В чем разница между зацепщиком или стропальщиком

В чем разница между зацепщиком или стропальщиком

Кто такие зацепщики? Это не о целинных «зацепщиках» прицепов к комбайнам или тракторам, не о зацеперах на транспорте, также не об эвакуаторщиках автомобилей (хотя немного похоже).

Почти везде на любом производстве, на строительных объектах, в портах, складах, базах есть операции погрузки, разгрузки, транспортировки тяжестей разнообразных по весу, объему, габаритам, физическим свойствам. В этих процессах участвуют стропальщик, при необходимости крановщик, иногда сигнальщик, подъемные механизмы, грузозахватные приспособления (стропы, канаты, захваты, оттяжки, траверсы).

Далее рассказывается о распространенных профессиях зацепщика и стропальщика, работающих с перемещением, подъемом, спуском тяжелых весов. На разных производствах иногда называют их по-разному: стропаль, такелажник, чальщик, стропальщик-зацепщик.

Профессия зацепщика

Строп — от голландского слова петля, простейшее приспособление для обвязки или захвата груза из троса, цепи или текстильной ленты. У приспособлений, как и у механизмов, при эксплуатации накапливается степень износа, есть точка предела.

Существуют стандарты для них, необходима сертификация и проверка. Для подтверждения важности знания, умения, опыта и соблюдения всех правил стропальных работ приводится здесь пример.

На судостроительном заводе при перемещении краном по цеху листа металла для корпуса случился его обрыв. Но лист не грохнулся вертикально вниз, а спланировал как ковер-самолет почти по четверти площади цеха. Обошлось на тот раз все удачно. Но разбирали ситуацию подробно для выяснения причин и ответственных за происшествие.

Зацепщиком называют того же стропальщика, но проводящего крепление веса без права предварительной обвязки. Они с пола управляют краном, перемещают в емкости однотипные объекты, зацепив крюком за скобы, петли или другие элементы.

Владельцы кранов, сообразно с соответствующей конструкцией, для зацепщиков и рабочих основных специальностей устанавливают порядок инструктажа + проверки навыков на рабочем месте, проводимые через 3 мес. При этом необходимо отразить результат занесением в учетном местном документе.

После обучения зацепщика теории и практике на производстве проводится экзамен по квалификации, подтверждается документом допуск к работам стропальщиком без права обвязки. Для него определяется целый ряд норм и правил:

  1. По осмотру тяжести, приспособлений.
  2. По прицепке.
  3. По безопасности.
  4. По габаритам коридора передвижения.
  5. По работе с кранами с пола.

Простое перечисление установленных нормативов занимает длинные списки.

Непростая специальность стропальщика

Осуществляющий обвязку груза при помощи строп рабочий, который затем подвешивает его к крюку крана для перемещения — это стропальщик. Он работает со схемами строповки грузов, подает сигнал к началу движения, следит за расположением центра тяжести, взаимодействует с крановщиком, в конце операции отсоединяет петли. Для таких работ необходим допуск стропальщика, соответствующего одному из 5 разрядов (2-6).

Переаттестация проходит в случае, если у него был перерыв по специальности более 6 месяцев, или один раз в год. Для стропальщиков 2 разряда определены границы грузов до 5 т, длиной изделий до 3 м.

Вот что он должен уметь и знать (это не полный список):

  1. Определять зрительно массу груза.
  2. Схемы и места строповки.
  3. Правила применения, подбор стропов по длине и диаметру.
  4. Максимальные нагрузки на кран и стропы.
  5. Знаковая сигнализация с крановщиком.
  6. Правила безопасности на предприятии.

При повышении разряда возрастает сложность выполняемых работ, необходимые для этого знания. Требования регламентируются нормами Ростехнадзора, правилами, инструкциями. Так для 6 разряда назначается увязка сложных тяжеловесов по длине более 6 м, а массой выше 50 т. Поручается обработка хрупких изделий, а также конструкций для секционной или стапельной сборки. Ему может предоставляться право организации полного техпроцесса перемещения спецгруза.

Масштабируемое сходство

Поскольку труженики этих профессий выполняют похожую по составным этапам и элементам работу, поэтому существует ряд аналогичных свойств, характеристик, качеств и требований для обеих — только они разных масштабов. Вот некоторые:

  1. Действия с грузами могут нести опасности. Зацепщик или стропальщик подчиняются лицам, ответственным за безопасность.
  2. Это должны быть думающие, анализирующие люди с ответственностью, с внимательностью (с порядком в мыслях). Ошибки обходятся слишком дорого.
  3. Обладание хорошим глазомером, координацией движений, достаточной физической силой пригодится в деятельности.
  4. Уметь быстро реагировать и принимать решение в различных ситуациях.
  5. Общительность тоже не помешает (с крановщиком, со стропалем).
  6. Пополнять знания, навыки, опыт на местном производстве.

Мастерство в сравнении

Стропальщик более сложная, объемная, многосторонняя профессия. Он может свободно выполнить работу зацепщика, которого допустят к строповке грузов разве что на обучению. Зацепщик перемещает однотипные тяжести (без обвязки) в таре, где есть проушины, скобы, петли для зацепки крюком.

Стропальщик, по созданному и просчитанному в голове алгоритму процесса, должен суметь выбрать необходимые стропы, приспособления, произвести правильную обвязку, подвесить тяжеловес. Это все продумывается в зависимости от массы по характеристикам объекта, определяется необходимость действий нескольких кранов.

Эти профессии близки по характеру выполняемого дела, но рабочие имеют существенно разные степени допуска к грузам, к механизмам, ответственности за безопасность проводимых работ, за сохранность тяжестей. Думается, что нескоро робот сможет заменить высококвалифицированного стропальщика на уникальных металлоемких производствах.

«Такелажники кто это» и чем они отличаются от грузчиков

Такелажники — это профессиональные рабочие, способные обеспечить безопасный подъем и перемещение грузов с использованием грузоподъемных машин и механизмов, такелажных приспособлений и устройств. Масса перемещаемого им груза ограничена только квалификацией и наличием вспомогательных устройств.

Содержание

  1. Кто такие такелажники
  2. Организация такелажных работ
  3. Документы, регулирующие работу такелажника
  4. Трудовая функция
  5. Обязанности такелажника
  6. Обучение такелажников
  7. Заработная плата
  8. Меры безопасности при оказании такелажных услуг
  9. Примеры производства такелажных работ

Многим очевидно, что высшее образование – не залог получения достойной заработной платы.

Более того, квалифицированный специалист рабочей профессии часто способен зарабатывать даже больше. Он может быть востребованным, развивать свои навыки, получая опыт работы в разных отраслях промышленности.

Именно такие плюсы характерны для работы такелажника. Однако эта профессия часто воспринимается как простая и, соответственно, не требующая никаких знаний и навыков. Это является в корне не верным.

В статье мы ответим на вопрос кто такие такелажники, чем они отличаются от грузчиков и стропальщиков; и приведем несколько примеров их работы

1. Кто такой такелажник и чем он занимается

Такелажник — это прежде всего профессиональный рабочий, деятельность которого направлена на перемещение тяжелый, в том числе негабаритных грузов.

Профессия такелажника подразумевает как возможность подъема грузов собственной мышечной силой, так и с помощью такелажного оборудования. При этом, учитывая тяжесть груза такелажники работают в команде. Что существенно расширяет их возможности. По сути, там, где грузчику не хватит сил, техника не пройдет по габаритам, требуется особенно бережное отношение к оборудованию такелажники остаются единственным возможным вариантом решения задачи заказчика.

2. Отличия такелажника от смежных профессий

Отличия такелажника от грузчика

Возможно, для многих станет открытием, но такелажник и грузчик – разные профессии. Ведь, работа такелажника не сводится к непосредственному перемещению груза с использованием собственной мышечной силы.

Согласно профессиональному стандарту основная цель деятельности такелажника заключается в обеспечении безопасного подъема и перемещения грузов с использованием грузоподъемных машин и механизмов, такелажных приспособлений и устройств.

Они отнесены к группе такелажники и кабельщики-спайщики. Вид экономической деятельности — транспортная обработка грузов (52.24).

Одновременно с этим грузчик – общеотраслевая профессия рабочего. Требования к его знаниям и навыкам существенно ниже и, по сути, могут быть выполнены любым мужчиной.

Отличия такелажника от стропальщика

Еще одной профессией, которые часто путают друг с другом является стропальщик. Стропальщик и такелажник — это, безусловно, разные профессии. Однако, в них есть сходство: и тот, и другой занимаются перемещением грузов. Стропальщик так же как и такелажник является профессиональным рабочим. А значит должен иметь соответствующие знания и навыки.

При этом характеристика его работ сводится к правильной строповке и обвязке грузов для их подъема и иного перемещения. Стропальщик чаще всего работает в связке с машинистом крана и подает ему соответствующие сигналы с земли. Таким образом его трудовые функции уже, чем у такелажника. Что, естественно, не умаляет значимость его работы. Профессиональный стропальщик, так же как и профессиональный такелажник востребованы на рынке логистических услуг.

Читайте также  В чем разница между общим и свободным хгч?

2. Организация такелажных работ

Мы знаем , что такелажник — это профессионал, который должен знать, в частности , способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов, виды узлов, основные команды и сигналы, установленные для такелажных работ, порядок подбора такелажного оборудования и стропов в зависимости от характера погрузо-разгрузочных работ, назначение грузозахватных приспособлений, виды такелажа и многое другое.

Но, к сожалению, устоявшимся является мнение о том, что справиться «с любой погрузо-разгрузочной работой может любой трезвый мужчина».

Именно с такой мыслью в нашу такелажную компанию обратился клиент, чтобы заказать крановые работы. Узнав характер перемещаемого груза, место его размещения, предложили помимо крановых работ организовать такелажные. Однако клиент принял решение о возможности организации их своими силами.

В назначенный день и час в месте проведения работ был кран и стропальщик, машина с грузом. Клиент привлек несколько разнорабочих — непосредственных работников заказчика. С машины груз сняли, но дальше возникли сложности. Разнорабочие (5 человек) не смогли переместить его к месту установки в помещении.

Нам пришлось спешно включаться в процесс: привозить набор такелажного оборудования, привлечь 2 такелажников. Заказ мы выполнили, но его стоимость для заказчика возросла. Ведь помимо наших услуг пришлось оплачивать работу разнорабочих в выходные.

3. Документы, регулирующие работу такелажника

На сегодняшний день в России обязанности такелажника сведены в профессиональный стандарт «Такелажник».

Он вносит ясность во многие вопросы, возникающие как у работников, так и работодателей. В частности, упрощает процесс установления должностных обязанностей такелажника не только в области судостроения, но и на другом производстве, при организации единичных проектов. Документ был утвержден Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации 4 июня 2018 года.

Кроме того, характеристика работ такелажников по их разрядам и требования к их знаниям сведены в ЕТКС.

4. Что делает такелажник

Непосредственная трудовая функция такелажника зависит от его квалификации и сводится к выполнению следующих основных действий:

  • работы по подготовки груза к перемещению, его закрепление на используемых механизмах, установка и увязка;
  • работы вспомогательные, направленные на перемещение груза;
  • изготовление такелажного оборудования, оснастки, которая будет задействована при перемещении груза;
  • непосредственное перемещение груза по горизонтальной и вертикальной поверхностям;
  • комбинированное перемещение грузов, которое сочетает в себе работы по сборке, разборке и установке грузов (например, станковв проектное положение).

При этом масса перемещаемых такелажниками грузов (в отличие от грузчиков) практически не ограничена. И связана с навыками и опытом конкретного работника (его разрядом), а также наличием тех или иных вспомогательных устройств.

Отсюда, такелажник должен знать, какое оборудование нужно использовать для безопасного перемещения груза. Причем речь идет о безопасности как самого такелажника и иных привлекаемых к работе работников, так и груза.

Учитывая характер и сложность оказываемых услуг, при неправильном перемещении груза создаются риски нанесения ущерба и сопутствующему имуществу (полам, лифтам, стенам и так далее). Профессиональный такелажник способен все это учитывать, как на этапе предварительного осмотра груза, так и при непосредственной реализации проекта.

5. Обязанности такелажника

Обязанности такелажника зависят от характера, выполняемой работы и уровня квалификации специалиста. Они, как уже отмечалось ранее, сведены в профессиональном стандарте «Такелажник».

В частности, такелажник второго разряда должен быть подготовлен для перемещения грузов массой до 5 т, а также изготовления простого такелажного оборудования, рационального складирования грузов.

Такелажник третьего разряда способен уже перемещать грузы до 25 т, изготавливать все виды строп, перемещать (поднимать, опускать, переносить) грузы, требующие особой осторожности. К таким типам грузов, в частности, относятся лабораторное оборудование, предметы искусства.

Обязанности такелажника четвертого разряда предполагают, что он умеет осуществлять крепление и перемещение грузов массой вдвое больше – до 50 т, самостоятельно может ориентироваться в вопросе выбора метода перемещения груза. Его целесообразно привлекать к установке станков и иного оборудования в проектное положение, а также для проведения испытания такелажных приспособлений.

Наконец, такелажники пятого разряда помимо всех вышеуказанных навыков, готов к перемещению грузов свыше 50 т. Он знает как:

— подбирать такелаж для этих целей;

— осуществлять его испытание;

— использовать с максимальным учетом конструктивных особенностей перемещаемых и монтируемых агрегатов.

Специалистов такого уровня целесообразно привлекать для перемещения грузов, требующих особой точности и аккуратности в работе.

Таким образом, очевидно, что проведение таких сложных работ предполагает не только наличие мышечной силы, но и знаний и опыта, позволяющих сохранить целостность перемещаемого груза, здоровье такелажника и его коллег. Это очень важно знать, реализовывая такелажные работы.

6. Обучение такелажников

Отвечая на вопрос статьи «такелажники, кто это», необходимо обратить внимание на их обучение. Такелажник — работник со средним общим образованием, прошедший программы профессионального образования.

Кроме того, большим подспорьем будет получение необходимых навыков при непосредственной передаче опыта от человека к человеку. Поэтому здесь актуален институт наставничества.

7. Заработная плата

Уровень заработной платы такелажника напрямую зависит от его квалификации. Обычно он составляет от 30 000 рублей в месяц для работника 2-го разряда. Работники более высокого разряда могут получать существенно выше.

Приветствуется также наличие иных профессиональных навыков: водитель, стропальщик. Это делает работника более подготовленным для решения различных сопутствующих задач.

8. Меры безопасности при оказании такелажных услуг

Важно подчеркнуть, что работа такелажника может быть потенциально опасной для его жизни и здоровья.

Кроме того, как подчеркивалось ранее, нарушение правил безопасности с его стороны может негативно отразиться на его коллегах, а также перемещаемом имуществе. Поэтому одним из требований для получения специальности «такелажник» является:

  • достижение возраста 18 лет;
  • прохождение обязательных медицинских осмотров;
  • знание правил пожарной безопасности, электробезопасности и охраны труда;
  • обучение правилам безопасной работы на высоте;
  • в ряде случаев прохождение обязательного психиатрического освидетельствования.

9. Примеры производства такелажных работ

Для того, чтобы дать более полное представление о том, кто такие такелажники, предлагаем посмотреть следующие примеры.

Замена компрессора в чиллере

В указанном примере груз относительно легкий – 250 кг (каждая единица). Однако некоторые другие особенности работы потребовали привлечения именно такелажников.

Перед нами стояла задача заменить старые компрессоры для чиллера на новые (всего 8 шт.).

Сложность работ была в том, что перемещение груза требовалось по кровле бизнес центра. При этом на пути было размещено много препятствий в виде инженерных сооружений и коммуникации, которые обеспечивают работу здания.

Расстояние от места хранения до места установки было порядка 70 метров.

Установка в чиллере предполагала подъемом оборудования на высоту около 1 метра, не наклоняя в горизонтальную плоскость.

Для выполнения работ были задействованы 4 такелажника; использованы такелажные ремни и тележка грузоподъемностью 400 кг.

Время проведения работ — 3 часа.

Монтаж технологического оборудования

Монтаж любого технологического оборудования предполагает доставку его до места монтажа.

В видео представлен проект, предполагающий разгрузку и установку в проектное положение станка марки Jet в одном из учебных заведений г. Мытищи. Вес станка – 2 т, строповка произведена в одной точке. Срок проведения работ составил 1 час, включая демонтаж упаковки.

Так, кто же такие такелажники? В первую очередь — это профессиональные рабочие. Они способны обеспечить безопасный подъем и перемещение грузов с использованием грузоподъемных машин и механизмов, такелажных приспособлений и устройств. Масса груза ограничена только их квалификацией и наличием вспомогательных устройств.

Зацепщик. Программа обучения зацепщика.

Зацепщик. Программа обучения зацепщика по безопасному производству работ кранами

Зацепщик это одна из распространенных профессий на предприятии.

Знаниями зацепщика и безопасное производство работ кранами, управляемые с пола должны знать рабочие основных профессий для перемещения однотипных грузов в таре зацепом крюком за петли, проушины, скобы и другие приспособления для перемещения грузов кранами.

По требованию Правил безопасной эксплуатации кранов ПБ 10- 382-00 п..9.4.24 и п.94.25 обучение профессии зацепщик с управлением крана с пола не требуется. Допускать к работам можно после инструктажа на рабочем месте, повторный инструктаж проводить каждые 3 месяца.

Обучение по профессии оператор крана нужно, если кран радиоуправляемый

Читайте также  В чем разница между целью и миссией?

На практике, когда приходит с проверкой инспектор Ростехнадзора на предприятие, то всегда может написать много замечаний по этой профессии, чтобы этого не случилось нужно оформить обучение на самом предприятии по предлагаемой программе, утвержденной Ростехнадзором с выдачей внутреннего удостоверения (допуск к работам после инструктажа) Лекции и билеты будут размещены на сайте.

Безопасное производство работ кранами

Программа обучения, проверки знаний по охране труда лиц, пользующихся грузоподъемными кранами, управляемыми с пола, и производящих зацепку грузов, и экзаменационные билеты

Учебно-тематический план

Требования к персоналу, допускаемому к обслуживанию грузоподъемных кранов, управляемых с пола, и производя­щих зацепку грузов. Основные сведения о грузоподъемных кранах

Устройство, основы эксплуатации и технического обслужи­вания кранов мостовых опорного типа, управляемых с пола, и козловых, управляемых с пола

Грузозахватные приспособления для перемещения грузов кранами, их эксплуатация. Тара производственная

Основные сведения о технологическом процессе зацепки

(обвязки) и перемещения грузов

Порядок подготовки крана и груза к перемещению и вы­полнению погрузочно-разгрузочных работ

Порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ с по­мощью мостовых кранов опорного типа и козловых кранов, управляемых с пола

Выполнение складирования грузов

Безопасная организация и содержание рабочего места

Опасные зоны кранов мостовых и козловых, управляемых с пола. Средства безопасности

Безопасные приемы и методы работы. Действия при воз­никновении опасной ситуации

Охрана труда, пожарная безопасность, электробезопас­ность, охрана окружающей среды

Причины аварий и травматизма при работе с грузоподъем­ными кранами, управляемыми с пола

Программа теоретического обучения

Тема 1. Требования к персоналу, допускаемому к обслуживанию грузоподъемных кранов, управляемых с пола, и производящих зацепку грузов. Основные сведения о грузо­подъемных кранах.

Требования к персоналу, допускаемому к обслуживанию грузоподъемных кранов, управляемых с пола, и производящих за­цепку грузов: по возрасту, по состоянию здоровья. Сроки и по­рядок проведения инструктажей, проверки знаний, обучения, аттестации, медицинских осмотров.

Основные сведения о грузоподъемных кранах: краны мосто­вые и козловые, управляемые с пола.

Тема 2. Устройство, основы эксплуатации и техническо­го обслуживания кранов мостовых опорного типа, управ­ляемых с пола, и козловых, управляемых с пола.

Классификация кранов, их основные параметры. Техничес­кие характеристики мостовых и козловых кранов, управляемых с пола.

Осмотр и проверка работы крана на холостом ходу перед на­чалом работы (смены). Правила приемки и сдачи кранов сменщи­ками. Оформление результатов приемки смены.

Порядок и правила осмотра механизмов, грузовых канатов, крюковой подвески, болтовых и сварных соединений, электрообо­рудования, проверка функционирования пульта управления.

Проверка нулевой блокировки, работы ключ-марки, звукового сигнала (при наличии).

Тема 3. Грузозахватные приспособления для переме­щения грузов кранами, их эксплуатация. Тара производ­ственная.

Ознакомление с видами перемещаемых грузов, особенности перемещения грузов и деталей (со сложной конфигурацией, со смещенным центром тяжести, опасных грузов и т. д.), требования Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещению грузов, по строповке, перемещению и складиро­ванию таких грузов. Обеспечение схемами строповки, зацепки, кантовки грузов и картами складирования на участках и складе (погрузочно-разгрузочной площадке с обозначением расположе­ния автомобильного транспорта).

Грузозахватные приспособления, устройства, тара, применя­емые при подъеме и перемещении грузов кранами. Требования ПБ 10-382—00, эксплуатация, содержание, выбраковка.

Тема 4. Основные сведения о технологическом процес­се зацепки (обвязки) и перемещения грузов.

Перед подъемом груза: определение массы груза, проверка ее соответствия грузоподъемности СГЗП (съемных грузозахватных приспособлений) и крана, выбор грузозахватного приспособления и схемы строповки в зависимости от вида (штабелируемый или штучный нештабелируемый), геометрической формы и объема груза, степени опасности. Проверка надежности строповки или зацепки груза и отсутствия помех для его подъема.

При перемещении груза: удаление людей из опасной зоны на пути следования груза, ориентация груза в пространстве, выбор правильной траектории перемещения груза над стеллажами, штабелями, встречающимися на пути предметами, кузовом авто­транспорта.

Использование переносных площадок для доступа в кузов ав­томашины.

Пооперационный цикл погрузки и разгрузки автомобильного транспорта и железнодорожных контейнеров (с подробным рас­писанием действий старшего стропальщика и членов бригады).

Тема 5. Порядок подготовки крана и груза к перемеще­нию и выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

Проверка крана: грузозахватного органа — крюковой подвески, таблички крана, грузовых канатов, противоугонных устройств, ограничителей движения крана.

Выбор необходимых СГЗП.

Подготовительные работы перед перемещением грузов крана­ми.

Виды и схемы строповки грузов, расстроповка.

Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы.

Порядок применения СИЗ (средств индивидуальной защиты).

Тема 6. Порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ с помощью мостовых кранов опорного типа и козло­вых кранов, управляемых с пола.

Подъем и перемещение груза. Определение массы груза. Про­верка надежности строповки или зацепки груза. Использование

переносных площадок. Пооперационный цикл погрузки и раз­грузки автомобильного транспорта и железнодорожных контейне­ров. Допустимые габариты штабелей, проходов и проездов между штабелями, складирование профильного и листового металла.

Тема 7. Выполнение складирования грузов.

Требования ПБ 10-382—00 к погрузочно-разгрузочной площад­ке. Карта складирования. Технологическая карта.

Тема 8. Безопасная организация и содержание рабоче­го места.

Требования к организации и содержанию рабочих мест. Об­щие требования безопасности при работе кранами.

Тема 9. Опасные зоны кранов мостовых и козловых, уп­равляемых с пола. Средства безопасности.

Понятие опасных зон кранов мостовых и козловых, управляе­мых с пола.

Устройства и приборы для безопасной работы грузоподъем­ных кранов (концевые выключатели механизмов передвижения электрического тельфера, ходовой тележки, крюковой подвески, указатели, блокировки, ограничители, сигнализаторы и др.), их назначение, принцип действия.

Тема 10. Безопасные приемы и методы работы. Дей­ствия при возникновении опасной ситуации.

Безопасные приемы и методы работы при использовании для перемещения грузов кранов мостовых и козловых, управляемых с пола.

Требования инструкции по охране труда при возникновении опасной ситуации.

Тема 11. Охрана труда, пожарная безопасность, электро-безопасность, охрана окружающей среды.

Знакомство с приказами Ростехнадзора и по организации, ка­сающимися инцидентов, аварий и несчастных случаев при экс­плуатации грузоподъемных машин.

Правила оказания первой помощи пострадавшему при пора­жении электрическим током, кровотечениях, ушибах, вывихах и переломах, термических и химических ожогах, обморожениях, от­равлениях, травмах глаз, потери сознания, укусах насекомых и животных.

Причины пожаров на производстве, действия пожарных рас­четов, правила пользования огнетушителями и другими первич­ными средствами пожаротушения.

Особенность опасности постоянного и переменного тока, ос­новные и дополнительные СИЗ, плакаты и знаки безопасности, значение заземления и зануления в электрических сетях, осво­бождение человека от воздействия электрического тока.

Шаговое напряжение, действия по снижению разности потен­циалов на расстоянии шага человека.

Тема 12. Причины аварий и травматизма при работе с грузоподъемными кранами, управляемыми с пола.

На основании писем и предписаний Ростехнадзора, а также обзора чрезвычайных происшествий в средствах массовой инфор­мации довести до сведения персонала аргументированные факты: неправильные действия при управлении и обслуживании кранов часто ведут к авариям, инцидентам и несчастным случаям.

В чем разница между зацепщиком или стропальщиком

Это очень сложная, ответственная и довольно опасная профессия. Но люди, далекие от погрузок и разгрузок, порой путают стропальщиков с такелажниками или грузчиками. А ведь их работа стоит того, чтобы знать о ней больше. Итак, чем конкретно занимается стропальщик, что он должен уметь и где этому можно научиться?

Название профессии происходит от голландского слова «strop» – «петля». Теперь стропом называют металлический или реже другой трос с петлями, при помощи которого груз крепится к крюку подъемного крана. Строповка – это обвязка груза, его закрепление на специальном приспособлении грузоподъемной машины, правильная установка подвешенного предмета после подъема и отцепка после перемещения в нужное место.

Все перечисленные манипуляции выполняет стропальщик. Он полностью отвечает за то, чтобы грузы были закреплены грамотно и правильно. Во многом именно от стропальщика зависит сохранность перемещаемых предметов и безопасность окружающих людей. Поэтому его работа требует специальных знаний и практических навыков.

Стропальщики, такелажники и крановщики: отличия и взаимодействие

Все эти специалисты работают над одной задачей – перемещением тяжелых, габаритных грузов. Чем же отличаются стропальщики от такелажников? Первые работают в паре с крановщиками, используют стропы, захваты, траверсы, бади для навешивания груза на крюки подъемных кранов. Такелажники же перемещают габаритные предметы самостоятельно, при помощи «своих» приспособлений – талей, лебедок, козел, скатов, домкратов, тележек и пр.

Читайте также  В чем разница между теоцентризмом и деизмом?

Стропальщик всегда тесно взаимодействует с крановщиком. Закрепив груз на крюке, он подает сигнал к началу его перемещения. Во время работы очень важно постоянно поддерживать диалог и согласовывать действия крановщика и стропальщика. Для этого используют специальные сигнальные жесты и слова – «вира» (вверх), «майна» (вниз) и пр. Когда расстояние, постройки или шумы мешают специалистам общаться напрямую, они применяют рацию.

А порой бывает и так, что крановщик из кабины вообще не видит груз. В таких случаях он может работать, полагаясь исключительно на команды стропальщика. Согласно технике безопасности, крановщик не имеет права начинать работу с грузом, не убедившись в наличии квалифицированного специалиста по строповке.

Какие знания нужны стропальщику?

Для получения профессионального удостоверения работник должен хорошо знать следующее:

  1. Правила выбора приспособлений. В зависимости от типа, веса, формы, габаритов груза, для его строповки применяют разную оснастку. Неправильно выбранный строп может стать причиной аварии с самыми трагическими последствиями.
  2. Нормы браковки канатов, технические требования к состоянию тросов, крюков, чалок и других строповочных приспособлений. Стропальщик перед началом работы должен осмотреть оснастку, чтобы убедиться в ее исправности и соответствии типу груза.
  3. Словесные и жестовые сигналы для управления действиями крановщика. Здесь нужна точность и определенность, ведь любая ошибка или двусмысленная трактовка команды может привести к аварии.
  4. Нормы техники безопасности, действующие при перемещении грузов кранами и другими грузоподъемными механизмами. Стропальщик имеет право не выполнять чьи либо указания, если они противоречат утвержденным нормам.
  5. Правила пользования средствами пожаротушения и оказания первой медицинской помощи. Травмы при погрузочно-разгрузочных работах – не такая уж редкость. И все работники на площадке должны знать порядок действий в условиях форс-мажора.

Умения и навыки, необходимые для строповки

Стропальщик-профессионал должен уметь:

  • Определять центр тяжести груза. Без этого невозможно правильно подвесить тяжелые предметы сложной формы. А ведь очень важно, чтобы они во время подъема оставались в одном положении, не кренились и не переворачивались.
  • Надежно закреплять стропы даже в том случае, если у груза нет штатных строповочных приспособлений.
  • Скоординировать действия крановщика так, чтобы закрепленный предмет был поднят без раскачки и вращения.

Кроме перечисленных знаний и навыков, для строповки грузов нужны хорошая координация движений, точный глазомер и отличная физическая форма.

Профессиональная подготовка стропальщиков

Строповочные работы нельзя доверять обычным грузчикам. И дело здесь не только в отсутствии «корочки» и возможных штрафах со стороны служб по охране труда. Сами по себе манипуляции с тяжелыми габаритными грузами очень опасны. Любая ошибка или невнимательность стропальщика может обернуться настоящей трагедией или, как минимум, серьезными материальными потерями.

К примеру, неправильно подвешенный груз способен опрокинуть подъемный кран. Высокая парусность предмета при его неверном перемещении станет причиной обрыва крюка со стрелы. А слабо закрепленный груз может очень неудачно упасть.

В связи с высокой ответственностью к строповке допускаются только квалифицированные рабочие со специальными удостоверениями на руках. Такие документы получают после обучения в ПТУ или на производственных курсах и последующей аттестации представителями Ростехнадзора. Также для допуска к работе необходимо пройти медицинскую комиссию и стажировку под руководством опытного специалиста.

Работающие стропальщики ежегодно проходят переаттестацию. Иногда, при подозрении на недостаточный профессионализм сотрудника, эту процедуру проводят чаще. Также возможна внесрочная переподготовка специалистов, если на предприятии появляются новые строповочные приспособления или грузоподъемные машины. Всего в России предусмотрено пять квалификационных разрядов стропальщиков – со второго по шестой.

Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

1 января 2021 года вступили в силу новые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. Расскажем, на какие изменения работодателям стоит обратить особое внимание

Кто обязан следовать новым правилам

Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах утверждены Приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н. Их должны соблюдать все: организации, ИП, работодатели-физлица и сотрудники. До 2021 года работодатели-физлица были освобождены от этой обязанности.

Что следует учесть работодателю

Обратите особое внимание на следующие положения новых правил:

  1. При разработке инструкций по охране труда нужно учитывать еще и требования технической документации изготовителей оборудования.
  2. Большая роль отведена требованиям охраны труда при работе с оборудованием. Так, согласно п. 13 Правил определены случаи, при которых запрещена эксплуатация съемных грузозахватных приспособлений. Например, нельзя их использовать, если повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки, а также если повреждены канатные и цепные съемные грузозахватные приспособления. Съемные грузозахватные приспособления с дефектами, повреждениями, несоответствиями эксплуатационной документации заводов-изготовителей не должны находиться на месте производства работ.
  3. Интервал до заднего борта машины при размещении вблизи здания не может быть меньше 80 см (раньше минимальным было расстояние 1,5 м).
  4. Водителям грузоподъемных машин больше не нужно иметь удостоверение на право производства работ.
  5. Исключено требование при переноске грузов соблюдать интервал 3 м между идущими.
  6. Установили дополнительные требования к перемещению грузов. Так, в п. 26 Правил указано, что масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины. У стреловых кранов — с учетом вылета стрелы выносных опор и противовесов. В п. 27 определено: если нет данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза, его подъем с помощью грузоподъемной машины производится только при непосредственном руководстве лица, ответственного за безопасное производство работ.
  7. После строповки груз для проверки надежности должен быть поднят на высоту 200–300 мм от уровня пола. Ранее действовала формулировка «не более 1 м».
  8. Появился запрет перемещать груз над рабочими местами, если в зоне перемещения находятся люди. Ранее он касался только грузов, подвешенных на крюк крана.
  9. Разница в загрузке тележек вагонов не должна превышать 15 тонн для шестиосных вагонов.

Важное требование: если необходимо погрузить или разгрузить объекты массой от 50 до 500 кг, организация должна применять грузоподъемное оборудование и тельферы, лебедки, тали. В старой редакции Правил такая обязанность появлялась при операциях с грузами от 80 кг. Ручная погрузка и разгрузка аналогичных грузов допускается под руководством лица, назначенного ответственным за безопасное производство работ приказом руководителя организации. Важное условие: нагрузка на одного сотрудника не должна превышать 50 кг.

В соответствии с этими требованиями в организации должен быть составлен локальный нормативный акт — инструкция по охране труда по выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Пример такого документа — в нашей шпаргалке внизу статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Нужен ли инструктаж в связи с изменением правил

Наталья Герасименко, руководитель направления по охране труда в Контур.Школе:

«Введение новых или изменение законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда — это основание для проведения сотрудникам внепланового инструктажа по охране труда.

Утвердите новые инструкции по охране труда с учетом изменившихся требований к погрузочно-разгрузочным работам и проведите внеплановый инструктаж с теми работниками, которых коснулись нововведения.

Определите объем и содержание внепланового инструктажа. Программу утвердите приказом работодателя. Инструктаж сопровождайте практическим показом безопасных приемов и методов труда».

Как провести инструктажи и внести изменения в инструкции по охране труда, узнайте в экспресс-курсе: «Охрана труда с нуля для начинающих специалистов, бухгалтеров, кадровиков и ИП».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

ИОТ при погрузочно‑разгрузочных работах 836.9 КБ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: