В чем разница между правдой и истиной

Чем отличается истина от правды: понятие, определение, суть, сходство и отличие

Философский вопрос о том, чем отличается истина от правды, а также само определение этих двух терминов – вот что всегда занимало наиболее пытливые умы носителей всех языков прошлого и современности. Люди, которые изучают его, могут натолкнуться на некоторые противоречия. Разберем оба термина и попробуем понять, почему они вызывают такой интерес.

Определение терминов

Истина — это информация, которая отражает некое положение вещей в реальности с предельной точностью, является единственно верной.

Правда же представляет собой информацию, которая лишь претендует на то, чтобы быть достоверной. Слово «правда» является антонимом к слову «ложь».

Правда и ценности

Правда считается серьезной ценностью, как личной, так и социальной, а такие понятия как «добро», «смысл», «справедливость» и подобные общечеловеческие ценности стоят с «правдой» в одном ряду.

Г. Риккерт представлял ценности заложенными в культуре человека как в созданной им реальности, что противоположна той реальности, которая возникла сама по себе, под воздействием сил природы. Главным же вопросом ценностей является проблема самого их существования. Риккерт также полагал, что нельзя говорить о ценностях, которые содержатся в объектах культуры, как о существующих и несуществующих, — лишь как о значащих и не имеющих значения.

Многие считают, что не столь удачные изыскания доказательств существования ценностей общепризнанных можно обосновать проблематичностью в определении ценностей всего человечества, потому как за последними зачастую скрываются ценности некоторых социальных групп (как правило, довольно консервативных), которые попросту навязывают другим свои собственные представления о мире.

Вот поэтому переоценка ценностей является достаточно сложной задачей, по сравнению с внесением некоторых поправок в имеющиеся знания. При этом, несмотря на мнение Риккерта, сами ценности существуют, вот только не в природе, а в человеческом сознании, и находят свои проявления они в определении конкретных форм социальной жизни.

Сходства и отличия

Всемирное общество в современности использует в своем движении вперед не одну истину, а, скорее, несколько соперничающих, которые обычно называют различными правдами. На вопрос о том, чем отличается правда от истины, философия говорит нам, что правда имеет выраженный социальный оттенок, и связана она с признанием определенного утверждения значительным, необходимым, полезным и подпадающим под некоторые требования социума.

Таким образом, именно интерпретация и значение для общества могут наделить что-либо статусом «правда», в отличие от различных событий, фактов и тому подобного. Выходит, что понятия «правда» и «истина» суть имеют совершенно разную, хоть многие и не привыкли к этому. Правда является субъективной, а истина объективна.

У каждого человека имеется сугубо личная правда. Ее он может считать непреложной истиной, с которой другие люди обязаны, по его мнению, соглашаться.

Правда, ложь, истина

Термин «ложь» способен прояснить некоторые моменты. Ложь играет не последнюю роль в определении того, чем отличается истина от правды, ведь правда по своей сути является истиной субъективной, то есть тем, что считает истиной определенный человек. При этом люди зачастую используют ложь, полагая, что она способна помочь в разрешении некоторых вопросов или проблем.

Ложь, как правило, бывает нескольких видов:

  1. Прикрывающая.
  2. Посягающая.
  3. Приукрашивающая.
  4. Компрометирующая.

Иммануил Кант отмечал, что преднамеренное умалчивание может рассматриваться как неправда или ложь. Если мы обещаем открыть человеку определенную истину, при этом формируем ложное утверждение, это будет считаться ложью. Если же нас принуждают выдать что-либо, не имея на такое принуждение никакого права, то уклонение от ответа или молчание будут являться неправдой.

Понятия в разные времена

В языке современных россиян у понятий сформировались следующие значения, которые принято считать за основные:

  • Правда — это конкретные познания о каком-либо факте, имевшем место в действительности. Такое познание, как правило, является неполным, потому как определенный человек видит лишь определенный фрагмент, мало кто решается копнуть чуть глубже.
  • Истина — связанное с интеллектуальной или же духовной сферой некое высшее знание. Знание близко к чему-то общему, у некоторых — даже к божественному. Истина является неоспоримым абсолютом, в отличие от правды.

Любопытно то, что такого рода разделение понятий в наше время воспринимается русскоязычным населением вовсе не так, как раньше. Вплоть до начала девятнадцатого века термины имели противоположное значение. Таким образом, правда воспринималась как нечто объективное, практически божественное, а истина – как что-то человеческое и субъективное.

В Руси правда являлась одним из обязательных атрибутов Господа и всех святых. Само же по себе это слово было неразрывно связано с такими понятиями, как благочестие, справедливость и праведность. Взять хотя бы один из старейших кодексов права на Руси, что имел название «Русская правда», которое было дано ему явно не просто так.

Еще один пример, чем отличалась истина от правды в то время: когда правда почиталась как прямой результат от общения человека с Господом, истина воспринималась как что-то «земное». Псалтырь говорит нам о том, что правда нисходит с небес, истина же идет вверх от земли.

Некоторые значения истины имели отношение к таким понятиям, как деньги и товар. Однако примерно к двадцатому веку значения у этих двух слов сменили друг друга, правда «упала на землю», в то время как истина была «вознесена до небес».

Делаем выводы

Из всего этого можно вынести несколько основных мыслей. Истина является неким возвышенным понятием, абсолютом знания, она неоспорима и связана с высокоинтеллектуальной сферой или духовной. Правда — понятие более приземленное и субъективное. Это определенная информация, которая претендует на то, чтобы быть достоверной, при этом она вовсе не обязательно таковой является.

У каждого человека правда своя, истина же для всех одна. При этом два понятия толковались иначе вплоть до двадцатого столетия. Значение терминов было прямо противоположным друг другу.

Правда и истина суть слов, чем отличается правда от истины, в чём разница между понятиями

Правда и истина – эти слова часто воспринимаются, как синонимы, имеющее общее значение. Но есть известное стихотворение в прозе Тургенева Истина и Правда, в которых автор противопоставляет эти два понятия. Наделяет их разными смыслами. Так в чём кроется проблема и суть истины и правды? В чём разница между понятиями? Чем отличается правда от истины?

Известны также слова из Псалтыря царя Давида:

«Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются. Истина воссияет от земли и правда приникнет с небес».

В этой, полной потаенных смыслов фразе, правда и истина тоже предстают, как разные понятия. Начетчик староверов, сиречь книжный человек Комиссар Катар утверждает, что авторство Псалтыря принадлежит Исусу Христу. Тогда нам должно быть двойне интереснее раскрыть суть понятий истина и правда, понять, в чём здесь проблема.

Обратимся опять к знаниями богослова Катара. Вот как объясняет он, чем отличается правда от истины и в чём разница между понятиями:

«Истина это то, что уже было, то есть «из туны». А проще, это быль или реальное прошлое. Познать истину можно, поскольку она уже свершившееся дело. Просто нужно откинуть шелуху домыслов, церковного и мирского вранья и увидеть все то, что было на самом деле. Вот человек, в основном, и занимается поиском истины».

Действительно, само фонетическое строение слова даёт нам подсказку о его значении – из туны. То есть, из прошлой жизни. Тогда слово «втуне» означает «в прошлой жизни». Сегодня оно приобрело ещё значение зрящности, безрезультативности прожитых лет.

Читайте также  В чем разница между грудным сбором 1 и 2

Значение слова «правда»

Для того, чтобы прояснить значение слова правда, обратимся к простому примеру. У ученика контрольная работа по математики. Весь урок он решает примеры и задачи. Можно этот процесс назвать писком истины? Безусловно. Урок закончился. Ученик успел решить и проверить все задания и сдал тетрадь на проверку учителю. Вечером он гордо объявил родителям: «Завтра за контрольную работу получу пять!». Родители порадовались за своего ненаглядного и такого умного ребёнка.

А на завтра выяснилось, что один пример он решил неправильно и получил за контрольную работу четвёрку. Получается, что он солгал. Кстати, лож – это зло, прочитанное наоборот. ЗЛ = ЛЖ(З). Буквы З и Ж взаимозаменяемые.

А если бы он не допустил это досадной ошибки, то сказал бы правду? Ученик старался проникнуть в будущее и предсказать эту правду. Последнее вполне возможно для грамотных аналитиков. Но только будущее может показать, правдивы ли были их слова. То есть, правда – это будущее. И никто не может владеть монополией на правду. Разве что только провидение или Бог, это как вам удобнее воспринимать.

Текст стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Истина и Правда»

— Почему вы так дорожите бессмертием души? — спросил я.

— Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной… А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

— В обладании Истиной?

— Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою… И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. «Что такое? Что такое?» — «Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь — прямая линия!» — «Неужели! о, какое блаженство!» — кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь… В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства…

Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело… Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да ещё находить в этом блаженство?».

Правда и истина – это цель и путь к ней человечества

Такие вот они правда и истина в своих подлинных значениях. Суть слов, как вы убедились, совершенно разная. И разница между понятиями существенная. По сути, истина – это лишь бесконечный, ежеминутный поиск правды. Дорога к ней через года и века всего человечества. Она никогда не будет до конца познана нами. Потому как она из будущего, она Богова.

В чем разница между правдой и истиной

Понимание правды и истины относят к философским вопросам, что связано с рассуждениями о жизни человека. Стремление человека к познанию окружающего мира, взаимоотношений, возможностей влияния сформировало эти понятия как отражающие некие конечные точки таких стремлений. В этих двух словах есть много общего и много различий.

Правда. Один взгляд на мир

Рождение правды продиктовано субъективным познанием каждого человека какого-либо события, ситуации, окружающего мира и является действительностью. Правда необходима людям как особое знание, способное понять, защитить, объяснить ситуацию. Желание этого нравственного ориентира для человека, как поиск контрольной точки, по которой можно сверить правильность направления пути.

Человек дорожит правдой как действительностью, она позволяет ему соответствовать нравственным критериям общества, формировать мнения, суждения относительно правды.

Действительность важна в различных сферах жизни человека:

  • Нравственность.
  • Законность.
  • Знания.
  • Жизненный опыт.

Правда лишь часть объективной реальности, часть истины. Проблема проявляется в том, что при субъективном видении человек не может иметь общее представление о ситуации или о предмете, именно поэтому правда относительна.

Относительность иногда играет злую шутку с человеком. Из 100 человек знающих правду, каждый прав и каждый неправ одновременно. По этой причине между людьми часто рождаются споры, в силу субъективности позиции.

По мере расширения границ при глубоком изучении правды, она может перейти в разряд истины, которая имеет статус всеобъемлющей.

Истина. Взгляд человечества на мир

В общечеловеческом понимании истина имеет глобальный масштаб и несет в себе объективность. Истину невозможно отрицать, это общая форма знаний, которая присутствует в религии, науке, миропонимании и к ней обращаются как к самой последней инстанции.

Истину можно узнать только собрав все части правды. В определенном смысле ее можно считать идеалом, как окончательное видение ситуации в определенной точке времени. Движение времени, новые знания могут изменить идеал представив его в новой трактовке.

Глубоко понимая появление истины на Земле, можно рассудить, что она лишь та часть видимого, что доступна человечеству. Поиски истины для многих ученых, писателей и просто людей становятся делом жизни, связаны с желанием увидеть мир многогранным и идеально понятным. Стремление к идеалу присутствует в разных областях жизни человека:

  1. Религия. Религиозные непреложные моменты через веру имеют влияние на жизнь людей, систему ценностей, общественный уклад.
  2. Наука. Поиск, изыскания, опыты и доказательства в целях объективности как постоянный и непрекращающийся процесс. Новые открытия способны изменить определение истины, вместе с этим существенно изменить жизнь людей.
  3. Искусство. Поиск идеала через мнения, суждения о вопросах морали в обществе, нравственности и общечеловеческих ценностей. Трансляция обществу нужных или событийных знаний, формирование предпочтений, развитие общества с помощью знаний.

Отличие правды от истины в обществе

Правда по своему определению ближе к человеку, к его жизни, к его устоям и традициям. В том время как Истина возвышается над человеком, объясняя события вне жизни человека. Истина принадлежит всему человечеству, а правда принадлежит группе людей или одному человеку.

Правда всегда понятнее для обычного человека, чем нечто отстраненное. Человек сам формирует правду, это его детище, которое он любит и защищает. Объективность для человека сложная нагрузка, ведь она сформировалась, минуя личный идеал и не так близка и понятна.

Правда содержит в себе ту часть истины, которую в определенный момент времени видит человек. Человек не в состоянии увидеть ситуацию в целом. Объективность предстанет перед человеком только когда станет не оспоримой обществом.

Действительность формируется из точки зрения одного человека. Объективность формируется из разных точек зрения разных людей в единое общее правило или пониманием.

Слово правда часто употребляется в поговорках, сказках и в целом народном фольклоре гораздо чаще, чем слово истина, что также говорит о более близком отношении человека к его ситуации чем к объективности.

Что общего у правды и истины

Правду и истину объединяет одна общая черта — обе они подвержены изменениям в течение времени. Оба этих понятия не вечны в истории. Благодаря движению общества во времени, новым открытиям, утверждениям, устранению ошибок и новым взглядам рождается новая действительность, а вслед за ней по крупицам формируется новая объективность.

Читайте также  В чем разница между файловыми системами fat32 или ntfs?

Обе позиции могут быть оспорены. Действительность может быть оспорена другим человеком или группой людей, которые имеют другую позицию и другую правду. Истина также может быть оспорена благодаря развитию науки, общества и влиять на изменение объективности могут различные обстоятельства, связанные с ней:

  1. Новые открытия.
  2. Гипотезы.
  3. Эксперименты.

Действительность и объективность каждая в своем формате отражают в полной мере развитие общества, его принципы.

xommep

xommep

Снова подниму проблему Истины, о которой ранее писал целый цикл статей. На сей раз повода особо нет, и визуализаций не будет; но обнаружил, что в старых статьях толком не сформулирована основная мысль, т.е. различие между Мнением, Правдой и Истиной; надо исправляться. ;)

Начну прямо с определения:

И́стина — философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету.

Уже с ходу бросается в глаза, что истина неразрывно связана с мышлением. То есть вне человечьего (разумного) общества Истины не существует, Истина появляется и проявляется только в процессе осознания реальности. Это с одной стороны может сломать мозг (особенно не привычный к нагрузкам шибче Дома-2), но, с другой стороны, позволяет лучше понять разницу между Мнением, Правдой и Истиной.

Как уже писал в цикле статей выше, самой простой и примитивной формой мышления является Мнение — «я так считаю». Оно является предельно субъективным, и этим плохо — у каждого может быть своё мнение, и совместить их в принципе невозможно. Но самое главное, что Мнение в принципе не подразумевает Истины — для мнения первичен именно субъект, а не объект познания. Чисто теоретически Мнение может совпасть с Истиной, но вероятность этого предельно мала, поскольку Мнение основывается на личном опыте отдельного индивида и не отличается системностью.

Вторая не-очевидная мысль статьи — в определении понятия Правда. Обычно между Правдой и Истиной ставят знак равенства, но в философии они различаются наличием субъективизма. Истина, как показано выше, является субъективным понятием (ибо не существует вне мышления), но при этом предельно объективна — т.е. субъективностью она пренебрегает. Правда же является субъективным отражением Истины, т.е. определённой точкой зрения на Истину:

Правда отличается от Мнения стремлением к Истине; но сама по себе она Истиной не является, в общем случае. В отличие от Мнения, Правда не так субъективна, и для неё объект важен не менее собственной субъектности; тем не менее, в силу ограниченности любого субъекта (а также из-за разного рода манипуляций с субъектностью) разного рода Правды могут друг другу прямо противоречить.

Например, «Крым это Россия» — это Правда; «Крым це Украина» — тоже Правда (пусть и жовто-блакитная); «Крым не для москалей» — это Мнение; а Истина — «Крым — это полуостров в Чёрном море».

Данный пример хорошо показывает, что Истина зачастую бывает такова, что в делах мирских она никому не нужна. В общественной деятельности сплошь и рядом возникают вопросы, которым Истина не помошник; и это напрямую следует из определения Истины как предельно объективного способа мышления, тогда как общественные движения предельно субъектны. И вместо объективного подхода сплошь и рядом важно донести Правду собственного субъекта, которого представляет это движение.

Всё одновременно и просто, и сложно. ;)) Основная проблема — в субъектности Истины; она не существует вне мышления, и её, как правило, нельзя измерить каким-нибудь мультиметром. Приходится оперировать понятием Правда, которое ещё более субъектно, и иногда даже во вполне благих намерениях сплошь и рядом манипулируется; как показано на картинке выше, даже рассматривая вполне истинный объект, на него можно смотреть с нужного разворота и видеть нужную кому-то картину. А вообще-то в современном общественном дискурсе уже и Правда мало кого интересует; сплошь и рядом происходит манипуляция Мнением; то есть вместо объекта в его рассмотрении участвует его симуляция, которая может от рассматриваемого объекта кардинально отличаться.

Почему Истина мало кого интересует в современности, кроме всё более сужающейся прослойки яйцеголовых учёных? Потому что она не может дать ответов «зачем» и «почему»; она описывает, но не мотивирует. На самом деле, само по себе описание мира — которое также можно обозвать как Познание — вполне себе мотиватор; и у Человечества в середине 20-го века даже была возможность по пути Познания, когда на короткое время сложился настоящий культ науки и учёных. Но затем что-то в консерватории сломалось, и мотивация Истиной оказалась не в тренде; обывателя массово развернули в сторону общества потребления. В общественном сознании уже начинает зарождаться понимание, что это что-то плохое, но почему, мало кто может объяснить.

Ответ тривиален — в обществе потребления не работает мотивация познанием (на уровне общества, юродивых-то всегда хватает); и в основном используется мотивация рефлексами и инстинктами. А это означает, что Мнение важнее Истины. Вы можете понимать, что «так нельзя и сяк нельзя», но ваша бренная тушка говорит «я этого хочу», поэтому пофиг на «нельзя» и поступаете, как велит тушка.

Этот процесс ухода от Истины в пользу Мнения анти-историчен и анти-прогрессивен; вместо изучения Вселенной (в разных смыслах этого слова) всё Человечество занято удовлетворением собственных «хотелок», в том числе — через искажение Истины, если она нам мешает. Этот процесс уже зашёл не только в сферу социальных отношений — например, феномен «запланированного старения» техники сейчас подмял практически весь «рынок». В итоге Человечка всё больше и больше окружают симулякры, при наличии таких инструментов познания Истины, которые и не снились нашим лапотным предкам — однако те жили по Правде, а мы — увы и ах. Да, их Правда заключалась в плоской Земле и лечении кровопусканием — но такова была Правда на тот момент. Законы Ньютоновской физики также начали трещать под напором квантовой механики; и нет никаких гарантий, что очередные факты не поставят под вопрос теорию относительности — не потому, что она кому-то не нравится, а потому что она противоречит ново-открытой Истине.

И чем дальше мы заходим в своей виртуализации окружающего мира, тем мы дальше от Истины, какой бы она ни была. Хватит уже ставить телегу впереди лошади, а своё мелочное Мнение — поперёд Истины.

Вот вам, для осознания масштабу личностей любого калибра.

Скорее всего, будет продолжение; не переключайтесь.

Лучшие материалы Православия.Ru: Семь лет назад.
Истинна ли правда?

Интернет-портал «Православие.Ru» представляет вниманию читателей новую постоянную рубрику в которую войдут наиболее интересные материалы, появившимися на нашем сайте семь лет назад. В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются новости, ставшие уже исторической хроникой, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации.

«У всякого Павла своя правда», — говорит русская пословица. Однако в научном мире порой малоубедительные теории претендуют на статус универсального закона, то есть правды всеобщей. Причем порой это теории признанных мэтров, оспаривать которых не очень-то удобно.

Читайте также  В чем разница между цельсием и фаренгейтом

Так, с легкой руки известного ученого Б.А. Успенского установилось почти единодушное мнение о четком разграничении в древнерусском сознании значений слов «истина» и «правда». «Правда осмысляется как божественное начало, а истина — как человеческое», — пишет Успенский в книге «Краткий очерк истории русского литературного языка» [1] . Эту идею повторяют в своих работах и высказываниях и другие ученые. При этом все приводят в качестве неопровержимого доказательства цитату из Псалтири: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче» (Пс. 84:11-12). К ней мы еще вернемся.

Посмотрим, что пишет в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Даль. «Истина — противоположность лжи; всё, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть (Всё, что есть, то и истина; не одно ль и то же есть и естина, истина? — В.Д.). » В качестве примеров Даль приводит пословицы: «Свет плоти — солнце, свет духа — истина»; «Истина хороша, да и правда не худа» и др.

Теперь о правде. «Правда — истина на деле, истина во образе, во благе, правосудие, справедливость. (то есть «правда» и «истина» если не синонимы, то уж никак не жестко разведенные понятия. — В.Т.) По первому коренному значенью правдой зовется судебник, свод законов, кодекс». Примеры: «Без правды жить легче, да помирать тяжело»; «Не в силе Бог, а в правде»; «Цыганская правда хуже всякой православной кривды»; «И твоя правда, и моя правда, и везде правда — а где она?»; «Вся правда в вине» (ср. In vino veritas, т.е. «Истина в вине». В русском варианте вместо «истины» употреблена «правда» — В.Т.).

Таким образом, мы видим, что «истина» есть нечто безусловное, непричастное лжи, тогда как «правда» бывает разной, и только высшая правда — истинна. Справедливости ради надо признать, что Даль также приводит упомянутую цитату из Псалтири. К ней мы еще вернемся.

«Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие небесное» (Мф. 5:20), — предупреждает Христос. Чья-то правда может оказаться абсолютной ложью перед очами Божьими. Иначе с истиной. П.Я. Черных в своем «Историко-этимологическом словаре» пишет: «Истина — филос. «достоверное знание, правильно отражающее объективную действительность. правда». Др.-рус. (Дог. Игор. 945 г .) и ст.-сл. истина — «правда», «верность», «законность» [Срезневский, I, 1144; Изборник, 1076 г ., 31 об., 187 об. и др.] Произв. от истый, о.-с. *istъ, -а, -о: *istъjъ, -аjа, оjе — «тот же самый», «подлинный», «действительный», «настоящий»». Таким образом, «истина» и «правда» (в высшем смысле) признаются почти синонимами.

Жизнь не укладывается в прокрустово ложе структурализма: мертвящих схем и жестких антитез. А вся концепция Успенского построена на упомянутой цитате из Псалтири (одной-единственной!); другие его примеры говорят о «правде», но не об «истине». Но что же тогда значит упомянутая загадочная ветхозаветная фраза?

В «Толковой Псалтири» («изъясненной по святоотеческим толкованиям») Евфимий Зигабен пишет о словах «Истина от земли возсия и правда с небесе приниче» так: «Под истиною разумей Самого Христа. Ибо Он сказал: Аз есмь истина (Ин. 14:6). Итак когда Христос воссиял от земли, по рождении на земле, и разрушил потом всякую ложь и обман, то Отец, Который, как мы сказали, есть высочайшая правда, призрел с неба на землю. Итак высшее и небесное примирено с низшим и земным». Христос — вот истина, пророчествует царь Давид.

Если бы уважаемый Борис Успенский внимательней перечитал бы Псалтирь, то он бы нашел и множество других случаев употребления слов «истина» и «правда», которые выступают почти всегда как синонимы. «Зане рекл еси: в век милость созиждется, на небесех уготовится истина Твоя» (Пс. 88:1); «Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина» (Пс. 118:142); «Еда повесть кто во гробе милость Твою и истину Твою в погибели; Еда познана будут во тьме чудеса Твоя и правда Твоя в земли забвенней» (Пс. 87:11-12). Перевод последнего примерно такой: «Неужели в гробу кто-нибудь поведает о милости Твоей и погибший — об истине Твоей; Неужели во тьме познаются чудеса Твои и в земле забвения — правда Твоя?» Здесь мы встречаемся с яркой особенностью поэтики псалмов — стилистической симметрией, при которой вторая часть фразы повторяет ту же мысль в другом словесном оформлении. «Истина» и «правда» выступают здесь как синонимы. В другом месте из 5 псалма говорится, что «несть во устех их истины». По логике Успенского, следовало бы сказать «несть во устех их правды», потому что истина у каждого своя.

Идея относительности истины весьма приятна современному человеку. Разумеется, это личное дело каждого, но зачем же переносить новомодное мировоззрение на древнерусское? Некогда Понтий Пилат небрежно бросил: «Что есть истина?» — в лицо Христу — Самой Истине, стоящей перед ним. Кажется, этот пример должен был научить осторожности со словами.

Русская пословица утверждает: «У Бога правда одна». Имеется в виду настоящая правда. То есть истина.

[1] Эту книгу подверг резкой критике М.И. Шапир, однако по данному вопросу ограничился замечанием о неоригинальности Успенского, приведя в пример статью П.Ф. Калайдовича (1817).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: