В чем разница между алавитами и суннитами?

В чем разница между алавитами и суннитами?

Нынешняя ситуация в Сирии кажется европейцам непонятной и запутанной. Дело в том, что она осложнена религиозными воззрениями противоборствующих сторон, конфликтом между различными течениями Ислама.

Когда великий пророк Мухаммед умер, на его плодах взросло государство – Халифат. Халифом был провозглашен Абу Бакр, один из самых влиятельных сподвижников пророка.

Историки часто отмечают, что ранний Ислам держался в единстве только за счет силы и харизмы великого пророка. Поэтому сразу после кончины Мухаммеда произошел раскол Ислама. Причина была политической, а главным вопросом был вопрос престолонаследия. Одни считали, что править должны те, в чьих телах есть кровь Мухаммеда, ибо только так, по наследству, передается божественная мудрость, необходимая имаму. Другие выступали за выборность верховной власти, поскольку вся божественная мудрость уже записана и передана людям. Образовались ряд течений, ключевыми из которых стали шиизм, почитавший Али и род его, и ортодоксальный суннизм, вера праведников.

Абу Бакр правил два года. Сменилось два халифа, прежде чем мусульманами стал править Али. Сбылось то, чего желали шииты. По-настоящему конфликт разгорелся после гибели Али. Вопрос престолонаследия встал еще более остро.

Позднее на почве шиизма развилась секта алавитов. О них, а также о суннитах пойдет речь ниже.

Святое предание

Мухаммед, неся слово и мудрость Аллаха через пустыни Аравии, собрал вокруг себя великое множество последователей. Они передавали из уст в уста святые речи и поступки пророка, которые позднее были записаны в виде хадисов (преданий) и легли в основу сунны. Сунна – это жизнеописание, которое дает пример людям и служит им руководством в повседневном быту. Наравне с Кораном она послужила источником для шариата.

Сунниты, то есть те, кто следует сунне, после раскола выступили против избрания правителем потомков Али. У них был другой принцип. Пусть правит тот, кто наиболее этого достоин. И большинство их поддержало. Суннизм стал наиболее распространенной веткой ислама. Таковой он остается до сих пор. Около 90% мусульман – сунниты.

Эклектическая вера

Культ почитания Али развили шииты. Подхватили его алавиты. Их ислам – весьма специфичная религия, которая носит в себе черты христианства, буддизма и других практик. Так, по крайней мере, считается. Осложняет вопрос принцип «тыкая», согласно которому внутренняя вера не зависит от внешних проявлений. Пусть хоть библию целуют на людях, а в душе верить будет в Аллаха. Делается это, чтобы скрыть основы учения от чужаков, ибо для алавитов их религия — дар, доступный избранным.

Алавиты вобрали в себя христианский гностицизм и христианские обряды. В большинстве источников сообщается о некой триединой структуре: Али воплотил в себе Смысл Господень, Мухаммед – имя Господне, Салман аль-Фарси, первый не араб, принявший Ислам, стал воплощением Врат, ведущих к Господу. Иногда сообщают о таинственной книге Китаб аль-Маджму, которую написали в подражание Корану. Никаких ее текстов до историков не дошло.

Возможно, таковой их вера стала, поскольку они постоянно подвергались гонениям. Им пришлось приспосабливаться под господствующие верования. Так, например, когда пришли крестоносцы, они приняли к практике христианские обычаи.

На сегодняшний день вера алавитов наиболее распространена в Сирии – 10-15% от населения страны. К их последователям принадлежит и нынешний правитель Сирии – Башар Асад.

Точки соприкосновения

В двадцатом веке в истории Ислама настал момент, когда суннитам пришлось признать алавитов мусульманами. Это была политическая необходимость, но идеологические аргументы тоже пришлось привести. Основные из них:

  • Алавиты чтят Коран, хотя и считают, что это лишь часть божественного откровения.
  • Алавиты чтят отдельные хадисы сунны, в которых Мухаммед не говорит плохого о своем двоюродном брате Али.
  • Алавиты следуют, но по-своему и не всегда, пяти основным столпам Ислама: верят в единого Бога, совершают намаз (реже, чем сунниты), постятся в преддверии Рамадана (пост их короче, чем у ортодоксальных мусульман), практикуют закят и хадж.

Различия

На самом деле сходства их призрачны. Пять столпов Ислама алавиты трактуют символически, потому не считают их выполнение обязательным. Трудно вообще определить основные религиозные практики и понятия алавитов. Принцип «тыкая». Они скрывают истинную веру. Можно ли назвать то, что они показывают всем, их подлинной религией?

Считается, что алавиты верят в переселение души, обожествляют Али, называют его творцом человеческого мира. Абсолютная ересь в глазах суннитов. Помимо этого, они пьют вино, разрешают мужеложство, празднуют христианские Рождество и Пасху, изучают Евангелие, почитают Иисуса Христа и его апостолов, полагая, что в образах великих пророков людям являлся сам Господь. Важной фигурой в их веровании стала Фатима, дочь пророка и супруга Али. Она выступала против суннитов, считала, что те узурпировали власть, посадив на трон Абу Бакра.

Главное же различие кроется в отношении к потомству Мухаммеда и Али. Сунниты считали, что вся мудрость, все необходимые знания уже изложены в Коране и Сунне, а потому нет никакой необходимости в том, чтобы исламским обществом правил некто из рода Мухаммеда. Шииты и алавиты, напротив, полагали, что божественная мудрость передается по крови, что наместником на земле может быть только тот, кто принадлежит к родне великого пророка.

Кто такие сунниты, шииты и алавиты: в чем разница и каковы основные различия между ними

В последние годы Ближний Восток не покидает заголовков новостей мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие здесь, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. В этом месте переплелись интересы крупнейших игроков мировой арены: США, Европы, России и Китая.

Чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть в прошлое. Противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все отчетливее напоминают религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобное уже случалось в истории: европейская Реформация привела к столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если непосредственно после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами. Из суннитов — причем самого радикального толка — состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией на этапе становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет лучше разобраться в вопросе.

  1. Течения ислама
  2. История и суть конфликта
  3. Чем еще отличаются сунниты и шииты
  4. Численность и места проживания суннитов и шиитов
  5. Алавиты

Течения ислама

Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али — друг Аллаха».

Читайте также  В чем разница между консулом и послом?

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

  • Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
  • Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
  • Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
  • Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
  • Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.

Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов — имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания суннитов и шиитов

Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.

О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, поскольку эта группа активно использует практику такия, позволяющую верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

Новое в блогах

Сообщество «Религия и вера»

КТО ТАКИЕ СУННИТЫ, ШИИТЫ И АЛАВИТЫ

Сунниты, шииты, алавиты, ваххабиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях , но для многих эти слова ни о чем не говорят. Исламский мир — кто есть кто. Давайте разберёмся в чём разница. Вот некоторые течения в исламском мире.

СУННИТЫ — САМОЕ ШИРОКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ИСЛАМЕ

Сунниты — самое широкое течение в исламе

Что обозначает название Сунниты

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло течение: после смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания Суннитов по всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи: Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи). Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али. В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

ШИИТЫ: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ

Шийа – приверженцы, последователи

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло: После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: по разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания Шиитов: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи Шиитов: признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места Шиитов: Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

СУФИСТЫ. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло: VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев: Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания: Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи: Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

АСАРИЯ — СУННИТСКАЯ ШКОЛА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ, БОЛЬШИНСТВО ПРИВЕРЖЕНЦЕВ – САЛАФИТЫ

Что обозначает название: Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло: IX век.

Идеи: Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

САЛАФИТЫ — ИМЕННО ОНИ ЧАЩЕ ВСЕГО АССОЦИИРУЮТСЯ С ИСЛАМСКИМИ ФУНДАМЕНТАЛИСТАМИ

Что обозначает название: Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло: Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев: По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания: Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи: Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители: Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

Читайте также  В чем разница между языками java и javascript?

ВАХХАБИТЫ

Что обозначает название Ваххабиты: Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Когда возникло: В XVIII веке. Сколько приверженцев: В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания: Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия. Идеи Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

АЛАВИТЫ (НУСАЙРИТЫ) И АЛЕВИТЫ (КЫЗЫЛБАШИ)

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название Алавиты : Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты Башар Асад, президент Сирии.

В чем разница между алавитами и суннитами?

Происходящее сейчас в Сирии весьма легко представить как борьбу суннитов, составляющих 75% населения страны, против угнетающего их алавитского (нусейритского) меньшинства, чья численность не превышает 10-11% населения. На самом же деле все обстоит отнюдь не столь однозначно.

В период османского владычества алавиты рассматривались как люди третьего сорта, стоящие ниже христиан и иудеев. Им было, например, запрещено свидетельствовать в суде. В отношении них продолжала действовать фетва средневекового факиха Таки ад-Дина ибн Теймийи (1263-1328 гг.), который «считал нусейритов еще более неверными, чем идолопоклонники и объявил им законный джихад»(1).

Положение изменилось после превращения Сирии во французскую подмандатную территорию. Колониальные власти стремились опереться на алавитское меньшинство, и в частности широко рекрутировали нусейритов в «туземные войска». В 1936 г. фетвой муфтия Палестины Амина аль-Хусейни они были признаны мусульманами. Но при этом нельзя упускать из виду, что и при турках, и при французах многоконфессиональная и многонациональная Сирия оставалась, в целом, веротерпимой страной, и хотя между различными общинами существовали трения и вспыхивали конфликты, межрелигиозная вражда никогда не была фактором, определявшим развитие внутриполитической ситуации. Одно из свидетельств тому – антиколониальное восстание 1925-1926 гг., в котором приняли участие все религиозные общины и которым руководил друзский вождь Султан аль-Атраш.

После получения Сирией независимости на первый план в политической жизни страны вышла армия, ведущую роль в которой играли алавиты. Позже они составили также и костяк государственного аппарата и Партии арабского социалистического возрождения («Баас»). В 1973 г. ливанский имам Муса Садр по просьбе президента Хафеза Асада признал нусейритов членами шиитской общины(2). Но при этом САР оставалась светским государством, ориентированным на построении «арабского социализма» и придерживавшимся идеологии арабского национализма. Алавиты, хотя и занимали важные позиции в государственно-партийной системе, не были господствующим меньшинством, угнетающим другие конфессии. Что касается оппозиции, то она была представлена в первую очередь «Братьями-мусульманами», которые являлись в своем большинстве суннитами, выступали за превращение Сирии в теократическое государство, рассматривали нусейритов как еретиков и призывали «пропустить их через мясорубку, а их кожу отдать на съедение собакам»(3). В ходе мятежей, которые поднимали «братья» в 1979-1982 гг., они убивали военнослужащих, чиновников и членов партии «Баас», но при этом алавиты были их излюбленной мишенью. В результате только из Халеба (Алеппо) тысячи нусейритов бежали в прибрежные районы, где преобладает алавитское население. Выступления «братьев» были беспощадно подавлены армией. Вместе с тем было бы упрощением полагать, что все нусейриты поддерживали Х.Асада и баасистов. В 80-е годы многие из них вступили в Партию коммунистического действия Сирии (ПКДС), возглавлявшуюся Рашидом Турком и добивавшуюся свержения режима, который рассматривался как буржуазный и антинародный. Выступившие тогда на стороне ПКДС жители алавитского местечка Айн аль-Бейда под Латакией подверглись столь же жестоким репрессиям, что и сунниты расположенного поблизости населенного пункта Баб Ага.

После прихода к власти президента Башара Асада, начавшего осуществлять либерализацию экономики, алавиты стали терять свое привилегированное положение. На первый план постепенно выдвигалась быстро богатевшая суннитская буржуазия. Изменению ситуации способствовало и то, что сам Б.Асад родился в Дамаске, не был связан с населением прибрежных районов, женился на суннитке и включил ряд суннитских бизнесменов в состав своего окружения. С другой стороны, реформирование экономики повлекло за собою закрытие части предприятий госсектора, 20% должностей в котором занимали нусейриты, что привело к безработице среди алавитской молодежи.

Таков был исторический фон, на котором вспыхнула нынешняя смута.

Первоначально оппозиция выступала преимущественно под светскими лозунгами, требуя проведения демократических реформ. Вскоре, однако, все возрастающую роль стали играть салафитские группировки, добивающиеся превращения Сирии в теократическое государство. Как и в прошлом, жертвами исламистского террора становились бойцы сирийских вооруженных сил, государственные служащие, функционеры «Баас», но – как и ранее – острие атак было направлено против нусейритов. Уже весной 2011 г. антиправительственные демонстрации проходили под лозунгом «Алавитов — в могилы, христиан – в Бейрут»(4). Фундаменталисты рассчитывают, что придав кризису религиозное измерение, они смогут привлечь на свою сторону суннитов, составляющих не только большинство населения страны, но и – что весьма важно – большинство личного состава армии. Частично им это удалось. Так, в Хомсе уже весной 2011 г. появились признаки того, что вспыхнувший там конфликт трансформируется в межконфессиональный: жители алавитских кварталов стали мишенью снайперов, затем вспыхнули боестолкновения на границе нусейритских и суннитских районов, и город стал напоминать Бейрут времен гражданской войны. В результате десятки тысяч алавитов бежали в прибрежные районы. В настоящее время сложилось положение, при котором армия, хотя она и сохраняет верность режиму, физически не в состоянии обеспечивать безопасность населения на всей территории страны. Это вынуждает жителей создавать отряды самообороны, которые формируются по территориально-конфессиональному или территориально-национальному принципу, что чревато превращением САР с течением времени в арену борьбы всех против всех.

Салафиты, великолепно сознающие значение психологической войны, широко прибегают к дезинформации, рассчитывая таким путем, с одной стороны, еще больше дестабилизировать ситуацию, а с другой – привлечь симпатии общественного мнения зарубежных стран. Ярким примером тому являются события в населенном пункте Хула 25 мая с. г., где в результате массовой резни погибло 110 человек, треть из которых составляли дети. Исламисты сразу же возложили вину за происшедшее на военизированные проправительственные формирования «Шабиха» («Призраки»). Эти заявления, тут же широко растиражированные телестанцией «Аль-Джазира» и западными телевизионными каналами, произвели весьма неблагоприятное для Дамаска впечатление на население мусульманских стран и повлекли за собою рост притока в Сирию добровольцев, воюющих на стороне фундаменталистов.

В сложившейся ситуации сирийское правительство делает все возможное, чтобы предотвратить перерастание конфликта в межконфессиональную войну, и такая его линия является абсолютно логичной. Именно в силу этого следует полагать соответствующей действительности версию властей, что резня в Хуле была устроена ворвавшимися в этот населенный пункт несколькими сотнями террористов: организовывать подобное побоище было не в интересах Дамаска вообще и, особенно, накануне приезда в Сирию специального представителя ООН и ЛАГ Кофи Аннана.

У алавито-суннитского противостояния имеется и внешнее измерение. В глазах арабского мира Сирия и Иран выглядят как чуть ли не единое шиитское образование, в то время как западная пропаганда, обрушиваясь на иранскую ядерную программу и «антинародный режим» Б.Асада также объединяет иранских аятолл и сирийских баасистов в одно целое, которое представляет, де, угрозу цивилизации и с которым в силу этого следует покончить.

Однако и здесь дело обстоит не столь однозначно. Отношения между двумя странами еще недавно не были столь уж безоблачными, несмотря даже на то, что САР поддерживала Иран во время ирако-иранской войны. Весной 1982 г. аятолла Р.Хомейни, установивший тесные связи с сирийскими «Братьями-мусульманами», осудил подавление Х.Асадом мятежа в Хаме, что привело к осложнению сирийско-иранских отношений. В 80-е годы во время гражданской войны в Ливане между Дамаском, выступавшим за сохранение светского характера Ливанского государства и поддерживавшим Национально-патриотические силы, и Тегераном, делавшим ставку на «Хизбаллу» и «Аль-Джихад аль-ислами» и стремившимся превратить страну в теократическое государство наподобие ИРИ, неоднократно возникали трения. Дело доходило до столкновений в Бейруте между сирийскими войсками и иранскими Стражами исламской революции. В июле 1987 г. Х.Асад публично заявил, что «Сирия никогда не позволит Ирану создать там [в Ливане – А.П.] исламскую республику. Ни исламской республики, ни маронитской республики» — акцентировал он(5). Отношения между двумя странами нормализовались лишь после того, как в 1989 г. после смерти Р.Хомейни в Тегеране приняли решение отказаться от экспорта исламской революции насильственными средствами. В результате взаимодействие между двумя странами существенно расширилось. Оно основывалось на близости подходов САР и ИРИ к вопросам противодействии Израилю, которое осуществлялось на «ливанском поле», где обе страны поддерживали «Хизбаллу», а в последующем на необходимости сплочения перед лицом угрозы, создаваемой и Дамаску, и Тегерану политикой Запада. Но при этом сирийско-иранские отношения нельзя рассматривать как союз двух стран, в которых у власти находятся шииты. Сирия остается светским государством. Ее официальной идеологической доктриной является арабский национализм, в то время как мусульманской религии отводится второстепенная роль. Иран же представляет собою государство теократическое. В силу этого союзные отношения между двумя странами основываются не столько на принадлежности их руководства к шиизму, сколько на геополитических предпосылках.

Читайте также  В чем разница между «ноль» и «нуль»

Одним из крайне негативных последствий нынешнего кризиса является распространение среди различных групп сирийского населения чувства вражды к другим конфессиям. Как констатирует директор иорданской организации «Спасти детей» Саба аль-Мубаслат, работающая в лагерях сирийских беженцев, «налицо опасения, что ненавистью уже заражено целое поколение»(6). Антиалавитскими настроениями пропитаны даже дети, заявляющие: «Мы никогда не будем вместе с ними Мы хотим убить их всех после победы революции»(7). Мятеж, уже посеял, таким образом, «зубы дракона», которые рано или поздно дадут свои всходы.

Чем бы ни завершилась нынешняя смута, не вызывает сомнений, что Сирия никогда уже не будет такой, какой она была ранее. Как показывает опыт всех без исключения гражданских войн, их следствием становится повсеместное распространение чувства ненависти к противнику и расправа победителей с побежденными. В случае с САР сохранение у власти баасистского режима повлечет за собою репрессии против разгромленной оппозиции, в т. ч. против салафитских суннитских группировок. Если же победят повстанцы, то за этим последуют расправы с приверженцами нынешнего режима, включая алавитов. Результатом станут бегство сотен тысяч из них в прибрежные районы и попытки создать там нусейритский анклав. Исторический прецедент тому имеется: в подмандатной Сирии французами было образовано «алавитское государство» со столицей в Латакии. Наихудшим же вариантом был бы распад страны на ряд самостоятельных областей по религиозному и национальному признакам, и для этого также имеется прецедент – в свое время Сирия была разделена колониальными властями на шесть псевдогосударственных образований. Это обернулось бы для сирийцев национальной трагедией, и к тому же повлекло бы, скорее всего, за собою дестабилизацию всего региона. Избежать развития событий по упомянутым трем сценариям возможно, по-видимому, только в случае выхода на политическое урегулирование, которое обеспечило бы развитие САР на путях демократизации. Вместе с тем достижение такого урегулирования представляется с учетом нынешней военно-политической ситуации в Сирии делом весьма непростым.

1) См.: Halmi H. Nusairi. – Dans: L’Encyclopédie de l’Islam. P., 1993, p. 148-150.

2) Подробнее см.: Kramer M. Shi’ism. Resistance. L., 1990, p. 237-253.

3) Выступление сирийского оппозиционера шейха Арура по саудовскому телевидению. – Подробнее см.: Pierret T. Syrie: l’Islam dans la revolution. // Politique étrangère, №4 2011, p. 879-891.

4) Balanche F. Les Alaouites et la crise politique en Syrie. // Les Clés du Moyen-Orient, 07.03.2012 – á:

5) Ушаков В.А. Иран и мусульманский мир. М., 1999, с. 170.

Чем отличаются сунниты от шиитов

Шииты и сунниты — две основные ветви ислама, представители которых конфликтуют уже на протяжении многих веков. Причины вражды обусловлены многими факторами, в том числе политическими.

Как передает Day.Az, об этом пишет russian7.ru.

Корни раскола

Разделение мусульманской уммы (общины) на две ветви произошло в седьмом веке, после смерти пророка Мухаммеда. Между его сподвижниками возник спор о том, кто должен быть его приемником. Часть мусульман выступала за выборность халифов, другая же видела новым предводителем уммы зятя Мухаммеда Али, а наследовать власть должны были исключительно его потомки.

Несогласные с этим ссылались на то, что ни в Коране, ни в Сунне о божественном предназначении Али и его потомства, а также об обоснованности их претензии на власть ничего не сказано. Шииты же утверждали, что священные книги подлежат толкованию: то, что в них записано, не обязательно воспринимать буквально.

Через 24 года после смерти Мухаммеда, в 656 году, Али стал халифом. Но правил он недолго: в государстве разразилась гражданская война, и в 661 году Али был убит в результате покушения. После этого власть в халифате захватил правитель Сирии Муавия. Он заключил союз с сыном Али имамом Хусейном. Последнему не нравилось, что Муавия собирался передать власть своему сыну, что автоматически приводило к установлению наследственной монархии.

Противостояние с потомками Муавии привело к убийству Хусейна и его сыновей в Кербеле. Как отмечает профессор Американского университета в Вашингтоне, автор книги «Путешествие в ислам» Акбар Ахмед, шииты признали Хусейна мучеником за веру, а город Кербела, где его убили, стал для них священным.

После этого раскол между мусульманами оформился окончательно. Приверженцы Али были названы «шиитами» (с арабского — «последователи Али»), а их оппоненты — «суннитами» (сторонники догматического подхода).

Главные различия

По словам зампреда Совета муфтиев России Рушана Аббясова, в отличие от христианства, где разделение на православие и католицизм произошло по большей части на религиозной основе, распад единой мусульманской общины случился в основном по политическим мотивам.

Для суннитов халиф может выбираться путем всенародного голосования. Кроме того, они разделяют светскую власть и духовную: религиозный лидер должен прежде всего заниматься соответствующими вопросами. Шииты же, отмечает востоковед-арабист Алексей Чупрыгин, полагают, что править мусульманами могут исключительно потомки Али — имамы, причем в их руках должна быть сосредоточена как политическая, так и религиозная власть.

Сунниты полагают, что строгое, догматическое следование предписаниям священных книг — кредо каждого мусульманина. В Сунне и Коране при этом не сказано о правах на власть Али и его потомков, а раз так, то претензии шиитов, считают их оппоненты, беспочвенны. По словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают используемый суннитами Коран сфальсифицированным, утверждая, что оттуда специально убраны стихи о назначении Али преемником Мухаммеда.

Посредничество между богом и человеком, которое, с точки зрения шиитов осуществляет имам, для суннитов является ересью. Для посредников Али же неприемлем суннитский догматизм, который, считают они, порождает радикальные течения, в том числе ваххабизм.

С оружием в руках

В современном мире сунниты составляют абсолютное большинство мусульман — порядка 90%. Шииты же сосредоточены компактно, и в основном проживают в Иране, Восточном Афганистане, Ираке, Сирии и Йемене. Религиозные разногласия, а также сложная политическая обстановка на Ближнем Востоке, отмечают эксперты, стала причиной разразившихся на рубеже веков вооруженных конфликтов между представителями двух ветвей ислама.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция, давшая начало подъему шиитов по всему Ближнему Востоку. Спустя год Ирак, большинство населения которого составляли шииты, но правящая верхушка при этом была суннитской, объявил войну Ирану. Именно этот конфликт стал первым в новейшей истории столкновением двух ветвей ислама на поле боя.

Свержение режима Саддама Хуссейна в Ираке в 2003 году стало началом «шиитского реванша»: они начали возвращать себе государственные посты и укреплять положение в системе госуправления, что вызвало недовольство суннитов. Однако профессор Мичиганского университета Хуан Коул утверждает, что продолжающийся конфликт между двумя ветвями ислама в этой стране связан больше с борьбой за власть, чем с религиозными разночтениями.

Еще одной точкой столкновения суннитов и шиитов стала Сирия. С 2011 года в арабской республике идет гражданская война, которая имеет, в том числе, конфессиональную подоплеку. По данным обзора Международной комиссии по религиозной свободе Госдепартамента США за 2015 год, большая часть сирийских мусульман (74%) — сунниты, шиизм исповедуют лишь 13% граждан. При этом алавиты (ветвь шиизма) составляют правящую элиту в республике.

В чем разница между суннитами и шиитами?

Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых четырёх праведных халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Шииты считают, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда — Фатимы.

Где проживают сунниты?

Суннизм
Противники шииты, хариджиты
Распространение
Регионы Северная Африка, Ближний Восток, Центральная и Южная Азия, Кавказ, Балканы, Поволжье и др.
Этнические группы арабы, берберы, персы, тюрки, панджабцы, индонезийцы

В чем сходство и различие между суннитами и шиитами?

Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али. … Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда. Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.

Кто такие сунниты и шииты и салафиты?

Салафи́я (араб. سلفية‎ от араб. سلف‎ — «предки, предшественники») — движение в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб.

Где проживают шииты?

Мусульмане-шииты составляют большинство населения в Иране, Азербайджане, Ираке и Бахрейне. Шиитского вероучения придерживаются по разным оценкам от 27 % до 35 % населения Ливана; до 30 % в Кувейте. В Афганистане шииты составляют от 15 % до 19 % населения страны.

Кого больше суннитов или шиитов в мире?

Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских сект (ахмадиты, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).

Сколько раз в день молятся шииты?

Молитва. Во-первых, её кратность: сунниты совершают 5 раз в день, шииты же 3. Во-вторых, сунниты молятся со скрещенными руками, шииты — с опущенными.

Сколько имамов в исламе?

Двенадцать имамов (араб. الأئمة الاثنا عشر‎) — в шиизме религиозные и политические преемники пророка Мухаммада.

Кто такие суфии и салафиты?

Салафиты полагают, что суфии поклоняются помимо Бога еще кому-то или чему-то. На самом деле, в суфизме очень высок авторитет учителя: мюрид (ученик) должен полностью подчиняться муршиду (учителю, наставнику), подражать ему, беспрекословно выполнять его требования.

Сколько будет течений в исламе?

В Исламе существуют два основных направления: сунниты и шииты. Раскол этот, положивший начало огромному числу восстаний и войн, уходит в глубь веков ко времени кончины Пророка Мухаммеда. Пророк, умирая, хотел видеть своим преемником (халифом – заместителем Пророка (арабск.)) своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба.

Почему шииты не любят аишу?

Статус любимой жены Шииты считают, что Аиша не была любимой женой Мухаммада и утверждают, что он не отдавал предпочтения ни одной из них. При этом они ссылаются на текст Корана и изречение Мухаммада. … Её противопоставляют Аише, как сохранявшую верность семье Мухаммада и после его смерти.

Сколько мазхабов у шиитов?

К настоящему времени среди суннитов, которые составляют абсолютное большинство мусульман мира, распространение имеют четыре канонические школы права: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы.

Где больше всего мусульман в России?

«Этнические мусульмане», то есть народы, традиционно исповедующие ислам, согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии (98 %), в Чечне (96 %), в Дагестане (94 %), в Кабардино-Балкарии (70 %), в Карачаево-Черкесии (54,6 %), в Башкортостане (54,5 %), в …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: