, из кинофильмов и так далее).

Что такое стиль?

Понятие «стиль» фигурирует не только в области искусства. Часто можно услышать о стиле одежды конкретного человека (говорят «у нее есть стиль», «у него стиля никогда не было»); журналы часто пишут о стиле жизни, к примеру, знаменитостей или «золотой молодежи».

Относительно к рассматриваемым областям искусства стиль – это основанный на определенных логических и творческих закономерностях образ действий, играющий важнейшую роль в творчестве писателя, художника или музыканта. Это конкретный способ создания произведений, сущность творческого метода одного либо группы деятелей искусства.

В музыке стилем произведения называют законченный результат приложения творческих усилий автора, сумму всех использованных в процессе создания композиции. В сущность понятия «музыкальный стиль» включаются способы использования гармонического, ритмического, полифонического и мелодического материала, форма музыкального произведения, инструменты, на которых оно исполняется, и другие определяющие характер готовой композиции критерии. Не стоит забывать и о таком понятии, как впечатление, которое музыка производит на слушателя. Этот критерий тоже очень важен для итогового определения стиля произведения.

Классификация музыкальных стилей обыкновенно происходит по эпохам и композиторам. К примеру, можно сказать о стиле Баха, подразумевая характерный для большинства произведений композитора полифонический, гармонический, мелодический и другой материал. Если взять стиль Баха за абстрактную «ному», в сравнении с ним яснее видны особенности, например, стиля Бетховена. Более того, бах как один из крупнейших композиторов 18 века, часто в своих произведениях воспроизводит свойственные другим авторам черты, поэтому можно сказать, что стиль Баха – это некая основа стиля музыки 18 века.

Итог. Чем же стиль отличается от жанра?

Жанр – понятие более обширное, древнее и официальное, нежели стиль. Жанр определяет исторически сложившиеся существенные связи и свойства произведений различных видов искусства.

Стиль, в отличие от жанра, понятие не только из области литературы и искусства, оно используется в психологии и в реальной жизни. Стиль отражает комплекс критериев, выделяющих, характеризующих рассматриваемый предмет, отражает способы его получения либо изготовления, говорит о представлении конкретного произведения на фоне массы похожих.

1.4.3. Соотношение жанра и стиля

Одной из проблем, поставленных М.М. Бахтиным и активно разрабатываемой в наши дни, является проблема соотношения жанра и стиля. М.М. Бахтин утверждает, что существует неразрывная связь стиля с жанром. Он пишет: «По существу, языковые, или функциональные, стили есть не что иное, как жанровые стили определенных сфер человеческой деятельности и общения. В каждой сфере бытуют и применяются свои жанры, отвечающие специфическим условиям данной сферы; этим жанрам и соответствуют определенные стили» [ Бахтин, 1986: 254 ] . Иными словами, М.М. Бахтин, считает, что стиль является не характеристикой языка, обслуживающего определенную сферу человеческой деятельности, в целом, а составной частью каждого жанра данной сферы. «Стиль неразрывно связан с определенными тематическими единствами и — что особенно важно – с определенными композиционными единствами, с определенными типами построения целого, типами его завершения, типами отношения говорящего к другим участника речевого общения… Стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания» [ Бахтин, 1986: 255 ] . По причине тесной взаимосвязи стиля и жанра, стилистика, считает ученый, должна постоянно учитывать жанровую природу стилей и изучать разновидности речевых жанров.

Читайте также  Чем отличается религия от веры: особенности и отличия

Ключевым вопросом изучения РЖ в связи со стилями остается вопрос об их соотношении. Н.В. Орлова посвящает данной проблеме работу, в которой обращается к существованию двух противоположных точек зрения: 1) у каждого стиля свой репертуар жанров и 2) жанр может переходить из стиля в стиль, то есть не реализуется в каком-то одном стиле [ Орлова, 1997: 51 ] . Первое утверждение восходит к В.В. Виноградову [ Виноградов, 1963 ] , согласно которому, стиль – абстракция некоторого множества жанров. Эта точка зрения имеет своих сторонников. По мнению Г.Я. Солганика, стиль и жанр соотносятся как общее и особенное. «Любой функциональный стиль существует лишь как совокупность жанров» [ Солганик, 1978: 5 ] . М.В. Панов указывает, что за разными типами устной и письменной речи закреплены разные жанры. Для изучения развития русского языка он предлагает изучать целый ряд РЖ, которые разбивает на группы в соответствии с языковыми стилями [ Панов, 1962: 97-98 ] .

Источником второго подхода является точка зрения М.М. Бахтина, о делении РЖ на первичные и вторичные. «Если первичный и соответствующий вторичный жанры имеют общие речевые признаки, — пишет Н.В. Орлова, — то действительно есть смысл говорить о переходе жанра из стиля в стиль» [ Орлова, 1997: 51 ] . Исследуя примеры разговорной речи, публицистики, деловой и судебной речи, обозначенные заведомо как РЖ «осуждение» и «обвинение» (критерием общности интенций выступала возможность описать высказывания одинаковыми дескрипциями), Н.В. Орлова утверждает, что переходя из стиля в стиль, РЖ сохраняет иллокутивную структуру и особенности диктума, тогда как различные стили отвечают за «стилистическую специфику: различную степень выражения оценки, экспликации единиц». Таким образом, исследователь приходит к выводу о том, что «стиль – одна из переменных в системе жанрообразующих факторов, один из дифференциальных признаков жанра» [ Орлова, 1997: 56 ] .

Мы придерживаемся точки зрения М.М. Бахтина и его последователей на проблему соотношения стиля и жанра. Именно такой подход будет основой подробного рассмотрения в следующей главе диссертации РЖ «осуждение» и

«обвинение» в различных функциональных стилях.

Функционально-стилистической традиции изучения РЖ посвящена статья В.А. Салимовского [ Салимовский, 1999 ] . В ней представлены точки зрения на проблему жанра и стилей отечественных и зарубежных ученых, а также описаны некоторые направления в исследовании данной проблемы. В.А. Салимовский указывает на то, что М.М. Бахтин положил начало традиции включения внесловесной ситуации в исследование проблем жанра и стиля. Эта традиция была продолжена, в частности, М.Н. Кожиной, которая считает, что стиль формируется в результате функционирования языка в той или иной социальной сфере деятельности [ Кожина, 1968 ] .

Для стилистики текста в целом характерным становится анализ РЖ с учетом их отнесенности к определенным сферам общения. Такой подход характерен для работ В.В. Одинцова [ Одинцов, 1980 ] . О том, что виды социальной деятельности определяют организацию жанров речи, пишет Ст. Гайда [ Гайда, 1992 ] . Т.В. Матвеева исследует функциональные стили и представляющие их РЖ в аспекте текстовых категорий [ Матвеева, 1996 ] .

Перечисляя актуальные проблемы жанроведения, М.Н. Кожина указывает на «целый блок стилевых аспектов», среди которых своеобразие состава и функционирования различных РЖ в разных сферах общения, т.е. в разных функциональных стилях; определение специфичных, базовых для каждого функционального стиля речевых жанров; возможности составления типологии РЖ на основе функциональных стилей; вопрос о синонимии и омонимии первичных РЖ; критерии различения омонимии и полисемии и некоторые другие проблемы [Кожина, 1999: 60].

В.А. Салимовский отмечает, что изучение РЖ наряду с текстоцентрическим изучением функциональных стилей ведет к постановке и углублению ряда важных стилистических проблем. Среди них определение общих стилевых параметров разных типов текста; соотношение речевых актов и речевых жанров; своеобразие функционирования жанров в разных сферах, особенности их построения, степень стереотипности; специфика периферийных жанровых разновидностей и многие другие проблемы, требующие глубокого и многостороннего изучения [Салимовский, 1999].

Александра Бартош/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором различий между двумя похожими предметами или брендами. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Александра Бартош.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomKolgotok.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: